Интересные факты о колизее в риме
Содержание:
Строительство
Чтобы построить Колизей, много времени не понадобилось – на строительные работы ушло около девяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи (на карте эта страна находится на восточном побережье Средиземного моря). Были приглашены профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры – словом, все, кто мог понадобиться для того, чтобы здание выглядело как можно помпезней и величественней.
Несмотря на то, что возведение будущего храма смерти продвигалось довольно быстро, получилось так, что Колизей в Риме возводили при трёх правителях: Веспасиан лишь год не дожил до окончания строительных работ, поэтому строительство завершал его сын, император Тит. Когда он умер, второй сын Веспасиана, взошедший на престол после смерти брата, Домициан, достроил к этой достопримечательности ещё один ярус, предназначенный для бедных людей, рабов и женщин (в основном это были стоячие места).
Несмотря на высокую скорость работ, это чудо древнего мира оказалось настолько качественным и добротным, что не только активно использовалось по назначению более пятисот лет, но и смогло неплохо сохраниться до наших дней (если бы люди не растаскивали камни для сооружения других зданий, скорее всего, выглядело бы сейчас намного лучше).
Музей
Внутри Колизея расположен музей. Его ежедневно посещают тысячи туристов, чтобы сделать фото редких экспонатов. Небольшая экспозиция содержит сохранившиеся барельефы и мозаики, которые украшали амфитеатр. Также здесь хранятся макеты здания и механизмов, используемых в представлениях. В музее представлена коллекция находок: предметы, которые оставляли римляне, а также останки боевых животных.
Среди предметов, забытых зрителями, больше всего посуды и одноразовых столовых приборов. Точно так же, как в современных кинотеатрах посетители покупают перед сеансом поп-корн, древние поклонники представлений любили перекусить во время зрелищ.
Вариант 2
Нет такого человека, который бы не слышал ничего о Колизее. Его строили долгих 8 лет при нескольких императорах. Шедевр архитектурного искусства вначале назывался амфитеатр Флавиев. В народе же его прозвали Колизей. На латинском языке это означает колоссальный. В то время когда построили амфитеатр, никто уже не удивлялся большим постройкам, но Колизей превзошел по масштабам все остальные сооружения. И впоследствии стал одним из чудес света.
Его строили рабы круглые сутки, так же были приглашены профессиональные строители. Архитектором был Квинтий Артемий. Примечательно то, что он строился при трех правителях, хотя не так много времени ушло на его постройку. Для постройки были использованы различные строительные материалы. Это и мрамор, из которого сделаны сиденья. Для стен использовался травертин, бетон, туф. Арки были сделаны из кирпича. Пол арены был сделан из дерева, который был подвижным. Если проходили водные баталии, то арена наполнялась водой. А вообще Колизей строился для проведения гладиаторских боев. На сцене могло поместиться около 3 тысяч бойцов. Так же здесь проводили сцены охоты. Сколько погибло людей и животных, знают только стены этого амфитеатра.
Колизей имел три этажа. На первом были места для императора и сената. На втором для жителей Рима и на третьем для всех остальных. Если на первых двух этажах были мраморные скамьи, то на третьем были деревянные скамьи и стоячие места.
Незадолго до падения великой Римской империи закончились гладиаторские бои, убийства животных продолжались еще около века. Затем амфитеатр стал разрушаться. И постепенно местные жители стали растаскивать уникальное сооружение для своих строительных нужд. Еще позже там стали жить те, кто лишился крова.
Ничто не вечно на земле. В 18 веке по инициативе папы Бенедикта начали проводиться церковные мероприятия.
Вот такая достопримечательность расположена в Риме. Глядя на ее величавые стены не возможно не восхититься грандиозным сооружением, и умением строить в те далекие века.
Теперь Колизей исторический памятник архитектуры, поражающий своим размахом. Многие туристы посетили эту достопримечательность, а еще сколько посетят!
Колизей внутри
Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.
Фото: Farbregas Hareluya / Shutterstock.com
Арки
Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.
Ярусы
Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.
Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.
В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.
Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.
Веларий (навес из парусины)
На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя.
Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.
Места для зрителей
Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей — maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum).
Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.
Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.
Также при правлении Домициана добавили галерею на крыше Колизея, куда допускали женщин, рабов и наиболее бедных зрителей. Им приходилось стоять.
Арена
Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями.
В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.
Фото: SF photo / Shutterstock.com
У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.
Гипогей
Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.
Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились.
Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.
Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.
История
Оглавление
Колизей — интересные факты о истории. Строительство арены длилось 8 лет. Началось оно в 72 году нашей эры, во время правления императора Веспасиана. Император восстанавливал Рим после пожара 64 года, а также уничтожал следы правления своего предшественника Нерона. Последний прославился своим неправильным образом жизни, поднятием налогов и преследованием христиан. Чтобы поскорее забыть о тех тяжелых событиях, было решено избавиться от следов его пребывания в городе. С особой жестокостью был разрушен дворец Нерона — на его месте построили общественные термы, а все, что не смогли уничтожить, закопали в землю. Также засыпали озеро, расположенное неподалеку от дворца. Это место и стало площадкой для возведения Колизея.
Современное название Колизей приобрел только в VIII веке, спустя шесть с половиной столетий с момента его возведения. До этого времени он был известен как амфитеатр Флавиев, названный так в честь императорской династии которая построила гигантскую арену.
Прозвище «colosseus», что в переводе с латыни значит «колоссальный», «огромный» ставшее впоследствии официальным названием, появилось как раз благодаря размерам постройки. Размеры действительно впечатляющие — арена весила почти 600 тысяч тонн, в диаметре достигала 188 метров и могла вместить в себя одновременно до 50 тысяч зрителей. Правда, существует мнение, будто бы название было позаимствовано у соседнего монумента — статуи Нерона высотой в 36 метров, стоявшей рядом с Колизеем.
История
Любопытен тот факт, что замысел возвести настолько мощное сооружение появился у императора Веспасиана на фоне архитектурных роскошеств его предшественника. Нерон, которого свергли в 68 году нашей эры, оставил после себя неуместно шикарный Золотой дворец («Золотой дом» Нерона и ряд не менее дорогостоящих построек. Веспасиан и его соратники истратили несколько лет на то, чтоб привести имперские земли в порядок и восполнить казну, разоренную безрассудным Нероном.
Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Колизей, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.
Строительство Колизея
Кроме государственных дел, новый император не оставил без внимания потребности римлян в культурных увеселениях. Просторный сад, с прудом, находящийся в столице, Веспасиан наказал преобразовать в новый центр общественной жизни — амфитеатр. Началом строительства принято считать конец 71 — начало 72 года нашей эры.
Плоская территория меж 3-я холмами Рима: Кайлием, Эсквилином и Палатином безупречно соответствовала этим целям. Настолько грандиозная стройка подразумевала огромные затраты: материальные и человеческие.
Не так давно закончившаяся война с иудеями наделила Веспасиана более 100 тысячами пленных рабов, а еще нужными средствами. Невольники трудились на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под Тиволи, а еще тяжко работали, поставляя материалы в столицу.
Амфитеатр Colosseo соорудили в восточной части Римского форума к 80 году нашей эры. К данному моменту император Веспасиан скончался, отдав бразды правления своему сыну, Титу. Приемник и возвел Колизей в Риме, и отпраздновал окончание строительства пышной церемонией, освятил его родовым названием — Амфитеатр Флавиев.
Сооружение могло вмещать от 50 000 до 80 000 зрителей, располагая средним показателем — 65 000 посетителей. В Колизее проходили гладиаторские бои, бои с участием диких зверей, морские состязания, казни, воссоздание исторических сражений и даже театрализованные спектакли по мотивам античных мифов.
Ранние века
Colosseo быстро превратился в достопримечательность, потому Тит, его брат Домициан и очередные императоры Рима систематически были заняты совершенствованием постройки. В третьем столетии нашей эры амфитеатр сильно пострадал от пожара, потому Александр Север по факту восстанавливал сооружение.
В пятом столетии нашей эры великий Рим отступился от пантеона языческих богов, чтоб целиком обратиться к христианству. Сразу же император Гонорий Август ввел запрет на прохождение гладиаторских боев, как противоположных заповедям новой религии. Но Colosseo оставил за собой статус увеселительного заведения, предложив зрителям травлю диких зверей. В пятом столетии Италия была захвачена вест-готами, что привело к методичному разрушению Колизея.
Средневековье
В конце шестого века внутри Колизея было сооружено небольшое святилище, арена начала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра оборудовали торговые лавки и мастерские. Аристократическая семья Франджипани в 1200 получила постройку в свое полное владение и приступила к его фортификации.
В середине четырнадцатого столетия в Риме случилось мощное землетрясение, которое послужило причиной разрушения внешней южной стены Колизея. Начавшее обрушаться здание начали активно использовать для возведения средневековых храмов, замков, вилл, больниц и так далее. Особое усердие выказали средневековые зодчие, выдирая из каменой кладки бронзовые перегородки. Без дополнительной помощи, стены грандиозного Колизея начали рушиться намного быстрее.
Новое время
С шестнадцатого века храм получил большую власть над Колизеем. Папа Сикст V планировал возвести на территории античного памятника завод по переработке шерсти. А в семнадцатом столетие в Колизее возникло новое увеселение — бои быков.
В середине восемнадцатого столетия папа Бенедикт XIV объявил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней. В дальнейшем понтификат не раз пытался восстановить исторический памятник. На протяжении девятнадцатого столетия производились масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и усилению поврежденного фасада. Постройки получили современный вид во время правления дуче Муссолини.
Наши дни
В настоящее время Colosseo преобразовался в одну из наиболее известных достопримечательностей Рима. Каждый день в древнеримском амфитеатре и его окрестностях бывают множество путешественников, а ежегодный поток гостей – несколько миллионов.
Рекомендуется насладиться всей живописностью Колизея, встретив зарю во время необычной персональной экскурсии – лучше влюбляться в Рим в хорошей компании.
Колизей в наше время
В настоящее время Колизей охраняется и изучается мировым научным сообществом. Находятся новые исторические артефакты, проливающие свет на историю строительства амфитеатра.
Каждый камень этого грандиозного памятника является объектом ЮНЕСКО и тщательно охраняется 24 часа в сутки.
Предпринимаются меры по реставрации здания, страдающего от загрязнений и интенсивного движения. Вибрации, создаваемые оживленным движением на автомобильной дороге, разрушительно сказываются на состоянии памятника.
Правительство Рима хорошо осознает символическую и знаковую роль Колизея в массовом сознании человечества. Веками ассоциирующийся с жестокостью и смертью, Колизей силами римских властей постепенно меняет свой имидж. Так, с 2000 года принято менять цвет ночной подсветки амфитеатра каждый раз, когда в мире отменяется смертная казнь или какой-либо смертный приговор не приводится в действие.
Колизей по-прежнему считается памятником истории христианства, каждую Страстную пятницу здесь проходит крестный ход, объединяющий сотни тысяч верующих христиан.
В 2007 году по результатам голосования Колизей оказался в списке Семи новых чудес света. Заслуженное место в этом перечне он занял почти сразу после начала голосования.
2. Колизей в Средние века и Новое время
Колизей Вид из Фарнезианских садов
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц. В наше время это один из памятников Рима.
Колизей
Амфитеатр Флавия, более известный как Колизей, был первым большим постоянным амфитеатром в Риме. До него, в эпоху Юлиев-Клавдиев (27 г. до н.э. — 68 г. н.э.), в городе было только два деревянных строения. Колизей начали строить по инициативе императора Веспасиана в 72 г. н.э., на месте искусственного озера Золотого дома Нерона в восточной части Римского форума. Строительство амфитеатра было очень искусно организовано, поэтому на него ушло всего десять лет. Известно, что римляне в этом деле были мастерами — строительные работы шли по очень жесткому графику и были разделены на четыре согласованные между собой строительные площадки.
Модель имперского Рима. Рим, Музей римской цивилизации
По традиции, название Колизей было связано с названием близлежащей статуи Нерона, которая из-за своих огромных размеров была известна как «колосс» (с лат. colosso — «великан», «гигант»). На самом деле, вполне возможно, что название связано с размером самого амфитеатра, который сам по себе огромен и могуч.
Строительство Колизея было завершено императором Титом, сыном и преемником Веспасиана, который добавил третий и четвертый ярусы, торжественно открыв его в окончательном варианте в 80 году нашей эры. В тот год Тит организовал сто дней игр, как тогда называли бои, во время которых погибло около 2000 гладиаторов и 9000 животных. Дальнейшие изменения в Колизее были сделаны по инициативе императора Домициана, добавившего подземные ходы. Такое дополнение в структуру колизея позволило лучше управлять организацией боев, но, в то же время, прекратило постановки навмахий, симуляций морских сражений, которые требовали затопления арены.
Модель императорского Рима с Колизеем. Рим, Музей римской цивилизации
Уже в VI веке сооружение было заброшено и стало использоваться в качестве каменоломни для строительства. Одним словом, началось его осознанное и систематическое разрушение, которое завершилось лишь в 1675 году, когда амфитеатр был признан памятником христианских мучеников, казнённых здесь во времена становления христианства.
План
Как и все амфитеатры, Колизей имеет эллиптический план, периметр которого достигает 527 метров, а оси — 187,5 и 156,5 метров. Одна арена, внутри, имеет размер 86 × 54 м, общей площадью 3,357 м². Арена в центре, где проходили выступления, окружена каменными ярусами, в которых находились места для зрителей.
В этих ярусах было 68 000 сидячих мест и 5 000 стоячих. Зрители могли использовать в общей сложности 80 арочных входов, каждый из которых был пронумерован. Четыре из них были предназначены для магистратов, должностных лиц Древнего Рима, весталок, жриц богини Весты, пользовавшихся особым уважением) и почетных гостей, одна для императора и еще четыре — служебных, для колесниц.
Амфитеатр Флавия или Колизей. План
Путешествие сквозь время
14 лет Римом правил деспотичный Нерон, ради власти убивший мать, прославившийся произволом. Отношения правителя с народом обострил великий пожар Рима, опустошивший 4 из 14 кварталов города и нанесший огромный ущерб еще 7.Поползли слухи, что пожар совершен по приказу царя, который желал построить дворец в центре города, занятого домами и лавками.
Дворец – Золотой дом Нерона – на склонах трех римских холмов на территории 120 га император заложил там, где рассчитывал. Рядом по прихоти Нерона создали искусственный пруд с соленой водой. Среди садов Нерон вознес себе гигантскую бронзовую статую высотой 37 метров в образе Колосса Родосского.
Как добраться до Колизея
Находится Колизей в центральной части Рима, рядом с такими достопримечательностями, как холм Палатин, Римский форум, Золотой дом Нерона и не только.
Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma RM, Италия.
От главного железнодорожного вокзала Termini:
-
Вариант 1
Метро:сесть на поезд на станции Roma Termini, которая находится рядом с вокзалом и относится к синей ветке В, и по этой же ветке доехать до станции Colosseo. После останется только перейти дорогу к амфитеатру. Займет поездка 12-15 минут.
-
Вариант 2
Пешком:пройти до Колизея по улицам Via Cavour и Via degli Annibaldi за 20-25 минут.
От аэропорта Фьюмчино:
Вариант 1
Поезд:сесть на аэроэкспресс Leonardo Express (LE). Он следует до вокзала Termini, от которого до Колизея можно доехать на метро. Путь от аэропорта займет около часа.
Также рядом с Колизеем останавливаются трамваи 3 и 8, и автобусы 51, 75, 85, 87 N2, которые помогут добраться из других районов города.
Колизей на карте
Сооружение имеет эллиптическую форму, что хорошо заметно на виде сверху. Занимает оно 2 гектара площади, а протяженность его фасада составляет 524 метра. Главными материалами для возведения такого масштабного строения стали травертиновый мрамор и туф, а также кирпич.
Интересные факты
Сила рабов была необходима для того чтобы можно было переносить все тяжелые грузы, а также подрабатывать на месте карьера. Для более облегченной работы, такой как декор, разрабатывание проектов архитектуры, некрупное строительство, использовалась сила и навык профессиональных мастеров, которые знали свое дело. К этим людям относились художники, архитекторы и декораторы. Как только был открыт этот театр, на этой местности провели первые игры, в которых были использованы около пяти тысяч животных и около двух тысяч бойцов. Шоу программа длилась почти 100 дней без перерывов. Игры эти были проведены довольно пышным и показательным образом.
7 интересных фактов о Колизее в Риме
Об амфитеатре можно говорить очень долго, но я выбрал 7 самых любопытных фактов, которые будут действительно интересны.
1. Посещение римского Колизея было совершенно бесплатно
В Колизей могли прийти 50 000 человек и никто не платил за это ни монеты. Однако были своеобразные билеты.
Зрители получали пронумерованные глиняные таблички в качестве билетов. На них указывался соответствующий раздел и ряд, куда они садились, в зависимости от их социального статуса. Ни за какие деньги раб не мог сесть среди знати.
Чем ближе к арене – тем выше статус зрителя. Но не все посещали арену. Некоторым горожанам было запрещено здесь появляться, например, бывшим гладиаторам, актерам и могильщикам.
Чтобы пройти внутрь архитекторы предусмотрели 76 входов для зрителей, все они были пронумерованы. Эти цифры можно увидеть и сегодня.
Ещё 4 входа были рассчитаны для императора и других важных особ. Эта система из 80 входов помогала амфитеатру пропускать горожан очень быстро, так что не было никаких давок и скоплений людей.
2. Не все события и игры заканчивались смертью
В Колизее составляли ежедневный график мероприятий, например:
- Утром устраивали шоу с животными;
- К вечеру проводили гладиаторские бои, но не всегда бились насмерть. Просто боролись или если дрались с оружием, то не добивали других гладиаторов;
- Также здесь проводили военные парады, когда одерживали крупную победу над внешними врагами;
- Устраивали музыкальные фестивали, показывали фокусы, собирались на песнопения, шутили, раздавали еду бездомным;
- Организовывали спортивные соревнования.
Это напоминает современные стадионы, которые легко трансформируются и для футбола, и для концерта, и для катка, и для любых других мероприятий.
3. Колизей накрывался огромным тентом
Римляне не хотели останавливать представление из-за палящего солнца или непогоды, поэтому решили натягивать амфитеатр тентом. Но только представьте величину тента при размерах арены!
Для натягивания таких огромных полотен использовались целые корабли на близлежащей реке Тибр. Канатами тент крепился к мачте корабля, и при движении судна полотно натягивалось.
Для поддержания навеса в натянутом состоянии применяли тросы, крепившиеся к каменным столбам вокруг Колизея.
4. Колизей построен без использования цемента
Да-да, при постройке не применяли никаких строительных растворов, которые бы скрепляли блоки камней. Вместо этого использовались металлические скобы и стержни.
Кстати, именно поэтому в разрушенной части так много дыр и отверстий – это следы стержней.
5. В Колизее впервые в мире сконструировали систему лифтов
Римляне поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся в подземном этаже.
В сочетании с системой лифтов создавали помещения-ловушки, которые делали выступления ещё зрелищнее: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.
Эту ловушку восстановили по старым чертежам
6. Разрушенная стена Колизея использовалась для строительства других сооружений Рима
После землетрясения, обрушившуюся часть Колизея могли восстановить обратно. Но вместо этого жители города начали брать камень для своих нужд. Некоторые забирали по кирпичику, другие уносили столько, что строили целые дома. Больше всех брали правители и люди близкие к власти. Интересный факт, из камня бывшей арены к XV веку построили:
- 23 больших аристократических дома;
- 6 церквей;
- Большинство строящихся на тот момент мостов.
Апогеем стала постройка собора Святого Петра в Ватикане в XV веке. Конечно, использовался не только материал из амфитеатра, но всё равно камня из амфитеатра забрали очень много.
Поэтому знайте, если будете посещать собор, что вы посещаете и часть Колизея.
Собор Святого Петра
В 1750 году Папа Римский Бенедикт XIV дал римскому Колизею статус святого места, так как на арене мученически погибли сотни христиан. После этого амфитеатр стал неприкосновенным и его стали беречь.
7. Колизей – самая посещаемая достопримечательность в Италии
Ежегодно амфитеатр посещают более 6 миллионов туристов, поэтому здесь почти всегда очередь.
Морские сражения в Колизее
Мало кто знает, что в Колизее, помимо гладиаторских боев, проводились и … морские сражения.
Подземный этаж Арены периодически заполнялся водой до уровня 1 метра и там происходили зрелищные морские сражения.
— Реклама —
Иллюстрация морского сражения в Колизее
Арена также использовалась для публичного наказания христиан.
В боях участвовали не только мужчины, но и женщины-гладиаторы. В общем, организаторы тщательно продумывали и готовили все зрелища, чтобы постоянно сохранять интерес публики. Однако, несмотря на это в какой-то момент гладиаторские бои перестали волновать римлян.