Пантеон в риме
Содержание:
Архитектура Пантеона
План римского Пантеона
Портик
Начнём с портика!
На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M
AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это.
На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.
Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!
Купол Пантеона
Разрез римского Пантеона
Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!
Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.
Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.
И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.
Окулус
Окулус в куполе Пантеона, Рим
Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).
Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!
Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.
Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!
Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.
Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.
Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.
Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.
Могила Виктора Эммануила II в Пантеоне, Рим
Могила Умберто I в Пантеоне, Рим
Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.
Сейчас Пантеон является образцом для подражания десятков и сотен зданий по всему миру. Некоторые этого даже не скрывают. Достаточно вспомнить парижский пантеон и туринский пантеон.
История
Пантеон богов во времена Античности
Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.
Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).
Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.
Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).
В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.
В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.
Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:
Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:
«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».
Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.
Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.
До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.
В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.
Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.
Пантеон во времена Античности.
Храм в период Средневековья
Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.
13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).
В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.
Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.
Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:
- Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
- Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
- В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
- Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
- В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли.
Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.
Храм всех Богов в период Средневековья.
Настоящее время
Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.
Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.
В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.
Церковь в настоящее время.
Происхождение названия «Пантеон»
Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».
Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».
Пантеон — архитектурное чудо света.
Интересные факты о Пантеоне
- Пантеон – самый хорошо сохранившийся монумент античной архитектуры, который не подвергался восстановлению и перестройкам.
- Купол Пантеона – самый большой неармированный купол в мире.
- 21 апреля ровно в полдень в храме через окулус дневные лучи собираются в столб света и падают в центр входного портала, что придаёт этому месту поистине необычайную атмосферу. Этот день празднуется как момент основания города Рима.
- Воскресенье роз (la Domenica delle Rose) – праздник схождения Святого Духа. На 50-й день католической Пасхи пол Пантеона заполняется тысячами лепестками красных роз, падающих с окулуса. Лепестковый дождь напоминает «огненные языки» Святого Духа, которые сошли на апостолов. Красная роза – символ духа и крови. Эта традиция возродилась архиепископом Антонио Германом в 1995 году.
- Пантеон стал свидетелем съемки знаменитых кинофильмов: «Римские каникулы» (1953 год), «Ангелы и демоны» (2009 год).
Воскресенье роз в Пантеоне.
Пантеон – символ Рима и настоящее архитектурное чудо, которое оказало большое влияние на последующие поколения, поражая своей грандиозной конструкцией и изящным видом.
Гордость и могущество Римской империи, дошедшее до наших дней сквозь века – сокровище Вечного города, которое стоит увидеть.
Виктор Гюго
Архитектура храма богов
Пантеон снаружи и внутри
Конечно, за двухтысячелетнюю историю Пантеона коснулись изменения и снаружи и внутри. Большая часть храма по-прежнему облицована мрамором, но есть в местах, где проблескивает кирпичная кладка. Также серьезно обеднело и внутреннее убранство базилики: исчезли множество статуй, позолоченные бронзовые украшения, а алтарь, который раньше был посередине храма, сейчас перенесён в восточную часть.
Впрочем, попадая внутрь, забываешь, что было как-то по-другому: все сверкает и удивляет своим великолепием.
Вид на алтарь внутри Пантеона
Что означает отверстие в крыше
Главная особенность Пантеона – отсутствие окон. Существует только отверстие в центре крыши, называемое «окулюс». Это «окошко» является единственным отверстием наружу, откуда и поступает свет. Диаметр отверстия – 9 метров. Само отверстие при строительстве интерпретировалось как небесное всевидящее око.
При постройке под «окулюсом» находился алтарь. Также вокруг отверстия, около стен, находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет падал на определённую статую в своё время года. Таким образом, оказывалась честь каждому богу, причём в равном количестве.
Интересны и иные интерпретации появления окулюса.По одной из них, сначала отверстия не было – его прорубили разгневанные злые духи, когда в Пантеоне начали служили первую мессу. Хотя эта легенда не объясняет, почему тогда храм сразу строили без окон.
Отверстие в куполе Пантеона
Купол Пантеона
Ещё одной особенностью Пантеона в Риме является идеальный полусферический купол. Ширина купола — 43,3 метра. Выполнен купол из бетона, а вместо камней использовались кирпичи и лёгкие материалы, такие как пемза. Но как бы архитекторы ни облегчали купол, заменяя увесистые булыжники кирпичами и пемзой, все равно купол получиться очень тяжёлым. Чтобы удержать такую огромную полусферу (весом в 5 тысяч тонн) потребовалось увеличить толщину стен. Именно поэтому толщина стен Пантеона составила 6 метров.
Так как до сих пор не известно, как соорудили такой купол, существует много легенд о его постройке. Одна из них гласит, что сразу при строительстве изнутри храм заполнялся землёй, перемешанной с золотыми монетами. После окончания постройки Агриппа сказал, что каждый нашедший золотой, мог забрать его себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.
Пантеон: искусство и архитектура
Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.
Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.
Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!
Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.
Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект
Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.
Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. римский пантеон переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.
Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.
Наружное убранство
Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.
Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.
Внешнее убранство
В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.
Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.
Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.
Кому поклонялись викинги
До принятия христианства жители Северной Европы поклонялись языческим богам, составлявшим Скандинавский пантеон. В мифологии викингов верховный бог – одноглазый Один – был отцом всех остальных божеств.
Несмотря на свою мудрость, полученную в обмен на потерю глаза, Один все-таки делил популярность с Тором – богом бури, защищавшем слабых людей от чудовищ и великанов.
Тир отстаивал справедливость и вел войны. Валькирии относили тела викингов в Вальхаллу – небесный чертог, предназначенный для павших воинов. Видар был не только богом мщения, но и олицетворением могущественной силы природы, символом ее ежегодного обновления.
Пантеон в Риме
Пантеон в Риме, Площадь дела Ротонда (Piazza della Rotonda), Италия, архитектор Аполлодор из Дамаска.
Считается, что Пантеон был построен на том же месте и был посвящён Ромулу, мифологическому основателю Рима, после того, как он вознёсся на небеса с этого места.
Точный возраст Пантеона в Риме остаётся неизвестным. Большинство историков утверждают, что первый Пантеон был построен в 27–25 году до нашей эры Марком Випсанием Агриппой — главным помощником императора Октавиана Августа.
Он сгорел в большом пожаре в 80 году н. э., был восстановлен императором Домицианом, но был поражён молнией и снова сгорел в 110 году н. э.
Пантеон, каким мы его знаем сегодня, был построен в 125 году н. э. императором Адрианом, который был увлечён архитектурой и спроектировал его вместе с Аполлодором из Дамаска, известным греческим архитектором того времени.
В 609 году император Фока передал Пантеон Папе Бонифацию IV. Он перенёс в Пантеон останки многих мучеников из христианских катакомб.
С тех пор Пантеон стал христианской церковью под названием «Базилика святой Марии и мучеников».
Интересные факты про Пантеон
Во времена Ренессанса было популярно хоронить там известных художников и архитекторов. Там, например, похоронен знаменитый художник Рафаэль Санти с его невестой Марией Биббиена. Два короля Италии, Виктор Эммануил II и Умберто I с его королевой Маргаритой Савойской, также нашли своё упокоение в Пантеоне.
«Пантеон (Рим)», Джованни Паоло Панини, живопись, около 1734 г.
Сегодня Пантеон по-прежнему работает как христианская церковь, что способствует восстановлению и сохранению этой великой римской архитектурной драгоценности.
Архитектура Пантеона в Риме
«Реконструкция Пантеона в Риме«, гравюра Антонио Лафрери, 1553 год
Структура Пантеона выполнена из ряда пересекающихся арок. Арки опираются на восемь опор, которые поддерживают восемь арок с круглой головкой. Арки соответствуют восьми отсекам на уровне пола, в которых находятся статуи. Сам купол поддерживается рядом арок, которые проходят горизонтально вокруг.
Римляне смогли усовершенствовать искусство использования арок, что помогло выдержать вес их величественных построек. Они были осведомлены о тяжеловесности строительных материалов. Ближе к вершине купола были использованы более лёгкие материалы, чтобы купол смог выдержать их вес.
На самом низком уровне использовался самый тяжёлый материал — камень травертин, затем смесь травертина и туфа (более лёгкая и пористая горная порода), потом туф и кирпич. Выше по стенам использовался кирпич и, наконец, на потолке купола — пемза, самый лёгкий и пористый из материалов.
Римляне делали особенный бетон, который с годами становился всё крепче и крепче. Чтобы сделать строительный раствор, они комбинировали известь с вулканическим пеплом. Этот материал был использован для создания многих впечатляющих сооружений, в том числе и Пантеона.
Дизайн интерьера Римского Пантеона — это великолепный синтез традиций и инноваций. Размеры внутренней высоты и диаметра купола одинаковы (примерно 43 метра).
Одной из главных особенностей Пантеона является отверстие в центре купола диаметром 9 метров, которое называется «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает свет, воздух и дождь. «Око Пантеона» облицовано оригинальной римской бронзой и является основным источником света для всего здания.
Оно никогда не было покрыто, таким образом, дождь попадает внутрь и бежит по слегка выпуклому полу вниз к всё ещё функционирующим римским водосточным трубам.
Интерьер нынешней базилики
Именно внутри Пантеон в Риме изменился более всего после передачи христианам. Центральный жертвенник мифических богов древности убрали, как и их статуи из стенных ниш. Алтарь христианского облика оборудовали по канонам, на востоке, в круглом зале это несущественная переделка. Основным материалом внутреннего декорирования был и остался мрамор приятного кофейного оттенка с темными прожилками. Колонны использованы как круглые с желобками и кучерявыми коринфскими капителями, так и квадратные.
Сектор сферы над алтарным пространством гармонирует с куполом, словно земное отражение небес. В красочных портиках скульптуры бывших божеств, символизирующих известные людям планеты, заменили статуи христианских святых. На удивление хорошо сохранился красочный пол из мраморных плит, несмотря на ежедневные службы и толпы туристов. Алтарь оборудован в католических традициях, с красочными подсвечниками и распятием. Титульная икона Святой Марии в подсвеченной нише невелика, но впечатляет.
Единственной деревянной деталью убранства, украшающей Пантеон в Риме, являются места за алтарем. Уважаемым гостям дозволялось при службе там находиться, вот где истоки почетных президиумов недавнего прошлого. Трибуна для проповедника, прикрытый полотном раскладной аналой, оснащен микрофонами, совсем как светская кафедра для выступлений. Второе значение мемориальное сооружение получило с началом захоронений здесь исторических личностей. Не будем перечислять многих, имена довольно забытые, упомянем королей.
Базилика как место захоронения
Хоронить в древнем здании было заведено видных деятелей искусства, могилу Рафаэля рассмотрим отдельно. Из особ королевских кровей следует упомянуть захоронение Виктора Эммануила II, объединителя Италии, прозванного Отцом нации. По-родственному здесь же захоронен его сын Умберто, убитый анархистами в 1900 году с третьей попытки. Надгробие из темного мрамора стоит обособленно, между двумя колоннами. Здесь спустя 36 лет упокоилась и его жена. Королеве Маргарите приписывают изобретение пиццы, названной ее именем.
Историки утверждают, что Рафаэль Санти, при всей занятости росписями папских помещений, участвовал в реконструкции Пантеона. Предсмертным пожеланием художника была реставрация ниши под статую Мадонны на скале, заказанную им заблаговременно. Эпитафия авторства его друга Бемби на мемориальной плите утверждает, что умер Рафаэль в день своего рождения, прожив недолгие 37 лет. Вокруг обстоятельств кончины – множество слухов, могила необычно устроена, дополнена захоронением невесты.
Пантеон — что это и где
«Ангельский, а не человеческий проект»… Эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен — Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия здание остается таким же величественным, каким было в начале своей жизни.
Пантеон: значение слова
У этого слова есть несколько значений.
- Храм, посвященный всем богам.
- Монументальное здание, в котором либо захоронены великие личности, либо находятся их памятники. Например, пантеон в Париже — место захоронения видных французских граждан.
- У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие. Сейчас так обозначают сонм богов того или иного народа. Например, пантеон славянских богов, древнегреческих, древнеримских… .
- Группа прославленных или известных людей. Можно сказать, что Достоевский занимает место в пантеоне великих русских писателей.
Тайна имени храма
Первоначальное назначение храма до сих пор неясно. Историки говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура здания сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.
Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно 〈здание〉 получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».
Есть мнение, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным и имело целью прославлять власть. Сейчас оно принадлежит католической церкви и официально называется «Базилика Санта-Мария-Мартир» (Базилика Святой Марии и мучеников).
Где находится римский Пантеон
Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда) в Риме (Италия).
Метро станция Barberini (линия А)Автобусы №30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492Трамвай №8
Найти его можно по указателю «Basilica di Santa Maria ad Martyres».
Часы работыС 09:00 до 19:30, вс с 09:00 до 18:00.
Так как это действующий храм, то вход свободный. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию IV. С тех пор, начиная с 609 года, каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!