Тынский храм

Введение во храм Пресвятой Богородицы: что произошло?

Об этом событии мы знаем из апокрифического документа — «Протоевангелие Иакова», которое было написано во второй половине II века. В этом документе отражены многие факты из жизни Божией Матери, которы

Введение во храм_Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в

Надо сказать, что в ветхозаветном Израиле рождение нового человека воспринималось особенно радостно. Это было не только чисто семейным торжеством. Такое событие воспринималось как исполнение Божьей заповеди «плодитесь и размножайтесь». То есть рождение ребенка было счастьем не только житейским, человеческим, но и религиозным. А вот отсутствие детей воспринималось как тяжелое проклятие. Почему?

Считалось, что когда Мессия придет второй раз на землю, чтобы судить людей, то Он восстановит весь род по последним наследникам. В случае же их отсутствия, то есть в случае бездетности родителей, Господь как бы вычеркнет весь род из Книги жизни (по ветхозаветной традиции, внесённому в эту символическую книгу человеку обещана жизнь (Ис 4:3), а вычеркнутому — забвение равносильное смерти (Исх 32:22)). Потому очень часто родители, получив такого ребенка в преклонных годах, посвящали его Богу, отдавая на воспитание в храм. Так же поступили Иоаким и Анна. В тот период при храме воспитывалось  много мальчиков и девочек. Это объясняется двумя причинами. Первая — сакральная, вторая — практическая. Родители, посвящая свое дитя Богу, выражали таким образом Творцу свою благодарность, а для активно восстанавливающегося храма нужна была помощь и взрослых, и детей. К примеру, Матерь Божия участвовала в создание завесы для Святая святых, которая позднее во время смерти Спасителя на Кресте раздралась надвое (Мф 27:51)

Здесь важно понимать, что сам храм предоставлял из себя целый систему разных зданий и пристроек со своей внутренней инфраструктурой. Он напоминал скорее современный монастырь, чем церковь

В «Протоевангелии Иакова» есть один интересный эпизод: когда Божией Матери было два года, Иоаким уже хотел отдать ее в храм, но Анна попросила оставить ее еще на один год, чтобы лучше запомнить свое дитя.

Год спустя Богородица в сопровождении других воспитанниц храма со свечами в руках вошла в храм уже после того, как были завершены первые этапы реконструкции. Скорее всего, она входила с восточной стороны, так называемыми Золотыми воротами. Она поднялась по 12 ступеням, которые символизировали 12 колен Израилевых. И затем произошло необыкновенное. Первосвященник по особому пророческому вдохновению привел Богородицу во Святая святых. И когда она вошла в это самое главное, сакральное для всего иудейского народа место, то увидела Славу Божию, то самое облако, о котором мы уже говорили. И маленькая девочка от радости начала прыгать и скакать.

 

Храм Соломона на плане Иерусалима 1200 года

Почему же мы так особенно выделяем это событие? Храм для иудейского народа был местом особого Божия присутствия. И когда Матерь Божия входит в него, то получается, что таким образом происходит символическая встреча не только Ветхого и Нового Заветов. В ветхозаветный храм входит храм новый — сама Пресвятая Дева. Не просто так впоследствии христианское богословие будет называть Богородицу Новой Скинией Завета. Ведь и она исполняется Славы Божией и воспринимает в себе Самого Бога. Она и есть новый, живой Его храм.

Тихон Сысоев

Интересные факты о храме

Со строительством Тынского храма связано множество интересных фактов и легенд. Например, доподлинно известно, что дерево для постройки крыши собора изначально должно было пойти на строительство виселиц для главы гуситского ордена и его 50 ближайших приспешников. Также туристы при посещении храма могут заметить, что некоторые из могильных плит сильно повреждены. Это связана с древней приметой, в которую верили жители Праги. Считалось, что при сильной зубной боли следует изо всех сил наступить на плиту, чем и занимались горожане. Кстати, о надгробиях. Тынский храм стал местом упокоения многих видных людей Чехии, среди которых особенно выделяются астроном Тихо Браге, 12 дворян, казненных за участие в восстании в XVII веке, а также тело бедного юноши. По легенде, он был евреем, но захотел перейти в христианство. Его отец узнал об этом и убил сына, а потом и сам покончил с собой. Приняв мученическую смерть за веру, юноша был с почестями похоронен в храме. Здесь же, по преданию, покоится сердце короля Йиржи из Подебрад, тело которого располагается в соборе святого Вита.

Карлов мост (Karlův most)

Карлов мост в Праге (Чехия)

Настоящее произведение средневекового зодчества, которое сохранилось до наших дней. Удивительна история этого моста – первый камень при его строительстве был заложен самим Карлом IV, и произошло это 9 июля 1357 года.

Казалось бы, выбор названия является очевидным, вот только назван в честь Карла данный мост был только в 1870 году. Впрочем, первым мостом через Влтаву Карлов мост не стал, ведь те мосты, которые строились до современного моста, были попросту уничтожены наводнением.

На сегодняшний день многие гости Праги стремятся сфотографироваться возле этой достопримечательности. Да и местные жители также любят бывать здесь.

Карлов мост на карте Праги

Можно говорить много комплиментов данной достопримечательности, но лучше всего посетить Карлов мост и пройтись по нему, полюбовавшись мостовыми башнями, сохранившимися со времен Средневековья, а также тридцатью скульптурами.

Здесь вы сможете прикоснуться к статуе Яна Непомуцкого, послушать уличных музыкантов, а также заказать портрет одного из художников

Карлов мост (панорама)

Завершение строительства

Благодаря смерти Ладислава королем Богемии (а позже – и всей Чехии) стал Йиржи из Подебрад – сторонник гуситов. При нем строительство продолжилось – именно в этот период появились первая, северная, башня, а также фронтон центрального нефа. Храм стал духовным центром пражских гуситов, фронтон был украшен изображением «короля гуситов», над которым поместили большую позолоченную чашу – символ Реформации и причастия в одном сосуде.

Чаша та была настолько большой, что, согласно легенде, в ней обосновались аисты

Они кормили своих птенцов лягушками, и в один прекрасный день одна из них свалилась на голову кому-то слишком важному. Этот человек стал объектом насмешек, а чашу якобы сняли

Легенда интересная, но исчезновение гуситского символа связано с поражением гуситов в битве у Белой Горы (1620), после чего Тынский храм в Праге достался католикам, а точнее, иезуитам. Те избавились от вражеской символики, заменив изображение короля на фигуру Богоматери. А ее сияющий ореол сделали из переплавленной чаши.

Но это все уже детали. По сути, законченный вид храм обрел в 1511 году, когда была построена вторая, южная, башня. В последующие столетия, конечно, не обходилось без пожаров и других неприятностей, которые сказывались на отдельных элементах внешнего вида и интерьера. То, что мы видим сейчас – результат нескольких реставраций и обновлений.

достопримечательности Праги:

  • Базилика Святого Георгия
  • Базилика Святых Петра и Павла
  • Валленштейнский дворец
  • Вацлавская площадь
  • Вифлеемская площадь
  • Высокая синагога
  • Вышеград
  • Голодная стена
  • Градчаны
  • Дом Фауста
  • Еврейская ратуша
  • Еврейский квартал — Йозефов
  • Жижковская телевизионная башня
  • Завод Старопрамен
  • Золотая улочка
  • Карлов мост
  • Карлова площадь
  • Каролинум
  • Клаусова синагога
  • Клементинум
  • Костёл Святого Духа
  • Костел Святого Иосифа
  • Костел святого Креста
  • Костел святого Мартина в стене
  • Кршижиковы фонтаны
  • Летний дворец королевы Анны
  • Лобковицкий дворец
  • Майзелова синагога
  • Мала Страна
  • Малостранская площадь
  • Марианская площадь
  • Монастырь св. Агнессы Чешской
  • Музей Альфонса Мухи
  • Национальный Музей
  • Национальный памятник на Виткове
  • Национальный проспект
  • Национальный театр
  • Национальный технический музей
  • Новоместская ратуша
  • Новый Королевский город
  • Общественный дом
  • Остров Кампа
  • Памятник Святому Вацлаву
  • Памятник Францу Кафке
  • Памятник Яну Гусу
  • Парижская улица
  • Пассаж «Люцерна»
  • Петршин
  • Петршинская башня
  • Пинкасова синагога
  • Площадь Крестоносцев
  • Площадь Республики
  • Площадь Юнгмана
  • Пороховая башня
  • Пражская Лорета
  • Пражские куранты
  • Пражские острова
  • Пражский Град
  • Пражский зоопарк
  • Пражский музей пива
  • Пражский фуникулёр
  • Пругоницкий парк и замок
  • Рудольфинум
  • Скульптуры Давида Черны
  • Славин
  • Собор Девы Марии Торжествующей
  • Собор Карла IV и Девы Марии
  • Собор Святого Вита
  • Собор Святых Кирилла и Мефодия
  • Сословный театр
  • Старая замковая лестница
  • Старе-Место
  • Старое еврейское кладбище
  • Староместская ратуша
  • Староместсткая площадь
  • Староновая синагога
  • Старый королевский дворец
  • Страговский монастырь
  • Танцующий дом
  • Францисканский сад
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Храм Девы Марии Снежной
  • Храм Святого Франциска Ассизского
  • Храм Святой Людмилы
  • Целетна
  • Церковь Пресвятого Сердца Господня
  • Церковь Святого Игнатия Лойолы
  • Церковь Святого Николая
  • Церковь Святого Николая (Мала-Страна)
  • Церковь Святого Якуба
  • Церковь святой Екатерины
  • Чернинский дворец

Интерьер Строгоновской церкви

Интерьер церкви скромнее фасадов. Алтарь храма трехапсидный. Апсида – пониженный выступ здания, примыкающий к основному объему. Апсиды в церквах устраиваются в память о времени гонения на ранних христиан. Монахи, скрываясь от преследования, молились в пещерах и маленьких, низких кельях, выдолбленных в скалах.

Внутреннее обустройство церкви

В северной апсиде – жертвенник, на котором совершается Проскомидия, когда кислый хлеб и вино особым образом готовятся к таинству Причащения. В южной апсиде – ризница для хранения облачений при богослужении и священных сосудов. В средней апсиде – престол, священное место в храме. Престол церкви посвящен православному празднику Собору Пресвятой Богородицы.

Престол храма – это место присутствия Божественной Славы. Здесь совершается таинство Евхаристии (Причащения) – в переводе с греческого языка «благодарение». Алтарь устроен на возвышенном месте и знаменует горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками. В алтаре три окна – символ троического света Божества.

В алтаре у восточной стены, напротив престола – горнее место, где установлено кресло-трон, что обозначает таинственное присутствие Небесного Царя Господа Иисуса Христа.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, – солея, полукруглый выступ в центре солеи напротив Царских врат – амвон. Амвон – символ камня, отваленного ангелом от дверей Гроба Господня и возвестившего о Воскресении Христовом.

Молельный зал

Молельный зал церкви небольшой по размерам, но очень светлый. В каждой из пяти глав церкви – окна, солнечные лучи легко попадают в молельный зал, падая на иконостас. Поражает тонкая пышная резьба и красочная живопись иконостаса. Выразительны иконы «Поклонение волхвов» и «Собор Богоматери», « Спас Вседержитель», написанные крепостным мастером, учившимся в Голландии.

Пол молельного зала выложен из метлахской плитки. На втором этаже – хоры, прославившиеся пением. На стенах вокруг хоров фрески:

  • Иудеи побивают камнями первомученика архидьякона Стефана.
  • Укрощение бури Господом нашим Иисусом Христом.
  • Пророк Моисей молится перед Господом за народ Израилев.
  • Моление царя Соломона.
  • Моление Анны неплодной, будущей матери пророка Самуила у входа в Иерусалимский храм.
  • Встреча Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (язычницей).

Вход в молельный зал предваряют иконы истинных учеников Господа:

  • Иоанна Златоуста;
  • Тихона Задонского;
  • Игнатия Бренчанинова;
  • Феофана Затворника;
  • Григория Богослова.

Здесь же фрески равноапостольного князя Владимира и равноапостольной Ольги В киотах – иконы Благовещения и святителя Николая Чудотворца.

Трапезная

Стены трапезной части храма расписаны картинами на библейские сюжеты. Восточная стена – малый иконостас, украшенный виноградными гроздьями, – покрыта белокаменной резьбой с позолотой. Вверху – иконы Иисуса Христа и четырех евангелистов. Евангелист Марк символизируется Львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божьих тайн. Луку изображают с Тельцом, подчеркивая жертвенное служение. При евангелисте Матфее изображен Ангел как символ послушничества в мир Сына Божия. Венчает ряд Голубь – символ Святого Духа.

Ниже – фрески-иллюстрации:

  • беседа Господа с самаритянскою;
  • несение Господом Креста;
  • воскресенье четырехдневного Лазаря.

История Тынского храма

Свое название Тынский храм получил от места расположения в Тынском дворе – огражденного места, где в 13 веке жили иностранные торговцы. Но тогда это еще не был величественный храм, который туристы смотрят сейчас. Здесь стоял небольшой Костел Девы Марии, о нем впервые упоминается в документах от 1135 года.

К 13 веку костел стал приходской церковью, а на рубеже 13 и 14 веков уже требовалось серьезное расширение здания. Облик старого костела неизвестен, а новый имел три нефа, гробницу и колокол.

Впечатляющий всех храм начинает строиться в 1360 году. Фламандский зодчий Матье Арасский разработал проект церкви, которая стала еще одним шедевром архитектора наряду с собором Святого Вита в Пражском Граде. За 20 лет возводятся хора и боковые корабли. К началу 15 века был построен западный фасад.

В период гуситских войн и позже строительство было приостановлено. Впрочем, это коснулось почти всех строек в стране, это было сложное время в истории Чехии. Гуситы, захватив церковь, проводили в ней свои богослужения. Именно в это время в храме ставится статуя короля гуситов Иржи из Подебрад. В руках он держал золотую чашу.

После казни предводителей гуситов статую убрали, на ее месте появился образ Девы Марии. Из золотой чаши короля выплавили нимб над головой Богородицы.

Только в 1457 году в церкви была достроена крыша. В 1463 году заканчивается сооружение западного фронтона, через три года завершается возведение северной башни. Южная башня создается с 1506 по 1511 годы.

В 1679 году храм переживает пожар, причиной которого стала молния. Готические башни заменяют барочными высотой 80 метров. Они стали разными по ширине и высоте, получив негласное наименование в честь первых людей: Адама и Евы.

Музей пыток


 
Для уставших от красот Праги туристов, мы предлагаем посетить одну из достопримечательностей, которые показывают темную сторону истории этого города.

В нескольких минутах ходьбы от Староместской площади Праги, в восточной части Карлова моста, находится достопримечательность из темного прошлого Чехии – это трехэтажный музей, демонстрирующий различные инструменты пыток, используемые в Европе и с помощью которых проводили пытки еретиков, «ведьм», политических повстанцев, «козлов отпущения», обжор, недостаточно хороших артистов, болтливых женщин и других «врагов государства» тех времен.

В Музее пыток собрано более 60 орудий, среди них «железная дева» (известная как Дева Нюрнбергская), череподробилка, испанский сапожок, стул с шипами, пояса верности и очень большое количество железных масок, а вариации щипцов, предназначенные для публичного унижения грешников из разных слоев общества, сломают все ваше воображение.

Рядом с инструментами висят карикатуры средневекового стиля, а так же инструкции по использованию орудия с картинками на восьми разных языках.

Адрес: Celetna 558/12, 110 Stare Mesto. 

Музей миниатюр


 

В Музее миниатюр в Праге представлены крошечные работы русского художника Анатолия Коненко из Сибири, города Омска. Анатолий Кононенко является одним из немногих профессиональных мини-миниатюристов во всем мире. Его работы варьируются от «стандартных», таких как картина Анри Матисса «Танец» на щепке мамонтовой кости размером 10 мм х 10 мм, до более причудливых творений, таких как караван верблюдов на кончике иглы.

Коненко всегда берет объект, который мы можем идентифицировать – семя, насекомое, иглу, волосы – и вдыхает в него жизнь. Микроминиатюрист позволяет себе вдохновиться объектом, играет с его идеей и меняет способ нашего понимания, и мы его видим с другой стороны. Например, одна из самых впечатляющих произведений – это блоха, простая блоха, но ее лапки-ножки в подковах, а в лапках-ручках – крошечные ножницы, ключ и замок.

Развернуть
Свернуть

Голова Франца Кафки


 

Франц Кафка, один из самых знаменитых литературных сыновей Праги (но ставший таким только после смерти), страдал от неуверенности в себе и от депрессии на протяжении всей своей жизни.

Созданный художником Дэвидом Черным, бюст состоит из 42 разных слоев, которые вращаются каждый по своей траектории. Каждый слой механизирован, перемещается, используя шестерни.

Достопримечательность расположена рядом со страховой компанией в центре Праги, где Кафка проводил свой рабочий день. Черный, автор своих известных провокационных монтажных произведений, был настолько доволен результатом Главы Франца Кафки, что сделал еще одну копию в Северной Каролине. Но вместо головы знаменитого автора он сделал бюст в форме собственной головы.

Развернуть
Свернуть

Музей секс машин


 

Рядом со Староместской площадью, если кто-то желает «погрузится» в данный предмет, существует музей, полный разных сексуальных приборов и хитроумных приспособлений, предназначенных для удовлетворения сексуального удовольствия.

Возможно, эти эротические предметы кажутся немного безликим, и порой вы даже представить себе не можете для чего используется тот или иной предмет, не переживайте в музее вам покажут как собирается данный макет и продемонстрируют его назначение.

В музее более 200 приспособлений, это занимает три больших этажа. Наряду со столами для совокуплений, железными корсетами и разнообразными стимуляторами, вы найдете небольшое количество связанных с сексом артефактов, некоторые из которых относятся к началу XVI века.

Здесь есть обувь, которую носили древнегреческие проститутки, сексуальные фотографии, приспособление для удовлетворения «необузданных желаний» заключенных женщин в немецких тюрьмах и даже некоторые из самых первых и ранних порнофильмов.

Безусловно, музей стал популярным с самого своего открытия, но городские чиновники посчитали его «неприличным». Неудивительно, что это сделало его еще более привлекательным.

Развернуть
Свернуть

Интерьер собора

Внутреннее оформление в основном относится к барочной эпохе. С более ранних времен сохранились, например, самая старинная в чешской столице готическая каменная кафедра и купель из олова 1414 г. изготовления, декорированная изображающими учеников Христа рельефами. Кроме того, в 2000 году очередные реставраторы наткнулись на неизвестную ранее фреску в готическом стиле, зачем-то хорошо спрятанную в одном из почти двух десятков алтарей.

Алтари, к слову, исполнены в разных стилях. Главный из них являет собой пример раннебарочной архитектуры, изготовленный в 1649 году. Он украшен картинами кисти Карла Шкреты. В правом боковом нефе есть неоготический алтарь, где поставлена  готическмя Тынская Божья Матерь – статуя Мадонны с маленьким Иисусом, изготовиленная примерно в 1420 г.

Отдельный интерес вызывают резные надгробия, появлявшиеся в соборе на протяжении Средних Веков, эпохи Возрождения и Нового Времени – примерно 60 известных захоронений и несколько неизвестных. Вероятно, самой известной персоной, покоящейся там, является датский астроном Тихо Браге, который окончил свои дни в Праге, где служил придворным астрологом у короля Рудольфа II. По приказу монарха ученого похоронили в Тынском храме, что было весьма неординарным событием: храм – католический, а Браге был протестантом. Через три года рядом с Тихо была похоронена его супруга Кирстина. Надгробие украшено надписью на латыни о том, что власть и богатство временны, а наука – вечна.

Еще одно интересное надгробие содержит останки Шимона Абелеса – еврейского мальчика, вздумавшего сменить вероисповедание на христианское. Результатом этого невинного желания стали сразу две смерти: отец Шимона сперва убил своего вероотступника-сына, а затем сам повесился. С точки зрения католической церкви, мальчик явно пострадал за веру, за что и получил посмертные почести в виде пышных похорон и престижного места упокоения.

Считается, что в Тыне погребены также сердце Йиржи из Подебрад и 12 голов, принадлежавших некоторым из 27 участников восстания сословий, которых казнили по соседству – на Староместской. Некоторые надгробия не слишком хорошо сохранились, виной чему плохое развитие стоматологии в прежние времена. Согласно бытовавшему среди пражан поверью, наступив на могильную плиту, можно было унять зубную боль. А поскольку хождение по могилам тогда не считалось чем-то зазорным, это был беспроигрышный ход, чем горожане и пользовались. Будем надеяться, что это им помогало хотя бы в качестве плацебо, иначе надгробия повреждены напрасно.

Одной из самых ценных достопримечательностей внутреннего пространства храма Девы Марии перед Тыном является барочный орган. Его построил мастером из Германии Яном Мундтом и подмастерьями в 1670–1673 гг. Сейчас он остается наиболее старым пражским органом и одним из старейших на континенте. Правда, он не дошел до нас в первозданном виде и пережил тонкую реставрацию. Для этого инструмент возили на родину, в Германию, где боннские мастера поколдовали над ним. После этого орган вернулся в Прагу, где вы и можете его послушать и на него посмотреть.

Тынский храм пережил немало строительных, религиозных и политических перипетий, но несмотря ни на что достоял до нашего времени как одна из самых величественных пражских построек. Над его архитектурой и интерьером работали десятки мастеров, каждый из которых был одним из лучших в своем деле в свою эпоху. Сколько бы башен ни было в вашем туристическом маршруте по Праге, Тынский храм и две его башни нужно включить в программу обязательно.

Интерьеры Пизанского собора

Собор светлый и высокий. Центральное пространство разделено рядами колонн на пять нефов.

Колонны из серого гранита по обеим сторонам главного нефа некогда стояли в мечети в Палермо.

Пол украшен рисунками в технике «космати» (середина 12 века)

Кессонированный позолоченный потолок.

В апсиде – мозаичное изображение Христа с Девой Марией и Иоанном Богословом. Мозаика уцелела во время пожара. В ее создании принимал участие Чимабуэ в 1302 году (лицо Иоанна).

Ангел со свечой

С левой стороны — великолепная кафедра, созданная Джованни Пизано в 1302-1310 годах. Ее, к счастью, тоже пощадил пожар. Кафедра стоит на 8-ми колоннах. Ее барельефы изображают эпизоды из жизни Христа и Богоматери. Эпизоды отделены друг от друга фигурами пророков и сивилл.

Купол

Наверху вдоль центрального нефа тянется женская галерея. На фресках в верхней части собора изображены сцены из Ветхого завета.

На незанятых иной красотой поверхностях полосы темного мрамора чередуются со светлыми. Этот прием пизанцы подсмотрели в арабских мечетях. Чередованием темных и светлых полос достигался эффект приумножения пространства (достаточно вспомнить мечеть в Кордове). Впоследствии этот прием был взят на вооружении во всей Тоскане.

Трансепт разделен на три нефа.

Одна из самых ценных икон Пизанского собора — Мадонна di sotto gli organi 13 века («Мадонна под органами»)

Рассмотрев Пизанский собор во всех деталях, оглянитесь на выходе.

Посмотрите на напряженный ритм арок над апсидой. Кажется, что они вот-вот разомкнутся.

А как притягивает взор дверка над верхней аркой!

Надеюсь, Пизанский собор произвел на вас впечатление. Венецианцев все же они не перещеголяли, но, определенно, создали шедевр. Впрочем, если меряться площадями, то пизанская Пьяцца деи Мираколи выступает против венецианской Пьяцца Сан-Марко на равных.

А у нас на очереди следующий объект Площади Чудес – Баптистерий.

Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector