Азербайджанцы в россии — azerbaijanis in russia
Содержание:
- В других областях южного Дагестана
- Антропология об азербайджанцах
- Средневековье
- Происхождение языка
- №2. Алиев Заур («Зайка»)
- В Дербенте[править | править код]
- Виды спорта
- История
- Этнографические группы
- Алиевы
- Непохожие языки
- Отмечать все праздники мира
- Компоненты азербайджанского народа
- В других регионах России[править | править код]
- №9. Гейдаров Али Мусаиб-оглы («Альберт Рыжий»)
В других областях южного Дагестана
В историческом регионе Табасаран этнические азербайджанцы населяют левый берег реки Рубас. Рост и становление этнических азербайджанцев в этом регионе сильно зависели от процессов ассимиляции. В 1876 году многие табасаранцы уже переходили с табасаранского на азербайджанский в качестве своего первого языка.
Кроме того, в средние века население ряда деревень в Табасаране, а именно: Арабляр, Гимейди, Дарваг, Ерси и Кемах, состояло из этнических арабов, которые постепенно поглощались соседним населением, в основном азербайджанцами, такими как Йерси. Таты, в свою очередь, были ассимилированы азербайджанцами в последующие десятилетия. В настоящее время в селе Арабляр, являющемся частью Курахского района, проживают лезгины и азербайджанцы.
В настоящее время этнические азербайджанцы составляют большинство в деревнях Марага, Хили-Пенджик (включая поселение Екраг), Цанак, Арак, Ерси, Дарваг и Зил. Деревни Аркит и Хурвек, а также столица района Хучни являются смешанными азербайджанскими и табасаранскими. Азербайджанцы Цанака, Арака, Ерси и Хучни обычно говорят на двух языках на азербайджанском и табасаранском.
Нижний Катрух — единственная азербайджанская деревня в Рутульском районе. Азербайджанцы Нижнего Катруха считают себя потомками народов Ширвана.
Первая газета в Рутуле «Гизил Чобан», созданная в 1932 году, была напечатана на азербайджанском языке.
Антропология об азербайджанцах
Одни из антропологических типов Азербайджана
Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.
- форма головы-длинная,
- рост средний и выше среднего,
- преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.
Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.
Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе
Средневековье
История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.
В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы — они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.
В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.
Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.
Происхождение языка
Азербайджанский язык развился из восточной ветви огуз-тюркской (западно-тюркской) ветви языков, которая в изобилии распространилась на Кавказе, в Восточной Европе и в Северном Иране, а также в Западной Азии во время средневековых тюркских миграций. Персидский и арабский влияли на данный язык, но арабские слова, в основном, передавались посредством литературного персидского языка. На азербайджанский и узбекский языки иранские наречия оказали самое глубокое влияние — главным образом в фонологии, синтаксисе и лексике, в меньшей степени в морфологии.
Тюркский язык Азербайджана постепенно вытеснил иранские в регион, который сейчас является Северным Ираном. К началу XVI века он стал доминирующим в регионе и был разговорным языком в государствах Сефевидов и Афшаридов.
Историческое развитие азербайджанского языка можно разделить на два основных периода: ранний (с 16 по 18 век) и современный (с 18 века до настоящего времени). Ранний азербайджанский язык отличается от своего потомка тем, что в нем содержится гораздо больше персидских и арабских заимствований, фраз и синтаксических элементов. Ранние писания на азербайджанском также демонстрируют лингвистическую взаимозаменяемость между элементами огузских и кыпчакских наречий во многих аспектах (например, местоимения, окончания, причастия и т. д.).
По мере того, как он постепенно переходил от простого языка эпической и лирической поэзии к тому, чтобы быть также языком журналистики и научных исследований, его литературная версия стала более унифицирована и упрощена с потерей многих архаичных тюркских элементов, иранизмов и оттоманизмов, а также других слов, выражений и правил, которые не смогли завоевать популярность среди азербайджанских масс.
Между 1900 и 1930 годами было несколько конкурирующих подходов к объединению национального языка в ныне действующей Азербайджанской Республике, популяризированных такими учеными, как Гасан-бек Зардаби и Мамед-ага Шахтахтинский. Несмотря на значительные различия, все они были направлены прежде всего на то, чтобы облегчить полуграмотным массам процесс обучения чтению. Все они критиковали чрезмерное использование персидских, арабских и европейских элементов как на разговорном, так и на литературном языке и призывали к более простому и популярному стилю.
Российское завоевание Закавказья в XIX веке разделило единое культурно-языковое сообщество на два государства. Советский Союз способствовал развитию языка, но значительно изменил его при помощи двух последовательных изменений в системе письма — от персидской до латинской, а затем даже попытался ввести кириллицу, в то время как иранские азербайджанцы продолжали использовать персидские буквы, как они делали это испокон веков. Несмотря на широкое использование азербайджанского языка в АзССР, он стал официальным только в 1956 году. После обретения независимости население решило вернуться к латинскому письму.
№2. Алиев Заур («Зайка»)
Ласковое прозвище авторитет получил от своих родных — старших братьев и отца, и так оно за ним и закрепилось. Появился он в Москве в начале 2000-х годов и почти сразу выдвинулся в лидеры криминальной азербайджанской группировки. Бригада Алиева создала мощную конкуренцию двум другим влиятельным группировкам, принадлежавшим «Лоту Гули» и «Ровшану Ленкоранскому».
С обоими авторитетами «Зайка» находился в конфликте. Даже дошло до оскорблений в адрес Салифова во время личной беседы по телефону. В 2014 году Алиев попал в СИЗО «Матросская тишина», и «Лоту Гули» воспользовался своим шансом для мести. Люди Салифова вошли в камеру к Алиеву и сильно избили его, снимая все на телефоны и транслируя по скайпу самому Надыру. В итоге криминальное сообщество решило, что действовали люди Салифова не по понятиям. Сейчас Алиев отбывает длительный тюремный срок.
В Дербенте[править | править код]
До начала шестнадцатого века этнический состав Дербента оставался неизменным, пока город не стал частью империи Сефевидов. В 1509 году в Дербенте поселились 500 тюркских караманских семей из Тебриза. Полвека спустя еще 400 семей тюркского племени Баят были переселены в Дербент по приказу шаха Аббаса I. В 1741 году Надир-шах переселил тюркское племя Микри в Дербент. Адам Олеарий, посетивший регион около 1635 года, описал Ширван как государство многих народов, однако все они, помимо собственного языка, также говорили по-тюркски. Во время завоевания Петром Великим побережья Каспийского моря в 1722 году город Дербент был преимущественно заселен азербайджанцами[цитата не приведена 1004 дня].
Северная часть Дербентского района была заселена тюркским племенем терекеме, похожими на племя карапапаков, которые иногда классифицировались как отдельная этническая группа вплоть до двадцатого века. В Дагестане их также иногда называют падарами. Таракама возникла в различных частях Ширвана и была переселена ханом Мухаммедом из Кайтага к северу от города Дербент около 1600 года. С тех пор территория, населенная ими, упоминается как махал (район) Таракама.Район включал 10 деревень. В 1736 году около 300 семей Таракама из Кайтага продвинулись дальше через реку Сулак и поселились в Терекской долине в трех деревнях, где они позднее смешались с кумыками . Они в основном сунниты и говорят на разных азербайджанских языках, близких к диалекту шамахинского. В 2010 году азербайджанцы составляли 32,3% от общей численности населения с 38 523 человек.
Виды спорта
Номер | Имя | Изображение | Задний план |
---|---|---|---|
1 | Хади Саи | бывший иранский спортсмен по тхэквондо, который стал самым успешным иранским спортсменом в олимпийской истории | |
2 | Хоссейн Резазаде | бывший чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике | |
3 | Голамреза Тахти | Иранский олимпийский чемпион, борец и практикующий Варжеш-э Бастани | |
4 | Насер Хиджази | Иранский футболист и тренер, который наиболее заметно играл за Тадж / Эстеглал Тегеран | |
5 | Али Даеи | Бывший иранский футболист и тренер, который в настоящее время руководит «Персеполисом». Текущий мировой рекордсмен по количеству голов за сборную — 109 голов за Иран | |
6 | Карим Багери | иранский профессиональный футболист на пенсии | |
7 | Рахим Алиабади | выиграл серебряную медаль по греко-римской традиции на летних Олимпийских играх 1972 года. | |
8 | Махмуд Моллагасеми | выиграл серебряную медаль по вольной борьбе на летних Олимпийских играх 1952 года. | |
9 | Саджад Ануширавани | серебряная медаль летних Олимпийских игр 2012 г. в весовой категории до 105 кг среди мужчин. | |
10 | Мохаммад Пазиреи | выиграл бронзовую медаль в наилегчайшем весе на летних Олимпийских играх 1960 года в Риме. | |
11 | Юсеф Карами | соревновались в весовой категории до 80 кг на летних Олимпийских играх 2004 года и завоевали бронзовую медаль. | |
12 | Джаханбахт Тофик | выиграл бронзовую медаль по вольной борьбе на летних Олимпийских играх 1952 года. | |
13 | Хоссейн Садагиани | Иранский футболист и менеджер; в течение своей игровой карьеры нападающий, а затем был главным тренером национальной сборной Ирана с 1941 по 1950 годы. | |
14 | Ахад Пазай | выиграл золотую медаль по вольной борьбе на Азиатском турнире | |
15 | Али Ашкани | выиграл золотую медаль по вольной борьбе в Азии и серебро в мире | |
16 | Парвиз Хади | выиграл золотую медаль по вольной борьбе на Азиатском турнире | |
17 | Фарзад Абдоллахи | выиграл золотую медаль в полусреднем весе (-80 кг) в мире | |
18 | Мохаррам Навидкия | Футбольный игрок | |
19 | Паям Садегян | Футбольный игрок | |
20 | Моджтаба Джаббари | Футбольный игрок | |
21 год | Ягуб Карими | Футбольный игрок | |
22 | Мехди Рахмати | Футбольный игрок | |
23 | Бююк Ватанхах | иранский футболист на пенсии | |
24 | Джафар Салмаси | выиграл первую олимпийскую медаль Ирана на летних Олимпийских играх 1948 года. | |
25 | Азиз Асли | иранский футболист на пенсии | |
26 год | Джавад Аллахверди | иранский футболист на пенсии | |
27 | Карим Ансарифард | Футбольный игрок | |
28 год | Али Акбар Остад-Асади | иранский футболист на пенсии | |
29 | Сирус Динмохаммади | иранский футболист на пенсии | |
30 | Мохаммад Навази | иранский футболист на пенсии | |
31 год | Расул Хатиби | иранский футболист на пенсии | |
32 | Саид Маруф | воллейболист | |
33 | Бехнам Махмуди | воллейболист | |
34 | Хоссейн Рухани | каратэ | |
35 год | Камаль Шалорус | профессиональный боец смешанных единоборств | |
36 | Гадер Мизбани | профессиональный шоссейный велогонщик | |
37 | Мехди Сохраби | профессиональный шоссейный велогонщик | |
38 | Мохсен Шади | гребец | |
39 | Оалеб Талеби | рестлер | |
40 | Рухолла Дадаши | пауэрлифтер, культурист и силач | |
41 год | Шахрам Махмуди | воллейболист | |
42 | Хамид Эстили | тренер и отставной игрок | |
43 год | Афшин Биабангард | рестлер | |
44 год | Али Ашкани | рестлер | |
45 | Ахад Пазай | рестлер | |
46 | Кимиа Ализаде | Игрок тхэквондо, она первая иранская спортсменка, когда-либо выигравшая олимпийскую медаль. | |
47 | Мохаммад Багери Мотамед | Игрок тхэквондо | |
48 | Мансур Агаи | Иранский альпинист и тренер национальной сборной по скалолазанию. |
История
Поиск ответа на вопрос: «Откуда появились азербайджанцы как национальность?» заставляет погрузиться в глубокую древность. Древние жители области говорили на старом азербайджанском языке из иранской ветви индоевропейских языков. Происхождение азербайджанцев на ранних порах развития этого народа было иранским. В 11 веке нашей эры с завоеваниями сельджукидов огузские тюркские племена начали перемещаться по иранскому плато на Кавказ и Анатолию. Приток огузов и других туркменских племен был еще более усугублен монгольским нашествием. Здесь огузские племена разделились на несколько меньших групп, некоторые из которых (в основном, сунниты) перебрались в Анатолию (то есть более поздние оттоманки) и стали поселенцами, а другие остались в Кавказском регионе, а позже (из-за влияния Сафавия) превратились в анклав шиитского ислама в регионе. Последние должны были долгое время удерживать имя «туркмен» или «турок»: с 13 века они постепенно закрепили ираноязычное население Азербайджана (исторический Азербайджан, так же известный как Иранский) и Ширван (Азербайджанская Республика), тем самым создавая новую идентичность, основанную на шиитах и тюрках-огузах. Сегодня это тюркоязычное население известно как азербайджанцы.
Этнографические группы
В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту. Некоторые этнографические группы азербайджанцев сохранялись и в последней четверти XIX века.
- Айрумы — расселены на западе Азербайджана (в районе Гянджи, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа
- Афшары — группа азербайджанцев, расселённая по всему Ирану.
- Баяты — являются субэтнической группой как азербайджанцев, так и туркмен.
- Карадагцы — расселены по горному плато Карадаг, на северо-западе Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам.
- Карапапахи — проживают в западной части Азербайджана, частично в Грузии.
- Падары — жители Восточного Азербайджана. У них дольше, чем у других этнографических групп азербайджанцев, сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта.
- Терекеме — особая этническая группа азербайджанцев, проживают в Дагестане и в ряде южных районов Азербайджана.
- Шахсевены — расселены главным образом в Иране и на юге к Араксу в Джебраильской степи. Подразделениями шахсевенов считались, по данным А. Д. Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населённых пунктов Казахского уезда Кадырлы и Каралал.
В Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии, по данным С. П. Зелинского, было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. Этнограф и кавказовед Мапк Косвен отмечает, что среди азербайджанцев можно было в прошлом различать следующие племенные группировки: джеваншир, демурчасанлы, подразделявшиеся на такля и муганли, далее — джибраили, саржали, софули, гягили, ходжал-сахли, джиили, делагарда, кенгерли, имирли и.т.д.
Алиевы
Гейдар Алиевич Алиев — советский и азербайджанский государственный, партийный и политический деятель. Президент Азербайджана с 1993 по 2003 год. Дважды Герой Социалистического Труда.
Супруга — Зарифа Алиева — советский врач-офтальмолог, академик Академии наук Азербайджанской ССР, профессор. Разработала и ввела несколько новых методов лечения глазных заболеваний. Автор четырнадцати монографий и сотен научных статей, двенадцати рационализаторских предложений.
Сын — Ильхам Гейдар оглы Алиев — государственный и политический деятель, генерал-полковник армии, действующий президент Азербайджана. Четырежды побеждал на президентских выборах.
Супруга Ильхама — Мехрибан Алиева — первый вице-президент Азербайджана, президент Федерации гимнастики Азербайджана, руководитель рабочей группы по азербайджано-французским межпарламентским связям, посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, ООН, ОИК.
Первая дочь Ильхама и Мехрибан Алиевых — Лейла — главный редактор журнала «Баку», генеральный координатор Молодежного форума ОИК по межкультурному диалогу, председатель Азербайджанской молодежной организации России — АМОР, учредитель IDEA — инициативы международного диалога по охране окружающей среды.
Вторая дочь — Арзу — кинопродюсер, режиссер, общественный деятель. Как режиссер сняла документальный фильм Abadi ezamiyyat — «Последнее пристанище на чужбине».
Источник фотографии: 24smi.org
Непохожие языки
Речь армянина и азербайджанца просто отличить на слух. Армянский
язык относится к индоевропейской языковой семье, он очень древний, с примесью
слов, который остались от урартов. Он совершенно непонятен всем соседям, ничего
схожего среди других языков нет. По своему звучанию он немного напоминает
греческий.
Азербайджанский язык относится к алтайской группе. По мнению
большинства лингвистов, фактически он представляет собой диалект туркменского
языка. По звучанию он также схож с турецким. Более того, турки или туркмены вполне
смогут понять азербайджанца — многие слова в этих языках схожи.
Отмечать все праздники мира
Азербайджан на протяжении всей своей истории был страной, где бок о бок проживали разные конфессии. Никогда перед нацией не стоял выбор – или то, или другое, не стоял вопрос и об отказе от собственных национальных традиций. Выбор всегда был в пользу синтеза культур.
Толерантность и терпимость к другой вере получили развитие ещё в доисламский период, когда здесь были распространены христианство и зороастризм. Именно тогда и зародился весенний праздник Новруз, который и по сей день празднуется азербайджанцами с большим размахом. Также весной отмечают и советский Всемирный женский день, и американский День Мамы, День Папы, День Победы, День Цветов, День Республики и даже Пасху с Песахом.
Музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви в Баку.
К примеру, для тебя это может быть удивительно, но на Пасху на полках в кондитерских магазинах страны можно встретить … куличи, которые покупают не только православные христиане, отмечающие праздник. А что, если есть возможность в очередной раз ощутить вкус праздника, кто же ей не воспользуется.
Компоненты азербайджанского народа
Огузы в Азерйбаджане
Огнепоклонники-зороастрийцы стали основным населением этих земель, ассимилировав автохтонные племена Кавказа, близких в древним европейцам. До сих пор, Азербайджан зовется «страной огня», хотя уже давно исповедует ислам, а не культ Ахура-Мазды.Благодатные земли притягивали желающих легкой наживы, скоро здесь появятся скифы, массагеты и родственные им парфяне, а затем и тюрки: огузы, гунны, хазары.
Последние и переломили этническую историю региона, сделав доминирующим тюркский, а не иранский элемент, как было ранее.Арабское завоевание, принудительная исламизация страны еще более укрепила связь Азербайджана с миром ислама.И тюрки, и арабы, а позднее и монголы будут исповедовать ислам, а значит азербайджанские народы будут постоянно сражаться под флагами разных халифатов, неся веру или просто борясь за чужие интересы.
Битва Ирана и тюрок
Иранское население и его культурная парадигма, все более растворялась и исчезала в тюркском мире, окончательно это закрепилось во время расцвета империи Османов, где один из турецких родов — сельджуки, прямо происходит от потомков смешанного населения тюрок, остатков массагетов и населения современного Азербайджана.
Долгое время, зона границы между Ираном и Оттоманской портой, была и зоной границы тюркского и иранского частей азербайджанского народа.Но в 19 веку, она стала уже окончательно размытой.
В других регионах России[править | править код]
Расселение азербайджанцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение азербайджанцев в ПФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Расселение азербайджанцев в УФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
В 1879 году в Астрахани азербайджанцев, известных местному населению как персы или шамахатские татары, насчитывалось около тысячи человек. Азербайджанский нефтяной промышленник, купец первой гильдии Шамси Асадуллаев, основатель по торговым вопросам Асадуллаева, построил нефтяную базу недалеко от Астрахани, в поселении, в настоящее время известном как Асадуллаево.
В 1905 году азербайджанские политические деятели были среди тех, кто создал первую исламскую партию России, Иттифак аль-Муслимин в Нижнем Новгороде. Алимардан Топчубашов, был избран его руководителем. Партия была официально зарегистрирована в 1908 году. На выборах в российский законодательный орган 1906 года в Государственной думе Российской империи было избрано шесть этнических азербайджанцев, еще шесть на выборах в феврале 1907 года и по одному на каждом из следующих выборов.
В течение десятилетий после Второй мировой войны азербайджанцы сыграли значительную роль в развитии российской экономики. Азербайджанский геолог Фарман Салманов, который обосновался в Москве, обнаружил богатые запасы нефти в Сибири, которые ранее считались маловероятным нефтеносным регионом. Ожидается, что в 2019 году международный аэропорт Сургута, третий по загруженности в Западной Сибири, будет назван в честь Салманова после онлайн-голосования.
В наше время азербайджанское население имеется практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Самарской областях, Красноярском и Ставропольском крае и т. д.
Азербайджанцы создали несколько национально-культурных организаций, самой большой из которых является «Всероссийский Азербайджанский Конгресс» и «АзерРос», объединяющие региональные организации по всей России. В Москве азербайджанский язык и национальная культура изучаются в средней школе № 157. В Москве наибольшее число азербайджанцев проживают в районах Чертаново, Бирюлёво, Сабурово, Дегунино, Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки.
По данным журнала Forbes на 2004 год, в число ста самых богатых людей России входили четыре азербайджанца.
- Динамика численности азербайджанского населения в РСФСР и России
1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 |
---|---|---|---|---|---|---|
27 987 | 43 123 | 70 947 | 95 689 | 152 421 | 335 889 | 621 840 |
№9. Гейдаров Али Мусаиб-оглы («Альберт Рыжий»)
Еще один представитель азербайджанского города Гянджи, Гейдаров Али приехал в приполярное Приморье, где прочно обосновались его соотечественники, организуя торговлю фруктами и цветами. За светлые волосы и сходство с местным губернатором к нему прилипла кличка «Альберт Рыжий». Впоследствии, примкнув к местной «Комсомольской» ОПГ, Али стал именоваться «Альберт Архангельский». Участвовал в грабежах, вымогательстве, кражах и хулиганстве.
Был коронован в 2012 году сподвижниками клана «Деда Хасана». Затем Гейдаров переехал в Санкт-Петербург и, сменил прозвище на «Альберт Питерский». Слишком рьяно поддерживая Усояна, навлек на себя гнев многих криминальных авторитетов, включая Надыра Салифова. Гейдаров переехал в Турцию, но после череды неприятностей, в которых он показал себя не с самой лучшей стороны, вернулся в Россию. За вымогательство приговорен к длительному сроку — на свободу «Альберт Рыжий» выйдет только в 2021 году.