Самые важные и интересные храмы ярославля: от 17 века до наших дней

Церковь Ильи Пророка

Даже самый искушённый путешественник, повидавший немало памятников архитектуры, замрёт в восхищении перед чудной красотой церкви Ильи Пророка в центре. Невозможно передать простыми словами невыразимую прелесть этого архитектурного шедевра, ставшего бесценным достоянием не только древнего города, но и всей России.

Словно сказочный терем, возникший по мановению волшебства, высится он белыми башнями с зелёными куполами над площадью, привлекая сотни туристов. Возведённая в 17 веке по инициативе знатных купцов-братьев Скрипиных церковь – символ народной любви и поклонения христианской вере и её святым.

Самые лучшие зодчие, мастера из разных русских городов с тонким художественным вкусом трудились над строительством и украшением белокаменной жемчужины, сохранившей первозданный вид до наших дней.

После освящения церкви московский патриарх Иосиф, восхищённый красотой новой церкви, в знак благодарности вручил братьям Скрипиным кусочек «ризы Христа» (она была вручена Филарету в 1625 г послом персидского шаха). В честь этого дара к церкви был пристроен шатровый придел Ризоположения, удачно дополнивший пленяющий облик церкви.

Внутренние помещения храма – настоящий музей иконописи и настенных фресок, поражающих своим разнообразием и высоким мастерством исполнения. Многие иконы из коллекции братьев в серебряных окладах, усыпанных драгоценными камнями и жемчужной россыпью, являют собой лучшие образцы этого жанра.

Роскошные предметы церковной утвари, бархатные ризы священников, великолепные люстры и паникадило – настоящие сокровища.

Церковь Спаса на Городу

Недалеко от берега реки Которосль в XVII была возведена старинная церковь Спаса на Городу. За свою историю храм неоднократно перестраивался и реставрировался. Удивительным образом шедевр храмового зодчества устоял в годы Гражданской войны и религиозных гонений.

Место, где сейчас стоит святыня, ранее было средоточием главного рынка. Многочисленные лавки и ряды занимали обширную территорию, превратившуюся в целый торговый город. Поэтому церковь получила такое необычное название, как Спаса на Городу.

Небольшого размера четырёхстолпный храм венчают пять зелёных куполов, поддерживаемых массивными и высокими световыми барабанами. Поверхности глав покрыты рельефной резьбой. К северному фасаду церкви примыкает шатровый придел, украшенный рядами кокошников, а также шатровая колокольня.

Внутреннее убранство часовни составляет красочные иконы и старинные фрески с образами высокопочитаемых святых, включая частицы их мощей. Храм открыт для прихожан и туристов каждый день. Богослужения совершаются в 8:30 и 16:00. Вход свободный.

Церковь Иоанна Предтечи

В одном из районов рядом с заводскими постройками возвышается уникальный памятник русского зодчества XVII века — церковь Иоанна Предтечи. Это единственный в России храм, увенчанный пятнадцатью зелёными главами разных размеров.

Изображение церкви можно увидеть на оборотной стороне купюры достоинством в 1000 рублей. Собор, возведённый из красного кирпича, обильно декорирован затейливыми фигурными орнаментами и многочисленными изразцами.

Фасад поражает воображение своими узорами, выполненными из кирпичных деталей. С трёх сторон храм обрамлён крытыми одноэтажными галереями, входом в которые служит высокое крыльцо. Интерьер церкви ничем не уступает превосходному внешнему виду.

Роспись внутреннего убранства изумляет красотой и разнообразием библейских сюжетов. Потолки, стены и столпы расписаны живописными фресками. В интерьере сохранились иконостасы, украшенные тонкой резьбой по дереву.

Церковь Иоанна Предтечи открыта для посещения каждый день, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 17:00.

Храм главной городской площади

В конце 70-х годов 18 века во времена активной градостроительной политики Екатерины Второй был принят план регулярной застройки Ярославля. И именно Ильинская церковь стала отправной точкой создания сети новых улиц по радиально-кольцевому принципу.

Оказавшись на главной городской площади, Ильинский храм окружается административными учреждениями – Наместническим дворцом и симметричными корпусами Присутственных мест. По имени храма и новая площадь получает название Ильинской.

Вид Советской (бывшей Ильинской) площади с улицами сверху

В конце 19 века вокруг церковных помещений появляется кованая ограда, рисунок которой был изготовлен по эскизу академика А.Павлинова. Тогда же был проведен и текущий ремонт храма с заменой крыши и т.д. Все эти инициативы исходили от И.Вахрамеева – Ярославского мэра того периода. Говорят, что частично и на его деньги.

Церковь после ремонта конца 19 века

После революции и полноценного установления советской власти здание Ильинской церкви поступает в распоряжение Ярославского музея-заповедника, что его и спасло от уничтожения. Какое-то время храм был Антирелигиозным музеем, и в нем прямо под церковным куполом висел Маятник Фуко. В то же время в храм были помещены мощи Ярославских чудотворцев, перенесенные сюда в конце 30-х годов на всеобщее обозрение.

В храме неоднократно проводились поддерживающие здание реставрационные работы — в 50-е, 60-е и в 80-е годы. В конце 80-х Ильинская церковь была возвращена верующим и вновь освящена, но богослужения в ней совершаются только в праздничные дни.

Празднование 9 мая

Сегодня старейший Ильинский храм является основной достопримечательностью Советской площади, свидетелем всех основных праздничных мероприятий Ярославля и филиалом Ярославского музея-заповедника.

Духовная жизнь Закоторослья

Ярославцы селились не только на левом берегу Которосли. Постепенно, на низинном правобережье образовались отдельные слободы, и были построены новые храмы. Больше других в Закоторослье известна церковь Иоанна Предтечи. Красивейшее краснокирпичное здание с ярко-зелеными главками похоже на узорчатую шкатулку. Внутри можно увидеть более 500 настенных библейских картин.

Церковь Иоанна Предтечи

Возле устья Которосли, на правом берегу раскинулась старинная Коровницкая слобода. Туристы и паломники приезжают сюда, чтобы посмотреть на ансамбль из двух храмов и стройную колокольню высотой 37 м, которую горожане называют «ярославской свечой». Церковь Иоанна Златоуста особенно хороша с восточной стороны. Многоцветный керамический наличник на ее алтаре стал одной из визитных карточек древнего города.

На территории зеленого парка в Закоторослье возвышается бело-голубая Петропавловская церковь. Храм при полотняной фабрике эффектно отражается в водах большого пруда и кажется настоящим чудом.

Памятник Петру и Февронии

Бронзовый памятник святых Петра и Февронии, являющихся небесными покровителями семьи и любви, украшает Первомайский бульвар. Памятник был торжественно установлен в 2009 году.Неподалёку от изваяния супружеской четы Муромских находится центральный Дворец бракосочетания. Молодожёны после официальной свадебной части церемонии росписи первым делом приходят к монументу, чтобы поклониться святым.

Скульптурная композиция представляет собой трёхметровые образы, обращённые вполоборота друг к другу. В ладонях у них сидит пара голубей, что символизирует мир и согласие

Обращает на себя внимание детализация бронзовых складок и украшений одеяний фигур, а также выражения лиц супругов. Возле памятника раскинулась красивая цветочная клумба

Сретенский храм

Рекомендовать место

4

1

Сретенский храм – это ярославский православный храм, который назван в честь Сретение Господнего — христианского праздника.

Первое упоминание деревянного храма Сретения Господня встречается в 1636 году в хронологиях с переписью строений.

Деревянные строения церкви со временем были заменены на каменные, которые за всю свою историю существования также дважды были полностью перестроены. В 1833 году Сретенский храм был видоизменен, но, как упоминается в записях, на то время был еще одноэтажным. В период с 1891 по 1895 годы церковь была перестроена в псевдорусском стиле.

В период Советского Союза в 1929 году церковь закрыли, а в 1930 году переоборудовали в клуб Медсантруда. С 1994 года Сретенский храм был передан Русской Православной Церкви.

Координаты: 57.62516100,39.88875800

Дом губернатора

Памятник архитектуры федерального значения 18 века, относится к охраняемым объектам ЮНЕСКО .

В свое время дом являлся официальной резиденцией ярославских губернаторов и домом для остановки высочайших особ.

Здесь побывали все императоры от Александра I до Николая II. Здание с флигелями и садом выглядит представительно и весьма строго.

В парке можно увидеть множество статуй, а присев на скамью, можно вдохнуть волнующий хвойный аромат сосен.

Сейчас  в здании ценители искусства могут насладиться экспозицией, весь свет русской классики предстанет взору. Именно со стороны парка Губернаторский дом выглядит особенно интересным.

Казанский женский монастырь

Возвышается собор в центре города, как могучий герой с древней историей, которая берет начало в 16 веке.

В композицию монастыря  Казанской иконы Божьей Матери входят три храма:

  1. Храм во имя Сретения Господня.
  2. Покровский храм.
  3. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Икона Божьей Матери попала в Ярославль из Казани во времена смутного времени. В честь ее был воздвигнут храм в котором поселились монахини.

Массивное здание восхищает своей величественностью. Колонны и Монастырь часто горел, так как дерево было его основным материалом. Со временем его внешний облик изменился: стены стали строить из кирпича. Полуколонны украшают внешний фасад и внутреннее убранство храма.

В XXI веке на купол собора как завершающий штрих водрузили золоченые купола.

Гости приходят в храм поклониться иконе Казанской Божьей Матери, чтобы зарядиться благодатью.

Ярославская детская железная дорога

Это познавательно-развлекательное учреждение для детей.

История дороги довольно молода, её основали в 1946 году. В это время пассажиры ездили по маршруту ради прогулки в деревянных вагончиках.

В 2008 году произошла реконструкция: запущены современные составы, имитирующие настоящие поезда, но меньших размеров.

Юные железнодорожники учатся управлять составом, заниматься техническим ремонтом поезда и переводить стрелки.Они могут примерить роль кондуктора, диспетчера или машиниста.

В депо открыт музей, где представлены макеты вокзалов, примеры вагонов, выстроены целые кабины.

Тем детям, кто намерен посвятить свою жизнь работе на железной дороге, представлен интерактивный тренажер, на котором отрабатываются навыки перевозок

За один день дети узнают много нового о работе железнодорожников, и возможно, изъявят желание в будущем посвятить свою жизнь этой профессии.

Внутреннее оформление храма

Внутренние стены были расписаны только в 1683 году. Имена художников, как и имена зодчих не сохранились до наших времен. Считается, что ими могли быть прославленные ярославские живописцы Д.Семенов и Ф.Игнатьев.

Интерьерная роспись храма 

Итак, стеновая роспись появляется в храме спустя почти 40 лет после его постройки. На ее осуществление уходит год по времени и приличная сумма по деньгам. Оплату осуществлял один из сыновей Гурия и его дети, т.е. возведение и оформление храма стало доброй семейной традицией Назарьевых-Гурьевых, их детей и внуков.

Росписью были оформлены основной храм и порталы паперти, которая сама расписана не была. Расписаны были и пределы. Схемы росписей были иконографическими и продолжили традиции ярославского монументального искусства. Некоторое воздействие на художников возможно оказали подобные росписи в Церкви Николы Надеина и в построенном несколько позже Ильинском храме, сделанные Гурием Никитиным, но самостоятельность в выборе тем и стиля очевидна. 

Сцена из храмовой росписи — Всякое дыхание да хвалит Господа

Особо красивым получился Казанский предел, расписанный событийными сценами польской интервенции. Здесь есть рассказы о чудесах Казанской иконы, о короновании Богоматери, о Рождестве и Благовещении.

Сцена Вознесения Богоматери

Интересно, что роспись церкви была сделана в очередное российское смутное время, связанное с дворцовыми переворотами и борьбой за власть. Двоецарствие Ивана и Петра, регентство Софьи, стрелецкий бунт (хованщина) и его подавление – все эти события не могли не оказать впечатления на живописцев и на выбор ими тематического материала.

Центральный купол занят образом Вседержателя  с Евангелием, чуть ниже -праотцы, еще ниже пророки. Интересна четырехъярусная роспись столбов, где можно увидеть образы русских царей и князей (верхний ярус), мучеников (средний ярус) и местных, почти семейных святых (предпоследний ярус). Самый последний ярус заполнен декоративным орнаментом.

Декоративно-летописные ярусы стеновой росписи

Роспись стен, кроме западной, восьмиярусна – на пяти из них выполнены сюжетные мотивы, по шестому идет декор, седьмой – летописные письмена, а последний, самый нижний, напоминает полотенчатый подзор. Декор нижних ярусов из вьющихся растений как бы подчеркивает декоративность всех живописных сюжетов.

На западной стене размещены крупные композиции из земной жизни Христа и иллюстрации различных притч. Многие сюжеты невозможно встретить ни в одной другой церкви. Эти фресковые миниатюры являются подлинными шедеврами храмовой росписи и уникальными иллюстрациями церковной литературы. Чего стоит одна миниатюрная композиция, рассказывающая о монахе Ерониме!

Все фигуры изображены статично, но одежды их развиваются по ветру, лики очень индивидуальны. Много необычных и непривычных для нас сюжетов, иллюстрирующих различные церковные источники. Здесь больше литературы, чем живописи. Даже в сцене мученической смерти апостолов Иисус стоит с раскрытой книгой. 

Сюжет «Смерть апостолов»

Миниатюрные композиции насыщены множеством деталей, предметов, архитектурными объектами, сказочным зверьем, причем четкого деления на отдельные сюжеты нет – идет как бы сплошное повествование, сотканное из перетекающих одного в другой сюжетов.

Сюжеты Деяний апостолов

Позднее, в середине 19, и во второй половине 20 веков в храме проводились ремонты, поновления росписей, реставрации и т.д. Но в целом иконописные фрески 17 века сохранились в первозданном виде.

Парк Тысячелетия

Современный парк, открытый к 1000-летнему юбилею города в 2010 году на месте бывшего ипподрома на берегу р. Которосли. В закладке парка принимали участие наряду с рядовыми гражданами знаменитые уроженцы города – В. Терешкова, Б. Грызлов, А. Пахмутова и другие.

Парк Тысячелетия – часть грандиозного проекта «Сити-Парк» – досугово-развлекательного центра с прекрасной инфраструктурой, включающей гостиницу, великолепный концертный зал, бизнес-центр и спорткомплекс. Фонтаны, газоны и оригинальные скульптуры украшают территорию молодого парка, где ещё нет тенистых аллей (деревья только набирают силу), но это не мешает хорошему отдыху горожан.

Ассортимент развлечений здесь богат и разнообразен: чудесные игровые площадки для малышей; прокат велосипедов и роликов, скейтборд – для подростков; танцы в сопровождении духового оркестра для взрослых.

Установлена в парке символическая фигура медведя (подарок З. Церетели), с натёртым посетителями до блеска носом. На берегу Которосли оборудованы лодочные станции и яхт-клуб, где можно взять лодку или поплавать на яхте вдоль живописных окрестностей.

Есть здесь хороший закрытый пляж, преобразующийся зимой в каток. На территории открыты кафе и ресторан, летний кинотеатр. Рядом (через дорогу) расположены уникальные церкви Николы Мокрого, Тихвинская и Планетарий. Досуг в Парке Тысячелетия не уступает по уровню инфраструктуры знаменитым паркам Европы.

Церковь Спаса Преображения на Городу

Или иначе Церковь происхождения Честных Древ Креста Господня. Первой церковью, стоящей в исторической части Ярославля, на границе Рубленого города была деревянной. Каменный собор здесь появился в 1672 году.

Сначала это был вариант холодной церкви, но постепенно строились новые тёплые приделы с красивыми шатровыми завершениями. В церкви хранятся ценные святыни, например, фрески с образом Спаса Всемилостивого, частицы мощей Святого Угодника. Икона Пресвятой Богородицы, называемая «Умягчение злых сердец».

Икона Преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, хранящихся в интересном Ковчеге на алтаре храма. Образ «Всех Святых», созданный к празднованию тысячелетия рождения Ярославля. Он является единственным в городе. При церкви функционируют воскресные школы взрослых, детей. Еженедельно проходят богослужения. Находится на улице Почтовая, 3.

Рекомендуем прочитать:

  • 20 лучших экскурсий в Ярославле
  • Что привезти из Ярославля в подарок
  • Музеи Ярославля

Музейный комплекс “ Музыка и время “

Это волшебное место находится в особняке на набережной Волги. Бывшая усадьба купца Вахрамеева.

В музее собраны коллекции старинных вещей.

Комплекс вмещает в себя несколько музеев:

  • Музей самоваров.
  • Музей фарфора.
  • Музей каслинского чугунного литья.

Антикварные предметы, прошитые историей времени, завораживают взор. Некоторые экспонаты можно потрогать руками, прикоснуться к старине.

В концертном зале есть прекрасный орган, намеренно созданный в Германии для музея.

И если вы захотите услышать бой архаичных часов или звучание старинных инструментов, сотрудники музея вам предоставят такую возможность.

Церковный Иконостас

Первоначально иконостас был сооружен в тябловом варианте (из деревянных брусов для установки икон) и был четырехъярусным. Но в 18 веке его заменили на более модный каркасный резной шестиярусный. Сегодня мы можем увидеть пышную резьбу елизаветинского барокко по краям прямоугольных иконостасных рам, в выполнении картушей и витых колон.

Каркасный резной иконостас во внутреннем убранстве церкви

Так же красиво были оформлены и Святые врата со скульптурной композицией на тему сошествия на апостолов Святого Духа. Фигуры ангелов у алтарного входа выполнены в полный рост. Все эти обновления делались потомками Гурьевых.

Хотя облик церковного иконостаса изменился, многие древние иконы 17 века остались на своих местах и сегодня являются уникальными памятниками иконописного творчества. Это практически единственная цельная коллекция икон первой половины 17 века, выполненная до церковного раскола

Фрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконами

К сожалению, многие их этих икон, пережив годы войн и революций стали добычей простых грабителей конца 80-х годов 20 века, были вывезены за границу и проданы там. Интересно, что через десять лет после ограбления саратовский коллекционер Владимир Рощин случайно приобрел те похищенные образа и, проследив их судьбу, вернул иконы в ярославский храм.

Таким образом, целостный образ архитектурного ансамбля церкви складывался в течение не одного века и не одним поколением Назарьевых-Гурьевых. Но все, что сделано на протяжении такого длительного срока – является собранием самых лучших достижений ярославского храмового творчества.

Режим работы: осмотреть храм 17 века можно все дни, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 17.00.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Памятник Ярославу Мудрому

На небольшом островке Богоявленской площади воздвигнут памятник государственному деятелю и основателю города — князю Ярославу Мудрому. Открытие монумента состоялось в 1993 году. Изваяние князя встречает всех въезжающих в город со стороны московского направления. Скульптурный образ Ярослава Мудрого в одной руке держит макет города, а в другой — опущенный лезвием вниз меч.

Памятник представляет князя, как защитника и созидателя. Высокий пьедестал монумента украшен барельефами, изображающими сюжеты из жизни Ярослава Мудрого. Монумент стоит внутри автотранспортного кольца. Интенсивный поток автомобилей препятствует туристам подойти ближе к памятнику и оценить его художественные достоинства, поскольку отсутствуют пешеходные переходы.

Губернаторский сад

Этот тенистый, полный очарования уголок прошлого, является музеем под открытым небом. Губернаторский сад (1821-1825) заложили как место для приёма царственных особ в дополнение к Губернаторскому дому, являющегося сейчас Художественным музеем.

Оказавшись за белой чугунной оградой сада внутри, попадаешь из современности в 19 век, колорит которого ощущается в Губернаторском доме, в многочисленных белых скульптурных изваяниях, в тишине аллей.

Сквозь ажур ветвей видна церковь Ильи Пророка, дополняющая ностальгические нотки пребывания в бесконечно милом островке красоты и покоя. Буйное разноцветье клумб на фоне зелёных газонов, искрящиеся струи фонтана, обрамлённого цветниками, художественные выставки Губернаторского дома – всё восхищает здесь и оставляет глубокие впечатления.

Ценителей живописи порадуют шедевры Константина Коровина, написанные в Париже. Поклонники авнгардизма увидят произведения современных художников.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль)

Рекомендовать место

17

6

Церковь Ильи Пророка за время своего существования практически не изменилась. Построенная в 1650-ом году, церковь и по сей день стоит на главной площади Ярославля и является его центром.

Строительство церкви Ильи пророка велось на протяжении трёх лет на деньги богатейших купцов. К сожалению, имена мастеров, работавших над созданием церкви, затерялись среди страниц истории. По окончанию строительства церковь была щедро одарена патриархом Иосифом: ей на хранение была передана часть Ризы Господни — бесшовного хитона, который по жребию получил один из убийц Иисуса Христа.

Церковь носит имя Ильи пророка не спроста: дело в том, что именного в день этого святого Ярослав Мудрый, основатель города Ярославль, одержал легендарную победу над медведем, одолев зверя секирой.

Координаты: 57.62694400,39.89444400

История храма

Успенский собор построен в 1158-1560 гг.

КнязьАндрей Боголюбский сделал Владимир своей столицей и начал в нем новое помпезное строительство. Были приглашены лучшие мастера — по некоторым сведениям, часть из них прислал самФридрих Барбаросса . Новый храм был выше, чем знаменитые киевская и новгородская Софии.

В 1185 году случился пожар, который уничтожил часть росписей и храм был обновлен и переделан. Это случилось при следующем князе — Всеволоде Большое Гнездо

, младшем брате Андрея. Именно при нем Владимирское княжество стало самым обширным и могущественным из русских земель, а Успенский собор был главным ее храмом и усыпальницей правителей: и Андрей Боголюбский, и его сыновья, и сам Всеволод были похоронены там.

В эти годы Успенский собор был обнесен широкими закрытыми галереями, а в старых стенах были сделаны арки — получилось, что старый храм как бы находится внутри нового. Часть резьбы была перенесена на новые внешние стены, часть выполнена заново. Ученые спорят о том, был ли первоначальный храм пятиглавым или одноглавым, но у нового храма совершенно точно было уже пять глав.

В 1238 году собор горел

при штурме Владимира татаро-монгольскими войсками, но сильно пострадал только интерьер, а внешний облик остался неизменным. В XIV веке приДмитрии Донском он заново расписываетсяартелью Андрея Рублева и Даниила Черного . К XVIII веку здание сильно обветшало. В начале XVIII века перестройке подверглась крыша собора — ее заменили на обычную четырехскатную. Но состояние его по-прежнему оставляет желать лучшего.

В 1769 году Владимир посетила Екатерина II

. Она выделила 14 тысяч рублей на ремонт древнего храма. В процессе этого ремонта забелили старые рублевские фрески и разобрали иконостас. Вместо старого поставили резной барочный в духе нового времени. Вырезали его мастераКалистрат и Степан Бочкаревы . Иконы в него поместили тоже новые — работы владимирского иконописцаСтрокина .

В самом начале XIХ века были срыты земляные валы

старой крепости, а храм был обнесен новой оградой. В 1810 году была построена новаяколокольня взамен старой, в которую попала молния. Колокольня была построена уже в стиле классицизма, но сделана так, чтобы вписываться в общий ансамбль – например, ее гипсовые украшения отчасти повторяют белокаменную резьбу храма. На первом этаже колокольни была устроеначасовня . В 1862 году по проекту Н. Артлебена перестраивается теплыйпридел Георгия Победоносца – теперь он соединяет храм и колокольню. В эти годы постепенно начинается открытие древних фресок собора.

Первомайский бульвар

Первомайский бульвар в Ярославле

От Площади Волкова по улице Первомайской двигаемся в сторону Красной Площади по Первомайскому бульвару. Название ему было присвоено в апреле 1918 г. в память о событиях 1 мая 1905 года. До этого момента, бульвар назывался Казанским в честь одноименного монастыря, который находится по правую сторону Первомайской улицы. Бульвар возник в 1820-е гг. на месте срытых валов земляного города.

По сути, это еще один «Бродвей» Ярославля, который был излюбленным местом для тусовок у молодых горожан еще в начале XX века.

Памятник Петру и Февронии в Ярославле

Памятник Петру и Февронии в Ярославле

На Первомайском бульваре между Казанским женским монастырем и ярославским ЗАГСом установлен памятник Петру и Февронии муромским.

В день памяти муромским святым на Первомайском бульваре расцветают яркие ковровые цветники. Вдоль всего бульвара цветы образуют впечатляющие узоры: тысячи штук рассады цинерарии, бальзаминов, бегоний и других видов цветов сплелись в гармоничный и по-праздничному нарядный орнамент, ставший главным украшением зеленой зоны.

Скамья примерения в Ярославле

Рядом со скульптурой Петру и Февронии установили «Скамью примирения». Скамья действительно выполняет свою функцию, и если вы, со своим возлюбленным(-ой) сядете по разные стороны скамейки, то обязательно соскользнете друг к другу в объятия.

Успенский собор в Ярославле

Несколько веков главным храмом Ярославля был Успенский собор, основанный ещё в начале XIII столетия. Эта была одна из первых каменных ярославских церквей. Её освящение состоялось в 1219 году. К сожалению, после пожара в 1501 году у неё обрушились своды. Через 15 лет собор отстроили и освятили заново.

Вообще, за время своей истории Успенский собор перестраивался не раз: и в 1646 году, согласно царскому указу, и в 1659, после очередного пожара.

Начиная с 1786 года, Успенский собор стал кафедральным собором Ярославско-Ростовской епархии, но в 1918 году сильно пострадал во время восстания, а в 1937 году был взорван.

В 2004 году было принято решение о необходимости строительства на этом месте нового собора. И хотя внешне он не похож на взорванный, современный Успенский собор является культурным и духовным центром Ярославля.

Успенский кафедральный собор

Величественно возвышается над Волжским берегом Успенский кафедральный собор. Это выдающийся памятник традиций древнерусского зодчества. Строительство первого культового строения состоялось в XIII веке. За свою долгую историю храм не единожды подвергался разрушениям от пожаров и разграблениям внутреннего убранства. В 1937 году старинную церковь постигла наихудшая доля — она была полностью взорвана большевиками.

Торжественное освящение возрождённого Успенского собора состоялось в день празднования 1000-летия города. В 2010 году храм вновь стал архитектурной доминантой на стрелке слияния рек Волги и Которосль.

Белокаменное сооружение наглядно символизирует непоколебимость христианской веры на русской земле. Грандиозный храм впечатляет своими размерами. Он вздымается ввысь на 50 метров и способен одновременно вместить около 4 тысяч прихожан.

Святыня увенчана пятью золочеными главами, установленными на барабанах с узкими окнами. Стены собора завершаются полукружием закомар. Фасад украшают изразцы, покрытые красочными орнаментами. Главный вход в храм венчает мозаичная икона Успения Божьей матери. Для создания живописного панно было использовано несколько тысяч плиток.

Посетить собор может каждый желающий в любое время. Вход свободный. Церковные богослужения в храме проводятся два раза в день: в 8:00 и 17:00.

Художественный музей

Занимает роскошные просторные залы исторического особняка на Волжской набережной. Здание долгое время являлось резиденцией губернаторов.

Галерея располагает весьма впечатляющей коллекцией произведений отечественного искусства. Музейный фонд насчитывает около 70 тысяч ценных экспонатов. Это картины, скульптуры, иконопись, гобелены, старинная мебель и шедевры декоративно-прикладного искусства.

Наибольший интерес вызывает внушительное собрание живописи. Картины поражают высокой техникой письма и сюжетами.

Здесь представлены полотна именитых русских мастеров, таких как: И. Репина, И. Шишкина, А. Саврасова, К. Брюллова, И. Айвазовского, В. Поленова, Д. Левицкого и многих других прославленных художников.

В художественном музее выставлены на всеобщее обозрение изделия из фарфора, керамики и стекла, а также резная мебель, уникальные иконы, предметы церковной утвари, монеты и драгоценные ткани.

Церковь Рождества Христова

В ней в 1600-ых годах хранилась, спасённая из Рождественского женского монастыря, икона Казанской Божией Матери. Белоснежная древняя церковь напоминает удивительные каменные кружева, застывшие над Волгой. Она сохранилась в своём первозданном виде.

В архитектуре церкви использовались оригинальные архитектурные решения. Многие элементы были впервые использованы в церковном зодчестве Руси. Например, столпообразная колокольня церкви, достигающая высоты около 40 м и заканчивающаяся шатровым верхом.

Первоначально в звоннице церкви было 8 колоколов. Часть из них привезли из Голландии. Самый большой колокол отправлен во время Советской власти на переплавку. Историки говорят, что знаменитые муравленые изразцы впервые стали использоваться в декоре этой церкви.

Из них выложена храмозданная надпись, увековечившая имена Назарьевых, митрополита, царя. Прочитать её можно и сейчас. Над ансамблем работали мастера по заказу двух поколений известных ярославских купцов. Сложная структура храма скрывается за очень красивой внешней отделкой.

Посещение церкви входит во многие туристические маршруты. В нём всегда находятся верующие. Интересная история церкви связана с похищением многих древних икон в 1989 году. Все они были проданы в другой стране. Похищенные иконы приобрел Владимир Рощин (коллекционер из Саратова) и вернул их в церковь.

Адрес ул. Кедрова, 1.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Сейчас в стенах церкви, построенной в упрощённом стиле Ярославских церквей (нет трапезной, подклета, галерея только на западной части) совершаются божественные литургии, проходят богослужения. В единый ансамбль Благовещенской церкви входят два храма, построенные в разное время. Первоначальной являлся холодный деревянный храм. Именно, с него начался знаменитый пожар, уничтоживший большую часть Ярославля в 1658 году.

Каменное здание храма возвели почти через столетие. Внутри храма хорошо сохранились росписи, сделанные под руководством известных мастеров Игнатьева, Федорова. В красивом пятиглавом храме, возвышающемся над Волгой, ежедневно проходят молебны, работает Воскресная школа.

Для многих церквей XVIII века церковь стала образцом архитектуры.

Находится церковь по адресу ул. 3-я Яковлевская,9.

Церковь Ильи Пророка

Рекомендовать место

16

5

Церковь Ильи пророка — православный храм в центре города, является выдающимся образцом ярославской архитектуры XVII века. Храм является туристической достопримечательностью города, и объектом культурного наследия России.

Церковь была построена на месте деревянных церквей, которые, согласно легенде, были построены одновременно с самим городом.

Храм многократно реставрировался, только в советское время — трижды. В 1920 году был передан городскому музею-заповеднику, что спасло храм от сноса.

Здание храма было украшено сверкающей зеленой черепицей, которая позже была заменена чешуйчатым покрытием и кованым крестом. Внутреннее убранство храма украшают различные росписи известных мастеров, фрески и золоченный резной иконостас с древними иконами.

Церковь Ильи Пророка располагается на Советской площади города Ярославля. Вернее, Советская площадь располагается вокруг этого храма. Храм расположился в самом центре культурной жизни Ярославля.

Владимирская церковь

Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.

Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).

С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.

Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.

Заключение

Мы видим, что многие православные монастыри и храмы в Ярославле возводились из камня в 17 столетии. Причин для этого было много: страна успокоилась, пережив Смутное время, разбогатевшие купцы, для которых лучшим способом заявить о себе было вложение денег — вкладывались в строительство новых храмов. И чем богаче они получались, тем было лучше. Долгое и неспокойное время ждало их впереди. Если их предшественники страдали от многочисленных пожаров, то новые храмы ждала или перестройка или тревожный надвигающийся 20 век. Им предстояло пройти много испытаний: восстание белогвардейцев против советской власти в 1918 году, массовые закрытия церквей в советский период. Пережить и те годы, когда в них размещали архивы, реставрационные мастерские, склады. В худшем случае в них обустраивали автомастерские, а некоторые и вовсе были стерты с лица земли и память о них живет лишь на старых черно-белых фотографиях. Смотря на эти храмы сейчас, непременно хочется подробно узнать историю каждого из них, дотронуться до его стен и на время перенестись в ту эпоху, когда они были полны первозданного величия, когда в них проводились первые службы. Посмотреть на те реликвии и украшения, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны в водовороте времени. И поблагодарить за возможность видеть их, пусть и измененными, но такими же величественными и благородными, пропитанными духом времени и вековой истиной. И продолжать так же бережно хранить их сквозь года, чтобы донести их до будущих поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector