Смоленский собор в новодевичьем монастыре (москва)
Содержание:
- Ирининская башня
- Церкви Новодевичьего монастыря
- Современность
- Новодевичий Некрополь и кладбище
- Монастырь в судьбе женщин
- Иконы
- В наше время монастырская жизнь восстановлена, в обители постоянно ведётся богослужение
- Новодевичье кладбище
- Воскресенский Новодевичий монастырь первая женская обитель Санкт-Петербурга
- История монастыря
- О царице Софье
- Происхождение монастыря
- История
Ирининская башня
Увидеть отреставрированные иконы предлагается на выставке «Огненные языки благодати». В Ирининских палатах представлено более 50 произведений XVIII века из иконостаса храма Сошествия Святого Духа Новодевичьего монастыря. Иконы прежде были недоступны для обзорных экскурсий, помещение предназначалось членам царской семьи, посещавшим обитель, молиться в церкви могли немногие.
Иконостас привлекает интересной техникой исполнения, разнообразием материалов. Большинство икон Новодевичьего музея написано на жести, на дереве, в европейском стиле.
Сестры обители сохраняют традиции иконописцев. На протяжении 15 веков мастера используют проверенные рецепты создания красок. Пигменты дают минералы: бирюза, лазурит, малахит, глина для яркости, желток для стойкости. Основой для икон служат деревянные доски, сделанные из липы, кипариса. Для отдельных элементов росписи применяются соли, нитраты. Готовые иконы покрывают олифой, освещают. Групповые экскурсии по Новодевичьему полю позволяют приблизиться к памятным реликвиям.
Церкви Новодевичьего монастыря
Смоленский Собор
Главный храм ансамбля. Старейшее и самое большое каменное здание, увенчанное четырьмя серебряными куполами и одним центральным золотым куполом. Его интерьер украшен редкими фресками XVI-XVII веков и великолепным пятиярусным позолоченным иконостасом с иконами, подаренными русскими царями. В соборе находятся гробницы жены Петра Великого Евдокии и его сестер Екатерины, Евдокии и Софьи.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Эта церковь отличается своей архитектурной красотой, с белыми оконными рамами, карнизами и колоннами, контрастирующими с темно-красным кирпичом. Интерьер представляет собой большой атмосферный зал, ничем не отличающийся от бального зала, с широкими окнами, сводчатым потолком, люстрами, иконами в золотых рамах вдоль каждой стены и иконостасом XVIII века.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Расположенная на юго-западных воротах монастыря, эта церковь увенчана двухъярусными боковыми башнями и большой центральной башней с золотым куполом. Это характерно для украинской религиозной архитектуры. Церковь использовалась как домашняя часовня царевны Марии, сводной сестры Петра Великого.
Церковь Преображения Господня
Впечатляющая церковь, построенная в 1689 году, возвышается над северными воротами монастыря. Ее архитектура невероятно гармонична: высокие стены обрамлены рядами окон в белых рамах, увенчанных белокаменной резьбой в виде раковин, четыре маленькие башни и одна центральная, каждая из которых имеет золотой купол. Огромный многоярусный иконостас был создан иконописцем Карпом Золотаревым и сохранился до наших дней. К церкви примыкают Лопухинские палаты, резиденция первой жены Петра Великого Евдокии.
Церковь Святого Амвросия Медиоланского
Эта небольшая белая церковь является вторым по старшинству архитектурным памятником монастырского ансамбля. Она примыкает к покоям Ирины Годуновой, сестры царя Бориса Годунова.
Часовня Прохоровых
Крошечная часовенка, воздвигнутая над могилой знаменитой семьи Прохоровых. Часовня была выдержана в неорусском архитектурном стиле, обрамлена изящной металлоконструкцией, слоями полукруглых кокошников и увенчана большим золотым куполом.
Современность
В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI—XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.
Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря.
Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря. Оно делится на «старое» (на территории самого монастыря) и «новое» — отгорожено от монастыря стеной. Последнее появилось в 1898—1904 гг. и расширялось в советское время, став вторым местом в столице по степени почетности после захоронений у Кремлевской стены. Здесь похоронены Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан, актриса Любовь Орлова, Хрущев, Борис Ельцин. Не менее известны и авторы надгробий — Врубель, Мухина, Вучетич, Аникушин, Неизвестный.
Новодевичий монастырь
Новодевичий Некрополь и кладбище
Новодевичий Некрополь был основан в XVI веке как место упокоения самых почетных государственных деятелей России: ученых, писателей, представителей дворянства и царской семьи. В 1898 году за монастырскими стенами было построено новое кладбище для захоронения выдающихся интеллектуалов, политических и военных деятелей. В 1940-х годах он был расширен как место захоронения важных советских деятелей и стал самым известным кладбищем в Советском Союзе.
В результате осквернения Новодевичьего Некрополя в 1930-е годы осталось менее ста могил, в том числе декабристов Сергея Трубецкого и Михаила Орлова, а также героя Дениса Давыдова. Однако на Новодевичьем кладбище, простирающемся за стенами монастыря, находится более 27 000 могил. Среди самых известных обитателей кладбища — писатели Николай Гоголь, Антон Чехов и Михаил Булгаков. Также оперный певец Федор Шаляпин, композитор Дмитрий Шостакович, театральный режиссер Константин Станиславский, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, главный следователь по чернобыльской катастрофе Валерий Легасов, жена Сталина Надежда Аллилуева-Сталина, президенты Никита Хрущев и Борис Ельцин.
Монастырь в судьбе женщин
Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала — после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.
Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница — боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.
Иконы
На территории комплекса находится много древних образов и списков икон (список – не точное воспроизведение с оригинала):
“Избранные святые”, “Владимирская”, “Архангел Михаил и Архангел Гавриил”, датируемые концом XVII – началом XVIII вв. и много других.
Главный и самый узнаваемый из древних образов – “Смоленской Богоматери”, написанный в XIV веке. Помещена в Надвратной церкви Преображения Господня. Образ “Иверской Божией Матери” можно увидеть в Успенской.
В 1854 году от Ватопедской обители, расположенной на Святой горе Афон – был преподнесли список “Отрада и Утешение”. Долгое время считался утерянным, но был найден и возвращен законному владельцу.
В наше время монастырская жизнь восстановлена, в обители постоянно ведётся богослужение
В наше время церковная жизнь в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре в Санкт-Петербурге полностью восстановлена. Он относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. В настоящее время к обители относятся следующие храмы:
- Собор Воскресения Словущего.
- Казанский храм.
- Храм Афонской Иконы Божией Матери «Отрада и утешение».
- Храм Трёх святителей.
- Домовой Храм преподобного Серафима Вырицкого.
- Храм Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому.
- Храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
- Свято-Введенский храм.
Современный вид Новодевичьей обители в Санкт-Петербурге. В настоящее время в составе монастыря работает восемь храмов. Богослужение в монастыре ведётся ежедневно Кроме того, на территории монастыря работают две часовни и один скит, строится на месте старо снесённой Исидоровская колокольня.
При монастыре создана и действует Свято-Владимирская школа, приют «Благодать», богадельня, медицинский , воскресная школа. Старший священник обители иерей Дионисий Харин.
В наше время на территории монастыря работает 8 храмов, 2 часовни и 1 скит.
Часы работы Новодевичьего следующие: с 8 до 17:30. При этом расписание богослужений, которые ведутся ежедневно, следующее:
- в будние дни утренняя служба начинается в 9:30, а вечерняя — в 17:00;
- по субботам Божественная литургия проходит в 9:00, а всенощное бдение — также в 17:00;
- в воскресенье перед литургией, которая начинается в 9:30 утра, здесь читают также Акафист Иллариону Троицкому (в 8:40).
Монастырь расположен близ Московских ворот Северной столицы. Его официальный почтовый адрес: 196084 Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, 100.
Телефон канцелярии.
Добраться до Новодевичьего монастыря удобнее всего на метро: нужно ехать до станции «Московские ворота», а дальше пройти небольшое расстояние до храма пешком.
Более подробную информацию можно получить на официальном сайте монастыря: https://вноводевичий.рф
Схема проезда к Воскресенскому Новодевичьему монастырю в Санкт-Петербурге.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Новодевичье кладбище
Отдельно стоит отметить кладбище Новодевичьего монастыря, которое изначально служило местом захоронения обитательниц монастыря, а с XVIII века — и московских дворян. В начале XX века стал острым вопрос о свободных местах для могил, поэтому за оборонительной стеной монастыря власти выделили территорию под Новодевичье кладбище, ставшим в середине XX века престижнейшим местом для захоронения выдающихся партийных деятелей, военных и других знаменитых личностей СССР.
Более престижным местом для захоронения, чем Новодевичье кладбище, было, пожалуй, только место у Кремлевской стены.
Среди знаменитостей, чей прах похоронен на Новодевичьем кладбище: Александра Коллонтай, Никита Хрущев, Андрей Громыко, Виктор Черномырдин, Владимир Вернадский, Лев Ландау, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Михаил Булгаков, Николай Гоголь, Исаак Левитан, Юрий Никулин, Людмила Зыкина и многие другие.
Новодевичье кладбище зачислено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО, количество захоронений на его территории приблизительно оценивается в 26000.
Сергей Архипкин
Воскресенский Новодевичий монастырь первая женская обитель Санкт-Петербурга
- Главная
- Святые места Пюхтинский монастырь – островок православия в Эстонии
- Статуя Христа Искупителя – великая святыня Рио-де-Жанейро
- Среднеуральский женский монастырь — обитель чудес
- Тихвинский монастырь – душа и защита России
- Свято-Варсонофиевский монастырь в Покровских Селищах
- Храм Василия Блаженного – красота, заключенная в камень
- Удивительная история Санаксарского монастыря в Мордовии
- Христорождественский кафедральный собор в Липецке
- Церковь Бориса и Глеба в Кидекше — памятник XII века
- История храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
- Николо-Угрешский монастырь — история святой обители
- Псково-Печерский монастырь — обитель с многовековой историей
- Иоанно-Богословский храм: из прошлого – в будущее
- Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото
- Вышенская успенская обитель и святитель Феофан Затворник
- Иерусалимское подворье в Москве — храм Воскресения Словущего на Арбате
- Церковь Покрова на Нерли — белая девица владимирских лугов
- Троицкий собор — прекрасный архитектурный ансамбль в Брянске
- Марфо-Мариинская обитель — тихий уголок огромного мегаполиса
- Дивеевский монастырь Серафима Саровского
- Борисо-Глебский собор в Рязани – история, ожившая в камне
- Нетленные мощи Александра Свирского: чудо мироточения
- Спасо-Преображенский собор — духовное наследие города Петра
- Спасо-Преображенский монастырь (Муром) – старейшая обитель России
- Монастырь Александра Свирского – жемчужина Русского севера
- Троице-Сергиева лавра – история искусства, духовности и чуда
- Коренная пустынь в Курской области: история чуда
- Оптина Пустынь – где находится духовный центр России
- История и описание Николо-Ямского храма в Рязани
- Иволгинский дацан — современный центр буддизма в России
- Даниловский монастырь в Москве
- Давидова Пустынь — одно из главных святых мест России
- Животворящий Крест в Годеново исцеляет от недугов
- Валаамский монастырь — обитель высшей чистоты
- Святыни и достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря
- Список Святых мест в которых есть Божья благодать
- Неупиваемая чаша — неиссякающий источник благостной помощи
- Знаменская церковь в Дубровицах — шедевр в стиле барокко
- Успенский Собор во Владимире — белокаменное чудо Древней Руси
- История храма Спаса на крови царя мученика Александра II
- Куда поехать, чтобы приложиться к мощам Николая Чудотворца
- Покровский монастырь в Москве Святой Матроны — история, адрес, как доехать
- Сердце Чечни — крупнейшая мечеть в столице Чеченской республики
- Шамордино: история ставропигиального женского монастыря Русской православной церкви
- Церковь Иоанна Предтечи: исторический памятник XVII века в Ярославле
- Воскресенский Новодевичий монастырь: первая женская обитель Санкт-Петербурга
- Церковь Вознесения: первый каменный шатровый храм в России
- Рыльский монастырь Курской Епархии: история создания старейшей обители
- Храм Николая Угодника в Хамовниках: история православной святыни XVII века
- Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке в Москве
- Иоанновский монастырь: Санкт-Петербургская православная женская обитель
- На каком море находится Соловецкий монастырь: что нужно знать перед посещением обители
История монастыря
Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.
Монастырь с высоты птичьего полёта
Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.
Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.
Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня
В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.
Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.
Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня
В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.
Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.
Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы
В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
О царице Софье
Современный облик, открытого для экскурсий Новодевичьего монастыря, во многом — заслуга царевны Софьи Алексеевны. Обитель служила загородной резиденцией и любимым детищем царевны. Представительница рода Романовых возводила храмы, вознаграждала стрельцов, делала пожертвования. До конца 17 века Новодевичий монастырь содержал две святыни: Смоленский собор, Абрамцевская церковь. За средства царевны возведена трапезная с Успенской церковью, две надвратные церкви — Покрова Богородицы и Преображения Господня, жилые палаты и дома (большинство палат закрыто для экскурсий).
В 1690 году обустроена колокольня в стиле барокко по ярусной схеме с белокаменными кружевами сверху донизу, 3 и 5 уровень наиболее выдающейся среди московских колоколен занимают звонницы. При царевне Софье смягчили срубы крепостные стены и башни, выглядевшие слишком строго рядом с новыми сооружениями.
После стрелецкого бунта в 1689 году Софью постригли в монахини с именем Сусанна, на протяжении оставшихся 5 лет жизни стрелецкая караульня стала домом и одновременно женской тюрьмой царевны.
При входе в покои сохранилась в первозданном облике печь с изразцами, существовавшая при Софии, постоянная экспозиция Софьи. Экскурсии проводят сотрудники музея, монахи. На выставке представлены образы Богоматери XVIII-XX веков, не покидавшие церковных стен. Особое место среди музейных экспонатов занимает священная икона Божией матери Виктора Васнецова (подлинник находится во Владимирском соборе). Ссылаясь на документальные подтверждения, гид сообщит: младенцу Христу художник предал черты собственного сына.
Отдельный экспонат экскурсии также посвящен настоятельнице монастыря игумении Серафимы черной. Имя игуменьи связано со становлением монашеской жизни монастыря в конце XX века. Потомственная дворянка воспитывалась в православной семье. До принятия пострига была ученым, лауреатом Государственной премии, принимала участие в создании скафандр для космонавта. Восьмидесятилетняя игуменья Серафима соединила в лице прошлое настоящее России.
Жизнь монастыря течет по уставу, написанному в 16 веке первой настоятельницей преподобной Елены Девочкиной. Главное правило Новодевичьего монастыря: не иметь имущества, трудиться совместными силами, молиться. Принимая решение поступить в обитель, сестры отказывается от мирских привычек и радости, жертвуют имеющиеся драгоценности храму. Традиционное монашеское облачение, созданное в собственных мастерских монастыря, черных тонов. Образ послушниц передает участникам экскурсий совершенный покой, отрешение от суеты. Сестринские наряды в Новодевичьем монастыре отшивает Щеткина Ирина. До отречения от мирской жизни монахиня окончила Московский текстильный институт, получила диплом художника-модельера, работала в частном доме Моды, затем создавала театральные костюмы.
Происхождение монастыря
История основания Новодевичьего монастыря восходит к 1524 году, во времена правления великого князя Василия III. В 1514 году, после двух русско-литовских войн, Смоленск был присоединен к России и данный монастырь был назван Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.
Новодевичий монастырь служил данью этому историческому событию. Во время осады Москвы (1610-1612) монастырь был опустошен, но впоследствии цари династии Романовых полностью восстановили его.
Несомненно одной из знаковых исторических фигур монастыря была княгиня и регентша России (с 1682 по 1689 год) Софья Алексеевна, умершая в Новодевичьем монастыре в 1704 году, куда она была вынуждена бежать. Она стала монахиней и после смерти была похоронена в Смоленском соборе.
Во время ее регентства архитектурная группа монастыря была усовершенствована путем строительства трех церквей, колокольни, трапезной и нескольких палат. Это был один из периодов расцвета Новодевичьего монастыря.
Еще один примечательный эпизод произошел в 1812 году, когда французские наполеоновские войска заняли монастырь и хотели разрушить Смоленский собор и Успенскую церковь, но план не был приведен в действие.
В XVIII веке Новодевичий монастырь прилагал большие усилия к благотворительной деятельности для девочек-сирот, здесь была даже больница и два приюта для престарелых монахинь. Кроме того, были проведены значительные реставрационные работы. Также было запланировано новое кладбище, вне территории нынешнего.
После Октябрьской революции 1917 года церковное имущество было конфисковано, а в 1922 году большевики упразднили монастырь. В 1929 году была закрыта Успенская церковь, где до тех пор жили монахини. Ближе к середине 20-го века, монастырь и его церкви были восстановлены для служб и прочих религиозных целей.
В 1994 году церковная жизнь возобновилась, и монахини вернулись. В 2004 году архитектурный ансамбль был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, в 2010 году российское правительство передало пользование монастырским комплексом Московской епархии Русской Православной Церкви.
В 2021 году Банк России выпустил монеты номиналом 50 рублей (из серебра и золота), посвященные монастырю. Новодевичий монастырь отметит свое 500-летие в 2024 году, для чего в комплексе проводятся реставрационные мероприятия и благоустройство.
История
Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».
С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.
Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.
Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.
С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.
В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.
В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.
К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.
Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.