Действующие монастыри суздаля
Содержание:
- Васильевский монастырь
- Александровский монастырь
- Спасо-Евфимиев мужской монастырь
- Александровский монастырь и Успенская церковь
- Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, Владимирская область
- Достопримечательности Суздальского кремля
- Ризоположенский женский монастырь
- Храм Воскресения Словущего из Патакино в музее деревянного зодчества
- Краткая история
- Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря
Васильевский монастырь
Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Он был основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь.
Вид на Васильевский монастырь в Суздале
По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с великим князем Владимиром, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).
Врата Васильевского монастыря в Суздале
Собор во имя святителя Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662–1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый.
Собор Василия Великого Васильевского монастыря
Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.
Сретенская трапезная церковь
В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю. С 1916 года монастырь действовал как женский. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1960-х годов в монастыре расположились склады. 31 января 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан РПЦ, но не полностью.
Александровский монастырь
Ворота в Александровский монастырь
Что посмотреть в Суздале еще, кроме его главнейших достопримечательностей? Александровский монастырь, основанный по приказу Александра Невского в 1240 году. Однако с того времени ничего не сохранилось, во время польской интервенции 1608-1610 гг. поляки сожгли монастырь. В 1695 году Наталья Нарышкина, мать Петра I, пожертвовала средства на строительство Вознесенской церкви.
Колокольня и Вознесенская церковь
Сейчас в монастыре можно увидеть сохранившиеся до наших дней Вознесенскую церковь с шатровой колокольней и часть кирпичной ограды с декоративными башенками.
Спасо-Евфимиев мужской монастырь
Статья: Спасо-Евфимиева мужская обитель — монастырь-крепость
Спасо-Евфимиев монастырь с высоты птичьего полёта
Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.
Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители.
С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.
Вид на постройки Спасо-Евфимиева монастыря
Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград.
После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.
Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.
Вид на Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря
К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм.
Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.
Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.
Александровский монастырь и Успенская церковь
Александровский монастырь расположен на левом берегу реки Каменки в Суздале. По преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Монастырь получал вотчины от родственников Александра Невского — Ивана Калиты и Ивана II.
Александровский монастырь
В 1608–1610 годах монастырь сожгли дотла поляки. Ни одна постройка, сооруженная ранее XVII века, не сохранилась. В 1764 году при проведении Екатериной II секуляризации земель Александровский женский монастырь был упразднен с обращением собора в приходской храм города. В 2006 году возобновлен в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.
Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились. Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.
Вознесенский храм Александровского монастыря
Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен теплый придел, а с востока — паперть. Окна украшены резными наличниками с простыми колонками в первом ярусе и фигурными — во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремленных ввысь барабанов.
Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница.
Колокольня Александровского монастыря
Ее стены практически лишены декора, что делает ее уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проемов и наличники над окнами-слухами.
В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые врата с двухъярусной башенкой.
Святые врата
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе расположена в восточной части Суздальского кремля. Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году.
Успенская церковь
После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII–XVIII века) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами.
В 1926 году руководство размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре политизолятора, обратилось к директору суздальского музея Василию Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви с целью использования кирпичей «для строительных надобностей». Поставленный перед жестоким выбором Романовский предложил сохранить Успенскую церковь как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевскую. В 1958 году церковь была отреставрирована А. Д. Варгановым.
31 декабря 2009 года храм был возвращен РПЦ и приписан к Александровскому монастырю Суздаля.
Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, Владимирская область
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а его экспозиции знакомят с историей, культурой и искусством Суздальской земли.
История монастыря
Князь Суздальский и Нижегородский Борис Константинович основал монастырь в 1352 году как мужскую обитель, посвященную Спасу, и крепость, призванную защищать город от врагов. Для монастыря было выбрано стратегически выгодное место: он расположился к северу от Суздаля, а высокий и извилистый берег реки Каменки стал для города дополнительной защитой. В XVI веке первый игумен обители Евфимий был причислен к лику общерусских святых, и в честь него монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым.
Деревянные монастырские постройки сгорели в начале XVII веке во время польско-литовского нашествия, после чего монастырь стал обрастать новыми крепостными стенами с мощными оборонительными башнями, которые даже издали были видны над высоким берегом реки. К концу XVII века Спасо-Евфимиев монастырь входил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.
В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» — душевнобольных и политических арестантов, среди которых — еретики, раскольники, сектанты и простые люди, не угодившие властям. За 150 лет существования тюрьмы (ее закрыли в начале XX века) здесь побывало около 350 заключенных.
Монастырь был закрыт в 1922 году, чуть позже в нем расположился политизолятор: накануне войны сюда перевели интернированных чехов. После начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, через который прошли более 8 тысяч человек. Здесь проверяли солдат Красной армии после их пребывания в плену противника. Позднее Спасо-Евфимиев монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, а также итальянской, венгерской, румынской и испанской армий.
В послевоенные годы на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Спасо-Евфимиев монастырь становится музеем только с 1968 года.
Сооружения Спасо-Евфимиева монастыря
Проездную башню с главными воротами во всех крепостях старались сделать самым мощным и прочным сооружением, ведь именно туда всегда был направлен первый удар врага. Башня на Святых воротах Спасо-Евфимиева монастыря достигала 22 метра в высоту. Нижний ярус украшают только два киота для икон и бойницы, а верхний поражает красотой своего убранства: широкий карниз с изразцами, узорчатые наличники, верхний пояс с остриями кокошников.
За аркой ворот проездной башни и надвратной Благовещенской церкви располагаются древнейшие монастырские постройки. В центре высится Спасо-Преображенский собор XVI–XIX веков, который был достроен к маленькой бесстолпной Спасской церкви (она является древнейшим каменным сооружением монастыря и относится к началу XVI века). Впоследствии церковь стала называться Евфимьевским приделом, а в XIX веке с северной стороны собора был пристроен придел Сергия Радонежского и галерея, окружившая собор с трех сторон. Собор приобрел массивный и величественный вид и богатое внутреннее убранство. Стены были расписаны знаменитыми мастерами артели Гурия Никитина и Силы Савина в конце XVIII века, которые работали во многих храмах Ярославля, Костромы и Москвы.
Справа от собора — большая звонница XVI–XVII веков, за ней — братский келейный корпус XVII–XIX веков, где находились кельи монахов. Слева от храма расположена Успенская церковь постройки 1525 года. Она является уникальным образцом шатрового русского зодчества, это здание объединяет в себе церковь и хозяйственное строение — трапезную палату, в которой были складские помещения, кухня и трапезный зал, а в подвалах находились запасы монастырской провизии. К Успенской церкви примыкает архимандритский корпус.
Также на территории монастыря располагается тюремный корпус, Благовещенская церковь, Никольская больничная церковь с палатами для монастырской братии и мавзолей Дмитрия Пожарского.
Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:
Наименование объекта: «Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря»
Регистрационный номер: 331520003960006
Достопримечательности Суздальского кремля
Главные туристические объекты в историческом ядре города расположены в кремле и на территории, ограниченной земляными валами.
Богородице-Рождественский собор
Главный храм старинного города, находится на территории кремля. Собор строили с 1222 по 1225 год, после сожжения города татарами в 1445 году его верхняя часть была утрачена. В 1528 году была достроена верхняя часть. Внутри обнаружены фрески 1233 года, сохранилась роспись стен XV и XVII веков, уникальные златые врата XIII века. Собор был усыпальницей князей и верховного духовенства. Храм действующий, службы в нем ведутся, доступ платный.
Деревянная Никольская церковь
Деревянный храм XVIII века был перевезен в Суздаль из Владимирской глубинки, села Глотово. Его установили в западной части кремля. В 1960 году все было разобрано подетально, отреставрировано и собрано на новом месте. Основу постройки составляет рубленая клеть на высоком подклете, обнесенная открытой галереей. Также имеется трапезная и граненая алтарная часть. Является обособленной частью музея под открытым небом и одним из символов города.
Успенская церковь
Первоначально каменный храм возвели в конце XVII века, позже, в 1719 году его перестроили. Этот облик сохранился и по наши дни: красные каменные стены с белым декором, главный купол покрыт барабаном с небольшой главкой. Архитектурный стиль относят к нарышкинскому барокко, нехарактерному для Суздаля. Храм открыт для посещения, можно поклониться мощам Святителя Арсения Элассонского. Находится на Кремлевской улице.
Архиерейские палаты
Одна из главных частей кремля, состоит из нескольких построек: трапезная, домовая церковь, жилые палаты, постройки хозяйственного назначения. С одной стороны палаты огорожены белой стеной с воротами, с другой – земляными валами. Первые здания строились в XV веке, окончательный вид они приобрели в XVII – XVIII веках. Все строения соединяются лестницами и переходами, богато украшенными галереями и даже потайными ходами.
Христорождественская и Никольская церкви
Зимняя Христорождественская и летняя Никольская церкви находятся у кремлевского вала, на юго-востоке. Обе постройки относятся к XVIII веку. Церковь Рождества построена из кирпича, основной объем вполнен по типу жилого дома. В храме располагается иконописная мастерская, можно посетить экскурсию, попробовать написать фрагмент фрески. Летняя Никольская церковь деревянная, нарядно украшена резьбой. Оба храма стали фоном к сценам в фильме «Женитьба Бальзаминова».
Пожарная каланча
Одно из самых заметных украшений старинного города – пожарная каланча, которая находится при пожарной части и до сих пор выполняет свое прямое назначение. Построили ее в 1890 году, тогда пожарная дружина располагалась в старых конюшнях. В 2004 году пожарная охрана получила здание, построенное в точности по проектам вековой давности. Весь архитектурный ансамбль удачно вписывается в панораму Суздаля.
Земляные валы Суздальского кремля
Одни из первых укреплений кремля, были созданы еще в XI веке, при Владимире Мономахе. Сохранились практически все валы, кроме северной стороны, которую размыло водами реки Каменки. Как показали исследования, в основе положены конструкции из дерева, а сам вал из глины. Общая протяженность укреплений 1,5 км. Если подняться наверх, открывается хороший обзор на реку и кремль. Сегодня это хороший маршрут для обзорной прогулки.
Ризоположенский женский монастырь
Статья: Ризоположенский монастырь — монашеская обитель с 800-летней историей
Общий вид Ризоположенского монастыря
Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году.
Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.
История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.
Вид на Святые ворота и Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря
Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.
С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине. Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.
Храм Воскресения Словущего из Патакино в музее деревянного зодчества
Храм Воскресения Словущего привезли в Музей деревянного зодчества из села Патакино. Церковь возвели в 1776 году, ее освятили в честь Воскресения Христова. В то время храм принадлежал помещику Ивану Акинфову. Долгое время деревянная церковь служила кладбищенским храмом, который был приписан к Троицкой каменной церкви села Патакино.
Сооружение имеет архитектурную форму корабля — алтарь, колокольня и западное крыльцо церкви выстроены вдоль одной оси. Храм Воскресения Словущего стал экспонатом Музея деревянного зодчества в 1969–1970 годах. Его восстановлением занимался архитектор Валерий Анисимов.
Краткая история
Будто бы здесь, на восточной окраине Суздаля в 990 году была построена дубовая церковь, в которой суздальцы приняли христианство. Достоверно установлено, что Василевский монастырь уже существовал в XIII веке, о чём свидетельствует запись ростовской княгини Марии (в иночестве Марины) о дарованных обители землях.
Свято-Васильевский монастырь с высоты птичьего полёта
Располагаясь на дороге, ведущей от Суздальского Кремля на Кидекшу и Нижний Новгород, Василевский монастырь был важным форпостом городской крепости. В 1237 — 1238 годах полчища татаро-монголов разграбили обитель, но позднее она была вновь восстановлена. В писцовой книге Суздаля указано, что в 1628 — 1630 годах монастырь имел пять монашеских келий и деревянную ограду.
В XVII веке Васильевская обитель владела пашнями, вотчинами, заселёнными крестьянами, земли обрабатывались «на потребу» монастыря и сдавались внаём. В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II, изъявшей церковные владения в пользу государства, Васильевский монастырь в Суздале был переведён в разряд заштатных, то есть «оставлен быть на своём пропитании».
Общий вид на Свято-Васильевский монастырь
Заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные пожертвования народа, либо за счёт соседствующих с обителью ненаселённых земель, обрабатываемых монахами собственными силами. В 1923 году Васильевский монастырь был упразднён советской властью, а в 1995 году по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Евлогия началось возрождение обители. Сегодня при Васильевском монастыре в Суздале действует гостиница, где можно остановиться на ночлег, планируя осмотреть достопримечательности города.
Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря
Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.
Спасо-Преображенский собор
Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.
Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.
Интерьер Спасо-Преображенского собора
В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.
Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.
Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.
Успенская трапезная церковь
Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.
С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.
Звонница монастыря
Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.
Никольская церковь
Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.
Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре
На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.
Братский и тюремный корпуса
Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.
Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.
Благовещенская церковь
Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.