Фонтан четырех рек

История строительства

В 1644 году главой Папского государства становится Иннокентий X. Будучи выходцем из знатной семьи Памфили, Иннокентий был приверженцем роскошных монументальных строений. На площади, которая впоследствии будет именоваться Навоной, по инициативе папы Римского началось воздвижение семейной резиденции понтифика, базилики и красивейших палаццо. Иннокентий X рассматривал этот квартал, как двор перед своим особняком

Поэтому уделялось особое внимание декорированию и облагораживанию этой территории

Папа Римский решил установить на площади огромный египетский обелиск с величественным фонтаном. Данная композиция должна была символизировать торжество католической церкви над язычеством, а также ещё больше возвеличивать Иннокентия X. Многие архитекторы стремились предложить свои проекты, но ни один из них не отвечал папскому замыслу. В конкурсе участвовал знаменитый мастер той эпохи Джан Лоренцо Бернини. Первоначально первосвященник категорически отказывался от услуг зодчего по причине того, что тому покровительствовал предыдущий папа Урбан VIII, с которым у Иннокентия X ранее были напряжённые отношения.

Легенда гласит, что когда папа Римский прогуливался по площади, хитроумный Бернини разложил на его пути эскизы задуманного фонтана рек. Рисунки поразили Иннокентия X своим совершенством. По замыслу мастера скульптуры должны были олицетворять миссионерскую деятельность католической церкви на всей Земле. Идея зодчего заинтересовала папу Римского, тем, что фонтан визуально провозглашает первосвященника владыкой всего мира. Гениальному архитектору была сразу предоставлена честь возглавить строительство фонтана четырёх рек.

Амбициозный проект предполагал большие финансовые затраты, поэтому Иннокентий X ввёл для граждан непопулярные налоги на хлеб, мясо и соль. Это вызвало недовольство римлян. Бернини трудился с большой группой своих учеников. Окончание возведения фонтана состоялось в 1651 году. Художники наполнили образы скульптур живительной энергией и силой. Изваяние до сих пор впечатляет и восхищает многочисленные толпы туристов. Бассейн со скульптурами и обелиском расположен напротив базилики Святой Аньезе, архитектором которой являлся Франческо Борромини — заклятый враг Бернини.

Известны несколько забавных историй, связанных с фонтаном четырёх рек. Согласно слухам, фигуры фонтана вроде демонстрируют своим внешним видом презрение к творению Борромини. Одна из фигур обращена спиной к церкви, а голова другой скульптуры закрыта накидкой, чтобы не видеть храм. Третья статуя с поднятой рукой якобы изображает испуг от увиденной базилики.

Другая история рассказывает, что Бернини допустил ошибку в строительстве фонтана, в результате чего в ёмкость не поступала вода. Борромини разобрался с причиной, из-за которой фонтан не работал. Он с нетерпением ожидал провала своего конкурента. Однако, на торжественном открытии монументального сооружения вода всё же наполнила скульптурное произведение. Бернини удалось исправить недочёты благодаря полученным подсказкам от служанки Борромини, которая тайно выкрала верные расчёты хозяина.

Фонтан Четырех Рек — описание

Фонтан Четырех Рек выполнен в стиле барокко. Как и желал Иннокентий X, в центре фонтана находится обелиск Каракаллы, а вокруг него расположены прекрасные скульптуры. Появление этой колонны в Риме долгое время относили к I веку, но удалось выяснить, что принадлежит она к тем временам, когда при власти был Домициан. По сути, это подделка древней египетской колонны, ее нашли на ипподроме в 1644 году. Длина каменной глыбы, вероятно, пострадала и то, что сохранилось до сегодняшнего дня, имеет высоту 16 метров 54 сантиметра.

Грани обелиска украшены изображениями римских императоров в одеяниях египетских фараонов. Считается, что он символизирует победу христианства. Кроме того, на столбе есть фамильные гербы Памфили, голубь с ветвью оливы.

Экспозиция фонтана – это фигуры духов, или богов, таких рек, как Дунай, Нил, Ганг и Ла Плата. Искусствоведы предполагают, что на некоторые из них выбор пал не случайно: это самая большая река Европы, главная река Египта и священная река Индии, а вот относительно последней практически ничего не известно. Это неб

Все скульптурные фигуры окружены флорой и представителями фауны того континента, где располагаются реки: Европы, Африки, Азии и Америки. На фонтане можно увидеть виноградную лозу, пальмы, фрукты и цветы, а также змеев, льва, коня и дельфина. Внизу, под скульптурами, расположено небольшое искусственное озеро с чистейшей водой из Аква Вигро. Рядом с ним есть чаша, в которую бросают монетки для того, чтобы вернуться в прекрасный Рим и к одному из самых популярных фонтанов города.

Особенно интересна та часть скульптуры, на которой изображен дух реки Дунай. Он держит картуш с фамильными и папскими символами Иннокентия X. В руках Ганга – весло. Богатство Нового Света архитектор подчеркнув монетами под скульптурой Ла Плата, а голову Нила — накрыл. Что же это может означать?

Специалисты и здесь теряются в догадках. Одни считают, что Бернини сделал это в связи с тем, что исток реки на момент создания фонтана был еще не известен, а другие предполагают, что он поступил так, чтобы показать противостояние между собой и Борромини (тем мастером, который до него пользовался уважением папы). У последней теории есть одно кажущееся неоспоримым подтверждение. Все дело в том, что напротив Нила расположено здание церкви Сант Аньезе. Именно Франческо Борромини был ее архитектором. А Бернини пытался показать с помощью скульптуры свое неуважение к сопернику и говорил, что под пристальным глазом Нила ее фасад может обрушиться.

Эта теория вполне вероятна, как и та, которая объясняет «испуг» скульптуры Ла Плата. Последняя вроде бы тоже смотрит со страхом или с презрением на собор, построенный Борромини. Все это очень часто рассказывают экскурсоводы. Но, на сегодняшний день удалось определить точное время строительства церкви и она появилась уже после фонтана. Этот факт вмиг разрушает все легенды и предположения, связанные с противостоянием двух архитекторов. Кроме того, дух Ла Плата смотрит на змею, которая хочет позариться на его золото.

Тот, кто внимательно изучил другие работы Джованни Бернини, сразу же замечает, что Фонтан 4 Реки в Риме отличается от остальных шедевров великого мастера. Скульптура не имеет пластичных линий, свойственных архитектору. Это можно объяснить тем, что ему принадлежали эскизы, а все остальное делали ученики: Антонио Рагги, Джакомо Антонио Фанцелли, Клаудио Пуссен и Антонио Франческо Баратта.

Несмотря на всю красоту фонтана, который считается вторым по посещаемости после Треви, туристы стремятся в эту часть города, чтобы посмотреть еще и на уличных музыкантов, мимов, художников и акробатов, последние давно облюбовали это место. Кроме того, на площади Навона каждый год проходит популярная среди римлян и гостей города рождественская ярмарка.

Фонтаны Площади Пополо

Piazza del Popolo (Народная площадь) — огромная овальная пешеходная зона, окруженная балюстрадой со скульптурами Времен Года и расположенная у подножия холма Пинчо, который не входит в число 7 основных холмов Рима. Народная площадь впечатляет двумя симметрично расположенными церквями-близнецами. Она знаменита скульптурными монументальными группами – фонтанами, которые находятся на противоположных сторонах площади и создают с фонтаном у обелиска в центре площади единый архитектурный ансамбль.

Фонтан «Богиня Рима» – работа скульптора Джованни Чеккарини 1814-1823 годов.

Центр композиции – Римская богиня, которая находится в окружении двух старцев, символизирующих реки Аниене и Тибр (все фигуры выполнены из мрамора). Под ее ногами расположена скульптура легендарной волчицы, которая кормит новорожденных младенцев Рема и Ромула.

Фонтан «Богиня Рима» на Площади Пополо в Риме.

Фонтан «Нептун» — работа скульптора Джованни Чеккарини.

Центр композиции – мраморный римский бог морей Нептун, держащий в правой руке трезубец. Он окружен двумя тритонами и дельфинами. Внизу к стене из камня травертина примыкает маленькая чаша, а под ней находится большая морская раковина, их которых вода каскадом падает в нижний бассейн.

Центр площади Пополо украшает с 16 века 36 метровый Обелиск египетского фараона Рамзеса II. В начале 19 века Джакомо делла Порта создал фонтан вокруг стелы: на четырех постаментах по углам обелиска лежат белые мраморные львы, из пасти которых вода струится в большие чаши.

Обелиск в центре фонтана «Четырех рек»

Главное украшение площади Навона

Обелиск водрузили в центре площади, его основанием служил фонтан. Привезенный из Египта еще в I веке по распоряжению последнего императора Рима династии Флавиев Домицианом, обелиск был вытесан из каменной глыбы превышающей 20 метров в длину. На его гранях были вырезаны изображения римских императоров, одетых в схенти и клаф (одежду фараонов).

Этот обелиск должны были установить перед храмом богини Исиды. В начале четвертого века его перенесли на ипподром, а в 1644 году Он был обнаружен там же под обломками, но слегка укороченный.

Итак, в центре фонтана «Четырех рек» был установлен обелиск, его окружали аллегорические фигуры четырех рек. В этой, как и во многих других работах, Бернини старается связать природные стихии с городской архитектурой. Бурно вытекающая вода из груды хаотично собранных камней, деревья гнутся под мощными порывами ветра и представляющие континенты четыре бога рек:

  • Нила (Африка);
  • Дуная (Европа),
  • Ганга (Азия);
  • Ла-Платы (Америка).

В этих аллегорических фигурах передан неистовый восторг свободы, движения и силы. А возвышающийся на 16,5 метров над ними обелиск — олицетворение победы и стремления ввысь.

Между фигурами богов Нила и Ганга, а так же Дуная и Ла-Плата, ближе к основанию обелиска изображены два семейных герба папы Иннокентия X. На гербе семьи Памфили изображалась голубка с миртовой веткой — символ спасения и надежды. Герб венчает символ папской власти — тиара, покоящаяся на скрещенных ключах от рая. Бернини добавил виноград и фрукты, как символ богатства.

Легенды фонтана

Есть несколько историй, связанных с фонтаном «Четырех рек», насколько они верны — судите сами:

Одна из них рассказывает о том, что Бернини специально разместил три фигуры богов таким образом, чтобы они не смотрели в сторону стоящей напротив фонтана церкви Сан Аньезе, построенной по проекту Борромини. А фигура бога реки Ла-Плата изображает ужас от нечаянно увиденного зрелища — верхней части фасада этой церкви.

Другая легенда рассказывает о том, что перед открытием фонтана «Четырех рек», папа Иннокентий X в сопровождении того же Борромини пришел поглядеть, как проходят работы. Он обходил его, взирая на композицию с восхищением, более часа. Завистливый соперник Борромини едко заметил, что при такой конструкции фонтана, вода никогда не будет бить. Папа спросил у Бернини о том, когда фонтан заработает. Бернини ответил, что «на все воля божья» и попросил папу благословить фонтан. Иннокентий X исполнил просьбу и собрался удалиться, как вдруг фонтан «Четырех рек» забил. Бернини вздохнул с облегчением. Папа был до глубины души растроган сюрпризом, подготовленным великим скульптором и архитектором специально для него.

После установки фонтана «Четырех рек», отношения между папой и Бернини стали теплыми, и гений скульптуры занял место главного архитектора папства.

Боги четырех рек, украшающие фонтан в Риме

За свою многовековую историю фонтан «Четырех рек» не претерпел изменений, но оброс множеством историй и легенд, став от этого еще интереснее. И сегодня сотни тысяч туристов стремятся на площадь Навона, чтобы полюбоваться творением великого мастера.

Свидетель с площади Барберини

А вы уже включили в свой маршрут пьяццу Барберини?

С этого времени фонтан Тритона не только украшал площадь перед дворцом папы, но и был свидетелем специфических действ, практиковавшихся в Средние века. По установившемуся вплоть до XVIII века правилу, в Риме ежедневно ездила повозка с найденными за сутки обезображенными телами. Ее маршрут проходил по самым оживленным местам, дабы видевшие ее люди по приметам, имеющимся на лежащих в ней телах, могли распознать знакомых и близких. Этот, прямо скажем, невеселый путь начинался от площади Барберини.

Прошли года. Траурная повозка осталась позади в истории. А фонтан Тритона вот уже четвертое столетие украшает эту площадь Рима. И так же, как его собратья авторства великого архитектора Бернини, собирает вокруг себя людей. Десятки тысяч туристов ежегодно фотографируются на его фоне, увозя виды фонтана Тритона в разные страны.

Как добраться в Рим — низкие цены Москва-Рим на год вперед:

Интересные факты

Одновременно с Фонтаном тритонов Бицзаккери построил рядом простой бассейн овальной формы – поилку для скота. Так как этот район был южной окраиной Рима в пределах стен города, то стадо домашних животных, направляющееся в сторону заброшенного Римского Форума (на пастбище), было обычным явлением. Позже, в связи с возведением стены вдоль Тибра, поилка была перенесена в другое место.

Долгое время Фонтан тритонов оставался сухим и мало привлекал к себе внимание. После реконструкций, организованных муниципалитетом Рима в 90-х годах XX в

и в 2010 г., памятник римского барокко вновь находится в отличном состоянии и радует своим видом.

Архитектура фонтана

Фонтан Тритона — украшение площади Барберини

В 1643 году фонтан Тритона был установлен. Центральной фигурой фонтана стал Тритон. Согласно римской мифологии, Тритон был сыном бога озер, морей и океанов Нептуна и Салации божества соленых морей.

Красивая мускулистая фигура Тритона, сидящего в двухстворчатой раскрытой раковине, как бы парит над площадью. Раковину поддерживают на своих хвостах четыре дельфина, верных спутника Тритона. Запрокинув голову, Тритон, трубит в раковину, из которой бьет струя воды. Согласно легендам во время начавшегося всемирного потопа, когда воды почти поглотили всю сушу, Нептун приказал Тритону затрубить в раковину и волны расступились.

Из ртов дельфинов тоже бьют струи воды, наполняя чашу фонтана, повторяющую форму сот. Между поднятыми хвостами расположились папская тиара и ключи от рая, а еще герб рода Барберини с неизменным атрибутом — пчелами. Они же, кстати, украшают одноименный Фонтан пчел, расположенный неподалеку.

Урбан VIII остался весьма и весьма доволен, потому что этот фонтан как нельзя лучше соответствовал гербу Барберини, а значит — запечатлел его на долгие годы.

Какие реки символизирует фонтан на площади Навона

Площадь Навона с фонтаном Бернини

Фонтан Четырех рек символизирует четыре крупные мировые реки, дающие жизнь многим народам.

Нил — река в Африке. Имеет самую длинную водную систему в мире – почти 7000 км. На фигуру Нила в фонтане Бернини указывает пальма. Голова Нила накрыта плащом,  это значит, что в то время никто доподлинно не знал, где находится исток Нила:

Бог Нила скрылся, прикрыв голову плащом

Ганг — одна из самых длинных и полноводных рек Южной Азии. Это священная река индуистов. По их мифологии, это небесная река, спустившаяся на землю. В фонтане Ганг держит весло, символизирующее судоходство реки.

Ганг с веслом похож на индийского раджу

Дунай — вторая по длине река в Европе (после Волги). Длина реки — 2860 км. В монументе Бернини Дунай соприкасается с гербом папы, поскольку это самая большая река, ближайшая к Риму.

Фигура Дуная находится ближе всего к папскому гербу, то есть к Риму

Ла-Плата — река в Америке, самая широкая река в мире. На скульптуре Рио-де-Ла-Плата заслоняет глаза от слепящего света, который исходит от обелиска. Бог реки сидит на куче монет. Это символ богатства, которое Америка могла предложить Европе.

Ла-Плата

Также в фонтан Бернини ввел фигуры крокодила, дракона, земляной змеи, морской змеи и дельфина:

ДельфинДраконЗемляная змеяКрокодил

Описание

https://www.youtube.com/watch?v=vnWeiB5KGN8Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Fontana dei Quattro Fiumi, Piazza Navona, Rome, Italy (part 1) (https://www.youtube.com/watch?v=vnWeiB5KGN8)

16,5-метровый обелиск датируют I в. н.э., он был привезен в Рим императором Каракаллой (L’imperatore Caracalla) из Египта. Грани обелиска украшены изображениями правителей Рима, одетых как фараоны. Это символ превосходства христианской веры над язычеством.

У бога-Нила закрыто лицо и есть два варианта такого архитектурного решения. Согласно первому, архитектор таким образом выказал неуважение своему сопернику Борромини. Напротив статуи Нила возвышается его творение – церковь Сант-Аньезе (S.Agnese in Agone). Бернини якобы утверждал, что под взглядом Нила церковь рухнет. Вторая теория состоит в том, что во время создания фонтана не был известен исток реки.

Дунай держит в руке свиток с высеченными эмблемами папства и геральдическими символами рода Памфили. Под изваянием Ла-Платы лежат монеты, как символ процветания Америки. Ганг держит весло как символ развитой навигации Индии.

Статуи богов дополнены окружены представителями растительного и животного мира тех стран, что они олицетворяют. Лошадь словно выскакивает из глыбы мрамора на цветочные равнины Дуная. Кактусы и крокодилы венчают устье Ла-Плата. С восточной стороны лев пьет воду у корней африканской пальмы. Дракон обвился вокруг весла Ганга, а дельфин и морской змей плавают в бассейне фонтана. Вершину обелиска украшает голубь, который держит в клюве ветку оливкового дерева – еще один символ рода Памфили.

Лоренцо Бернини не только передал пейзажи континентов, но и воссоздал погодные явления – можно заметить, как ветер треплет листья пальмы между Гангом и Нилом.

Вода в фонтан поступает из античного акведука Аква Вирго (Acqua Vergine), с которого питаются также фонтан Треви (Fontana di Trevi) и фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia).

https://www.youtube.com/watch?v=_lUxbIR3pGMVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Рим площадь Навона Фонтаны Мавр, Нептун и Четырёх рек (https://www.youtube.com/watch?v=_lUxbIR3pGM)

Помимо мраморного величия Богов, туристы тянутся к фонтану, чтобы посмотреть на множество уличных артистов. Фонтан четырех рек буквально притягивает художников, музыкантов и мимов. А в рождественские праздники у фонтана устраивается ярмарка.

Бернини-архитектор

Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях.

Как архитектор Бернини начал свою работу с реконструкции церкви Сан-Бибиана (1625). Затем им была спроектирована центральная часть фасада Палаццо Барберини, где использовались 3-ярусные ордерные аркады. В 1626 году также был выполнена фасадная часть палаццо ди Пропаганда Фиде.

За годы своей жизни архитектор выполнял заказы поочередно четырех римских пап, которые доверяли возводить церкви, фонтаны, памятники только Лоренцо Бернини. Архитектура итальянского барокко была им воплощена в жизнь в трех церквях, являющихся центрическими купольными сооружениями:

  • Церковь в Кастельгандольфо (1661). Представляет собой сооружение с высоким барочным куполом, выполненное в духе Ренессанса.
  • Церковь в Аричча. Спроектирована в виде круга, окруженного капеллами. По примеру Пантеона, вверху замкнута огромным куполом.
  • И самое прекрасное произведение архитектора — дворцовая церковь королевского дома Италии Сант-Андреа-аль-Квиринале (1678), которая, по плану, выполнена в виде овала, где по периметру располагаются 8 ниш-капелл, каждая из которых отличается по форме. Самое богатое декоративное убранство имеет алтарная ниша. Весь интерьер выполнен в розово-серой гамме с добавлением белого и золотого цветов.

О чем молчат статуи, или что хотел сказать Бернини

Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире. Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников, а Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.


Аллегория Дуная

Booking.com

Тайные смысловые игры Бернини

Однако существует и другая негласная интерпретация заложенного в композицию смысла. Фонтан Четырех Рек Бернини, построенный напротив церкви Святой Агнессы, над фасадом которой трудился Борромини, явный тому пример. Этот Фонтан называют одним из самых «кричащих» произведений Бернини в сторону Борромини. Соперничество между двумя гениями становится очевидным, если хоть немного изучить работы мастеров. Говорят, что Бернини осмеял работу своего соперника, да еще и закрепил это в камне. Например, фигура Нила, который покрывает голову тканью, чтобы не видеть столь несуразного, по мнению Бернини, произведения Борромини.


Аллегория Нила

Еще интереснее изображена Ла-Плата: откинувшаяся назад фигура выставляет вперед одну руку, как бы опасаясь, что церковь может рухнуть. Игра таких смысловых интерпретаций прослеживается буквально в каждой детали, стоит только немного пофантазировать. В Риме можно встретить довольно много таких примеров их творческого соперничества, где прослеживаются откровенные выказывания преимущества одного мастера перед другим. И иногда даже с оттенками пренебрежения.

Фонтан Четырех Рек в Риме Лоренцо Бернини

Средняя оценка 5 Проголосовало 19

Джованни Лоренцо Бернини, Достопримечательности Рима, Площадь Навона, Фонтан Четырех Рек, фонтаны Рима

Творение рук Бернини — фонтан «Четырех рек»

Бродя по узким улочкам, невозможно отказать себе в роскоши — посетить любимое место римлян — знаменитую площадь Навону, на которой размещены удивительные архитектурные шедевры и потрясающие по красоте фонтаны детище легендарного итальянского художника и архитектора Лоренцо Бернини — отца барокко, окрещенного «вторым Микеланджело». Одержав победу над мрамором, сделав его подобным воску, художнику, по его утверждению, удалось соединить скульптуру с живописью.Подходя к знаменитому фонтану «Четырех рек», уступающему разве что Треви, исчезают слова, а глаза выражают изумление и восторг от созерцания невероятной по красоте «сказки в мраморе». Обросший множеством легенд, фонтан, словно магнит, притягивает туристов. В нем ощущается сила и могущество обласканной солнцем Италии. В центральной части композиции возвышается на постаменте 16-ти метровый обелиск, привезенный императором Каракаллой, увенчанный голубкой с веткой оливы, символизирующий победу католичества над язычеством. На четырех гранях изображены римские императоры в одежде египетских фараонов. Долгое время этой колонне приписывали египетское происхождение, но она оказалась подделкой. Ее окружают четыре божественные фигуры, являющиеся символами мировых водных артерий, соединяющих континенты. Скульптура Дуная — символ Европы, тянется руками к стене обелиска, руки священного индийского Ганга, символизирующего Азию, сжимают весло. Голову Нила, представляющего Африку, загадочно прикрывает покрывало, поскольку в то время были неизвестны его истоки. Смущает и вызывает недоумение последний персонаж Рио-де-ла Плата, олицетворяющий Америку. Перед глазами туристов предстает фигура мавра, усыпанная золотыми монетами, с ужасом в глазах отпрянувшая от вышки. Что напугало его? Ходили слухи, что причиной послужила церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, выстроенная соперником, но они не оправдали себя, поскольку собор возвели несколько позже. Испугала змея, покушавшаяся на золото. Здесь каждую из статуй сопровождает определенный зверь: рядом с Азией находится лошадь, с Африкой — царь пустыни лев, всех окружает дикая экзотическая растительность.

Фонтан Треви

Адрес: Via della Stamperia, 81

Самый большой и красивый фонтан в Риме. Его высота составляет около 26 метров, а ширина около 50 метров. Своим существованием фонтан Треви обязан архитектору Николо Сальви. В середине 18 века он создал это величественное барочное сооружение в дополнение к дворцовому фасаду. Вместе со зданием Дворца, фонтан приобрел еще более грандиозный облик.

Существуют приметы, связанные с этим фонтаном. Если бросить в него одну монету, то приедете в Рим еще раз. Бросите две монеты – встретите любовь. Три монеты – выйдете замуж или женитесь. Четыре – разбогатеете. Можно представить себе, какую сумму ежегодно «вылавливают» коммунальщики из его вод.

Еще он считается фонтаном любви в Риме. Сюда приезжают свадебные пары испить воды, чтобы их любовь ни когда не угасла, и они прожили в счастье и согласии до самой старости.

История фонтана. Как Бернини украл идею 4 рек

Джованни Лоренцо Бернини: портреты в молодости и старости

История фонтана Четырех рек началась середине XVII века, когда папа Иннокентий X задумал возвести на площади Навона монументальный памятник в честь католицизма. Место выбрал не случайно: здесь находился его фамильный дворец Памфили.

Посреди площади на месте, где стояло корыто для поилки лошадей, папа запланировал водрузить обелиск I века, ранее хранившийся на Марсовом поле. По обычаям того времени подпереть обелиск решили красивым классическим фонтаном.

Фонтан папа решил украсить обелиском

Среди архитекторов объявили конкурс на строительство фонтана. 50-летнего Джованни Бернини не допустили, потому что ранее он претерпел неудачу с колокольнями базилики Св. Петра.

Первый эскиз монумента выполнил известный римский зодчий Франческо Борромини, заядлый соперник Бернини. Он спроектировал фонтан в виде аллегорических фигур, которые символизируют четыре великих реки: Нил, Ганг, Ла-Плату и Дунай. Это должно было означать господство католической церкви в четырех частях света света (Африке, Азии, Америке и Европе).

Проект показался папе римскому простоватым и конкурс продолжился.

Бернини подготовил свой проект фонтана. За основу он беззастенчиво взял идею конкурента, но добавил свои элементы.

Художник придумал поставить обелиск не на привычном фундаменте, а на искусственной пещере, из которой вытекают четыре реки. Обелиск символизирует свет, нисходящий в земную материю — грот.

В гроте, помимо 4 рек, Бернини поместил фигуры льва (символ солнца) и гиппопотама (знак воды):

Лев в фонтане Бернини

Вверху обелиска — голубь с оливковой веткой. Олива была эмблемой семьи Памфили и символом Божественного слова и мира.

Чтобы получить заказ, Лоренцо Бернини не побрезговал подкупами и связями. Так, он подарил невестке папы Олимпии Майданчили 1,5-метровую серебряную модель своего фонтана.

Кроме того, скульптор использовал своего покровителя — князя Никколо Лудовизи, который был женат на папской племяннице. Лудовизи поставил макет Бернини в папской столовой.

Говорят, что увидев модель фонтана, понтифик впечатлился. Он отменил конкурс и приказал архитектору начать работу.

Фигуры рек по чертежам Бернини высекали в мраморе его ученики. Скульптор Антонио Раджи сделал Дунай, Джакомо Фанчелли — фигуру Нила, Клод Пуссен — фигуру Ганга, Франческо Баратта — реку Ла-Плата.

Морская змея в композиции фонтана

Строительство завершили в 1651 году. Фонтан Четырёх рек наполнили водой из древнего акведука Аква Вирго.

В дальнейшем по сторонам фонтана, на краях площади Навона, установили более поздние гейзеры: фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Это работы учеников Бернини.

История

Древнеримская площадь Навона была основана в виде стадиона еще Гаем Юлием Цезарем, который за 46 лет до наступления нашей эры создал вместе со своим форумом и площадку для соревнований атлетов.

Реконструкция стадиона, построенного в 86 году нашей эры для соревнований по легкой атлетике

Прошло чуть более столетия, и римский император Домициан решил перестроить стадион, расширить его и украсить в греческом стиле. В то время это было роскошное сооружение в два этажа, где на первом ярусе располагались многочисленные лавки, питейные заведения и бордели.

Изображение древнего стадиона Домициана (как он выглядел в период своего расцвета), гравюра 1613 года

Интересно: о том, какой была Пьяцца Навона во времена Древнего Рима, можно узнать по рисунку на старинной монете — сестерции, отчеканенном при императоре Септимии Севере.

Сестерций Траяна с изображением площади, 2-й век нашей эры

Само название Навона произошло от древнеримского «campus agonis», что переводится примерно как «площадка для состязаний». Позже это словосочетание сократилось до «n’agone», а ближе к Средневековью площадь стали называть попросту Navona. К тому времени на этом месте уже давно не проводились соревнования, однако часто проходили ярмарки, карнавальные шествия и турниры.

Соревнования рыцарей на площади в эпоху Средневековья, Джованни Ферри, 1634 год

В самом начале 12-го века здесь появилась первая церковь. Ее возвели на месте борделя, куда по преданию отправили святую Агнессу за отказ принести жертву языческим богам. Храм, посвященный этой христианской мученице, есть и сегодня, хотя после многочисленных перестроек он, конечно, мало чем напоминает древнюю базилику.

Пьяцца Навона перед реконструкцией папы Иннокентия X, 1625 год

С 1470 года Пьяцца Навона начала застраиваться дворцами. Все началось с покупки нескольких домов знатным римлянином Антонио Памфили, а через пару столетий его потомки превратили это место в один из красивейших уголков Рима. Немалая заслуга здесь принадлежит донне Олимпии — жене брата Джованни Памфили, известного как папа Иннокентий Х. Согласно легенде она же была и любовницей понтифика, поэтому имела на него огромное влияние. Как бы там ни было, именно в те времена появился роскошный Палаццо Памфили и Фонтан четырех рек, а также была перестроена белоснежная церковь Святой Агнессы.

Площадь Навона, картина голландского художника Каспера ван Виттеля, 1699 год, из коллекции Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде

Но свой окончательный облик Пьяцца Навона приобрела лишь в 19 веке, когда отсюда переместили рынок и обновили два прекрасных фонтана — Мавра и Нептуна. Сегодня же это традиционное место встреч для влюбленных, любимый уголок для самих римлян и одна из популярных точек сбора туристических групп. А по вечерам здесь в любое время года собираются уличные художники, фокусники и музыканты.

Фото площади на почтовой открытке 19 века

Статуи

Каждая скульптурная композиция Четырёх фонтанов представляет особой интерес и скрывает свои ещё неразгаданные тайны создания. Их сложная иконография до сих пор вызывает споры и неоднозначные толкования в вопросах, кем и когда они были созданы, кому и чему посвящены.

Тибр

Фонтан с изображением Тибра – символа Рима, относится к рионе Монти и расположен в угловом здании, которое является церковью Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане.

Храм, посвящённый святому Карлу и Пресвятой Троице – шедевр барокко, созданный по проекту Франческо Борромини (Francesco Borromini) в период между 1638 по 1663 годами. Архитектор удачно вписал уже существующий фонтан в гениальный план церкви.

Аллегория Тибра представлена фигурой бородатого мужчины, лежащего на боку и прикрытого наполовину тканью. Его правая рука опирается на кувшин (горгулью), тогда как левая держит рог изобилия с фруктами – символ богатства Рима.

На заднем фоне раскинулось фиговое дерево и пышная виноградная лоза, которые ассоциируются с плодородием и процветанием города. В правом углу выглядывает Капитолийская волчица – геральдическое животное Вечного города (изображение появилось позже).

Арно

На углу Палаццо Альбани дель Драго, который относится к рионе Кастро Преторио, находится фонтан, изображающий бога реки Арно или Аньене.

Он представлен в более мягком и романтичном образе, чем мужественная фигура Тибра, но в такой же позе, только возлежащим на левом боку. Опираясь одной рукой на кувшин, в другой он держит букет цветов.

Красивейший город Италии был основан римлянами и назван ими как Colonia Florentia (в честь богини цветов и растений). Река Арно была притоком Тибра и источником воды для акведуков Древнего Рима. Многозначительные детали скульптурной композиции напоминают о Флоренции: цветы – о названии города, редкий тростник на заднем фоне – о частично заболоченной долине Арно, голова льва за спиной божества – о геральдическом животном.

Юнона

Изображение возлежащей Юноны украшает фонтан в районе Треви (Rione Trevi) на углу современного государственного учреждения – Института по надзору за страхованием (Istituto per la Vigilanza sulle Assicurazioni). В прошлом это здание было известно как Палаццо Вольпи-Галлоппи (Palazzo Volpi Galloppi).

Узнать богиню – покровительницу Рима, можно по изображению машущего крыльями гуся, напоминающего о знаменитой легенде, согласно которой священные гуси со двора храма Юноны в крепости на Капитолии спасли Рим.

Задний фон ниши скульптуры является отсылкой к другим фонтанам группы: пышная растительность – к Тибру, а сидящий лев слева от фигуры богини – к Арно.

Диана

Статуя Дианы появилась несколько позже, чем остальные из группы Четырёх фонтанов. Она украшает угол здания, относящегося к рионе Треви и находящегося перед Палаццо Барберини. В фасад дома фонтан был встроен только в 1920 г.

Женская фигура в томной позе облачена в длинное платье, которое изящно приспущено, обнажая грудь. Правой рукой богиня опирается на камень, из которого течёт вода. И грудь, и вода являются символами напоминающими, что Диана — богиня женственности и плодородия. На переднем плане сидит собака, которая на многих изображениях сопровождает богиню охоты.

Эта скульптура, в отличие от других, не помещена в нишу, и статуя полулежащей богини имеет в качестве фона только заднюю стену, украшенную растительными узорами. Декоративное окно было добавлено во время реставрации в 1665 г. Среди мотивов листьев на нём можно разглядеть пчелу Барберини.

Фонтан посвящён не только Диане, так как ряд его декоративных замаскированных деталей напоминает о Сиксте V.

Камень, из которого бьёт струя воды и на который локтем опирается фигура богини, – это три горы Сикстинского герба, а звёзды и голова льва, вырезанные на стенке бассейна, – знаки отличия фамильного рода понтифика.

Четыре фонтана не включены в основные туристические маршруты Рима, но, тем не менее, они заслуживают внимания. Среди многочисленных городских фонтанов, помпезных и знаменитых, Quattro Fontane выделяются не только своим оригинальным расположением и композиционным оформлением, но и каким-то неуловимо трогательным очарованием старины и тайной, скрытой под тихим журчанием воды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector