Спас на крови: режим работы, цена билета и правила посещения

О месте Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови – мемориальный музейно-храмовый комплекс, посвященный царю Александру II, расположенный в культурной столице России, Санкт-Петербурге. В первый день весны 1881 на Екатерининской набережной император-освободитель пал вследствие направленного против него террористического акта, организованного революционной ячейкой под названием Народная Воля. До этого на него уже совершалось семь покушений, но именно восьмое оказалось фатальным. Здание, архитектурный шедевр 19 века, возведено на месте гибели царя Александра. Церковное название собора – «Храм Воскресения Христова на Крови» не прижилось в народе. Люди предпочитают более короткое «Спас на Крови». В западной части до сих пор можно увидеть сохранившуюся мостовую, на которую пролилась кровь монарха. Площадь роскошного мозаичного убранства, составляющая 7065 кв. м, делает эту православную церковь единственной в мире с аналогичными параметрами. Петербуржцы называют собор «несокрушимым» и приписывают ему особую силу божьего благословения. Действительно, его история была наполнена опасностями и постоянной угрозой уничтожения, но он выстоял. После революции 1917 строение хотели взорвать, однако оно всего лишь пострадало от воров и вандалов, оставшись целым. В 1937 оно было на официальном уровне признано не имеющим культурной ценности и подлежащим сносу. Но и на этот раз приведение «приговора» в действие отложили на неопределенный срок. В 1941 внутри уже заложили динамит, но всех взрывников отправили на фронт. При реставрации в 1960 в крыше обнаружили попавшую туда после налета немецкой авиации, но не разорвавшуюся, бомбу. Таинственное пророчество относительно храма сбылось. Оно гласило, что когда реставрационные леса снимут, Советский Союз падет. Леса убрали в 1991. А в 2004 здесь отслужили первую за долгий период литургию.Как добраться? Чтобы увидеть удивительную достопримечательность доберитесь до станции метро Невский проспект и выйдите к каналу Грибоедова направо.Сколько стоит? Вход открыт с 10:30 до 18:00 каждый день, кроме среды. Билет стоит 250 руб для взрослых, 50 руб для детей, младше 18 лет. Аудиогид доступен на многих языках и обойдется в 100 рублей.

Реставрация длиной в четверть века

К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором. 

Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой. 

В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года. 

Гибель царя-освободителя


Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.

Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.

Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.

Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.

Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.

Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».


Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.

Интересные факты

  • Во время революции верующие жители города сняли кресты с куполов Спаса на Крови, и положили на дно канала Грибоедова. Так они спасли их от большевиков. Золотые ценности были найдены строителями только в годы реставрации по наводке случайного прохожего.
  • В 1970-хх гг установлены строительные леса. Они там находились долгие годы, поэтому петербуржцы шутили, что пока леса будут окружать храм, советская власть будет править. Строительные работы были закончены на кануне 1991 года, перед сменой государственного режима.
  • В сооружении находят и мистическую сторону. Можно заметить нехристианские символы, которые ещё раз указывают на почести Александра Второго. Высота центрального сооружения 81 м, смерть царя была в 1881 г. Высота главного купола 63 м такая же, как и возраст, в котором умер император. Над крестом в колокольне возвышается корона, а по всему храму расположились гербы русских городов и двуглавый орёл.
  • Существует поверье, что в соборе есть икона, на которой со временем проступают даты. Они являются переломными в истории России. Например, виднеется 1917 г – революция и свержение власти, 1941 г – начало войны и 1953 г – убийство Сталина и государственный переворот. Остальные числа, пока видно нечётко.
  • Петербуржцы называют Собор Воскресения Христова на Крови «нерушимой церковью». Правительство пыталось её взорвать в 1941 и в 70-хх гг, но что-то всё время мешало. В начале 20 века её было велено разобрать. А во время реставрации в стене найден невзорвавшийся немецкий снаряд. В городе были уничтожены десятки церквей, но эта осталась невредимой.

Адрес

: Набережная канала Грибоедова, 2. Ближайшая станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета

: для граждан РФ и Белоруссии – 250 рублей для взрослых; 50 рублей для пенсионеров, студентов и учащихся; до 7 лет вход бесплатный. Аудиогид на разных языках – 100 рублей.

Часы работы

: каждый день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон с 27 апреля по 30 сентября в соборе проводятся экскурсии «Спас на Крови в белые ночи» с 18:00 до 22:30. Стоимость 400 рублей. Кассы закрываются в 22:00.

График богослужений

: по субботам и воскресеньям в 7:30 – божественная литургия; по субботам в 18:00 – всенощное бдение.

Общие сведения

Храм Спас на Крови регулярно посещают жители города и туристы со всех уголков нашей страны и мира.

Расположение. Спас на Крови находится по адресу: канал Грибоедова, 2Б, корпус А. Храм располагается недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади. Это место именуется историческим центром Санкт-Петербурга.

Как добраться? Любой желающий может добраться до храма на метро. Необходимо выйти на станции «Невский проспект». Далее идти по набережной Грибоедова до здания храма. Время прогулки займет около десяти минут.

Время работы. Храм Спас на Крови работает с 10:30 до 18:00. С 1 мая по 30 сентября режим работы – с 10:30 до 22:30. Выходной день – среда.

Стоимость посещения. Цена билета для взрослых равна 250 руб. Стоимость посещения для детей старше семи лет, студентов и пенсионеров – 50 руб.

Можно заказывать различные экскурсии, например, тематические или в вечернее время. В таком случае стоимость билета будет 400 руб.

Богослужения. Храм Спас на Крови проводит богослужения по воскресным и праздничным дням. Служба начинается в 7:00. Всенощная литургия проводится по субботам. Начало в 18:00.

История храма

Храм на крови возвели недавно. Чтобы проследить за историей этой церкви стоит обратиться к особняку Ипатьева, который раньше располагался на этом месте.

Дом Ипатьева

Здание было построено в конце XIXстолетия, в 1890 году. Спустя двадцать лет его приобрел военный в отставке Н.Н. Ипатьев. Он был благородный, справедливый человек.

На протяжении всей своей жизни он упорно работал и зарабатывал себе на жизнь честным трудом. Он отличался добрым сердцем и готовностью помочь окружающим. Остаток жизни он хотел провести в спокойствии в своем новом доме. Однако судьба распорядилась по-другому.

Полезно знать! С приходом к власти большевиков в 1917 году Ипатьева выселили из собственного дома. Вернули ему его в распоряжение только год спустя, но тогда уже Ипатьев не захотел возвращаться в эти окровавленные стены и эмигрировал.

Последние дни и расстрел царской семьи

Март 1917 года ознаменовался бесчинством, хаосом и массовыми беспорядками по всей стране. Именно в это время НиколайII подписал указ об отречении от императорского трона. Это произошло на железнодорожной станции Дно.

Уже некоторое время вся царская семья была под стражей в Александровском дворце до конца лета. Затем всех родных Николая II и его самого выслали в Тюмень. Практически через год ВЦИК заявил о своем решении публичного суда для всей императорской семьи.

Для этого их нужно было вновь переправить в Петроград. Но разразившаяся Гражданская войны слегка подкорректировала эти планы. Из-за неопределенности, царившей по всей стране, Николая II и его близких удалось довести только до Екатеринбурга. Там всех определили в экспроприированный специально для них дом Ипатьева.

Члены семьи заняли несколько комнат на втором этаже особняка. По периметру здания был установлен высокий забор. За арестованными постоянно наблюдали, иногда по двору разрешались короткие прогулки.

Несмотря на то что пребывание императора в Доме являлось тайной, жители города все равно знали о том, что за стенами здания в качестве узников держат императорскую семью. И екатеринубуржцы догадывались о ее последующей плачевной участи.

Арестанты также понимали, что их ждет. Однако никто не мог предположить, что страшное преступление коснется каждого члена семьи и близкое окружение Николая II. Пленные надеялись, что сначала пройдет суд над императором и его женой, но никаких разбирательств перед расстрелом не было осуществлено.

Опасаясь возможных последствий и мщения, большевики решили убить всех членов императорской семьи. В этом они видели политическую выгоду. Для общественных разбирательств и судебных дел времени не оставалось, поэтому безжалостное убийство произошло так скоро.

До сих пор историки и ученые спорят о том, кто же отдал распоряжение о расстреле всей семьи. Однако это дело покрыто плотной завесой тайны, похороненной вместе с убитыми Романовыми.

Многие историки считают примечательным тот факт, что начиналось правление великой династии в Ипатьевском монастыре в городе Кострома, а закончилось в Доме Ипатьева в Екатеринбурге.

После эмиграции Ипатьева дом был передан Белым, а впоследствии, после окончания Гражданской войны, здесь был организован Музей Революции. На протяжении всего XXстолетия это помещение отдавали под разные нужды. Здесь проводились собрания Совета безбожников, хранились экспонаты из других музеев во время Великой отечественной войны. Позже это место заняло управление «Союзпечати».

Полезно знать! В стране оставались и те, кто искренне любил убитого царя. К дому постоянно подходили люди со свечками, шепча молитвы. Естественно, это пугало власть. Единственным решением этой проблемы они видели – снос особняка. Предложение Андропова было принято, и уже в сентябре 1977 года здание было уничтожено в течение двух дней.

Возведение храма

Первые моления на пустыре были проведены спустя 12 лет после сноса дома Ипатьева. В 1990 году было принято решение местными властями отдать территорию Свердловскому епархиальному управлению. Также чиновники дали добро на установку памятного символа. Вскоре здесь была сооружена временная церковь.

В 2000 году начались строительные работы по возведению уже каменного храма. Патриарх Алексий II освятил это место для строительства. Он также заложил капсулу в основание здания с грамотой об освещении. Уже через три года состоялось торжественное открытие Храма на крови.

Последствия убийства царя

Все участники подготовки и убийства императора 1 марта 1881 года, так называемые «первомартовцы» были схвачены, благодаря показаниям Николая Рысакова. Только Вере Фигнер удалось скрыться и остаться на свободе, она будет арестована позднее, смертная казнь ей будет заменена на пожизненную каторгу в Шлиссельбургской крепости.

Перовская, Желябов, Кибальчич, Михайлов и сам Рысаков были публично повешены. Николай Саблин застрелился во время ареста, Геся Гельфман приговорена к смерти, но из-за беременности приговор был отсрочен. Умерла в тюрьме из-за осложнений после родов, не получив медицинской помощи. Ее ребенок, переданный в воспитательный дом, умер через несколько месяцев.

Участники «Народной воли» верили, что цареубийство сможет раскачать народные массы и приведет страну к широким общественным волнениям, в результате чего произойдет смена политического строя. Вот как описывала Вера Фигнер свои эмоции 1 марта, узнав о смерти императора:

К их великому разочарованию реакции народа на смерть царя не было, зато была реакция сына погибшего — императора Александра III. Множество народовольцев было задержано и отправлено в Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургскую тюрьму и на Карийскую каторгу, где они погибали от болезней и сходили с ума в одиночном заключение.

Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2021 году

Входной билет включает в себя небольшую экскурсию. Чтобы воспользоваться этой возможностью при входе в храм необходимо немного подождать пока соберется небольшая группа посетителей.

  • Полная стоимость — 350 рублей;
  • Владельцы международных карт ISIC — 200 рублей;
  • Посетители от 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Входной билет в вечернее время — 400 рублей;
  • Аудиогид на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, финском, китайском, корейском, японском языках — 200 рублей;
  • Комплексный билет в храм Спас на Крови и Музей камня — 450 рублей.

Экскурсионное обслуживание на русском языке:

  • Экскурсионное обслуживание одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, обладающих правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.

Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:

  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.

Экскурсии по храму Спас на Крови Купить на

Елена Яхонтова

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Архитектура собора

Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Тематические экскурсии

Кроме обычного посещения, в музее-памятнике можно также зарезервировать тематическую экскурсию:

Экскурсия Продолжительность Короткое описание
Наружное убранство и архитектура храма Спаса на крови 45 мин Главный акцент экскурсии – на уникальности этого архитектурного комплекса, в котором смешивается сочетание разных строительных техник.
Мозаика Спаса на крови 45 мин Внутреннее убранство храма – это образцы уникальных разных мозаических техник и стилей. Они творились на протяжении десятилетий лучшими русскими зодчими XIX века.
Евангельские сюжеты храма 45 мин Акцент этой экскурсии – непосредственно на сюжетном содержании мозаик. На стенах храма изображено 277 святых персонажей и 68 сюжетных линий из Библии.

История храма Воскресения Христова

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.

Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.

Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.

Подробная информация о Спасе на Крови на официальном сайте

Когда лучше посещать?

Посещать музей можно круглый год, однако он не работает по средам. Двери открываются для гостей в 10:30 и закрываются в 18:00.

Лучше приходить в период с конца апреля до конца сентября. В вечернее время в теплую пору здесь организовываются экскурсии с экскурсоводом, однако точное время на интересующую дату лучше будет выяснить заранее — оно может меняться. Также цена на вход иногда меняется — актуальный прайс уточняйте заранее.

Адрес: Спас-на-Крови, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2Б (метро — «Гостиный двор»,»Невский проспект»)
Часы работы: 10:30-18:00
Кассы закрываются на час раньше
В летний период, с 27 апреля по 30 сентября, проводятся вечерние программы — с 18:00 до 22:30
Выходной: среда

Иконы «Воскресения Господня»

В строительстве применялось уникальное для православных храмов декоративное убранство – мозаичные иконы. Жизнь Иисуса Христа, от Рождества до Вознесения, все его деяния, сотворенные при земной жизни – все отражается в мозаичных картинах. Над золотым алтарем расположены два изображения: «Спас в силах» и «Христос во славе». В центре алтарной апсиде можно увидеть икону «Евхаристия». Интересно изображение Иисуса Хриса в золотом свете, подающим святые дары апостолам Петру и Павлу, склонившиеся перед ним.

Мозаичные иконы «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Христово», выложены над иконостасом. В мозаике «Преображение Господне» Христос перед своими последователями предстает в золотом божественном сиянии, вокруг расположились другие ученики. На центральном своде – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции. «Спас Благое Молчание», «Иоанн Креститель», «Богоматерь», выполнены также по канонам византийского письма.

Иконостас выполнен в классических традициях станкового искусства. Лики «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» отличаются лаконичностью композиции, бережным исполнением образов в непростом искусстве мозаики. Справа от иконописного изображения «Спаситель» расположено «Сошествие во ад». Образ «Князь Александр Невский» расположен в северном киоте, «Воскресение Христово» – в южном. Трудно перечислить все необыкновенной красоты работы – лучше их увидеть самим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector