В самом сердце ватикана: собор святого петра в риме

Храм Юпитера Оптимуса Максима

Облегчение от Марка Аврелия жертвуя на 4 храма (слева)

Храм Юпитера Optimus Maximus на Капитолийском холме был самый старый большой храм в Риме, посвященный Капитолийского триады , состоящей из Юпитера и его компаньонов божеств, Юноны и Минервы , и был соборного , как положение в официальной религии Рима. Он трижды разрушался пожаром и быстро перестраивался в современном стиле. Первое здание, традиционно посвященное в 509 году до нашей эры, было заявлено, что его размер составлял почти 60 м × 60 м (200 футов × 200 футов), что намного больше, чем другие римские храмы в течение столетий после этого, хотя его размер сильно оспаривается специалистами. Каким бы ни был его размер, его влияние на другие раннеримские храмы было значительным и продолжительным. То же самое могло быть верно и для более поздних перестроек, хотя здесь влияние отследить труднее.

Для создания первого храма были привлечены этрусские специалисты для различных аспектов строительства, включая изготовление и роспись обширных терракотовых элементов антаблемента или верхних частей, таких как антефиксы . Но для второго корпуса их вызвали из Греции. Восстановление после разрушения огнем было завершено в 69 г. до н.э., 75 г. н.э. и в 80-х гг. Н.э. при Домициане — третье здание просуществовало всего пять лет, прежде чем снова сгорело. После крупного разграбления вандалами в 455 году и полного удаления камня в эпоху Возрождения, в подвале Капитолийских музеев теперь можно увидеть только фундаменты . Скульптор Фламинио Вакка (ум. 1605) утверждал, что лев Медичи в натуральную величину, который он вырезал, чтобы соответствовать выжившим римлянам, теперь во Флоренции , был сделан из единственной капители храма.

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Созданная в , она представляет из себя эллипс. С двух сторон окружена колоннадой тосканского ордера. Подчеркнув главную ось композиции, архитектор добился ощущения стремительности движения и высокого накала чувств, чем так знаменито искусство барокко.

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.

План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра. Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира. Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева — «Врата смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр — 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.

В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

Кесарево

Храм Императорский культ в Вена

А кесарево был храм, посвященный Императорский культ. Кесарии располагались на всей территории Римская империя, и часто финансируется имперским правительством, стремясь заменить государственные расходы на новые храмы другим богам и становясь главным или единственным большим храмом в новых римских городах в провинциях. Так было в Эвора, Вена и Ним, которые все были расширены римлянами как coloniae из кельтского оппида вскоре после их завоевания. Имперские храмы, оплачиваемые государством, обычно использовали традиционные римские стили по всей империи, независимо от местных стилей, которые можно увидеть в небольших храмах. В недавно запланированных римских городах храм обычно располагался в центре на одном конце форума, часто напротив базилики на другом.

В городе Риме кесарево находился в религиозной зоне Братья Арваль. В 1570 году в нем было зарегистрировано девять статуй Римские императоры в архитектурных нишах. У большинства ранних императоров были свои очень большие храмы в Риме, но нестабильная экономика означала, что строительство новых императорских храмов в основном прекратилось после правления Марк Аврелий (d. 180), хотя Храм Ромула на Римском форуме был построен и освящен императором Максентиус своему сыну Валерий Ромул, умерший в детстве в 309 г. и обожествленный.

Один из первых и наиболее известных Кесария был Кезарий Александрийский, расположенный в гавани. Это было начато Клеопатра VII из Династия птолемеев, последний фараон из Древний Египет, чтобы почтить память своего мертвого любовника Юлий Цезарь, а затем обратил Августа в свой культ. В 4 веке, после того как Империя попала под христианское правление, она была преобразована в церковь.

Церковь Санта Чечилия в Трастевере (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere)

Церковь, посвященная святой Цецилии, покровительнице музыки, существует с V века и по преданию возведена на месте дома, в котором жила святая

Нельзя обойти вниманием и пройти мимо удивительной по своей красоте и нежности скульптуре работы Стефано Мадерно, изображающей святую Цецилию такой, какой, по преданию, ее обнаружили при обретении мощей

Церковь также украшают старинные мозаики IX века, фрески Пьетро Каваллини, готический балдахин XIII века. А в крипте базилики (подземной части) можно увидеть кусочек древности – там сохранились остатки античных сооружений. Кроме того, под алтарем находится саргофаг с мощами святой Цецилии.

Адрес: Piazza di Santa Cecilia, 22Режим работы: 10.00-13.00 и 16.00-19.00.

Посещение базилики бесплатное, вход в подземную крипту – € 2,50. Осмотреть средневековые фрески Пьетро Каваллини можно с 10.00 до 12.30 (€ 2,50).

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано

Базилика Святого Иоанна Крестителя

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано или Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) — кафедральный собор Рима, в котором находится римская епископская кафедра и трон римского папы.

В католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех остальных храмов мира.

Ранее на этом месте находился древнеримский храм, построенный по указу Константина в 324 году, где  состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, называемых Латеранскими.

После того, как базилика дважды горела и пришла в упадок, папа Сикст V приказал снести её и построить гораздо более крупный и богато украшенный храм.

Новый собор, который был сооружен, неоднократно перестраивался, и в настоящее время представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей: романского стиля, классицизма и барокко.

В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял итальянский архитектор Доменико Фонтане, который в 1586 году установил большие статуи апостолов в нишах собора.

В середине XVII века великий итальянский архитектор Франческо Борромини провел полномасштабное восстановление базилики, придав её элементы барочной архитектуры.

Нынешний знаменитый монументальный фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции в 1735 году воздвиг итальянский архитектор Алессандро Галилеи.

В собор ведут пять врат и крайние правые из них называются Юбилейные из-за того, что открываются они только в Святой юбилейный год, как правило раз в 25 лет.

Бронзовые центральные врата из курии Юлия сохранились от первой базилики, и были реконструированы Борромини. Они ведут в главный неф, который ослепляет белизной стен, стройностью колонн и мраморных статуй. Контраст им составляют массивные золотые своды работы Джакомо Делла Порта и мозаичные полы школы мастеров Космати.

Убранство базилики поражает грандиозностью. В плане она представляет христианский крест с пятью нефами, а в глубине храма находится хранилище реликвий, украшенное изящными фресками.

Над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

В храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.

В интерьере собора сохранилось средневековое
наследие. Во
время реконструкции архитекторы сумели сохранить античную структуру базилики, и
многие ее элементы относят к ранним историческим периодам.

В храме можно заметить гранитные колонны IV века, а в северном трансепте расположен величественный орган XVI века.

Время работы Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано открыта ежедневно с 7-00 до 18-30. Ризница – с 8-00 до 12-00 и с 16-00 до 18-00. Баптистерий открыт с 7-00 до 12-30 и 16-00 до 19-00. Музей открыт с 10-00 до 17-30.

Стоимость посещения Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Вход в Базилику Сан-Джованни-ин-Латерано свободный

Как добраться до Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано Добраться до Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано можно на метро линии А до станции San Giovanni.

Рекомендации

  • Хениг, Мартин (ред.), Справочник римского искусства, Phaidon, 1983, ISBN 
  • Стампер, Джон, Архитектура римских храмов: от республики до средней империи, Издательство Кембриджского университета, 2005 г.
  • Стронг, Дональд и др., Римское искусство, 1995 (2-е изд.), Yale University Press (Penguin / Yale History of Art), ISBN 
  • Саммерсон, Джон (1980), Классический язык архитектуры, Издание 1980 г., Темза и Гудзон Мир искусства серии, ISBN 0-500-20177-3
  • Саммерсон, Джон (1988), Грузинский Лондон, (1945), переработанное издание 1988 г., Barrie & Jenkins, ISBN . (См. Также исправленное издание, под редакцией Говард Колвин, 2003)
  • Уилер, Мортимер, Римское искусство и архитектура, 1964, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 

Фасад

Первое, что видит человек, оказавшийся рядом с ватиканской «изюминкой» архитектуры – это фасад величественного светлого здания. Построил его знаменитый не только на всю Италию, но и на весь мир, архитектор Карло Мадерна. Отличительными особенностями являются не столько габариты лицевой части достопримечательности Ватикана, сколько статуи, расположенные на нем и продуманные детально.

Erik Drost / flickr.com

На стене, в высоту достигающей 45 метров, а в длину расположившейся на 115 метров, расположены фигуры Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов. Здесь нет лишь одного апостола – знаменитого в этих местах Петра, и связано это не только с его казнью на этой территории, но и с памятью о нем в более масштабных представлениях.

Интересно знать! Центральные ворота собора принято называть Воротами смерти, так как в прошлом именно через них проходили все похоронные процессии и выносились покойники. Даже атмосфера, царящая в этом месте, навевает как покой, так и легкий ужас – достаточно представить, сколько покойников видело это место.

Daniel X. O’Neil / flickr.com

Из портика в собор также были созданы особенные двери. Особенность заключается в том, что для их создания был произведен конкурс для величайших творцов, среди которых были выбраны лучшие. Сегодня память о них увековечена в знаменитом храме в виде дверей уникального дизайна, а каждый желающий может узнать подробное описание каждой из них.

На дверях изображены уникальные полотна, рассказывающие истории, непосредственно связанные с этим местом – здесь и мученические смерти, и важные для Рима процессы. Двери сами по себе несут историю, сохраняют память о том, что происходило здесь много столетий назад.

Hec Tate / flickr.com

Интересно, что внутри собора Святая дверь полностью замурована бетонным раствором, а ключ от нее хранится в особом месте. Только в юбилейный год бетон уничтожается, и дверь возможно открыть. Вероятно, такие меры приняты для того, чтобы любопытные туристы не смогли открыть дверь раньше времени – при ее открытии нарушается традиция, и Ватикан вынужден оберегать святыню всеми доступными способами.

Видео: Собор Св. Петра в Риме.

Колонна Траяна

Благодаря своему уникальному строению, этот монумент поднимается среди прочих на 9 строчку рейтинга. Колонна посвящена императору Траяну, выходцу из обычных легионеров, укрепившему и усилившему власть римской империи в годы своего правления.

Памятник был возведен в 113 году нашей эры. Внутри него находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку капители, а снаружи колонна украшена рельефными эпизодами сражений времен войны Дакии и Рима.

Основание памятника, внутри которого расположили урны с пеплом, является усыпальницей императора Траяна, скончавшегося в 117 году нашей эры, и его спутницы жизни.

Кесарево

Храм Императорский культ в Вена

А кесарево был храм, посвященный Императорский культ. Кесарии располагались на всей территории Римская империя, и часто финансируется имперским правительством, стремясь заменить государственные расходы на новые храмы другим богам и становясь главным или единственным большим храмом в новых римских городах в провинциях. Так было в Эвора, Вена и Ним, которые все были расширены римлянами как coloniae из кельтского оппида вскоре после их завоевания. Имперские храмы, оплачиваемые государством, обычно использовали традиционные римские стили по всей империи, независимо от местных стилей, которые можно увидеть в небольших храмах. В недавно запланированных римских городах храм обычно располагался в центре на одном конце форума, часто напротив базилики на другом.

В городе Риме кесарево находился в религиозной зоне Братья Арваль. В 1570 году в нем было зарегистрировано девять статуй Римские императоры в архитектурных нишах. У большинства ранних императоров были свои очень большие храмы в Риме, но нестабильная экономика означала, что строительство новых императорских храмов в основном прекратилось после правления Марк Аврелий (d. 180), хотя Храм Ромула на Римском форуме был построен и освящен императором Максентиус своему сыну Валерий Ромул, умерший в детстве в 309 г. и обожествленный.

Один из первых и наиболее известных Кесария был Кезарий Александрийский, расположенный в гавани. Это было начато Клеопатра VII из Династия птолемеев, последний фараон из Древний Египет, чтобы почтить память своего мертвого любовника Юлий Цезарь, а затем обратил Августа в свой культ. В 4 веке, после того как Империя попала под христианское правление, она была преобразована в церковь.

Рекомендации

  • Хениг, Мартин (ред.), Справочник римского искусства, Phaidon, 1983, ISBN 
  • Стампер, Джон, Архитектура римских храмов: от республики до средней империи, Издательство Кембриджского университета, 2005 г.
  • Стронг, Дональд и др., Римское искусство, 1995 (2-е изд.), Yale University Press (Penguin / Yale History of Art), ISBN 
  • Саммерсон, Джон (1980), Классический язык архитектуры, Издание 1980 г., Темза и Гудзон Мир искусства серии, ISBN 0-500-20177-3
  • Саммерсон, Джон (1988), Грузинский Лондон, (1945), переработанное издание 1988 г., Barrie & Jenkins, ISBN . (См. Также исправленное издание, под редакцией Говард Колвин, 2003)
  • Уилер, Мортимер, Римское искусство и архитектура, 1964, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 

Влиять

St Martin-in-the-Fields , Лондон (1720), Джеймс Гиббс

Этрусско-римская адаптация модели греческого храма, чтобы сделать основной акцент на переднем фасаде и позволить другим сторонам здания гармонировать с ним только в той степени, в какой позволяют обстоятельства и бюджет, в целом была принята в неоклассической архитектуре и других классических источниках. стили. В этих храмах фасады с колоннами и фронтоном очень обычны для главного входа в величественные здания, но часто они окружены большими крыльями или установлены во дворах. Эта гибкость позволила использовать фасад римского храма в зданиях, предназначенных для самых разных целей. Колоннада больше не может быть выдвинута вперед вместе с крыльцом, и ее нельзя поднять над землей, но основная форма остается той же. Среди тысяч примеров — Белый дом , Букингемский дворец и собор Святого Петра в Риме ; В последние годы фасад храма стал модным в Китае.

Ренессанс и более поздние архитекторы разработали способы гармоничного добавления высоких куполов, башен и шпилей над портиком храма с колоннадой, что римляне сочли бы странным. Фасад римского храма остается знакомой чертой последующей архитектуры раннего Нового времени в западной традиции, но, хотя он очень часто используется для церквей, он потерял определенную связь с религией, которую он имел для римлян. Как правило, более поздним изменениям не хватает цвета оригинала, и хотя в величественных образцах может быть скульптура, заполняющая фронтон, полная римская скульптура над линией крыши редко копируется.

Вариации на эту тему, в основном итальянские по происхождению, включают: Сан-Андреа, Мантуя , 1462 год, автор Леон Баттиста Альберти , в котором использована четырехколонная римская триумфальная арка и добавлен фронтон; Сан-Джорджо Маджоре, Венеция , начатый в 1566 году Андреа Палладио , имеет два наложенных друг на друга фасада храма: низкий и широкий, а другой высокий и узкий; Villa Capra «Ротонда» , 1567 на, также Палладио, с четырьмя изолированными храмовыми фронтами на каждой стороне прямоугольника, с большим центральным куполом. В архитектуре барокко два фасада храмов, часто разных порядков, накладываемые друг на друга, стали чрезвычайно распространенными для католических церквей, часто с самым верхним фасадом, поддерживаемым огромными волютами с каждой стороны. Это можно увидеть, как развивающееся в Джезу, Рим (1584 г.), Санта-Сусанна , Рим (1597 г.), Санти-Винченцо и Анастасио-а-Треви (1646 г.) и Валь-де-Грас , Париж (1645 г.). В Палладио виллы Венето включает в себя многочисленные остроумные и влиятельные вариации на тему римского храма фронта.

Архетипический образец церквей в грузинской архитектуре был установлен святым Мартином в полях в Лондоне (1720 г.) Джеймсом Гиббсом , который смело добавил к классическому фасаду храма в западной части большой шпиль на вершине башни. немного отставить от основного фасада. Эта формула шокировала пуристов и иностранцев, но была принята и очень широко копировалась дома и в колониях, например, в церкви Святого Андрея в Ченнаи в Индии и часовне Святого Павла в Нью-Йорке (1766 г.).

Мадлен, Париж (1807 г.), ныне церковь

Примеры современных зданий, которые более точно повторяют форму древнего прямоугольного храма, можно найти только с 18 века. Версии римского храма в виде отдельного блока включают Ла Мадлен, Париж (1807 г.), ныне церковь, но построенную Наполеоном как Храм Великой Армии («Храм Славы Великой Армии»), Вирджиния. Капитолий штата, первоначально построенный в 1785–88, и ратуша Бирмингема (1832–34).

Маленькие римские круглые храмы с колоннадами часто использовались в качестве моделей для отдельных зданий, больших или малых, или таких элементов, как купола, поднятые на барабанах, в зданиях на другом плане, таких как Собор Святого Петра в Риме , Собор Святого Павла в Лондоне и Капитолий Соединенных Штатов . Великий предок из них является из Донато Браманте во дворе Сан — Пьетро — ин — Монторио в Риме, с. 1502, который с тех пор вызывает всеобщее восхищение.

Хотя большая круглая куполообразная целла Пантеона с традиционным портиком является «уникальной» в римской архитектуре, ее много раз копировали современные архитекторы. Версии включают в церковь Санта — Мария Ассунта в Ариччии по Джан Лоренцо Бернини (1664), который следовал его работу , восстанавливая римский оригинал, Belle Isle House (1774) в Англии, и Томас Джефферсон библиотека «s в Университете штата Вирджиния , ротонды (1817–26). Пантеон был самым большим и наиболее доступным завершенным фасадом классического храма, известным в эпоху итальянского Возрождения, и был стандартным образцом, когда они были возрождены.

Круговые планы

«Храм Венеры», Баальбек, сзади

Романо-кельтские храмы часто были круглыми, а круглые храмы различных типов строили римляне. Греческие модели были доступны в толос святыни и некоторые другие здания, как актовые залы и различные другие функции. Храмы богини Веста, которые обычно были небольшими, обычно имели такую ​​форму, как в Риме и Тиволи (см. список), которые частично сохранились. Словно Храм Геркулеса Виктора в Риме, который, возможно, был построен греческим архитектором, у этих выживших была сплошная колоннада, окружающая здание, и низкий подиум в греческом стиле.

Различные формулы использовались в Пантеон, Рим и небольшой храм в Баальбек (обычно называемый «Храмом Венеры»), где дверь находится за полным портиком, хотя используются очень разные способы сделать это. В Пантеоне только портик имеет колонны, и «совершенно неудобная» внешняя встреча портика и круговой целла часто критикуют. В Баальбеке широкий портик с сломанный фронтон соответствует четырем другим колоннам вокруг здания, с архитрав в черпаках изогнутых секций, каждая из которых заканчивается выступом, поддерживаемым колонной.

В Praeneste (современная Палестрина) недалеко от Рима, огромный паломнический комплекс I века до н.э. привел посетителей на несколько уровней с большими зданиями на крутом склоне холма, прежде чем они в конечном итоге достигли самого святилища, гораздо меньшего круглого здания.

Интерьер и убранство

Именно в интерьере наиболее ярко проявляется художественная выразительность стиля барокко. Архитектура, скульптура и живопись Сант-Андреа-аль-Квиринале стали роскошными декорациями для проведения религиозных обрядов католической церкви.

Материал

В качестве материала для интерьера Sant’Andrea al Quirinale Бернини применил помимо белого каррарского мрамора и другие редкие оттенки благородного камня — розовый, серый, светло-зелёный и жёлтый с естественными белыми прожилками.

Архитектор не хотел использовать античные колонны разрушенных памятников древности, как это делали многие мастера. Для украшения церкви он брал новый и качественный мрамор, который добывали в заброшенном с древнеримских времён руднике в Апеннинах вблизи Касперии (Casperia).

Алтарь

При входе в церковь алтарь сразу же притягивает взор — уникальная игра света и тени в интерьере выделяет маленькую центральную апсиду, оформленную позолоченной бронзой.

На контрастном фоне синих стен предстаёт сцена мученичества святого Андрея, которую изображает картина, написанная в 1668 г. французским художником Гийомом Куртуа (Guillaume Courtois).

Его взгляд, устремлённый вверх, соединяет две части — алтарь и купол, олицетворяющие небесный свет и земные страдания.

Считается, что предварительный макет этой работы был выполнен Бернини.

Купол

Купол Сант-Андреа-аль-Квиринале, незаметный снаружи, при входе в церковь поражает воображение. Магический свет, льющийся из окулоса (центрального фонаря) буквально заливает позолоченный свод.

Ощущение лёгкости и бесконечности придают куполу убывающие по размеру мотивы розеток в шестиугольном обрамлении (кессоны). Десять лучей-рёбер, идущих от центра и стилизованных под пальмовые ветви, поддерживают купол и являются символом мученичества.

«Небесный свод» украшен 138 скульптурами рыбаков, святых и херувимов, выполненных гениальным Рагги.

Часовни и гробницы

В церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале находятся четыре часовни, посвящённые основателям ордена иезуитов святым Франциску Ксаверия и Игнатию де Лойола, молодому послушнику Станиславу Костке и Страданиям Христовым. Пол с цветной мозаикой и инкрустацией является надгробием для кардиналов Джулио Спинола, Пьетро Сфорца Паллавичино и Камилло Мельци.

Слева от главного алтаря, где находится большое распятие, помещена гробница непростого иезуитского послушника – короля Сардинии и Пьемонта Карла Эммануила IV (Carlo Emanuele IV di Savoia), который отрёкся от престола и жил в монастыре рядом с церковью до своей смерти в 1819 г.

Ризница и комната Станислава Костки

Правая дверь от главного алтаря ведёт в небольшую ризницу, где можно полюбоваться великолепной потолочной фреской «Апофеоз Святого Андрея» работы Джованни Броссе (Giovanni II di Brosse) и чашей для омовения рук, выполненной из цветного мрамора, возможно, самим Бернини.

Лестница, идущая из ризницы, поднимается в комнату святого Станислава Костки, где хранятся его нетленные мощи и необычная цветная мраморная статуя работы французского скульптора Пьера Ле Гро Младшего, запечатлевшая в натуральный рост умирающего на кровати монаха. Иезуиты очень почитают Станислава Костку за силу и чистоту веры.

Благочестивый юноша из польской богатой семьи, вопреки воле родителей, пешком добирался в Рим из Вены, чтобы в день своего 17-летия в 1567 г. вступить в ряды послушников. Но трудная и долгая дорога подорвала его здоровье, и через 10 месяцев он умер.

При выходе из церкви о её основателе из рода Памфили, вложившем немалые средства в строительство Sant’Andrea al Quirinale, напоминает памятная табличка и великолепная композиция из двух крылатых женщин – символов судьбы, выполненная Джованни Ринальди (Giovanni Rinaldi) по эскизам Бернини.

Русские православные церкви в Риме

Православных туристов и паломников часто интересуют вопросы: есть ли в Риме русские православные церкви, и как их найти. Есть, и даже две! Одна из них – церковь святителя Николая Чудотворца – располагается в старинном здании особняка княжны М. А. Чернышевой (Palazzo Czernycheff), которая еще в 1897 году завещала Русской Церкви свой дом на виа Палестро. Так как церковь располагается в жилом особняке, ее легко не заметить: здесь нет ни купола, ни характерных для храмов внешних признаков, лишь скромная табличка на входе. Зато войдя внутрь, русские посетители, откуда бы они ни приехали, ощущают себя «дома».

Другой русский храм в Риме совсем еще молодой, но его Вы точно не спутаете ни с каким другим: характерные «луковичные» купола и общий облик здания ясно указывают, что перед Вами – русская православная церковь. Это храм святой Екатерины, расположенный недалеко от Ватикана.

Адреса:

Церковь святителя Николая Чудотворца в Риме

Адрес: via Palestro, 69/71www.romasannicola.it

Русская церковь святой Екатерины

Адрес: Via del LagoTerrione, 77/79 www.stcaterina.сom

Храм Древнего Рима сегодня

Одним из первых правильно идентифицировал храм префект Рима Камилла де Турнон-Симиан (1778-1833), назначенный императором Наполеоном Бонапартом руководителем для проведения работ по раскопкам города и консервации найденных античных артефактов. Для этих целей по указу французского императора из казны был предоставлен один миллион франков. После удаления четырехметрового слоя земли и ила, вынесенного при многократных разливах Тибра, на Римском форуме обнаружили полуразрушенный истинный храм богини Весты. А в окрестностях Бычьего форума был найден постамент с высеченной на нем надписью греческого скульптора Скопаса, которая дала основание предполагать, что ранее на нем стояла бронзовая скульптура Геркулеса. Само изваяние было найдено ранее, при реставрации храма проводившегося еще при Сиксте IV (Франческо делла Ровере,1414-1484). Сегодня эта скульптура хранится в Капитолийских музеях.

Статуя Геркулеса, найденная на Бычьем форуме

Воспользовавшись присутствием французского правительства в Риме (1809-1814гг) и финансами, выделенными им для восстановления древних памятников, итальянский архитектор Джузеппе Валадье (1762-1839) предложил свои услуги по реставрации Храма Геркулеса. К тому времени от подлинного старого здания осталась лишь центральная часть в окружении 19 колонн, четыре из которых были наполовину разрушены, а от двадцатой сохранилось лишь основание. В записках, сделанных Валадье, архитектор отмечал, что хотел воссоздать здание в своей прежней форме, однако, так и не найденные при раскопках фрагменты не дали осуществить задуманное в полном объеме. На выделенные скудные средства удалось лишь демонтировать кирпичную кладку между колонн, восстановить крышу и обнести здание забором по периметру, чтобы защитить храм от вандализма.

Фрагмент верхней части колоннады Храма Геркулеса

Место постройки

Церковь находится в исторической части города недалёко от Ватикана (Stato della Città del Vaticano) на берегу реки Тибр (Tevere) рядом с Дворцом Правосудия (Palazzo di Giustizia). Идея постройки церкви принадлежала французскому священнику — миссионеру из Марселя Виктору Жуэ (Missionari del Sacro Cuore di Gesù), который в 1893 году основал в Риме Ассоциацию Святого Сердца Избирательного права душ в Чистилище (Associazione del Sacro Cuore del Suffragio delle anime del Purgatorio).

Первоначально земельный участок, на котором сейчас стоит церковь, был приобретён Виктором Жуэ для строительства часовни в честь Богоматери Розария (Cappella della Madonna del Rosario), но строение простояло недолго, через 3 года после завершения строительства в 1894 году церковь сильно пострадала при пожаре и была впоследствии снесена.

Базилика святой Агнии (Sant’Agnese in Agone)

Изящное здание церкви святой Агнии является ярким украшением знаменитой площади Навона в Риме. Базилику начинали строить архитеаторы Карло и Джироламо Райнальди, а завершил строительство Борромини в 1657 году. Эта церковь считается одним из лучших произведений архитектора. Вогнутый фасад создает удивительное и столь характерное для работ Борромини ощущение движения, почти танца. Заглянем в эту изящную церковь и узнаем о ней много интересного в аудиоэкскурсии “Сердце Рима“.

Адрес: Piazza Navona – Via S.Maria dell’Anima, 30/A – 00186 ROMA

Режим работы: будние дни 9.30-12.30, после перерыва 15.30-19.00, выходные и праздники 9.00-13.00, после перерыва 16.00-20.00, в воскресенье закрыто.

Санта-Мария-ин-Космедин

Santa Maria in Cosmedin

Небольшая уютная базилика хорошо известна поклонникам творчества Одри Хепберн по классике римского кинематографа «Римские каникулы». Туристы стремятся запустить руку в «уста правды». Согласно поверью, нечестный человек подвергается большому риску: божество способно лишить лгуна пальцев.

Средневековая постройка интересна также оригинальной архитектурной формой, фресками XI века. В капелле храма находятся мощи Святого Валентина, покровителя всех влюблённых.

Церковь открыта для туристов с 9:00 до 17:00 зимой и до 18:00 летом. Вход свободный. Не пугайтесь, если увидите очередь – вероятно, это японские и китайские туристы выстроились, чтобы подойти к «устам истины» и доказать чистоту свои помыслов.

Адрес: Piazza della Bocca della Verità, 18 | 00186. Станция метро Circo Massimo.

Не старайтесь увидеть всё интересное и красивое за одну поездку! Знакомство с архитектурным и художественным наследием прошлого – достойный повод для новых римских вояжей.

Приятного путешествия в Рим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector