Герострат поджег храм артемиды. зачем?

Идея постройки

Древняя Греция занимает особое место в античной истории мира. Многим знакомы мифы и легенды о греческих божествах и героях. В их честь народ возводил памятники и храмы. Одной из самых почитаемых богинь была Артемида. Сестра-близнец бога Аполлона считалась покровительницей охоты, лесов, диких животных и плодородия. Ей молились беременные и роженицы, поэтому её называли Великая мать. Древние греки решили построить храм богине Артемиде в Эфесе.

Территория древней цивилизации практически совпадает с границами современного государства, однако многие части сегодня относятся к другим странам. Сегодня Эфес принадлежит Турции. Город был заложен на побережье Эгейского моря. В период наивысшего расцвета Эфеса, который пришёлся на VI век до н. э., был построен большой храм богине охоты. Сооружение на острове Корфу поражало величиной и красивым видом.

Место для постройки храма греки искали долго. Поскольку предыдущие конструкции, которые пытались возводить люди, часто обрушивались из-за происходящих в городе землетрясений, необходимо было выбрать надёжный участок. Резкие колебания земли редко наблюдались на болотистой местности. Для храма выбрали территорию недалеко от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия. Греки вырыли котлован огромного размера, а для надёжной основы уложили в него слоями шерсть и уголь.

Сначала строение решили сделать из дерева. Но землетрясения разрушали сооружение ещё на первых этапах его создания. Кроме того, дерево портилось из-за влажного климата и насекомых-вредителей. Храм приходилось строить заново и по причине пожаров. Как бы греки ни пытались сохранить сооружение, они терпели неудачу.

Особенности культа Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской хоть и был самым важным и известным храмом, но культ богини в этом городе сильно отличался от традиций в остальных местах. Это было видно и в статуе Артемиды, в которой не было привычной пластики и изящества греческих скульптур. Зато она больше показывала Диану как покровительницу плодородия и родовспомогательницу.

Артемида изображалась в виде архаического идола, так называемого ксоана. Такие идолы изначально были больше похожи на простой деревянный стол. Статуя Артемиды Эфесской тоже отличалась ровными линиями, её ноги были соединены, руки по локоть прижаты к телу. Получалась сужающаяся книзу фигура.

Национальный археологический музей Неаполя, Италия. Артемида Эфесская, копия.

Но самое интересное – украшения на груди богини. Они похожи на гроздья винограда, но, по некоторым теориям, на самом деле это сосцы богини. Такой элемент указывает на её плодовитость и соответствующую функцию.

Захват Эфеса

В III веке н. э. былое могущество Рима сошло на нет. Государство с трудом сдерживало напор многочисленных врагов. Они неоднократно устраивали набеги, грабя и разоряя местное население. В 263 году Эфес был захвачен готами, святилище Артемиды разграблено. С утверждением христианства храм языческой богини стал подвергаться нападкам со стороны христианских проповедников, которые натравливали на него толпы верующих. Мраморные плиты Артемисиона использовали при строительстве различных сооружений. А затем на месте храма возвели христианскую церковь, которая также вскоре была разрушена.

Сильнее всего здание храма пострадало от того, что было построено на болотистой почве. Со временем остатки разрушенного храма затянула трясина. Сам город Эфес потерял свое былое значение, гавань обмелела, корабли перестали приставать к пристани. А в 1426 году он был захвачен турками, и на месте древнего города возникла небольшая турецкая деревня.

Раскопки

Лишь со второй половины XIX века началось серьезное изучение этих мест археологами. Почти семь лет работала экспедиция Британского музея во главе с английским инженером и археологом Дж. Т. Вудом, проводившая раскопки на месте Эфеса. За это время археологи сделали множество находок. Был обнаружен эфесский театр, рассчитанный на 24 тысячи зрителей, библиотека и много других величественных сооружений. А в канун 1870 года под 60-метровым слоем ила археологи обнаружили следы знаменитого храма Артемиды Эфесской, считавшегося в Древнем мире одним из чудес света.

Раскопки были продолжены под руководством австрийского ученого Антона Баммера. Удалось выяснить, что храм представлял собой прямоугольник, окруженный колоннами. Внутри его находился двор, а в центре – плита, на которой, по всей видимости, располагался либо жертвенник, либо сама статуя Артемиды. В 1903 году англичанин Дэвид Хогарт, обследуя руины храма, обнаружил брошки, заколки для волос, драгоценные серьги и множество мелких монет из сплава золота с серебром, в древности называвшегося электроном.

Археологи нашли обломки колонн с рельефами, которые хранятся теперь в Британском музее. Был полностью вскрыт фундамент храма. Тем не менее этого недостаточно, чтобы восстановить подлинный облик Артемисиона. Внешний вид статуи Артемиды реставрируют по изображениям на монетах и по найденной в середине XX века копии. Мы можем лишь предполагать, как на самом деле выглядел храм – одно из величайших чудес, созданных гением и трудом человека.

Поделиться этой записью

Полезная информация для посетителей

Увидеть уменьшенную в 600 раз копию храма Артемиды, воссозданную по описаниям античных авторов, а также другие исторические экспонаты, находившиеся на территории турецкого государства, можно увидеть в парке «Миниатюр» в Стамбуле.

Туристы, желающие посетить храм Артемиды, могут увидеть и другие исторические достопримечательности, расположенные поблизости. Помимо остатков храма в Эфесе располагается дом Девы Марии, представляющий собой небольшую постройку с подвальным помещением. В середине прошлого века дом был отремонтирован, также была возведена часовня, к которой приезжают с молитвами паломники со всего мира.

Также на территории античного Эфеса путешественники могут увидеть:

  • Большой театр, представляющий собой величественное сооружение с тремя ярусами, выполненное в виде древнеримского амфитеатра,
  • чуть менее скромный по размерам, на не менее интересный для туристов, двухъярусный театр Одеон,
  • руины библиотеки Цельса (II в.), служившей хранилищем для более чем 12000 свитков,
  • руины храма римского императора Домициана,
  • храм римского императора Адриана,
  • Базилику Святого Иоанна Богослова,
  • руины торговой площади,
  • знаменитую улицу Куретов,
  • бывшие жилища местных зажиточных горожан – террасные дома, во многих из которых сохранились фрески и мозаичные полы.

Где находится храм Артемиды и как до него добраться?

Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.

Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.

Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.

Упадок


Одинокая колонна в Эфесе

В 263 году слава о красоте и богатстве римской достопримечательности сыграла против нее самой. К этому времени великое государство уже потеряла былое могущество и не могло в полной мере отстаивать свои границы. Этим воспользовались готские племена. Они захватили Эфес и разграбили святое место.

Спустя некоторое время в Малую Азию пришло христианство. Культ греческих божеств сменился поклонением святой Деве Марии. Некогда великое строение теперь воспринималось не более, чем языческое капище. Наместники позволяли жителям брать из развалин храма мраморные плиты, для возведения своих домов. Из обломков эллинского храма построили небольшую церквушку. Неприметная византийская часовня стоит здесь и по сей день.

Болотистая земля, на которой было возведено здание и которая, по задумке архитектора должна была защищать от землетрясений, внесла свою лепту. Все, что осталось от храма, ушло под грунт. Вязкое болото распространилось не только на территорию храма, но и заполонило порт. Сегодня от Средиземноморского побережья город Эфес отделяет более 5 км суши.

Лишившись выхода к морю, город быстро пришел в упадок. Когда эти земли перешли во владение турецкого государства, здесь были сплошные руины. Новые владельцы не стали восстанавливать город, а на его месте образовали поселение Сельчук. Для возведение нового населенного пункта использовали камень из эфесских руин. Теперь болото, которое поглотило развалины храма, находится на окраине провинциального турецкого городка.

Пока их не обнаружили, никто не мог точно сказать, в каком именно месте находилось святилище. Обнаружение точного местонахождения древнего чуда света человечество обязано архитектору Джону Вуду. Он работал в Британском музее. Свои поисковые работы он начал в 1863 году и продолжал еще несколько лет.

Разгадку тайны нахождения храма Артемиды подсказала надпись, обнаружена при раскопках театра в Эфесе. Там было указано, что святилище лежит по направлению Священной дороги прямо на севере. Джон смог убедить правление города откачать грязь и воду из болота. Именно там, на глубине более 6 метров и был обнаружен каменный фундамент и следы священных комнат, сожженные Геростратом.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.
Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

В середине чуда света

Внутри его украшали барельефы известных художников и работы скульптора Праксителя. Храм Артемиды в Эфесе был самым крупным среди имеющихся святынь давних цивилизаций. Парфенон Афинский оказался в несколько раз меньше.

Во время археологических раскопок данного места найдена многогрудая статуэтка Артемиды Полистамос, символизирующая изобилие. Некоторые ученые полагают, что это не груди богини, а ритуальные бусы, которыми она обвешана.

Храм Артемиды Эфесской стал настоящим центром культурной и деловой жизни города. Им руководили как сами жрецы богини, так и власти города.

Он выстоял пятьсот лет на таком зыбком месте. Когда пришли римляне, то они не тронули его, сделав храмом схожего культа Дианы. Разные правители устанавливали в помещении статуи из золота и серебра. Храм купался в драгоценных подношениях.

Место быстро прославилось. Его стали относить к семи чудесам света.

Когда на эфесские земли пришло христианство, по легенде, Артемида рассердилась на новую религию, и жители города прогнали приверженцев Иисуса и его апостолов. За эти действия их наказали.

Основные сайты

Ворота Августа в Эфесе были построены в честь императора Августа и его семьи.

Эфес — один из крупнейших римских археологических памятников в восточном Средиземноморье. Видимые руины все еще дают некоторое представление о первоначальном великолепии города, а названия, связанные с руинами, напоминают о его прежней жизни. Театр доминирует над видом на Харбор-стрит, которая ведет к заиленной гавани.

Храм Артемиды, одно из семи чудес древнего мира , когда-то был размером 418 на 239 футов с более чем 100 мраморными колоннами высотой 56 футов каждая. Храм принес городу титул «Слуга Богини». Плиний сообщает нам, что на создание этого великолепного сооружения ушло 120 лет, но сейчас оно представлено только одной неприметной колонной, обнаруженной во время археологических раскопок Британским музеем в 1870-х годах. Некоторые фрагменты фриза (которых недостаточно для определения формы оригинала) и другие небольшие находки были вывезены — некоторые в Лондон, а некоторые — в Археологические музеи Стамбула .

Библиотека Цельса, вид сбоку

Библиотека Цельса, фасад которой был тщательно реконструирован по оригинальным частям, изначально была построена c. 125 в память Тиберия Юлия Цельса Полемаана , древнего грека, который был правителем Римской Азии (105–107 гг.) В Римской империи . Цельс заплатил за строительство библиотеки из своего личного состояния и похоронен в саркофаге под ним. Библиотека была в основном построена его сыном Гаем Юлием Акилой и когда-то хранила около 12000 свитков. Спроектированное с преувеличенным входом — чтобы увеличить его размер, предполагают многие историки — здание выходит на восток, чтобы читальные залы могли наилучшим образом использовать утренний свет.

Интерьер библиотеки составлял примерно 180 квадратных метров (2000 квадратных футов) и, возможно, содержал до 12000 свитков. К 400 году нашей эры библиотека перестала использоваться после повреждения в 262 году нашей эры. Фасад был реконструирован в период с 1970 по 1978 год с использованием фрагментов, найденных на месте, или копий фрагментов, которые ранее были отправлены в музеи.

Театр, рассчитанный на 25 000 зрителей , считается самым большим в древнем мире. Этот театр под открытым небом первоначально использовался для драматических постановок, но в более поздние римские времена на его сцене также проводились гладиаторские бои; Первые археологические свидетельства кладбища гладиаторов были найдены в мае 2007 года.

Было две агоры : коммерческая и государственная.

Акведук близ Эфеса — Майер Луиджи — 1810 г.

В Эфесе также было несколько крупных банных комплексов , построенных в разное время, когда город находился под властью римлян.

В городе была одна из самых передовых систем акведуков в древнем мире, по крайней мере, с шестью акведуками разного размера, снабжающими различные районы города. Они питали несколько водяных мельниц, одна из которых была определена как лесопилка для мрамора .

Odeon был маленьким навесом театр построен Публия Vedius Антонин и его жена около 150 AD. Это был небольшой салон для спектаклей и концертов, вмещавший около 1500 человек. В театре было 22 ступеньки. Верхнюю часть театра украшали колонны из красного гранита в коринфском стиле. Входы располагались по обе стороны сцены, и до них можно было пройти всего несколько ступенек.

Могила Иоанна Апостола в базилике Святого Иоанна .

В Храме Адриана датируется 2 — го века , но прошел ремонт в 4 — м века и были reerected из уцелевших архитектурных фрагментов. Рельефы в верхних частях — отливки, оригиналы сейчас выставлены в Археологическом музее Эфеса . На рельефах изображен ряд фигур, в том числе император Феодосий I с женой и старшим сыном. Храм был изображен на реверсе банкноты 20 миллионов турецких лир 2001–2005 годов и банкноты 20 новых лир 2005–2009 годов.

Храм Sebastoi (иногда называемый Храм Домициана ), посвященный Флавиев династии , был один из самых больших храмов в городе. Он возведен по псевдодиптеральному плану с колоннами 8 × 13. Храм и его статуя — одни из немногих останков, связанных с Домицианом .

Гробница / Фонтан Поллиона была возведена в 97 г. н.э. в честь К. Секстилиуса Поллиона, построившего акведук Марны Офилиусом Прокулом. Имеет вогнутый фасад.

Часть этого места, базилика Святого Иоанна , была построена в VI веке при императоре Юстиниане I на месте предполагаемой гробницы апостола. Сейчас он окружен Сельчуком.

Храм Артемиды славился своим богатством

Богатство храма составляли не только деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары, которые преподносили богине благочестивые граждане. Многие по завещанию оставляли храму свое имущество. Благодарственные декреты с именами дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто удостоился особой благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса – Дамиан. На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.

На нескольких каменных плитах был выбит благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, который пожертвовал храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал специально назначенный жрец, а в дни больших праздников их под охраной переправляли в театр и устанавливали на постаменте.

Римляне оставили за Артемисионом и традиционно существовавшее у него право убежища – ни один государственный преступник или беглый раб не мог быть схвачен на территории храма. Считалось, что он находится под защитой самой богини Артемиды.

Культ

Первобытные элементы поклонения

Изображение богини на вотивном подношении из слоновой кости, Национальный археологический музей Афин.

Первоначально культ Ортии был доантропоморфной и доолимпийской религией. Надписи просто указать «Orthia» (или другие варианты , как Orthria), следуя примеру лирике Алкман ( Parthenies , I, v. 61), который также называет его Aotis ( «что зари», v. 87) .

Культ обращен к xoanon (грубое деревянное изображение), которое считается злом. Павсаний (III, 16, 9-11) действительно говорит, что, происходя из Тавриды , он был украден Орестом и Ифигенией . Сводя с ума тех, кто его находит, он убивает спартанцев, приносящих жертвы Артемиде. Только вмешательство оракула позволяет приручить статую. Человеческая кровь проливается на алтарь, который затем принимает человеческие жертвы по жребию. Законодатель Ликург затем заменяет их ритуальным бичеванием эфебов , диамастигозом . Согласно Плутарху ( Жизнь Аристида , 17, 10), это скорее следует рассматривать как воспоминание об эпизоде персидских войн .

Artemis почитается там под Эпиклезисом из Λυγοδέσμα / Lygodésma , буквально «с плетеным галстуком», что предполагает Hobbled статуи, типичную ранних греческих культов. Для Павсания ( там же ), однако, это имя объясняется тем, что ксоанон можно было найти в плетеном кусте, в котором находится статуэтка ортии , то есть «прямо». Ее поклонение включает в себя, помимо порки, индивидуальные танцы юношей и хоровые танцы юных девушек. Для мальчиков приз конкурса — серп, предполагающий аграрный обряд.

Присутствие подношений по обету свидетельствует о популярности культа: глиняные маски, изображающие старух или гоплитов, а также свинцовые терракотовые фигурки, изображающие мужчин и женщин, играющих на флейте, лире или тарелках , или даже верхом.

diamastigosis

Ex-votos из святилища, прототипы животных, Национальный археологический музей Афин.

Культ Орфии приводит к διαμαστίγωσις / diamastigosis (от διαμαστιγῶ / diamastigô , «чтобы кнут жесткого»), порка из ephebes (смотрите выше), описываемый Плутарх , Ксенофонт и Платон . Сыры складываются на алтарь и охраняются взрослыми, вооруженными плетками. Молодые люди должны ухватиться за это, не боясь ударов ресниц. По крайней мере, в римские времена жрица могла контролировать силу ударов: согласно Павсанию (III, 16, 10–11), во время ритуала она носит ксоанон Ортии . Когда одна из кнутов сдерживает удары, чтобы не уродовать симпатичного мальчика или из уважения к его семье, ксоанон должен становиться тяжелее. Затем жрица ругает оскорбившего хлыста.

В римские времена, согласно Цицерону ( Tusculanes , II, 34), ритуал превращался на глазах у зрителей со всей Империи в кровавое зрелище, иногда доходившее до смерти мальчика. Амфитеатр должен быть даже построен в III — го  века для размещения туристов. Libanios указывает на то, что IV — го  века , тем не менее, выставка привлекает любопытных.

Кто такая Артемида

На одном греческом острове у богини Лето родились дочь Артемида и сын Аполлон. Их отцом был повелитель Олимпа Зевс. Это определило дальнейшую судьбу детей, которые заняли свое законное место среди мифических личностей.

Точное значение имени Артемида неизвестно, предполагается, что так называют повелителей медведей. И это неслучайно, т. к. девушка была богиней охоты, всегда ходила с луком и стрелами по лесам среди диких животных. Внешне она выглядела грациозной и хрупкой, что не мешало ей наводить порядок в природе и наказывать разбойников.

Кроме того, Артемида следила за целомудрием девушек и считалась символом плодородия, у нее просили детей.

Все это позволило богине стать популярной среди разных слоев населения и быть любимой многими. Почти в каждом древнегреческом городе строили храмы в ее честь.

Достопримечательности Эфеса

В античный город приезжают, в основном, любители истории. В прошлом он вмещал в себя до 250 тысяч человек. На протяжении веков над городом стремились обрести власть римляне, персы, лидийцы. Однако ему удалось сохранить некоторую свободу и самоуправление. Эфес прославился, как религиозный центр не только у античных народов. В период распространения христианства он являлся главным центром во всей Греции.

Эфес на карте Турции на русском языке

Интересно знать! Согласно легенде, Эфес был основан сыном афинского правителя Андроклом, влюбившемся в амазонку. Звали ее Эфисия, соответственно, в честь ее и назван город.

На сегодняшний день, Эфес один из самых масштабных исторических комплексов. У него есть 2 входа, но удобнее идти нижней дорогой для осмотра исторических ценностей.

Вход на территорию Эфеса платный, билеты приобретают в кассе самообслуживания. Стоимость билета составляет 30 лир*. Дополнительно придется заплатить по 5 лир* за вход на террасы, в музей археологии и за посещение Базилики Святого Иоанна.

Часы работы музея:

  • 8:30 – 19:00 с апреля по октябрь;
  • 8:30 – 17:00 с ноября по март.

Храм Артемиды в Эфесе

Описание всех достопримечательностей города начинается именно с него, ведь это 3 чудо света. Храм был возведен 27 веков назад в честь Древнегреческой богини Артемиды Эфесской. Ей поклонялись как богине процветания, плодородия.

До наших дней храму сохраниться не удалось, остались руины и реконструкции, созданные по находкам археологов. Величественное сооружение было уничтожено целых два раза:

  • его сжег Герострат, лишь для того, чтобы оставить свое имя в веках;
  • в 260-е гг. храм разграбили готы.

После первого разрушения желание восстановить храм изъявил сам Александр Македонский. Он выделил на это собственные деньги. Все пропорции и размеры сохранили. В высоту он простирался на 18 метров, длиной был более 100 м. Храм стоял на 127 колоннах. На сегодняшний день от него осталась лишь 1 колонна, та самая, что осталась от пожара Герострата.

Руины Храма Артемиды

Дом Святой Девы Марии

Одна из главных христианских достопримечательностей Турции расположена в Эфесе. Это место почитаемо христианами, так как согласно легенде Божья Матерь провела здесь последние годы жизни. Иоанн, чтобы защитить Деву Марию от преследований, привез ее в этот портовый город.

Сегодня отремонтированное здание привлекает не только последователей христианства, но и всех туристов. За домиком с церквушкой расположена стена желаний. Посетители здесь просят о помощи Божью Матерь и завязывают памятные ленточки на стене.

Это интересно! Дом Девы Марии любят посещать и местные мусульмане. Они поверили в его чудесную силу после лесного пожара. Выгорела вся местная территория, а дом остался нетронутым.

Амфитеатры Эфеса

Одеон (Булевтерий)

Одеон был построен во 2 в. до н. э. Театр имеет два уровня, разделенных на четыре секции. В древние времена малый театр использовался для заседаний Сената, вмещал в себя 5000 человек. В перерывах между выступлениями политиков здесь показывали спектакли, концерты, проводили религиозные церемонии.

Дом Девы Марии в Эфесе

Большой театр

В 3 веке до н. э. был возведен самый большой амфитеатр в регионе. Когда-то верхние ряды здания доходили до высоты 30 метров, сегодня лишь до 18. Трехъярусная постройка вмещала в себя 25 тысяч зрителей, наблюдавших бои гладиаторов, представления и концерты.

Библиотека Цельса

Здание было возведено в начале второго века, получило название в честь видного государственного деятеля – Тиберия Юлия Цельса. Библиотека стала хранилищем 12 тысяч свитков и усыпальницей Юлия Цельса. В постройке был также зал для лекций и подземный ход в публичный дом.

Готы сожгли дотла старое здание, остался только фасад. Двухэтажный фасад, украшенный скульптурами муз Мудрости, Добродетельности, Познания и Мысли — любимое место для фотосессий туристов.

  • Храм Домициана. Величественный в старые времена храм представляет на сегодняшний день несколько колонн и руины;
  • публичный дом. На пересечении улиц Мраморной и Куретов находился дом терпимости. При этом Мраморная дорога считалась частью священного пути к храму богини Артемиды. Рекламой данного заведения служил след от женской ноги. Он указывал нужное направление к дому;
  • террасные дома. Богатые дома горожан соединены между собой террасами. До наших дней сохранились даже полы, выложенные мозаикой. Снаружи древность оградили от любопытных глаз туристов: хочешь увидеть – плати. Чтобы посетить, придется заплатить дополнительную стоимость в 15 лир*. Выйдет чуть дешевле, если билет взять сразу на входе в Эфес;
  • фонтан Поллио. Скинувшись средствами, жители Эфеса возвели 6-ти метровый фонтан. Из нескольких мест вода наполняла резервуар на радость местного населения.

Святилище

Культ Ортии распространен в четырех деревнях, составляющих изначальную Спарту, Лимнай, Питана, Киносура и Мезоа. Хронологически этому, вероятно, предшествовал культ божества Полиады Спарты, Афины, ολιοῦχος / Polioũkhos («защитник города») или Χαλκίοικος / Khalkíoikos («Дом бронзы»).

Святилище расположено между Лимнаем и западным берегом реки Еврот , в естественном бассейне. Самые старые реликвии, фрагменты керамики от геометрического периода , свидетельствуют о существовании культа с IX — го  века  до нашей эры. AD Первоначально культ отмечается прямоугольный алтарь из земных комков. В начале VIII — го  века , в теменосе имеет брусчатку из реки и окружен трапециевидной стеной. Затем строится каменный и деревянный алтарь, а также храм. Войны под руководством Спарты позволяют финансировать работы.

Второй храм был построен около 570 г. до н.э. Ж. — К. , при совместном правлении Леона и Агасиклеса ( около — 560 гг. ), Чьи военные успехи обеспечивают средства для работ. Во-первых, почва поднимается, несомненно, после перетекания Евротов, а затем консолидируется. На песчаном дне реки находится алтарь и храм из известняка, ориентированный, как и предыдущие постройки. Окружающая стена расширяется и принимает прямоугольную форму. Второй храм был полностью восстановлен в II — го  века  до нашей эры. До н.э. , за исключением алтаря, который в свою очередь заменил , когда римляне строить III — го  века нашей эры. AD в амфитеатр для размещения туристов из diamastigosis (см . Ниже)

Культ [ править ]

Элементы культа править

Архаичное (доклассическое) изображение богини на вотивном подношении из слоновой кости ( Национальный археологический музей Афин ) может отражать культовый образ .

В храме проводились различные торжества, одним из первых которых было Шествие девушек. Считалось, что это празднование произошло, когда храм открылся в самом начале. Все подробности того, что именно произошло во время этого праздника, неизвестны, однако считалось, что девушки Спарты принесли подарки, чтобы предложить Артемиде, когда они пели песни Парфеносу. Было найдено множество надписей, связанных с этим праздником, что свидетельствует о серьезности поклонения богине.

Культ в Спарте часто использовал маски, имитирующие внешний вид различных животных

Это произошло потому, что во время особого праздника, названного сиракузским праздником Артемиды, вокруг Артемиды могли кружить существа, и было важно, чтобы одна из них была женщиной-львом. В связи с этим, когда в храме делались подношения животных, в Спарте медведь считался важным символом

Было высказано предположение, что Артемида Ортия и медведь были связаны способами, которые связаны с материнством и рождением детей.

Поскольку Артемида связана с идеями природы и питания, она также считается плодородной. Многие мифы изображают ее как фигуру, в которой есть общество нимф, служащих ей королевской семьей, вместе с сатирами, пришедшими от Диониса , поэтому женщины в молодом возрасте стали очень благородными по отношению к культу.

Считалось, что молодые женщины, соблюдающие культ, соблюдают целомудрие, но исполняли свой танец таким образом, что это было бы сочтено неподобающим и очень гиперсексуализированным. Также было отмечено, что статуя, изображающая Артемиду для культа, была временно удалена из святилища девушками во время их танца. Мужчины также возносили хвалу греческой богине, из-за чего эфебов можно было увидеть, как их били такими предметами, как плети, у алтаря храма в Спарте, диамастигоз.

Мальчики считали, что в святилище играют в три типа игр. Первая и даже вторая игра считались битвой пения или написания лучшей музыки, в то время как последняя игра считалась охотой, поскольку для игры требовалось 10 человек. Одна игра не была известна как письменность, которая объясняла, что она не могла быть правильно расшифрована во время открытия. Культ обращался к ксоанону (архаичному деревянному изображению), имеющему недоброжелательную репутацию, поскольку, по общему мнению, он был из Тавриды , откуда был украден Орестом и Ифигенией , согласно Еврипиду. Найденные на этом месте резные изображения из слоновой кости, ориентированные на ориентацию, показывают крылатую богиню, держащую животное или птицу обеими руками в манере Потнии Терон ; полуфабрикаты из слоновой кости с этого места показывают, что их фактура была местной (Rose in Dawkins 1929: 400).

Павсаний описывает последующее происхождение диамастигоза (ритуального бичевания ):

Согласно Плутарху в « Житии Аристида» (17, 8), церемония представляет собой реконструкцию, увековечивающую эпизод из греко-персидских войн .

Помимо бичевания диамастигоза , культ включал в себя индивидуальные танцы юношей и хоровые танцы девушек. Для юношей приз — серп, подразумевающий земледельческий ритуал.

Присутствие ex-votos (подношения по обету) свидетельствует о популярности культа: глиняные маски, изображающие старух или гоплитов, а также свинцовые и терракотовые фигуры, изображающие мужчин и женщин, играющих на флейте, лире или тарелках , или восседающих на лошади.

Где находится храм Артемиды в Эфесе?

Добраться до памятника истории можно благодаря многочисленным указателям. Он расположился в Артемисионе.

Туристу нужно повернуть сразу же после того, как он выехал из Сельчука на трассу в Кушадасы. Свернув на первом же повороте, можно легко добраться до места.

Вся прогулка по храму не отнимет больше пятнадцати минут от силы, с прочтением информационного стенда на месте, где раньше располагалось четвертое чудо света — храм Артемиды в Эфесе.

Пройти и посмотреть, где был храм, можно абсолютно бесплатно.

В городе Сельчук стоит зайти в музей истории Эфеса. Там хранятся некоторые находки из храма богини Артемиды.

Интересные факты

  • История гласит, что первый храм в честь богини охоты был возведён в середине VI в. до н.э. Гигантские колонны были насажены на колёса и были доставлены к месту возведения с помощью упряжек быков.
  • В 356 г. до н.э. случился пожар, устроенный «одним безумцем», гражданином Эфеса Геростратом, с целью прославиться как величайший разрушитель. Поскольку в храме существовало много деревянных элементов, его внутренние помещения выгорели полностью, остались лишь свод с почерневшими колоннами.
  • К III в. до н.э. на денежные средства, выделенные легендарным полководцем Александром Македонским, храм был успешно восстановлен по первоначальному плану, а само здание было приподнято на высоком ступенчатом основании.
  • Одна из колонн была выполнена известным в ту пору скульптором Скопасом, а алтарь – Праксителем, над росписью и фресками трудился Апеллес. В благодарность Александру Македонскому, в храме был размещён портрет завоевателя с молнией в руке. Работа выполнялась Апеллесом и необычайно реалистичной.
  • В 263 г. храм, как и другие постройки поселения, был разграблен готами (германцами), однако вновь был восстановлен жителями Эфеса. После, во времена правления Феодосия I, провозгласившего православие государственной религией, языческие культы были категорически запрещены, поэтому святилище было закрыто и пришло в упадок.
  • Местные жители, не долго думая, начали разбирать мраморную облицовку храма и его черепицу для своих построек, часть плит была вывезена в Стамбул для строительства Айя-Софии.
  • В результате подобных действий колонны, теряя устойчивость, начали падать, а их обломки постепенно засасывало болото, на котором святыня была возведена. После падения Римской империи Эфес стал подчиняться турецким султанам и постепенно к XV в. богатый и цветущий полис полностью исчез. Спустя 300 лет город возродился под другим названием.
  • В 1869 г. следы постройки были обнаружены английским археологом Джоном Вудом, а вскрыть фундамент удалось лишь в XX в. Под ним были найдены следы первого храма, уничтоженного безумцем Геростратом. Обломки колонн, украшенных рельефами, находятся в Лондоне, в Британском музее, другая часть экспонатов была перенесена в турецкий археологический музей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector