Собор василия блаженного
Содержание:
- Завершение реставрации
- Этапы строительных работ
- Интересные факты о соборе
- Превратности судьбы
- Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения
- Как купить билеты в музей и сколько они стоят
- Как добраться, ближайшие станции метро
- История создания
- Изменения в архитектуре и дизайне
- Июльский гость
- Расписание богослужений
- Постник, Барма или заезжий гений
- Как купить билеты в музей и сколько они стоят
- Описание внешнего вида
- Парк Зарядье
- Интерьеры
Завершение реставрации
Собор прекратили реставрировать во время Великой Отечественной войны, но после ее завершения он открылся в рекордно быстрые сроки. Уже 7 сентября 1947 г., в день празднования 800-летия Москвы, храм был открыт на торжественном мероприятии во время массового празднования на Красной площади.
А через несколько лет началась полная реставрация внутренних стен. Детальное исследование позволило обнаружить настоящую роспись времен постройки. Собору начали возвращать его настоящий облик, тогда же была обнаружена точная дата постройки: 12 июля 1561 г. В 1960-х гг. собору перекрыли купола, заменив металл на устойчивую к износу медь.
Она не требовала регулярных замен и обновления, тогда же купола перекрасили и вернули им привычный современный облик. Обнаружение оригинальных фресок позволило воссоздать оригинальную роспись во внутренних храмах и на нескольких наружных фрагментах.
При нем открылась наибольшая коллекция из 19-ти колоколов. В этом же году было утверждено право совместного пользования собором между Государственным историческим музеем и Русской православной церковью.
Новые реставрационные работы начались в 2001-м г. и длились на протяжении почти десятилетия. Это самая масштабная и полноценная реставрация за всю историю собора. Все десять церквей были обновлены, отреставрирована главная святыня собора, икона Покровы. Нижний ярус и подклеты были так же отремонтированы. На данный момент в списке «7 чудес России» собор занимает 5-е место.
Этапы строительных работ
Возведение церкви длилось 6 лет, с 1555 по 1561 г.
Это время условно можно поделить на несколько этапов:
- 1588 г. – царь Федор Иванович установил праздник в честь почитаемого Василия Блаженного и в том же году, убедившись во множестве чудес, повелел возвести над ракой святого каменный храм. Он стал 9-й пристройкой к церкви.
- Конец XVI – точная дата пожара неизвестна, но после него собор отчасти преобразился. Вместо плоского покрытия и одного купола у церкви появились луковичные главы, а на территории была построена колокольня.
- 1672 г. – чудесное открытие мощей Иоанна Блаженного. Это событие повлекло за собой достройку к собору.
- II-я половина XVII века – вид собора изменяется. Деревянные арки и крыльцо заменяются кирпичной кровлей и столбами. Церковь девы Феодосии надстраивается над главным входом, создавая верхний ярус.
- 1683 г. – перестраивается звонница. Теперь это 2-этажное сооружение с открытой площадкой.
Интересные факты о соборе
- 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы, одновременно – звезды Вифлеема.
- До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Василию. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах – только летом.
Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю.
Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови
Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской.
Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.
Превратности судьбы
Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:
К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого – разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва.
Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.
Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:
согласно первой, инициатором сноса был Л.М.Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.В.Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место!»;
по другой версии, уничтожить здание не дал архитектор П.Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством.
Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения
Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:
- по воскресным дням; кроме того, тогда же читается акафист св. Василию;
- на второй день после Пасхи;
- на престольные праздники – но только Покрова Богородицы и блаж. Василия.
Как купить билеты в музей и сколько они стоят
Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.
Заказ билетов экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/
Как заказать экскурсию
Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.
Часы работы
Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.
Как добраться, ближайшие станции метро
Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.
Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:
Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.
Наталья Сазонова
История создания
Завоевательный поход Ивана Грозного по взятию Казани подходил к концу. Решающее сражение завершило историю существования отдельного Казанского ханства, навсегда подчинив его и сделав частью Русского государства. 1 октября 1552 г. начался последний штурм Казани, он стал решающим сражением и привел к полному поражению казанских защитников.
Именно 1 октября праздновался день Покрова Богородицы, и поэтому большой каменный храм был заложен в честь этого праздника. Каждый из существующих приделов нового храма был в свое время походной деревянной церковью.
Эти церкви были освящены в честь тех праздников и дней поминовения святых, на празднование которых выпали знаменательные победы на пути к взятию города. Все эти походные церкви и объединили в большом Покровском соборе.
История создания обрастала множеством легенд. Одна из них говорит о мастере Постнике Яковлеве, по прозвищу Барма. Вторая легенда – что это не один мастер, а два архитектора. Согласно преданию, эти мастера были ослеплены по завершению строительных работ, чтобы они больше не смогли создать что-либо настолько совершенное.
Эта легенда довольно распространена, но особых подтверждений не имеет. Еще по одной из версий архитектор был посажен в темницу за хвастовство, что может создать церковь еще лучше.
Еще одна легенда говорит, что рядом со старой церковью находился почитаемый москвичами юродивый, Василий Блаженный. Он был прозорлив, лечил людей, предсказывал, юродствовал, и был очень почитаемым среди людей. Василий собирал деньги на постройку нового храма, а после передал их царю.
Подтвердить или опровергнуть окончательно эту версию нельзя, так как нет точных известий о времени смерти Василия Блаженного: возможно, он умер раньше, чем постройка собора была запланирована.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Июльский гость
Плюс 12 500 новых подписчиков в соцсетях и 500 тысяч виртуальных посетителей, с такими итогами музей завершает онлайн-период своего существования во время пандемии.
Но открывая 1 июля двери музея и музыкой живого оркестра встречая первых посетителей («Мы очень соскучились по зрителям», — признается Левыкин), музей пока не ставит перед собой задачи выйти на докарантинное число посещений. Главное для него — восстановиться и обеспечить безопасность своих посетителей. Режимы посещений музея пока предполагают экскурсионные группы не более 5 человек, посещение главного здания будет разбито на 15-минутные сеансы, храма Василия Блаженного — на 10-минутные, а палат бояр Романовых — на 20-минутные (правда, войдя, оставаться в музеях ГИМа можно будет как угодно долго). При этом главное здание и музей 1812 года будут открыты с 10 до 21 часа, собор Василия Блаженного и Палаты бояр Романовых — с 10 до 19. Музей ГИМа будет работать без выходных. Приоритетной будет онлайн-продажа билетов
Социальная дистанция, маски, перчатки (которые можно будет купить и в музейном киоске), все предосторожности останутся в силе до 1 августа
Уникальные экспонаты Исторического музея соскучились по «живому взгляду»
Алексей Левыкин пригласил посетителей на бьющую все рекорды популярности выставку Фаберже, время работы которой продлится до осени, и обратил внимание на ставшую в карантин особенно актуальной выставку, подготовленную к 75-летию Победы и посвященную подвигу медицинских служб в годы Великой Отечественной войны. Вход на выставку (а стало быть, и в музей) для медиков — бесплатный
В конце июля музей планирует открыть выставку Рокотова, но другие выставочные планы, по словам Левыкина, возможно, придется свернуть, перенося их на 2021 год. Часть онлайн-мероприятий (а их за время карантина набралось 1000) музей оставит в силе, зачем сворачивать, например, пользующиеся большой популярностью короткие онлайн-лекции, посвященные какому-то одному музейному предмету? Тем более что прирост посещений (и особенно 250 тысяч виртуальных визитов в ГИМ в знаменитую «Ночь музеев», также прошедшую в этому году онлайн) говорит о нарастании интереса к истории и культуре у молодого поколения.
ГИМ собирается продолжить работу по созданию филиала в Туле и гордится новым изданием, посвященным «Золотой кладовой» музея, появившимся как раз в карантин. Левыкин напомнил, что продолжается сбор средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому, и сама реставрация начнется уже в этом году. Отвечая на вопрос журналистов, ждут ли в ГИМе, например, китайских туристов, Алексей Левыкин подчеркнул: «Конечно, как и других иностранных гостей». Но добавил, что процент иностранных посетителей в музее доходил до 4 и только после чемпионата мира достиг 25. Главный зритель музея — россиянин. Как специалист по русскому и зарубежному антикварному оружию, он напомнил июльским зрителям об оружейных шедеврах ГИМа — королевского уровня коллекции доспехов XVI-XVII веков, прекрасной коллекции огнестрельного оружия и уникальной сабле Александра II, бывшей с ним во время покушения. Сразу захотелось пощупать это оружие «живым взглядом».
Расписание богослужений
Июль
1 июля — четверг — Боголюбской иконы Божией Матери
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
3 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
4 июля — воскресенье — Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших..
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
7 июля — среда — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
9 июля — пятница — Тихвинской иконы Божией Матери
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
10 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
11 июля — воскресенье — Неделя 3-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
12 июля — понедельник — Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
15 июля — четверг — Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
17 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
18 июля — воскресенье — Престольный Праздник. Обретение Честных Мощей прп. Сергия, игумена Радонежского
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен. Крестный ход.
19 июля — понедельник — Собор Радонежских святых.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
21 июля — среда — Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
24 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
25 июля — воскресенье — Неделя 5-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
27 июля — вторник — Прп. Никодима святогорца.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
28 июля — среда — Равноапостольного вел. князя Владимира.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
31 июля — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
Август
1 августа — воскресенье — Неделя 6-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
2 августа — понедельник — Пророка Илии.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
5 августа — четверг — Почаевской иконы Божией Матери.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
7 августа — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
8 августа — воскресенье — Неделя 7-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
9 августа — понедельник — Вмч. И целителя Пантелеимона.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
12 августа — четверг — Мч. Иоанна воина.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
14 августа — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
15 августа — воскресенье — Неделя 8-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
17 августа — вторник — Пензенской-Казанской иконы Божией Матери.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
19 августа — четверг — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
21 августа — суббота.
9:00 — Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Молебен. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
22 августа — воскресенье — Неделя 9-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
26 августа — четверг — Отдание праздника Преображения Господня.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
28 августа — суббота — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
7:00 — Утреня. Часы. Исповедь. Божественная Литургия.
17:00 — Всенощное бдение.
29 августа — воскресенье — Неделя 10-я по Пятидесятнице.
8:30 — Часы. Исповедь. Божественная Литургия. Молебен.
Постник, Барма или заезжий гений
В том же тексте впервые встречается упоминание мастеров Постника и Бармы. Казалось бы, вопрос с авторством решен, но не всё так однозначно. У исследователей вызвало удивление, что первый из зодчих (Постник) назван именем, второй (Барма) — «по реклу», то есть прозвищем. Значение и возможное происхождение прозвища Барма специалисты толкуют по-разному. Оно может быть связано с названием части торжественного одеяния царей и высшего духовенства, спускавшегося от головного убора на плечи. Подобные бармы обычно были богато украшены, так что прозвище могло свидетельствовать о художественных способностях его обладателя. Другой вариант связан с устаревшей языковой характеристикой непонятной, невнятной речи. До наших дней сохранилось схожие слова «бормотать» или «обормот». Можно предположить, что у носителя прозвища были проблемы с дикцией или особенная манера говорить, скажем, какой-то диалект. В тексте «Русского Летописца» находим такое утверждение:
Автор цитаты
Репродукция эскиза декорации художника Федора Федоровского к опере композитора Михаила Глинки «Иван Сусанин»
Никакого Постника уже нет, только Барма. А еще до нас дошел подлинник царского указа от 15 декабря 1555 года, направленного в Новгород дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому, в котором государь повелевал
Автор цитаты
Здесь фигурирует мастер Постник Яковлев, но нет Бармы. А если допустить чередование в упоминаниях его имени и прозвища, то речь может идти об одном человеке — Постнике Яковлеве по прозвищу Барма. Есть здесь и четкое указание на псковское происхождение мастера и его работу в Казани.
Последнее документальное свидетельство относится к 1633 году. Это запись в рукописи Судебника 1550 года, гласящая, что документ хранился у «стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Посникова, по реклу Бармы». Возможно, это еще одно подтверждение того, что Постник и Барма — имя и прозвище одного человека. После работы в Москве Постник Яковлев по прозвищу Барма был командирован в Казань, где возводил крепость и соборы. Точных данных нет, но по художественному почерку специалисты склонны считать его работами Благовещенский сбор и Спасскую церковь Казанского кремля и, возможно, Успенский и Никольский храмы в Свияжске — небольшой крепости, заложенной Иваном IV в качестве форпоста для взятия Казани.
Иван IV (Грозный). Портрет из Царского титулярника
До конца XIX столетия о создателях храма не было ничего известно, что лишь подкрепляло уже упомянутую легенду об их ослеплении Иваном Грозным. Первые данные о зодчем появились лишь в 1896 году, благодаря изысканиям священника Ивана Кузнецова, обнаружившего упомянутые летописные источники в закромах Румянцевского музея. Его сведениями воспользовался известный историк и археолог И.Е. Забелин, правда, он считал, что Барма и Постник это разные люди. Без всякой критики эта версия и царила до недавнего времени, кочуя по туристическим буклетам и школьным учебникам. Сейчас большинство ученых относятся к ней скептически.
Во-первых, достоверность используемых письменных источников крайне сомнительна, а во-вторых, уж очень сильно выбивается Покровский собор из традиций новгородско-псковской архитектуры и других творений «церковного и городового мастера» Постника Яковлева. В последней посвященной собору значительной работе профессора А.Л. Баталова («Собор Покрова на Рву: история и иконография архитектуры») предпочтение отдается версии, что собор построил специально приглашенный зарубежный архитектор. Он вдохновлялся традициями русского зодчества (каменного и деревянного), переосмысливая их в духе европейского Ренессанса. Впрочем, крепких доказательств этого варианта тоже нет, так что вопрос авторства собора по сей день можно считать дискуссионным.
Как купить билеты в музей и сколько они стоят
Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.
Заказ билетов экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/
Как заказать экскурсию
Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.
Часы работы
Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.
Описание внешнего вида
Храм на Красной площади в Москве – образец русской архитектуры. При виде сверху – это строгая геометрическая композиция, состоящая из двух квадратов разных размеров. Их расположение под углом друг к другу составляет «кустодию» — фигуру восьмиконечной звезды.
Каждый угол звезды образует собой один из 8-ми храмов, а в центре расположена 9-я и основная церковь. Такое количество престолов и такая задумка имеет глубокое значение в православии: само число 8 довольно символично, оно знаменует Воскресение Христа, а кустодия – древний символ Богоматери.
4 стороны квадрата — это одновременно и крест, и всеобщность, и 4 Евангелия. 9-ый, центральный купол, символизирует в свою очередь объединение и покровительство Богородицы над Россией.
Внутри все церкви объединены одним общим фундаментом, внутренней галереей и сводчатыми переходами. Храм искусно украшен росписью, различными орнаментами и рисунками, но снаружи он не всегда был таким разноцветным и ярким. Красочные купола и переливающиеся шатры были добавлены позже, после постройки, а внутренние орнаменты для каждой церкви отличаются между собой.
Храм лишен главного входа, каждая из его сторон может считаться фасадной. Позже к основному сооружению был достроен еще один придел Василия Блаженного и колокольня.
Количество куполов так же изменялось со временем. Изначально над храмом было 25 больших и малых куполов, затем их количество сократилось до 10: каждый над своим храмом, над колокольней и дополнительным приделом. Купола луковичной формы индивидуальны и не повторяются.
Парк Зарядье
В конце вашего визита вы можете отдохнуть в парке Зарядье, официально открытом в 2017 году, расположенном сразу за Собором Василия Блаженного.
В 2018 году журнал Time включил этот парк в список лучших мест в мире. Парк заканчивается наплавным мостом через Москву-реку, с которого открывается впечатляющий вид на Москву и памятники архитектуры на Красной площади. Вход в парк и посещение его моста бесплатны.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 34 times, 1 visits today)
Интерьеры
Собор отличается декоративностью внешнего вида, полихромностью орнаментов и росписей, умелым сочетанием различных архитектурных элементов.
Комплекс стоит на едином подклете, заменяющим фундамент. Своды внутри зданий поддерживаются столбами. Для вентиляции используются узкие прорезные отверстия в стенах – продухи. Естественное освещение проникает внутрь через световой барабан под куполом церкви.
Убранство часовен отличается сочетанием цвета и манерою росписи. Фрески наносились масляными красками. В храме собрана огромнейшая коллекция (св.400) икон (16-19 вв.). Большая часть из них создана новгородскими и московскими живописцами.