Народы россии: кабардинцы

Локализация

Территория, называемая «Кабардой», в разные исторические периоды могла охватывать не всегда одну и ту же область, а авторы исторических сочинений часто могли по-своему трактовать её местоположение на карте Северного Кавказа. Множество сообщений о населении и границах Кабарды сохранили русские летописные источники. Согласно «Книге Большому Чертежу» (описание карты Русского и соседних государств периода конца XVI века) Кабарда располагалась на левом берегу Терека между реками Ардан (совр. Ардон) и Кизыл (совр. Аргудан?):

Севернее указанных территорий, в районе рек Малки, Баксана, Чегема и Черека, «Книга Большому Чертежу» называет «землю Пятигорских черкасов», но фактически, описанные в ней территории входили в возникшую здесь позже область, так называемой, Большой Кабарды. В свою очередь расширение Кабарды на восток привело к появлению Малой Кабарды.

численность населения

Кабардинцы — самое крупное черкесское (адыгейское) племя в мире в целом и составляют крупнейшее черкесское племя в России, Турции, Египте и некоторых других странах региона. По состоянию на 2002 год в Кабардино-Балкарии , Россия, кабардинцы насчитывали около 520 000 человек . и около 50 000 человек в Карачаево-Черкесии , Россия. В Турции, где проживает более 1 миллиона из них, они сосредоточены на плато Узуньяйла в провинции Кайсери и вокруг (Центральная Турция), хотя есть кабардинские деревни в Балыкесире , Дузче , Эскишехире (Северо-Западная Турция), Чоруме , Самсуне и Токат (Черноморский регион) и многие другие. Значительные группы кабардинцев также проживают в Иордании ; и есть сообщества в Соединенных Штатах. Однако в Израиле и Иордании племена шапсугов и абзах соответственно являются самыми многочисленными.

Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ

Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость

Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ

Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:

Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо

Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.

Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».

Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

Гость адыга в крепости сидит

Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.

Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.

Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.

Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб

Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:

– сватовство;

– согласование суммы калыма;

– смотрины и обручение;

– выплата доли калыма;

– обряд вывода невесты из родного дома;

– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;

– переезд невесты в дом будущего мужа;

– обряд примирения жениха с родными.

Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.

Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

Кабардинцы [ править ]

  • Алегуко Шогенуков
  • Александр Александрович Черкасский
  • Алексей Черкасскийканцлер в Российской империи во время правления императрицы Елизаветы
  • Александр Бекович-Черкасский — князь Кабардинский
  • Александр Николаевич Бекович-Черкасский
  • Амирхан Шомахов
  • Атажуко Атажукин
  • Арманде Кумпал Кабартай Альтай-Маджини
  • Асланбек Хуштов — депутат парламента Кабардино-Балкарской Республики и спортсмен, завоевавший золотую медаль на летних Олимпийских играх 2008 года.
  • Авенир Чемерзин — полковник российской императорской армии и математик, прежде чем стать библиографом.
  • Bidar KADIN — Имперский консорт Абдул Гамида II в Османской империи
  • Борис Черкасский
  • Дмитрий Черкасский
  • Доамна Екатерина Черчеза — принцесса-супруга воеводы Молдавии в качестве жены Василия Лупу
  • Эльмирза Бекович-Черкасский
  • Федор Александрович Бекович-Черкасский
  • Федор Николаевич Бекович-Черкасский
  • Григорий Черкасский
  • Идар Кабардинский
  • Инал Великий — князь Кабардинский
  • Исмаил бек Атажукин
  • Иван Амашук
  • Иван Борисович Черкасский — двоюродный брат Михаила I в России
  • Иван Евгеньевич Черкасский
  • Якоп Черкасский
  • Касбулат Черкасский
  • Касей Атажукин
  • Камбулат Черкасский
  • Келемет Черкасский
  • Куденец Черкасский
  • Кургоко Атажукин
  • Ладислас дю Луар, графиня Лейла Хагондокоффкавалер Национального ордена за заслуги и Национального ордена Почетного легиона (командир), модель французского дома высокой моды Chanel
  • Людмила Моник Черина
  • Махидевран — Императорский супруг Сулеймана Великолепного Османской империи
  • Мамстрюк Черкасский
  • Мария ТемрюковнаЦарица из царизма России в качестве жены Ивана Грозного
  • Михаил Александрович Черкасский I
  • Михаил Александрович Черкасский II
  • Михаил Т. Черкасский
  • Михаил Юрьевич Черкасский
  • Муцал Черкасский
  • Никита Егупов-Черкасский
  • Петр Амашуков-Черкасский
  • Петр Борисович Черкасский
  • Росланбек Атажукин
  • Русудан Черкесскаякоролева-консорт Грузии (Картли) как жена Вахтанга Законодателя
  • Серветсеза Кадын — первая жена Абдулмеджида I Османской империи
  • Шолох Черкасский
  • Симон Черкасский
  • Сунчалей Черкасский
  • Темрюк — князь Кабардинский
  • Василий Амашуков-Черкасский
  • Василий Карданукович Черкасский
  • Владимир Черкасскиймэр Москвы (1868–1870)
  • Ефим Бекович-Черкасский
  • Юрий Темирканов — музыкальный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского филармонического оркестра с 1988 года.
  • Заур Тутов

История происхождение кабардинской породы

Уже как ясно из названия породы, родиной этого вида скакунов является один из районов на Северном Кавказе. При этом речь идет о горной местности с обрывистыми и крутыми склонами пиков, небольшими горными пастбищами, узкими горными тропками и дорогами, а также глубокими ущельями. Именно в этих условиях кабардинская порода и формировалась.

Сегодня почти невозможно даже приблизительно установить события раннего периода развития породы. Виновата во всем сложная история Кабарды — политическое и культурное образование, которого прекратило де-факто свое существование вследствие геноцида кавказских народностей, созданного Российской империей в процессе так называемой Кавказской войны. Массовая гибель или истребление местных жителей, в том числе, обернулись потерей исторических ценных данных о происхождении кабардинской породы.

На сегодняшний день есть два основных предположения того, как возникла эта порода:

  • Согласно первой гипотезе, «кабардинцы» являются результатом скрещивания степных аборигенных лошадей с восточными породами — арабскими, туркменскими и персидскими скакунами.
  • Другие ученые считают, что кабардинская порода полностью уникальна и сформировалась исключительно за счет жесткой селекции, которой черкесские коневоды подвергали местные породы.

Каким бы ни был настоящий механизм возникновения кавказской лошади, результат и на самом деле вышел просто замечательный. Черкесским жителям необходима была преданная и выносливая лошадь, которая смогла бы выполнять функции и вьючного животного, и боевого скакуна

Так и возникла порода, которая объединяет в себе необычайную выносливость и хорошую резвость, кошачью осторожность на горных узких тропах и отчаянную смелость в бою. Этот конь в одинаковой степени себя хорошо показывал и в дальнем переходе, и в боевой схватке

Уже к 16 столетию слава о невероятно резвых и выносливых кабардинских конях разошлась далеко за границы Кавказа. Легенды о черкесских лошадях ходили и в Восточной Европе, и в Западной Азии. Аристократы и купцы из этих стран платили огромные деньги за кабардинского скакуна. Наиболее массово данных животных скупала турецкая и крымская знать.

Геноцид кабардинского населения в начале 19 столетия не стал причиной для исчезновения этой породы. Новые хозяева Кавказа высоко оценили великолепные качества этих животных, потому в Российской империи эту породу продолжали дальше разводить.

В 20 столетии порода за собой сохранила статус одной из наилучших горных лошадей. Ее отменные качества сильно пригодились на горных участках Восточного фронта Красной армии во время Второй мировой войны.

Советские селекционеры всю первую половину прошлого столетия занимались активно последующим улучшением породы, и к началу 1960-х гг. сформировалась новая англо-кабардинская порода лошадей (по некоторой информации — это вид, а не порода). По своим характеристикам англо-кабардинцы близки к классическим черкесским породам, однако незначительно их превосходят в резвости и прыгучести, это их делает более подходящими для конного спорта.

Распад Советского Союза и общий крах животноводства в стране в 90-х годах чуть не поставил на грань вымирания эту породу. В самое критическое время в России находилось всего лишь приблизительно 350 кабардинских конематок. К счастью, большая любовь кабардинцев к коням не дала возможности породе полностью исчезнуть, и уже к началу 2010-х порода заново стала многочисленной, чтобы уйти от пропасти полного вымирания.

[править] Кабары и кабардинцы

Названия кабар напоминает название адыгского народа кабардинцев; возможно, между этими народами есть родственная связь.

Я. Потоцкий писал «Кабардинцы – выходцы из хазарского племени кабаров, кабарты стали предками князей Кабарды».

Кабардинцы имеюют некоторые следы влияния евреев и хазар.

Среди кабардинцев встречаются фамилии еврейского происхождения: Журтовы (местное название евреев), Абрамовы и др.

Семён (Шолуми) Ашуров вспоминает, что ему доводилось слышать от приятелей — кабардинцев предание о горском еврее по имени Худайнат (в кабардинском произношении — Куденет), который , благодаря своей удали и находчивости, понравился верховному князю Кабарды Идару и стал его зятем.

Историк Р.У. Туганов считает, что кабардинская фамилия Куденетовых, известных узденей-тлекотлешь (низший дворянский чин), имеет еврейское происхождение. Мы знаем ещё несколько кабардинских фамилий, имеющих еврейское происхождение. Ашуровы — кабардинцы происходят от некоего горского еврея из рода Ашурова Гъэзэгъа (имя его забыто), скрывавшегося от кровной мести в кабардинском селе и женившегося там на кабардинке. Эти Ашуровы в основном живут в села лтуд Прохладненского района КБР. Старшие поколения этого рода ещё общались со своими еврейскими родичами из Нальчика вплоть до 1950-х годах.

Там же, в Прохладненскои районе, живут кабардинцы — Симаховы. Они происходят от нальчикского горского еврея Симахова Исэгъа (Исаака), который в 1880-х годах, женившись на кабардинке, принял ислам.

Довольно многочисленная кабардинская фамилия Журтов также имеет еврейские корни: в переводе с кабардинского журт — еврей. Имя основателя этой фамилии никто не помнит, но известно, что родиной этого рода является Малая Кабарда (нынешний Терский район КБР).

История

Предками адыгов выступают меотские племена, занимавшие причерноморские и приазовские территории в первом тысячелетии до нашей эры. Языковые сходства заставляют предположить, что в формировании этноса участвовали племена древних касков и хаттов, населявших Анатолию и Южное Причерноморье с третьего тысячелетия до новой эры.
Первое упоминание кабардинцев относят к X столетию. Константин Багрянородный описывал Касахию — страну Касогов, расположенную вблизи Алании, Папагии, Зихии. К XVI столетию сведения о народе становятся более точными, область проживания локализуется в трех направлениях:

1.    Предгорные и равнинные территории левых притоков Терека — историческая область проживания, именуемая Кабардой.
2.    Правобережье Терека от устья Сунжи до устья Курпа — Малая Кабарда.
3.    Нижнее течение Терека, севернее Кабарды, включавшее территории горы Бештау (Пятигорья) — в русских документах получили название «Земли Пятигорских черкасов», именовались Большой Кабардой.

С XVI столетия налаживаются прочные связи с Московским государством, обусловленные целью воздействия на общего врага: Крымское ханство. Значительную роль в установлении дружеских отношений с Москвой сыграл кабардинский князь Темрюк Идаров (также Идарович). Он сумел объединить соседние народы, составив первое посольство 1552 г. Ивану Грозному. В последующие годы вместе с Грозным кабардинцы участвовали во взятии Казани, Темрюка, Тамани, Астрахани. Отношения скрепил в 1561 г. брак Ивана Грозного и дочери Темрюка Идарова, после крещения получившей имя царицы Марии Темрюковны.

 

Через 10 лет османское влияние восстановилось, в кабардинском регионе наступил период феодальной раздробленности. Местные князья продолжали оказывать влияние на соседние народы, перенимавшие быт, костюм, обычаи, культуру, правила поведения кабардинцев. Знатные представители родов поступали на российскую службу, в Смутное время приходили на помощь царю. Князь Черкасский, как ближайший родственник Марии Темрюковны и значившийся в Совете Второго ополчения первым по местничеству, выступал одним из претендентов на престол. Однако Земский собор 1613 г. остановился на нейтральном кандидате — Михаиле Романове, чье царствование положило начало 300-летнего правления великой династии Романовых.

В 1681 г. Черкасский договорился о вечном мире с Османской империей, а в 1739 г. от притязаний на территории отказалась Российская империя. До 1825 г., когда в ходе Кавказской войны регион был вновь присоединен к России, Кабарда существовала, как независимое государство.

Этнонимы

Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.

Впервые русским источникам адыги, в частности, будущие кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с XI века, когда языческий касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что теряет силы, взмолился Богородице и поверг противника на землю, затем вытащил из-за голенища сапога нож, зарезав Редедю. Впоследствии Мстислав крестил касогов и отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. В это время византийцы живших в горах адыгов-христиан по-прежнему именовали зихами. А часть адыгов живших выше в высокогорьях, именовалась ими папагами.

[править] История

Впервые о кабарах упоминает византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей»:

«Отделение от власти» можно понимать только как отказ в подчинении хазарскому правительству, что и явилось причиной междоусобной войны.

По-видимому, речь идёт о Гражданской войне, вспыхнувшей в Хазарии в начале 9 в., когда царь Обадия ввёл раввинистический иудаизм в качестве государственной религии. Кабары очевидно были противниками ортодоксального иудаизма или противниками верховной власти Обадидов, низвергнувших династию Ашина. Кабары представляли собой три рода (клана) объединенные под главенством одного князя.

Советский историк Сергей Павлович Толстов считает, что кабары (хвары) — это хорезмийцы (хвалисии), которые по его мнению, исповедовали синкретический иудаизм.

Часть восставших была убита, остальные присоединились в качестве восьмого племени к семи племенам венгров. После чего объединились под властью одного правителя и стали называться «каварами».

В 881 году венгры вместе с кабарами упоминаются в «Зальцбургских анналах» возле Вены — упомянута осада ими Кульберга в окрестностях Вены.

Константин Багрянородный отмечает, что кабары храбрее венгров, так как в бой идут первыми.

Язык и письменность[править | править код]

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.

До середины XIX века письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе[источник не указан 1743 дня].

14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».

С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. В других странах проживания в качестве второго языка используется государственный язык данной страны.

Авторы Гайдпарка

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Вот таким безразмерно эксцентричным был мой однокашник студент ЛИАПа Слава Семенов

    Читать полностью

Одежда

Кабардинские князья считались законодателями мод Кавказа. Традиционный костюм состоял из шаровар, сафьяновых чувяков, рубахи с высоким воротом на пуговицах, бешмета, черкески, папахи. Обязательный элемент костюма — богато украшенный наборный пояс или сабельное опоясье для холодного оружия: кинжала, шашки, сабли. Черкеска черного, коричневого, красного, белого цвета дополнялась газырями, нагрудником. В холодное время года и в походах носили бурки, для повседневного ношения использовали овчинные шубы.
Женский костюм состоял из туникообразной, доходящей до пола, рубахи, шаровар, распашного платья. Последнее могло быть повседневным и праздничным: торжественные наряды декорировались золотым и серебряным шитьем, искусно выделанным серебряным поясом, украшениями из драгоценных металлов. Девушки дополняли наряд высокой шапкой с золотым шитьем. После замужества ее заменяли на черный платок, концы которого оборачивали вокруг шеи, завязывая на голове. Сверху надевали изящный ажурный платок светлого оттенка.

Свадебные обычаи

Немало интересных традиций кабардинцев связано с заключением брака

Надо сказать, что народ Кабардино-Балкарии не любит проявлять спешку – тем более, в таком важном вопросе. Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители

О кандидатках в невесты семья жениха собирала всю имеющуюся информацию, расспрашивая родственников.

Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой. Очень важным аспектом было возможное родство с семьёй жениха. Допустить такой брак было нельзя, а потому рассматривались все родственники невест до седьмого колена.

После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.

Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.

Кабардинцы в традиционных нарядах

Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком.

Интересно, что исследователи такую традицию относят к одним из самых древних в культуре кабардинцев. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.

Кабардинская свадьба

Подготовка к свадьбе

Первым обычаем, который относится уже к организации свадьбы, является расселение жениха и невесты по разным домам. Но для этого сначала нужно, чтобы девушка покинула отчий дом.

Этот обряд называется «схождение с подушки». Для его проведения используется огромная расшитая подушка, на которую становится новобрачная, а вокруг неё размещаются друзья и родные.

Старшие мужчины принимающего рода должны выкупить невесту. Чаще всего за девушку вносят только часть оговорённого калыма. После того, как девушку выкупили, её подводят к жениху – для того, чтобы он вывел её из отчего дома. При этом женщина должна уверенно переступить порог правой ногой, это означает, что путь в новую семью будет лёгким, и беспроблемным.

Если же невеста спотыкается, то это расценивают как дурной знак. Данная традиция возникла из-за того, что раньше прах предков закапывали под порогом, чтобы они охраняли род от дурных людей. Шествие отводит в подготовленные комнаты сначала невесту, а после –жениха, при этом они живут в разных домах. После этого мужчина не имеет права контактировать со своими родственниками на протяжении 3–4 недель. В некоторых селениях тот же запрет распространяется и на женщину, но его применяют редко.

Это время молодые посвящают моральной подготовке к будущему замужеству.

Этнография

Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремесла: мужские-кузнечное, оружейное, ювелирное, женские-сукновальное, войлочное, золотошвейное. Традиционные мотивы шитья — стилизовованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

Планировка поселений до середины XIX в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая.

Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX в. Жилище разделено на несколько помещений с отдельными входами — по числу сегментов большой семьи.

Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний — бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда — шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

Традиционная пища — вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушеная и копченая баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подается паста (круто сваренная пшенная каша). Напиток — махсыма изготовляется из пшенной муки с солодом.

Система родства арабского типа. В сфере духовной культуры особое место занимает адыгэ хабзэ — совокупность традиционных норм и правил обхождения и поведения (этикет). Традиционные игры и зрелища носили военизированный характер (стрельба по подвижным и неподвижным мишеням, стрельба в мишень на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших и др.). Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector