Собор санта-мария-дель-фьоре, флоренция, италия

Как ориентироваться в храме

Вообще, сейчас будет краткая экскурсия по применению. Большинств христианских храмов имеют форму креста, и Дуомо-ди-Фиренце – не исключение. Как правило, вход в храм – через один из главных порталов. Преимущественно их либо один, либо три.

Внутри длинное помещение до противоположной стены – это неф. Главное пространство храма, где собираются верующие во время богослужений – преимущественно перед алтарем либо у хоров.

Неф упирается в дальнюю стену, которая чаще всего имеет закругленную форму. Это апсида. Иногда в апсиде расположены капеллы.

Капеллы часто идут и по обе стороны нефа.

Наконец, два рукава креста, которые пересекают нефы, – это трансепты. Все.

Санта-Мария-дель-Фьоре — итальянский долгострой

К концу 13 века флорентийский храм Санта Репарата перестал вмещать всех прихожан, да и его полуразвалившийся фасад не соответствовал тогдашнему статусу города — сильного и процветающего. Обветшавший собор был снесен, а на его месте началось возведение базилики, которую «невозможно превзойти ни технически, ни духовно». Вряд ли городские власти, заказавшие строительство столь величественного сводчатого храма, предполагали, что возведение затянется на шесть долгих веков, и работать над ним суждено 5 итальянским архитекторам, как неизвестным, так и уже прославившимся шедеврами за пределами Флоренции.

Фасад над центральным входом в кафедральный собор Флоренции

В неотъемлемый признак эпохи Санта-Мария-дель-Фьоре превратил тосканский архитектор и зодчий Арнольфоди Камбио. Ему храм обязан своим восьмиугольным основанием (в то время возводили в основном «квадратные» соборы). О грандиозном размахе строительства говорит тот факт, что средний неф Дуомо занял всю площадь, ранее занимаемую Санта Репарата!

К сожалению, строительство, начатое в 1296 году, прервалось из-за смерти Ди Камбио. За шесть лет под его руководством был возведен нижний ярус трехнефной базилики и заложена основа будущей колокольни. Возобновляется строительство лишь спустя 30 лет под руководством великого Джотто. Работал мастер не спеша: долгое время разрабатывал строительный план кампанилы (возводится лишь первый ее ярус), создавал подробные эскизы барельефов фасада Санта-Мария-дель-Фьоре. В 1337 г. Джотто умирает, жизнь во Флоренции останавливается из-за вспышки чумы.

В 15 веке неспешное строительство базилики продолжил Джованни д’Амброджо. Он украшает каждую грань базилики крупными круглыми окнами, но ни ему, ни совместно работающим с ним архитекторам оказалось не под силу сообразить, как возвести купольное перекрытие.

Кампанила — часть комплекса Дуомо во Флоренции

Городскими властями был объявлен конкурс на проект идеального купола. Его участники предлагали совершенно фантастические идеи, но победным оказался проект архитектора с инженерными наклонностями Филиппо Брунелесски.

Он предложил возвести пустотелый купол, в основе которого не предполагалось не единой деревянной опоры. Каркас был выполнен из 24 вертикальных ребер и 16 вспомогательных горизонтальных колец. Над кладкой купола работали сразу восемь групп каменщиков. Искусствоведы подсчитали, что в день им требовалось до 6 тонн материалов. Интерес представляет не только купольное перекрытие, но и вид кладки. Каменщики располагали кирпичи не горизонтально, а с наклоном внутрь. Почти 50 лет потребовалось мастерам на возведение 37-тонного купола Дуомо.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре с близлежащей улицыКупол Дуомо авторства Брунелесски (Флоренция, Италия)

25 марта 1436 года базилика была освящена папой Римским Евгением IV. Он поднялся на самую вершину купола и с высоты благословил и Санта-Мария-дель-Фьоре, и Флоренцию. Правда, оригинального фасада, созерцание которого сегодня захватывает дух, тогда не было. К внешней отделке приступили только в 1876 году. Тогда фасад украсили полихромным облицовочным мрамором, цвета которого напоминали палитру итальянского флага. Тогда же арки фасада декорировали фресками и рельефными композициями, связанными с жизнью Богородицы.

Так, над центральным входом можно увидеть барельеф с младенцем Христа на троне с Богородицей. Вокруг него — статуи двенадцати проповедников. Над большим ажурным окном можно рассмотреть медальоны с изображениями известных флорентинцев.

Строительство собора Санта Мария дель Фьоре

Собор строился без малого шесть веков. Вернее, достраивался и украшался. На месте нынешнего собора когда-то находился античный храм Святой Марии из Кесарии (Санта Мария Репарата). В 1289 году известный зодчий Арнольфо ди Камбио, уроженец Сиены, получил заказ на строительство нового собора, а в 1296 году был заложен первый камень в основание нового храма. К 1434 году собор был практически готов. При этом в строительстве принимали участие Джотто (колокольня), Франческо Таленти, а затем Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и др.

Великолепный фасад из цветного мрамора был закончен в 1887 году архитекторами Эмилио де Фабрис и Луиджи дель Моро. Однако самой сложной частью Домского собора в архитектурном плане стало строительство большого купола. Честь выполнить эту деликатную архитектурную задачу досталась гениальному скульптору и архитектору Филиппо Брунеллески — одному из основателей флорентийского Возрождения. Проблема состояла в невозможности использовать в таких масштабах старую технику кружала — реберную конструкцию из брусьев для укрепления свода.

В конце 1419 г. Брунеллески, при поддержке Нанни ди Банко и Донателло, провел демонстрацию новой техники строительства купола из кирпича и извести без арматуры. Смелый эксперимент мини-купола был осуществлен на месте — между собором и кампанилой. Придирчивые мастера и заказчики были ошеломлены результатами… Затем был построен настоящий купол. Вес купола внушителен — 37,000 тонн, а на его строительство было израсходовано 7 млн. кирпичей.

Купол Брунеллески

Его величественность захватывает дух.

Купол Брунеллески

Но не менее захватывающая лестница ведет к его вершине. После осмотра купола изнутри и снаружи, отправляйтесь прямо внутрь купола. И это не метафора. Конструкция купола состоит из внешней и внутренней оболочек. Таким образом, можно побывать непосредственно между ними.

Путь к вершине пройдет через 463 ступени. В ходе подъема вы осмотрите этот шедевр, созданный без несущего каркаса. Метод архитектора Брунеллески, был в том, чтобы возводить кольца, используя кирпичную кладку в форме елочки. Каждое кольцо фактически держало себя, а последующее кольцо строилось на нем.

Добравшись наверх, вы сможете попасть внутрь фонаря со шпилем высотой 21 метр. Он построен в центре верхней части купола.

Интересный факт – когда построили это помещение, Микеланджело сказал, что оно больше напоминает клетку для кузнечика.

Вокруг фонаря на куполе Брунеллески расположилась отличная смотровая площадка. Вся Флоренция отсюда оказывается буквально на ладони. В ясные дни вы сможете до горизонта увидеть тосканские холмы.

Смотровая площадка на куполе Брунеллески

Лестницу к вершине купола вы найдете там, где северный проход соединяется с апсидой. Стоит помнить, что этот подъем не рекомендован людям с акрофобией (боязнь высоты), клаустрофобией (боязнь замкнутых пространств), а также проблемами с сердечно-сосудистой системой или дыханием.

Гений Филиппо Брунеллески

Сложно поверить, но резное мраморное строение Санта Мария дель Фьоре простояло с зияющим отверстием в центре несколько десятков лет, прежде чем был выбран (отобран среди многочисленных вариантов) оригинальный проект архитектора-дилетанта. Впрочем, тогда не существовала специального архитектурного образования, а в качестве авторов различных архитектурных проектов выступали ювелиры (как Брунеллески), живописцы и скульпторы.

Его предложение основывалось на логике, подтвержденной точными расчетами. И это было нечто совершенно новое, непостижимое, требующее соразмерности, стройности и ясности. Впервые работы по возведению гигантского купола, увенчанного оригинальным фонарем, проводились по уникальной технологии без применения лесов! Новое решение заключалось в применении двух оболочек, скрепленных ребрами.

Внимания заслуживает и тот момент, что изначально на куполе отсутствовали дополнительные декорации (он был покрыт белоснежной краской), ведь по замыслу автора он сам являлся оригинальным украшением храма, поражая не столько высотой (около 35 м) и величием, сколько необыкновенным ощущением простора, возникающим при посещении храма.

Лишь столетие спустя (вторая половина XVI столетия) Федерико Цуккари и Джорджио Вазари украсили его фресками, вызывающими прилив восхищения – перед каждым открывается многоярусная картина Страшного суда:

  • первое (нижнее) кольцо посвящено всевозможным обитателям Ада и смертным грехам, где образ Антихриста противопоставляется светлой фигуре Христа;
  • все последующие – изображениям святых, Богоматери, благим деяниям, небесным ангелам и старцам апокалипсиса.

Хотя,  с течением времени все чаще всплывает идея о необходимости избавиться от этих фресок, вернув куполу первоначальный вид.

Невероятно, но купол Брунеллески, воздвигнутый на заре Ренессанса, и сегодня считается самым большим кирпичным куполом на планете.

Кроме того, эта сорокатонная конструкция, каркас которой состоит из шести горизонтально расположенных колец и 24 ребер жесткости (располагаются вертикально), является обязательным элементом для изучения в архитектурных вузах Италии.

К тому же без него не появились бы многие купола, венчающие большинство европейских соборов. Интересно и то, что архитектор сумел при помощи точных математических вычислений определить не только оптимальный угол наклона стенок купола, позволяющий избежать его обрушения, но и подобрать рисунок кирпичной кладки в форме «елочки».

Неожиданной оказалась и трактовка этой громады, врезающейся в небо, флорентийскими гражданами. Для них она олицетворяла не милость небес, а торжество человеческой мысли, города и всей республики,  Вот такая горделивая мощь Ренессанса…

Ризницы

Три апсиды разделены двумя ризницами. В них священники готовятся к службе. Каждая ризница украшена работами мастера Луки делла Роббиа. В Новой Ризнице вы найдете изображение Воскресение Христово (создано в 1444 году). Удивительная бронзовая дверь тоже создана Роббиа. Десять панелей изображают Святую Мария с младенцем Иисусом, Иоанна Крестителя, евангелистов и других библейских персонажей.

Именно в этой ризнице в 1478 году Лоренцо Великолепный (глава Флорентийской республики эпохи Возрождения) и его брат Джулиано спрятались, когда на них напали прямо во время мессы. В Старой Ризнице вы увидите 2 терракотовых подсвечника в виде ангелов. Оба работы Луки делла Роббиа.

Склеп Святого Репарата

Раскопки в 1965—1973 годах выявили остатки древней базилики Санта Репарата.Она имела три нефа, колоннады, которые окружали центральный зал, и область поклонения. Santa Reparata прослужила до 1379.

Здесь обнаружены остатки четырех храмов. Это многочисленные фрагменты стен и полов домов римской «Florentia». Пол из разноцветной мозаики заслуживает восхищения. Особый символ — павлин бессмертия — один из немногих изобразительных элементов, сохранившихся на нем.

Флорентийская фреска работы живописца Джотто середины XIV века украшает полукруглую стену. Здесь вы увидите многочисленные надгробия. Среди них — Ландо Януса, капеллана Санта Репарата, который умер в 1353 году, и Николая Squarcialupi из рода Медичи, умершего в 1352. В ходе раскопок была найдена могила Филиппо Брунеллески. Однако, нет никаких следов захоронений Джотто, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, которые также, по традиции, похоронены здесь.

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Экскурсии

Посещение только собора бесплатное. Но на территории находятся также музей, баптистерий, колокольня, смотровые площадки, куда вход платный. На официальном сайте (сайт доступен на итальянском и английском языках) можно купить единый билет, который действует на весь комплекс. Стоимость такого билета составляет 18 евро.* По сниженной цене в 3 евро* проходят дети в возрасте 6-11 лет. Дети до 6 лет, учителя или руководители школьных групп, инвалиды – бесплатно.

Преимущества покупки билета онлайн:

  • обход всех очередей: не придется тратить 1,5-2 часа;
  • такой билет действителен в течение 30 дней от выбранной даты посещения;
  • по билету можно заходить 72 часа с момента первого входа.

Важно! По одному билету в каждое из зданий комплекса можно проходить только один раз. Одним билетом может пользоваться только один турист

Для желающих не только посмотреть и сделать памятные снимки, но и послушать, есть возможность заказать экскурсию. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме воскресенья. Они доступны на итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках. Стоимость экскурсии составляет 23 евро.* Предлагаются как групповые, так и индивидуальные.

Кроме того, обладатели смартфонов могут скачать приложение (как с официального сайта, так и находясь внутри музея, отсканировав QR-код), который представляет собой небольшой аудиогид. Приложение предоставляет краткое описание шедевров искусства, находящихся в музее. Непосредственно аудиогид можно купить в киосках в музее и в соборе, стоимость 2 евро.* Плюс для современных туристов – внутри разрешены фото- и видеосъемки.

Туристические экскурсии

Купол

Когда дело дошло до сооружения купола, было обнаружено большое число ошибок в расчётах, возникшие из-за того, что Ферраро-Флорентийский собор возводился в разное время под руководством разных архитекторов. Ситуация усложнялась ещё и тем, что чиновники отказывались оплачивать из городской казны установку строительных лесов – притом, что куполу собора флорентийцы придавали особое значение: он должен был стать не только символом их города, но и всей республики.

В 1418 г. власти города объявили конкурс на лучший проект купола. Конкурсант должен быть жителем Флоренции (дело это было сугубо патриотическое). Перебрав множество предложений, члены комиссии остановились на двух вариантах – на проектах Брунеллески и Гиберти (идея Брунеллески возвести кирпичный купол Флорентийского собора с помощью укреплённого рёбрами двухслойного каркаса, произвела сенсацию).

Поскольку отдать предпочтение одному из этих проектов жюри не смогло, Гиберти и Брунеллески получили предложение поработать над куполом вместе. Интересно, что до этого момента Брунеллески в качестве архитектора ничем себя не проявил, и его больше знали, как скульптора, ювелира, мастера музыкальных инструментов и часовщика. Со временем все основные работы легли на плечи Брунеллески: Гиберти, который имел очень много частных заказов, постепенно перестал появляться на стройке.

Когда Брунеллески закончил строительство восьмигранного купола, тот, покрытый тёмно-красной черепицей, с восемью основными рёбрами, принявшими на себя основную нагрузку, с огромным беломраморным фонарём, достроенным уже после смерти Брунеллески, являл собой самый настоящий шедевр инженерной мысли и практически сразу стал символом города.

Несмотря на то, что официально базилика Санта-Мария-дель-Фьоре была открыта и освящена Папой Римским Евгением IV 30 августа 1436 г., купол Флорентийского собора завершён ещё не был и достраивался.

Санта-Мария-Новелла

Санта-Мария-Новелла — это первая церковь, которую видят туристы, прибывающие во Флоренцию на поезде. Именно в этой церкви встречаются герои романа «Декамерон» Джованни Боккаччо и принимают решение покинуть город, объятый эпидемией чумы.

С привокзальной площади базилика Санта-Мария-Новелла производит довольно суровое впечатление. Тем разительнее контраст между романско-готическим стилем этой стороны базилики и ажурным главным фасадом.

Базилика была заложена в середине XIII века

Фасад из белого и тёмно-зелёного мрамора был закончен Леоном-Баттистой Альберти по заказу семейства Руччелаи в 1478 году: архитектор увековечил память о благодетелях церкви, поместив символ их рода  — корабли с надутыми парусам — над порталом.

Ещё одна реконструкция базилики, заложенной в середине XIII века, прошла под управлением Джорджио Вазари в середине XVI века.

С художественной точки зрения практически все капеллы церкви достойны внимания: «Мадонна с чётками» кисти того же Джорджио Вазари, «Троица» Мазаччо, «Распятие» Бруннелески — лишь малая доля тех сокровищ, которые хранятся в её недрах.

Здесь множество произведений искусства 14-16 веков

К сожалению, обычным посетителям закрыт вход в «клуатр мертвых», где погребены самые влиятельные семьи средневековой Флоренции.

Зато всегда можно заглянуть в расположенную по соседству с храмом «мастерскую парфюмерии и фармакологии» – аптеку, открытую в XVII веке на базе парфюмерной мастерской XIV века.

  • Часы работы: Пн-чт: 09:00-17:30; Пт: 11:00-17:30 Сб: 09:00-17:00
  • Вс и дни религиозных праздников: 13:00-17:00 (с июля по сентябрь 12:00-17:00)
  • Билеты:  Взрослый – € 5

Список основных художников-исполнителей

  • Фабио Бурботтони (1820–1902): интерьер собора до его реставрации.
  • Баччо Бандинелли  : барельеф на ограде алтаря (сейчас хранится и виден в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Тино ди Камайно  : надгробный памятник Антонио д’Орсо
  • Бенедетто и Джулиано да Майано  : распятие и панно ризницы, бюсты знаменитых флорентийцев
  • Андреа дель Кастаньо  : фрески конной статуи Никколо да Толентино на стенах правого нефа, рисунки витражей и розеток.
  • Лука делла Роббиа  : бронзовые барельефы с изображением Воскресения и Вознесения на дверях ризницы, работа в ризнице с Микелоццо  : кантория (перенесена в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Нанни ди Банко  : барельеф Успения Пресвятой Богородицы , внешний фасад, южная сторона
  • Доменико ди Микелино  : Данте Алигьери держит Божественную комедию , стена справа
  • Донателло  : голова пророка и сивиллы , южная внешняя стена, кантория (сейчас находится в музее Opera del Duomo); рисунок у витражей коронации Богородицы
  • Лоренцо Гиберти  : рисунок для витражей в нефе, арка Святого Зеноба во Флоренции
  • Давиде Гирландайо  : Мозаики Благовещения на внешней стороне Южного портала
  • Микеланджело  : Святой Матфей , незаконченное произведение для хора (на сегодняшний день в Galleria dell’Accademia во Флоренции ); Пьета (сейчас в музее Opera del Duomo)
  • Микелоццо  : работа над дверью ризницы с Лукой делла Роббиа
  • Паоло Уччелло  : украшение часов на контрфасаде, фреска конного памятника сэру Джону Хоквуду на правой стене; дизайны на 2 розетки
  • Джорджо Вазари и Федериго Цуккаро  : фрески Страшного суда , интерьер купола

Снаружи

Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?

Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.

Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).

Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):

Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.

В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.

В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!

Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector