Население азербайджана

Распределение населения по возрастным группам

Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2021 года, население Азербайджана имело следующее распределение по возрасту:

23.2 70.3 6.4
— процент людей младше 15 лет
— процент людей в возрасте от 15 до 65 лет
— процент людей старше 64 лет

В абсолютных цифрах:

  • 2 374 446 человек младше 15 лет (мужчин:
    1 258 962 / женщин: 1 115 586)
  • 7 199 375 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин:
    3 540 792 / женщин: 3 658 583)
  • 659 978 человек старше 64 лет (мужчин:
    239 369 / женщин: 420 609)

Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:

65+
15-64
0-14
мужчины женщины

Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.

Как мы видим, возрастная пирамида Азербайджана имеет стационарный или омолаживающийся тип. Такая пирамида типична для развитых стран, для которых характерно снижение рождаемости.
Несмотря на это, при относительно низкой смертности, население таких стран имеет относительно высокую ожидаемую продолжительность жизни.

Язык

В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда

Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.

Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.

Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.

На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.

В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.

Численность населения Баку на 2021 год. Количество жителей Баку

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Баку Годы
155 876 человек 1903 год
214 672 человек 1913 год
453 333 человек 1926 год
787 623 человек 1939 год
652 507 человек 1959 год
1 262 515 человек 1970 год
1 013 436 человек 1979 год
1 788 854 человек 1999 год
2 045 815 человек 2009 год
2 204 200 человек 2015 год
2 374 000 человек 2016 год
2 262 600 человек 2018 год

График изменения численности населения Баку:

Численность населения Баку в 2015 году составила 2 204 200 человек, а агломерации – на 492 тысячи больше. Плотность населения города — 1015 чел./км².

Численность жителей Баку выросла с 13 тысяч в 1860-х годов до 112 тысяч в 1897-м и до 215 тысяч в 1913-м, что поставило его на первое место по населенности среди городов Кавказа. 

После того, как в начале 19 века Баку превратился в многонациональный город, азербайджанцы в нем оказались в меньшинстве до 1940-х годов. Те из них, кто не занимались торговлей и нефтепромыслом, работали, в основном, чернорабочими. Армяне также были заняты в нефтепромысле и торговле, русские были чиновниками, военнослужащими, владельцами и служащими на нефтепромыслах, извозчиками и мастеровыми. 

В 1843 году Баку был небольшим поселком, в котором проживало 2 150 человек, 20% из которых составляли армяне, а другие были мусульманами. 

В 1913 году 35,5% бакинцев составляли представители трех восточнославянских народов, 21,4% — азербайджанцы (в то время – закавказские татары), 19,4% — армяне, 11,7% — персы, 4,5% — евреи, 1,9% — грузины, 1,5% — немцы и 1,1% — татары. Мусульмане в основном проживали на западе и в историческом центре города, армяне – на востоке, а русские – в промышленных районах. Когда был построен новый центр, возникла смешанность населения. Грамотных жителей старше 5 лет было 49%. В частности, доля грамотности среди азербайджанцев составляла 22,2%, среди русских – 62,4%, а среди армян – 63,4%. 

Спустя тринадцать лет численность населения Баку возросла почти на 240 тысяч человек. Национальный состав был представлен следующим образом (в порядке уменьшения): русские, азербайджанцы, армяне, евреи, татары, украинцы, персы, немцы, лезгины, таты, грузины, белорусы, горские евреи, поляки, осетины, греки, мордва, латыши, среднеазиатские евреи, литовцы, эстонцы и другие народы.

В 1989 году в городе жили 1 795 000 человек, почти 300 тысяч из них являлись русскими. До 1988-го, как минимум 200 тысяч бакинцев представляли армяне, но они уехали из города после армянского и сумгаитского погромов. 

В 1999-м численность горожан старше шести лет составила 1 634 193 человека. В основном ими являлись азербайджанцы, дальше следовали русские, татары, лезгины, евреи, грузины, турки, талыши, таты, курды, аварцы, армяне, цахуры, удины, и другие народы.

В 2009 году численность азербайджанцев составила 90,3%, а русских – 5,3 %. Кроме этого в городе живут украинцы, курды, ряд дагестанских народов, евреи, грузины и турки.

Этнохороним: бакинцы, бакинец, бакинка.

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и дагестанцев в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число коренных народов Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в Дербенте и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к Армении, однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, армяне не собираются признавать это.

В чем суть ислама

Основатель религии — Великий Пророк Мухаммад. Священная книга мусульман — Коран. В переводе с арабского слово «Коран» означает «чтение вслух». Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия).

Какие сверхъестественные существа есть в исламе? Аллах, ангелы, добрые и злые джинны, гурии и Бурак (в переводе с арабского «Молниеносный», крылатая лошадь с человеческой головой).

Бурак — крылатая лощадь с человеческой головой. В исламе считается, что именно они вознесут праведников на небо

Бог у мусульман создал Землю, всех живых существ, семь небес. Ниже первого неба находится ад. Как и в любой другой религии, в исламе существовали посланники и пророки. Шариат (в переводе с арабского «правильный путь») устанавливает правила — что можно и нельзя делать.

Мусульмане считают, что душа — невидимая сверхъестественная сущность человека. Она может существовать и без тела. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог и сотворил их бессмертными. От поведения человека в земной жизни зависит то, куда отправится душа после смерти тела.

Как и в христианстве, в рай после смерти отправляются праведники, в ад — грешники. Надо жить правильно, соблюдать заповеди, молиться, творить добрые дела.

Отличия ислама от христианства:

  • у христиан человек в ад или  рай попадает навеки, а мусульмане верят, что можно из ада попасть в рай;
  • Аллах существует в единственном лице. Троицу ислам не признает.

Ездить в метро

У местного метро есть одна особенность: в период часа пик (с 7:00 и до 10:00 и с 17:00 и до 20:00) ты не сможешь даже войти в вагон, очень много людей! Население города около 2,3 млн человек, и метро — основной вид транспорта.

Как передвигаться по городу с комфортом

Такси в Баку стоит совсем недорого. Например, поездка по центру обойдётся в 3—5 манатов (≈ 110—185 руб.). Не забывай торговаться, ну а если понравилась поездка — оставить пару манатов на чай. Также популярно приложение для заказа такси Bolt.

Кстати, этим летом я пытался сделать несколько фотографий бакинского метро, но полицейский, дежуривший на станции, запретил мне делать это. Дело в том, что метро Баку считается стратегическим объектом и поэтому любая фото- и видеосъёмка тут запрещена, даже на мобильный телефон! Наказания, конечно, никакого не будет, но тебя попросят удалить все фото.

Попасть в метро можно, купив карту BakiKART (цена — 2 маната / ≈ 74 руб.). Стоимость проезда — 30 копеек (≈ 38 руб.). В ходу два типа карт — BakuCART (пластиковая карта) и BakuCART Limited Use (бумажная карта стоимостью 20 копеек / ≈ 15 руб. на 1, 2, 3, 4 поездки), продаются на всех станциях и выглядят как карта для поездок в московском метро.

Питаться в фастфудах

В Баку есть масса сетевых ресторанов быстрого питания, но азербайджанская кухня настолько разнообразна, что не стоит даже тратить время на них.

Одних супов здесь десятки на любой вкус. Например, шорба (суп из баранины), кюфта-бозбаш (суп из фрикаделек), пити (суп из картошки, гороха и баранины), овдух (окрошка), довгат (кисломолочный суп с горохом и зеленью), балва (суп из говяжьего бульона с рисом и зеленью) и многие другие. 

Самое популярное блюдо на завтрак — омлет под названием «Кюкю» (омлет со свежей зеленью). Попробовать можно повсеместно.Рыбные блюда также популярны из-за близости Каспийского моря. Я уже не говорю о десертах и сладостях.

Поэтому не трать своё время на посещение фастфудов, если только это не заведения национальной кухни Азербайджана, которые представлены в больших торговых центрах, например в Park Bulvar, и на улочках города.

Купаться где попало

Баку расположен на Апшеронском полуострове и омывается морем с трёх сторон. Береговая линия состоит в основном из песчаных пляжей, хотя есть и каменистые, но они встречаются реже. В черте города купаться нельзя, убедишься в этом после прогулки по набережной Приморского бульвара. А вот за городом в районе посёлков Бильгях, Мардакян, Бузовна, Новханы, Загульба, Нардаран есть респектабельные пляжи, отели и аквапарки.

Где отдохнуть и искупаться

Amburan Beach Club. Самый пафосный, но нет водных аттракционов, стоимость — 25 манатов с человека (≈ 925 руб.). За эти деньги можно воспользоваться бассейном, лежанкой и душевой кабиной.

Sea Breeze Resort. Самый приличный и чистый, а также самый хороший пляж, стоимость — 20 манатов с человека (≈ 740 руб.).

Dalga Beach Aquapark Resort. Самый крутой аквапарк в Баку. В выходные вход в Dalga Beach Aquapark Resort обойдётся иностранцам в 70 манатов (≈ 2590 руб.), местным — в 50 манатов (≈ 1850 руб.). В будни — 50 манатов для иностранцев, 35 манатов (≈ 1295 руб.) для местных.

Bilgah Beach Hotel. Вход в аквапарк Bilgah Beach Hotel, расположенный в Бильгях, стоит 50 манатов (≈ 1850 руб.) на человека, на частный пляж при отеле — 30 манатов (≈ 1100 руб.). Детям до шести лет вход в аквапарк бесплатный.

Af Hotel Aqua Park. Самый экономичный аквапарк с пляжем ближе к центру города. Вход — 15 манатов (≈ 555 руб.) на человека.

Самый хороший и оборудованный пляж у отеля Sea Breeze Resort. Дело в том, что близко к берегу в Каспийском море могут быть сильные течения, подводные ямы и острые камни. Особенно море опасно, когда дует сильный ветер. На дорогих пляжах в 100 метрах от берега натянут трос безопасности, за который заплывать нельзя. В любом случае внимательно следи за детьми и ни в коем случае не оставляй их одних купаться в море.

Подобные правила не испортят долгожданный отдых в Баку. Если вдруг тебе что-то станет непонятно или покажется странным, не бойся и не стесняйся. В этом городе рады любому туристу и тебе всегда пойдут навстречу, потому что Баку — воплощение восточной сказки и гостеприимства. Удачи и прекрасного путешествия!

Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет

До ислама на территории Азербайджана были распространены зороастризм, иудаизм и христианство. Ислам там появился во время правления Второго праведного Халифа Абу Хафс Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия (639-644 гг.). Менее чем за сто лет ислам распространился на всей территории Азербайджана. Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать и получали покровительство мусульман.

Когда в начале XIX века Азербайджан присоединили к Российской империи, начался новый этап исламизации страны. Политика российского правительства: привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и создать в исламской религии структуру, как в христианской церкви. В 1832 году Николай I написал Сенату письмо. В нем он просил подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья. Не одобрил ни один из документов, которых ему прислали.

И только в 1872 году Николай I утвердил «Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья». За основу взял принцип организации русской православной церкви. Были созданы два мусульманских административных органа: суннитское и шиитское духовные управления.

Шиитский муфтий, глава Управления мусульман Аллахшкюр Пашазаде на Играх Исламской солидарности в 2017 году. Это спортивное мероприятие объединяет суннитов и шиитов из разных стран.

Игры должны были открываться с суннитского азана. Это вызвало протест у Пашазаде, так как большая часть населения страны — шииты. В итоге от открытия игр азаном отказались

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Средневековье

История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.

В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы — они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.

В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.

Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.

Заключение

Подведём итоги:

Азербайджан – светская республика по конституции, одна из самых веротерпимых земель исламского мира. Здесь прижился не только ислам, со своими основными направлениями, но и множество представительств других религий, включая христиан, иудеев, огнепоклонников, и многих других. Люди, живущие здесь, не притесняли евреев, не организовывали гонения на христиан, и в целом вели себя так, как и полагается вести себя в цивилизованном обществе.

Но, к сожалению, есть в Азербайджане и те, кто не хочет мириться с таким жизненным укладом, и старается дестабилизировать обстановку, дабы превратить страну огней в государство, где главенствует шариат. Эти настроения стали более отчётливо прослеживаться в последнее время.

Коренное население Азербайджана, по большей части, исповедует ислам шиитского толка. К христианской конфессии, в большинстве случаев, причисляют себя русские и грузины, а иудаизм, преимущественно, исповедуют евреи.

Религиозная история в стране огней очень богата и насыщенна. Здесь встречаются и язычество, и христианство, и ислам, и даже зороастризм. Последний, кстати, как уже говорилось выше, оставил огромный след в культуре Азербайджана. Его влияние сохраняется даже до сих пор, что уже было показано выше.

Надеемся, что повествование сделало Вас ближе к народу и религии Азербайджана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector