Карлов мост в праге

Достопримечательности Карлова моста: история в каждом камне

Наверное, ни с одной достопримечательностью Праги не связано столько легенд, как с мостом императора Карла. Одна из них связана со святым великомучеником Яном Непомуцким (Иоанн Непомук), замученным пытками и сброшенным с моста во Влтаву по приказу Вацлава IV. По преданию там, где воды сомкнулись над головой святого, засияли пять звезд, которые теперь изображаются на каждом его портрете. Сегодня на месте гибели Яна Непомуцкого, где вмурован крест и два гвоздя из меди, и у его памятника можно загадать желание.

Староместская башня Карлова моста – одно из красивейших готических архитектурных сооружений Европы. Ее стены украшены гербовыми изображениями Римской империи. Над входом в башню можно увидеть высеченное из камня изображение зимородка, с которым связано много легенд. Здесь вы можете посмотреть на искусную заботу чешских скульпторов, статуи императоров Карла IV и Вацлава IV, святых Вита (покровителя Карлова моста), Сигизмунда и Войтеха (покровителей Чехии).

На западном конце моста возвышаются Малостранские башни. Первая – самая маленькая, отличающаяся характерной для романской архитектуры мощью, была перестроена в ренессансном стиле (1591 г.). Коронованный представитель династии Подебрадских панов – Иржи (Георгий) в 1464 г. издал указ о строительстве второй башни, которая сегодня по стили очень схожа со Староместской. Ворота между Малостранскими башнями возводились уже при короле Вацлаве IV. До XVII-XVIII вв. Карлов мосту украшали только эти три башни.

Начало эпохи барокко позволило талантливейшим чешским скульпторам того периода (1683-1714 гг.) создать на Карловым мосту уникальнейшую в мире скульптурную галерею из 30 статуй. Именно с ней в первую очередь связывают имена Матиаша Брауна, Фердинанда Максимилиана и Яна Брокофа с сыновьями. Каждый, попавший на Карлов мост турист стремиться заснять на камеру искусной работы статую турка, охраняющего плененных последователей Христа (Я. Брокоф, 1714 г.), красивейшие скульптурные ансамбли «Распятие» с надписью на древнееврейском (1657 г.) и «Видение св. Луитгарды» (М. Браун, 1710 г.), несколько композиций, посвященных матери Христа Марии и первого цистерианца Бернарда Клервоского (М. В. Якула, 1707 г.) и множество других.

Последняя, но не менее интересная достопримечательность Карлова моста – монументальная каменная лестница на Кампу, возведенная на месте старой деревянной в неоготическом стиле (1844 г.).

Карлов мост в Праге

Полезная информация для туристов

Как добраться

Приехать на Карлов мост можно на общественном транспорте:
• на метро (зеленая ветка) до станции Староместска или Малостранска;
• автобусом №№194,192 до остановки Староместска или Малостранска;
• трамваем №№ 2,5,7,13,14, 15,17,18, 20,22,23,41,93,97 до Карлова моста или Малостранска площадь.

Транспорт ходит по расписанию с небольшими интервалами. Посещение Карлова моста бесплатное.

Существует поверье, что если дотронуться рукой до любой статуи на мосту, загадав при этом желание, то оно исполнится обязательно. Особенно помогает в этом фигура Иоанна Непомуцкого. В исполнении желаний помогают поцелуи на мосту.

Посмотреть Карлов мост и его достопримечательности лучше всего с 3 часов ночи до первых петухов, если вы поклонник мистического и таинственного. Остальным лучшее время – с утра до обеда. Во второй половине дня и до ночи мост оккупирован музыкантами, художниками, уличными артистами, торговцами. И толпами туристов.

История Карлова моста

Каменный мост назван в честь императора Римской империи Карла IV, который положил первый камень при строительстве в 1357 году. Здесь не обошлось без магии. Придворные астрологи рассчитали время для начала строительства: 09.07.1357 в 5.31 утра. Последовательность цифр несет особую энергетику, читается одинаково в обоих направлениях. Это гарантирует благополучие, долговечность, силу и выносливость, а также богатую яркими событиями историю. Именно в это время Солнце, Сатурн и Земля выстроились в один ряд.

Архитектор моста Петр Парлерж, его творением является собор святого Витта в Злате Праге. Открытие моста произошло в 1380 году, однако строительство башен продолжалось до 1402 года. Именовался он тогда «Каменным» или «Пражским». Лишь с 1870 года писатель Йозеф Рудл назвал мост «Карлов». Название прижилось. Скульптурные композиции были установлены в17-18 веках.

Одно из преданий гласит, что жители местечка Велвар сварили яйца вкрутую, опасаясь, что они не доедут целыми. А из городка Угношть доставили не только яйца и молоко, но и сыр, творог и даже вино, чтобы задобрить злых духов. Другое предание о прочности связано с мечем Брунцвика, заложенным в кладку моста. Про Тадж-Махал читайте здесь.

Как бы то ни было, мост на протяжении нескольких веков выдерживает наводнения. Нагрузка на мост была значительная. По нему до начала XX века ездили всадники и экипажи, конки, трамваи, автомобили. И лишь с 1965 года мост Карла IV стал пешеходным.

Техническая характеристика строения:

  • протяженность — 520 м;
  • ширина — 9,5 м;
  • высота — 13 м;
  • монолитных арок – 16;
  • башен – 3;
  • скульптурных композиций– 30;
  • туристов, ежегодно посещающих мост – 12 000 000 человек.

Статуи, исполняющие желания

Украшением моста являются скульптурные композиции. Первоначально они были выполнены из песчаника. Поскольку это материал подвержен разрушению, оригиналы заменили на копии. Сами статуи находятся в Национальном музее.

Старейшая скульптура «Распятие» создана в 1657 году. Позднее создавались статуи Иисуса Христа, Богородицы, святых Витта, Фомы Аквинского, Иоанна Непомуцкого, Бернхарда. Материалом для фигур служил мрамор или камень. Лишь скульптура Иоанна Непомуцкого выполнена из бронзы.

Это самый почитаемый и любимый святой Карлова моста. По приданию он был брошен в реку с этого моста по приказу короля Вацлава IV за отказ раскрыть тайну исповеди королевы. После казни святого над водой засверкали пять звездочек. По этому знаку горожане нашли его тело и предали земле. На 8 опоре моста памятной доской обозначено место казни. Статуя святого Иоанна установлена в 1683 году между 9 и 10 опорами.

Скульптурная композиция короля Карла IV с сыном Вацлавом IV и святым Виттом расположена в нише Староместской мостовой башни. Башня древняя, строилась одновременно с мостом. Это самое красивое готическое сооружение Праги и всей Европы. Башня была триумфальной аркой к резиденции короля, поэтому ее богато декорировали.

Башни, охраняющие мост

Несмотря на свою красоту и парадность с 1621 по 1631 год в Староместской башне была тюрьма.
История башни хранит печальную память о 12 казненных мятежниках. Их головы на протяжении 10 лет висели в металлической клетке на галерее крыши для устрашения народа. Неупокоенные души казненных появляются ночами в виде призраков, раздается невнятный шепот.

По другую сторону Карлова моста, на левобережье Влтавы стоят две башни, соединенные аркой. Это Юдитина высотой 29 метров и Высокая, ее высота 43.5 метра. Юдитина башня построена в XII веке, а Высокая в 1464 году. Объекты строились для защиты от нападений неприятеля, поэтому не декорированы.

Карлов мост

Карлов мост. Фрагменты истории

Памятник Святому Вацлаву перед мостом

Правивший в то время Карл IV решил построить новый каменный мост, который должен устоять перед водной стихией. Возможно, поэтому он обратился к астрологам-нумерологам, которые вычислили с точностью до часа и минуты наиболее благоприятное время для начала строительства.

Староместская башня Карлова моста

Староместская башня Карлова моста. Колоритные морячки (в том числе, чернокожие) приглашают на речную прогулку

Первый камень был заложен королем 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту. Магия этих цифр представлена палиндромом 135797531. Эта последовательность цифр высечена на Староместской башне моста.

Староместская башня Карлова моста

Староместская башня Карлова моста. По центру — Св. Вит, справа — Карл IV , слева — Вацлав IV

Всего же сторожевых башен три; две другие на стороне Малой Страны. Место было выбрано там, где стоял первый деревянный мост – для удобства соединения Старого места и Пражского Града.

Вид с моста

Вид с моста

Строили мост около пятидесяти лет. Согласно легендам, для усиления прочности в цемент, скрепляющий богемский песчаник, подмешивали яйца. Я лично в это верю, потому что видел в Абхазии древнюю часовню, также построенную с применением яиц.

Вид с моста

Вид с моста

Вид с моста

Строили-строили и построили. Длина его около 520 метров, а ширина – около 10 метров. Стоит на 16 опорах, укрепленных ледоломами. Внимательный читатель заметит, что опор в полтора раза меньше, чем у Юдитина моста. Умные люди считают, что в Юдитином мосту с опорами переборщили: то, что он слишком сильно перегораживал Влтаву, стало предрасполагающим фактором для большего напора наводнения.

Вид с моста. Один из уголков «пражской Венеции»

Вид с моста. Один из уголков «пражской Венеции»

Надо сказать, что мост выдержал немало испытаний своей прочности. Наводнения его не миновали, особенно постаралась стихия 1890-го года, кода частично были разрушены часть опор и статуй.

Вдалеке — скульптура Святого Яна Непомуцкого

Вид с моста. Ажурный балкончик

На мосту проходили страшные сражения, которые тоже внесли свою лепту в частичные разрушения. Во время Второй Мировой войны мост устоял, в арке Староместской башни были устроены баррикады.

Разрушения восстанавливались, и мост продолжал служить пражанам. Первая серьезная реконструкция проводилась после наводнения 1890 года. Второй капитальный ремонт осуществлялся в 1965 – 1978 годах. После этого мост стал полностью пешеходным (раньше тут последовательно ходили конка, трамвай и автобус). В 2002 году случилось новое наводнение, принесшее небольшой ущерб, после чего дополнительно проводили ремонт части опор.

С самого начала мост играл роль не только переправы. В средние века на нем устраивались рыцарские турниры. Позднее мост, помимо инженерного сооружения, стал приобретать значения произведения искусства: вдоль него постепенно соорудили 30 скульптур и скульптурных групп, в основном религиозной тематики.

Одна из скульптур посвящена Святому Яну Непомуцкому, которого утопили, сбросив в мешке с моста.

Ян Непомуцкий

Рядом с местом преступления, на перилах – крест, а в нимбе – 5 звезд; свечение в виде пяти звезд видели очевидцы утопления.

Принято потереть фигурку Яна Непомуцкого у основания скульптуры — желание исполнится.

Одна из статуй (рыцаря Брунсвика) стоит, как сторож, рядом с мостом.

Статуя эта очень нравилась Марине Цветаевой; она считала, что лицом они схожи с ним. В руке Брунсвик (Роланд) держит меч, которым он убил когда-то девятиглавого дракона. Говорят что, вернувшись из боевого похода, рыцарь зарыл свой волшебный меч у основания Карлова моста. Если, не дай бог, в Праге когда-либо случится серьезная беда, ей будут угрожать враги, меч вылетит из-под моста и побьет любого «дракона».

Карлов мост сейчас

Карлов мост сейчас – не только пешеходная переправа. Это место прогулок, экскурсий, тусовок, свиданий.

Здесь хорошо себя чувствуют художники и музыканты.

А еще он постоянно заполнен туристами, как минимум, не меньше, чем знаменитая венецианская площадь Сан Марко. Чтобы не толпиться и дополнительно почерпнуть мистической составляющей рекомендуют приходить сюда в 5.31 утра…

Вид с моста

Мы шли по мосту довольно медленно, проникаясь его своеобразной атмосферой. Мы чувствовали себя не хуже художников и музыкантов.

Наш гид Люда была к нам милостива, не торопя нас. Да и сама она наслаждалась (как мне показалось) этой прогулкой по любимым местам.

Постепенно мы вышли к двум башням со стороны Малой Страны, и эта часть нашей первой пражской прогулки закончилась.

Ее продолжение – в следующей статье. А к Карлову мосту мы еще вернемся в одной из следующих прогулок – когда соберемся поплавать по Влтаве.

Здесь я ищу билеты, отели, горящие туры и экскурсии:

История

Сначала Карлов мост называли Пражским, но позднее его название связали с именем короля Чехии, который лично в июле 1357 года заложил первый камень в месте строительства моста.

Строительство моста длилось 45 лет, но в 1432 году из-за сильного наводнения он был поврежден. В 1496 году случилось еще одно происшествие с мостом – один из его столбов опустился, и третья арка сильно деформировалась, ремонт моста был закончен только в 1503 году.

В 1621 году, после восстания против Габсбургов, было публично казнено 27 лидеров движения сопротивления, а их головы, выставленные на мосту, напоминали остальным участникам движения о жестокой расправе, которая их ждет при дальнейших попытках восстания.

Мост также ознаменовался боевым сражением в 1648 году, когда шведы во время Тридцатилетней войны, заняв западный берег Влтавы, хотели продвинуться вглубь Праги. Во время сражения была повреждена стена мостовой башни с ее причудливыми готическими узорами и лепкой. В начале 17 века мост украсили скульптурами в стиле барокко. В 1784 году даже сильное наводнение не смогло нанести вред аркам моста, хотя 5 столбов все-таки было повреждено, из-за чего движение по мосту стало ограниченно.

В 1884 году была заменена лестница, ведущая на остров Кампа. В 1848 году во время революции мост избежал разрушения, были повреждены только несколько статуй. В 1866 году на мосту установили в качестве освещения газовые фонари, позднее их заменили электрические. В конце 19 века через мост проложили дорогу общественного транспорта, а старые башни были реконструированы.

В сентябре 1890 года в Праге случилось сильное наводнение. Различные балки и бревна, плавающие строительные материалы были прибиты к мосту течением воды и создавали препятствие движению реки. Из-за большого давления разрушились несколько арок, опора моста и статуи святой Ксавьер и святого Игнатия Лойолы. Позднее им на замену установили скульптуры Святых Кирилла и Мефодия. Реконструкция моста обошлась городскому бюджету в 665 тысяч крон и заняла почти 2 года, мост открыли только в ноябре 1892 г.

В начале 20-го века оживилась транспортная городская сеть. В 1905 году по Карлову мосту проложили трамвайные пути, которые заменили конную транспортную линию, а в 1908 году по мосту начали свое движение автобусы. После Второй мировой войны полная реконструкция моста завершилась к 1978 году. Опорная конструкция моста была укреплена, асфальт, рассчитанный для проезда общественного транспорта, полностью демонтировали. Карлов мост стал доступен лишь для прогулок пешеходов, транспортная линия была полностью убрана. Стоимость реконструкции моста составила 50 миллионов крон.

В начале 90-ых годов группой экспертов было решено продолжать реконструкцию Карлова моста. Однако существенных предпосылок для начала нового этапа восстановления не было. Даже после наводнения 2002 года мост не спешил деформироваться и не требовал срочных мер по реконструкции. Все же было решено провести ремонт нескольких столпов, которые после наводнения 1890 года не были отреставрированы. Ремонт не сильно мешал прогулкам по мосту и перекрывал движение лишь частично.

В 2008 году на протяжении двух лет проводились работы по совершенствованию системы гидроизоляции и укреплению опоры моста. В это же время появилась необходимость привести в порядок тротуары, камни на стенах моста портили эстетичный вид и требовали замены. К реконструкции моста приступила группа работников, которая не имела опыта по восстановлению памятников архитектуры, в итоге результат их работы был подвергнут критике экспертов. Оказалось, что новые камни не подходят по структуре и характеристикам к старинным камням, из которых сделан Карлов мост, количество новых камней значительно превосходит требуемое, близлежащие старые камни были сколоты и повреждены, а материал, который соединяет новые камни, не являлся пригодным для данного памятника культурного наследия.

Как и следовало ожидать, Комитет ЮНЕСКО в 2010 году сделал официальное заключение о том, что реконструкция Карлова моста в Праге проводилась без соблюдения необходимых предписаний, связанных с сохранением технологии строительства культурного объекта.

Староместская башня

Проход с моста на берег, на Кршижовницкую площадь (Křižovnické náměstí),  осуществляется через арку в самой башне в отличие от её западных соседок, где построены ворота. Она не имеет какого-то специального названия, а потому именуется либо Староместской мостовой башней (Staroměstská mostecká věž), либо Восточной мостовой башней. Она возвышается на 47 метров над уровнем моста и является самой высокой из всех трёх.

Её стали возводить в 1357 году одновременно с самим мостом, и строительство продолжалось 23 года. Проект принадлежит знаменитому Петру Парлержу, участвовавшем в возведении собора Св. Вита в Градчанах.

Декор Староместской башни

Обратим внимание на её богатый декор! Это связано с тем, что Карлов мост является частью Королевской дороги, проходящей от Пороховой башни до Градчан, то есть по ней проезжал король в день коронации. Таким образом Староместскую башню можно отнести к триумфальным аркам

Изначально её противоположная сторона была также богато украшена, но в 1648 году, когда шведы захватили и разграбили Малую Страну, они штурмовали и Старе-Место по Карлову Мосту, и во время штурма уничтожили декор.

Итак, восточный фасад. Что на нём изображено?

Во-первых, обратим внимание, что он поделён карнизами на четыре части: подземную, лунную, солнечную и звёздную. Такое деление не удивляет в мистической Праге

В подземной части когда-то была тюрьма. Можно себе представить, как страдали от сырости и влаги заключённые.

В лунной части находится готическая арка со знаковым для данного стиля стрельчатым сводом. Сразу над ней размещены гербы тех городов, которыми правил Карл IV.

В солнечной части мы видим три фигуры. Центральная — это святой Вит, покровитель моста. Справа — Вацлав IV, слева — сам Карл IV. Все три фигуры изваял Пётр Парлерж. Между ними — два герба: чёрный орёл Священной Римской Империи и белый лев Чехии. Историки говорят, что Парлерж для венценосцев выдержал точные портретные сходства.

Наконец, на четвёртом, звёздном, ярусе находятся святые Войцех с посохом (слева) и Сигизмунд (справа), покровители чешских земель.

И ещё, если приглядеться, то можно различить изображения зимородков с шарфом, обёрнутым вокруг них.

Всего на стене нарисовано пять зимородков. Говорят, что только человек с чистой и светлой душой может обнаружить всех пятерых. Большинство же обнаруживает лишь четырёх.

Но что эти зимородки означают? По этому поводу есть два предания.

Первое предание о зимородке

Изображение зимородка

Старые пражане рассказывали, что раньше зимородков в Праге зимой летало не меньше, чем чаек летом. Но со временем они разлюбили город и практически исчезли из города. И тогда мастеровые решили высечь его изображение на Староместской башне, раз уж больше нельзя было увидеть вживую.

Второе предание о зимородке

Это произошло во времена царствования короля Baцлава IV. Однажды дворяне захотели сместить своего короля в пользу его брата Зигмунда, и взяли его в плен. Но однажды в жаркий летний день Вацлава повели в баню, располагавшуюся около Карлова Моста. Пока король мылся, конвоиры разомлели на солнышке и уснули. Вацлав это заметил и потихоньку вышел на галерею, чтобы осмотреться. И заметил, что внизу, на берегу Влтавы одна девушка стирала бельё. Он окрикнул её и попросил о помощи. Прачка согласилась. Тогда Вацлав спустился по простыне вниз, а девушка перевезла его на лодке на другой берег.

По дороге король узнал, что девушку звали Зузанной и что она банщица. Вацлав же признался ей, что он король и пообещал исполнить всё, что она пожелает. Зузанна попросила своего короля дать герб всем банщикам и парикмахерам и таким образом перевести их из мещан в ремесленники. Король согласился, и новый цех получил знак зимородка. А шарф вокруг него напоминает о том, как Вацлав IV спускался по простыне.

Предание о сыче

Говорят, что иногда на Староместской башне появляется сыч и пронзительным криком накликивает беду, то наводнение, то пожар. Много раз жители окрестных домов пытались застрелить зловещую птицу, но та всегда успевала скрыться, сделав своё чёрное дело.

Панорама со Староместской башни

На Староместскую башню можно можно подняться через дверь в самой арке. С неё открываются потрясающие панорамы на Прагу (на Замок, на Тынский храм) и самый лучший — на сам Карлов Мост.

Говорят, что если подняться сюда 22 июня на закате, то заходящее солнце последним лучом укажет место, где захоронен святой Вит.

Цена:

  • 100 Kč взрослый
  • 70 Kč детский.

Расплачиваться можно карточкой.

Режим работы:

  • Март, октябрь: 10:00 — 20:00
  • Ноябрь — февраль 10:00 — 18:00
  • Апрель — сентябрь 10:00 — 22:00

Фото и описание

Карлов мост – одно из немногих хорошо сохранившихся средневековых сооружений, переход через реку Влтаву. До 1870 года назывался Пражским, получил имя в честь короля Карла IV, отдавшего распоряжение о его строительстве и заложившего первый камень.

Изначально для пересечения реки использовались многочисленные броды возле Пражского замка, а через некоторое время был построен деревянный мост, разрушенный в 1157 году наводнением. Под протекторатом епископа пражского Даниила, поддержке короля Владислава и королевы Ютты в 1158-1172 был выстроен каменный мост, опиравшийся на 27 арок. Переход был стратегически важен, ибо он единственный соединял два берега города.

Мост украшали скульптуры, а с двух концов были выстроены башни. Большой ледоход и низкие арочные пролеты стали причиной полного разрушения моста в феврале 1342 года. Сохранилась до наших дней одна мостовая башня на Малостранской стороне моста и несколько его арок, а также основания на дне реки.

Мост Карла IV

В июле 1357 года, в 5.31 утра, чешский правитель Карл IV поместил первый камень в кладку нового моста. Дата и время закладки были выбраны по рекомендации астрологов, должны были способствовать прочности и долговечности сооружения. Руководил работами чешско-немецкий архитектор Петр Парлерж. Завершили строительство в начале 15-го века при Вацлаве IV.

При строительстве был учтены предыдущие просчеты — мост Карла был выше, шире, располагается южнее относительно предыдущего. Кроме того, зодчие мастера Парлержа возвели Староместскую мостовую башню.

В 1432 году Прагу настигло наводнение, были разрушены пять мостовых арок. Ремонт был начат в том же году и проводился до 1503-го. Штурм Праги немцами в 1611 году и бои на мосту разрушили несколько опор и скульптуры, они были восстановлены. Ледоход 1784 года повредил пять подпорок моста, они был укреплены и выстроены заново.

По Пражскому мосту был проложен один из первых трамвайных маршрутов, до электрификации в 1905-м это была конка, а после, до 1908 – трамвай с подачей тока снизу.

Архитектурные особенности

Староместская башня по проекту Парлержа построена в едином стиле с собором Св. Вита, с характерными балдахинами. Через ее свод проходили парадные процессии чешских правителей при коронации. Известно, что с в 20-х годов 17-го века на башне для устрашения были выставлены отрубленные головы предводителей восстания сословий.

Отделка строения – скульптуры 1400 года в готическом стиле, выше – гербовые щиты земель в составе Чехии. На галереи башни ведут 138 ступеней, перекрытие – сетчатый свод. В настоящее время в башне находится смотровая площадка и Музей Карлова моста.

Малостранские башни служили защитными сооружениями. Низкая башня – наследство от предыдущего моста, перестроена в 1591 году, Высокая – закладка датируется 1464 годом, во время правления Ирижи Подебрада, ремонт, отделка и модификация – 1648 годом. Рельеф, обнаруженный в 19 столетии в замурованной нише, относится к чешской скульптуре романского периода. Соединяют две башни готические ворота 15-го века.

Скульптуры моста

Карлов мост украшают тридцать скульптур на религиозную тематику, большая часть была установлена в 1683–1714 гг. Правом поставить статую обладали религиозные ордена, университетские факультеты и др. Всего здесь находится 30 статуй, самая старая и знаменитая – статуя Яна Непомуцкого, пражского архиепископа, которого в 1393 году сбросили в Влтаву именно с Карлова моста.

Большая часть скульптур была выполнена из песчаника, неустойчивого к влиянию внешней среды и заменена на копии. Оригиналы находятся в Национальном музее и музее «Горлица» в Вышеграде.

Мост Карла в Праге: интересные факты

Начнем знакомство с Карловым мостом с основных параметров. Протяженность моста 520 м, его ширина – 9,5 м и поддерживается он 16-тью арками.

Друзья, сразу же замечу, что, когда вы будете прогуливаться по легендарной переправе, вы удивитесь, как коротки эти полкилометра…

И ранее в этом же месте были переправы, но они не смогли противостоять сильным наводнениям. Наиболее прочным оказался мост Юдифи – каменный мост, прослуживший с 1172 по 1342 год, но и его разрушили воды непредсказуемой Влтавы.

Исторический Бородач

Часть опор Юдифина моста сохранились до сих пор. В основном, они находятся под водой. Однако небольшой фрагмент старинной переправы можно увидеть под Кржижовницкой площадью (которая примыкает к Староместской мостовой башне).

Если спуститься с названной площади к маленькой пристани, откуда отчаливают прогулочные лодки, то на вертикальной стене внимательные путешественники обнаружат барельеф Бородача.

По легенде, Бородач изображает итальянского мастера, который строил Юдифин мост в XII веке. Барельеф прикрепили на первой арочной опоре не только в память о первых строителях, но в качестве водомера. Когда воды Влтавы поднимались до уровня бороды, это служило знаком, что пора эвакуировать жителей Старого Места.

Нынешний Бородач является копией древнего, но прикреплен он на сохранившейся старинной опоре на том же уровне. Ищите оригинальный водомер в арке с причалом.

Копию Бородача создал в 2005 г. Петр Вани — скульптор, чьими стараниями вернулась Марианская колонна на Староместскую площадь.

Как мост стал Карловым

Когда в 1346 году во главе Чехии стал Карл IV, перед ним стояла важная задача возведения нового моста. Дело было поручено Петру Парлержу – молодому талантливому архитектору, которого Карл IV пригласил ко двору для продолжения строительства собора Святого Вита.

Учитывая угрозу наводнений, Парлерж сконструировал мощнейшие арки, которые должны выдержать напор воды любой силы. Факт это или выдумка, но существует информация, что для прочности моста при его строительстве добавляли в раствор вино и яйца.

Для снижения давления на опоры моста потоков воды и его защиты от паводковых льдин перед мостом установлены волнорезы-ледоколы:

История Карлова моста начиналась с другого названия. Король изначально посвятил мост Святому Виту. Позднее за мостом закрепилось название Пражский. А в 1870 году благодарные потомки присвоили этому историческому объекту имя его основателя — Карла IV.

К тому времени у Староместской мостовой башни уже был установлен памятник самому знаменитому королю Чехии:

В 1848 году монумент был открыт в честь 500-летия основания Пражского университета. Карл IV за годы своего правления обеспечил столько достижений, что, наверное, не так просто было решить, где разместить главную скульптуру короля. Но рядом с таким популярным мостом памятник его основателю установлен весьма кстати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector