Мифология и религия древних египтян: вероисповедание, искусство, религиозные представления в наше время
Содержание:
- Египет: Африка или Азия
- Мумификация умерших
- Религия древнего Египта и ее особенности
- Суннитский ислам — это основная религия Арабской Республики Египет
- Демография
- Религия современного Египта
- Демография
- Отдых на популярных курортах Египта
- Последние новости Египта
- Погребальный культ
- География
- Религия Египта и туризм
- Какой климат в Египте, сухой или влажный?
Египет: Африка или Азия
Египет – страна двух континентов, расположенная на стыке Азии и Африки. Граница проходит в районе Суэцкого канала. Небольшая часть страны относится к Ближнему Востоку, остальная территория – к Северо-Восточной Африке.
В наше время азиатская часть Египта – это только Синайский полуостров. Но так было не всегда. В Древнем мире Азию и Африку разделял Нил. Геродот отнес всю территорию страны к Азии, а в середине ХІХ века Египет стал полностью африканским.
Синай непродолжительное время принадлежал Израилю и только в 1979 году окончательно сформировалась современная карта Египта. Часть Азии в виде Синайского полуострова теперь закреплена за Египтом.
Отдыхая в Шарм-эль-Шейхе, знайте, что это Азия, а если вы в Хургаде, то перед вами Африка.
Мумификация умерших
Согласно египетским верованиям, судьба человеческой души зависит от того, как человек жил на земле, после смерти каждая душа представала перед судом Осириса (богом подземного мира), который решал, будет ли душа жить вечно в постоянном благословении и удовольствии или нет.
Важным фактором, дающим душе надежду на вечное счастье, был тот факт, что тело умершего было сохранено для бессмертной души — отсюда и практика мумификации трупов. Геродот в своих работах упоминал три способа бальзамирования тел: только фараон мог позволить себе самый дорогой способ, и даже низший слуга мог позволить себе самое дешевое бальзамирование. Процесс бальзамирования проходил в следующем порядке:
- Трупы тщательно мылись,
- Мозг извлекался из черепа с помощью металлического крючка,
- Специальным ножом вскрывалась брюшная полость, внутренние органы удалялись, затем они помещались в отдельных вазах,
- Тело подвергалось засолке в течение одного месяца,
- Тело подвергалось сушке в течение семидесяти дней.
Мумифицированное тело должно было быть похоронено в специальном саркофаге в сидячем положении со скрещенными на груди рукам. Мужчины после смерти должны были быть подстрижены, а волосы женщин оставляли той же длины, как они носили при жизни. В случае повреждения тело восстанавливали глиной, песком, смолой и опилками. Бальзамирование заканчивалось обертыванием тела в ткани, пропитанные благовониями и смолами.
Религия древнего Египта и ее особенности
Храм поклонения богам Египта
Вера до принятия христианства
Начиная с Додинастического периода появляется Древнеегипетская религия. Она развивается и сохранятся до принятия христианства.
Христианство о религии в Древнем Египте говорят, как о язычестве. Доисторические племена во всех природных явлениях, которые не могли объяснить, видели что-то сверхъестественное и таинственное.
Во времена ранней религии существовал фетешизм и тотемизм. Общеегипетские религиозные символы как раз взяли начало от фетешей.
На религию, процветающую на территории Древнего Египта, неизменно влиял Нил. Его разлив, приносящий на берега плодородные почвы, воспринимался как благодательная сила, а наводнения наоборот. Наблюдая за звездным небом и временем разлива реки, египтяни начали понимать исчисление времени и разбираться в азах астрономии, которая тоже наложила своей след на развитие религии.
В первых поселения египтян появлялись индивидуальные божества, чаще всего в виде животного — тотема.
Почему боги имели лица животных
Сначала животным поклонялись из-за их мощи и силы. Но со временем стали считать, что некоторых животные вместилища божественного начала.
Анубис сопровождает душу старушки в загробный мир
Крупный рогатый скотсимволизировал изобилие и плодородие. В Нижнем Египте скотоводством занимались больше, чем в другой части цивилизации, так как условия для крупного рогатого скота лучше. Соответственно регионом почитаем коров и быков был Нижний Египет.
Также почитали и обожествленныхкрокодилов. Выбирались отдельные особи, которых окружали почетом. Им возносились молитвы и приносились жертвы.
Большое количество божеств соотносилось скошачьими. Львы символизировались с могуществом и силой. Также лев был эмблемой двух противопоставление: Вчера и Сегодня.
Во многих областях Египта обожествлялисоколов или ястребов. Но это было связанно с небом и Солнцем.
Важность погребального культа
Погребальный культ прошёл через всю культуру. Египтяне были уверенны, что тело после смерти нужно сохранить для следующей жизни. Все верили в жизнь после смерти, поэтому была изобретена мумификация. Считалось, что первым, кто сделал мумию, был бог Анубис, забальзамировавший тело Осириса.
Мумификация
Бальзамирование умершего проводилось жрецами. Во времена V династии процесс мумификации состоял из вынимания органов через разрез нижней части тела (сердце не вынимали) и заполнения пустоты тканями. Позже стали вынимать мозг и обрабатывать ткани средствами от тления. Но наиболее развитым искусство стало во времена XXI-XXII династии. Под кожу умершего вводили песок и глину, чтобы придать былые формы, раскрашивали его красной охрой, красили губы, щеки, вставляли глаза и туго обматывали тканью и помещали усопшего в саркофаг.
Мумии Верхнего Египта сохранились в хорошем состоянии, а вот Нижнего — нет. Из этой части страны практически все они были утеряны.
Фараонов и богатых Египтян хоронили в пирамидах и гробницах, а людей бедных, которые не могли этого позволить, в песках.
Представление о душе человека менялось много раз. Египтяне считали, что она состоит из нескольких частей: духовная сущность, жизненная сущность, физическое тело, духовное тело, личность, тень, реальный дух и сердце.
Суннитский ислам — это основная религия Арабской Республики Египет
Говоря о том, какая вера у египтян главная необходимо вспомнить об суннитском исламе, который исповедует подавляющее большинство жителей Египта. Он пришел в страну после христианства VII веке, в результате страна стала крупным политическим и религиозным центром суннизма в мусульманском мире.
Официальной религией он стал при президенте Анваре Садате в 1970-х годах. В результате при сохранении светского характера государства, исламское право или шариат стало основой государственного права. При этом оно используется в сильно смягченном варианте.
Египетский президент Анвар ас-Садат, руководил страной с 1970 по 1971 год. В годы его правления ислам стал официальной религией Арабской Республики Египет. Фото: upload.wikimedia.org
Ислам играет центральную роль в жизни большинства египетских мусульман. Исламский призыв к молитве азан можно услышать в стране пять раз в день. Ислам оказывает неофициальное влияние практически на все сферы жизни, начиная от бизнеса и заканчивая развлечениями. Каир славится своими многочисленными мечетями, минаретами и по праву именуется городом 1000 минаретов.
Несмотря на то, что ислам — это основная религия Египта, это светская страна. Основная религия Египта представлена в стране в достаточно мягком варианте, так как Египетские мусульмане в подавляющем большинстве являются суннитами.
В отличие от шиитов, утверждающих, что следующий халиф, преемник Пророка, должен назначаться по праву наследования, сунниты предпочитают процедуру демократического выбора. Несмотря на это обстоятельство е стране достаточно сильны запрещенные исламские организации.
Последствия теракта в коптском храме Каира. Несмотря на то, что официальные египетские власти борются с запрещенными радикальными исламскими группировками, в стране периодически происходят теракты, направленные против христиан-коптов. Фото: img.tyt.by
Как утверждают представители египетских и американских спецслужб, многие идеологи ваххабизма и радикального ислама проходили обучение в Каирском университете. При этом последние 30 лет религиозная жизнь Египта была достаточно мирной.
Несмотря на это обстоятельство, радикальные исламские группировки и христиане-копты периодически конфликтуют между собой. Примером может служить теракт, совершенный в Александрии 1 января 2011 года. Тогда в коптском храме совершен теракт, была взорвана бомба, унёсшая жизни более 20 человек, пострадало более 100 человек.
Демография
Подавляющее большинство египетских христиан — копты , принадлежащие к Коптской православной церкви Александрии , восточной православной церкви. По состоянию на 2019 год копты в Египте «обычно составляют примерно 10 процентов» населения страны с предполагаемым населением в 9,5 миллионов (цифра, цитируемая в Wall Street Journal , 2017) или 10 миллионов (цифра, цитируемая в Associated Press). Пресса , 2019). Были также приведены меньшие или большие цифры в диапазоне «от 6% до 18% населения», при этом египетское правительство оценивает меньшие цифры, а Коптская православная церковь оценивает гораздо более высокие цифры. Отсутствие определенных, надежных демографических данных делает все оценки неопределенными. За пределами Египта насчитывается около 1 миллиона членов коптской православной церкви за рубежом. Оценки процента египетских христиан, которые являются коптскими православными, колеблются от примерно 90% до примерно 95%. Коптскую православную церковь Александрии возглавляет Папа Александрийский и Патриарх всея Африки на Святом Престоле Святого Марка , в настоящее время Папа Тавадрос II .
Помимо Коптской православной церкви, две другие восточные православные церкви имеют членов в Египте: Армянская апостольская и сирийская православные церкви.
Меньшая часть египетских христиан принадлежит к Коптской католической церкви . Примерно 2,5% египетских христиан принадлежат к Коптской католической церкви. В 2007 году Annuario Pontificio оценил общее количество членов Коптской католической церкви в 161 327 человек, разделенных на семь епархий , с девятью епископами и 164 приходами. Другие конкретные церкви всемирной католической церкви с членами в Египте включают мелькитов , маронитов , сирийских католиков , армянских католиков и халдейских католиков . Большинство католиков латинского обряда в Египте — эмигранты.
Греческая православная патриархия Александрийский и всей Африки является наличие восточного православия в Египте. Число ее членов постоянно сокращалось и в 1980 году составляло около 110 000 человек.
Среди христианского населения Египта есть небольшое количество протестантов . Сюда входят Евангелическая церковь Египта (Синод Нила) , англикане (около половины экспатриантов) и Армянская евангелическая церковь . Есть меньшее количество приверженцев Ассамблей Божьих , христианских братьев , свободных методистов , пятидесятников , адвентистов седьмого дня и церквей Христа , среди прочих. В Египте проживает от 1000 до 1500 Свидетелей Иеговы . По данным Адвентистского Атласа, по состоянию на 2008 год 852 члена Церкви адвентистов седьмого дня в Египте.
По разным церквям разбросано несколько обращенных из ислама в христианство. По оценкам исследования 2015 года, в Египте было 14 000 таких верующих.
В Египте копты имеют относительно более высокий уровень образования, относительно более высокий индекс благосостояния и более сильную представленность в качестве « белых воротничков» , но ограниченное представительство в органах безопасности. Большинство демографических, социально-экономических показателей и показателей здоровья коптов и мусульман схожи.
Религия современного Египта
Более 90% проживающих на этой территории – мусульмане — исповедуют ислам, и лишь небольшая часть считает себя истинными христианами. Это и есть копты. Копты и мусульмане живут по-разному и смотрят друг на друга как на «неверных». Но, несмотря на это, они научились довольно мирно сосуществовать, размещая свои церкви и мечети совсем рядом.
Мечеть Абу-эль-Хаггаг
К религии современные мусульмане относятся очень уважительно. Здесь нет такого понятия, как забыть помолится или не пойти в мечеть. Это великий грех. Нет ничего важнее, как диалог с Богом, что происходит 5 раз на день. Мусульмане обязательно соблюдают пост, совершают паломничество в Мекку и читают Коран наизусть. Особенно это касается пожилых людей. Что касается коптов, то они живут по своему календарю, что берет истоки еще со времен эпохи фараонов. Год, согласно такому календарю, состоит из 12 месяцев, длиною в 30 дней и одного месяца, длиною в 5 дней (6 дней в високосный год). Рождество, Крещение и Пасхи празднуются в те дни, что и в православных христиан во всем мире.
Демография
В 2010 году на основе оспариваемых данных переписи 2006 года было подсчитано, что 94,9% египтян являются мусульманами, 5,1% — христианами и менее 1% — евреями, буддистами или представителями других религий. Согласно официальной статистике, доля христиан в египетском населении снижается, причем самая высокая доля в прошлом веке пришлась на 1927 год, когда официальная перепись населения установила процент египетских христиан на уровне 8,3%. В каждой из семи последующих переписей этот процент сокращался и в 1996 г. составил 5,7%.
Однако большинство христиан опровергали эти цифры, утверждая, что они занижены. Христиане утверждают, что они составляют до 15 или даже 25% населения Египта. В 2017 году государственная газета Al Ahram заявила, что процент христиан колеблется от 10 до 15%, что аналогично диапазону, заявленному Вашингтонским институтом ближневосточной политики .
Недавние опросы самоидентификации показали, что процент христиан составляет около 10%, по данным Afrobarometer в 2016 году (который оценил, что страна составляет 10,3% христиан и 89,4% мусульман) и Arab Barometer в 2019 году (который оценил, что это 9,6% христиан. и 90,3% мусульмане).
Согласно данным Центрального разведывательного управления (ЦРУ) за 2015 год , мусульмане-сунниты составляют 90% населения, а христиане составляют оставшиеся 10%. Значительное число мусульман-суннитов следуют местным суфийским порядкам . Сообщается, что в Египте проживает около пятидесяти тысяч мусульман- ахмади . По оценкам, шиитская община двунадесятников и исмаилитов в Египте колеблется от 800 000 до примерно двух-трех миллионов членов.
Большинство египетских христиан принадлежат к исконной коптской православной церкви Александрии , восточной православной церкви. Другие христианские конфессии включают армянских апостолов, католиков, маронитов и англиканцев. Греческое православное число от 250 до 350 000 человек. Самые последние заявления, сделанные Папой Шенуда III и епископ Morkos из Шубра в 2008 году, утверждал , что число православных христиан в Египте было более 12 миллионов человек . По другим оценкам церковных чиновников, это число составляет 16 миллионов. Коптская православная церковь заявила, что эти цифры основаны на регулярно обновляемых членских записях. Протестантские церкви заявляют, что их членами являются около 300 000 египтян, и Коптская католическая церковь, по оценкам, имеет аналогичные показатели. Эти цифры показывают, что процент христиан в Египте составляет от 10% до 20% от общей численности населения.
Существует небольшое, но исторически значимое неиммигрантское население Веры Бахаи , по оценкам в 2008 г., это число составляло около 2000 человек, наряду с гораздо меньшей общиной евреев , с примерно 13 приверженцами в 2014 г. (по сравнению с 80 000 до в 1953 и преследования в течение десятилетий арабо-израильского конфликта ); неизвестное число египтян открыто идентифицируют себя как атеистов и агностиков , поскольку публичное выражение своей нерелигиозности чревато преследованием и правовыми санкциями.
Отдых на популярных курортах Египта
|
|||
|
|||
|
Отели всех курортов |
|
|
Погребальный культ
Церемония отверзения уст на папирусе Хунефера
Фрагмент папируса Ани с изображением суда Осириса. На весах лежат сердце и перо Маат. Британский музей
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели к возникновению культа умерших, прошедшему через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших, сделавший мумию Осириса.
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времён, первоначально олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида, а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом — символом жизни — в одной руке и скипетром — в другой.
Мумификация
Исида, Анубис и Нефтида совершают обряд над мумией. Роспись в гробнице TT335 Нахтамона. Период правления Рамсеса II
Основная статья: Мумификация в Древнем Египте
Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего, проводившаяся жрецами определённого сана. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обёрнутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определённые успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.
Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щёки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался антропоморфной формы.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).
Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.
Концепция души
Представления о душе менялось со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей:
- ба (bʒ) — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных) в виде птицы с головой человека;
- ка (k3) — двойник, жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями), черты характера или судьба человека.
- хат (ẖt) — физическое тело, не способно жить без Ка.
- сах (saḥ) — духовное тело, «священные останки» после мумификации.
- рен (rn) — имя, личность, жизненный опыт (бывает даже у богов).
- шуит (šwt) — тень
- ах (3ḫ — «сияющий») — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости) изображался ибисом с хохолком, человек обретает ах после ритуала отверзания уст.
- сехем (sḫm) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир.
- иб (jb) — сердце
География
В древние времена Плиния Старшего , в естественной истории (книга 5, глава 11), говорит , что при достижении дельты раздвоение Нила на семь ветвей (с востока на запад): в Pelusiac , то Tanitic , то Mendesian , то Phatnitic , Sebennytic , то Bolbitine и канопы . Сегодня есть два основных канала, которые Нил протекает через дельту реки : один на западе у Рашида и один на востоке у Дамиетты .
Район дельты хорошо орошен, изрезан руслами и каналами .
В первую очередь из-за близости к Средиземному морю климат в Нижнем Египте мягче, чем в Верхнем Египте , южной части страны. В Нижнем Египте температура менее экстремальна, а дожди более обильны.
Религия Египта и туризм
В отличие от районов, где проживает местное население, в туристических городах границы между египетским и европейским менталитетами стёрты. Иностранцы могут посещать религиозные достопримечательности Египта, церкви, храмы, мечети как на курортах Хургады и Шарм-эль-Шейха, так и в крупных городах — Каире и Александрии. Нормами поведения в Египте считаются проявление уважения к представителям других религиозных групп и национальностей; одежда, закрывающая плечи и ноги ниже колен для женщин, торс и ноги полностью для мужчин. В Египте эти правила соблюдаются в равной мере как христианами, так и мусульманами. В исламе женщины покрывают ещё и голову.
Какой климат в Египте, сухой или влажный?
Климат в Египте засушливый, жаркий, переходной от тропического к субтропическому. Дожди – редкое явление, большая часть осадков выпадает на севере страны, омываемом Средиземным морем. В пустынях же дождей нет годами. Только Нил становится источником живительной влаги на этой безжизненной территории.
С июля по октябрь – жаркий сезон (воздух – +30-36°C, море – +25-29°C), декабрь-март – прохладное время года (воздух – +15-25°C, море – +20-25°C). Заморозки бывают только в пустыне по ночам, до -5°C. Таким образом, купальный сезон в Египте длится круглогодично.
Но все же для пляжного отдыха больше всего подходит осень и весна, для осмотра достопримечательностей – зима. Летом же на побережье Красного моря очень жарко. В это время лучший выбор – Александрия.
Поскольку климат в Египте сухой и постоянно дует ветер, интенсивность солнечного излучения может неадекватно восприниматься. Между тем, солнце в этой стране очень агрессивное и нередко беспощадно обжигает беспечных туристов.
Поэтому, поверьте, не зря отдыхающих предупреждают об опасности ожогов. Хотя бы в первые дни будьте преимущественно в тени и на протяжении всего отдыха пользуйтесь защитными кремами.