Базилика санта мария маджоре
Содержание:
- О месте Базилика Санта Мария Маджоре
- Как добраться до базилика Санта Мария Маджоре
- Что посмотреть
- Капеллы и святыни
- История базилики
- Экстерьер Санта-Мария-Маджоре
- Фасад Санта-Мария-Маджоре
- Базилика Санта Мария Маджоре в Риме и ее история
- Интерьер базилики
- Интерьер
- Капеллы и святыни
- Баптистерий
- Интерьер
- Церковь внутри
О месте Базилика Санта Мария Маджоре
Великолепным храмом Санта Мария Маджоре гордится всё католическое сообщество Рима, ведь это не простая церковь, которых великое множество в столице Италии, а папская базилика, которых насчитывается всего четыре. Такие храмы, особо отмеченные главой Римской церкви, окутаны легендами и тайной, что ежегодно привлекает к ним паломников и туристов со всего света. Необыкновенна и история возведения. Однажды архиепископу Либерию приснилась Дева Мария, повелела построить в её часть церковь на том месте, где назавтра выпадет снег. Проснувшись, служитель начал спрашивать у изумленных горожан, не выпал ли снег, что очень удивляло римлян, учитывая, что летний снегопад в столице – редчайшее явление. Однако один зажиточный купец, Джованни Патрицио, сообщил епископу, что ему приснился такой же сон. Вместе они обнаружили, что снегом засыпан весь холм Эсквилия, и, в 352, заложили первый камень в основание здания. Благодаря этой истории, церковь получила второе имя «Божьей Матери на снегу». Интересно, что эта удивительная базилика не давала покоя ни одному папе. Каждый пытался внести нечто свое в её внешний вид. Со временем это стало доброй традицией. В 440 Сикст реконструировал здание, сделав его более укрепленным, а в 1377 здесь появилась высочайшая колокольня города, чья высота составляет 75 м. В 1740 достроили парадный фасад с балконом, где удалось сохранить фрески 14 века. Украшением экстерьера являются колонны, пилястры и мозаика, изображающая подробности сна Либерия. Войдя внутрь, путешественник окунется в атмосферу раннехристианской церкви: интерьер и фрески сохранились в отличном состоянии. Они датируются 5 веком, как и красочные мозаики, считающиеся самыми древними в Риме. На них изображены картины, иллюстрирующие жизнь Иисуса Христа и евангелистов, ветхозаветные сцены и апостолы. Здесь находятся почитаемые святыни: мощи святого Матфея и часть яслей Спасителя. А 15 августа сам папа проводит богослужение, приуроченное ко Дню Успения Богородицы.Как добраться? Собор расположен напротив вокзала «Термини», рядом с одноименной станцией метро и остановкой «Ковур».Сколько стоит? Базилика Санта Мария Маджоре открыта ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Её посещение бесплатно. Также все желающие могут посетить мессу, однако прибыть нужно заранее.
Как добраться до базилика Санта Мария Маджоре
Один из главных храмов Вечного города расположен в 5 минутах ходьбы от вокзала Термини.
Советуем ознакомиться
Рядом с базиликой Санта Мария Маджоре находятся остановки общественного транспорта:
- трамваев № 5 и 14;
- автобусов № 16, 70, 71, 75, 360, 590, 649, 714.
Напоследок хотелось бы напомнить, что в базилике Санта Мария Маджоре ежегодно 5 августа можно наблюдать ниспадающие из-под купола базилики лепестки белых роз. Кроме этого, начиная с 1983 года, в ночь с 4 на 5 августа на площади перед базиликой для многочисленных паломников и туристов, приехавших в Вечный город, также можно увидеть необыкновенное зрелище воссоздания легенды, посвященное чуду Мадонны делла Неве.
Автор статьи: 39rim.ru
Что посмотреть
Фото золотого потолка и мраморного пола в церкви Санта-Мария-Маджоре
Главные святыни церкви придется поискать. Если обратить свой взор чуть ниже папского алтаря, можно заметить ясли, которые якобы принадлежали самому младенцу Иисусу.
Ясли, якобы принадлежавшие младенцу Иисусу
Также в церкви хранится икона «Спасение народа римского». Она считается самой почитаемой в городе.
В церкви хранится очень почитаемая икона «Спасение народа римского»
При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма.
При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма
Три капеллы церкви – это еще одна местная гордость. Сикстинская была создана по заказу папы Сикста V. В соответствии с его замыслом стены расписаны сценами на тематику Рождества Христова. В капелле похоронен сам папа, а также Пий V и известный скульптор Бернини.
Сикстинская капелла, в которой похоронены папа Сикст V, Пий V и скульптор Бернини
Паолинская капелла (или Боргезе) зеркально отражает Сикстинскую. Она появилась в 18 веке по инициативе Павла V, урожденного Камилио Боргезе. Кроме него здесь упокоился Климент VIII. Украшает капеллу икона Мадонны Солюс Популли Романи.
Паолинская капелла (или Боргезе), в которой похоронены Павел V (урожденный Камилио Боргезе) и Климент VIII
Наименее роскошной выглядит капелла Сфорца, однако первое впечатление обманчиво. Есть версия, что она создавалась в соответствии с эскизами великого Микеланджело Буонарроти.
Капелла Сфорца возможно создавалась по эскизам Микеланджело Буонарроти
Стоит обратить внимание и на орган, который папа Пий XII заказал в 1952 году. Инструмент рук мастеров Машони заменил старый аналог 18 века
Примечательно, что его предшественник «жив» и по сей день. Он находится в церкви Алифорни.
Орган в церкви Санта-Мария-Маджре — работа мастеров Машони
В подвальном помещении церкви также расположен музей, посвященный папскому собору. В нем собраны предметы, имеющие связь с самой базиликой и ее святыми покровителями. Частью экспозиции являются и атрибуты власти Папы, предметы изобразительного искусства, статуи.
Капеллы и святыни
Главная святыня базилики Санта-Мария-Маджоре – частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус. Они хранятся в серебряном ларце-реликварии с хрустальными окошками в помещении под главным алтарем – крипте.
В крипту ведут две лестницы, спустившись по одной из которых, вы увидите папу Пия IX, склонившего колено в молитве перед Святыми яслями.
Святыня содержит частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус
Каким образом эта реликвия попала в храм и является ли она подлинной, на сегодняшний день неизвестно. По одной версии в 638 г. ее привез из Иерусалима папа Теодор I.
Однако в церковной книге, датированной VI в., содержится запись о подаренной «ad Praesepem» (детской кроватке) женщиной по имени Флавия Ксантиппа. Вполне может быть и такое, что это кусочки колыбели, оставшиеся от первого вертепа, устроенного в базилике в честь Рождества.
На самом же алтаре находится порфировая урна, содержащая мощи апостола Матфия, а также мощи еще пяти христианских святых, почитаемых как католиками, так и православными (Святой Лаврентий, Стефан Первомученик, римские мученики Симплиций, Фаустин и Беатриса).
Вторая по значимости реликвия базилики – древняя икона, которой, предположительно, около 1000 лет, хранится в капелле Боргезе. В Санта-Мария-Маджоре капелл несколько, но наиболее интересны три из них:
Сикстинская капелла или капелла Блаженного причастия. Была заложена папой Сикстом V в 1584 г. Убранство ее ничуть не уступает самой базилике: великолепные мозаики, фрески, лепнина, позолоченные своды и скульптуры. Здесь хранятся мощи папы Пия V и мощи пяти Невинных младенцев (предполагаемо). Тут же покоится и сам основатель капеллы.
Бронзовый алтарь в Сикстинской капелле базилики
- Паолинская капелла или капелла Боргезе. Построена чуть позже Сикстинской (в 1611 г.) по аналогии с ней под покровительством папы Павла V, происходившего из семьи Боргезе. Впоследствии капелла стала усыпальницей этого рода. Как говорилось выше, здесь хранится очень значимая для римлян икона – Богоматерь Спасение народа римского. Считается, что она спасла Рим от чумы в VI в., откуда и пошло такое ее название.
- Капелла Сфорца. В сравнении с капеллами Боргезе и Сикстинской, она выглядит довольно скромно. Но эта простая торжественность и естественность импонирует даже больше. Внутри все отделано светлым мрамором, выделяются лишь стена алтаря и две апсиды по бокам, украшенные фресками и скульптурами. Есть сведения, что над проектом часовни трудился Микеланджело, однако непосредственно в возведении сооружения он участия не принимал.
Считается, что эта икона спасла Рим от чумы в VI веке
История базилики
Папская базилика Santa Maria Maggiore была образована в раннехристианскую эпоху. История ее сооружения за давностью лет преобразовалась в прекрасную легенду. Римскому епископу Либерию, небом был послан удивительный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и наказала построить храм на том месте, где на заре пойдет снег. С приходом нового дня папе римскому сообщили, что белоснежным одеялом был укрыт Эсквилинский холм (от латинского Mons Esquilinus) Рима.
- В 352 году нашей эры был положен первый камень базилики.
- В 5-м столетии храм был ощутимо расширен и реконструирован по рапоряжению папы Сикста III.
- Как раз тогда базилика была посвящена Божьей матери. Проходили столетия, встававшие у власти епископы прибавляли церкви шика и живописности, завозили в храм новые реликвии.
- В 14-м столетии над трехнефной базиликой поднялась колокольня в высоту 75 м.
- Папа Григорий XI способствовал возведению колокольной башни вскоре по возвращения из Авиньона (Avignone). Один из 5-и колоколов звонит точно в 21.00 вечера, чтоб усилить веру возносящих молитвы.
Современный фасад здания – сочетание романского и барочного стилей. Завершающим важным элементом внешнего декора стала пристройка монументальной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) в течение 18-го века занимавшийся внутренним убранством храма, заключительным аккордом сделал облагораживание внешнего облика.
Экстерьер Санта-Мария-Маджоре
Значительные изменения в облик Санта-Мария-Маджоре начали вносить в IX в., и их было столь много, что перечислить все нет никакой возможности.
Кстати, почти всегда перечень проделанных работ увековечивали на стенах самой церкви. Если присмотреться, то на фасадах можно увидеть щиты с описанием реконструкции. Такие есть, например, на апсиде и прилегающих к ней стенах.
Главный фасад в том виде, который мы видим сегодня, спроектирован и отстроен архитектором Фердинандо Фугой в конце XVIII в. по заказу папы Бенедикта XIV.
Новый фасад скрыл более древний, украшенный прекрасной мозаикой XIII в. с изображением Христа Пантократора (правителя всего сущего) и сюжетами из легенды об основании базилики. Но ее можно рассмотреть, войдя внутрь.
Восточный фасад был создан архитектором Райнальди в 1673 году
Фуга решил переделать портик и надстроить над ним лоджию, которая получила название Лоджии Благословения, поскольку именно с нее понтифик благословляет мирян, когда проводит мессы.
Над центральным порталом лоджии возвышается статуя Девы Марии с Младенцем, а позади нее – четыре статуи пап (возможно, это Бенедикт XIV, Григорий Великий, Сикст III и Пасхалий I).
Каждого входящего над порталами встречают херувимы, восседающие по бокам на треугольных фронтонах, и две статуи в центре – аллегорические воплощения целомудрия и смирения.
Справа находится кирпичная колокольня в романском стиле, являющаяся самой высокой в городе – она поднимается на целых 75 м, что примерно соответствует высоте 25-этажного дома! Колокольню построили к 1378 г. на месте старой, сильно пострадавшей от землетрясения.
Однако на этом ее страдания не закончились: из-за своей высоты башня во время гроз частенько притягивала электрические разряды, а потому ее приходилось постоянно реставрировать, пока в начале XIX в. папа Пий VII не распорядился установить наконец молниеотвод.
Мозаичная фреска Коронация Девы Марии (XIII в.) на полукуполе апсиды
Кстати, вплоть до XX в. на этой кампаниле висел отлитый еще в XIII в. колокол, который называли La Sperduta (потерянная). С этим связана еще одна легенда.
Когда-то давно на Эсквилинском холме жила слепая пастушка. И вот однажды вечером она потерялась. Тогда, чтобы помочь найти ей дорогу домой, горожане решили звонить с колокольни. Но женщина так и не вернулась.
По второй версии легенды потерялась слепая паломница, и в ответ на ее молитвы Мадонна подала сигнал колоколом. Возвратившись домой, благодарная паломница пожертвовала храму деньги и попросила, чтобы и впредь колокол звонил в то же самое время.
С тех пор ежедневно в 9 часов вечера с кампанилы раздается колокольный звон. А тот старый колокол находится сейчас в Музеях Ватикана.
Противоположный главному восточный фасад создал архитектор Райнальди в 1673 г., и он, быть может, производит даже более сильное впечатление. В центре – полукруглый выступ – апсида, где находится алтарь. Два поднимающихся над крышей купола по правую и левую сторону венчают самые большие капеллы собора.
Фасад Санта-Мария-Маджоре
Центральный фасад собора Санта-Мария-Маджоре
По заказу Климента XII постройкой нового фасада и реставрационными работами базилики занимался флорентийский архитектор Фернандо Фуга. В 1741 году, он закончил работы, и базилика Санта-Мария-Маджоре предстала перед римлянами почти в том виде, какой имеет сейчас.
В эпоху расцвета барокко, ему удается сохранить сдержанность, как в оформлении фасада Санта-Мария-Маджоре, так и в интерьере. Благодаря чему большинство деталей интерьера сохранено с V века. К ним относятся, прежде всего, мозаичные изображения сцен Ветхого Завета, расположенные с двух сторон от центрального нефа и золотые мозаики, рассказывающие о раннем периоде жизни Иисуса Христа, ими расписана триумфальная арка.
В оформлении фасада Фернандо Фуга применил сочетание лоджии и портика. Они закрывают Старый фасад базилики и прячут сохранившиеся на старом фасаде мозаики V века от внешних факторов разрушения. При этом добиваясь парадности и торжественности, строгости и пластичности каждого элемента фасада.
Базилика Санта Мария Маджоре в Риме и ее история
История этой церкви основывается на легенде, которая передается из поколения в поколение. Эта легенда гласит, что летом 352 года Папе Либерию и местному аристократу Патрицио приснился одинаковый сон: будто к ним явилась Дева Мария и сказала построить церковь на том месте, где завтра выпадет снег. Наутро 5 августа в летнюю пор
Спустя столетие Папа Сикст III на этом месте церковь перестроил в базилику и посвятил ее Богоматери. В 1377 году к базилике достроили колокольню, высота которой составляет 75 метров и она является самой высокой в городе. А через несколько веков в 1740-х годах здесь сделали лоджию и фасад.
С каждым годом новые папы все больше расстраивали и украшали Санту-Марию-Маджоре, и уже в 18 столетии она приобрела современный облик. Сегодня эта церковь – одна из самых старинных, которая почти целиком сохранила первичный облик.
С 352 года каждый год 5 августа существует традиция осыпать прихожан белыми лепестками цветов в память о сне или видении, которое стало стимулом для сооружения этого собора. Кроме того, его часто называют «Божья Матерь в снегах», поэтому не удивляйтесь, если услышите это название.
Интерьер базилики
Интерьер Санта-Мария-Маджоре поражает своим богатством и роскошью. В основном все убранства относятся к более позднему времени, однако кое-что сохранилось и со времен основания храма.
Своды центрального нефа (или, проще говоря, главного зала) поддерживают античные колонны. Также с V в. сохранились мозаики над колоннами, иллюстрирующие сцены из Ветхого завета.
С одной стороны – сюжеты из жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова, с другой – история о странствиях Моисея. А если поднять взгляд еще выше, над мозаиками увидите фрески со сценами из жизни Девы Марии.
Интерьер базилики поражает своим богатством и роскошью
Пространство над апсидой тоже заполняет мозаичное панно на библейские темы. Оно датировано XIII в. за авторством монаха-францисканца Джакопо Торрити. Ему же принадлежит и мозаика на полукуполе апсиды, которая изображает коронацию Мадонны.
Довершает все это великолепие резной деревянный потолок центрального нефа с кессонами (прямоугольными углублениями). Говорят, что в его отделке изначально использовали перуанское золото, привезенное Колумбом.
Увы, но того золота сейчас не осталось и в помине. Потолок неоднократно был реставрирован, а потому и золото на нем теперь самое обычное.
Резной деревянный потолок базилики украшен золотом
А теперь снова опустим глаза вниз и полюбуемся на удивительной красоты пол, напоминающий мозаику. Когда-то здесь лежали простые мраморные плиты, но в XII в. поверх них выложили узоры из маленьких разноцветных кусочков мрамора.
Такая техника получила название «косматеско» от фамилии семьи Космати – основателей этого декоративного направления.
Интерьер
При всех произошедших переменах и перестройках, базилика Санта-Мария-Маджоре во многом сберегла свой аутентичный облик.
Наибольший интерес у посетителей вызывают элементы мозаики Santa Maria Maggiore, сохранившиеся до современности из 5-го столетия нашей эры. Основной неф церкви и триумфальная арка были декорированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III.
Вход в базилику декорирован мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отправляет посетителей к легендарному былому храма. В XIII веке на апсиде базилики была еще выложена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Поразительная картина была исполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.
Геометрические узоры пола перекликаются с замысловатым потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). На деревянные потолочные панели нанесено золото, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.
Не имеющая цены реликвия базилики – Святая колыбель, располагающаяся под главным алтарем. Коленопреклоненная статуя папы Пия IX – символ веры и уважения к древней святыне.
Драгоценная хрустальная урна, с росписью из серебра, прячет в себе элементы деревянных яслей, в которых в свое время лежал младенец Иисус.
Развивает тему Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).
Капеллы и святыни
Главная святыня базилики Санта-Мария-Маджоре – частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус. Они хранятся в серебряном ларце-реликварии с хрустальными окошками в помещении под главным алтарем – крипте.
В крипту ведут две лестницы, спустившись по одной из которых, вы увидите папу Пия IX, склонившего колено в молитве перед Святыми яслями.
Святыня содержит частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус
Каким образом эта реликвия попала в храм и является ли она подлинной, на сегодняшний день неизвестно. По одной версии в 638 г. ее привез из Иерусалима папа Теодор I.
Однако в церковной книге, датированной VI в., содержится запись о подаренной «ad Praesepem» (детской кроватке) женщиной по имени Флавия Ксантиппа. Вполне может быть и такое, что это кусочки колыбели, оставшиеся от первого вертепа, устроенного в базилике в честь Рождества.
На самом же алтаре находится порфировая урна, содержащая мощи апостола Матфия, а также мощи еще пяти христианских святых, почитаемых как католиками, так и православными (Святой Лаврентий, Стефан Первомученик, римские мученики Симплиций, Фаустин и Беатриса).
Вторая по значимости реликвия базилики – древняя икона, которой, предположительно, около 1000 лет, хранится в капелле Боргезе. В Санта-Мария-Маджоре капелл несколько, но наиболее интересны три из них:
Сикстинская капелла или капелла Блаженного причастия. Была заложена папой Сикстом V в 1584 г. Убранство ее ничуть не уступает самой базилике: великолепные мозаики, фрески, лепнина, позолоченные своды и скульптуры. Здесь хранятся мощи папы Пия V и мощи пяти Невинных младенцев (предполагаемо). Тут же покоится и сам основатель капеллы.
Бронзовый алтарь в Сикстинской капелле базилики
- Паолинская капелла или капелла Боргезе. Построена чуть позже Сикстинской (в 1611 г.) по аналогии с ней под покровительством папы Павла V, происходившего из семьи Боргезе. Впоследствии капелла стала усыпальницей этого рода. Как говорилось выше, здесь хранится очень значимая для римлян икона – Богоматерь Спасение народа римского. Считается, что она спасла Рим от чумы в VI в., откуда и пошло такое ее название.
- Капелла Сфорца. В сравнении с капеллами Боргезе и Сикстинской, она выглядит довольно скромно. Но эта простая торжественность и естественность импонирует даже больше. Внутри все отделано светлым мрамором, выделяются лишь стена алтаря и две апсиды по бокам, украшенные фресками и скульптурами. Есть сведения, что над проектом часовни трудился Микеланджело, однако непосредственно в возведении сооружения он участия не принимал.
Считается, что эта икона спасла Рим от чумы в VI веке
Баптистерий
Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839). На алтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610)
Баптистерий и барельеф работы Пьетро Бернини на алтарной стене
В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.
Интерьер
Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.
Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.
Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.
На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.
В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Колонны
Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.
Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.
Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.
Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi)
Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем
Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).
Пол
В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.
Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.
Потолок
В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.
В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.
Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.
В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.
Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи. Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.
Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!
Церковь внутри
Слева от алтаря находится знаменитая работа Микеланджело «Христос около Креста».
Первоначально великий скульптор изобразил Христа нагим, однако священники сочли такой натурализм чрезмерным и велели накинуть на бедра Иисуса бронзовую повязку.
В церкви также находятся работы:
- Сангалло
- Романо
- гробницы нескольких пап
- гробница св. Екатерины Сиенской (1347–1380), которая являлась пророчицей и духовидицей покровительницы Италии, убедившей римских пап вернуться из авиньонского пленения.
Особо стоит отметить капеллу Карафы, расположенную справа от алтаря.
Она названа в честь папы-инквизитора Павла IV Карафы – автора «Индекса запрещенных книг».
Капелла украшена гармоничной балюстрадой и ангелочками работы Андреа Вероккьо.
Также здесь находятся шедевры Ф. Липпи: «Вознесение Богоматери» и «Апофеоз Фомы Аквинского».