Самые известные храмы москвы: краткая информация о них и способы добраться
Содержание:
- Оптина пустынь (г. Козельск Калужской области)
- Популярное за 7 дней
- Автобусные экскурсии
- Колокола Московского храма Христа Спасителя
- Двери храма Христа Спасителя
- «Был храм, потом хлам, теперь — срам»
- Путь от Чертолье да Храма Христа Спасителя
- Теории искупления
- Популярное за 7 дней
- Православные храмы и монастыри Москвы
- Архитектура
- Военный храм в Кубинке
- Объективная и субъективная стороны спасения
- «Сему месту быть пусту»
- О Христе как Спасителе более углубленно
- Парк «Зарядье»
- Второе рождение
- Храмы Варварки
Оптина пустынь (г. Козельск Калужской области)
Известный во всём мире монастырь. Начало древней обители положено ещё в 14 веке. Это настоящий духовный оазис вдали от трасс с сияющими куполами. Он будто отрезан от мира рекой и чистым сосновым бором. Оптина пустынь объединила на своей территории 7 храмов, главным из которых является собор во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Есть ещё храмы Казанской иконы Божией Матери, церковь Марии Египетской, храм-усыпальница Владимирской иконы Божией матери, где находятся мощи преподобных Оптинских старцев. Наверняка вы о них слышали. К прославленным боголюбивым старцам, которые являются главной святыней обители, в былые времена шли за духовным советом и исцелением.
Известный во всём мире монастырь
Так, например, к старцу Амвросию Оптинскому обращался сам Фёдор Достоевский, убитый горем после гибели своего сына. После встречи с Амвросием Фёдор Михайлович уехал обновленным. Мудрые советы и наставления Оптинских старцев сохранились до наших времён. Сегодня в сети можно найти книги с их поучениями, которые для многих стали проводником в духовный мир.
Есть здесь часовня с кладбищем
Есть здесь часовня с кладбищем, где похоронены убитые во время Пасхи в начале 90-х монахи, и святые источники.
Оптина пустынь находится в 4 км от Козельска. Здесь можно исповедаться, помолиться, а также остаться пожить, вставая с рассветом и соблюдая все правила монастыря. Отсюда люди возвращаются другими. На сайте монастыря можно ознакомится со множеством писем христиан о чудесах, произошедших благодаря старцам.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Автобусные экскурсии
В рамках автобусных прогулок приглашаем проведать знаковые религиозные объекты столицы. Так, автобусная экскурсия доставит вас в монастыри:
- Андроников — в Спасском соборе увидите фрески работы Андрея Рублева;
- Покровский — сможете поклониться мощам матушки Матронушки;
- Новоспасский — с усыпальницей рода Романовых;
- Симонов — помолитесь у почитаемой православными иконы «Умягчения злых сердец»;
- Зачатьевский, история которого начинается в далеком 1360 году;
- Новодевичий, где расположен православный архитектурный комплекс;
- Даниловский — один из первых в московской земле;
- Донской, который был создан по приказу Бориса Годунова еще в XVI веке.
Мы предлагаем уникальную прогулку в семь храмов Москвы в рамках одного автобусного тура. Вы посетите сооружения:
- св. Николая (в Котельниках),
- Николы (в Подкопая),
- Николы у Таганских ворот,
- Рождества Пресвятой Богородицы,
- Троицы (в Серебряниках),
- Усекновении главы Иоанна Предтечи,
- Успения (в Гончарах),
- Петра и Павла.
Колокола Московского храма Христа Спасителя
Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.
Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Двери храма Христа Спасителя
Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.
Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.
«Был храм, потом хлам, теперь — срам»
Храм простоял примерно столько же, сколько ушло на его строительство — около полувека. А в 1931 году был взорван, поскольку на этом месте новые власти решили сооружать еще более грандиозный 415-метровый Дворец Советов. На его постройку были брошены (опять!) лучшие силы страны: работала отдельная архитектурная мастерская Дворца Советов, над разработкой новых образцов цемента и стали (они имели маркировку ДС-Дворец Советов) трудились целые научно-исследовательские институты. К 1939 году был готов гигантский котлован, началась закладка фундамента, но он так и остался огромной забетонированной ямой. Строительство было остановлено войной, потом все средства были брошены на восстановление народного хозяйства. А после смерти «вождя народов» в СССР приступили к борьбе с «архитектурными излишествами», и от помпезного проекта со стометровым Лениным на крыше вообще решили отказаться. Какое-то время котлован стоял залитым водой, потом, чтобы место не пропадало, его решили приспособить под общественный бассейн. Он открылся в 1960 году и получил весьма оригинальное название «Москва». «Был храм, потом хлам, теперь — срам», — шутили тогда московские острословы.
К7
Храм Христа Спасителя во время сноса, 5 декабря 1931 года
Фото: ТАСС
О восстановлении храма заговорили уже в последние дни существования «государства рабочих и крестьян». 5 декабря 1990 года (в годовщину взрыва собора) был установлен третий по счету закладной камень, а в 1994 году появился Фонд финансовой поддержки воссозданию храма, возглавляемый патриархом Алексием II и тогдашним мэром Москвы Лужковым. Федеральное правительство предоставило жертвующим на храм серьезные налоговые льготы, так что желающих поучаствовать в богоугодном деле оказалось предостаточно. Была поставлена задача закончить работы и освятить храм до окончания столетия.
Чертежи педантичного Тона сохранились, поэтому воссоздать формы и пропорции храма не представляло большого труда. Но из-за недостатка времени и средств убранство сознательно упростили. Кроме того, под собором решено было сделать множество вспомогательных помещений, которых в проекте Тона не было. Серьезные изменения первоначального замысла вызвали горячие споры, а руководивший работами архитектор Алексей Денисов даже публично вышел из проекта. Бразды правления были немедленно переданы президенту академии художеств Зурабу Церетели.
Новый храм сделан не из белого камня, как первоначальный, а из бетона. Белые мраморные медальоны и великолепные мраморные многофигурные горельефы на внешних стенах собора заменили бронзовыми, купола вместо сусального золота покрыли нитритом титана. Во внутренней облицовке вместо мрамора использовали искусственный камень. Росписи хоть и повторяли изначальные сюжеты, но качественно не могли сравниться с работами великих русских мастеров. Зато в огромном пространстве под храмом, которое осталось от фундамента дворца Советов и бассейна, появился подземный гараж на три сотни машин с автомойкой, зал церковных собраний, концертный и трапезный залы, конференц-холл и пресс-центр и даже своя химчистка. Заодно строители решили подстраховаться от заклятия игуменьи Клавдии и восстановили в подземном этаже приделы в память об утраченных церквях Алексеевского монастыря.
К8
Вид на строящийся храм Христа Спасителя, 1997 год
Фото: РИА Новости/Александр Поляков
Строители уложились в срок — 31 декабря 1999 года Алексий II совершил «малое освящение» храма, и в него пустили первых посетителей. Правда, работы продолжались еще полгода и торжественное великое освящение состоялось лишь в августе 2000-го. А уцелевшие подлинники мраморных горельефов и медальонов можно увидеть в Донском монастыре, где они хранятся уже много лет.
Путь от Чертолье да Храма Христа Спасителя
В дохристианские времена, среди дремучих лесов существовало здесь языческое капище или святилище древних фино – угорских племен. Московские копатели нашли на этом месте древнюю плиту, покрытую странными письменами. В 16 веке на Чертолье располагался Опричный двор Ивана Грозного. Стояли пыточные избы, где томились и страдали несчастные жертвы, и погибали на эшафотах от рук палачей. Множество человек приняло на этой земле мученическую смерть. Позже здесь был построен Алексеевский монастырь, в честь божия человека Алексия.
Говорят, что в 17 веке жила здесь добрая игуменья Иулиания. Святостью и добрыми делами своими заслужившая славу народную. С её помощью место это было очищено от грехов и скверны. В 1839 году, через триста лет император Николай ПЕРВЫЙ решил построить на месте Алексеевского женского монастыря храм во имя Христа Спасителя. Храм этот должен был восславить победу русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. А сам монастырь хотели перенести в Красное село.
Существует предание, что игуменья и все монашки, покидая монастырь, прокляли это место, сказав, что ничего здесь святого никогда больше не будет. …Не хотела игуменья уходить с намоленного места и после обедни, когда вещи были погружены на подводы, попросила она своих монашек приковать её к высокому дубу цепями. Но стража расковала и выволокла игуменью со двора. Тогда она, обернувшись, воскликнула: « Быть сему месту пусто…!»
Но не получилось «пусто». Вот тут-то как раз и стоит Храм Христа Спасителя, который был построен на пожертвования людей и деньги из городской казны. Строился храм долго — 44 года. Изначально планировали построить храм на Воробьевых горах, начали строительство, но постоянные оползни не дали доделать задуманное..И тогда в 1839 году храм заложили на месте Алексеевского монастыря, на берегу Москвы-реки. Простояв до 1931 г., Храм был взорван по решению Сталина.
Теории искупления
Разговор, почему Иисус Христос именуется Спасителем, был бы неполным без обращения к существующим теориям искупления, которыми обозначаются наиболее систематизированные попытки истолкования совершенного Им подвига. Итак, традиционно выделяют три теории:
- юридическую;
- нравственную;
- органическую.
Автором юридической теории искупления является западнохристианский схоласт Ансельм Кентерберийский. Родился он в 1033 году, так что формально еще до Великого раскола 1054 года. В принципе, юридический подход к вопросам веры среди латинян прослеживает уже с IV века, потому идеи Ансельма здесь не стали чем-то из ряда вон выходящим. Суть его теории сводится к следующим положениям: своим грехопадением человек совершил преступление, нарушив тем самым установленный Богом справедливый порядок и нанеся Господу оскорбление. Степень оскорбления определяется рангом оскорбленной стороны. Величие Божье бесконечно, соответственно, и вина преступника бесконечна. Человек, будучи сотворенным существом неспособен удовлетворить бесконечную Божью справедливость и принести удовлетворение за содеянное, поэтому и понадобилось Воплощение и Вочеловечение Второго Лица Святой Троицы, дабы Искупительным подвигом принести за человека надлежащий выкуп. Думаю, даже те, кто не был с данной теорией знаком ранее, понимает ее «сухость» и в некоторых положениях несоответствие Священному Писанию. Однако положительной ее стороной является ясное подчеркивание мысли, что человек неспособен спастись одним лишь собственными силами.
Нравственная теория искупления была создана как реакция на крайности теории юридической. Свое завершение она находит в трудах митр. Антония (Храповицкого). Акцент данной теории ставиться на преодолении Христом всех искушений, чем Он проявляет полнейшее послушание Отцу, тем самым, являя нам величайший пример. По мнению владыки Антония, спасения было совершено во время Гефсиманского борения, а Крест нужен для раскрытия, демонстрации силы и глубины душевных мук Спасителя. Отрицательные стороны данной теории также лежат на поверхности, как минимум в ней принижается значение Страданий и Смерти Христа. Хороша же нравственная теория своей критикой теории юридической, низводящей отношения человека и Бога, к безжизненным правовым категориям.
Основными сторонниками органической теории искупления были такие богословы эмиграции как прот. Георгий Флоровский и В. Н. Лосский и пр. Здесь нужно сказать, что христианская сотериология (учение о спасении) является одной из наименее догматически разработанных разделов. Так вот, в лице русских богословов эмиграции, в данной теме, была осуществлена попытка синтеза святоотеческой мысли. Для них искупление, прежде всего, заключается в исцелении и обожении больной человеческой природы. Акцент здесь делается не только на Голгофе, Гефсимании или Гробе, но на всей жизни Христа. Кончено, Страдания, Крест и Воскресение остаются важнейшими действиями вочеловечшегося Сына Божия в деле спасения, но им предшествует Его воплощение и прохождение всех стадий человеческого развития, обретение некой полноты человеческих возрастов. Поэтому все, что говорил и делал Христос (учение, пророчества, чудеса и т. д.), имеет отношение к нашему спасению.
Органической теория названа не потому, что в ней органически (гармонично) все сложено, но потому что она раскрывается в категориях природы, как Божественной, так и человеческой. Грех здесь воспринимается не только как нарушение закона, не только как безнравственный поступок, но прежде всего, как болезнь. Поэтому спасение – это исцеление от болезни, освобождение от рабства, преображение человека и в конечном итоге обожение. Через человека спасение даруется и миру как сотворенному ради него. Поэтому Христос – не только Спаситель человека, но и Спаситель мира.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Православные храмы и монастыри Москвы
Современная столица России – это не самый старый город страны, но в нем сохранилось множество древних храмов. Сейчас Москва сияет куполами новых обителей, а старые после реставрации не отличаются от только что возведенных.
Храм Христа Спасителя
Молодой храм можно назвать сердцем города. Его возвели еще в XIX ст., но он был полностью разрушен большевиками. Восстановлением занялись только после перестройки. В настоящее время проводятся обзорные экскурсии по этому храму. Он находится на ул. Волхонка 15, ближайшая станция метро – «Кропоткинская».
Храм Христа Спасителя
Покровский монастырь
Обитель известная на весь мир. Здесь находятся мощи матушки Матронушки Московской. Чудесные исцеления в стенах монастыря для насельников стали привычными. Обитель находится на ул. Таганская, в районе кольцевой станции метро.
Покровский женский монастырь
Новодевичий монастырь
Больше всего в обители привлекает внимание Софьина башня. Именно здесь была заперта царевна Софья, когда было поднято восстание против ее брата – будущего императора Петра Великого
Существует суеверие, утверждающее, что загаданные желания в этой башне сбудутся. Разумеется, к православию это не имеет никакого отношения. Обитель находится на Новодевичьем проезде.
Чтобы внимательно осмотреть Новодевичье кладбище и монастырь, стоит записаться на экскурсию.
Совет автора
Новодевичий монастырь в Москве
Часовни на Введенском кладбище
Среди каменных надгробий и склепов на кладбище находится несколько часовен. Одна из них была установлена у места захоронения известного старца Зосимы. Кладбище находится по адресу: ул. Наличная, 1. Ближайшие станции метро – «Лефортово» и «Авиамоторная». Не стоит забывать, что посещения кладбища требует соблюдения определенных правил поведения.
Храм Сергия Радонежского
В храм стекается множество верующих, чтобы приложиться к чудотворному Кийскому Кресту. Предание гласит, что он является точной копией креста, на котором был распят Спаситель. Храм находится на Крапивенском переулке.
Ивановский монастырь
В храме находится чудотворная икона Иоанна Крестителя с обручем. По молитвам перед ней верующие получают исцеления от болезней и помощь в разрешении различных тяжелых ситуаций. Церковь стоит на Малом Ивановском переулке около станций метро «Китай-город» и «Лубянка».
Ивановский монастырь
Храм Сергия Радонежского
Часовни на Введенском кладбище
Свято-Троицкий мужской монастырь
На территории обители в стенах храма Воскресения Христова хранятся мощи вмч. целителя Пантелеимона и его икона. Великомученик Пантелеимон лечил людей во время своей земной жизни и после отшествия ко Господу помогает православным в болезнях. Обитель находится на Сокольнической пл., 6.
Свято-Троицкий мужской монастырь
Успенский собор Божией Матери
Адрес храма: ул. Манежная, 2-10 сооружение 2. Метро «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская».
Успенский собор Божией Матери
Высоко-Петровский мужской монастырь
Обитель была основана святителем Петром, который в XIV ст. был примирителем в борьбе князей за престол. Основанный им монастырь стал сердцем страны, именно там началось рождение православной Москвы.
Обитель несложно найти на карте и на местности. Она расположена по адресу: улица Петровка, дом 28/2, около станций метро «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская».
Высоко-Петровский мужской монастырь
Архитектура
Лицевая сторона храма делитс четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две — на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средн значительно крупнее других. Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8-гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены — внутренняя и наружная, а между ними коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двум устроенными в них придельными храмами: во им Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе, 36 — над хорами и 8 — в коридоре.
Скажем теперь несколько слов о куполах и крыше Храма. Колоссальный свод большого купола представляет своим устройством одно из замечательнейших явлений в области архитектуры. Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, на который ионным напылением нанесен тонкий слой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний купола покрыты тончайшим слоем алмазной пыли (технические алмазы).
Внизу, с каждой из четырех сторон, сделано крыльцо с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. Эти крыльца, состоящие из 15 ступеней во всю длину выступов, с большими площадками, приводят нас к входным дверям. Всех наружных дверей в Храме 12, по три на каждой лицевой стороне четырех выступов. Они отлиты из бронзы, причем средняя больше крайних. В арках и нишах больших и в арках малых дверей помещены изображения Святых с надписями. Общее значение и смысл этих фигур часто тот же, что и настенных изображений.
Военный храм в Кубинке
Строительство главного храма Вооружённых сил в парке «Патриот» министр обороны Сергей Шойгу анонсировал в сентябре 2018 года. Тогда же он объявил о планах возвести религиозное сооружение к 9 мая 2020 года, 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
Инициаторы проекта неоднократно заявляли, что военный храм будут строить на «исключительно добровольные» пожертвования. Об этом не один раз говорили представители созданного для сбора денег благотворительного фонда «Воскресение». Но в феврале 2020 года стало известно, что власти Москвы и Подмосковья направили на строительство почти 3 млрд руб. из бюджетов. В общем стройка обошлась в 6 млрд руб.
В марте Шойгу объяснил выбор парка «Патриот» для строительства главного военного храма тем, что с этого места в 1941 году советские войска начали движение на Запад.
24 апреля СМИ узнали, что стены храма в Кубинке планируют украсить мозаикой с изображениями Владимира Путина, Сергея Шойгу, Иосифа Сталина и надписью «Крым наш». Но спустя несколько дней мозаику с президентом убрали. Настоятель храма сообщил, что решение связано с мнением самого президента, который посчитал установку мозаики преждевременной. От размещения мозаики со Сталиным авторы проекта также отказались.
О завершении строительства храма в «Патриоте» Минобороны сообщило 9 мая. Пресс-служба военного ведомства опубликовала видеоролики в соцсетях, отметив, что возведение религиозного сооружения заняло 598 дней.
Высота храма составляет 95 м, это третий по высоте православный храм в мире. Он сможет вместить до 6 тыс человек. Диаметр основания центрального купола — 19 метров 45 сантиметров.
Главный храм Вооружённых сил России в парке «Патриот» в Кубинке
На прилегающей территории расположена мультимедийная галерея «Дорога памяти». Её протяжённость — 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны.
Изначально церемония освящения храма в «Патриоте» была запланирована на 9 мая, но её неоднократно переносили из-за ограничений по коронавирусу. Так, в начале июня Сергей Шойгу на селекторном совещании назвал датой открытия военного храма 22 июня. Однако позже в РПЦ сообщили, что по «решению первых лиц» освящение перенесли на 14 июня. Епископ Стефан (Привалов) отметил, что таким образом было решено развести само освящение храма и торжественные мероприятия 22 июня, в День памяти и скорби.
14 июня в проповеди после освящения патриарх Кирилл заявил, что храм станет «символом поворота России и её Вооруженных сил от безверия к вере после десятилетий государственного атеизма».
Министр обороны Сергей Шойгу поблагодарил всех, кто внёс лепту в строительство: «Сегодня я хотел бы сказать слова благодарности всем тем, кто принял участие в создании всего комплекса, всем кто в разной степени и объемах поддержал строительство храма». Он также выразил благодарность архитекторам, строителям и художникам-скульпторам. По его словам, многие работали бесплатно, приезжая днём и ночью.
31.184.250.230
Объективная и субъективная стороны спасения
Однако, как мы понимаем, не все будут спасены и награждены. Апостол Павел в своих довольно известных словах (1 Кор. 2, 9) указывает, что Господь уготовил невероятные дары «любящим Его». И проблема здесь не в том, что кого-то Бог не наградит по собственному произволению, а в том, что Божественную любовь еще нужно принять в ответном действии любви. Насильно любить невозможно, потому нелюбящие Господа сами откажутся от даров и попросту будут неспособны их впустить в себя. Поэтому в деле спасения человека нужно выделять объективную и субъективную стороны. Объективная – заключается в том, что Бог уже сделал все возможное для нашего спасения, ее я и стараюсь раскрыть в этой статье. Субъективная же сторона зависит от самого человека, от желаний, устремлений и, как следствие, тех или иных действий, выстилающих дорожку либо к вечной жизни, либо к вечной погибели.
«Сему месту быть пусту»
История Алексеевского монастыря уходит в XIV век, когда московский митрополит Алексей Федорович Бяконт (воспитатель Дмитрия Донского и фактический правитель при малолетнем князе) решил основать первую в городе женскую обитель. Размещался монастырь за ручьем Черторыем ближе к Крымскому броду и был освящен в честь зачатия святой Анны, почему именовался Зачатьевским. Первыми же обитательницами его стали родные сестры митрополита Алексия, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Монастырь стоял двести лет. В XVI веке он не раз подвергался разграблению крымчаков и ногайцев. После очередного разгрома и пожара на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести под защиту крепостной стены Белого города. Так он и оказался на Волхонке, возле Пречистенских ворот. При строительстве новых зданий возвели храмы и в честь Алексия, человека божьего, и в честь зачатия святой Анны. Но в народе новый монастырь теперь именовали Алексеевским. В 30-е годы XVII века мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин по царскому указу и в благодарность за рождение долгожданного наследника (будущего царя Алексея Михайловича) построили в обители небольшой, но изящный двухшатровый храм, считавшийся одной из самых красивых церквей столицы. Вскоре строительство храмов такого типа было запрещено патриархом Никоном как не соответствующее канону, и собор Алексеевского монастыря стал совершенно уникальным.
К5
Картина Карла Рабуса «Алексеевский монастырь»
Фото: commons.wikimedia.org
Но, несмотря на 400-летнюю историю, монастырь решили снести, а сестрам приказали переселяться в район Красного села (район нынешнего метро «Красносельская»). Существует легенда, что, когда монахини отстояли последнюю службу, настоятельница обители игуменья Клавдия повелела приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора старому дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой безобразной сцены игуменья изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!».
О Христе как Спасителе более углубленно
Итак, почему Иисуса Христа называют Спасителем, мы вкратце выяснили, теперь стоит сказать об этом немного подробнее.
В приведенных местах Священного Писания встречается понятие искупления, без которого разговор о спасении человечества невозможен. Вообще христиане часто говорят об искуплении. Значение этого слова для нас не просто схоластика, оно буквально пропитано живой верой в Спасителя, особенно в дни Страстной седмицы, когда мы сопереживаем Страданиям Христа. Т. е. большинство православных христиан на интуитивном уровне, чувствуют, что такое искупление, но стоит все-таки дать ему более отчетливые очертания. Думаю, не станет неожиданностью указание, что слово искупление в Священном Писании встречается многократно. Буквальный его перевод с греческого языка означает «освобождение за определенный выкуп». Известный богослов Владимир Николаевич Лосский указывает, что отвлеченное понятие искупления носит юридический характер, с чем сложно не согласиться. Однако в христианстве оно приобретает более глубокий смысл. Сын Божий нас спасет, потому что именно Он совершил «выкуп», освобождающий нас от последствий грехопадения. Вспомним, что грех, проклятие и смерь стали поработителями человека, раб же может рассчитаться сам за себя и остается в заключении до тех пор, пока кто-то его не выкупит.
Парк «Зарядье»
Чтобы попасть к следующему храму, нужно выйти с Соборной площади и пройти через парк «Зарядье». Это первый парк внутри Бульварного кольца, построенный за последние 200 лет.
Над созданием современного парка работали архитекторы со всего мира — из Европы, Америки, России и Азии, — это люди, умеющие создавать уникальные общественные пространства. Парк «Зарядье» — это отличный пример так называемого природного урбанизма — сочетания развитой городской среды и природы. Это первый подобный парк в России.
Зайдите в парк. Он разделен на четыре климатические зоны. Кроме того, можно посетить Ледяную пещеру и медиацентр. Одно из самых удивительных помещений парка — «стеклянная кора». Эта крупнейшая в мире светопрозрачная конструкция создает микроклимат для растений, которым нужна повышенная температура.
Внутри смонтированы инженерные системы для подачи теплого воздуха в зимнее время, для охлаждения и увлажнения воздуха в летнюю жару. Проектом также предусмотрена умная система распределения добытой энергии, поэтому наверху размещены солнечные батареи. Частично парк будет подпитываться от солнца.
Изюминка парка – смотровая площадка Парящего моста. Мост может выдержать 3 ‑4 тысячи человек одновременно, вес более 240 тонн. Его конструкция уникальна и не имеет аналогов в России и мире. Заключения
На территории Зарядья сохранились различные исторические памятники, а именно: собор, колокольня и корпуса Знаменского монастыря, церкви Варвары Великомученицы, Максима Блаженного, Георгия Победоносца, Зачатия святой Анны; палаты бояр Романовых и Старого английского двора.
Второе рождение
Впервые публично восстановить храм Христа Спасителя в 60-е годы предложил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. Небывалая смелость вызвала смятение у потерявших дар речи коммунистов: «неуместную выходку» постарались «замять», из речи Гагарина, опубликованной в СМИ, вырезали слова о храме.
Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.
Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.
В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.
При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.
Храмы Варварки
Погуляв по парку «Зарядье», предлагаю подойти со стороны парка к храмам Варварки. Улица Варварка была впервые упомянута как Варварская или Варьская в XV веке, до этого времени она называлась Всесвятская. Название Варварская она получила по деревянной церкви святой Варвары, стоящей на этой улице.
Церковь великомученицы Варвары была поставлена на подклете старой церкви XVI века (дом 2), построенной итальянцем Алевизом Новым. В 1796–1801 годах на месте старой церкви Варвары Родион Казаков сооружает новое здание храма в классическом стиле.
Рядом с церковью Варвары находится Английский двор (Варварка, 4А), редкий сохранившийся объект гражданской архитектуры XVI века. Англичане на дворе появились в XVI веке. Известно, что в 1556 году участок с каменным домом был пожалован Иваном Грозным английской торговой компании, которая
Английский двор — это старейшее официальное представительство иностранной державы, сохранившееся в Москве. Сами палаты типично русские, но если поднять голову, то на фасаде со стороны Зарядья вы заметите загрузочный люк на чердак. Такие люки часто можно видеть в городах северной Европы.
По другую сторону от Английского двора стоит церковь Максима Исповедника. Храм носит имя известного в начале XV века московского блаженного Максима. Его похоронили рядом с церковью, которая стояла на этом месте раньше.
В 1547 году святого канонизировали, а когда построили здесь новую, каменную церковь на средства Василия Бобра, ее назвали именем Максима.
Храм много раз переделывался, а в 1737 году средневековое здание конца XVII века было перестроено в стиле барокко. В 1829 году у храма появилась новая ампирная колокольня.
С середины XVI века двор (Варварка, 10) принадлежал боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного. В 1584 году двор унаследовал Федор Никитич Романов, впоследствии патриарх Филарет.
Именно здесь у него родился сын Михаил, будущий родоначальник династии Романовых. В 1631 году Михаил и Филарет основали на родовом дворе Знаменский монастырь. Получается, что Знаменский монастырь — это древний Романов двор!
Со времен Михаила Федоровича остался только первый этаж палат. Второй этаж был перестроен уже в XVII веке, когда родовое имение стало Знаменским монастырем. В XIX веке архитектор Рихтер воссоздал третий, деревянный этаж палат.
В эпоху первых Романовых палаты из камня строили только до уровня второго этажа, а третий этаж был деревянным. На крыше Романовых палат помещен грифон — герб рода Романовых.
Вы обратили внимание на то, что на Варварке находятся целых два музея, открытые царскими особами — Английский двор, открытый английской королевой Елизаветой, и палаты Романовых, открытые Александром II
Самый дальний собор по четной стороне Варварки (дом 12) — храм Георгия Победоносца на Псковской горке. Церковь действительно раньше стояла на Псковской горе, склоне Зарядья, который потом переходил в Псковский переулок.
Существующая церковь была построена в 1657 году, а в 1818 году была пристроена колокольня в псевдоготическом стиле.
Мы закончили краткий обзор четной стороны Варварки.
Предлагаю подняться по ступенькам на саму улицу и пройти в один секретный дворик, где мы близко познакомимся с архитектурным стилем — узорочье.
Интересный маршрут Москва за 1 день: от Маяковской до Дома Пашкова.