Религия азербайджана
Содержание:
- 92,5% азербайджанцев — мусульмане
- Отличить по имени и фамилии
- Религиозное разнообразие в Азербайджане[править | править код]
- Официальная религия жителей Армении
- Разделение религии и государства
- Мультикультурализм в Азербайджане [ править ]
- Регулирование государственно-религиозных отношении и законодательная база[править | править код]
- Вера Бахаи
- Социальные злоупотребления и дискриминация
- Иудаизм [ править ]
- Свобода религии
- Мультикультурализм в Азербайджане
- Азербайджанцы в России сегодня
- Государственный комитет по работе с религиозными образованиями[править | править код]
- Государственный комитет по работе с религиозными образованиями
- Зороастризм
- Свобода религии [ править ]
- Государственный комитет по работе с религиозными образованиями[править | править код]
- Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии
- Традиции деторождения
92,5% азербайджанцев — мусульмане
Кроме мусульман есть и представители других религий — православные, католики, протестанты, иудеи.
Какая вера в Азербайджане наиболее слабо распространена? По результатам общенационального социологического опроса о количестве и качестве верующих в Азербайджане, проведенного в 2004 году, азербайджанцы-мусульмане составляют 55,6%, мусульмане-шииты — 28,5%, мусульмане-сунниты — 8,4%, православные азербайджанцы — 2,1%, азербайджанцы христиане других конфессий — 0,8%, по 0,3% приходится на иудеев, нурчу и ваххабитов.
Меньше всего среди населения Азербайджана бахаистов, баптистов, а также хенефи и ибрагими — по 0,1% респондентов опроса. Всего опросили 1200 человек, это были совершеннолетние жители 12 городов и районов страны.
Отличить по имени и фамилии
Очень просто отличить армянина от азербайджанца по имени.
Согласно опубликованным армянским Национальным статистическим комитетом данным,
в последнее десятилетие в Армении самыми популярными именами для мальчиков
являются Наре, Давид, Самвел, Тигран и Гор. Девочек чаще всего называют Мария, Нарэ,
Мане, Мариам, Элен, Лусине.
В Азербайджане в пятерку самых распространенных мужских имен
входят Юсиф, Али, Гусейн, Омар и Угур. У девочек самые популярные имена — Захра,
Нурай, Зейнаб, Марьям, Айлин. При этом нередко детям в Азербайджане дают
двойное имя — Курбан Али, Ага Муса.
Современные армянские фамилии чаще всего заканчиваются на
суффикс «ян» (Петросян, Акопян, Шагинян). Суффикс выражает принадлежность к
роду, берущему начало от прародителя, чье имя используется в качестве фамилии.
Например, Саркисян — это дочь или сын Саркиса. Такая форма фамилии вошла в
употребление примерно с XVIII века.
Исконные азербайджанские фамилии оканчиваются на «заде»,
«оглу» и «кызы». Формы «заде» и «оглу» означают «сын» (Ибрагим-заде,
Ибрагим-оглу), а «кызы» — дочь (Захра Мамед-кызы). С приходом советской власти большинство азербайджанцев
русифицировали фамилии. Сейчас самая распространенная фамилия в стране —
Мамедов, ее носит каждый шестой азербайджанец.
Религиозное разнообразие в Азербайджане[править | править код]
Азербайджан является многонациональной и многоконфессиональной страной. Так, в разные времена язычество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и многие другие верования распространились в стране и оказали друг на друга взаимное влияние. К началу 2020-х годов многие исторически распространенные религии в Азербайджане продолжают свое существование, в то же время на территории страны свободно действуют и распространяются новые религиозные течения.
На территории Азербайджане действуют разные конфессии, однако среди них ислам занимает доминирующее положение. По приблизительным подсчётам 95 % населения Азербайджана составляют мусульмане, 5 % — представители других религий (иудаизм, христианство, бахаи, и тд.), атеисты и агностики. Примерно 85 % мусульман страны составляют представители шиитского направления, а 15 % — суннитского, при этом для большинства жителей страны мусульманская идентичность, как правило, основывается на культуре и этнической принадлежности, а не на религии. Традиционно села вокруг Баку и Ленкоранского района считаются оплотом шиизма. В некоторых северных районах Азербайджана проживают сунниты.
Из иных конфессий, в Азербайджане подавляющее большинство составляют представители русской православной церкви, а также различные христианские секты. В Азербайджане также имеются представители протестантских направлений — адвентисты, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы.
Помимо молитвенных домов, в республике функционируют исламские, христианские и иудаистские образовательные учреждения, в том числе Бакинский исламский университет, факультет Религиоведения Бакинского государственного университета. На факультете Международных отношений Нахчыванского государственного университета студенты обучаются по специальности «религиоведения». Также функционируют 10 исламских колледжей, воскресные школы при православных церквях, библейские курсы протестантских общин, курсы иврита, религии и культуры евреев, и тому подобное.
Преступления на религиозной почвеправить | править код
Согласно докладу «Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью»(ЕКРН), в Азербайджане религиозная ненависть и нетерпимость в ряде случаев являлась мотивом преступлений на почве ненависти.
Официальная религия жителей Армении
Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.
Республика Армения
Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2020 года составляет около 3 миллионов человек.
Статистика о религиях в Армении
Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:
- 95% населения принадлежит к ААЦ;
- 1% — к протестантам;
- 0,5% — к католикам;
- 0,5% — православные;
- 0,3% — езиды;
- 0,25% — мусульмане;
- 0,23% — иудаисты;
- 0,2% — бахаисты;
- 1,22% — атеисты;
Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.
Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении
Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.
Буддизм
В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.
Езидизм
Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».
Ислам
Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.
Язычество
Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.
Атеизм
Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.
Православные христиане в Армении
На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.
Свобода вероисповедания в Армении
Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.
Армения и Азербайджан религия
Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.
Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.
Разделение религии и государства
Азербайджан — светская страна , в которой религия и государство строго разделены согласно Конституции Азербайджана. Свобода вероисповедания признана Конституцией Азербайджана. Прозелитизм , религиозная пропаганда , что унижает достоинство народов и находится в противоречии с принципами гуманизма , запрещены. Система государственного образования светская.
Отношения между государством и религией регулируются Побочный Государственного комитета по работе с религиозными объединениями Азербайджанской Республики , установленных указом от президента Азербайджана Гейдара Алиева в 2001 году .
Мультикультурализм в Азербайджане [ править ]
Только в Баку более 20 общественных мест украинцев , турок-месхетинцев , татар , лаков , русских , лезгин , славян , грузин , курдов , ингилойцев , талышей , аварцев , европейцев и горских евреев , грузинских евреев , немцев и греков . По информации Государственного комитета по работе с религиозными организациями Азербайджанской Республики.В Азербайджане 1802 мечети, 5 православных, 1 католическая, 4 грузинско-католических, 6 синагог и других культовых сооружений. Население на 96% состоит из мусульман, на 4% из христиан и представителей других религий. Красное Село в Губе был домом для евреев с 13 — го века с их известным языком, специфическими обычаями и традициями. Есть 2 школы для детей евреев, 7 еврейских общин и 2 синагоги.
Правительство гарантирует равенство прав и свобод каждого, независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, финансового положения, рода занятий, политических убеждений, членства в политических партиях, профсоюзах и других общественных организациях в Конституции Азербайджана . (Статьи 25, 44)
В феврале 2014 года была создана Государственная консультативная служба Азербайджана по вопросам многонационального, мультикультурного и религиозного характера. Бакинский международный центр мультикультурализма был создан на основании указа президента Азербайджана от 15 мая 2014 года.
Алиев заявил, что 2016 год объявлен «Годом мультикультурализма» на основании указа от 2016 года .
Регулирование государственно-религиозных отношении и законодательная база[править | править код]
После обретения государственной независимости (18 октября 1991) в Азербайджане была обеспечена свобода совести и вероисповедания граждан, законодательные акты в этой области были приведены в соответствие с нормами международного права. В Конституцию, принятой в 1995 году, были включены пункты, регулирующие государственно — религиозные отношения и обеспечивающие свободу вероисповедания.
В соответствии со статьей 18 Конституции страны, «В Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. Запрещаются распространение и пропаганда религий (религиозных течений), унижающих достоинство личности или противоречащих принципам человечности. Государственная система образования носит светский характер». Кроме того, в соответствии со статьей 48 Конституции, которая закрепляет свободу совести, «Каждый вправе свободно определять свое отношение к религии, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять свои убеждения по отношению к религии. Совершение религиозных обрядов является свободным, если не нарушает общественный порядок или не противоречит общественной нравственности. Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения. Никто не может принуждаться к выражению (демонстрации) религиозного верования и убеждения, совершению религиозных обрядов или участию в них».
Азербайджанская Республика находится в числе правительств, подписавших Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод». Согласно статье 9 о «Свободе мысли, совести и религии» этой Конвенции, «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц».
Принятый в 1992 году Закон «О свободе вероисповеданий» создает гарантии для осуществления свободы вероисповедания в Азербайджанской Республике в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и международными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика, определяет статус религиозных образований, их права и обязанности, регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью религиозных образований.
В соответствии со статьей 1 главы 1 Закона «О свободе вероисповедания», «Каждый обладает правом исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии».
Согласно законодательству, граждане могут индивидуально или совместно с другими изучать богословие и получать религиозное образование на любом языке. На основании взаимного согласия, родители могут воспитывать детей в соответствии с собственными религиозными убеждениями и отношением к религии.
Помимо этого, Закон «О свободе вероисповедания» регулирует деятельность религиозных центров и управлений, религиозно — образовательных учреждений, определяет правила государственной регистрации и упразднения религиозных образований.
Вера Бахаи
В Вера Бахаи в Азербайджане проходит сложная история региональных изменений. До 1850 г. последователи предшествующей религии Бабизм были созданы в Нахичевань. К началу 20 века община бахаи, теперь сосредоточенная в Баку, насчитывала около 2000 человек и несколько бахаи . Это способствовало благоприятному вниманию местных, региональных и международный лидеры мысли, а также давние ведущие фигуры в религии. Однако под официальная доктрина из государственный атеизм во время советской власти община бахаи почти прекратилась, хотя он был немедленно реактивирован как перестройка ослабление контроля над религиями. Община бахаи Азербайджана переизбрала свою в 1992 г. К 2007 году современное население бахаи Азербайджана, сосредоточенное в Баку, вновь достигло своего пика по сравнению с советским периодом, насчитывая около 2000 приверженцев, из которых более 80% были обращенными. Однако община бахаи в Нахичевани, где впервые были основаны верующие азербайджанцы, серьезно переживала совсем недавно, в 2006 году, хотя это также может быть связано с пунктами 1–3 статьи 18 Конституции Азербайджана, подтверждающими, что все религии равны перед законом, но пропаганда религий, умаляющая человеческую личность и противоречащая принципам гуманизма, запрещена.
Социальные злоупотребления и дискриминация
Поступали сообщения о злоупотреблениях в обществе или дискриминации на основе религиозных убеждений или обычаев. Было распространено предубеждение против мусульман, которые обращаются в другую веру, и враждебность по отношению к группам, которые обращаются в свою веру, особенно к евангельским христианам и другим миссионерским группам. Это усугублялось неурегулированным конфликтом вокруг Нагорного Карабаха.
Вражда между армянами и азербайджанцами, усиленная нагорно-карабахским конфликтом, оставалась сильной. В те районы страны, которые контролируются армянами, бежали все этнические азербайджанцы , а мечети, которые не были разрушены, оставались бездействующими. Враждебность к этническим армянам в других частях страны вынудила большинство из них бежать в период с 1988 по 1990 год, и все армянские церкви, многие из которых были повреждены в результате этнических беспорядков , имевших место более десяти лет назад, оставались закрытыми. Как следствие, примерно от 10 000 до 30 000 этнических армян, оставшихся на короткое время, не могли посещать службы в своих традиционных местах отправления культа и были вынуждены скрывать свою личность. Позже из-за отсутствия физической безопасности почти все оставшиеся армяне также бежали.
В конце отчетного периода Свидетели Иеговы в Баку сообщили, что не могут использовать здание, которое они арендовали для религиозных собраний после подписания договора аренды в сентябре 2006 года. По словам Свидетелей Иеговы, местные жители наняли частных охранников, чтобы предотвратить их доступ к собственности 21 сентября 2006 года, и местная полиция проинформировала группу 24 сентября, что они не смогут проводить собрания в помещении из-за жалоб жителей. 17 апреля 2007 года четверо мужчин, как сообщается, ворвались в здание и напали на двух Свидетелей Иеговы и находившееся внутри имущество. Группа сообщила, что местная полиция отказалась расследовать инцидент, несмотря на то, что нападавшие были опознаны.
Как и в предыдущие отчетные периоды, газеты и телепередачи изображали «нетрадиционные» религиозные группы как угрозу самобытности нации и подрывающие национальные традиции межконфессиональной гармонии, что приводило к притеснениям на местном уровне.
В течение отчетного периода в газетах появлялись статьи с критикой ваххабизма и христианских миссионеров, а один телеканал транслировал «разоблачения» христианских церковных служб.
Также существовала враждебность по отношению к иностранной (в основном иранской) мусульманской миссионерской деятельности, которую многие рассматривали как попытку распространения политического ислама и, следовательно, как угрозу стабильности и миру. СМИ преследовали некоторые мусульманские общины, которые, по утверждениям правительства, были причастны к незаконной деятельности.
11 апреля 2007 года неизвестные бросили горящий предмет в окно недавно построенной римско-католической церкви в Баку. Священник публично заявил, что инцидент был почти наверняка преступным, и поблагодарил местные власти за расследование дела.
Подавление шиитской религиозности
Несмотря на то, что правящий режим Ильхама Алиева является страной с большинством шиитов, он регулярно и агрессивно навязывает секуляризм ; Азербайджанцам запрещено учиться в зарубежных хазах , азербайджанским женщинам отговаривают и запрещают обязательное ношение исламского покрова , алкоголь, такой как пиво и вино , производится и регулярно употребляется внутри страны, ежегодные поминовения Ашура тщательно изучаются и часто запрещаются.
Иудаизм [ править ]
Qırmızı Qəsəb имеет большую еврейскую общину.
В Азербайджане есть три отдельные еврейские общины ( горские евреи , евреи- ашкенази и грузинские евреи ), общая численность которых составляет почти 16 000 человек. Из них 11 000 — горские евреи, 6 000 — в Баку и 4 000 — в Губе , 4 300 — евреи-ашкенази, большинство из которых проживают в Баку и Сумгайыте , и 700 — грузинские евреи. В Баку есть три синагоги и несколько в провинции. Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде пожертвовал 40 000 долларов США на строительство Еврейского дома в Баку в 2000 году. Есть также еврейская деревня под названием Кырмызы Гасабу .
Свобода религии
«Статуя освобожденной женщины»изображая женщину, срывающую покрывало, Баку, Азербайджан
Конституция Азербайджана предусматривает свободу вероисповедания, а закон не позволяет вмешиваться в религиозную деятельность, если она не ставит под угрозу общественный порядок.
В результате Первая нагорно-карабахская война, мечети в Нагорный Карабах области были заброшены, а армянские церкви в Азербайджане также бездействовали или были повреждены в результате боевых действий.
Позиция властей в отношении ислама неоднозначна. К мужчинам, у которых бороды больше обычного, власти часто относятся с подозрением, опасаясь распространения Ваххабизм. Несмотря на отрицание властями этого вопроса, полиция Азербайджана подверглась критике со стороны юристов за нарушение прав соблюдающих мусульманские законы.
Однако Закон о религии 2009 года требует обязательной перерегистрации всех религиозных групп. Подавляющее большинство религиозных групп, получивших перерегистрацию, являются мусульманскими. Сотни других все еще ждут ответа от властей.
В 2019 году Комиссия США по международной религиозной свободе сообщил об аресте 77 человек, помеченных как «Шииты экстремисты », из которых 48 считались политические заключенные правозащитники также сообщили, что на судебных слушаниях в течение года эти люди свидетельствовали о том, что полиция и другие официальные лица пытали их, чтобы добиться ложных признаний. Власти ненадолго задерживали, штрафовали или предупреждали людей за проведение несанкционированных религиозных собраний; поскольку требования правительства по юридической регистрации были недостижимы для сообществ, насчитывающих менее 50 членов. Суды оштрафовали людей за несанкционированную продажу или распространение религиозных материалов. Представители гражданского общества заявили, что граждане продолжают терпимо относиться к «традиционным» группам религиозных меньшинств (то есть к тем, которые исторически присутствуют в стране), включая евреев, русских православных и католиков; однако к группам, считавшимся «нетрадиционными», часто относились с подозрением и недоверием.
Подавление шиитской религиозности
Несмотря на то, что это страна с мусульманским большинством (шиитов), правящий режим Ильхам Алиев регулярно и агрессивно применяет секуляризм; Азербайджанцам запрещено учиться за границей хавзы, Азербайджанских женщин обескураживают и запрещают обязательная исламская вуаль, ежегодно Ашура поминки изучаются и часто запрещаются.
Мультикультурализм в Азербайджане
Есть более 20 общественных мест Украинцы, Турки-месхетинцы, Татары, Лаки, Россияне, Лезгины, славяне, Грузины, Курды, Ингилойский народ, Талышский народ, Аварцы, Европейцы и Горские евреи, Грузинские евреи, Немцы и Греки только в Баку. По информации Государственный комитет Азербайджанской Республики по работе с религиозными организациями В Азербайджане 1802 мечети, 5 православных, 1 католическая, 4 грузинско-католических, 6 синагог и других культовых сооружений. Население на 96% состоит из мусульман, на 4%. Христиане и представители других религий. Красная деревня из Губа С 13 века здесь жили евреи с их знаменитым языком, особыми обычаями и традициями. Есть 2 школы для детей евреев, 7 еврейских общин и 2 синагоги.
Правительство ручается за равенство прав и свобод каждого, независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, финансового положения, рода занятий, политических убеждений, членства в политических партиях, профсоюзах и других общественных организациях. Конституция Азербайджана. (Статьи 25, 44)
В феврале 2014 года была создана Государственная консультативная служба Азербайджана по вопросам многонационального, мультикультурного и религиозного характера. Бакинский международный центр мультикультурализма был создан на основании указа президента Азербайджана от 15 мая 2014 года.
Алиев объявил, что 2016 год объявлен «Годом мультикультурализма» на основании указа от 2016 года.
Азербайджанцы в России сегодня
В настоящее время азербайджанцы расселены далеко за пределами Азербайджана (стоит вспомнить иранских представителей этого этноса). Сегодня их общая численность составляет до 35 млн человек. Они могут встретиться в самых разных странах, включая не только государства постсоветского пространства, но и Турцию, Афганистан, страны Европы.
Что касается азербайджанцев, проживающих в России, то только в Москве их, по приблизительным оценкам, насчитывается около 60 тысяч. Проживают они также в Сибири, где первое место по их численности занимают Югра и Тюменская область.
На вопрос о том, почему азербайджанцы везде чувствуют себя как дома, можно ответить, что этот народ всегда был открытым, жизнерадостным и очень дружелюбным. Такого же отношения они ждут и к себе.
Сегодня в мире азербайджанцы и их культура не менее узнаваемы, чем другие народы Кавказа. Многое из этого азербайджанского культурного наследия стало достоянием мировой культуры.
Нельзя забыть о том вкладе, который внесли такие известные азербайджанцы, как певцы Муслим Магомаев, Полад Бюль-Бюль Оглы и Рашид Бейбутов, композитор Узеир Гаджибеков, писатель Чингиз Абдуллаев, кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков и многие другие.
Рассматривая Кавказ, как великую общность различных этносов, понимаешь, что азербайджанцы – это неотъемлемая часть народов этого красивейшего горного региона. И без Азербайджана история всего Кавказа будет неполной.
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями[править | править код]
Логотип Государственный комитет по работе с религиозными организациями Азербайджана
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий в Азербайджанской Республике осуществление государственной политики в сфере религии. Государственный комитет был создан 21 июня 2001 года. В соответствии со статьей 48 Конституции Азербайджанской Республики, главными задачами комитета являются создание благоприятных условий для осуществления свободы вероисповедания, обеспечение контроля над соблюдением законодательных актов, связанных со свободой вероисповедания и государственная регистрация религиозных образований.
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями
Логотип Государственный комитет по работе с религиозными организациями Азербайджана
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий в Азербайджанской Республике осуществление государственной политики в сфере религии. Государственный комитет был создан 21 июня 2001 года. В соответствии со статьей 48 Конституции Азербайджанской Республики, главными задачами комитета являются создание благоприятных условий для осуществления свободы вероисповедания, обеспечение контроля над соблюдением законодательных актов, связанных со свободой вероисповедания и государственная регистрация религиозных образований.
Зороастризм
Внешнее видео |
---|
Храм огня Атешгях в Азербайджан
История Зороастризм в Азербайджане восходит к первому тысячелетию до нашей эры. Вместе с другими территориями Персидской империи Азербайджан оставался преимущественно зороастрийским государством до Арабское вторжение в 7 веке. Название Азербайджан в переводе означает «Страна Вечного Огня». Среднеперсидский, имя, которое, как говорят, имеет прямую связь с зороастризмом.Сегодня религия, культура и традиции зороастризма остаются в Азербайджане с большим уважением, и Новруз продолжает оставаться главным праздником в стране. Зороастризм оставил глубокий след в истории Азербайджана. Следы религии все еще видны в Рамана, Хыналыг, и Янар Даг.
Зороастризм в Азербайджане был связан не с выживанием древней религии в этом районе, а с более поздним приходом Парси Зороастрийцы, происходящие из Британская Индия, например, из Синд и Пенджаби город Мултан во время открытия нефти в Баку и необходимости квалифицированного труда в 1880-е гг. Храм Огня в Баку был построен для их использования на месте древнего храма огня, использующего природно горящий газ и нефть на земле. Структура а чартаки это стандартный храм огня зороастрийцев на протяжении тысячелетий.
Свобода религии [ править ]
Статуя освобожденной женщины », изображающая женщину, срывающую с себя чадру, Баку , Азербайджан
Конституция Азербайджана предусматривает свободу вероисповедания, а закон не позволяет вмешиваться в религиозную деятельность, если она не ставит под угрозу общественный порядок.
В отчете Государственного департамента США о правах человека в Азербайджане за 2004 год отмечены некоторые случаи нарушения свободы религии, такие как вмешательство в деятельность мечети Джума из-за политической активности ее имама. Все религиозные организации обязаны регистрироваться в правительстве, а таким группам, как баптисты , Свидетели Иеговы и члены Ассамблеи Бога, по-прежнему отказывают в религиозной регистрации. На официальном сайте Свидетелей Иеговы документально зафиксирован ряд актов религиозной нетерпимости, совершенных правительством Азербайджана в отношении членов Свидетелей Иеговы.
В результате Первой войны в Нагорном Карабахе мечети в Нагорном Карабахе были заброшены, а армянские церкви в Азербайджане также не функционировали или были повреждены в ходе боевых действий.
Позиция властей по отношению к исламу неоднозначна. Власти часто смотрят на мужчин, у которых бороды больше, чем обычно, с подозрением, опасаясь распространения ваххабизма . Несмотря на отрицание властями этого вопроса, полиция Азербайджана подверглась критике со стороны юристов за нарушение прав соблюдающих мусульманские законы.
Однако Закон о религии 2009 года требует обязательной перерегистрации всех религиозных групп. Подавляющее большинство религиозных групп, получивших перерегистрацию, являются мусульманскими. Сотни других все еще ждут ответа от властей.
В 2019 году Комиссия США по международной религиозной свободе сообщила об аресте 77 человек, признанных «шиитскими экстремистами», 48 из которых считались политическими заключенными.правозащитники также сообщили, что на судебных слушаниях в течение года эти люди свидетельствовали о том, что полиция и другие официальные лица пытали их, чтобы добиться ложных признаний. Власти ненадолго задерживали, штрафовали или предупреждали людей за проведение несанкционированных религиозных собраний; поскольку требования правительства по юридической регистрации были недостижимы для сообществ, насчитывающих менее 50 членов. Суды оштрафовали людей за несанкционированную продажу или распространение религиозных материалов. Представители гражданского общества заявили, что граждане продолжают терпимо относиться к «традиционным» религиозным группам меньшинств (т. Е. Исторически присутствующим в стране), включая евреев, русских православных и католиков; однако к группам, считавшимся «нетрадиционными», часто относились с подозрением и недоверием.
Подавление шиитской религиозности править
Несмотря на то, что правящий режим Ильхама Алиева является страной с мусульманским (шиитским) большинством, регулярно и агрессивно навязывает секуляризм ; Азербайджанцам запрещено учиться в зарубежных хазах , азербайджанским женщинам отговаривают и запрещают обязательное ношение исламского чадра , ежегодные поминовения ашура тщательно изучаются и часто запрещаются.
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями[править | править код]
Логотип Государственный комитет по работе с религиозными организациями Азербайджана
Государственный комитет по работе с религиозными образованиями является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий в Азербайджанской Республике осуществление государственной политики в сфере религии. Государственный комитет был создан 21 июня 2001 года. В соответствии со статьей 48 Конституции Азербайджанской Республики, главными задачами комитета являются создание благоприятных условий для осуществления свободы вероисповедания, обеспечение контроля над соблюдением законодательных актов, связанных со свободой вероисповедания и государственная регистрация религиозных образований.
Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии
Между Фондом Гейдара Алиева и Святым престолом было подписано «Двустороннее соглашение о реставрации римских катакомб»
Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый первой леди страны, послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиевой, проводит большую работу по строительству и восстановлению мечетей, святилищ, христианских и иудаистских храмов. Фонд осуществляет весьма значительные проекты по сохранению и пропаганде азербайджанских мультикультуральных традиций. Эти проекты реализуют не замкнутое развитие Азербайджанского мультикультурализма в рамках одной страны, а его функционирование в мире в условиях религиозного и культурного разнообразия. В рамках успешно осуществляемого проекта «Адрес толерантности — Азербайджан», в мечетях, церквях, синагогах ведутся ремонтно-восстановительные работы. Наряду со строительством и восстановлением Фондом исламских храмов, введение в эксплуатацию в Баку Православной церкви и образовательного центра для еврейских детей, реставрация римских катакомб и церквей в регионах Франции, возведение в Астрахани памятника Святому князю Владимиру, создание образовательного центра «Хабад-Ор-Авнер» для проживающих в Баку еврейских детей, выставка в различных странах мира фотографий всемирно известного фотографа Реза Дегати, отражающих религиозную толерантность в нашей стране, служат именно расширению отношений дружбы и взаимного уважения различных народов и конфессий. Благодаря ещё одной услуге Фонда, Азербайджан попал в историю как первая мусульманская страна в мире, организовавшая выставку в Ватикане. А это может быть расценен как один из высочайших примеров всемирного мультикультурализма.
Традиции деторождения
Забота о здоровье будущего ребенка начинается с начала беременности. Считается, что женщина, которая готовится стать матерью, должна быть особенно обходительной с другими, спокойной, радостной. Она должна как можно чаще часто смотреть на красоту природы — созерцать цветы, небо, воду и т.д. Важным обрядом считается первое купание малыша, на котором мать, по традиции, не присутствует. Ребенка купают в соленой воде, это олицетворяет его будущую чистоту, красоту и смелость (если речь идет о мальчике).
Еще одним важным семейным торжеством является обряд наречения имени. В разных регионах Азербайджана он проводится в разное время — на седьмой или на десятый день после рождения. Но суть его сохраняется веками. В доме накрывается богатая трапеза и приглашается много народа — родственники, соседи, в деревнях в гостях собираются практически все односельчане. Но начинается все не с яств, а со специальной сценки. Справа от ребенка читается азан (так называется исламский призыв к молитве), а слева — икама (ежедневный намаз). После этого ребенку нарекается имя, которое по обычаю выбирается из Корана.
С появлением первого зуба родня собирается на трапезу, на которой подается семь блюд, приготовленных из зерновых культур. Волосы малышу не стригут до годовалого возраста. В год ему первый раз остригают волосы, которые, наряду с первыми остриженными ногтями, по обычаю принято хранить в доме родителей.
Хватит девочек!
По традиции, в азербайджанских семьях всегда выше ценились дети мужского пола. Еще во время свадьбы невесте при входе в дом мужа давали подержать на руки младенца-мальчика, чтобы в новой семье в первую очередь родился именно мальчик. В народе существует пожелание о рождении семерых сыновей и одной дочери. Человек, первым сообщивший отцу и дедушке о рождении сына и внука, получал от них подарок.
А вот к родившимся девочкам отношение было равнодушное. И, если в семье рождалось подряд несколько девочек, это считалось чуть ли не несчастьем. Их называли именами, которые в переводе означали одно и то же — хватит, отпусти, достаточно девочек!