Одно из чудес света древнего мира

Страшное наказание Актеона

Самая трагическая история, которая подчёркивает несдержанность и свирепый характер богини, – миф об Актеоне. Этот юноша был превосходным охотником. Однажды вместе с друзьями и сворой сов он на рассвете отправился в лес. В это же время Артемида купалась в своей любимой реке. 

По роковой случайности Актеон вышел на берег перед обнажённой Артемидой. Богиня не могла стерпеть того, что смертный видел её тело, а потому мгновенно превратила охотника в оленя. 

Собственные собаки не узнали преобразившегося хозяина. Они набросились на животное, разорвав его. Друзья Актеона, которые и понятия не имели о том, кто на самом деле их добыча, лишь порадовались успешной охоте, немного удивившись отсутствию товарища.

В то же время Артемида была очень привязана к матери. Лето, которую Зевс скрыл на далёком острове от своей супруги, первой родила девочку, Артемиду. Желая помочь матери, малышка оставалась с ней, поддерживая во время родов своего близнеца – Аполлона. 

Когда Лето была оскорблена Ниобой, Артемида решительно отомстила женщине, обратив её в камень и уничтожив всех её детей. Когда же великан Титий стал досаждать Лето, Артемида поразила его своей стрелой, избавив мать от назойливого ухажера.

Тициан. Смерть Актеона

Артемида – один из самых сложных и противоречивых образов древнегреческой мифологии. Она воплощает красоту и жестокость, заботу и беспощадность. Почему же так? Я думаю, греки сравнивали эту богиню с самой природой, нрав которой так же переменчив и вспыльчив, как у Артемиды. Именно это и делает богиню непростой, загадочной и по-своему притягательной.

Богатства, хранящиеся в храме

В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.

Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.

Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.

В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.

Кто такая Артемида?

«Медвежья богиня», владычица гор и лесов, покровительница природы, богиня охоты — все эти эпитеты относятся к Артемиде. Среди сонма обитателей Олимпа Артемида занимает особое место. Ее изображения в виде хрупкой девушки восхищает грацией и красотой. Трудно предположить, что Артемида богиня охоты, которую отличают безжалостность и мстительность.

Но не только жестокостью славилась богиня, не просто убивала живность в лесах, но и берегла животный мир, охраняла леса и луга. К Артемиде обращались с мольбами женщины, которые хотели легко родить или умереть без мук. О том, что у греков она считалась почитаемой, свидетельствуют артефакты с упоминанием Артемиды Эфесской. Знаменитый храм в Эфесе был сожжен Геростратом, там находилась знаменитая статуя Артемиды многогрудой. На его месте был построен не менее знаменитый храм Артемиды, вошедший в семь чудес света.

История нимфы Каллисто

Однажды Зевс влюбился в нимфу Каллисто (буквально — «прекрасная»), которая в числе прочих сопровождала Артемиду во время охоты и дала обет навсегда остаться девственницей. Через некоторое время Артемида узнала, что Каллисто ждет от Зевса ребенка, и была в ярости от этого.

По одной из версий мифа, богиня застрелила нимфу из лука. По другой – изгнала ее в горы, а после того, как Каллисто родила сына Аркада, разгневалась еще сильнее и превратила свою бывшую спутницу в медведицу.

Когда Аркад вырос, он стал знаменитым охотником и однажды в лесу хотел застрелить медведицу, не зная, что это его мать. Зевс не мог допустить этого, он вознес Каллисто и Аркада на небо, превратив их в два созвездия – Большую и Малую Медведицу.

Реконструкция

Александр Македонский распорядился реконструировать храм Артемиды в Эфесе — чудо света Древнего мира. Пожертвования на него брались из всех уголков Греции. Отстраивал здание Александр Дейнократ. Он решил оставить тот же макет храма, при этом приподняв его еще на один уровень выше.

Император хотел, чтобы его имя оказалось на самом святилище. Он предложил горожанам полностью заплатить за реконструкцию в обмен на эту услугу. Эфесцы отказали, аргументировав тем, что бог не может строить храм себе подобным.

Взялись за восстановление прекрасной конструкции и новые художники, скульпторы. Они использовали в своей работе мрамор. Теперь колонны были длиной в двадцать метров. Их делали из больших каменных блоков, что в итоге соединялись вместе.

Третий храм Артемиды Эфесской

Хотя Александра Македонского косвенно и обвиняли в гибели предыдущего храма из-за того, что богиня Артемида будто присутствовала при его появлении на свет, именно великий полководец стал тем, кто помог построить новое святилище. Он выделил огромные средства на то, чтобы строительство началось в 323 г. до н. э. Оно шло много лет, и лишь к началу III века до н. э. храм был восстановлен в своём первоначальном облике.

Парк Миниатюрк в Стамбуле, Турция, реконструкция храма Артемиды Эфесской.

Но всё же между двумя сооружениями было и различие. План разрабатывал архитектор Александр Дейнократ. Новый храм теперь стоял на более высоком ступенчатом основании, увеличились и его размеры. Одним из главных достопримечательностей снова стали колонны. Всего их было 127. Выстроенные в 9 рядов, эти колонны поддерживали массивную крышу здания.

Ходили легенды, что специально к строительству храма эти колонны были подарены 127-ю царями.

Ещё более великолепным было внутреннее убранство святилища. К нему приложили руку самые талантливые скульпторы и художники тех времён. Среди них был архитектор Пракситель, а также Скопас, который работал над барельефами. Сам Александр Македонский тоже был запечатлён на одной из работ.

Это была картина древнегреческого мастера Апеллеса. Он изобразил полководца с молнией в руке, тем самым придав ему схожесть с самим Зевсом. Но Апеллес не просто нарисовал Александра, а применил необычный оптический эффект. В результате молния будто выходила за границы рисунка, становясь по-настоящему объёмной.

Многие авторы античного мира с восхищением писали о храме. Некоторых он поразил больше, чем любое из остальных чудес света древнего мира. Например, Антипатр Сидонский написал труд «Семь чудес света», в котором описывал свои впечатления от их вида. Именно храм Артемиды в Эфесе поразил его больше всех. По словам писателя, именно над этим святилищем солнце сияло прекраснее всех. Великолепнее оно могло выглядеть только надо Олимпом.

Реконструкция храма.

Что интересно, храм был полностью автономен от властен, которыми управлялся сам Эфес. Только коллегия жрецов могла решать его судьбу. И вместе с тем именно храм Артемиды Эфесской стал центром города, как экономическим, так и деловым. Это значительно расширяло его значение, которое не ограничивалось только религиозной ценностью.

Эфесская Артемида

Леди Эфесская, 1 век нашей эры, Археологический музей Эфеса.

Гравюра XVIII века римской мраморной копии греческой копии утраченного геометрического периода ксоанон

С греческой точки зрения, Эфесская Артемида — отличительная форма их богини Артемиды . В греческом культе и мифе Артемида является близнецом Аполлона , девственной охотницы, которая вытеснила титана Селину как богиню Луны . В Эфесе богиня, которую греки связывали с Артемидой, почиталась в архаическом, доэллинском культовом изображении , вырезанном из дерева ( ксоанон ) и украшенном драгоценностями. Черты лица больше всего похожи на ближневосточных и египетских божеств и меньше всего на греческих. Тело и ноги заключены в сужении колонного , как термин , из которого торчит богиня нога. На монетах, отчеканенных в Эфесе, богиня носит настенную корону (как городские стены), атрибут Кибелы как защитницы городов (см. Поло ).

Традиционная многогрудная интерпретация фонтана Дианы Эфесина XVI века , Вилла д’Эсте , Тиволи , Италия

Традиционная интерпретация овальных предметов, покрывающих верхнюю часть Эфесской Артемиды, заключается в том, что они представляют собой множественные груди, символизирующие ее плодородие. Эта интерпретация началась в поздней античности и привела к обозначению эфесской богини как Diana Efesia Multimammia и другим связанным описаниям. Эта интерпретация уходит корнями в христианские нападки Минуция Феликса и Иеронима на языческую народную религию, и современные исследования поставили под сомнение традиционную интерпретацию, согласно которой статуя изображает многогрудую богиню. Факты свидетельствуют о том, что овальные предметы вообще не предназначались для изображения части анатомии богини. В некоторых версиях статуи кожа богини была окрашена в черный цвет (вероятно, имитируя состаренное дерево оригинала), в то время как ее одежда и регалии, включая так называемые «груди», были оставлены неокрашенными или отлиты в разные цвета. . Роберт Флейшер предположил, что вместо грудей овальные предметы были украшениями, которые церемониально вешали на оригинальную деревянную статую (возможно, яйца или мошонки принесенных в жертву быков) и которые были включены в качестве резных деталей на более поздних копиях. «Грудь» Эфесской леди, как теперь выясняется, вероятно, была основана на каплях в форме янтарной тыквы, эллиптических в поперечном сечении и просверленных для подвешивания, которые были повторно обнаружены во время археологических раскопок 1987–1988 годов. Эти предметы остались на месте, где древняя деревянная статуя богини была захвачена наводнением 8-го века. Таким образом, эта форма украшений была разработана еще в геометрический период .

На монетах она опирается либо рукой на посох из переплетенных змей, либо на стопку уробороев , вечной змеи с хвостом во рту. По некоторым сведениям, госпожу Эфесскую посещали священники-евнухи, которых называли «Мегабизой»; это могло быть собственное имя или титул. Практика ритуального самоуничижения как квалификации для служения божеству обычно отождествляется с нищенствующими священниками Кибелы, евнухами, галли . Мегабизой Эфесской Артемиды помогали молодые девственницы ( кораи ).

Вотивная надпись, упомянутая Флоренс Мэри Беннетт, которая датируется, вероятно, 3-м веком до нашей эры, связывает Эфесскую Артемиду с Критом: «Целителю болезней, Аполлону, Подателю света смертным, Евтихий устроил вотивное приношение критской леди из Эфеса, Светоносной «.

Греческие обычаи синкретизма ассимилировали всех чужеземных богов в рамках той или иной формы олимпийского пантеона, знакомого им — в греческой интерпретации — и ясно, что в Эфесе отождествление с Артемидой, которое ионийские поселенцы сделали из «Эфесской госпожи», было тонким. . Тем не менее, более поздние греки и римляне отождествляли ее как с Артемидой, так и с Дианой, а в древнем Риме существовала традиция, отождествлявшая ее и с богиней Исидой.

Христианский подход расходился с синкретическим подходом язычников к чужим богам. Христианская надпись в Эфесе подсказывает, почему на этом месте так мало осталось:

Утверждение, что ефесяне думали, что их культовый образ упал с неба, хотя это был известный миф о происхождении в других местах, известно только в Эфесе из Деяний 19:35:

Линн ЛиДонничи отмечает, что современные ученые, вероятно, будут больше озабочены происхождением Эфесской леди и ее иконологией, чем ее приверженцы в любой момент времени, и склонны создавать синтетический отчет о леди Эфесской, собирая вместе документы, которые насчитывает более тысячелетия своего происхождения, создавая фальсифицированную, единую картину, как неизменную икону.

Рождение близнецов

Богиня охоты Артемида и ее брат Аполлон были детьми самого Зевса и его прекрасной супруги. Когда Зевс влюбился в Лето, его ревнивая жена Гера стала ее преследовать через дракона Пифона. Он гнал Лето из одного места в другое, и ни одна страна из-за боязни чудовища не решалась приютить богиню.

Но нашелся маленький каменистый остров Астерия, который дал ей пристанище, так как Лето пообещала прославить его за это, построив здесь великолепный храм. На этой земле и родились близнецы – Аполлон и Артемида. Родившись первой, дочь помогла матери, приняв роды. Так богиня-дева стала помощницей рожениц.

Остров Астерия стал зеленым и красивым и получил новое имя Делос, от греческого «появляться». Сдержав обещание, Лето основала на Делосе храм Аполлона, известный во всей Греции.

Сожжение второго храма Артемиды Эфесской

Интересной страницей в истории храма была его гибель. Несмотря на пышное убранство и богатство, храм богини Артемиды в Эфесе не было разграблено. Не уничтожили его и стихийные бедствия. Второй эфесский храм был разрушен одним из жителей Эфеса, который пожелал прославиться и навсегда остаться в памяти людей.

Этим греком был Герострат, который поджёг храм летом 356 года до н. э. Ночь, когда это произошло, совпала с ночью рождения Александра Македонского. Поэтому философ Плутарх писал, что сама Артемида допустила сожжение своего дома. Она покинула его, чтобы встретить рождение будущего великого полководца.

О Герострате почти ничего не известно, кроме опять же самой цели поджога. Он был скотоводом и захотел оставить след в истории, пусть даже это будет великое злодеяние. О том, что он сжёг храм именно ради славы, Герстрат сознался под пытками. Одно сами эфесцы пытались помешать этому. Герострата приговорили к смертной казни, а его имя запретили упоминать. В официальных документах того времени грек значился лишь как «один безумец».

Но один из историков по имени Феопомп всё же упомянул имя Герострата в своей работе. В результате грек, по сути, добился своего.

Немного о деталях, связанных с храмом Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы. В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении. Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.

В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей. Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.

Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.

Это интересно: 903,Эфесский храм: кратко

Восстановление нового храма

Согласно легенде, в 356 году до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.

Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людей навечно. В официальных документах о нём говорится просто как об «одном безумце».

К началу III века до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский. Архитектор Александр Дейнократ (согласно Страбону, его звали Хейрократ), руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Полное разрушение храма Артемиды

К концу третьего века до нашей эры храм Артемиды был восстановлен с помощью Александра Македонского. Несмотря на все его усилия возродить здание, его разрушение началось в 263 году, когда его разграбили готы. А через 100 лет с приходом христианства этот храм был полностью разрушен, а мрамор был использован для построения других зданий.

На сегодняшний день на территории храма Артемиды возвышается всего лишь одна колонна высотой в 14 метров

Несмотря на это, данная местность привлекает внимание многих туристов

Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

Артемида

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К IIIвеку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте  была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

Поджог и восстановление

Некоторые люди мечтают прославиться своими творениями, а другие предпочитают идти по пути разрушения. Храм Артемиды поражал величием и роскошью и простоял 200 лет

Но однажды это творение привлекло внимание грека по имени Герострат. Этот человек не имел никаких талантов, но он хотел оставить свой след в истории античного мира

Поэтому Герострат сжёг храм Артемиды. Внутреннее убранство сооружения, которое в основном было сделано из дерева, полностью сгорело. От храма остались лишь почерневшие колонны и свод.

Поджигатель не стал прятаться и скрывать своё деяние. Он считал себя героем и с гордостью рассказывал всем о своём поступке. Греки так разозлились, что решили никогда не произносить его имя. Они не пожелали оставить о нём никаких воспоминаний в исторических записях.

Однако имя Герострата всё-таки осталось на страницах трудов историка Феопомпа, который хотел сохранить любую информацию о храме богини Артемиды. В истории этот человек запомнился всем как величайший глупец, решивший поджечь самое прекрасное сооружение в мире. Некоторые люди используют выражение «геростратова слава», говоря о человеке, который заработал себе известность преступлением или неблаговидным поступком.

Поскольку Артемисион превосходил все постройки того времени как по красоте, так и по размеру, его решили восстановить. Эту работу доверили архитектору Хирократу. При восстановлении храма он внес некоторые изменения:

  1. Хирократ поднял ступенчатое основание сооружения, которое возвышалось над всеми соседними строениями.
  2. Число ступеней было увеличено.
  3. Двери и потолочные элементы сделали из кедра, привезённого с острова Крит.

Реконструкция сооружения закончилась в III веке до н. э. Поскольку Александр Македонский выделил немало средств на строительные работы, его изобразили на стене храма. В руке полководца была молния, которая как будто выходила за рамки картины. Заказчики, принимавшие полотно, были изумлены шедевром и заплатили автору 25 золотых талантов. Столько не получал ни один художник за последующие три столетия. Портрет Александра Великого был размещён недалеко от статуи Артемиды.

Становление на Олимпе. Артемида-охотница.

Как мы уже сказали выше, Артемида с юных лет показала свой упрямый и строгий нрав. Однако, в отличие от своего брата, ей не нужно было никому ничего доказывать. Лишь только охота могла порадовать грозную красавицу и именно за этим занятием она проводила большую часть своего времени.

Так проходили годы, а любовь Артемиды к охоте не угасала. Днями и ночами она могла гулять по лугам, лесам и полям в окружении океанид и нимф, собаками и другими разными животными.

Надо сказать, Артемида – неоднозначная богиня. С одной стороны – она была покровительницей природы, богиней плодородия, богиней деторождения и жизни. Но она также несла и смерть, что проявляется в ее характере и жажде убийств, пусть людей она убивала только из мести, а животных – исключительно на охоте.

Помимо этого, Артемида получила от Зевса власть над природой. Причем не только над растениями, но и над животными. В этом плане ее двойственная натура также проявляется, т.к. с одной стороны она покровительствовала всем живым существам, а также ревностно защищала свои владения, а с другой – нещадно на них охотилась.

Кроме того, Артемида просто отлично проводила время со своим окружением. Считалось, что все, кто поступал на службу к Артемиде, должны были дать клятву верности и целомудрия. А если кто нарушал это правило – тех Артемида жестоко наказывала. Кроме того, наказывала она и тех, кто смел подглядывать за их играми и купаниями. Таких людей она или лишала разума, или убивала.

В общем, ее характер вырисовывался как у некоей амазонки, в образе, в котором мы привыкли их знать в наши дни. Стоит упомянуть, что Зевс сдержал обещания и по поводу множества имен. Так, например, Артемида получила множество прозвищ и ниже мы расскажем вам о самых известных и популярных из них, которые дошли до наших дней:

  1. Агротера – переводится, как охотница.
  2. Гегемона – в переводе подразумевает деву-воительницу.
  3. Ифигения – дословно это прозвище обозначает сильную (духовно и физически) девушку, а в нашем случае – богиню.
  4. Элефтерия – дословно означает «свободная», что, в принципе, стыкуется с ее характером и детскими запросами.

Как мы уже сказали ранее, Артемида отвечала за несколько аспектов греческой жизнедеятельности. Давайте же вкратце разберем каждый из них.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.
Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Основные сайты

Ворота Августа в Эфесе были построены в честь императора Августа и его семьи.

Эфес — один из крупнейших римских археологических памятников в восточном Средиземноморье. Видимые руины все еще дают некоторое представление о первоначальном великолепии города, а названия, связанные с руинами, напоминают о его прежней жизни. Театр доминирует над видом на Харбор-стрит, которая ведет к заиленной гавани.

Храм Артемиды, одно из семи чудес древнего мира , когда-то был размером 418 на 239 футов с более чем 100 мраморными колоннами высотой 56 футов каждая. Храм принес городу титул «Слуга Богини». Плиний сообщает нам, что на создание этого великолепного сооружения ушло 120 лет, но сейчас оно представлено только одной неприметной колонной, обнаруженной во время археологических раскопок Британским музеем в 1870-х годах. Некоторые фрагменты фриза (которых недостаточно для определения формы оригинала) и другие небольшие находки были вывезены — некоторые в Лондон, а некоторые — в Археологические музеи Стамбула .

Библиотека Цельса, вид сбоку

Библиотека Цельса, фасад которой был тщательно реконструирован по оригинальным частям, изначально была построена c. 125 в память Тиберия Юлия Цельса Полемаана , древнего грека, который был правителем Римской Азии (105–107 гг.) В Римской империи . Цельс заплатил за строительство библиотеки из своего личного состояния и похоронен в саркофаге под ним. Библиотека была в основном построена его сыном Гаем Юлием Акилой и когда-то хранила около 12000 свитков. Спроектированное с преувеличенным входом — чтобы увеличить его размер, предполагают многие историки — здание выходит на восток, чтобы читальные залы могли наилучшим образом использовать утренний свет.

Интерьер библиотеки составлял примерно 180 квадратных метров (2000 квадратных футов) и, возможно, содержал до 12000 свитков. К 400 году нашей эры библиотека перестала использоваться после повреждения в 262 году нашей эры. Фасад был реконструирован в период с 1970 по 1978 год с использованием фрагментов, найденных на месте, или копий фрагментов, которые ранее были отправлены в музеи.

Театр, рассчитанный на 25 000 зрителей , считается самым большим в древнем мире. Этот театр под открытым небом первоначально использовался для драматических постановок, но в более поздние римские времена на его сцене также проводились гладиаторские бои; Первые археологические свидетельства кладбища гладиаторов были найдены в мае 2007 года.

Было две агоры : коммерческая и государственная.

Акведук близ Эфеса — Майер Луиджи — 1810 г.

В Эфесе также было несколько крупных банных комплексов , построенных в разное время, когда город находился под властью римлян.

В городе была одна из самых передовых систем акведуков в древнем мире, по крайней мере, с шестью акведуками разного размера, снабжающими различные районы города. Они питали несколько водяных мельниц, одна из которых была определена как лесопилка для мрамора .

Odeon был маленьким навесом театр построен Публия Vedius Антонин и его жена около 150 AD. Это был небольшой салон для спектаклей и концертов, вмещавший около 1500 человек. В театре было 22 ступеньки. Верхнюю часть театра украшали колонны из красного гранита в коринфском стиле. Входы располагались по обе стороны сцены, и до них можно было пройти всего несколько ступенек.

Могила Иоанна Апостола в базилике Святого Иоанна .

В Храме Адриана датируется 2 — го века , но прошел ремонт в 4 — м века и были reerected из уцелевших архитектурных фрагментов. Рельефы в верхних частях — отливки, оригиналы сейчас выставлены в Археологическом музее Эфеса . На рельефах изображен ряд фигур, в том числе император Феодосий I с женой и старшим сыном. Храм был изображен на реверсе банкноты 20 миллионов турецких лир 2001–2005 годов и банкноты 20 новых лир 2005–2009 годов.

Храм Sebastoi (иногда называемый Храм Домициана ), посвященный Флавиев династии , был один из самых больших храмов в городе. Он возведен по псевдодиптеральному плану с колоннами 8 × 13. Храм и его статуя — одни из немногих останков, связанных с Домицианом .

Гробница / Фонтан Поллиона была возведена в 97 г. н.э. в честь К. Секстилиуса Поллиона, построившего акведук Марны Офилиусом Прокулом. Имеет вогнутый фасад.

Часть этого места, базилика Святого Иоанна , была построена в VI веке при императоре Юстиниане I на месте предполагаемой гробницы апостола. Сейчас он окружен Сельчуком.

Захват Эфеса

В III веке н. э. Эфес подвергся набегам готов. Многочисленные враги грабили городское население и, конечно, не оставили без внимания храм, посвящённый Артемиде. В 263 году готы захватили сооружение и разграбили святилище.

Через столетие была утверждена новая религия. Языческие храмы разрушались христианами. Из Артемисиона выкрали мраморные плиты для строительства различных сооружений. Затем снесли крышу, из-за чего стали падать колонны. Целостность здания была нарушена. На месте храма богини плодородия построили церковь Девы Марии, но через какое-то время её тоже уничтожили.

О разрушенном храме надолго забыли. Болотистая почва, на которой находилось строение, почти уничтожила его остатки. Постепенно руины Артемисиона затянула трясина. Эфес потерял своё значение, к пристани перестали приплывать корабли из соседних стран. Месторасположение когда-то существовавшего чуда света оказалось забытым.

Выводы и впечатления

Конечно, я ожидала от древнего храма немного больше, чем просто болото и одна-единственная колонна. Заранее ничего про храм не читала, хотелось просто посмотреть, что от него осталось. Ехать туда специально, наверное, не стоит — смотреть там нечего, разве что просто прочувствовать место, представить, как все это выглядело раньше.

Но вот после посещения Эфеса вполне можно сходить — находится храм совсем близко, дорога живописная и удобная. Удивительно все-таки, насколько природа сильнее, чем любые рукотворные сооружения — как до строительства храма здесь было болото, так и сейчас, спустя почти пару тысяч лет, здесь по-прежнему болото.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector