Грузинская религия

Апостол Андрей в Грузии

По преданию, Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения Господа нашего Исуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился святой апостол Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы.

Одна из грузинских летописей повествует о посольстве в Иверию св. ап. Андрея. По вознесении Господа на небо Апостолы с Марией, Матерью Исуса, вошли в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, чтобы определить, куда и кому следовало идти для проповеди. Пресвятая Дева Мария сказала им:

Был брошен жребий. Пресвятой Деве досталась в удел Иверская земля (Грузия). Владычица с великой радостью приняла жребий и собралась было в путь, но явился Ей сам Господь Исус со словами:

После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к себе св. апостола Андрея и передала ему слова Господа. Апостол ответил:

Св. Андрей обошел с христианской проповедью многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, который находится недалеко от современного города Ахалцихе, своими молитвами святой  апостол воскресил недавно умершего сына одной вдовы. Увидев чудо сие, жители города с верою приняли Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием своим оставил здесь икону Пресвятой Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).

Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Также древнейшие источники сообщают о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея (священник Н. Покровский, цит. соч., с. 27).

«По древним преданиям, — читаем в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария, — Закавказье посетили с проповедью пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати (св. Андрей, св. Матфий, св. Варфоломей и св. Симон Кананит — прим. ред.) и один от семидесяти — святой Фаддей. Св. Андрей, обходя берег Черного моря, проповедовал в странах прибрежных, лежащих на пути его, в Колхиде и в Абхазии. В последней он оставался долго, особенно в знаменитом городе Севастополисе (ныне г. Сухуми, столица Абхазии — прим. ред.). Отсюда через Кавказские горы, где пришлось похоронить ему своего святого спутника Симона Кананита, святой благовестник направился к зихам, жившим у Азовского моря. В Иверии Св. Андрей благовествовал только в ее западной части, что подтверждают местные летописи, тогда как Великую Армению и Албанию он не посещал. Святой Матфий проповедовал также в Колхиде. Об этом мы узнаем из многочисленных свидетельств Дорофея, епископа Тирского (507-522), и Никиты Пафлагонянина (ок. 873), которые говорят, что Матфий, причисленный к дванадесяти апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен в первой Эфиопии (под Эфиопиею древние разумели и Колхиду). Из свидетельств Софрония (ок. 390) и Экумения (X в.) узнаем также, что святой Матфий проповедал и погребен в той именно Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, а обе эти реки находятся в Колхиде (митрополит Макарий. История Русской церкви. Том 1. Отдел 1. Глава 4).

Факт проповеди св. апостолов в Грузии подтверждают как местные, грузинские хроники, так и греческие и латинские церковные авторы — Ориген (2-3 вв.), Дорофей, епископ Тирский (4 в.), Епифан, епископ Кипрский (4 в.), Никита Пафлагонский (9 в.), Экумен (10 в.) и др. О приходе св. апостолов в Иверию говорят и археологические факты. Они ясно свидетельствуют, что в I-III вв. в Грузии существовали христианские церкви и даже общины

Также немаловажно отметить, что в  творениях Иринея Лионского (2 в.) среди христианских народов часто упоминаются Иберы, т.е. грузины

Армянская католическая церковь

Официально Армянская католическая церковь представляет собой общину людей, отколовшихся от ААЦ и перешедших в католики. Число последователей Армянской Католической церкви в настоящее время — около 740 тысяч. Богослужение у армяно-католиков происходит по армянскому обряду.

Венецианская Армения

В южной части Венецианской лагуны находится небольшой остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени, один из мировых центров армянской культуры. В 1717 году армянский католический монах Манук ди Пьетро основал здесь общину, которая построила на острове монастырь, библиотеку, церковь. В настоящее время монахи проводят для желающих экскурсии по острову.

Где живут армянокатолики

В настоящее время больше всего армянокатоликов проживают в Бейруте (Ливан), Алеппо (Сирия), в Грузии, Ираке. В мире их насчитывается чуть более одного миллиона человек.

Языковой вопрос

Еще совсем недавно Грузия была двуязычной страной — каждый грузин кроме родного языка изучал в школе русский. Так было во времена СССР и какое-то время продолжалось по инерции после его распада. Сегодня же школьники поголовно изучают английский и к русскому у них нет никакого интереса, особенно на фоне конфликтов стран.

Таким образом наблюдается общая тенденция: молодежь хорошо владеет английским, но не знает русского. Люди старше 45-50 лет довольно хорошо говорят по-русски и оперируют минимумом англоязычных слов. А в возрасте примерно 25-45 лет многие понимают русскоязычную речь, но говорить не могут (или стесняются), английский на хорошем уровне.

Известные грузины в России

Немногие народы могут похвастать таким значительным вкладом в мировую и российскую историю, как грузины. Это великие правители Грузии – Давид Строитель и Царица Тамара, при которых страна переживала свой расцвет, Шота Руставели, написавший знаменитого «Витязя в тигровой шкуре», Петр Ивер, епископ Газы и немецкий профессор Григол Перадзе.

Это князь П. И. Багратион, герой Отечественной войны 1812 годы и Дмитрий Амилахвари, полковник Французского легиона и участник Второй Мировой войны. Это советские политические деятели Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, которых, как минимум, нужно благодарить за ядерный щит, который защищает РФ и сейчас.

Деятель конца советской эпохи – Эдуард Шеварднадзе, прославился тем, что помогал разваливать СССР, а затем, после его развала, став главой Грузии, не смог удержать власть, отдав ее Михаилу Саакашвили, чей взлет закончился уголовным делом на родине, потерей грузинского гражданства и забавным губернаторством в Одессе.

Из наших современников нельзя не упомянуть:

  • Георгия Данелия – культовый кинорежиссер;
  • Николая Цискаридзе – Народный артист России и ректор Академии русского балета им. Вагановой;
  • Лео Бокерия – ведущий кардиохирург в мире;
  • Зураба Соткилаву – оперный певец, Народный артист СССР;
  • Тамару Гвердцители – великолепная певица, Народная артистка Грузии и России.
  • Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе и многие другие.

Всем хорошо также известно имя слишком плодовитого на взгляд москвичей скульптора Зураба Церетели и талантливого писателя и публициста Григория Чхартишвили (Бориса Акунина).

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

Православие

Здесь популярно предание, согласно которому для апостольской проповеди Божья Матерь должна была отправиться в Грузию, неся в новые земли учение своего божественного сына. Поэтому Пресвятая Богородица стала покровительницей этой страны. Но ей суждено было остаться в Иерусалиме, а её заменил апостол Андрей, который нёс с собой её нерукотворный образ, с которым и обошёл села и города Грузии, проповедуя Евангелия. В городе Ацкури (рядом с нынешним Ахалцихе) молитва апостола воскресила покойника, после чего жители города поторопились принять Святое Крещение. Здесь апостол и оставил икону Богородицы. 28 ноября в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы отмечается церковный праздник. Об этих событиях вещают грузинские, греческие и латинские церковные летописцы. В тот период Грузия состояла из двух государств: Иверии (Картли) на востоке и Колхиды (Эгриси) на западе. Апостол Андрей обошёл с проповедями обе части.

Первые христиане в Грузии также подвергались гонениям. Но после проповеди в 327 году Святой равноапостольной Нины православие стало в Грузии официальной религией. Она во исполнение воли Святой Богородицы пришла из Иерусалима в Грузию, где окончательно утвердила христианство. Святая Нина была инициатором строительства многих храмов, посвящённых Георгию Победоносцу, который был избран Грузией в качестве небесного покровителя.

Нешвенный хитон Христа (плащаница) является древнейшей грузинской святыней, он хранится в Мцхетском соборе, который веками был и продолжает быть духовным центром грузин. Здесь стоит кафедральный собор Светицховели, посвящённый 12 апостолам. Другой древней святыней Грузии является могила Симона Кананита, который приходился апостолу Андрею спутником и учеником.

С момента прочного вступления на путь христианства в IV веке Грузия непоколебимо стояла на защите учения Христа. А врагов-завоевателей и иноверцев было много: иранцы, арабы, монголо-татары, турки-сельджуки, османы – все они пытались насадить в Грузии свою религию. Множество людей – духовного звания и обычных граждан – приняли мученическую смерть за христианскую веру. Беспримерным в мировой истории стал случай, когда венец мученика приняли одновременно около 100 000 человек – жителей Тбилиси, отказавшихся исполнить волю хорезмского шаха Джалалетдина, потребовавшего пройти по разложенным на мосту иконам и осквернить их. Тогда за отказ казнили всех, в том числе детей и стариков, а было это в 1226 году. В Грузии их память поминается 13 ноября. Орда Тамерлана в 1386 году умертвила монахинь Квабтахевского монастыря, а во время нашествия шаха Аббаса в 1616 году 6 тысяч монахов Давид-Гареджийского монастыря приняли мученическую смерть. Грузия этими событиями подала христианскому миру пример самопожертвования и стойкости в защите своей веры.

Христианство

Православие

Грузинское православие не было лишено трагических моментов. Наиболее ужасающий случай датируется 1226 годом, когда страна подверглась вторжению Хорезмшаха Джалалетдина. Притесняя местное население и требуя от них принять ислам, он велел сложить все иконы на мост, чтобы все, кто верует в православие, осквернили их.


Однако твердые в своей вере люди отказались исполнить изуверский приказ даже под страхом смерти. В результате было казнено 100 тысяч человек, включая женщин, стариков и детей. Всех жертв страшной трагедии впоследствии причислили к лику святых, день их памяти приходится на 31 октября.

Большая часть народа, исповедующего православие, чтит именно Грузинскую православную церковь.

Другая ветвь православия представлена Грузинской Апостольской Автокефальной православной церковью. Во главе ее стоит патриарх — католикос. Возникновение этого направления тесно связано с культурой страны, а точнее — с созданием и развитием письменности (мргвловани).

Католицизм

Также широко распространен католицизм. Представителями этой группы являются прихожане Армянской Католической и Римско-Католической церкви. В основном это жители больших городов, их количество примерно равно двум процентам от всех жителей страны.

Армянская церковь


По последним сведениям, в Грузии проживают около 250 тыс. армян, чье вероисповедание восходит к древним восточным церквям. Армянский католикос Гарегин II время от времени ставил вопрос о том, чтобы в шести армянских храмах возобновились богослужения (пять располагаются в Тбилиси, а один — на юге страны). Патриарх Илия II отвечает, что такие требования можно будет предъявлять «только тогда, когда грузинская епархия в Армении получит такой же статус и ей будут переданы несколько церквей на севере Армении».

Армянские храмы в Грузии неоднократно подвергались вандализму, и с принятием закона 2011 года такие случаи лишь участились.

Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Согласно житию святой Нины, она родилась в Каппадокии, воспитывала ее старица Нианфора, которая привила воспитаннице любовь к Богу. Однажды святая Нина прочла о хитоне Господнем и спросила наставницу, где же сейчас находится святая риза. Нианфора рассказала девушке, что часть одеяния Христова, доставшаяся по жребию одному из воинов, была отнесена им в город Мцхет в стране Иберийской, что находится на северо-восток от Иерусалима.

Святая Нина узнала также, что жители этой страны по-прежнему находятся во тьме языческого неверия. Воспылав желанием найти хитон Господень, святая Нина молилась ночами Богородице, и наконец Святая Дева явилась ей во сне, повелев идти в страну Иберийскую и благовествовать Евангелие Христово. Богородица пообещала быть покровительницей святой Нине и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест, поцеловала его, связала своими волосами и рассказала дяде, патриарху Иерусалимскому, о видении. Дядя благословил племянницу на подвиг проповедования христианства в незнакомой стране, куда Нина и отправилась вместе с царевной Рипсимией, наставницей Гаианией и 53 девами, бежавшими в Армению от гнева нечестивого языческого царя Диоклетиана.

После мученической кончины своих спутниц святая Нина отправилась по повелению ангела на поиски города Мцхета

Там она вскоре стала известна среди людей благодаря чудесам исцеления, которые случались по ее молитвам, чем привлекла внимание царицы Наны. Исцелившись от тяжелой болезни по молитвам святой Нины, царица уверовала во Христа, а затем благодаря чудесному спасению на охоте обратился в христианство и царь Мириан

Это послужило спасению всего Иберийского народа.

Царь отправил в Грецию к святой царице Елене и святому царю Константину I Великому послов с просьбой направить к нему епископа и священнослужителей, дабы его народ был крещен и научен вере Христовой. К их приезду в городе Мцхете было начато строительство храма, который впоследствии стал духовным центром Грузии. Присланный царем Константином Великим Антиохийский епископ Иоанн со священником Иаковом и дьяконом положили начало церкви в Грузии. Впоследствии священник Иаков с Ниной просветили и другие земли страны Карталинской (Грузии). Святая Нина почила в преклонном возрасте, ее нетленное тело было сокрыто под спудом.

В честь святой Нины освящены множество церквей, в особенности в женских училищах. В 1860 году митрополит Исидор, будучи экзархом Грузии, перевел с грузинского на славянский язык службу равноапостольной Нине и издал ее для богослужебного употребления.

Исторические памятники христианства

На грузинских землях находится множество православных святынь, к которым осуществляют паломничество христиане со всего мира.

Одним из старейших монастырей на территории этой страны является Джвари («Крест»). Он находится в Мцхете (древней столице Грузии). Построен Джвари был в VI веке, когда православие в Грузии только начинало распространяться. Именно это место вдохновило Михаила Лермонтова, когда он писал поэму «Мцыри».

Храм Баграта поблизости Кутаиси, построенный в Х-ХІ веках родоначальником знаменитой княжеской династии Багратиони, внесён ЮНЕСКО в перечень объектов всемирного наследия. К сожалению, в наши дни сохранились лишь руины величественного комплекса.

Широко известен также Сионский собор в Тбилиси, датируемый VII веком. В нём хранятся две великие грузинские реликвии: крест Святой Нино и глава апостола Фомы.

Монастырь Вардзия – храмовый комплекс, вырубленный в скалах – был построен по приказу царицы Тамары в XII веке. Он по праву считается гордостью грузинского зодчества. Комплекс тянется на 900 м по берегу реки Куры, поднимаясь ввысь на 8 этажей. Всего в нём более 600 помещений, многие из которых украшены уникальными фресками. Монастырь служил убежищем для мирного населения при нападениях врагов и способен был дать кров двадцати тысячам человек.

«Ни гвоздя, ни жезла» или таможенные правила

Таможенные правила Грузии не ограничивают количество ввозимой валюты, однако рекомендуется декларировать сумму в долларовом эквиваленте превышающую 2000$. Что касается ввоза/вывоза национальной валюты (лари), то тут действуют достаточно жёсткие ограничения — норма ввоза средств в размере 25 000 лари; при превышении лимита необходимо подтверждать происхождение средств; вывозу подлежит не более 3000 лари, при этом не должно быть более 4 банкнот одного номинала.

Разрешено:

Беспошлинно в Грузию можно ввести пищевых продуктов стоимостью 500 лари, весом до 30кг, предметы личного пользования, не превышающие вес 100 кг, до 200 сигарет,  табачную продукцию, допускается ввозить в количестве, не превышающем 2 блоков сигарет, 50 сигар или же 250 гр чистого табака; ввозить можно не более 10 л пива и 3 л вина; охотничье оружие допустимо ввозить при наличии специальной документации и охотничьего билета.

Для вывоза различных драгоценностей, ценных металлов, камней, антиквариата, ценностей культуры – иконы, картины, скульптуры, необходимо получить специальное разрешение Министерства Культуры Беспрепятственно вывозятся драгоценности, задекларированные при въезде в страну.

Для физических лиц предусмотрен беспрепятственный ввоз следующих предметов: личное ювелирное украшение; один фотоаппарат, одна видеокамера, одна кинокамера с соответствующими пленками и аккумуляторами; один бинокль; один музыкальный инструмент;      один звукозаписывающий аппарат, один магнитофон, один диктофон; один телевизор; один радиоприемник; один сотовый телефон; один персональный компьютер; один калькулятор, одна обычная и одна детская прогулочная коляска; одна палатка и другие принадлежности палатки; спортивные принадлежности (рыболовные принадлежности, один велосипед без двигателя, одна); одежда и обувь.

Запрещено:

Запрещается ввозить/вывозить информационные материалы, компрометирующие Грузию, а также оскорбляющие национальные чувства её граждан, порнографию, оружие, в том числе холодное, патроны, взрывоопасные, химические и токсичные вещества. Запрещен вывоз предметов, представляющих историческую и культурную ценность.

Домашние животные

На питомцев потребуется оформить ветеринарный паспорт международного образца, что позволит избежать проблем при прохождении контроля. Кроме того, владельцу собаки потребуется обзавестись справкой о действующих прививках, что позволит ему беспрепятственно пересечь границу вместе со своими питомцами. Прочие требования отсутствуют, чем таможенное законодательство данного государства заметно отличается от большинства аналогов. Аналогичные документы оформляются и на любое другое ввозимое домашнее животное.

Основные направления религии

За долгие столетия своего распространения по территории страны, христианство видоизменялось и переосмысливалось. В результате работы мысли духовных отцов, церковь подразделилась на основные направления, которые исповедуют жители современной Грузии.

Православие


К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии. Грузинская апостольская автокефальная православная церковь стоит в ряду с самыми древними церквями мира. Согласно религиозным легендам, Грузия — это апостольский удел самой Богородицы, а православная традиция сформировалась тернистым путем мученичества и гонений, которые претерпевала Грузия во времена военных вторжений мусульман.

Сегодня православная церковь в Грузии обладает рядом привилегий, в отличие от остальных течений христианства.

Армянская церковь

Апостольская церковь Армении имеет свою епархию и в Грузии, поскольку там проживает немало армян еще со времен их переселения туда царем Ираклием в конце 18 века. Несмотря на сложные взаимоотношения между представителями всех христианских течений, включая и акты вандализма по отношению к святыням, в Грузии по-прежнему насчитывается не менее шести храмов армянской церкви. Первые упоминания о появлении этой ветви христианства в Грузии относятся к 11 веку.

Католицизм


Первое взаимодействие Грузии с римско-католической церковью относится к 7 веку, когда начинали оформляться расхождения во взглядах на основные положения христианства у востока и запада. Те прихожане, которые избрали для себя путь запада — остались приверженцами католицизма и сегодня в Грузии насчитывается до 100 тыс. верующих, до 30-ти приходов и католических монастырей.

Протестантизм

Протестантизм проник в Грузию не так давно — в начале 19 в. Первыми носителями этой ветви христианства были заезжие немцы, от которых впоследствии начали откалываться секты, ставшие затем полноправными церквями — адвентисты, пятидесятники, баптисты, а уже в конце 20 века появились евангелисты, квакеры и новоапостольцы.

Сегодня в Грузии насчитываются сотни протестантов, подавляющее большинство из которых грузины.

Несмотря на внутриконфессиональные расхождения во взглядах на Священное Писание, все религиозные течения Грузии христианские. В связи с доминирующей ролью православия, грузины являются наиболее близкой нацией для россиян.

христианство

Страница из редкой грузинской Библии , датируемой 1030 годом нашей эры, изображающая воскресение Лазаря.

Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. Это стало государственной религией Картли (Иберия) в 337. Превращение Картли в христианство зачисляется св.Нино из Каппадокии . Грузинская Православная Церковь , первоначально часть Антиохийской Церкви , получила свою автокефалию и разработала свое доктринальное специфику постепенно между 5 и 10 веками. Библия была также переведена на грузинский язык в 5 — м веке, как грузинский алфавит был разработан для этой цели. Как и везде, христианская церковь в Грузии имела решающее значение для развития письменного языка, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. С первых веков нашей эры в Грузии широко практиковались культ Митры , языческие верования и зороастризм .

Христианство постепенно вытеснило все прежние религии, кроме зороастризма, который стал в некоторой степени второй установленной религией в Иберии после мира в Ацилисене в 378 году, который навсегда поставил грузин на передовую линию конфликта между исламским и христианским миром . Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После того, как Грузия была присоединена к Российской империи , то Русская Православная Церковь взяла на себя грузинскую церковь в 1811 году.

Грузинская церковь восстановила автокефалию только после того, как в 1917 году закончилось русское правление

Однако советский режим , правивший Грузией с 1921 года, не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла с собой жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения

Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские постройки. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и поискам грузин для выражения религии вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа , критиковали коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых храмов, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская православная церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства после восстановления независимости Грузии в 1991 году. Это не государственная религия, но ее особый статус признан Конкордатом 2002 года .

Помимо Грузинской православной церкви, христианство в Грузии представлено последователями Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви , а также Грузинской католической церкви, которая в основном следует латинскому или армянскому обряду.

Исследование 2015 года оценивает примерно 1300 верующих христиан из мусульманского происхождения в стране, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма.

Отношение к курению и спиртным напиткам

Положительное и этого у темпераментных кавказских мужчин не отнять, особенно у представителей старшего поколения. Даже высокие штрафы не останавливают перед тем, чтобы сесть за руль подшофе. Даже после закона о запрете курения в общественных местах, гордые грузины не перестали клубить табачный дым на улицах, в закусочных и за рулем. Следовать дурному примеру не рекомендуем — чревато штрафами и сопутствующими проблемами.

Справедливо заметить, что высокая лояльность к алкоголю и табаку наблюдается в основном у мужчин старше 30-40 лет. А вот курящая грузинка — редкость, женщины пьют спиртные напитки, как правило, только во время праздничного или большого семейного застолья.

Фото: patrioti-tv.ge

Молодые парни сегодня, следуя моде, предпочитают электронные сигареты и вейпы; они не выпивают в течение рабочего дня, а проводят алкогольные посиделки по вечерам и в выходные. Снова-таки, это общая тенденция, на фоне которой в Грузии развиваются течения ЗОЖевцев и вегетарианцев.

Продажа алкоголя и табачных изделий в Грузии осуществляется круглосуточно, официально разрешена только лицам старше 18 лет.

Турки-месхетинцы — ahiska turkleri

Они же ахалцихские турки. Родом из окрестностей города Алахцихе (Новая крепость, Ахыска на турецком языке) в южной грузинской области Месхетия. Говорят на своем диалекте турецкого, исповедуют ислам. Но следуют многим грузинским обычаям, носят кавказскую национальную одежду, танцуют кавказские танцы.

Вопрос происхождения этого субэтноса довольно спорен. Кавказоведы окончательно не могут дать ответь. То ли это тюрки, испытавшее мощное грузинское влияние в средние века. То ли грузины-месхи, перешедшие в суннитский ислам при османском господстве.

В любом случае, грузины турок-месхетинцев своими не признают. А сами турки-месхетинцы волею исторических судеб разбросаны по всему миру… Поделитесь этой новостью у себя в социальной сети, а также добавляйте свои новости на сайт КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector