Собор василия блаженного в россии

Слово учителя об истории храма.

В середине 16 века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные на ходы на Казань. В октябре 1552 года русские войска овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.

Царь Иван IV , по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и «повеле им здати церкви камены заветные восемь крестов».

Т

ысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигальщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставали лужное железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники , постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами.

Строили собор из красного кирпича, пуская полоски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так поначалу храм был красно-белый, а лишь в 17 веке он был раскрашен так причудливо.

Иван Грозный был «на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствовании своем погубил». В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубашке, не боялся царя. К немалому изумлению, знавших его, отрок оказался пророком и ясновидцем. Василий ушел босиком на паперть церкви Святой Троицы. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя личину юродства, но не юрода – безумного, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Блаженными людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.

С

вятой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои с торговцев. Потом обнаруживалось, что поступал он по Божьему Промыслу, так как товар, опрокинутый им был негодным. И вскоре стало ясно, что святой Василий – человек Божий. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестивых торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку – мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя. Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.

10 стр., 4860 слов

Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник

… курсовой работы является рассмотреть историю возведения собора Василия Блаженного, оригинальность и уникальность архитектуры собора, его культурные ценности как памятника. Целью курсовой работы является показать значимость собора Василия Блаженного в истории Кремля. 1. История возведения собора Василия Блаженного 1.1 Собор Василия Блаженного …

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл мертвого своею шубою, не видя обмана, сказал при этом: «буде же ты от ныне мертв за лукавство свое». Обманщик действительно умер.

С

лава блаженного росла. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда ему было уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящегося и безутешно плачущего возле церкви Вознесенского монастыря. Молитва была долгой, чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.

На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар. Царь с семьей сбежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла – не осталось ни одного дома.

Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Иван Грозный повелел похоронить Блаженного у Троицкой церкви, что на Рву. Над его могилой выросла небесная главка.

Вскоре название собора Покрова на Рву, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.

Архитектурные особенности храма

Строение выделяется своим видом среди старинных храмов. Классический восьмерик с куполами. Особенность его в архитектуре шатрового зодчества, построена одной из последних в таком стиле, позднее начали строить купольные здания.

Высокий шатер, выглядит как высокая поминальная свеча. В 1680 году проведена основательная реконструкция новым владельцем Медведково, изготовление главного иконостаса верхнего храма. Часть икон в храме сохранились с того периода.

Строение 2-х этажное, нижний этаж Знамения Пресвятой Богородицы отапливается, верхний долгое время был холодным, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Имеются 5 приделов.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

История основания церкви

Первые упоминания о тайнинском храме встречаются в период царствования Федора Алексеевича и относятся к XVII в. (1628г.). Тогда это была небольшая деревянная церковь, входившая в архитектурный комплекс Путевого дворца, не сохранившегося до наших дней. Уже в 1675 г., при Алексее Михайловиче, было начато возведение каменного храма. В документах Казенного двора сохранились подробные описания общего богатого убранства, предметов ризницы.

В 1751 году храм претерпел первую перестройку: по приказу Елизаветы Петровны к трапезной был пристроен придел св. Захарии и Елизаветы. Спустя 130 лет с другой (южной) стороны трапезной был построен придел пророка Илии.

Храм знал как хорошие, так и плохие времена. Во время войны 1812 года церковь в Тайнинском была безжалостно разграблена наполеоновскими войсками. А в 1929 году она была вовсе закрыта советскими властями. В помещении за последующие 70 лет располагались и склад, и мясной цех, и магазин, и общежитие. Только в 1989 году храм в Тайнинском был реконструирован и открыт для проведения богослужений.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .

Чудо чудное

Первая загадка — сам собор, его форма. Большинство историков вынуждены констатировать, что храм Покрова на Рву не имеет прообразов и совершенно выбивается из логической цепочки развития русского церковного зодчества. Если построенные итальянцами за полвека до этого кремлевские соборы в целом сохраняли владимирскую традицию, лишь дополняя ее различными новыми элементами, то Покровский собор перечеркивал все каноны. Помимо новаторской трактовки привычных для православных храмов элементов, исследователи находят в нем черты готики, Ренессанса, персидское и даже индийское влияние. Собор построен в только входившем в моду шатровом стиле. До нас дошли лишь два более ранних подобных каменных храма — в Коломенском и Александровой слободе, но они несопоставимы по масштабу с многокупольным Покровским собором.

Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века

Вторая загадка: кто же построил этот чудо-храм? Раз зодчему доверили сооружение такого значимого объекта, очевидно, что это был признанный опытный мастер. Но тогда возникает вопрос: что он построил ранее, чем заслужил доверие царя? Даже если учесть, что имена зодчих не всегда оставались в письменных источниках, архитектора можно узнать по творческому «почерку», каким-то любимым деталям, пропорциям. Но ничего подобного исследователям обнаружить не удалось. И совершенно непонятно, куда потом пропал создатель храма, почему мы не видим других, более поздних его работ. Видимо, именно эта неопределенность стала причиной рождения легенды о том, что грозный царь приказал ослепить мастера (или мастеров), чтобы он не мог построить ничего подобного. Первым это предположил Адам Олеарий в «Описании путешествия в Московию», а потом легенда пошла гулять по миру. Хотя никаких исторических подтверждений она не имеет.

Основная причина «таинственности» вокруг Покровского собора — отсутствие современных ему письменных источников, которые или вообще не существовали, или погибли. Виной тому и регулярные пожары, и сложные отношения царя Ивана с церковью (а летописание по большей части велось в монастырях), и опричнина, и последующие неурядицы Смутного времени. Так или иначе, время не сохранило точных данных ни об истории строительства собора, ни о его создателях. Есть лишь косвенные упоминания в текстах, прямого отношения к собору не имеющих. Например, в «Сказании о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца» (в составе третьей редакции «Жития святителя Ионы») или в тексте «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича». Памятники эти довольно поздние, написаны через много лет после строительства собора. В первом есть такая фраза: царь (Иван IV) после взятия города Казани

Автор цитаты

Собор Василия Блаженного из «Книги об избрании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича», 1672–1673 годы

Идея о том, что церкви сначала были деревянными, а потом каменными, легла на душу многим исследователям, поскольку это давало возможность стилистически связать Покровский собор с традициями русского деревянного зодчества. Там действительно можно увидеть и «куст глав», и шатровую форму, и другие элементы. С другой стороны, технологический подход к возведению каменных и деревянных храмов был настолько различен, что трудно говорить о простом переносе каких-то привычных элементов деревянных храмов на каменные. Но автор явно использовал мотивы деревянного зодчества, таким образом переосмысливая традицию каменного строительства, что уже было ломкой стереотипов. К тому же из текста очевидно, что первоначально построенный храм был не частью нынешнего собора, а совершенно иным сооружением, которое было потом полностью разобрано.

История собора

Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.

Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.

Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.

По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.

В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.

Татьяна Лискер

Храм Василия Блаженного история

Любой, кто входит на Красную Площадь, сразу же замечает яркие купола и изящные очертания храма Василия Блаженного.

Строительство храма длилось 9 лет. Архитекторами были, по одной версии, мастера Постник и Барма, а по другой – неизвестный зодчий. Легенда сходится лишь в одном – строители храма были ослеплены по приказу Ивана Грозного.

Сначала это был мемориальный комплекс из шатровой церкви в окружении 9 небольших церквей – символов крупных побед над Казанью. Знаменитые фигурные главы появились в конце 16 века, а чуть позже там была построена колокольня. За свою историю храм пострадал от многих напастей – сначала пожар 1737 года уничтожил его почти полностью, затем собор был поврежден во время осады города войсками Наполеона. В советское время его даже хотели снести.

Сейчас храм используется для богослужений и в качестве мемориально-исторического комплекса. В его церквях располагаются религиозные реликвии – мощи святого чудотворца Иоанна, старинные иконы и предметы культа.

Официальное название этого величественного храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Но для большинства туристов всего мира он известен как Собор Василия Блаженного, краткое описание которого вы найдете в этой статье. Он благополучно пережил смену эпох и правящих элит, многочисленные войны и революции, и даже советскую борьбу с религией. Сегодня Собор Василия Блаженного в Москве остается его главной достопримечательностью, визитной карточкой столицы.

webmandry.com

Пожалуй, главной достопримечательностью не только нашей столицы, но и во всей мировой архитектуры, по праву является Собор Василия Блаженного. Этот старейший православный храм расположен в Москве на Красной площади. Он также известен как Собор Покрова Пресвятой Богородицы или как Покровский собор. До 17 века он именовался Троицким.

История собора ведётся от правления Ивана Грозного. Именно он приказал в 1555 году воздвигнуть храм в честь победы над Казанским ханством. Существует несколько версий о том, кто являлся его архитектором. По историческим данным авторство могло принадлежать трём разным мастерам, которые представляли разные архитектурные школы, что отразилось на облике собора.

См. также: Московский Кремль.

Изначально в архитектурном плане собор имел арочные проёмы и отдельный вход. После пожара в 16 веке появились прототипы сегодняшних фигурных куполов. К 1683 году, после многократных реставраций, собор приобрёл те формы, которые сохранил до сегодняшнего дня.

Собор насчитывает 11 куполов, высота которых достигает 65 метров. Купола разделены по числу престолов. Всего их десять. Сам собор состоит из восьми храмов освящённых в честь боёв за Казань. Четыре из них являются осевыми, те, которые поменьше расположены между ними. Все восемь церквей венчают главы в виде луковичной формы и группируются вокруг более высокой по уровню девятой церкви Покрова Божьей Матери. У всех церквей есть общее основание, галерея и внутренние переходы. Каждая из церквей имеет своё название в честь важнейших событий и в честь святых.

Имя Василия Блаженного, собор получил в 1588 году, когда к храму пристроили придел в честь русского святого на месте его захоронения.

После революции 1917 года собор стал памятником культуры не только в нашем государстве, но и в мире. В 20- х годах он становится историческим музеем. Храм постоянно был открыт для посетителей, за исключением Великой отечественной войны. Чудом храм избежал сноса в 30 – х годах. Лишь после реставрационных работ храм вновь принял посетителей в 1947 году.

Собор Василия Блаженного один из самых красивых храмов мира и один из самых ярких соборов России. Уникальная архитектура делает его самым узнаваемым. Одновременно он совершенно не похож на русские храмы, как и сама жизнь Василия Блаженного.

Видео: «Чудеса России». Собор Василия Блаженного:

https://www.youtube.com/watch?v=97YHuQkVOgA

Кафедральный собор

В столице России есть еще Покровский кафедральный собор. Москва, Рогожский поселок, 29 – адрес этого по-своему интересного культового сооружения. Он является главным на территории России храмом РПСЦ, которая до 1988 года называлась «Древлеправославная Церковь Христова». Официальная русская церковь относит РПСЦ к деноминации, то есть к чему-то среднему между сектой и церковью. Тем не менее у старообрядческой церкви есть свой Митрополит Московский и всея Руси, и Покровский собор на Рогожском кладбище является его кафедральным собором. Закладка первого камня этого культового сооружения была произведена в 1791 году.

Проект был заказан у великого русского зодчего М. Ф. Казакова. Официальная церковь как могла боролась с существованием этого храма. В 1856 году алтари были все же опечатаны. Произошло это в результате доноса митрополита Филарета. Распечатали их только в 1905 году. Этот день считается у старообрядцев великим праздником. В силу каких-то обстоятельств эта церковь не была закрыта в годы советской власти. Два придела, Николы Чудотворца и Сергия Радонежского, имеет это очень красивое, выстроенное в классическом стиле здание.

Восемь тайн Храма Василия Блаженного

Тайна первая.

Десять церквей, имеющих одну основу. Такого на Руси ещё не было. Иван Грозный велел стоить храм в честь взятия Казани. Как только Казанское ханство было повержено (произошло сие событие в день Покрова Пресвятой Богородицы), данное событие нужно было как-то увековечить в истории. А что могло стать лучшим свидетельством победы? Конечно же, Церковь, построенная на самой главной площади Руси. А быть может постройка связанна не только с казанскими событиями?

Тайна вторая.

След  Леонардо да Винчи. Споры об авторстве собора не умолкают ни на час. До сих пор находятся те, кто считают, что идеи Леонардо легли в основу конструктива. Ведь у гения было много чертежей восьмиугольных церквей, практически таких же, как Храм Василия Блаженного. Да, конечно, что-то переработано, но в целом, очень похоже… И где же находится истина?

Тайна третья.

Следы Революции.  Пламя революции прошлось по всей Руси-матушке. Какие-то города и веси пострадали больше, какие-то меньше. Бои шли и в Москве, в том числе на территории Кремля. Один из снарядов, выпущенной красными, угодил в купол какой-то из церквей Храма Василия Блаженного. И сегодня следы тех боёв можно обнаружить, если знать о данном факте, который почему-то не особо афишируется…

Тайна четвёртая.

Тайна пятая.

Многократное чудесное спасение. Храм Василия Блаженного мог бы быть разрушен много-много раз. Его мог стереть в лица Красной площади Наполеон в одна тысяча восемьсот двенадцатом году, когда храм был даже заминирован. Его могли взорвать большевики, которым храм мешал маршировать по Красной, но этого тоже не случилось. Сам Иосиф Сталин дал распоряжение храм не трогать. Обращаясь к Кагановичу, он сказал оставить строение на том месте, где оно находится. Почему? Какая неведомая сила так много раз спасала храм? Или это просто счастливое совпадение?

Тайна шестая.

Тайна Библиотеки Ивана Грозного. О ней ходят легенды, но она до сих поре не обнаружена. Ах, как бы хотелось прочесть все его книги! В некоторых источниках говорится о том, что она может быть спрятана в подвалах Храма Василя Блаженного. Правда, это маловероятно. Ведь подвала как такового в храме не существует, а сам храм возведён на искусственном насыпном холме. Или подвал всё же имеется и он всё ещё не обнаружен? И потом, где же всё-таки находится знаменитая библиотека?

Тайна седьмая.

Сокровища Ивана Грозного и других царей. Когда-то в подклете храма находились ниши, а  них тайники. Возможно, они-то и дали пишу для разговоров о библиотеке. Сегодня остались лишь петли, на которых некогда висели двери, закрывавшие ниши. Да, с незапамятных времён в подклете хранилась царская казна. Была тут и внутренняя лестница, о которой ведали лишь посвященные. Теперь лестницы нет, говорят её замуровали. Или всё же она существует? Как и сами сокровища?

Тайна восьмая.

Ослеплённый мастер. Существует легенда о том, что архитектор храма был ослеплён по приказу царя. Логика  данного распоряжения была простой: якобы Иван не желал, чтобы подобная архитектурная красота где-то ещё раз повторилась. На самом деле, никаких фактов, подтверждающих подобное злодейство, не существует. Но, как известно, дыма без огня тоже не бывает… Так где же правда?

Мифы вокруг собора Василия Блаженного

Интересно, что большинству выдающихся сооружений, особенно средневековых, сопутствуют охотно воспринимаемые людьми легенды. Так и здесь. По широко распространённому поверью, царь приказал ослепить авторов проекта, дабы они не построили что-нибудь лучшее. Но здесь непонятны мотивы царя. С чего бы Ивану Грозному не хотеть лучшего? А главное — Постник Яковлев участвовал в восстановлении Казанского кремля уже после возведения Покровского собора.

Более реальной и жизненной кажется история посадки зодчего в узилище после того, как он «перебрав спиртного» хвалился создать ещё лучшее здание. Впрочем, сидел «в холодной» он видимо недолго, потому что вскоре руководил работами в Казани.

Следующая легенда касается знаменитого юродивого — Василия Блаженного. Она гласит, что собор в большой степени построен на деньги блаженного, собранные в виде милостыни. Но здесь наблюдается расхождение дат. Блаженный Василий скончался за три года до начала строительства.

Почему собор более известен под именем Василия Блаженного

По сути, первоначальный вариант собора представлял собой храмовый мемориал воинской славы. Первоначальный вариант собора отличала строгая планировка, где к центральному, осевому шатровому храму симметрично примыкают восемь церквей. О мемориальном характере здания говорит тот факт, что строители особо не стремились создать удобные условия для множества прихожан, собор вмещает очень мало людей. В царские времена во время больших праздников службы проводились вообще вне храма, поскольку он не мог вместить всех желающих. К тому же, церкви не отапливались. Блаженный Василий пользовался большим авторитетом у русского народа, недаром сам Иван Грозный участвовал в его похоронах. Царь Фёдор повелел перезахоронить останки святого возле Покровского собора. По преданию, на могиле блаженного начали происходить чудеса исцеления. В 1588 году над ракой Василия Блаженного возвели храм, десятый по счёту в соборе. На сей раз помещение сделали тёплым, сюда потянулись паломники со всей страны. Люди стали ходить к «Василию Блаженному», чтобы помолиться о заступничестве и помощи почитаемого святого. Так появились народное название храма, которым, в большинстве, мы пользуемся сегодня.

Собор Василия Блаженного внутри

Общий вид Покровского собора настолько известен, что не все туристы знают, что внутри здесь находятся музейные экспозиции и проводятся экскурсии. Чтобы лучше узнать значение и историю Собора Василия Блаженного на Красной площади,

следует отправиться внутрь.

Первое, что завораживает туриста, живописные галереи-переходы между церквями, напоминающие красочные изображения из русских народных сказок. Стены и купола расписаны ликами святых и изображениями из их жизни. В храме много старинных икон и фресок, изготовленных в 16-17 веках. Росписи несколько раз обновлялись в середине и конце 19 века.

Внутри Собора Василия Блаженного

можно делатьфото при отключенной вспышке.

Сегодня в Соборе действует филиал Государственного исторического музея, где, помимо икон, предметов церковной утвари, можно ознакомиться с образцами старинных оружий и колоколов, отлитых несколько веков назад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector