Петербург театральный: история основания легендарной мариинки
Содержание:
Смены названий
Театр назвали в честь супруги императора Александра II Марии Александровны, которая известна своей благотворительной деятельностью, учреждением в России Красного Креста и всесословных женских гимназий. Ее увековечили не только в названии театра, но и в его занавесе. Он был смоделирован в 1914 году художником Александром Головиным таким образом, что его орнамент совпадал с узором платья императрицы.
После революции театр переименовали в Государственный академический театр оперы и балета, а в 1935 году еще раз сменили название, присвоив ему имя Сергея Кирова. В 1992 году после распада СССР театру вернули историческое название.
Где находится и как добраться
Театр занимает в Санкт-Петербурге 3 здания, расположенные по разным адресам:
- основная сцена (Мариинка-1)- Театральная площадь, 1
- 2-ая сцена (Мариинка-2) – ул. Декабристов, 34
- 3-ая сцена (концертный зал или Мариинка- 3) – ул. Декабристов, 37
В театр можно удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:
- метро – ст. «Садовая» (Фрунзенско-Приморская линия), ст. «Сенная площадь» и «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия), ст. «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия), ст. «Спасская» (Правобережная линия)
- автобусом –No 2, 3, 6, 22, 27, 70
- маршрутным такси – No 1, 2, 62, 124, 154,169, 180, 186, 350
2004
«Кто не любит моей «Снегурочки», тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», – писал Николай Римский-Корсаков в 1893 году.
Премьера оперы «Снегурочка» состоялась в Мариинском театре 29 января 1882 года.
Сценическая история оперы в Мариинском театре насчитывает три постановки. Впервые оперу поставил Геннадий Кондратьев, вторую – Осип Палечек, третью – Всеволод Мейерхольд с художником Константином Коровиным.
В 2004 году оперу поставил Александр Галибин в содружестве с художником Георгием Цыпиным. Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Валерий Гергиев.
Маринка стремится вписаться в современность, которая требует и от постановщиков, и от актеров нового осмысления и звучания известных шедевров музыки. У режиссера А. Галибина возникла идея показать мир «Снегурочки» через Петербург. Многое в этом спектакле сделано с ощущением русского авангарда начала ХХ века. Во всем мире опера «Снегурочка» держится концертными исполнениями. Блестящий голос исполнительницы заглавной партии Ольги Трифоновой можно было ранее услышать именно в концертных исполнениях «Снегурочки». Спектакль ей дался легко: она буквально очаровала публику.
В сентябре 2003 года, когда пожар уничтожил декорации в мастерских Мариинского театра, ВТБ принял участие в благотворительной акции по их восстановлению. Средства, перечисленные Банком, были направлены на воссоздание декораций для постановки оперы «Евгений Онегин».
Фестивали
Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.
Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.
Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:
- балетный «Мариинский»
- оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
- современной музыки «Новые горизонты»
Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»
Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают
Площадки
Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:
- Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
- Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
- Владивостоке – 1 (приморская)
Основное здание Мариинского театра
Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.
Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:
- Э. Фрачиоли
- А. Головин
Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.
Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:
- ширина – 30 м
- глубина – 20 м
- высота – 24-25 м
Вторая сцена
Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:
- вместимость зала – 2 тыс.чел
- площадь – 80 тыс.кв.м
- этажей – 7
Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.
Концертный зал (третья сцена)
Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.
Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:
- архитектор К.Фабр (Франция)
- инженер Тойота (Япония)
Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:
- объем -1,3 тыс. куб.м
- вместимость – 1110 мест
- длина – 52 м
- ширина – 24 м
- высота – 14 м
В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.
Приморская сцена
Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.
Корпус имеет 2 зала:
- Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
- Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.
В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.
Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания
Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.
Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:
- ширина – 14 м
- высота – 12 м
Северо-Осетинская государственная филармония
С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.
Консерватория
На Театральной площади Санкт-Петербурга, прямо напротив знаменитого Мариинского театра, расположено здание Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (ул. Глинки, 2). История этой постройки такова.
В 1896 г. старые стены Большого Каменного театра снесли, а на освободившемся участке поставили здание Консерватории в стиле эклектики. Автором проекта выступил архитектор В.В. Николя, соорудивший здание в объёмах, близких к старой постройке. Причём автор устроил два главных фасада: северный – со стороны проспекта Римского Корсакова, и южный – со стороны улицы Союза Печатников.
В 1912 г. архитектор Т.Я. Бардт реконструировал Большой зал и переделал южный фасад Консерватории. Зал лишился богатой отделки, как и фасад, ставший более простым. Царский подъезд зодчий выделил ионическими колоннами и небольшим фронтоном, украшенным лепниной.
На площадке главной лестницы установлена мраморная доска в память о Военно-морском факультете, существовавшим в Консерватории с 1940 по 1956 г. В 1970 г. в здании открыли мемориальную доску студентам, аспирантам и педагогам, погибшим в Великую Отечественную войну. На другой мемориальной доске увековечены имена выпускников Консерватории, ставших впоследствии знаменитыми. Например, первым выпускником в 1865 г. стал П.И. Чайковский. С 1871 по 1908 г. здесь преподавал Н.А. Римский-Корсаков, чьим именем Консерватория и названа.
—>
С левой стороны 30 ноября 1952 г. открыли памятник Н.А. Римскому-Корсакову. Авторами бронзовой скульптуры выступили скульпторы В.Я. Боголюбов и В.И. Ингал. Интересно, что для создания постамента памятника композитору авторы проекта использовали гранит, оставшийся от конной статуи императора Александра III, ранее стоявшей на Знаменской (ныне – Восстания) площади.
Репертуар театра
В репертуаре театра было несколько опер Моцарта
(«Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита»), Россини
(«Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник»), Вебера
(«Вольный стрелок»). Были в репертуаре театра и произведения русских композиторов: водевили Алябьева
и Верстовского
, а также опера Кавоса «Иван Сусанин». Ш. Дидло
ставит в театре русский балет. Именно этот период творческой жизни театра запечатлён в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Театр имени императрицы
На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.
Мариинский театр в XIX веке
Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста
В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время
Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.
Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.
Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.
Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.
В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.
Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.
2008
Опера «Ночь перед Рождеством» принадлежит к числу произведений, неразрывно связанных с Мариинским театром. Мировая премьера оперы состоялась в 1895 году. Второй раз оперу ставили в эвакуации в годы Великой Отечественной войны в 1943 году.
В 2008 году Мариинка решила возобновить оперу в преддверие 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя. Либретто написано самим Н. Римским-Корсаковым по одноименной повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Постановка оперы продолжает традицию новогодних спектаклей для детей в Мариинском театре. Римский-Корсаков назвал свою оперу «былью-колядкой» и снабдил ее эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Таким образом композитор намекнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер. По замыслу режиссера Ольги Маликовой, это история о любви, способная преодолеть демонические силы зла. Красочные костюмы, волшебный свет, яркие голоса исполнителей характерных партий, веселый сюжет, – все это увлекает зрителя в мистический мир спектакля. Спектакль сопровождался синхронными субтитрами на английском языке, были установлены экраны с видом дирижерской ямы. Удивительная новогодняя сказка порадовала и маленьких, и взрослых зрителей.
Мариинский театр
От Консерватории перейдем к Мариинскому театру (Театральная пл., 1), расположенному всё на той же Театральной площади.
В 1760-х гг. формирование этой территории проходило вокруг каруселей – специальных сооружений в виде амфитеатра для проведения разновидности средневековых турниров. Название праздника связано с тем, что все участники представления двигались по кругу, выполняя различные действия и сменяя друг друга. Центральную арену под открытым небом окружали деревянные помосты со скамьями для зрителей. Для прохода и проезда на арену устраивали два или четыре входа, закрываемые воротами. Остатки такой карусели сохранились до настоящего времени в Гатчинском парке.
Большие перемены произошли на площади в середине XIX столетия. В 1845 г. здесь строят деревянное здание цирка, а вскоре его возводят из камня. Этот цирк в 1859 г. перестраивают в театральное здание, и на площади появляется Императорский Мариинский театр.
—>
Причиной появления театра стал большой пожар. В конце января 1859 г. здание цирка выгорело полностью от сильного огня, и архитектор А.К. Кавос, занявшись его восстановлением, возводит на старом месте совершенно иную постройку: вместо цирка власти заказали театр.
Театр несколько раз перестраивался, и в результате реконструкций второй половины XIX столетия классические фасады театра приобрели черты более поздней архитектуры.
Центральная часть здания Мариинского театра решена в виде объёма овальной формы, завершённого куполообразной кровлей. К основному объёму пристроены корпуса разной высотности и функционального назначения. Со стороны центра Театральной площади находится главный вход, декорированный колоннами по верхним этажам. Боковые ризалиты с нишами украшены пилястрами и рустом. Верхняя часть здесь декорирована скульптурной композицией. Пространство между колоннами на первом этаже занято высокими полуциркульными окнами, второй этаж прорезан прямоугольными сдвоенными оконными проёмами. Отделка интерьеров театра изобилует лепниной, пилястрами, позолотой и живописью. Особенно красива императорская ложа главного зала.
—>
В зале театра в 1940 г. открыта мемориальная доска со следующим текстом: «Э.Ф. Направник (1839–1916 гг.) дирижировал за этим пультом с 1864 по 1914 гг.».
В 2013 г. на противоположном берегу Крюкова канала открыта Вторая сцена Мариинского театра – здание современной архитектуры, нечто прямо противоположное старому зданию Мариинского театра.
Ранее, в 2006 г., состоялось открытие Концертного зала Мариинского театра на улице Декабристов, сооружённого в здании декорационных складов и художественных мастерских по проекту французских архитекторов при участии художника М.М. Шемякина и других мастеров.
Тайный проход
В зале Мариинского театра была установлена царская ложа. До революции она была увенчана монограммой из букв «М» и «А» – по первым букам имен Александра II и его жены. В советское время монограмму изменили на изображение серпа и молота, а в 1992 году ей вернули прежний вид.
Правда особы императорской семьи посещали эту ложу только по особым случаям, например, когда водили на спектакль иностранную делегацию. В остальное время они смотрели спектакли из семейной ложи, расположенной напротив почетного места директора театра.
В стене семейной ложи есть дверь, ведущая в женскую гримерку, чтобы царские особы могли лично поблагодарить артисток за выступления. Считается, что этой дверью часто пользовался юный Николай II до женитьбы, чтобы навестить балерину Матильду Кшесинскую, к которой у него была симпатия.
История Театральной площади в Санкт-Петербурге
Таатральная площадь в Санкт-Петербурге — одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных недалеко.
Летом 1766 года во времена правления Екатерины II на Дворцовой площади устраивали гуляния, маскарады для знати. Там были сооружены «карусели» (амфитеатры для конных игр). После завершения праздника гуляния было решено перенести в район Коломны, на территорию, примыкающую к Крюкову каналу. Теперь здесь горожане могли покататься на качелях и каруселях, посмотреть на выступления комедиантов, прогуляться. Площадь называли Карусельной.
В 1773 году по указу императрицы Екатерины II был учрежден театр, который здесь строился с 1775 по 1783 гг. по проекту А. Ринальди. Это было первое в России монументальное здание — Каменный театр. Долгое время театр оставался самым крупным в Европе. А площадь стали называть площадью Каменного театра, или Большой площадью перед каменным театром.
В начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Ж. Тома де Томона, за ней закрепляется ее нынешнее название — Театральная.
Сильный пожар 1811 год практически уничтожил Большой театр. Вот как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены — все один партер». Здание Каменного театра полностью перестраивается для Петербургской консерватории (архитектор В. В. Николя). Инициатива основания ее в 1862 году принадлежит Рубинштейну. Это самое старое высшее музыкальное учебное заведение в стране.
На противоположной пустующей стороне во время правления Николая I строится деревянный Театр-цирк (архитектор А. К. Кавос). Но спустя 10 лет в 1859 году, здание сгорело. Под руководством того же архитектора цирк перестроен в Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.
Царская ложа и ложа министра императорского двора имели самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы. Оформление и убранство театра были впечатляющими. Новый театр открылся 2 октября 1860 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».
Балетные спектакли
Мариус Петипа
В 1869 г. балетную труппу театра возглавил Мариус Петипа
. Он продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона, продолжал ставить классические спектакли «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар». Петипа
поставил на сцене Мариинского театра балеты Чайковского
«Спящая красавица» и в содружестве со Львом Ивановым – «Щелкунчик». Уже после смерти Чайковского на сцене Мариинского театра «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь. Здесь же Петипа поставил балет Глазунова
«Раймонда». Молодой Михаил Фокин
поставил в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина
, «Лебедя» Сен-Санса
, «Шопениану» на музыку Шопена
, а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова
, «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского
.
В 1886 г. балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.
В 1920 г. театр стал называться Государственным академическим театром оперы и балета, а с 1935 г. к этому названию прибавлялось: «имени С. М. Кирова». В театре продолжали ставить классику, но к ней прибавились и современные оперы: «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева
, «Воццек» А. Берга
, «Саломея» и «Кавалер розы» Р. Штрауса
. Появились в репертуаре и новые балеты: «Красный мак» Р. Глиэра
, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева,
«Лауренсия» А. Крейна
, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
и другие.
Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна
«Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 г. оперой М.И. Глинки
«Иван Сусанин».