Успенский кафедральный собор во владимире

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера — Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.

Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском собореВажно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году. Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.

Это интересно: Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне — изучаем развернуто

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос

Собор в XX-XXI веках

С 1917 года здесь служит знаменитый Сергий Старгородкий, будущий патриарх. Он был поставлен Владимирским митрополитом в 1917 году, в 1922 году принял обновленчество, а потом отрекся от него. Следующий владимирский архиепископ — Николай Добронравов — служил здесь с 1923 по 1925 годы, а в 1937 был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас почитается как святой. В память о нем установлена памятная табличка на Георгиевском приделе храма.

В 1922-23 году изымаются все ценности, а в Георгиевском приделе устраивается филиал музея. Поначалу это музей церковных древностей, потом — антирелигиозный отдел владимирского музея. В предвоенные и военные годы храм некоторое время стоит практически заброшенным и за уникальными фресками никто не ухаживает. Но 1944 году храм вновь открывается, и его немного приводят в порядок и снаружи и изнутри. В 50-х годах тогда же в здание проводится новая отопительная система, которая нормализует температурные режим.

Последняя реставрация проводилась в 1974-82. Тогда же были восстановлены погребения в нишах с надписями. В 1995 году у западной стены храма появился памятник Андрею Рублеву скульптора О. Комова, а в начале 2000-х – поклонный крест перед храмом и памятный знак 600-летию Владимирской епархии.

Сейчас храм действует как кафедральный.

Внутреннее убранство

По преданиям и летописям Андрей Боголюбский не скупился на внутреннее убранство храма, где должна была храниться реликвия и святыня Древней Руси, икона Владимирской Божьей Матери. Скульптурные композиции и декоративные рельефы были резными, и покрыты позолотой, фрески украшали стены и своды. Церковная утварь была сплошь из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями.

Три массивные, резные двери покрыты позолотой. Собор Успения сравнивали с храмом Соломона по роскоши убранства и интерьера. Расписные фрески 12 века сохранились отдельными элементами – это, фигуры Артемия и Аврамия на юго-западной стене, а также на росписи на столпах за иконостасом.

Труды древних иконописцев московской школы сохранились фрагментами и в полном виде, занимая более 300 кв.м. площади стен и сводов Успенского собора. Эти росписи — доказательство истинного высокого искусства и таланта, яркое проявление древнерусской живописи. Одухотворенность, смирение и доброта сквозит во взглядах персонажей изображений. Выражают особый духовный настрой того времени.

Рублев и Черный использовали все архитектурные особенности сводов собора, и искусно вплетали фигуры людей и формы изображений под линии и изломы строения. Все композиции храма подчинены одной теме — духовному подъему русского народа. Иконостас, сделанный Рублевым, состоял из 4 рядов, где размещались 83 иконы. В свое время, это был самый большой иконостас.

И фрески и иконостас созданы в одном стиле, и взаимно дополняли друг друга, образуя единую композицию, объединяя художественными приемами скульптурные и архитектурные части собора. Росписи притягивали взоры утонченностью.

Во всем творчестве Андрея Рублева прослеживается единый стиль: изящество и грация фигур, душевность и милость, покой и любовь в глазах, лицах ангелов, апостолов, жен и детей. В 1774 году на месте Рублевского иконостаса купцы Бочкаревы, построили другой, в три яруса, в стиле барокко, вошедшего в моду в те времена.

Резчики выполнили сложную работу, и соорудили 20-метровое строение, с широкими карнизами между ярусами. С резными колонками и пилястрами с коринфскими капителями. В резных рамах с затейливыми узорами поместили иконы. Позолота иконостаса была сделана червонным золотом на зелено-изумрудном фоне, и производила огромное впечатление на прихожан.

Резные Царские врата изображают «Благовещение». Фигуры Архангела и Девы Марии представляют створы ворот. Вся композиция состоит из витиеватых узоров из листьев, цветочных гирлянд и плодов, что придает воротам большую причудливость. 123 иконы написаны мастерами владимирского архиерейского дома, маслом на досках из липы.

На рубеже 70-80-х годов ХХ столетия проведены обстоятельные и сложные реставрационные работы по сохранению сокровищницы архитектурного чуда Древней Руси. Белокаменный известняк был очищен и обработан специальным составом. Пятиглавые купола были позолочены. Росписи внутри церкви укрепили специальными растворами, урегулировали температуру и влажность внутри для сохранности.

Кто построил Успенский собор? Историческая справка

Еще в первой половине XIV века на территории, где находится Успенский собор, располагался храм. Строительство собора в том виде, в котором он привычен современному россиянину, началось при великом князе московском Иване III в 1475 г. Нужно поподробнее изучить специфику времени Ивана, чтобы понять, почему он решился на создание столь масштабного сооружения.

Иван III в историографии носит титул Великий. При нем произошло окончательное освобождение от монгольского ига (спустя всего лишь 5 лет после начала строительства собора), была присоединена Новгородская земля, проведена успешная война с Великим княжеством Литовским. В качестве государя Иван имел грандиозные помыслы. Женатый на Софии Палеолог (племянница последнего императора Византии Константина XI Драгаша), Иван считал, что с падением Константинополя в 1453 г. правопреемником Византии становится Московское княжество. Отсюда происходит известная теория «Москва – Третий Рим».

Взявши на себя амбиции продолжателя дела императоров, Иван должен был проявить соответствующее отношение и к политике, и к искусству. Успенский собор должен был стать символом растущего и крепнущего Московского государства.

Старое здание Успенского собора, возведенное еще при Иване Калите, существенно обветшало и не могло больше символизировать Московское княжество. Иван III пригласил зодчего Аристотеля Фиораванти, который был блестящим итальянским архитектором. Аристотель разобрал то, что осталось от храма времен Калиты, и начал строительство, взяв за основу Владимирский Успенский собор. Можно сказать, что Иван пригласил одного из лучших зодчих своего времени. Тот кто построил Успенский собор, создал монументальный шедевр русской архитектуры.

Строительство было завершено к 1479 году. В этом же году собор был освящен.

В 1547, в год воцарения Ивана IV Грозного, произошел жуткий пожар в Москве (считается, что этот пожар был предзнаменованием тиранического правления Ивана). Стоит отметить, что венчание на царствование было осуществлено именно в этом храме (Иван был первым правителем, венчавшимся на царствование в 1547 году, с тех пор русские правители именовались царями, а не князьями). Но впоследствии собор был отреставрирован и украшен золочеными листами из меди. В 1571 году крымский хан Девлет Гирей в ходе ужасающего набега сжег Москву. Опричнина Ивана IV существенно ослабила обороноспособность государства. Собор значительно пострадал от пожарища.

Земский собор 1613 года, решавший, кто будет избран будущим правителем России, отдал предпочтение Михаилу Романову. Этот наиболее значимый для российской государственности собор проводился в здании Успенского собора.

В 1812 году собор разграбили и подвергли разорению солдаты армии Наполеона. Впоследствии он реставрировался и вновь был освещен. С установлением советской власти, в 1918 году, большевики закрыли храм, так как советское правительство теперь стало располагаться в Московском Кремле. Снова он открылся в качестве музея в 1955 года. С 1990 года в соборе вновь служат церковные службы. В настоящее время он является одним из самых важных церковных памятников в России.

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

История

Официальная история собора началась еще в годы правления Ивана Калиты — в 1326 году. Строительство православной церкви длилось чуть больше года. Спустя столетие на Кремль обрушился пожар, который оказал разрушительное воздействие на некоторые элементы собора, в частности, на своды и северный придел. В связи с этим появилась необходимость в перестройке здания.

Успенский собор в Москве, 13 век

К 1474 году новая постройка была практически готова, но случилось землетрясение, из-за которого произошло обрушение конструкций. Для восстановления прибыл архитектор из Италии Аристотель Фиораванти. Он укрепил конструкцию железными сваями, блоками из камня и кирпича.

В успенском соборе происходила коронация Александра III, а также много других значимых событий

В новом для себя обличии Успенский собор предстал на суд общественности уже в 1479 году. Еще несколько лет потребовалось мастерам на роспись стен. Участвовал в этом нелегком деле известный в те годы иконописец Дионисий и его ученики.

Над росписью собора работали лучшие мастера иконописи. Их рисунки сохранились спустя много веков

В 16-м веке храм пережил новое потрясение — пожар, из-за последствий которого был подвергнут масштабной реконструкции. Она предусматривала закрытие медными листами верхней части белокаменной церкви. В это же время на иконостас установили четыре образа, привезенные в Кремль специально из Великого Новгорода. Это “Спас на престоле”, “Апостолы Петр и Павел”, “Устюжское Благовещение” и “Богоматерь Одигитрия”.

Практически вся площадь Успенского собора заполнена фресками или иконами

Шли годы, менялась власть и территория Кремля. Постепенно здание собора стало разрушаться. Не единожды его реконструировали и перестраивали, а во времена наполеоновских войн и вовсе разграбили. Были похищены Владимирская икона Божией Матери, Корсунские кресты, а часть драгоценных риз с икон переплавили.

Успенский собор Кремля, 1913 год

Только в 20-м веке приняли решение восстановить первоначальный облик здания. Специалистам удалось расчистить иконы 14-го века. В 1955 году собор распахнул двери уже в статусе одного из музеев Московского Кремля. Сегодня он также остается музейным комплексом, даже несмотря на то, что в его стенах регулярно проводятся церковные службы.

Величие и история собора вдохновляют современных художников и фотографов. Купола Успенского собора, фото Марка Редькина

Архитектурные особенности собора

Первый проект собора создавался на шести столпах, при этом имел три апсида. Материалом для постройки взяли белый известняк, качество которого было настолько высоким, что с ним не мог сравниться материал стен галереи Всеволода.

Шестистолпный храм имел одну особенность: четверик был почти кубичным и имел такие параметры:

  • ширина – 17.5 м;
  • длина – 22.5 м;
  • высота – 21 м.

Подкупольный квадрат имел сторону длиной 6.4 м. Все храмовые элементы словно тянулись к Богу, стремилось вверх.

Среди современников собор относился к наиболее высоким. 32.3 метра высоты превосходили имеющиеся храмовые комплексы Новгорода и Киева.

Толщина стен и крещатых столпов невелика. В том проекте храма роль столпов брали на себя так называемые лопатки, размещенные внутри и снаружи, убранные полуколоннами, капителями из лиственного орнамента. Сверху, над линией аркатурно-колончатого пояса, профиль лопаток усложнили валиком.

От подпружных арок путь к барабану о 12 окнах вел сквозь тромпы. В то время такой проект строения был одним из наиболее уникальных, поскольку в северо-восточной части Руси зодчими не создавались подобные сооружения данного периода.

Известно, что у первичного храма было 3 притвора. Цоколь изготовлен из непрофилированного отлива так, как это делали и при строительстве соборов Юрия Долгорукого. На стенах собора красовалось украшение из пояса, составляли который арки и колонны, сверху окантованный лентой поребрика.

Капители небольших колон, использованных для декора, по своей форме напоминают кубические романские изделия, базу же составляют клинчатые консоли.

Поверхности стен, расположенные между колоннами, покрывали штукатурка и изящные фрески.

Основой строения был каменный фундамент, раствор в котором достигал только двух рядов, а выше строители расположили мелкий бут белого камня. Мастера ставили стены собора уже поверх него.

Войти на хоры собора можно было, воспользовавшись входом лестничной башни. Она располагалась с северной стороны храма, примыкая к пряслу.

Первичный храмовый комплекс при строительстве задекорировали скульптурными декоративными композициями зооантропоморфного типа. Когда проводилась обстройка галереями (в 1180 году), все статуи исчезли. Некоторые исследователи считают, что их перенесли в галерею Всеволода.

Двуярусные фасады разделялись сложными пилястрами. Поверхность центральных закомаров украшали рельефные композиции, на которых были изображены:

  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо
  • Три отрока в пещере огненной

Дополнительными элементами декора были маски львиных голов и женских лиц.

Прошло много времени, но некоторые элементы старинной работы дожили до наших дней. К ним относятся статуи в виде пророков, изображения птиц, напоминающих внешне павлинов, и капители в форме пары лежащих львов.

Сколько глав тогда у храма было – не знает точно никто. Некоторые исследователи утверждают, что их было 5.

Восстанавливая храм после пожара 1185 года, мастера не только визуально расширили его с помощью галерей, но и сделали вместительнее. При этом разделение новых достроек проводилось согласно первичному плану, что сделало дополнение к собору гармоничным.

Образ храма стал ступенчатым, поскольку закомары галерей расположились немного ниже, чем на основных стенах.

Новые апсиды мастера разместили восточнее прежних. Если внимательно рассматривать Всеволодовы галереи, видно, что на северо-востоке и юго-востоке строения не украшены угловыми компартиментами, а малые главы с восточной стороны сделаны меньше, при этом сдвинуты на запад.

Когда проводились работы по восстановлению храма и изменения в его проекте, стены Андреевского собора подверглись частичному разрушению. Чтобы галереи Всеволода дополнили храм, при этом стали частью единого внутреннего пространства, создавались дополнительные арки.

Внешние гладкие стены галерей частично изукрасили рисунки, продублированные с вертикальных поверхностей собора, построенного Андреем Боголюбским.

В летописях отмечается, что всю перестройку проводили местные мастера, включая и декорирование стен росписями. В настоящее время сохранились элементы декора, созданные руками зодчих того времени.

Шедевры мировой иконописи

Нужно отметить, что Звенигородский чин относят к шедеврам не только отечественной, но и мировой иконописи. Именно эти иконы, из всех произведений раннего XV века, ближе всего к византийским образцам, но при этом обладают своими специфическими чертами.

От византийских аналогов они переняли особую идеальность, гармонию и пластичные формы, которые при этом не лишены пространственных разворотов и легкости. А вот особенности, указывающие на их русской происхождение, это выразительные силуэты, звучность и чистота цвета, эмоциональная открытость и сердечность образов.

Стиль этих икон явно перекликается с другими работами Андрея Рублева.

Владимир. Успенский собор

Свято-Успенский кафедральный собор

Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 56

Успенский собор — выдающийся памятник белокаменного зодчества XII века. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублёва. В 1992 году собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор (по материалам книги «100 самых красивых мест России, которые необходимо увидеть / Т.Л. Шереметьева. — Минск: Харвест, 2010. — 288 с.: ил.»):

Успенский собор находится на высоком берегу реки Клязьмы в центре города, господствуя над панорамой Владимира. Храм был возведен при князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг. В 1161 г. стены расписаны искусными греческими изографами, все было подготовлено к тому, чтобы 21 сентября в собор была перенесена, по преданию написанная евангелистом Лукой еще при жизни Пречистой Девы, величайшая святыня Руси — Чудотворная икона Божией Матери, для коей храм, собственно, и строился. С тех пор образ и стал называться Владимирской иконой Божией Матери. А Успенский собор становится главным храмом всей Православной Руси.

После пожара 1185 г. при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри достроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII в. собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. Храм сложен из белого камня в технике полубутовой кладки. Внутренние его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись. Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII в. и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева, работавшего над росписью собора в 1408 г. и создавшего иконостас. Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX в. В некрополе собора покоятся святые мощи великих князей Владимирских и их родственников, епископов и настоятелей храма.

В течение столетий собор еще не раз горел и был разорен, реставрировался. Вплоть до 1432 г. под его сводами принимали великокняжеский титул московские государи.

В XIX в. рядом с Успенским собором была построена четырехъярусная колокольня с высоким шпилем в стиле классицизма. В настоящее время Успенский собор, всемирно известный памятник архитектуры, вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии РПЦ.

Успенский кафедральный собор (по материалам книги «500 мест Золотого кольца, которые нужно увидеть / Автор-составитель С.М. Михня. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Мартин, 2016. — 384 с.: ил.»):

Успенский собор возвышался над древним деревянным городом знак покровительства Богородицы Владимирской земле. По высоте (32,3 м) храм превосходил даже Софийский собор в Киеве.

Успенский собор представляет собой комплекс построек, возведенных в разное время. Первоначально собор был построен в 1158-1161 гг. при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы и задумывался не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что «во Владимир Бог привел мастеров из всех земель». Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 г. стены были расписаны искусными греческими мастерами. 21 сентября 1164 г. в собор была перенесена величайшая святыня Руси — чудотворная икона Божией Матери, для которой он и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.

После пожара 1185 г. при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри построек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII в. собор стал более обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII в. и творения Андрея Рублева, закончившего роспись в 1410 г. Вскоре после этого татарские полчища, напавшие на город, разграбили Успенский собор. Захватчики потребовали от попа Патрикея выдать церковную казну, золотые и серебряные украшения, а когда Патрикей отказался, татары пытали его и замучили до смерти. Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX в.

В некрополе собора покоятся святые мощи владимирских князей и их родственников, епископов и настоятелей храма. Собор вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимирской и Суздальской епархии.

Информация

Адрес: ул. Б. Московская, 56.

Проезд: тролл. 5 до ост. «Соборная площадь».

Правила и часы посещения

Основное правило – фотографировать и вести видеозапись в храме запрещено. Собор открыт с 7 часов утра до 8 часов вечера. Время разделено на музейное и церковное. Музей начинает работу с 13 часов. После 16:45 вход для прихожан бесплатный.

Богослужения проводятся в будние и праздничные дни:

  1. утренняя литургия в 7 ч. 30 мин.;
  2. утренняя литургия в 6 ч. 30 мин. в воскресные и праздничные (дванадесятые) дни, в 9 часов вечерняя литургия;
  3. в 17 часов начинается вечерняя служба.

Посещение собора в музейные часы обойдётся:

  • взрослый посетитель платит 100 рублей;
  • несовершеннолетние проходят даром;
  • российские пенсионеры и студенты платят 50 рублей;
  • каждое воскресенье с 15 часов плату за вход не берут.

Можно осмотреть внутреннее убранство собора вместе с экскурсионной группой или без неё. Экскурсия стоит дороже:

  1. обычный билет – 200 рублей;
  2. несовершеннолетние – 100 рублей;
  3. российские пенсионеры и студенты – 150 рублей.

Свято-Успенский Владимирский собор притягивает к себе тысячи паломников со всего света. Это уникальный памятник архитектуры и живописи древней Руси.

Поблизости с ним расположился не менее известный Дмитриевский собор, памятник Андрею Рублёву и Соборная площадь. Для любознательного туриста найдётся много интересных мест для посещения.

Краткое описание истории создания Успенского собора Московского Кремля в Москве

  • История этого удивительного места началась в 1326 году по идее митрополита Петра и приказу князя Ивана Калиты. Знаете ли вы? В этом году здесь был воздвигнут первый в Москве каменный храм, хотя согласно археологическим находкам деревянная церковь существовала здесь и раньше.
  • Просуществовав около 150 лет, к 1472 году каменное строение сильно обветшало, и было принято решение о строительстве нового храма. Как ни странно, строительство не было завершено, поскольку храм снова обрушился.
  • Тогда в 1475 году царь Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, с помощью которого в течении 4 лет был построен красивый белокаменный храм, который существует и поныне. С тех пор он стал местом проведения многих торжественных мероприятий. Здесь проводились венчания на царство, посвящения в митрополиты, епископы и патриархи, здесь также была устроена усыпальница для многих великих церковных деятелей. С приходом Советской власти в соборе был устроен музей. Его строение и богатое внутреннее убранство подверглось научной реставрации, которая была завершена в 50-х гг. XX века.
  • С 1990 года здесь возобновились церковные богослужения, но они проводятся редко, лишь в честь великих праздников.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector