Замок святого ангела: тайна истории основания христианской империи

Музей Замка Святого Ангела

В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия

Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца

Самые известные залы

Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.

Дворик Спасителя

Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.

Мавзолей Адриана

Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.

Тюрьмы

Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.

Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.

Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.

Двор Александра VI

Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.

Крытая галерея

Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.

Зал Паолина

Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.

Сокровищница

Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.

На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.

История возникновения замка св. Ангела

Идея создать замок, точнее усыпальницу, принадлежала императору Андриану, который хотел продемонстрировать своё величие и затмить на то время уже существующий мавзолей Августа. В 135 году Андриан выдал указ о строительстве великого мавзолея на правом берегу Тибра. В ходе строительных работ была создана гробница, представляющая собой двухъярусную постройку, которая сверху была облицована белым мрамором. До наших дней осталась только огромная кирпичная сердцевина, а мрамор уже давно исчез со стен. Каждая сторона основания усыпальницы имела 84 м. в длину, а наверху холма виднелась статуя Гелиоса, бога Солнца.

В погребальной камере хранились урны с прахом императоров и членов их семей, начиная от Андриана, Марка Аврелия, Антония Пия, и заканчивая последним императором в 211 году. Другую жизнь гробница императора получила в то время, когда Рим окутала сильная эпидемия чумы, от которой скончался Папа Пелагий II. Преемники папы и его сподвижники несколько дней усиленно молились, и их молитвы были услышаны: над гробницей появилась фигура Архангела Михаила, и эпидемия чумы отступила. Здание было переименовано, как замок св. Ангела. Статуя спасителю Рима, Архангелу Михаилу сегодня находится во внутреннем дворе, однако до 1747 года она возвышалась на вершине Замка.

Последующие папы не забывая о собственной безопасности, постоянно укрепляли замок св. Ангела, строя новые лабиринты и комнаты. Удивительно, но из замка до Ватикана можно было доехать на повозке по специальному скрытому коридору, который был расположен на самой вершине стены.

В начале 16 века спокойствие вокруг замка было нарушено: за короткое время Рим был полностью разграблен, в том числе и замок. В замке находилось очень много узников, среди которых был: Галилей, Джордано Бруно, Джузеппе Бальзамо.

Замок св. Ангела в наши дни

Сегодня это популярное место для многих туристов и проведения разных световых и лазерных шоу. Каждый желающий может выбрать несколько экскурсионных направлений:

• экскурсия по фортификационным сооружениям;• прогулка по внутренним дворикам;• посещение комнат замка. Однако туры в этом направлении достаточно ограниченны, и не всегда двери внутрь замка открыты.

Интерьер замка

Особо привлекают папские апартаменты: роскошь на каждом сантиметре, начиная от пола и заканчивая стенами, потолком. Практически все поверхности украшены живописью, фресками, а на стенах висят красивые картины, в углах находятся скульптуры и экспонаты с оружием. А вот увидеть ювелирные украшения и украшения из фарфора, на которые замок очень богат, можно только во время проведения тематических выставок.

Поражает своей красой и плитка на полу. Кстати стиль под старину сегодня очень актуален в современном интерьере.

Поднявшись на вершину замка, перед вами откроется прекрасный вид на Рим. К самому же замку ведёт мост Святого Ангела, на перилах которого установлены статуи святых Петра и Павла, а также десять небольших ангелов.

Замок занимает достаточно приличную площадь, и можно смело рассчитывать на то, что вам понадобится не один день, чтобы обойти все дворики, потайные ходы и комнаты замка.

Замок Святого ангела — название

Надо заметить, что это уже шестой ангел на замке, предыдущие стали жертвой молний и нехватки металла на оружие.

По преданию, при Григории Великом в 590 году случилась страшная эпидемия чумы и тогда папа организовал Крестный ход по городу, во время которого над крепостью возникло видение — фигура архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. Это предвещало окончание мора и в честь этого события замок быстро перекрестили в Castel Sant’Angelo и в это же время возникла традиция стрелять из замковой пушки, оповещая римлян о наступлении полдня. Позднее была установлена первая фигура бронзового ангела.

В настоящее время окрестности замка выглядит как парковая зона. Во рву горожане выгуливают собак, на аллеях устраиваются благотворительные ярмарки и книжные выставки, организуются народные гуляния. А каменный мост оккупируют торговцы, предлагающие туристам по 10 евро сумки Louis Vuitton и Gucci. Евросоюзное законодательство и штрафы от 500 евро за торговлю подделками продавцы и клиенты благополучно игнорируют.

Замок Святого ангела — один из немногих памятников Рима, сохранившийся практически в неизменном виде. Это прекрасный образец античной архитектуры, который притягивает к себе не только туристов, но также поэтов, художников и скульпторов, которые черпают здесь вдохновение.

Под папством

Статуя архангела Святого Михаила работы Петра Антона фон Вершаффельта .


Фантазия вид замка Сант — Анджело в Риме по Франческо Гварди , около 1785 Национальной галереи искусств , Вашингтон

Замок получил свое нынешнее название от традиции , поддерживаемой особенно IX — го  века , ссылаясь на большие чумы в . Папа тогда Григорий I эр , был видение архангела Михаила , появились в верхней части замка, передавая свой меч, означающий конец эпидемии, после покаяния и поста наложила папа римского народа для этой цели . В ознаменование этого события позже на самой высокой террасе здания была установлена ​​статуя архангела, сначала мраморная работы Рафаэлло да Монтелупо, датируемая 1544 годом , а затем, с 1753 года , бронза Петера Антона фон Вершаффельта . На самом деле, культ Архангельское существовал там, учитывая наличие часовни ему было Папа Бонифаций IV в VII — го  века .

В начале христианской эры район Борго располагался недалеко от Ватикана  : паломники стекались, строились структуры, чтобы приветствовать их. Однако, в , то сарацины сделал внезапное вторжение в город , грабя Базилика Святого Петра и опустошая Борго. Чтобы защитить его, Леон IV соединяет его стеной с замком. Разграниченная таким образом территория образует «  Леонинский город  ».

Замок был затем превращен в тюрьму, где четыре из папа IX — го  века убиты. Маруси , дочь Теофилакта и номинальный глава порнократии , делает его своим домом. Затем замок переходит к могущественной «семье» Крещенци («  castellum Crescentii  »). Именно там в году Кресентиус Номентан забаррикадировался от нападений Оттона III — напрасно, потому что он был обезглавлен на платформе цитадели. Во время долгой борьбы между папой и императором замок становится убежищем для пап. Григорий VII укрылся там в 1083 году, чтобы противостоять Генриху IV из Священной Империи, а в году Николай III построил подвесной коридор, соединяющий замок с Ватиканом, что обеспечило возможность быстрого полета. Именно в это время, чтобы противостоять Колонне, владельцам мавзолея Августа, могущественная семья Орсини, из которой происходил Николай III, захватила замок.

Ванная Клемана VII.

Когда Урбен V покинул Авиньон, чтобы вернуться в Рим, ему дали ключи не от города, а от замка, который снова стал крепостью, защищающей город Леонин (ныне Ватикан). Однако его преемнику Григорию XI пришлось пережить враждебность римского народа. В г. толпа разобрала большую часть здания. В году Бонифаций IX восстановил полуразрушенный замок. Там он просверлил широкую рампу для перевозки еды и боеприпасов. В стенах вырыты бойницы. Наконец, Папе предоставлено жилье. Николай V добавляет к зданию бастионы и две башни. Эти механизмы позволяют Александр VI укрываться там , когда Рим был оккупирован короля Франции Карла VIII в г. ( первой итальянской войны ) и Климент VII противостоять шесть месяцев при осаде lansquenets от Карла V во время страшного мешок. Рим от 1527 . Ему удается сбежать, переодевшись, через заднюю дверь сада Святого Петра, чтобы присоединиться к Орвието .

Его преемник Павел III превратил строгую крепость во дворец. При этом Кастель Сант-Анджело не теряет статуса тюрьмы. По преданию, там был заперт Бенвенуто Челлини .

Урбан VIII , так как , укрепление факт и «перехватов» The Pantheon ( I — го  века  до нашей эры. ) Бронза необходимо сделать артиллерию замка.

До XIX — го  века , замок используется для политической тюрьмы папства ( Доминис ( ), Никколо Cosciaen ( ) и т.д.).

21 июля года папский флаг в последний раз был принесен папскими войсками на глаза итальянской армии, которая овладела этим местом.

Гробница становится крепостью

Шли годы, с высоты античного мавзолея смотрели вниз статуи богов и героев на постепенно забывающий их мир и не замечали, что над Вечным городом начали сгущаться тучи. К III веку н.э. Римская империя была уже не та. Ее границы, расширенные Траяном и подсокращенные Адрианом, когда он отказался от территорий, которые нельзя было удержать, утратили незыблемость и стали постепенно проседать под давлением варваров.

Никогда не терявший бдительности, деятельный император Аврелиан построил защитную стену, широким кольцом окружившую разросшийся Рим. Учитывая удобное расположение гробницы на берегу реки и мощные стены, Аврелиан включил Мавзолей Адриана в свой новый оборонительный комплекс.

Тогда произошло первое изменение внешнего вида сооружения – сняли бронзовую дверь гробницы, сделали зубчатыми стены. За этим последовало еще много изменений, в результате которых великий мавзолей лишился внешнего сходства с гробницей и стал крепостью, оплотом обороны, вышедшим за пределы Тибра в Риме. Но когти римского орла были все еще достаточно остры, в чем не раз убеждались враги, пробуя на прочность стены Аврелиана.

Беда пришла в августе 410 года, когда вестготы Алариха осадили Рим. Большой ошибкой было бы думать о короле готов Аларихе Первом как о дикаре, одетом в звериную шкуру. Знатного рода, он вырос в империи, мог цитировать Вергилия целиком… Не желая разорять город, он пытался заключить мир на разумных условиях, но не получил от властей ожидаемого. И тогда его орды вошли в Столицу мира…

«Голос застревает в моем горле, и пока я диктую, рыдания прерывают мое изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен…» — вспоминал два года спустя Святой Иероним. Светловолосые захватчики начали безудержно грабить. Поскольку сам Аларих и готы под его началом исповедовали христианство, то ко многим святыням Рима они отнеслись с похвальным уважением…

Но языческий Мавзолей ничто не защищало, и он был полностью разорен. Варвары бесцеремонно вскрывали урны великих императоров… Адриан, Антонин, Марк Аврелий, Север — их прах был без всякого почтения рассыпан по полу и растоптан ногами солдат.

В 537 году бывшая гробница Адриана стала местом ожесточенной схватки между римлянами и готами, осадившими город 150-тысячной армией. Держа оборону, осажденные пустили в ход даже великолепные статуи Мавзолея Адриана. Мраморных императоров, богов, героев разбивали на куски и тяжелые осколки шедевров бросали на головы врагов. Так старые боги помогли спасти Рим.

Церкви на площади Навона

Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.

Церковь Богородицы Святого Сердца

Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00

Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.

Церковь Nostra Signora del Sacro Cuore Lalupa / Wikimedia Commons

В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне

Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.

Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне Fczarnowski / Wikimedia Commons

Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.

Интересный факт

У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.

Тематические экскурсии:

О зарождении веры, святых апостолах, паломниках и реликвиях в церквях Рима

от €120 за экскурсию

Подробнее >>

Рим на ладони в компании римлянина

Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Архитектура

Замок имеет внушительный внешний вид и отличается необычной формой – его невозможно не заметить, если вы прогуливаетесь по набережной, например, со стороны Ватикана.

А мост Святого Ангела, который соединяет замок с противоположным берегом, также славится уникальным историческим прошлым и является не менее значимой достопримечательностью, чем сама крепость.

Фото: Blue Planet Studio / Shutterstock.com

Фасад

Замок Святого Ангела конструктивно представляет собой громадную цилиндрическую крепость, имеющую под собой квадратное основание, облицованное мрамором. Возвышающиеся круглые башни замка были названы в честь четырех апостолов: Святого Иоанна, Святого Луки, Святого Матфея и Святого Марка.

Фото: Aerial-motion / Shutterstock.com

Верхняя часть замка выполнена из вулканического камня. С внешней стороны сооружение имеет облицовку травертином и декоративное обрамление в виде пилястров, изображающих головы крупного рогатого скота.

В дальнейшем, когда строение стало использоваться в виде военного бастиона, оно было укреплено дополнительными стенами.

Конечно, вид современной крепости очень отличается от первоначально построенного мавзолея. От богатого украшения усыпальницы, белого мрамора и облицовочного камня уже мало что осталось, а сам замок уже не выглядит таким неприступным, как во времена сражений. Хотя внешняя форма замка осталась прежней.

Внутри

Во внутренней части сооружения до наших дней не сохранились старинные усыпальницы императора и его семьи, а также других императоров — Антония Пия, Марка Антония. Гробницы и урны были разграблены и разрушены во времена нападения варваров.

А в Средневековье, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была соединена с последним специальным коридором и использовалась в качестве убежища для римских пап. С другой стороны, они же внесли огромный вклад в реставрацию замка и его сохранения вплоть до наших дней.

Во времена правления папы Бонифация IX (Bonifacio IX) в замке была устроена капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo), а также усилены стены сооружения и возведены бастионы. Этими работами руководил архитектор Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti).

Фото: Elena Odareeva / Shutterstock.com

Фото: NickArm / Shutterstock.com

Фото: Harnisch Kitti / Shutterstock.com

В дальнейшем работы по укреплению замка проводились архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) по приказу папы Александра VI (Alessandro VI) в 15 веке. В резльтате было возведено еще четыре бастиона и вырыт ров. Внутри замка появились апартаменты для папы римского, украшенные фресками Пинтуриккьо (Pinturicchio).

Для последующего укрепления замка Урбан VIII (Urbano VIII) в 17 веке разрушил значительную часть военных бастионов для устройства еще более мощного сооружения.

Статуя архангела Михаила

На самом верху крепости с 16 по 18 век размещалась мраморная статуя архангела Михаила с мечом, выполненная Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) по мотивам легенды.

Фото: kavalenkava / Shutterstock.com

В последующем скульптура была перенесена во дворик Ангела, который соорудили в 17 веке. А на крыше замка установили бронзовую статую архангела Михаила работы скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) 18 века.

Мост Святого Ангела

Изначально на мосту Святого Ангела, который ведет к замку, не было скульптур ангелов. Их установил в 1667 году Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), работавший над созданием 10 статуй на протяжении двух лет.

Фото: Pyty / Shutterstock.com

История площади

В 80 году нашей эры в Риме был сооружен стадион Домициана. Данная постройка – презент императора Тита Флавия горожанам. Зачастую она была задействована для прохождения спортивных мероприятий. Второе имя стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «соревнование»). Как раз данному термину Piazza Navona в Риме и обязана своим наименованием. В первые столетия нашей эры стадион именовали «campus agonis», ближе к Средним векам данный термин преобразовался в «n’agone». В результате имя сократили до «navona». Так площадь получила свое название.

Сооружение было роскошно украшено внутри и снаружи. В арках возле стадиона находились лоточная торговля и увеселительные заведения. Любопытен тот факт, что один из домов терпимости у стадиона в дальнейшем преобразовался в храм.

Площадь Навона в раннехристианский период

На северной стороне площади Навона находится храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре.

  1. Церковь, возведенная во славу Девы Марии, построили на развалинах стадиона Домициана в 12-м веке.
  2. Средства на сооружение церкви на площади Навона завещал монарх Фердинанд III Кастильский.
  3. С 16-го по 17-го столетия базилика обладала статусом национальной испанской церкви в Риме.
  4. В 19-м веке с помощью стараний папы Льва XIII храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была восстановлен.
  5. Вход в здание был перемещен с внутренних столичных улиц на Piazza Navona.


Храм Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре

Убранство церковного алтаря и множество картин в храме созданы живописцем эпохи Ренессанса Франциско де Костелло.

Piazza Navona в эпоху барокко

Площадь Навона в Риме – наиболее видный пример барокко, который возможно отыскать в Риме. Эпоха барокко в данном столичном уголке наступила благодаря семейству Памфили. Еще в завершение 15-го столетия один из членов данного семейства приобретет 3-и старинных дома, располагающихся на площади Навона.

Через полтора века Джамбаттиста Памфили получает сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X. Папа замыслил возвести семейный дворец в южной части площади Навона. С данной целью он пригласил барочного архитектора – Джироламо Райнвльди. С помощью данного мастера палаццо Памфили обзавелся таким элегантным фасадом.


Палаццо Памфили и храм святой Агнессы

Внутреннее убранство дворца было поручено Франческо Борромини. Папа подарил восхитительный римский особняк собственной родственнице — Олимпии Майдалькини. Палаццо Памфили может гордиться 23 залами и отличной галереей, пролегающей через целый 1-ый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были украшены фресками кисти Пьетро да Кортона. А в 1672 году к зданию дворца пристроили храм святой Агнессы, в которой был упокоен папа Иннокентий X. В настоящее время в здании дворца на площади Навона находится посольство Бразилии.


Внутреннее убранство дворца

Легенда об Агнессе Римской

Piazza Navona стала центром одной легедны. Бытует увлекательная история о жизни римской девушки, которую звали Агнесса. Невероятной красоты дева жила в Риме в 3-м столетии нашей эры, она приняла христианство и собиралась целиком посвятить себя церкви. К несчастью, в нее влюбился римский префект, который и думать не желал об отказе.

Разгневанный на праведную Агнессу, чиновник приказал обнажить ее и послать в подобном виде в дом терпимости, что преуспевал у стадиона Домициана. Защитники не бросили Агнессу в сложный час, ее распущенные волосы дали возможность спрятаться от жадных глаз толпы. Ангелы спустили на землю белоснежное облачение, в которое оделась верующая христианка. В публичном доме девушка тоже оставалась под укрытием веры, все римляне с посрамлением уходили из комнаты пленницы.


Сант-Аньезе-ин-Агоне

В январе 304 года непреклонная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат.

Сант-Аньезе-ин-Агоне – изящная белоснежная базилика, исполненная в стиле барокко. Фасад храма смотрит на Piazza Navona, зовя туристов зайти внутрь. Голова святой Агнессы хранится в храме как высокочтимая реликвия.

Белокурый Тибр, мост, ангелы и привидения

«Белокурый Тибр», как называли его римляне из-за цвета осадочных пород, что вымывает его приток Аниен недалеко от Рима. Тибр никогда не был особенно широк, но был весьма коварен во время весенних и осенних паводков. Еще два столетия назад река могла превратить нижние части города в обширное болото, во время катастрофического наводнения 1598 года запросто можно было утонуть около Пантеона и на Пьяцца Навона, а в древнем Риме часть Форума затоплялась после каждого ливня.

Чтобы избежать подобных бедствий, своевольный Тибр в XIX веке заключили в тюрьму из массивных насыпных стен, идущих вдоль берегов.

Но мосты через реку в качестве связующего звена появились еще в античные времена. Сегодня Тибр пересекают 25 мостов, самый старый из них от современности отделяет 2300 лет истории. Многие из древних мостов облицованы травертином, который — удивительный факт! — с возрастом становится все белее. Под прямыми солнечными лучами такая белизна производит впечатление ослепительной.

Мост Сант-Анджело — самый красивый из мостов Рима и более прочих овеянный легендами. На сегодня он — единственный пешеходный мост. С пятью каменными арками, шириной 9 метров и длиной 130 метров от одного до другого берега — того, на котором нас ждет Замок Святого Ангела. Конечно, как же тогда еще мосту называться, как не Ponte Sant’Angelo!

Я склоняюсь над белым парапетом, в желтовато-мутной глади воды отражаются ангелы. Немало таких, кто полагает, что свое название мост получил в честь статуй. Но не стоит спешить с выводами, ангелы не всегда стояли здесь…

Две тысячи лет назад эту излучину реки облюбовал император Адриан для своего мавзолея. Это сейчас Тибр протекает по центральным кварталам Рима, а тогда правый берег реки был пуст — гробницы не допускались в пределы города. Неугомонный император, чье полное имя было Публий Элий Адриан, чтобы проложить путь к своему будущему мавзолею, построил мост Элий. И он все еще исправно служит римлянам. Прочность этого каменного моста действительно необыкновенная: ни одному потопу Тибра не удалось сломать или повредить его.

В четвертом веке нашей эры была построена базилика Святого Петра, главный путь к которой проходил через Элийский мост. И мост получил новое имя, став мостом Святого Петра. А потом в 590 году произошло чудесное явление архангела на вершине бывшего мавзолея, после чего величественная гробница стала Замком Святого Ангела, а ведущий к нему мост переименовали в Понте Сант-Анджело.

Впоследствии мост сочли подходящем местом, где можно в назидание горожанам выставлять трупы казненных преступников. Так в 1500 году состоялась первая «экспозиция». Тогда на мосту покачивались 18 тел повешенных — по девять с каждой стороны. Идея понравилась, и весь XVI век мост демонстрировал тела казненных и отрубленные головы.

Здесь рассталась с жизнью жертва несправедливости — юная Беатрис Ченчи. Говорят, что ночью, накануне каждой годовщины смерти бедняжки, по мосту проходит призрак женщины в белом платье. Фантом держит в руках свою голову с длинными волосами и подметает ими каменную мостовую.

Есть еще один трагический эпизод, связанный с историей моста. Произошел он в 1450 году, во время так называемого «святого» или «юбилейного» года. Подобное событие в католической церковной жизни происходит редко — раз в четверть века. По этому случаю в Риме собралась невероятная масса народа, желающего получить на льготных условиях полное отпущение грехов.

Празднование близилось к концу, когда случилась ужасная катастрофа. В субботу 19 декабря воодушевленные людские толпы, пополнив доходы папской казны и получив полное отпущение грехов плюс благословение папы Николая V, возвращались из собора Святого Петра. И вдруг под напором паломников рассыпался парапет моста… В образовавшейся давке и в холодной воде Тибра погибли без малого двести человек.

В 1527 году на мосту разместились мраморные апостолы Петр и Павел, а десять ангелов, что украшают мост, появились позже — в 1668 году по заказу папы Климента IX. Их создал великий скульптор Джан Лоренцо Бернини со своими учениками. Каждый ангел держит один из символов страстей господних: гвозди, терновый венец, кнут для бичевания и так далее. Даже в самый тихий день, когда нет ни малейшего шевеления воздуха, одежду этих ангелов словно обдувает какой-то средневековый ветер…

https://youtube.com/watch?v=v80Y7IMvK6I

Рим — интересный город, но его Замок Святого Ангела способен ошеломить каждого. Не правда ли, друзья? До скорой встречи!

Рубрика: Италия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector