Храм спаса на крови

История

Поводом к строительству собора Спас на Крови стало одно из громких событий 19-го века — удавшееся покушение на императора Александра II, в ходе которого он получил ранение и впоследствии скончался. Изначально на месте покушения основали часовню по проекту известного архитектора Бенуа, она появилась в 1881 году.

Убийство императора Александра 2 в 1881 году на картине

Одновременно с этим его преемник Александр III объявил конкурс на лучшую идею по возведению церкви, которая должна была сменить скромную часовню. Но, несмотря на множество именитых участников, ни одна из предложенных работ не понравилась императору. Вскоре конкурс был проведен ее раз, но снова безрезультатно

Пока, наконец, внимание правителя не привлекла работа архимандрита Троице-Сергиева монастыря Игнатия и его соавтора — профессионального архитектора Альфреда Парланда. На ее основе в результате и был разработан проект храма

Рисунок будущей церкви (архимандрит Игнатий, 1883)

К строительству приступили в 1883 году, а освятили готовое здание только в 1907 году под именем Собор Воскресения Христова на Крови (подразумевалось, что он построен на месте, где лежал в крови отброшенный взрывом бомбы император). Свое второе название храм получил ввиду того, что он был освящен в день Преображения Господня — этот праздник известен также как Спас.

data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false» data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>


Изображение храма на открытке начала 20 века


Редкое фото строительства собора

Собор пережил Октябрьскую революцию, проработал некоторое время в советские годы, но в 1930 году был закрыт. Дважды поднимался вопрос о его демонтаже, и он был в шаге от разрушения, однако до претворения этой идеи в жизнь так и не дошло, хотя по назначению здание уже не использовали. В военное время здесь был морг, а после — театральный склад.

В 1935 году святыню закрыли

Лишь в 1961 году Спас на Крови признали историческим памятником и задумались о его сохранении в этом качестве. К тому времени церковь находилась в плохом состоянии, требовалась срочная реконструкция. Работы были начаты в 1980-х годах и продлились более 15 лет — храм-музей снова открыли для посещений только в 1997 году. Сегодня идет очередной этап реставрации исторического здания, и он будет полностью завершен не ранее 2025 года, но храм доступен для туристов и прихожан.

Реконструкция Спаса на Крови началась в 1980 годах и продолжается сейчас

В советское время в рамках борьбы с религией храм лишился своих ценностей, однако самому зданию повезло — его признали историческим памятником 19-го века, что позволило избежать разрушения. Пережила церковь и Вторую мировую войну, хотя следы от немецких снарядов можно увидеть на ее стенах и сегодня — некоторые из них сохранили во время реставрации. А в годы блокады здесь, как в настоящем музее, хранились экспонаты с музейных комплексов всего Ленинграда и его пригородов.

На фасаде храма можно увидеть следы фашистских бомбардировок

Интересно: в конструкции собора есть определенный символизм — его высота 81 м. отображает год смерти Александра II, а 63-метровая колокольня символизирует возраст, в котором император был убит.


Высота храма — 81 м, и это отражает год гибели Александра 2 — 1881

Внутреннее убранство и святыни собора

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:

  • В. В. Беляев.
  • В. М. Васнецов.
  • В. И. Отмар.
  • Ф. С. Журавлев.
  • Н. Н. Харламов.
  • А. П. Рябушкин.
  • М. В. Нестеров.

Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.


Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри

Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.

Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.

Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.

При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:

  • Не курить.
  • Громко не разговаривать и не бегать.
  • Не использовать ненормативную лексику.
  • Быть трезвым.

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.

Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.

Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

Современное использование

В июле 1970 года управление церковью перешло к Исаакиевскому собору, который использовался как музей. Поступления от собора пошли на восстановление церкви. Он был вновь открыт в августе 1997 года после 27 лет восстановления, но не был повторно освящен и не функционирует как постоянное место поклонения. Храм Спаса-на-Крови — музей мозаики. В дореволюционный период он не использовался как общественное место поклонения. Церковь была посвящена памяти убитого царя и только панихид (панихиды) имели место. Сейчас церковь является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Петропавловская крепость

Вначале крепость была из земли и дерева. Построили ее очень быстро, всего за несколько месяцев, по плану, который набросал сам Петр 1. Уже осенью 1703 года она была готова встретить шведов огнем своих пушек. Шесть бастионов – выступающих пятиугольных укреплений – позволяли держать под прицелом все подступы к крепости. Спустя три года деревянные бастионы и сены стали постепенно заменять каменными, их высота достигала 12 метров, а толщина 20 метров. Стены крепости – двойные. Внутри их сделали амбразуры для пушек, устроили казематы, где размещался гарнизон, и хранились боеприпасы. Для 18 века это было первоклассное военно-инженерное сооружение. Руководил строительством архитектор Доменико Трезини,а наблюдали за работа-ми приближенные царя: Меньшиков, Зотов, Трубецкой, Головкин, Нарышкин. Их именами названы бастионы. А тот, что обращен к Троицкой площади, назвали Государевым в честь Петра 1.

Для того, чтобы сделать Крепость еще более неприступной, по-строили дополнительные укрепления. С запада и востока подходы к крепостным стенам прикрывали равелины, а с севера – Кронверк. Земляные валы Кронверка, на которых стояли 78 орудий, были окружены рвами, наполненными водой. Артиллерийский музей, похожий на средневековый замок, стоит как раз на месте бывшего Кронверка.

Каменную крепость строили долго, почти 40 лет. Гранитом ее стены облицевали в конце 18 века, уже при Екатерине 2. Ни шведам, ни другим врагам России так и не довелось испытать на себе мощь грозной крепости: вход в устье Невы надежно закрыл Крондштат. А Петропавловская крепость еще при Петре 1 стала служить тюрьмой, и первым ее узником оказался сын основателя Петербурга царевич Алексей Петрович. Тут его долго допрашивали и пытали, тут же в каземате Трубецкого бастиона, он и погиб в 1718 году. 200 лет Петропавловская крепость была тюрьмой, и бежать из нее не удалось никому. В наши дни, когда крепость превратилась в музей, открыта для осмотра и бывшая тюрьма Трубецкого бастиона. А с бастиона Нарышкина каждый день, раздается пушечный выстрел. Это значит, что в Санкт – Петербурге – полдень.

История после закрытия прихода[править | править код]

В ноябре года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В году вопрос был поставлен снова и был положительно решен, но с началом Великой отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций.

В году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончилась в году.

19 августа года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

Современное использование

В июле 1970 года управление церковью перешло к Исаакиевский собор и он использовался как музей. Поступления от Собора пошли на восстановление церкви. Он был открыт в августе 1997 г. после 27 лет реставрации, но не было повторно освящен и не функционирует как постоянное место поклонения. Храм Спаса-на-Крови — музей мозаики. В дореволюционный период он не использовался как общественное место поклонения. Церковь была посвящена памяти убитого царя и только панихидас (поминальные службы) состоялись. Сейчас церковь является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Таинственная икона

Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

История прихода храма

?обор Воскресения Христова был единственным, наряду с
Исаакиевским собором, храмом С.-Петербурга, находившимся на
государственном содержании . Собор не был приходским; он находился
в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на
массовые посещения; пропуск осуществлялся по пропускам. В нем
совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и
ежедневно произносились проповеди.

6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора
был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре
рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).

SPb_12.2016_17 — ЕгорЖуравлёв @ Flickr

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года)
настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский,
ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников
иосифлянского движения в Ленинграде.

Panoramio upload bot @ WikiCommons

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств
на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к
жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на
крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нем
богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства,
решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением
объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить
заботу о поддержании в нем благолепного богослужения. Желающие
записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу
настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на
свечную выручку, и там получат необходимые бланки для
заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает
распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова
«двадцатки», те есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года
протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором
возражает против такого решения городских властей, «так как храм
никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении
Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по
регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела
имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было
совершено 11 января 1920 года в 12:00.

South side of Church of the Savior on the Spilled Blood, Saint Petersburg, 20180919 — G · RTM @ Flickr

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской
автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая
(Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был
обновленческим.

Panoramio upload bot @ WikiCommons

С августа 1923 года, после перехода
Казанского и
Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал
кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской
епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в
Ленинграде — правого оппозиционного течения в Русской Церкви,
отвергавшего «Декларацию» Патриашего Местоблюстителя митрополита
Сергия (Страгородского).

Vkontakte User @ Vkontakte

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть
храм.

Vkontakte User @ Vkontakte

Режим работы

Не всегда туристы задумываются о рабочих днях музеев, памятников культуры и архитектуры. Между тем – спланированный заранее маршрут, продуманный до мелочей – может кардинально измениться, если вы не учтете выходные дни культурных заведений.

Собор Спас на Крови ждет гостей северной столицы в любой день недели, кроме среды. Существует зимнее и летнее время работы музея: с 1 мая по 15 сентября посетить его можно с 10 утра до 19 вечера, купить билет в кассе у вас получиться до 18:00. В зимнее время вплоть до 30 апреля музей открывается на час позже в 11:00.

Для желающих полюбоваться красотами ночного Санкт-Петербурга, организуют ночные посещения с шести до одиннадцати ночи. Подобные услуги музей предлагает с 30 апреля по 30 сентября.

Храм-памятник

Внешне здание выглядит как православный храм Москвы или Ярославля 16-17 веков. Высота центрального шатра 81 метр. Главы Спаса на Крови покрывает позолота и четырехцветная эмаль.Красно-коричневая кирпичная кладка символизирует кровь Иисуса, а цветные украшения и беломраморные наличники выражают радость Воскресения.Под золотым навесом со стороны канала находится мозаичное распятие. Возле него читали проповеди, и служили панихиды. Но не совершали обрядов крещения или венчания. Храм имел значение общенародного памятника. Для посещения требовался пропуск.На фасаде по окружности располагаются 20 гранитных таблиц с текстами о развитии и победах России за время правления Александра II. С западной стороны выполнены гербы русских уездов и городов. Их жители всем миром собирали денежные средства на памятное сооружение.

Морг и хранилище декораций

Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт.
Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови».
Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

Интерьер и мозаика Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Собор Воскресения Христова является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Его коллекция считается крупнейшей в Европе. Площадь поверхностей, украшенных мозаикой, превышает 7000 кв. м. Для ее создания использованы уральские и алтайские поделочные камни, цветной итальянский мрамор и тысячи самоцветов.

Мозаикой украшены не только стены и колонны храма, пол собора, выполненный из мрамора, представляет собой 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Иконостас Спаса на Крови славится уникальным цветовым подбором мрамора: градация коричневых оттенков напоминает резьбу по дереву. Мозаика для украшения храма производилась в мастерской В. А. Фролова, а эскизы для нее создавали более 30 художников, среди которых В. М. Васнецов, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Убранство храма сильно пострадало после его закрытия в 1930 году, в течение 50 лет памятник не отапливали и использовали в качестве склада для театральных декораций. Реконструкция началась лишь в 1977 году и продолжалась до 1995 года.

Спас на Крови на панорамах Google: интерьер

История

История собора уникальна – это единственная православная постройка, сооруженная на месте гибели императора России. Через несколько дней после убийства Александра II, на месте его гибели решили построить небольшую часовню.

Уже к апрелю того же года – ее возвели. Из губерний и деревень стали приходить пожертвования для памятника императору-освободителю. Спустя два года в 1883 году правительство объявило о строительстве собора на месте старой часовни. Приемник императора объявляет конкурс и заявляет о необходимости воплотить в новом соборе черты древнерусских построек в старом русском стиле.

Глава страны в то время выбрал проект Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни Игнатия. Они предложили возродить русские традиции зодчества и православия

Архитектор работал со сложными элементами и конструкциями, сочетая их с законами симметрии и золотого сечения, акцентируя внимание на отдельных деталях. В результате получился собирательный образ храма России

Храм строили в течение 24 лет, а завершили строительство в 1907 году. Чтобы уберечь храм от подтоплений водой канала, в его постройке отказались от свай. Под всем зданием залит бетонный фундамент. Для его освещения использовали 1689 лампочек.

Долгое время собор содержало государство и в нем проходило малое число служб – лишь в память об императоре-освободителе. С приходом Советской власти финансирование прекращается, а в 1938 году его и вовсе собирались разобрать. Помешала в этом война с фашистской Германией. На время боевых действий в храме организовали морг, а после войны его использовали как склад – помещали декорации Малого театра оперы. Вновь для посетителей он открылся в 1997 году.

История создания храма


Часовня по проекту Бенуа на месте смерти Александра II

Уже на следующий день после смерти Александра II Городская Дума просила нового императора Александра III возвести памятник или часовню на средства города в честь убитого царя. Сначала на месте гибели возвели временную часовню по проекту Л.Н.Бенуа , которая простояла до начала строительства храма.

Несколько раз проводился конкурс на лучший проект храма-памятника. Он должен был быть «истинно русским», а место убийства на мостовой входить в сам храм в виде особого придела. Наконец Александр III выбрал проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева).

Торжественная закладка храма произошла 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы. Первый камень положил сам Александр III. Он не дожил до окончания строительства. Храм Спаса на крови строился 24 года и на его освящении 19 августа 1907 года присутствовал последний российский император Николай II со своей женой императрицей Александрой Федоровной.

Стройка затянулась по многим причинам:

  • современное оснащение: паровое отопление, электрификация (храм освещают 1689 лампочек);
  • отказ от свайного фундамента, вместо него используется сплошное бетонное основание и бутовая кладка;
  • трудоемкие мозаичные работы;
  • близость к воде — здание нависает над каналом, поэтому использовалась сложная система гидроизоляции.Если посмотреть на карту, видно как прямые линии Екатерининского канала и набережной были изменены для создания храма — сделан выступ набережной над каналом.

Общая стоимость строительства храма составила 4 606 756 рублей.

Трижды избежал разрушения

В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города». 

Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился. 

Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт. 

В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.

Иконы «Воскресения Господня»

В строительстве применялось уникальное для православных храмов декоративное убранство – мозаичные иконы. Жизнь Иисуса Христа, от Рождества до Вознесения, все его деяния, сотворенные при земной жизни – все отражается в мозаичных картинах. Над золотым алтарем расположены два изображения: «Спас в силах» и «Христос во славе». В центре алтарной апсиде можно увидеть икону «Евхаристия». Интересно изображение Иисуса Хриса в золотом свете, подающим святые дары апостолам Петру и Павлу, склонившиеся перед ним.

Мозаичные иконы «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Христово», выложены над иконостасом. В мозаике «Преображение Господне» Христос перед своими последователями предстает в золотом божественном сиянии, вокруг расположились другие ученики. На центральном своде – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции. «Спас Благое Молчание», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполнены также по канонам византийского письма.

Иконостас выполнен в классических традициях станкового искусства. Лики «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» отличаются лаконичностью композиции, бережным исполнением образов в непростом искусстве мозаики. Справа от иконописного изображения «Спаситель» расположено «Сошествие во ад». Образ «Князь Александр Невский» расположен в северном киоте, «Воскресение Христово» – в южном. Трудно перечислить все необыкновенной красоты работы – лучше их увидеть самим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector