Православные храмы москвы

Последующие реставрационные и восстановительные работы

В 1547 году Успенский собор вновь был охвачен огнем пожара и получил множество повреждений. Незамедлительно началось его восстановление. Как и два с лишним века назад, необходимые для проведения работ средства собирались всем миром. Завершив реставрацию, кровлю храма покрыли позолоченными медными листами, придав зданию изысканность и благолепие, а внутри к имевшимся ранее образам добавили присланные из Великого Новгорода четыре иконы древнего письма. Так самая старая церковь в Москве принимала знакомые нам всем очертания.

В 1624 году по повелению первого государя из рода Романовых – царя Михаила Федоровича – своды Успенского собора, угрожающе покрывшиеся трещинами, разобрали и, чтобы устранить опасность обрушения, выложили заново, укрепив железным армированием и дополнив особыми подпружными арками. Были внесены также некоторые изменения в конструкцию кровли и системы водостоков.

Церковь всех Святых во Всехсвятском на Соколе

Первоначально поселок, в котором располагается храм, назывался селом Святых Отцов на речке Ходынке. Появился он одновременно со строительством монастыря, вокруг которого всегда по традиции быстро возникали дома местных жителей. Позже монастырь был снесен, а на его месте в 1683 году возвели каменный храм. Тот облик, которым мы любуемся сегодня, появился в 1736 году. Тогда строительство было осуществлено по желанию дочери князя Милославского.

Архитектурный стиль храма соответствует эпохе барокко. С окончанием строительных работ ему были присвоен особый статус – патриаршее подворье. Каждый день в залах церкви проводятся службы.

Кроме перечисленных соборов, рекомендуем также посетить Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинскую обитель, храм св. Григория Неокесарийского, побывать на Крутицком подворье и осмотреть церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.

Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год

Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.

Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

В период 1679 года в месте проживания ткачей царя (хамовников) появилась церковь, ставшая памятником древней архитектуры столицы XVII столетия. Первая постройка (Никольская, Святоникольская церковь) простояла до 1677 года. Новое здание из камня стали называть церковью Николая Чудотворца.

Последняя реставрация церкви производилась около 1972 года. А в конце столетия на её колокольне установили огромный 108 пудовый колокол. Настенная роспись, внутреннее убранство церкви сохранилось с 1845 года. Святыней храма является чудотворная икона «Споручница грешных».

Установлен позолоченный иконостас, расписанный золотыми, голубоватыми оттенками красок. Церковь никогда не закрывалась. В ней даже в годы безбожия верующие люди молились за своих близких, всех тех, кому нужна была помощь перед святой иконой Божией Матери. При храме работает воскресная школа, молодежная группа. Кстати, в эту церковь ходил Лев Толстой, проживавший недалеко.

Находится по адресу: улица Льва Толстого,2. Проще всего добраться на метро до кольцевой станции «Парк Культуры», дальше пройти по Комсомольскому проспекту. Храм, который виден издалека, стоит на пересечении улиц Фрунзе, Толстого.

Сплитский собор – древнейший действующий католический храм

Святыня, находящаяся в Хорватии, в городе Сплите, считается древнейшим католическим кафедральным собором мира. В прошлом головная часть религиозной постройки являлась императорским мавзолеем, возведенным в промежутке между III и IV веками, в то время как строительство его хоров произошло в XVII столетии. Высочайшая колокольня святыни появилась в 1100 году и реконструировалась в первом десятилетии XX века.

Невзирая на частые архитектурные преобразования, которым подвергался собор, его внутреннее и внешнее убранство почти не претерпело изменений. Также остались целыми наружные створки святыни, представляющие особую ценность и украшенные 14 сценами, посвященными жизни Иисуса Христа. В число предметов искусства, хранящихся в соборе, входят древние иконы, мощи и т. д.

Сплитский собор

Пантеон – символ Рима

Столица Италии наполнена памятниками архитектуры, к числу древнейших построек относятся:

1. Храм Сатурна, возведенный во имя древнеримского божества земли и посевов и появившийся в 489 году до н. э. Религиозное сооружение не раз претерпевало беды: к примеру, в 42 году н. э. оно было полностью испепелено, но впоследствии восстановлено благодаря усилиям консула Мунация Планка.

2. Храм Весты – это осколки святилища античной эпохи, воздвигнутого в честь богини домашнего очага и расположенного близ храма Цезаря. Внутри него никогда не гас огонь, что сначала поддерживался дочерьми царя, которых позже сменили жрицы. Святыня не раз подвергалась пожарам: после возгорания, произошедшего в 64 году н.э., храм реконструировали, а затем его изображение появилось на монетах.

3. Храм Диоскуров возник в 484 году до н. э. Его строительство инициировал сын правителя Авла Постумия Туберта после победы над Тарквинием Гордым. До современности дошли лишь три колоны религиозной постройки древности.

Главной древней святыней Рима считается Пантеон, называемый «Храмом всех богов» из-за изваяний множества божеств, расположенных внутри святилища, а также схожести его купола с небом. Он воздвигнут в промежутке между 18–28-м годами второго столетия н. э. Пантеон – обладатель самого большого в мире неармированного купола, выполненного из бетона. В его центре есть отверстие, через которое проходит свет – он освещал вход в святыню при появлении императора.

Также Пантеон является христианской церковью и считается наиболее сохранившимся памятником античной архитектуры. В этих стенах похоронены художник Рафаэль Санти, композитор Арканджело Корелли, король Виктор Эммануил II и т. п. Внутреннее убранство храма, а также стены его капелл и алтарей украшены картинами, статуями и фресками художников из Италии.

Пантеон изнутри

Богословские разработки

Канон Нового Завета и общепринятые вероучения возникли во времена старой церкви . Теологически и философски время соответствует святоотеческому . Существуют серьезные конфликты этого времени с гнозисом , , с «эллинизмом» ( апологеты ), в отношении христологии ( арианская полемика , несторианская полемика ) и в отношении экклезиологии ( донатизм ).

Для Mack (1995) необходимо проводить различие между культом Христа и движениями Иисуса . Первые были сосредоточены на значении смерти и судьбы Иисуса, особенно воскресения

В той степени, в которой основное внимание уделялось смерти Иисуса Христа, меньше внимания уделялось его учениям (см. Список притч об Иисусе , источник логии Q , Евангелие от Фомы ) и тому, что они были частью школы в движении Иисуса

В раннем христианстве, например, началась все более сложная конфронтация с идеями мученичества, воскресения и превращения Иисуса в божественное, духовное присутствие. Когда Павел Тарсский культ Христа был сформирован Богом или божественным существом, воплощение выбрало в обычном человеке ( Рим. 3,3  ), чья благочестивая казнь в форме распятия примирила бы мир с Богом через смертных, тело, вмещающее божественных существ, в то же время искореняет грех людей и, таким образом, прокладывает путь к личному искуплению всех людей.

Индивидуальные доказательства

  1. Удо Шнелле : Первые 100 лет христианства. 30 — 130 AD UTB, Vandenhoeck & Ruprecht, 2-е издание, 2016 г., ISBN 978-3-8252-4606-8 , стр. 320
  2. Педро Барсело : Римская империя в эпоху смены религии поздней античности. Император и епископы в конфликте . Verlag Friedrich Pustet, Регенсбург 2013, ISBN 978-3-7917-2529-1 , стр. 56.
  3. Бертон И. Мак: Кто написал Новый Завет? Изобретение христианского мифа. CH Beck, Мюнхен 2000, ISBN 3-406-44015-0 , стр. 106 f.
  4. Джоэл Кармайкл : Встань и назови Его имя. Павел, пробудитель христиан и пророк язычников. К. Бертельсманн, Мюнхен, 1980, ISBN 3-570-00056-7 , стр. 59 f.

Самый древний храм мира

Цивилизация майя славилась своей письменностью, искусством, математикой, познаниями в области астрономии и архитектуры. К примеру, Алтун-Ха – условное название одного из городов майя – существовал в 200 году до н. э. Самой большой постройкой города является «Храм каменных алтарей», высота которого равна 16 м.

Однако святыню майя возможно назвать младенцем в сравнении с Великим зиккуратом в Уре, храмовым комплексом Древнего Междуречья, что основан в XXI столетии до н. э. Сооружение высотой 20 м располагалось на фундаменте в виде каменных платформ, размером 64 на 46 м. Его использовали не только в качестве храма, но и как архивный центр, дворец царя и общественную площадь.

Гебекли-Тепе – одна из древнейших святынь Турции и всего мира, возраст которой, предположительно, равен 11 тыс. лет. Святилище представляло собой десятки сферических построек из камня, а колонны, расположенные по территории храмового комплекса, украшали изображения птиц, зверей, пауков и т. д.

Древние храмы существуют во всех странах мира, однако не каждое государство может похвастаться нахождением на своей территории самого древнего храма на Земле – эта архитектурная жемчужина обнаружена в Турции в процессе раскопок 2012–2019 годов в местности под названием Бончуклу-Тарла, расположенной недалеко от границы с Сирией. Возраст находки оценивается в 12 тыс. лет, что на 1 тыс. лет больше, чем в случае с Гебекли-Тепе. Таким образом, Турция занимает первые два места в списке наличия древнейших храмов планеты, известных человечеству.

Место раскопок в Бончуклу-Тарла, где располагался старейший храм в мире

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Сердцем христиан всего мира является Храм Гроба Господня, расположенный в Старом городе Иерусалима. Согласно Священному Писанию, там был распят, похоронен и впоследствии воскрес Иисус Христос. Освещение первого храма датируется 335 годом.

Религиозный комплекс стоял в нетронутом виде вплоть до 614 года, когда во время своего царствования Хосров II напал на Иерусалим. Тогда святилище было серьезно повреждено. В 629 году развернулись работы по восстановлению храма, однако в итоге прежнего величия добиться не удалось.

В дальнейшем набеги на религиозный духовный центр христиан не единожды повторялись: к 637 году халифом Умаром, в 1009 году Аль-Хакимом би-Амруллахом, последний приказал подданным начать убивать христиан и разрушать их святыни.

Храм Гроба Господня по сей день привлекает паломников со всего мира, в нем проводят службы представители шести христианских конфессий. Религиозный комплекс включает в себя монастыри, вспомогательные сооружения, галереи т. д.

Храм Гроба Господня

Успенский монастырь

Неподалеку от Каменной крепости, на противоположном берегу Волхова, находится древний женский Успенский монастырь. Комплекс представляет собой несколько десятков построек, обнесенных кирпичной оградой.  Главным сооружением монастыря и, пожалуй, наиболее сохранившимся является собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1154 году. Это самый старый из сохранившихся храмов Руси. Другие храмы и церкви были перестроены в более поздние века.

Собор был построен гораздо раньше монастыря. В ходе исследования на одной из арок был обнаружен геральдический знак Рюриковичей, князя Ростиславу Мстиславовичу, правившего в Новгороде в 1154 и в 1157 гг. Как считается, собор возводился поэтапно. Он был первым воплотившим в себе архитектурные особенности нового типа приходского храма. Последующие церкви, воздвигавшиеся в Ладоге, ему подражали.

По архитектуре храм церковь похож на церковь св.Георгия: кубический, трехапсидный, одноглавый. В западной стене была встроена лестница на хоры. Барабан увенчивался куполом со шлемовидной главой Однако он гораздо больше. Длина около 18 м, ширина — около 14 м, высота более 19 м. Изначально с западного и северного фасадов к нему примыкали каменные приделы, закрывающие порталы, высотой почти до половины здания. На западе присутствуют декоративные кресты, а в полукружии центрального пролета сохранилась большая ниша-голубец для росписи. Внутри наблюдается строгое разделение его фасадов плоскими лопатками, что соответствует его крестово-купольной конструкции.

Уникальная деталь собора в наличии в храме глубоких погребальных ниш-аркосолий для погребения. Это позволяет говорить о нем как об усыпальнице. На стенах и столбах внутри здания церкви, еще имеются фрагменты росписи XII века. В Государственном Русском музее хранится фреска светского сюжета, украшавшая фасадную плоскость собора.

Монастырь не пострадал в ходе монгольского завоевания Руси и долгое время оставался религиозным центром на Русском севере. Однако, в ходе русско-шведской войны и 1610-1617 годов, эти территории были захвачены противником и многие строения комплекса были разрушены, а монахини разошлись по деревням. После подписания мирного договора и возврата земель в монастыре было проведено комплексное восстановление и сестры вернулись в свою обитель. Однако многие постройки пришлось возводить практически с нуля.

В XVII в. в обители была заточена первая жена Петра Великого Евдокия Лопухина. На этот период сюда был закрыт доступ прихожанам, разместили военный караул и приостановили пострижение новых послушниц.

Кроме собора, в монастыре можно отметить Крестовоздвиженскую церковь 1862 года постройки. Она была возведена Горностаевым А.М. вместе с больницей, которая до нас не дошла. Церковь выполнена в старорусском стиле и хорошо гармонировала с окружающими более старыми постройками монастыря.  Считается, что на месте этой церкви был центр Ладоги, а затем монастырь Симеона Богоприимца.

Монастырь был закрыт в 1919 году и передан детдому. Затем здесь разместилась коррекционная школа. В ходе войны разрушения оставили территорию бывшей обители стороной. Хотя некоторый урон все же был получен.В 1958—1960 гг.  была проведена комплексная реставрация храма. Были отреставрированы фасады и убраны более поздние пристройки. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.

Касательно остальных построек: закончен капитальный ремонт монастырской кухни и трапезной, настоятельского корпуса. В дворовых постройках в настоящее время находится больница. Еще на территории обители к юго-востоку от Успенской церкви имеется часовня над колодцем. Построена она была не так давно – в 2008 году, но на этом месте и раньше стояла деревянная постройка с колодцем (просуществовавшим до 60-х годов). Сейчас часовня благоустроена, она увита вьющимися растениями, а рядом сделан небольшой цветник.

История постройки

История Свято-Никольского храма, или как его еще называют, церковь Николая Чудотворца начинается в деревне Солнечная Гора. Местные прихожане в 1873 году написали прошение митрополиту Иннокентию. Они говорили, что ближайшая к ним церковь находилась в селе Никольском-Хлопове.


Никольский храм в Солнечногорске, Московская область

Храм был построен в 1777 году, причем из дерева. Использоваться для богослужений он уже не мог из-за шаткой конструкции. Прихожане просили о строительстве новой церкви в Солнечной Горе.

В 1874 году пришло разрешение на строительство каменного храма, а еще через два года прислали и храмозданную грамоту.

Это интересно! Храмозданная грамота — особый указ о постройке нового храма, выдаваемый архиереем. Ранее за эту грамоту платили деньги, но Екатериной II в 1765 году это было запрещено, потому что считалось не Божьим делом. С того времени храмозданная надпись выдавалась бесплатно, но по рассмотрению специальной комиссии.

Шло строительство, причем в основном на добровольных пожертвованиях. Активное участие в финансировании принимали купеческие семьи Цызаревых и Фришман. Так уже в 1879 году в ноябре показались маковки церкви. Свято-Никольский храм был освящен в том же месяце. Первым настоятелем стал Зимин Василий.

Даже во времена Советского Союза храм оставался одним из немногих в Солнечногорске (ранее деревня Солнечная Гора), где продолжались богослужения.

Пещерные храмы Индии

Вторая по численности страна в мире богата на древние храмы. Храм Кхаджурахо возведен в 850–1150 годах, посвящен богу Шиве, расположен в штате Малхья-Прадеш и пользуется спросом среди туристов. Посредством каменной резьбы на его стенах иллюстрируются тысячи сюжетов эротического содержания.

Далее следует религиозный комплекс Линграджа, впечатляющий своими фаллическими постройками, возведенными во имя божества Шивы. Храм создан в IX столетии н. э., а его главная башня составляет 55 м.

Однако в Индии есть более древние постройки, к примеру, пещерные храмы Аджанты и Эллоры, которые относятся к изумрудам древнеиндийской архитектуры. Их возникновение датируется еще периодом ранних срединных царств – II–IV столетиями н. э. Поначалу это были обычные пещеры, где торговцы-кочевники прятались от знойного солнца, но затем к ним стали присоединяться буддийские монахи-подвижники, начавшие постепенно распространять свою веру по югу Индии и спровоцировавшие трансформацию пещер в святилища.

Удаягири и Бадами относятся к более поздним пещерным религиозным центрам, возникшим в V–VI веках н. э. Комплекс Удаягири – это руины древних построек, скальные гроты и петроглифы, относящиеся к охраняемым памятникам Индии.

Храм Кхаджурахо

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочныйиконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.

Церковь святителя Николы в Москве на Берсеневке

Храм, названный в честь святого, легко найти на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Это историческое место столицы хранит много загадок, а сама церковь напоминает терем.

                                                                                                                                                     Церковь святителя Николы г. Москва

В 1657 г. на Бересеневке Москвы засияли маковки построенной церкви. В храме три престола: боковые названы в честь Николая Угодника и прп. Феодосия Великого, а главный – в честь Троицы.

В годы красного террора церковь закрыли, а колокольню разобрали, а потом и вовсе советские власти собрались снести православную святыню. Но не суждено было стереть с земли храм на Берсеневке. В 1958 г. в здании заработал НИИ музееведения.

Через несколько лет церковь стали реставрировать. Сохранилась часть отделки и убранства: в правом приделе – это иконостас из мрамора серо-розового оттенка 1913 года.

Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год

Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.

Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.

литература

Исходные редакции

  • Михаэль Федрович : Справочник святоотечества. Исходные тексты по богословию отцов церкви . Гердер, Фрайбург 2010, ISBN 978-3-451-31293-9 .
  • Питер Гайот, Ричард Кляйн (ред.): Раннее христианство до конца гонений. Документация. Том 1: Состояние. Том 2: Общ . 3-е издание Дармштадт 2006 г.
  • Адольф Мартин Риттер (ред.): Старая церковь (= церковь и богословская история в источниках 1). Нойкирхенер, Нойкирхен-Флюин, 11-е издание, 2015 г.

Введение и общие презентации

  • Карл Баус : От ранней общины до большой раннехристианской церкви . (= Справочник церковной истории . Том I). Гердер, Фрайбург / Базель / Вена, 1962 г. (4-е издание, 1978 г .; специальное издание, 1985 г., № 1999).
  • Норберт Брокс : Раннее христианство. Сочинения по историческому богословию . Под редакцией Альфонса Фюрста, Франца Дюнцля, Фердинанда Р. Простмайера; Фрайбург i. Бр .: Гердер, 2000.
  • Норберт Брокс: Церковная история древности . Дюссельдорф: Патмос в мягкой обложке, 2002. 3
  • Генри Чедвик : Церковь в древнем обществе: от Галилеи до Григория Великого (= Оксфордская история христианской церкви). Издательство Оксфордского университета 2003.
  • Эрнст Дассманн : История Церкви I — II / 2 (= учебники Кольхаммера Теол . 10 — 11.2). Штутгарт, 1991–1999 годы; 2000 г.
  • Карл Сусо Франк , Основы истории старой церкви . 3-е издание, Дармштадт, 1993.
  • Дерс .: Учебник истории старой церкви , Падерборн 2-й А. 1996 г., 3-й А. 2002 г.
  • Гюнтер Готтлиб : Христианство и Церковь в первые три века (= Гейдельбергские учебные буклеты для классических исследований). Гейдельберг 1991.
  • Герт Хендлер : От Тертуллиана до Амвросия. Церковь на Западе с конца II до конца IV века (= церковная история в отдельных представлениях, 1.3). Берлин 1978 г.
  • Герт Хендлер: Западная церковь в эпоху переселения народов (= церковная история в отдельных представлениях, 1.5). 3-е издание, Берлин, 1987 г.
  • Дэвид Бентли Харт : История христианства: вера, церковь, традиции. National Geographic, 2010. ISBN 978-3-86690-189-6 (Перевод: Уте Марейк)
  • Сюзанна Хаусамманн : Старая церковь . Том 1–4. Нойкирхенер, Нойкирхен-Флюин, 2001–2004 гг.
  • Вольф-Дитер Хаушильд : Учебник истории церкви и догм, том 1, Старая церковь и средневековье , 2-е, исправленное. Под ред. Гютерсло, 2000.
  • Ханс-Йозеф Клаук : Религиозная среда раннего христианства (= изучите книги теологии 9). Штутгарт 1995.
  • Кристоф Маркшис : Древнее христианство. Благочестие, образ жизни, институты. Мюнхен 2006.
  • Жан-Мари Майер, Люс Пьетри, Андре Вошез (ред.): История христианства, античность . 3 тома, Специальное издание, Freiburg i. Б. 2005, ISBN 3-451-29100-2 .
  • Карен Пипенбринк , Античность и христианство (компактная история), Дармштадт 2007.
  • Ханс Георг Тюммель : Церковь Востока в 3-м и 4-м веках (= церковная история в отдельных представлениях, 1.4). Берлин 1988 г.
  • Пол Вейн : Когда наш мир стал христианским . CH Beck, Мюнхен, 2008.
  • Филипп Вильхауэр : История раннехристианской литературы. Введение в Новый Завет, апокрифы и апостольские отцы. Учебник Де Грюйтера, Вальтер де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 1978, ISBN 3-11-007763-9 .

Богословие и история догмы

  • Бертольд Альтанер , Альфред Стюбер : Патрология. Жизнь, писания и учение отцов церкви . 9-е издание, Фрайбург, 1980 г.
  • Отто Барденхейвер : История ранней церковной литературы . 5 тт., 1913-1932 гг.
  • Ганс фон Кампенхаузен : отцы греческой церкви . 8-е издание, Кольхаммер, Штутгарт, 1993.
  • Ганс фон Кампенхаузен: отцы латинской церкви . 7-е издание Kohlhammer, Stuttgart et al. 1995 г.
  • Франц Дюнцль : Краткая история догмата о троице в старой церкви . Гердер, Фрайбург i.Br. я. 2006 г.
  • Майкл Федрович : Апология в раннем христианстве , Падерборн, 2-й А. 2001.
  • Михаэль Федрович: Богословие отцов церкви. Основы раннехристианских размышлений о вере. Фрайбург 2007.
  • Вильгельм Герлингс (ред.): Богословы христианской древности . Дармштадт 2002.
  • Хартмут Леппин : Отцы церкви и их время . Мюнхен 2000.
  • Бернхард Лозе : Эпохи истории догмы (= Гамбургские богословские исследования, 8); 8-е издание, Мюнстер и Гамбург, 1994.
  • Кристофер Стед: Философия и теология , Том 1: Время старой церкви (= Богословская наука, 14.4). Штутгарт и др. 1990 г.
  • Питер Штокмайер : вера и религия в ранней церкви . Фрайбург i. Б. 1973.
  • Роберт Л. Уилкен: Дух раннего христианства . Gütersloher Verlagshaus 2004. ISBN 3-579-05423-6 .

Журналы

  • Раннее христианство
  • Ежегодник античности и христианства
  • Журнал раннехристианских исследований
  • Римский ежеквартальный журнал о христианской древности и истории церкви
  • Ветера Христианорум
  • Vigiliae Christianae
  • Журнал древнего христианства
  • Журнал науки о Новом Завете и древних церковных преданий

Православные храмы России

В России располагается множество древних православных храмов, ниже приведены некоторые из них:

1. На территории Великого Новгорода в 989 году возведен Софийский собор, впервые освященный в 1050 году епископом Лукой Жидятой. Христианское сооружение выполнено по крестово-купольному типу, широко распространенному в Древней Руси. На бронзовых створках ворот собора изображены барельефы библейских сюжетов, внутри святилище отделано штукатуркой и фресками.

2. Старейшей святыней Смоленска является Петропавловская церковь, возведение которой датируется 1146 годом. Внутренняя часть храма украшена изразцами, фресками и панно, сохранившимися по сегодняшний день.

3. В Крыму располагается храм Иоанна Предтечи – в Керчи. Согласно выводам исследователей, он построен в X веке. В стенах христианского сооружения найдены амфоры VIII века, что усиливали звуки и подавляли эхо. Между XIII и XV веками внутри святилища появились фрески итальянского происхождения. Предположительно, это произошло после того, как Керчь превратилась в генуэзскую колонию.

4. Церковь в Карачаево-Черкесии, расположенная близ Нижнего Архыза, появилась в X столетии и выполнена из камня. В нынешнее время в храме проводятся литургии только один раз в год, в День поминовения Георгия Победоносца.

5. Успенский собор, находящийся в Москве (в Кремле), считается старейшим полностью уцелевшим зданием столицы России. Также он носил статус главного кафедрального собора страны до 1917 года.

6. Святыня Тхаба Ерды в Ингушетии основана в VIII столетии. В результате раскопок, проведенных археологами, на месте нынешнего нахождения храма Тхаба Ерды найдены фрагменты стен более древней религиозной постройки, дата возведения которой остается предметом дискуссии исследователей.

Христианский храм Тхаба Ерды, Ингушетия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector