Гагрский храм

История

Присутствие Российской империи оставило заметный отпечаток на Грузии: это и поселения духоборов, молокан, староверов, курорт Абастумани и русские земли в Манглиси.

Новоафонский монастырь тоже является одним из таких следов.


Неовизантийский храм основан на месте зверски замученного апостола Симона Кананита.

Как гласит предание, сторонники Христа покидали Иерусалим из-за гонений в 44 году нашей эры со стороны иудейского правителя Ирода Агриппа.

Апостолы кинули жребий, чтобы определить, в какое место отправятся. Деве Марии выпала область Иверия, принадлежащая нынешней Грузии.

Накануне отъезда Богородица увидела сон, где ангел убеждает её остаться в Иерусалиме, чтобы предстать перед Всевышним. Поверив в сон, вместе неё в путь направились последователи Христа. Сама Мария напутствовала смельчаков в отважный путь.

Так апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный были отправлены для распространения христианской деятельности в Иверии.

По одному из толкований дорога не была столь благополучной. На месте современного Нового Афона Симон Кананит был зверски убит противниками христианства.

Строительство

История храма началась в 1874 году, когда абхазским монахам были переданы в дар деньги из государственной казны. Император Александра II таким образом преподнес пожертвование монахам Пантелеймоновского монастыря. Так появилась идея строительства крупнейшего в Российской империи монастыря на Кавказе.


Старое фото монастыря

В монастырский ансамбль входят сразу несколько объектов: 6 храмов, колокольня высотой 50 метров, трапезная монахов, расписанная фресками.

Архитектором проекта выступил Никонов Николай Никитич, известный тогда по творениям в городах Российской империи

Внимание монастыря приковывает не только снаружи, но и изнутри. Над росписью стен трудились мастера русского народного промысла, фрески делались волжскими мастерами

Первое освящение храма произошло через 14 лет после заложения его основы. Церемонию посетил Александр III и его супруга.

В 1888 году была построена небольшая часовня для приветствия царской семьи. Также был отлит большой колокол, венчавший одну из построек монастырского комплекса. Аллею из посаженных в честь приезда императора кипарисов теперь называют «царской».

Александр на церемонии преподнес в дар благозвучные часы, которые по сей день выполняют свою роль на колокольне.

Монастырь внутри:

С этого момента Новоафонский монастырь приобрел известность по всей Российской империи. Он стал безусловным религиозным центром, а в Москве и Петербурге существовали его филиалы. В них монахи учили детей правописанию и чтению.

Опустение и возрождение

Во время революционной России Новоафонский монастырь перестал действовать из-за гонений монахов за христианскую деятельность.

В советское время на горе Афон существовала турбаза и местный этнографический музей, а помещения храма использовали под склады продовольствия. В середине столетия территорию монастыря задействовали под больницу.

Восстановление работы храма и церковной службы произошло в 1994 году. Монахи наладили быт, восстановили постройки, отремонтировали основной купол монастыря. На площади храма открылись православная семинария. Часть мероприятий по восстановлению комплекса на горе Афон всё еще продолжается, несмотря на постоянный поток туристов и паломников в храм.

Анакопийский храм

Неподалёку от города Новый Афон находится место древней столицы Абхазского царства. На высокой Иверской горе, окружённая мощными стенами с башнями, в пятом веке стояла Анакопия, а в шестом веке там же был основан Анакопийский храм. За столетия своего существования храм несколько раз частично разрушался, отстраивался и переделывался. В наши дни Анакопийский храм полностью не сохранился, однако некоторые его залы и уцелевший алтарь дают представление о его былом величии.


В течение веков в стенах храма хранилась икона Пресвятой Богородицы, которой приписывались в древних хрониках свойства исцелять. Люди верили, что святая икона оберегает Анакопию и его жителей от неприятелей и бед.

Сейчас к Анакопийскому храму приходят тысячи паломников, чтобы увидеть своими глазами это святой место, обратиться к Богородице с молитвами и выпить воды из источника неподалёку от древних руин.

Действующие храмы

  1. Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
  3. Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
  4. Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
  5. Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
  6. Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  7. Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
  8. Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
  9. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
  10. Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
  11. Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
  12. Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
  13. Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
  14. Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
  15. Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.

Цандрипшский храм

Уникальный памятник древности (5-6 в) – одно из первых святилищ находится в пос. Цандрипш. В византийскую эпоху это селение было столицей Санигии, государства, позже присоединённого к Абхазии. Сооружение, спрятанное в густых зарослях, вызывает огромный интерес специалистов и любителей старины. Сложная архитектура базилики с множеством арок, боковыми нефами, апсидой не позволяет точно определить стиль и найти его аналог.

Густые заросли пальм, кипарисов, кустарников окружают седые руины. Несмотря на многочисленные разрушения, могучие стены с арками производят неизгладимое впечатление. Здесь хорошо сохранилась апсида, ниша алтаря, южная стена и придел. От полукруглого свода остались лишь фрагменты. Перед центральным входом видны остатки некогда мощных колонн.

Хорошо выглядит центральный элемент 3-частной апсиды. По фрагментам северного придела можно восстановить его полный вид. Остатки внутренних стен позволяют представить великолепие интерьеров. Сегодня алтарь для сохранности отделён деревянной перегородкой. Изредка здесь проводятся службы. Величественные останки раритетного сооружения просто кричат о восстановлении.

Собор Влахернской иконы Божией Матери (Бедийский собор)

Собор был построен в 999 году абхазским царём Багратом III в честь Влахернской иконы Божьей Матери. В храме находится его усыпальница. В XIII веке Бедийский собор реставрировался, заново были сооружены фасад и купол. В плане собор по своей форме приближается к купольным. Стены сложены из тёсаного камня. В XVII веке церковные службы в храме прекратились, возобновлены в XIX веке.

Вопрос о возрождении Бедийского собора ставился в 1912 году епископом Сухумским Андреем (князем А. А. Ухтомским), организовавшим к нему массовое паломничество.

В 100 метрах к западу от Бедийского собора находятся развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа, где располагалась трапезная и зал для собраний. На недостроенном втором этаже находились жилые помещения бедийских епископов. С севера к дворцу примыкала колокольня, через первый этаж которой имелся проход на территорию собора.

Адрес:

Абхазия, Ткварчельский район, с. Агубедиа

Очамчирский район

  1. Храм Мармал-Абаа в с. Адзюбжа.
  2. Храм в с. Адзюбжа (XIX век).
  3. Храм в с. Атара (XIX век).
  4. Храм в с. Кындга.
  5. Храм Тлут в с. Тхина.
  6. Второй храм в с. Тхина.
  7. Храм Куланба в с. Арасадзыхь.
  8. Храм в с. Кутол (XIX век).
  9. Храм Бзаркалоу в с. Кутол.
  10. Храм Качь-наха в с. Джгьарда.
  11. Храм Пскал в с. Джгьарда.
  12. Храм Гурчух в с. Джгерда.
  13. Храм в п. Джгаруалу.
  14. Храм в с. Гуада-Ахуца.
  15. Храм в п. Амзара.
  16. Храм в с. Кацихалба (Пакуашь).
  17. Собор Успения Богородицы в с. Моква (X век).
  18. Храм в с. Беслаху.
  19. Храм в с. Джал.
  20. Храм в с. Меркула.
  21. Храм в с. Отап.
  22. Крепостная церковь в с. Члоу.
  23. Храм в п. Андроу.
  24. Храм в с. Гуп.
  25. Храм в с. Акуаскьа.
  26. Храм в с. Заган.
  27. Храма в с. Гудаа.
  28. Второй храм в с. Гудаа.
  29. Гюэносский храм в Очамчирах (VI век).
  30. Храм св. Георгия Победоносца в с. Елыр (XI век).

Золотой век монастыря

С самого начала своей деятельности монастырь в Новом Афоне представлял собой крупнейший религиозный центр на побережье Чёрного моря. Санкт-Петербург, Новороссийск, Туапсе, Сухум, Пицунда и многие другие города России имели на своей территории подворья. Небольшая пристань превратилась в грузопассажирский причал, а попасть на верхушки Афона и Иверской горы можно было по канатным трассам.

Самым удобным маршрутом для путешественников был морской путь. Их встречали на лодках монастырские жители. Дальнейшая дорога проходил пешим порядком с молитвой. Для этого была вымощена тропа в обрамлении кипарисов в виде пирамид. По одну сторону располагался сосновый бор и сад, засаженный растениями вечнозелёных сортов, по другую — стеклянные оранжереи. Неподалёку от храма Симона есть горный выступ, откуда низвергается рукотворный водопад.

Для размещения паломников построили постоялый двор недалеко от моря. Среди путешественников были как обычные люди, так и представители знатных фамилий. Встречали здесь и императора Николая Второго, наместника Кавказа Михаила Романова, писателей А. П. Чехова и Максима Горького.

Хозяйственная деятельность

Хорошо известно и о хозяйственной активности обители. На месте поросшей колючками низины вдоль реки Псырцхи появился парк с каналами и прудами, где разводилась рыба. Имелась у монастыря и собственная железная дорога, по которой поезд — подарок Александра Третьего, перевозил высокосортную древесину.

Одна из первых речных электростанций в России также появилась у афонских монахов. Источника мощностью в 120 л. с. было достаточно для освещения и снабжения током всего хозяйства. Кроме того, водопад, образованный при обустройстве, превратили в холодильник — лёд, образовавшийся в закрытом от солнца гроте, не таял даже летом.

Продукция разнообразных мастерских — токарной, столярной, литейной, слесарной, переплётной, часовой, кожевенной и пр. — отвечала потребностям монастыря и шла на продажу в окрестные города и сёла. Две пасеки снабжали мёдом, а поля выдавали хорошие урожаи картофеля, кукурузы, пшеницы.

Огороды засевались овощами, а разведённые на склонах сады плодоносили не только яблоками, грушами, абрикосами и персиками. В субтропическом климате монахи умудрялись выращивать апельсины и лимоны, мандарины и оливки, бывшие в этих краях в новинку. Местные жители обучили братию особым приёмам коневодства, и в обители появился свой конезавод.

Благотворительные дела

Известно и о благотворительной деятельности обители. На собственные средства содержались мужская и женская школы для сирот, организовывалась раздача беднякам продуктов и медикаментов. Часто приносились пожертвования в виде икон, книг и прочей утвари для менее богатых приходов. Каждому человеку, обратившемуся в монастырь, оказывалась необходимая помощь, а иногда даже выдавались деньги для покупки обратного билета.

История основания Новоафонского монастыря

В 1874 г. монахи Пантелеимоновского монастыря, что находится на греческом Афоне, получили от царского правительства территорию современного Нового Афона и внушительную сумму денежных средств для строительства нового монастырского комплекса. Работы было немало: предстояло частично снести гору, чтобы подготовить площадку, убрать тонны земли, а также соорудить какое-либо подобие подъездной дороги.

Среди живописных горных пейзажей Абхазии на солнце сверкают золотые купола Новоафонского монастыря Святого апостола Симона Кананита. История этой святой обители уходит в далёкое прошлое.

С 1877 по 1878 гг., на время русско-турецкой войны, строительство монастыря было заморожено (недостроенная обитель в эти годы была ещё и разграблена), после войны возобновилось и окончательно завершилось только в 1900 г. Кстати, чудесный «Русский Афон» стал местом паломничества задолго до завершения строительных работ. Сюда приезжало огромное количество купцов и торговцев, которые стремились поддержать монастырь материально.

Среди посетителей числится и сам император Александр III с семьёй, он даровал куранты, которые впоследствии украсили одну из колоколен Новоафонского монастыря.

О визите императора напоминают и другие памятные знаки: часовня, которая была построена на месте встречи монарха и настоятеля Новоафонского монастыря, и так называемая царская аллея — бульвар с кипарисами, протянувшийся от морского причала до самого монастыря.

Торжественное освящение Новоафонского монастыря, на которое прибыли порядка 20 тыс. паломников, состоялось 28 сентября 1900 г. На этом благоустройство обители не закончилось: монахи неустанно работали без сна и отдыха, чтобы монастырь стал не просто цитаделью духовности, но и настоящим символом процветания православной веры в Российской империи. В те годы монастырь переживал период своей бурной популярности и считался крупнейшим православным монастырем России и духовным оплотом Кавказа.

Однако ветер не самых приятных перемен не заставил себя ждать: грянула Октябрьская революция. Во времена советской власти монастырь пришел в запустение, дом игумена был разорён и разрушен, на его месте появилась дача Сталина, по соседству построили дом для Берии, в соборе открыли краеведческий музей. Затем последовали грузино-абхазские конфликты и войны, пострадавший от многочисленных обстрелов монастырь переквалифицировался в госпиталь. Пережив все эти невзгоды, в 1994 г. Новоафонский монастырь всё же смог вернуться к жизни и понемногу стал налаживать свой быт.

Реставрация внутренних храмовых покоев, различных хозяйственных и церковных зданий, а также собора Святого Пантелеимона не завершается по сей день.

Построенный согласно неовизантийским канонам, Новоафонский монастырь эффектно выделяется на фоне традиционной русской церковной архитектуры. Целых шесть храмов относится к новоафонскому монастырскому комплексу: надвратный храм Вознесения Господня, храм Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» и самое грандиозное сооружение — Пантелеимоновский собор.

Как добраться до Моквского храма в Абхазии

Село Моква находится территориально примерно на середине пути от российско-абхазской границы до абхазско-грузинской. Расположено в 15 км к северу от райцентра Очамчыра. Если выезжать из Сухума на машине самостоятельно, нужно проехать по Абжуйскому шоссе около 38 км до поворота на село Моква. Собор стоит не в самом селе, а на его восточной окраине, за рекой Моква. Туда проложена довольно хорошая дорога. Один из ориентиров — указатель на поворот на пещеру Аброксила в селе Отап. Далее 10 км до поворота на храм направо 1 км, мимо кладбища (слева), далее через мост вдоль ипподрома. Там Вы увидите на поляне стоит Моквский храм.

Если есть навигатор или интерактивные карты, то просто внесите координаты места назначения: 42.834880, 41.507523 и следуйте инструкциям.

Еще один способ посетить храм — поехать туда с экскурсией. Из разных абхазских курортных мест, туда Вас доставят специальные автобусы.

Такси Абхазии тоже могут согласиться довезти до места назначения, но возьмут приличную плату за это. Имея на руках водительские права, неплохой способ передвигаться — автомобиль в аренду.

Успенский собор в Мокве с высоты птичьего полета

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ХРАМ ЛЫХНЫ: СОВРЕМЕННОСТЬ

Что сейчас представляет собой Лыхненский храм? Самое интересное, что он действует и по сей день, причём работа собора не останавливалась даже в советское время. Это само по себе является уникальным явлением для церквей Абхазии и не только.
В 19-м веке Николай II распорядился сделать из церкви в деревне Лыхны мужской монастырь и обитель священников. В связи с этим чуть позже собору была подарена икона Богоматери Знамение. В храме Лыхны – она особенно почитаема.
А что до инфраструктуры – присутствует ли она здесь? Минимальная – да. Для гостей церкви рядом организована парковка, небольшое кафе, где можно поесть, а также сувенирная лавка.

Реставрация в Лыхны – еще одна знаковая веха в развитии храма, которую сопровождает определенная доля мистики. Например, многие задумываются, почему над храмом расположены своды, а сбоку его поддерживают опоры? Множество раз архитекторы пытались приступить к реставрации собора Лыхны, но различные причины, особенно природного характера, не позволяли провести ремонтные работы. То нагрянут затяжные дожди, то примчатся студеные ветра, а иногда на пути реставраторов становились болезни архитекторов и даже гибель рабочих.
В итоге было принято вынужденное решение о том, что храм «не желает» обновляться, поэтому архитекторы пошли по пути наименьшего сопротивления, соорудив опоры и крышу для защиты от неизбежных атмосферных воздействий. На данный момент – это единственный реальный способ спасения уникального Лыхненского храма, ведь даже без должного ремонта он не разрушился и вот уже более тысячелетия услаждает взоры пришедших в эти заповедные места своей нетронутой, старинной фактурой.

АРХИТЕКТУРА МОНАСТЫРЯ

Новоафонский монастырь внутри расписан фресками палехских мастеров, а также московскими художниками. Стены украшались с 1911-го по 1914 год. А вот трапезная монастыря, расположенная под огромной колокольней, украшена фресками авторства волжских кудесников, знаменитых братьев Оловянниковых.
Сам комплекс Новоафонского монастыря состоит из нескольких храмов. Первый – Вознесения Господня, относится к надвратным постройкам, а второй, сооружен в честь памяти первого апостола, призванного Иисусом. Кроме того, монастырь содержит храмы афонских мудрецов, мученика Иерона и церкви, в которой хранится легендарная икона под названием «Избавительница».
В центре возвышается Пантелеймоновский собор. Это довольно крупное, пятикупольное сооружение, наивысшая точка которого составляет 40 м. Площадь собора – 53 на 33 м. На вопрос, сколько куполов в Новоафонском монастыре, можно смело отвечать, что на соборе их пять, к этому стоит добавить купол на высокой колокольне (той самой, с курантами, подаренными императором), и четыре по периметру комплекса.
Обитель построена в довольно востребованном, нововизантийском стиле. Церковные архитекторы конца XIX века активно использовали его в возведении храмов, соборов и церквей.

Храм Святого Ипатия Гагрского

Рекомендовать место

10

2

Храм Святого Ипатия Гагрского – храм в Гаграх, на территории крепости Аббата. Загадка этого храма еще не разгадана до конца. Местные жители из поколения в поколение передавали легенду о том, что под храмом есть подземелье, где в недоступных кладовых хранятся несметные сокровища.

Когда же было построено это здание? Чем дальше вглубь тысячелетий, тем больше переплетается реальность и легенды. Одна из легенд утверждает, что храм был построен в VI веке и назывался храмом Покрова Божьей матери. В то время, в пещере неподалеку от горы Мамзышха, и обитал святой Ипатий Гагрский. Известный абхазский краевед и этнограф Симон Петрович Басария (1884 — 1942) в одной из своих книг, посвященных родной Абхазии, писал : «В часе ходьбы от Гагры на значительной высоте в живописном ущелье есть большая пещера, где, по преданию, скрывался Гагринский епископ Ипатий во время гонений на христиан». После смерти святого он был похоронен в храме, который был переименован в его честь. Но факты же утверждают обратное – в VI веке, на территории Абхазии епископы были только в Питиунте (Пицунда) и Себастополисе (Сухум). Однако, здание храма уже стояло…

В XIX веке русские войска, после окончания Крымской войны в 1856 году, разместили здесь пороховой склад, в советское время храм был отдан под Музей абхазского оружия. И лишь 18 сентября 2012 года храм святого Ипатия в Гаграх был освящен и в нем стали проводить церковные службы.

Координаты: 43.30931600,40.25336300

Исторические сведения о древнем Афоне

Новоафонская Симоно-Кананитская мужская обитель официально была основана в 1875 году насельниками из Пантелеймоновского монастыря, находящегося в греческом старом Афоне.

Античные поселения на Новом Афоне Абхазии известны с III века, как торговые центры, в которые заходили суда с товаром. На основе развития торгово-экономических связей поселение развивалось и богатело.

Новоафонский мужской монастырь, Абхазия

  • В IV веке здесь была построена крепость на горе Иверии для городской защиты, внутри которой возводится храм апостола Симона Кананита, святого, жившего в первом веке и погибшего от рук римских воинов. По преданию именно благодаря защите Иверской иконы Богородицы эта местность была освобождена от нашествия арабов.
  • Анакопия в восьмом веке являет собой столицу края и резиденцию дворян Грузии и Осетии.
  • В XIV веке генуэзцы начинают осваивать этот регион, появляется Римская дозорная башня, и весь внутренний комплекс крепости модернизируется, ибо среди местного населения укоренилось христианство.
  • В ХІХ столетии царским правительством были выделены средства для постройки мужского монастыря на месте античных построек и пещеры Симона Кананита.

Афонские старцы неслучайно выбрали это место. В крепости Анакопии до строительства мужского монастырского комплекса на Новом Афоне уже велись богослужения в двух соборах, ибо более половины населения были христианами. В горных гротах и пещерах жили отшельники. Апостола Симона Кананита в Абхазии называют пасынком Божьей Матери.

Начало строительство предполагало совершить грандиозные подготовительные работы. По проекту будущая абхазская святыня должна была стоять на некой вершине, поэтому монахам следовало титанически трудиться, чтобы снять землю, камни и выровнять площадь. При этом следует учесть, что у них не было ни дорог, ни транспорта.

Неовизантийский стиль будущего монастырского комплекса сам по себе предусматривал большой размах, ибо на церемонии освящения будущего строительства присутствовал царь Александр Третий с царицей, которым было дано право положения первого камня в основание храма св. Пантелеймона.

Церковь святого Пантелеймона в Новоафонском монастыре

Куранты с музыкой, преподнесенные царской семьей в дар храму в 1888 году, сохранились до настоящего времени в рабочем состоянии.

Святыней новопостроенного собора стал крест, хранящий частицы Креста Господнего.

От морского порта до Новоафонского монастыря вела царская аллея, по которой можно пройти и сейчас при посещении новоафонского комплекса.

В начале XX столетия мастерами из Палеха была выполнена богатейшая роспись храма св. Пантелеймона, который ныне представляет последний памятник русской школы иконописи.

Интересно! До революции Новоафонский мужской монастырь являлся центром христианства в Грузии.

К храмам были выстроены пристройки, трапезная, часовня, высокая колокольня, заводы, территорию монастыря украшают сады и парки.

В 1924 году паломнический центр, до этого часто посещаемый царской семьей, был закрыт на 70 лет.

В конце XX века территория Нового Афона привлекала туристов за счет открытия здесь карстовых пещер и источников минеральных вод. Властями того времени оборудуются искусственные входы, строится подземная железная дорога для приема туристов.

Только в феврале 2011 года христианская святыня была возвращена церкви правительством Абхазии, ее наместником был назначен Давид Сарсания.

Режим работы:

В выходные и праздничные дни — с 7 часов утра. Закрывается монастырь в 20 часов.

Удобнее всего посещение Н. А. Монастыря с мая по октябрь, в это время обитель открыта с 9 часов.

Правила посещения:

• Для женщин платья или юбки ниже колен, закрытые плечи, платок на голову. • Мужчинам надо быть без головного убора, Недопустимы открытые плечи, шорты и спорт. одежда. Можно делать съёмки фото и видео. Мобильные телефоны выключить или ставить на беззвучный режим. — В Пантелеймоновском соборе запрещено делать фото с фотовспышкой. — Запрещено снимать иноков без их разрешения.

Экскурсии в Новый Афон

Из Сочи в Абхазию круглый год отправляются автобусы туристических фирм, цена складывается из билета до границы и основной части после её пересечения, при посадке в автобусы Абхазской стороны. Не многие знают, что есть хорошие предложения от частных гидов, которые проводят индивидуальные экскурсии на легковых авто из Сочи и Адлера в Абхазию. Цена учитывая отсутсвие доплат и дегустаций получается примерно на 30-50% больше, однако подход и комфорт выше в несколько раз.

Для тех кто желает также посетить труднодоступные и горные районы Абхазии доступен джиппинг на внедорожниках комфорт класса. Здесь на сайте вы можете выбрать из множества предложений от местных фирм и гидов, а отзывы и рейтинги помогут в выборе достойного организатора.

Целебный источник и церкви Коман

Вторая действующая монашеская обитель, святого Иоанна Златоуста, находится в селе Команы. На ее территории две церкви: Иоанна Златоуста и мученика Василиска.

Храм Златоуста построен в XI веке, но был разрушен в годы турецкого нашествия и восстановлен лишь в конце прошлого века. Известно, что святой скончался в Команах в 407 году, проезжая через поселок к месту ссылки. Тело святителя спустя много лет было перевезено в Константинополь, а саркофаг, высеченный из известняка, хранится в местном приходе и сейчас.

Также трепетно в Команах относятся к мученику Василиску, в честь которого построены храм и деревянная часовня. Недалеко от поселка находится целебный источник. По легенде, он появился на месте, где от жажды скончался святой Василиск.

🕘 История постройки

Достоверно неизвестно, в правление какого князя был построен этот храм, но дата его сооружения установлена достаточно точно, это начало X века. Предполагается, что Лыхненский храм – образец зодчества абхазских архитекторов под руководством какого-то могущественного местного епископа, проповедовавшего христианство в этих краях.

Более точных данных о том, кто строил храм, нет. Позднее, в XIV веке, стены были расписаны византийского стиля фресками. До наших дней дошли лишь фрагменты уникальных творений средневековых мастеров.

В XV веке в Абхазии наблюдался упадок христианства, но Лыхненский храм сохранился, благодаря тому, что находился под покровительством князей Шервашидзе, до XVIII века остававшихся православными христианами. После они перешли в Ислам, но храм, тем не менее, не разрушили. Сафар-Бей, сын мусульманина Келеш-Бея, снова крестился, умер православным и был похоронен в стенах Лыхненского храма.

После 1830 года, когда в Абхазию пришли русские, они возродили церковную жизнь и храм вновь стал действующим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector