Собор святого вита (видео)

План собора

Цветом указаны

  1. Главный вход, с двумя боковыми входами
  2. Преддверие северо-западной башни с лестницей на западный чердак
  3. Капелла Святой Анежки
  4. Капелла Шварценбегов
  5. Новая архиепископкая капелла (Хорова)
  6. Хилбертова закругленная лестница до новой сокровищницы
  7. Новая ризница
  8. Алтарь Франтишка Билка
  9. Поперечный (крестовый) неф
  10. Коркова капелла с лестницей к Волмутову чердаку
  11. Королевский мавзолей
  12. Новый алтарь
  13. Главный алтарь
  14. Капелла Святого Cигизмунда
  15. Старая ризница с лестницей до сокровищницы
  16. Капелла Святой Анны
  17. Архиеписковкая капелла (Пернштейнская)
  18. Памятник кардинала Шварценбергского
  19. Капелла Святого Иоанна Крестителя
  20. Капелла Девы Марии (Святой Троицы, Императорская, Св. Людмилы)
  21. Могилы Пражских епископов
  22. Алтарь и надгробье Св. Вита
  23. Капелла Святых (Саксонский и Штернбергский)
  24. Капелла Святого Иоанна Непомуцкого
  25. Надгробие Святого Иоанна Непомуцкого
  26. Капелла Св. Марии Магдалены
  27. Королевский ораторий
  28. Капелла Св. Криста (Cимоны и Иуды)
  29. Капелла Св. Андрея
  30. Эпитаф Юрия младшего Попела с Лобковиц
  31. Эпитаф Леопольда
  32. Капелла Св. Вацлава и его надгробие, и лестница, ведущая в комнату с короной
  33. Памятник погибшим
  34. Cкульптура Иисуса в пустыне
  35. Гроб Святого Войтеха
  36. Габсбургская капелла с лестницей ведущей в южную башню
  37. Капитульная библиотека
  38. Туновская капелла
  39. Капелла гроба господнего
  40. Капелла Святой Людмилы
  41. Подхор
  42. Преддверие юго-западной башни
  43. Южная башня
  44. Южнее преддверие и «Золотые ворота»
  45. Кенотаф Св. Иоанна Непомуцкого работы И.Ф. Платцера (1763)

Архитектурные особенности

Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-розетта на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.

Это интересно: Злата уличка

История храма

Кафедральный собор посвящен святому Вацлаву, святому Виту и святому Войтеху. Вацлав – это заступник всей Чехии и учредитель собора. Останки святого Вацлава были перемещены в собор в Х веке. Храм причастный святому Виту из-за того, что при постройке его правую руку поместили в ротонду. А Войтех – это епископ, который был убит язычниками, и с начала XI века здесь расположены его останки. Три святые защищают собор и это выделяет его среди остальных католических соборов Чехии.

Впервые на месте собора в Х веке была построена ротонда, которую позже снесли из-за того, что не хватало места, и на главной площади князь Вацлав хотел построить более величественное здание. Но строительство базилика началось только во времена князя Спытигнева II в XI веке.

Позже по указанию короля Карла VI был разработан проект собора, который был и храмом, и гробницей для членов королевской семьи. Также сюда были привезены все главные сокровища страны. Но строительство не закончилось во времена его правления и даже его последователей. Собор святого Вита в Праге строили 600 лет и он соединил в себе лучшие отличительные черты каждой из эпох. Каждый архитектор, который занимался строительством собора, вносил свой вклад, поэтому нельзя назвать основного или главного архитектора. Собор святого Вита сочетает в себе всю 600-летнюю историю Чехии. А также историю развития архитектуры, скульптуры и живописи, ведь лучшие чешские мастера внесли свой вклад в нынешний вид собора. Официальной датой завершения строительства является 1929 год. Также в этот год проводилось освящение Собора святого Вита. Эта дата приурочена к 929 году, когда умер святой Вацлав.

Сложно назвать другой памятник, который бы также гармонично сочетал в себе всю историю государства. Но главным остаётся, то, что по первоначальному замыслу собор – это выражение Божьего присутствия. Даже сейчас нельзя игнорировать святость места, которая из него исходит и наполняет туристов со всего мира. Поэтому сюда нужно обязательно приехать, чтобы проникнуться атмосферой величия этого собора. А также пройтись по местам, где короновались цари Богемии и ходили несколько столетий монахи.

Внешний вид храма

Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi, или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Строительство

Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: —, —, — и — (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.

Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.

Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле (переходная базилика[неизвестный термин], аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.

После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.

В архиве Собора сохранились еженедельные счета артели Парлержа с 1372 по 1378 год, которые являются весьма ценным источником сведений о хронологии строительных работ и именах мастеров, работавших с Парлержем.

В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).

Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.

Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.

Интерьер

Витраж работы А. Мухи

На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.

Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.

Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.

После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.

В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.

Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.

В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.

Смотреть и восхищаться

Собор, с длиной главного нефа 124 м, имеет Большую южную башню (96, 5 м). С западной стороны возвышаются 2 неоготические башни из камня по 82 метра. Между ними в виде розетты помещено 10-метровое окно круглой формы. Собор имеет три портала со скульптурами, рельефами из камня и бронзы.

Внутри собора ребристые сетчатые арки высотой 33, 5 м размещены в центральном нефе. Витражные стрельчатые окна дают свет в хор в средневековом стиле.

Храм имеет трехнефное пространство, на котором размещены 28 колонн. По периметру построена галерея-балкон — трифориум. На балконе поставлены бюсты первых строителей и основателей здания, чешских правителей, их жен, пражских архиепископов. Внутри храма по бокам размещены входы в капеллы. Саркофаг Яна Непомуцкого — шедевр искусства: сделан из серебра и обрамлен золотом.

Под главным алтарем разместилась крипта — усыпальница королей, королев, церковных деятелей. Центральным саркофагом в ней является саркофаг Карла IV. В капелле св. Марии Магдалины захоронены Петр Парлерж, Матье Аррасский. Всего в храме 28 капелл.

Колокольня собора славна колоколом «Зикмунд». Он создан Т. Яросом в 1549 году. Весит он почти 18 тонн. Согласно легенде, пока он цел, Чехии не грозят никакие беды. Орган в стиле рококо радует и поражает красотой и своим звучанием. А фигурка петуха, «спутника» св. Вита, на одной из башен — символ благовестия.

Пройдя на 3 двор Пражского града, увидите часовню св. Вацлава, Большую южную башню, Золотые ворота. Капелла св. Вацлава стоит на месте старой ротонды, где похоронен король Вацлав. Это самое святое место собора. Дубовая дверь за семью замками охраняет Коронационную палату. Это сакральное место.

В палате сохраняются регалии правителей Чехии: корона св. Войцеха. золотой скипетр, держава, мантия короля, украшенная горностаем, золотой византийский крест Завиши. Семь ключей от двери распределены между президентом, премьер-министром, председателями верхней и нижней палат парламента, архиепископом, мэром Праги и митрополитом Пражский.

На Большой башне видны часы 16 века. Поскольку тогда не умели соединять секундную и часовую стрелки, то часы имеют 2 циферблата. На верху башни помещен зеленый барочный купол.

Через Золотые ворота с мозаикой со сценами из Страшного суда (поговаривают, что здесь их около миллиона элементов) могут следовать священнослужители только высших санов. Загадкой ворот остается православное изображение распятия Христа наверху (на нем 4 гвоздя, а католики считают, что их было три). Астрологические знаки на решетке перед воротами также порождают вопросы: ведь астрология, по церковным канонам, лженаука. Все остальные, простые смертные, входят в собор через двери в западном фасаде.

Историю создания храма увидим на воротах центрального входа. На левом портале ворот воспроизведена жизнь и деяния св. Вацлава, на правом — св. Войтеха. В Средневековье соборы именовали «Библией для неграмотных»: на нем размещали статуи-горгули, чудовища — пороки людские. Именно такими статуями и изобилует собор.

Интересна и библиотека храма: хранятся в ней рукописи Средневековья. Самым древним и ценным изданием книгохранилища стало Евангелие 11 века.

С 4 декабря 2016 года и по 12 января 2017 традиционно у собора св. Вита проходит выставка «Собор и живая встреча». На ней можно увидеть фото-ассоциации «Человек и вера».

Стоимость посещения*

Бесплатно можно осмотреть только переднюю часть Кафедрального собора святого Вита.

Чтобы осмотреть собор, нужно купить билет, который даёт право посетить ряд достопримечательностей по желанию.

  1. Округ А, стоимостью 350 крон, позволяет посетить Собор святого Вита, Старый королевский дворец, выставку История Пражского града, Базилику св. Иржи, Золотую улочку, пороховую башню и Рожмберков дворец.
  2. Округ В, стоимостью 250 крон, также позволяет посетить Собор святого Вита и Старый королевский дворец, Базилику св. Иржи, Золотую улочку.

Отдельных билетов только в собор нет, поэтому нужно купить комплексный на несколько достопримечательностей (округ А или В). Такой билет действует 2 дня и в каждое из мест можно пройти только один раз.

Действует система скидок для детей до 16 лет, студентов средних и высших учебных заведений, также для пенсионеров от 65 лет при наличии подтверждающего документа:

  1. Округ А – 175 крон;
  2. Округ В – 125 крон.

Можно также приобрести семейный билет, который предусматривает посещение для 2 взрослых и 1-5 детей до 16 лет. Стоимость семейного билета составит:

  1. Округ А – 700 крон;
  2. Округ В – 500 крон.

*информация о стоимости актуальна на момент написания статьи, обязательно перед поездкой уточняйте данные на сайте.

Надгробие святого Яна Непомуцкого

В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.

Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.

Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.

Восточный фасад собора

До середины 20 века Собор святого Вита принадлежал церкви, однако во время кампании по национализации коммунистическое руководство страны превратило собор в национальное достояние. После бархатной революции церковь безуспешно пыталась вернуть себе храм, но только в 2010 году пражский архиепископ и чешский президент подписали соглашение о совместном владении собором.

Собор святого Вита, наряду с Карловым мостом и астрономическими часами Староместской ратуши, считается одной из важнейших достопримечательностей Праги, и знакомство с Прагой будет неполным, если вы не посетите Собор святого Вита.

Время работы:

С ноября по февраль 9:00 – 16:00 (по воскресеньям 12:00 – 16:00); с марта по октябрь собор открыт на час дольше – до 17:00.

Билеты:

Вы можете взглянуть на интерьер Собора святого Вита бесплатно — вход на небольшую территорию в западной части собора бесплатный, и отсюда вы можете именно взглянуть на интерьер. Однако, если вы хотите по-настоящему оценить искусство, архитектуру и скульптуры собора, нужно купить билет: 350 или 250 крон, в зависимости от того, какие здания дворцового комплекса, кроме Собора святого Вита, вы планируете посетить. Билеты действительны в течение двух дней, а приобрести их можно в информационных центрах Пражского града.

Как добраться:

Pražský hrad, 1, Praha 1. Самый простой способ добраться до собора – доехать на трамвае №№ 12, 20, 22 или на метро до остановки/станции «Malostranské náměstí» и пройти вверх по Нерудовой улице до Градчанской площади к главному входу Пражского града. Еще вариант: на трамвае №22 доехать до остановки «Pražský hrad».

Собор святого Вита на карте

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Собор святого Вита: 50.090906, 14.400523

Координаты GPS: 50.090715N, 14.400051E

Этапы строительства

Первая церковь на том месте, где сейчас находится храм, была построена , чешским князем святым Вацлавом еще в 925 году.

Позже она была разрушена, а ее место занял коронационный костел Пржемысловичей.

Строительство самого храма Святого Вита началось в 1344 году 21 ноября.

Тогдашний король Чехии Карл Люксембургским хотел, чтобы величественное сооружение служило одновременно усыпальницей, сокровищницей и залом для коронаций.

Первым архитектором, к которому попал план столь масштабного и серьёзного дела, стал француз Маттиас. По его задумке стиль французской готики должен был стать ключевым в архитектурном решении здания. Но затянувшееся строительство и ранняя кончина мастера изменили планы.

В окнах башен и розетке собора отражается небо. Западный портал

После смерти Маттиаса дело строительства храма перешло к Петеру Парлержу — молодому, теперь уже, немецкому архитектору.

Сначала он работал в том же направлении, что его предшественник. Но постепенно перешел к реализации собственных задумок. А так как Петер был и прекрасным скульптором, он украсил здание многочисленными бюстами и карнизами.

Гаргулья

Закончить свою работу он также не успел. Это сделали сыновья Петера – Вензель и Ян. Их сменил архитектор Петрилк, автор огромной башни собора и его южного крыла.

В 1419 году строительство здания было приостановлено по причине войны. Тогда же сильно пострадали скульптуры и картины, украшавшие собор.

В XV веке были попытки закончить строительство, но они ни к чему не привели из-за нехватки средств.

Проект окончания строительства был представлен в 1844 году.

За его воплощение взялся Йозеф Кранер, заслугой которого стало восстановление интерьера храма.

Закончил реконструкцию уже другой специалист — Йосеф Моцкер. Ему удалось добиться самого главного – гармонии сложной композиции, где органически сплеталось множество стилей.

Золотые ворота. Южный портал

Это масштабное строительство было полностью завершено в 1929 году, после шести столетий кропотливых работ множества первоклассных мастеров.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней)

Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Название собора

Автопортрет Петера Парлержа в соборе Святого Вита (около 1370-1379 гг.)

Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

Собор снаружи и внутри

Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.

Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.

На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.

Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.

Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.

Восточная сторона собора св. Вита

Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.

Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.

Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.

Самая знаменитая деталь северной части здания – витражи работы Альфонса Мухи.

На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.

В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.

Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.

Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.

Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов

Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.

Орган

В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.

Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.

Смотровая площадка собора

Тут нужно рассчитать свои силы. Особенно людям пожилого возраста и туристам с детьми: на колокольню ведут 300 крутых ступеней винтовой лестницы. Отдохнуть можно лишь в небольших проемах.

Так сверху выглядит часть собора и площадь

Строения поражают

И вот так

Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков

Карлов мост

Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.

Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:

  • Дворец Шварценберг-Лобковиц (сейчас там Военно-исторический музей)
  • Злата Улочка, где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
  • А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.

Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита

Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.

В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.

Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь.

Как добраться до собора

Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.

Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града

Сколько стоит билет

Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.

  • Цена билета
  • Обычный – 350 крон
  • Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.

Часы работы

С ноября по март кафедральный собор открыт

  • с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
  • в воскресенье: с 12.00 до 16.00

С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.

Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.

Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.

До встречи!

Часы работы собора Святого Вита

Собор открыт для посетителей все дни недели. С ноября по март — с 9 до 16 часов (в воскресенье с 12 до 16 часов). В более светлое время года, с апреля по октябрь время работы собора увеличивается на час — с 9 до 17 часов (в воскресенье соответственно с 12 до 17 часов).

Внутрь собора перестают пускать за 20 минут до закрытия.

В праздничные дни собор открыт по особому графику, который имеет смысл уточнять заранее.

Обратите внимание, что доступ на смотровую башню начинается и заканчивается на час позже основного графика работы собора. Собор — действующий, в нем ежедневно проходят католические богослужения

Однако туристам попасть на них реально только в выходные дни

Собор — действующий, в нем ежедневно проходят католические богослужения. Однако туристам попасть на них реально только в выходные дни.

Подробнее на официальном сайте собора.

Собор Святого Вита в вечерних огнях — панорама Google Maps

Полезные советы всяк входящим в собор

— Запрещается неуважительно относиться к верующим и молящимся.

— Мужчины заходят в собор с непокрытой головой.

— Не разрешается громко говорить, касаться руками инвентаря, стен и интерьера собора.

— Нельзя в храме есть, пить, курить, общаться, разговаривать по телефону.

— В стенах собора можно фотографировать, но без вспышки и без штатива.

— Во время богослужения для туристов достопримечательность закрыта.

Что можно увидеть в здании такого ранга, мы вам поведали. После экскурсии поднимитесь на 298 ступенек вверх в южной башне-колокольне и насладитесь панорамой Праги и небом над головой. К ощущениям от увиденного собора добавятся непередаваемые чувства возвышенности и тленности бытия.

Недавняя история

В 1997 году, в 1000-летие со дня смерти святого Адальберта (святой Войтех на чешском языке), патроциний (посвящение) церкви был повторно посвящен Святым Вацлаву и Святому Адальберту . Предыдущая романская базилика имела этот тройной патроциний для основных покровителей Чехии с 1038 года, когда здесь были помещены мощи святого Адальберта. Череп святого Адальберта хранится в сокровищнице Гильберта.

В 1954 году постановлением правительства весь Пражский Град был передан в собственность «всего чехословацкого народа» и в управление канцелярии президента. Начиная с 1992 года, после Бархатной революции, церковь подала несколько петиций с просьбой определить истинного владельца здания. Спустя 14 лет, в июне 2006 года, городской суд в Праге постановил, что указ 1954 года не изменил право собственности на собор и что владельцем является митрополит Капитул Святого Вита. В сентябре 2006 года администрация президента передала управление столичному капитулу. Однако в феврале 2007 года Верховный суд Чешской Республики отменил решение городского суда и вернул дело в суд общей юрисдикции. В сентябре 2007 года Окружной суд Праги 7 постановил, что собор принадлежит Чешской Республике, это решение было подтверждено городским судом в Праге, и Конституционный суд отклонил апелляцию столичного капитула, однако отметил, что кафедра, несомненно, владеет внутреннее убранство собора. Столичное отделение рассматривало возможность продолжения рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека, однако в мае 2010 года новый пражский архиепископ Доминик Дука и президент государства Вацлав Клаус вместе заявили, что не желают продолжать судебные конфликты. Они заключаются в том, что семь человек, которые традиционно являются держателями ключей от Палаты Святого Вацлава с Драгоценностями Богемской короны, также становятся советом по координации и организации управления и использования собора. Тем не менее, споры о владении некоторыми родственными домами канонизма продолжаются.

В июле 2012 года Палата депутатов приняла закон о компенсации церквям за имущество, конфискованное коммунистическим правительством. Сенат одобрил законопроект , в ноябре 2012 года , и правительство осуществило его в июне следующего года после устранения юридических проблем.

Выводы

Очень популярное место в Праге, поэтому здесь всегда очень многолюдно. Лучше сразу купить билеты на смотровую площадку, и уже спокойно на нее подниматься. Кстати, приходите лучше не к самому открытию собора – смотровая площадка открывается чуть позже. На посещение собора с учетом подъема на смотровую площадку потребуется около 1,5 – 2 часов, если на площадку не идти, то хватит и часа.

 Можно прийти с детьми старшего школьного возраста. Очень рекомендуем воспользоваться аудиогидом – так будет гораздо интереснее и познавательнее.

Кстати, если вы только собираетесь в Прагу, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector