Почему спас на крови так называется?

Загадки Спаса на Крови

Загадка первая.

Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.

Загадка вторая.

Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.

Загадка третья.

Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.

Загадка четвёртая.

Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как:  «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).

Загадка пятая.

Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять  же, это совпадение?

Загадка шестая.

Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один.   Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.

Загадка седьмая.

Кровь на мостовой. Название своё храм получил не случайно. Когда бомбисты бросили бомбу, она взорвалась рядом с каретой императора, нанеся ему тяжёлые ранения. Кровь Романова пролилась на мостовую. Как только Александр-II почил в бозе, его сын распорядился не просто построить на месте гибели отца великолепный храм, но и сделать так, чтобы то самое место, куда пролилась кровь  отца оказалось внутри строения.  Александр-III дал совершенно чёткий наказ своим подданным оставить  нетронутым участок мостовой, залитой кровью, что и было исполнено.

Входная плата

Полная стоимость 250 рублей
Стоимость для владельцев международных карт ISIC 150 рублей
Льготное посещение (пенсионеры, дети от 7-18, студенты и аспиранты) 50 рублей
Стоимость комплексного билета в Спас на Крови и Музей камня 350 рублей
Спас на крови +Музей камня в вечернее и ночное время 500 рублей

Вход в музей камня находится в храмовой часовне-ризнице.

Полезно знать! Каждый третий четверг месяца лица до 18 лет, студенты и аспиранты могут посещать Спас на Крови бесплатно.

Попасть внутрь можно только после того, как приобретен билет в кассах и пройдены турникеты. При покупке билетов можно приобрести аудиогида или же посетить храм в составе экскурсионной группы (экскурсионное обслуживание бесплатно, гид ожидает всех желающих около входа, экскурсия начинается после того, как группа достигнет размера 15 человек).

Спас на Крови – удивительное место. С одной стороны – яркое и красочное, с другой – мрачное и таинственное. В строительство этого храма были вложены не только баснословные средства, но и сердца, и души людей.

Наверное, именно поэтому сюда каждый год приезжают туристы, для того чтобы своими глазами увидеть настоящее чуду русской архитектуры.

Судьба храма в советское время

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку. В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения. Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль. В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры. Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Архитектурные особенности храма

Архитектура собора наполнена чертами поздней русской зодческой школы и воплощает в себе собирательный облик великолепных русских православных церквей:

  • Живописного храма Василия Блаженного
  • В городе Ярославль в бывшей Толчковой слободе — Иоанна Предтечи.
  • В Москве в районе Останкино — Троицы
  • В городе Ярославль — Иоанна Златоуста.
  • В Москве в Никитниковом переулке — Троицы.

Опираясь на русскую зодческую традицию, авторы воплотили в архитектуру храма уникальный, самобытный облик. Внешний вид собора выполнен в виде необыкновенных декоративных, сложных изразцов, созданных на фабрике Харламова.

Храм украшен декоративными элементами из различных материалов:

  • белого мрамора;
  • позолоченной меди;
  • искусной, очень красивой мозаики;
  • черного гранита;
  • разноцветной эмали.

Спас на крови (Санкт-Петербург) – это четырехугольное строение, центральная часть которого украшена пятью главками луковичных куполов, расписанными разноцветной эмалью. Восточный фрагмент церкви декорирован 3 аспидами полукруглой формы с вершинами в форме позолоченных глав.

Фасады с севера и юга украшены фронтонами-кокошниками. Западная часть храма построена в форме колокольни, купол которой позолочен. Он напоминает облик колокольни, которая украшает церковь Ивана Великого в столичном Кремле. Звонница имеет 8 арок, которые разделены колонами.

Центральные место собора украшено восьмигранным шатром, увенчанное шлемовидной главой с крестом, которая устремляет всю конструкцию вверх, разрезая небо над ним. Купол главки украшен обвивавшими его поверхность желтыми и зелеными полосами.

Конструкции церкви покрыты прекрасными, живописными узорами. На внешней стороне мемориального собора отражены, в виде надписей, достижения Российской империи, полученные во время правления государя Александра II. Уникальный, живописный Храм Воскресения Христова – это чудесный мемориальный памятник русского зодчества.

Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом.

С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного.

  • разные породы итальянского цветного мрамора;
  • крупнейшее собрание мозаики (свыше 7 тысяч кв. м);
  • разновидности полудрагоценных уральских и алтайских поделочных камней – яшмы, горного хрусталя, топаза и прочих;
  • мозаичную коллекцию российской геральдики.

Описание и внутреннее убранство храма

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге увенчан девятью главами, его высота более 80 метров. Пять куполов собора покрыты разноцветной эмалью, аналогов которой в русской архитектуре нет, у остальных глав позолоченное покрытие. При возведении храма использовалась специальная техника. Чтобы избежать проникновения влаги, вместо обычных свай под фундамент применили бетонное основание. Это стало прочной основой для здания церкви. Для строительства двухъярусной колокольни, возвышающейся в западной части храма, был создан специальный выступ шириной в несколько метров. Помещение храма освещали более 1680 электрических лампочек.

Внутреннее убранство собора потрясает красотой и оригинальностью отделки. В храме не разрешено зажигать свечки, чтобы их пламя не испортило великолепные мозаичные картины, покрывающие стены, своды и купола собора, общей площадью в семь тысяч квадратных метров. Это самая большая коллекция мозаики в Европе. Храм декорирован прекраснейшими самоцветами и полудрагоценными камнями. Его отделкой занимались знаменитые русские и немецкие зодчие, которые отошли от общепринятой традиции росписи внутренней части храма живописными картинами. Выбор такого необычного оформления внутреннего пространства объяснялся влажным климатом Петербурга.

Есть в храме одно особенно значимое место, располагающееся под колокольней с золотым куполом, где и произошло покушение на Александра II. Над местом гибели царя сооружена роскошная сень (покров), поддерживаемая четырьмя колоннами из яшмы. Под ней можно увидеть фрагменты мостовой и ограждений, на которые упал смертельно раненый император.

В соборе проводятся регулярные богослужения. Для всех гостей предлагаются интереснейшие экскурсии на различные темы.

Нравится +6 Не нравится -0Вы уже голосовали

История создания Храма на Крови

На краю канала Грибоедова, который ранее имел название Екатерининского, невдалеке от Михайловского сада возвышается красивейший храм Воскресения Христова.1 марта 1881 г. был совершен террористический акт в результате которого погиб император Российской Империи Александр II. Отменив крепостное право и одержав победу над турками, он был назван народом освободителем. Ответственность за убийство взяли народовольцы, ратующие за демократию в России.Заметно, что в настоящее время с западной стороны церкви, непосредственно под колокольней с крупным позолоченным куполом, возможно заметить оставленную частичку мостовой и ограду набережной канала, на которые попала кровь императора.Убийство императора породило мощнейший отзыв и сочувствие в душах всех кругов Российской Империи. Временная часовня неизменно принимала множество людей, и проводила службы за упокой Александра II. Были произведены конкурсные состязания на лучший проект поминального собора. В 1887 г. император Александр III принял вариант, исполненный архитектором Альфредом Парландом совместно с архимандритом Игнатием из Троице-Сергиевой пустыни. Образцом создателям. послужили строительные каноны Русского Царства, по каковым созидались церкви в Москве и Ярославле в XVI – XVII веках. Начало постройки храма Воскресения Господня осуществили в 1883 г. и вплоть до исходного принятия плана строительства на протяжении 3 лет проводилась деятельность по упрочению хлипких в данном месте земель и конструкции мощного плитного основания. В 1888 г., немедленно следом за императорским утверждением плана стал подниматься цоколь из гранита, на нем в декоративных нишах укрепили гранитные памятные таблички с рассказом о важнейших событиях во время правления Александра II и его указы. Воздвигнутые стены отделали клинкерным кирпичом разнообразных оттенков, доставленным из Германии. Все всевозможные фасадные декоративные компоненты были сделаны из белого мрамора, добытого в Эстляндии. Строение является традиционным старорусским четвериком, который венчает пятиглавие, основные маковки образованы по образцу куполов храма Василия Блаженного. Тем не менее отделка маковок плиткой, покрашенной цветной эмалью, стала особой характерной чертой данного храма.

Внутреннее убранство и святыни собора

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:

  • В. В. Беляев.
  • В. М. Васнецов.
  • В. И. Отмар.
  • Ф. С. Журавлев.
  • Н. Н. Харламов.
  • А. П. Рябушкин.
  • М. В. Нестеров.

Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.


Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри

Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.

Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.

Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.

При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:

  • Не курить.
  • Громко не разговаривать и не бегать.
  • Не использовать ненормативную лексику.
  • Быть трезвым.

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.

Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.

Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

История[править | править код]

Временная часовняправить | править код

1 (13) марта года на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова) в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 (14) марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако всё же было решено же поставить временную часовню. Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 (29) апреля часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин , он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурсправить | править код

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 (12 января ) были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта (4 апреля) года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля (10 мая) члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Этот проект был одобрен императором 29 июля года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая года.

Строительство храмаправить | править код

Торжественная закладка храма состоялась в октябре года.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса на Крови была реконструирована.

История создания Храма Спаса на крови

01.03.1881 года на Александра II совершили покушение народовольцы. Ранение, полученное монархом, было смертельно. 2 марта на чрезвычайном собрании Гордумы поступило предложение поставить на месте покушения часовню, но Александр III решил, что его отец достоин того, чтобы его память увековечили строительством храма. Часовню все-таки поставили на время, пока строился собор.

Предыстория

XIX столетие, особенно его вторая половина, было не самое простое время для Российской империи. В стране было множество проблем. Страна была ослаблена Крымской войной и ухудшением экономического положения. Чтобы изменить ситуацию Александр II провел ряд реформ. Самая известная – отмена крепостного права. Свободу получили более 20 миллионов крестьян. Народ называл Александра II «царь-освободитель».

Остальные реформы должны были ускорить развитие страны, но из-за ряда ошибок видимого улучшения не наступило. В это время активизировались революционеры всех мастей, в том числе и радикально настроенные.

«Народная воля» — революционная организация, которая применяла террор для достижения своих целей. Члены организации вынесли смертельный приговор царю и другим руководителям государства. Народовольцы считали, что убийство российского руководства активизирует народ, который свергнет царизм и Россия станет свободной республикой.

Народовольцами было совершено несколько покушений на царя. Александр не пострадал, но эти теракты привели к гибели случайных людей, оказавшихся на месте покушения.

Очередной теракт 01.03.1881 года был тщательно подготовлен. Народоволец Русаков бросил в карету Александра бомбу. Были смертельно ранены несколько человек из свиты императора. Царь не пострадал, но покинуть место покушения отказался. Охранник с помощью прохожих задержал одного из нападавших и доложил, что преступник задержан. В этот момент другой террорист бросил под ноги Александру еще одну бомбу. Клубы дыма рассеялись, окровавленный император неподвижно лежал на мостовой. Царь был жив, но в этот же день в 16.35 Александр II умер.

Сын и преемник Александр III распорядился построить храм на месте, где пролилась кровь отца.

Убийство царя не привело к народным бунтам и свержению самодержавия, как рассчитывали народовольцы. Жестокий теракт вызвал обратную реакцию. Цареубийство потрясло Россию. На место убийства нескончаемым потоком шли люди, которые молились за Александра и других погибших. Православные считали, что царь принял смерть за грехи всего народа и усматривали в происшедшем схожесть с евангельскими событиями. Идея увековечить царя-мученика была поддержана всеми слоями населения.

Подводные кресты

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров.
Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови «крестились» водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их… на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

История строительства

На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.

Специальная комиссия провела конкурс архитектурных проектов, и его выиграл профессор Академии художеств Альфред Александрович Парланд. Талантливый зодчий имел шотландские корни — предки Парланда приехали в Россию в конце XVIII века.

Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови

Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.

Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.

Архитектура

Храм выглядит празднично и ярко. Необычная для Санкт-Петербурга архитектура делает Спас узнаваемым. Вряд ли этот храм можно перепутать с другим питерским сооружением.

Фасад

Храм представляет собой сборный образ российского православного сооружения по образцу московских и ярославских соборов XVI-XVII веков. На фасад нанесены надписи, в которых перечисляются достижения Российской империи в годы правления Александра III.

Храм декорируют вырезанные наличники, черепица разных цветов, кокошники. Основа храма – пятиглавый четверик. Пять глав, всего их 9, декорированы разноцветной эмалью. По данным Википедии высота сооружения – 81 м, одновременно храм вмещает более 1 500 человек. Центральная глава имеет 8 вытянутых окон. Заметный элемент – колокольня с куполом.

Для декорирования фасада использовали множество материалов – красный кирпич, разноцветный мрамор, гранит, медь с позолотой и разноцветную мозаику. Весь фасад украшен узорами. Гармонично сочетаются кокошники, белоснежные арки и красный кирпич.

Внутреннее оформление

Внутри храм – произведение мозаичного искусства. Полотнами из цветного стекла декорировано 7 065 кв.м. Для мозаики использовали эскизы трех десятков художников, среди них Васнецов и другие менее известные, но не менее талантливые живописцы. Мозаичная отделка Спаса одна из самых масштабных на Европейском континенте. Мозаичные полотна нанесены на стены, потолочное пространство и пилоны. Мастера по мозаике изобразили с помощью цветного стекла библейские сюжеты.

Стены, выложенные мозаикой, прекрасно гармонируют с плитами из мрамора, которыми выложен пол. Мрамор использовали для изготовления резного иконостаса.

Основное место храма – часть мостовой с кровью Александра II. Это место осталось нетронутым, оно огорожено и накрыто шатром из яшмы.

Внешнее и внутреннее оформление храма подчеркивают монументальность и основную задачу этого сооружения – память народа России о царе-мученике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector