Успенская церковь в суздале: история, архитектура, фото собора
Содержание:
- Спасо-Преображенский собор
- Васильевский монастырь
- Покровский женский монастырь
- Церковь Воскресения на торгу
- На территории Суздаля есть также действующие церкви и храмы
- Суздальский кремль
- Район Михали
- Приходская паломническая поездка в Суздаль. 10 апреля 2021 г.
- Александровский мужской монастырь
- Интересные факты
- Достопримечательности Суздальского кремля
- Ризоположенский женский монастырь (Суздаль)
- Церкви, которые стоят в суздальских слободах
Спасо-Преображенский собор
Рядом с Успенской трапезной церковью возвышается огромный многоглавый Спасо-Преображенский собор, построенный в 1594 году. Первоначально это был небольшой деревянный Спасский храм, поставленный над могилой Евфимия Суздальского. В 1507 году старую церковь разобрали по причине ветхости и малых размеров и начали возводить собор, который спустя несколько десятилетий был включен в новый собор в качестве Евфимиевского придела. Своими геометрически ясными формами и многоглавием он напоминал собор Рождества Богородицы в Суздальском кремле.
В XVIII веке вокруг собора была построена галерея-паперть. Во второй половине XIX века с севера пристроили придел Сергия Радонежского. В результате перестроек строгий облик собора, характерный для традиций белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков, был значительно искажен.
Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница
Спасо-Преображенский собор
Высокий иконостас собора был утрачен в XX веке, но, к счастью, уцелели фрески 1689 года работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина (ок.1620-1691). Он известен, в частности, своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др., написал немало икон. Помощником Гурия Никитина был Сила Савин, артель насчитывала десять иконописцев. Фрески Спасо-Преображенского собора — последняя или одна из последних работ мастера.
Спасо-Преображенский собор, портал
Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов.
Икона на столпе изображает (слева направо) преподобного первого игумена обители Евфимия Суздальского (1316-1404), святителя Дионисия, архиепископа Суздальского (начало XIV века — 1385), по благословению которого был построен монастырь и преподобного Сергия Радонежского (1314?-1391).
Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора
Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора
Фрески Спасо-Преображенского собора
Фрески Спасо-Преображенского собора
Сень и рака с мощами преподобного Евфимия Суздальского
Амвон
Фрески Евфимиевского придела иллюстрируют житие преподобного Евфимия Суздальского. Со всеми подробностями переданы основные вехи жизненного пути святого.
Фрески Спасо-Преображенского собора, Евфимиевский придел
Придел святого Евфимия с мозаикой «Спас на троне», которая первоначально находилась над входом в мавзолей Пожарских
Васильевский монастырь
Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Он был основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь.
Вид на Васильевский монастырь в Суздале
По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с великим князем Владимиром, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).
Врата Васильевского монастыря в Суздале
Собор во имя святителя Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662–1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый.
Собор Василия Великого Васильевского монастыря
Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.
Сретенская трапезная церковь
В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю. С 1916 года монастырь действовал как женский. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1960-х годов в монастыре расположились склады. 31 января 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан РПЦ, но не полностью.
Покровский женский монастырь
Самый загадочный и известный монастырь Суздалямонастырь был одним из крупнейших на Руси
В годы советской власти Покровский женский монастырь был закрыт и разорен. Вначале – с 1933 года — тут располагалась биологическая лаборатория ОГПУ. В 1935 году здесь была создана первая в мире вакцина против туляремии. В 1950-60 гг монастырские постройки были отреставрированы, и открылся музей. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал. В 1992 году обитель была возвращена РПЦ, и вновь состоялось открытие возрожденного Покровского женского монастыря.
Адрес: Покровская ул., 76, Суздаль, Владимирская обл., 601293
Церковь Воскресения на торгу
на главной площади Суздаля в непосредственной близости к города
Воскресенская церковь была построена в 1720 году на том месте, где ранее находился аналогичный деревянный храм, уничтоженный пожаром в 1719 году. В архитектурном плане здание представляет собой довольно аскетичное сооружение, имеющее единственное украшение на фасаде – ажурный фриз по верхнему краю стены. Внутренние помещения сохранили роспись конца XIX века, но в некоторых местах – например, на столбах свода храма — можно увидеть фрагменты росписи первой половины XVIII века. Особый интерес у гостей города и архитекторов вызывает колокольня храма. И дело даже не в том, что она является доминантой всей торговой части Суздаля, а в необычном исполнении башни. Вопреки владимирским традициям, колокольня была завершена не шатровой крышей, а высоким шпилем, характерным для западной архитектуры.
Церковь Воскресения на торгу – это летний храм, который в зимнее время не функционирует по своему прямому назначению. Поэтому довольно часто его рассматривают как часть архитектурного комплекса — вместе с парной зимней Казанской церковью (1739 года постройки), расположенной рядом с летним храмом.
Адрес: ул. Васильевская, Суздаль, Владимирская обл., 601293
На территории Суздаля есть также действующие церкви и храмы
Внутри суздальских храмов и церквей — старинные настенные росписи, иконы, а также во многих храмах выставлены довольно редкие музейные коллекции.
Сколько храмов в Суздале?
Всего в городе находится 4 храма. Все храмы в настоящее время действующие. Сколько церквей? Церквей более 10. Это, например — Борисоглебская церковь, Ильинская церковь, Надвратная Благовещенская церковь, Трапезная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, Воскресенская церковь, Тихвинская церковь и многие другие. Все церкви в настоящее время действуют.
Тихвинская церковь города Суздаль. Единственное здание, которое сохранилось от Андреевского монастыря 13 века. В статье не упомянут, потому что сейчас его не существует
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Суздальский кремль
Суздальский кремль.
1
Оказавшись в Суздале, каждый турист первым делом отправляется, конечно же, в Суздальский кремль. Не познакомившись с этим живописным ансамблем, будет трудно в полной мере проникнуться духом старого города, впитавшего в себя многовековую историю.
Суздальский кремль, как полагают археологи, был построен еще в X веке. Это кажется невероятным, но все основные сооружения, построенные на его территории, сохранились до наших дней. Их не постигла участь многих других храмов и исторических памятников Суздаля: они не были полностью сожжены и разорены в Смутное время или в период польской интервенции, не стали жертвой борьбы с религией при Советской власти.
Славится Суздальский кремль в первую очередь своими потрясающими религиозными объектами. Речь идет о соборе Рождества Богородицы, Никольской церкви и Архиерейских палатах. Каждое из этих сооружений интересно по-своему.
Собор Рождества Богородицы, или Рождественский собор, начал возводиться в конце XI – начале XII века, став при этом одной из первых православных церквей в Суздале. За свою историю этот величественный храм несколько раз реконструировали и перестраивали. Сегодня он выглядит отлично, несмотря на свой преклонный возраст.
Деревянная Никольская церковь, расположенная в западной части кремля, была перевезена сюда в 1960 году из села Глотово, что сравнительно недалеко от Суздаля. Это небольшая, но довольно интересная постройка XVIII века является уникальным памятником русского деревянного зодчества. Перенесение Никольской церкви на территорию Суздальского кремля спасло ее от неминуемого разрушения.
Архиерейские палаты начали строиться в XV веке, но окончательный вид комплекс приобрел лишь в начале XVIII века. Он включает в себя жилые помещения, парадные залы для официальных церемоний, Благовещенскую церковь и восьмигранную колокольню. Изначально палаты выполняли функцию резиденции суздальских епископов. В наше же время здесь размещается музейная экспозиция, посвященная Суздальскому кремлю и истории Суздальского края.
Адрес: Суздальский кремль, Кремлёвская улица, Суздаль, Владимирская область, Россия.
Район Михали
Район Михали.
1
В давние времена на этом месте в юго-восточной части Суздаля располагалась слобода, принадлежавшая сыну Юрия Долгорукого – князю Михаилу. Ее так и назвали – Михайловская. В 1970-е годы село Михайлова Сторона вошло в состав города. Фактически это небольшой микрорайон, состоящий всего из трех улиц. Жители Суздаля называют его Михалями.
На машине попасть в Михали можно лишь по объездной дороге. Пешком ближе – от Васильевского монастыря, по пешеходному мосту через Каменку и далее по живописной извилистой тропинке. В силу удаленности Михалей гости из города добираются сюда нечасто, и в этом есть свои плюсы. Место это остается тихим и спокойным. По сути это деревня в городской черте.
Двигаясь по тропинке, ведущей от Васильевского монастыря, вы издалека заметите главные достопримечательности Михалей – великолепную церковь Архангела Михаила, оформленную в том же стиле небольшую церковь Флора и Лавра и стоящий чуть в стороне храм Александра Невского. Все три церкви были недавно отреставрированы, а их территория облагорожена. Ровные газоны, клумбы, скамейки, молоденькие сосенки – одним словом, идеальное место, что бы провести несколько часов в покое и умиротворении.
Адрес: Храм мучеников Флора и Лавра, Михайловская улица, Суздаль, Владимирская область, Россия.
Приходская паломническая поездка в Суздаль. 10 апреля 2021 г.
При слове «Суздаль» в моем воображении возникает что-то исконно русское — леденцово-пряничное, со вкусом медовухи и запахом солений, побрякивающее колокольцами лошадиных упряжек и с нескончаемой вереницей куполов церквей, гармонично вплетающихся в пейзажи нашей средней полосы.
Да, собственно, так и есть. И убедиться в этом могла вся наша многочисленная (45 чел) группа прихожан храма Фёдора Ушакова и примкнувших к ним — родных, друзей и знакомых…
Небо подарило нам в этот день не только воплощение насыщенной программы, но и изумительную погоду, приветственный перезвон колоколов и даже весьма неожиданный песенный подарок в Спасо-Евфимиевом монастыре. «О, Всепетая…. » святителя Николая Сербского унеслась вместе с голосами певчих и нашими душами под высокие своды Спасо-Преображенского собора с великолепной акустикой и богатой росписью 16 века. Пожалуй, это было лучшее песнопение в моей жизни…
Поездка ставила перед нами весьма сложную задачу — посмотреть Суздаль за один день. Кто бывал здесь, скажет — это не возможно, ведь в городе 45 церквей, несколько монастырей, Кремль. И все же нам удалось сделать почти невозможное — максимально значимое и красивое было охвачено, а особо резвым и бесстрашным покорилась даже смотровая площадка 72 метровой Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря — самой высокой точки города, с которой можно было обозреть весь город с высоты птичьего полёта…
Было интересно отследить сверху уже пройденный нами путь — от Суздальского Кремля с монументально величественным собором 13 века, с росписями разных эпох; мимо 6 церквей различных архитектурных стилей, расположенных вдоль дороги; по площади и торговым рядам с изделиями народных промыслов, заготовками грибов и ягод; мимо вереницы конных экипажей к тому, что ещё предстояло посетить — два значимых для Суздаля монастыря — Покровского и Спасо-Евфимиева .
В первом — белокаменном, в котором нашли вечный покой сосланные в разное время именитые представительницы знатных фамилий, нас ждала постная трапеза в русской бревенчатой избе, добавляя национального колорита и обращая наш взор в прошлое. Второй монастырь — Спасо-Евфимиев по красоте, значимости и масштабности представленных музейных экспозиций посоперничает с Суздальским Кремлём, да и многими монастырями Руси.
Окруженный величественными крепостными стенами, он хранит в себе много тайн, раскрывают которые, унося нас в былое, различные тематические выставки.
На такое место по сути надо потратить целый день, но и за час мы успели многое. Насладившись поистине ангельским песнопением и перезвоном колоколов на внушительной звоннице, все разошлись в разные стороны.
Меня привлекла экспозиция икон, церковной утвари, украшений, шитья, исполненных в русских традиционных художественных стилях.
Честно говоря, я была потрясена великолепием коллекции и вспомнила музей икон в Екатерининском монастыре на горе Синай в нашу поездку в Египет.
Поразило обилие образов Владимирской иконы Божией Матери и редкий Корсунский образ, который по легенде был подарен князю Владимиру при крещении — не знак ли это нам — какую икону поместить в иконостас нового строящегося храма…
Церквей в городе неимоверное количество, пересчитывая увиденные по памяти, я все время сбивалась со счета — 10…15… 20, но посмотрели мы вблизи или вдали более половины в городе — 26. Поклонились мы и мощам почитаемых суздальских святых — Ефросиньи, Софии, Евфимия, первых епископов Суздаля…
Последней жемчужиной нашей поездки были церкви на выезде из Суздаля — в Михалях
Я обратила на них внимание ещё при составлении программы. Построенные в разных веках и стилях в тихом уединенном месте, восстановленные за каких-то 17 лет — они являют собой яркий пример разнообразия русского церковного зодчества и возможностей трудов человеческих во Славу Божию
Неожиданно на встречу к нам вышла хранительница этого удивительного места и провела мини-экскурсию по храму Архангела Михаила 17 века, а до храма 1904 года постройки в честь Александра Невского дошли самые стойкие, оценив псевдорусский стиль из красного кирпича с элементами мозаики и изразцов во всем его великолепии — в лучах заходящего солнца на фоне зелени сосен…
Домой мы возвращались насыщенные кислородом и впечатлениями от пешей прогулки через весь город и отягощенные сувенирами и местными вкусностями…
Наталья Стрелкова,
Фото Наталья Стрелкова, Елена Соболева
Александровский мужской монастырь
Статья: Александровский мужской монастырь
Общий вид Александровского монастыря
По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.
С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.
Вид на святые ворота Александровского монастыря
Сегодня самый старый архитектурный памятник обители — это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.
Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.
Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.
Интересные факты
Со Спасо-Евфимиевым монастырём связана история сражения между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами. Произошло это в июле 1445 года рядом с обителью. Когда Василий II обратил в бегство татар и стал их преследовать, они резко развернулись и нанесли ответный разгромный удар.
Храбро сражавшийся Василий II был ранен, и вместе с двоюродным братом Михаилом Верейским, сыном Андрея Пожарского, оказался в плену. Освободили пленников согласно кабальному договору, условия которого предусматривали немалую сумму.
В Мещере было создано Касимовское ханство. После победы татарские царевичи Якуб и Мануш остановились в Спасо-Евфимиевом монастыре. Однако обитель не ограбили и не сожгли.
Стены и башни активно реставрируют
Множество преданий относятся к монастырской тюрьме — одному из самых суровых мест заключения в России.
В 1826 г. сюда заточён предсказатель Авель, который был через 15 лет был похоронен за алтарём Никольской церкви.
В 1841 г., после долгих пыток, в монастырской камере скончался известный декабрист, князь Ф. П. Шаховской. В темнице завершил земной путь и монах-прорицатель Василий Васильев.
В XIX в. в тюрьме находились старообрядцы Аркадий, Конон и Геннадий. Летописи свидетельствуют о том, что священнослужителям помог освободиться писатель Л. Н. Толстой.
Достопримечательности Суздальского кремля
Главные туристические объекты в историческом ядре города расположены в кремле и на территории, ограниченной земляными валами.
Богородице-Рождественский собор
Главный храм старинного города, находится на территории кремля. Собор строили с 1222 по 1225 год, после сожжения города татарами в 1445 году его верхняя часть была утрачена. В 1528 году была достроена верхняя часть. Внутри обнаружены фрески 1233 года, сохранилась роспись стен XV и XVII веков, уникальные златые врата XIII века. Собор был усыпальницей князей и верховного духовенства. Храм действующий, службы в нем ведутся, доступ платный.
Деревянная Никольская церковь
Деревянный храм XVIII века был перевезен в Суздаль из Владимирской глубинки, села Глотово. Его установили в западной части кремля. В 1960 году все было разобрано подетально, отреставрировано и собрано на новом месте. Основу постройки составляет рубленая клеть на высоком подклете, обнесенная открытой галереей. Также имеется трапезная и граненая алтарная часть. Является обособленной частью музея под открытым небом и одним из символов города.
Успенская церковь
Первоначально каменный храм возвели в конце XVII века, позже, в 1719 году его перестроили. Этот облик сохранился и по наши дни: красные каменные стены с белым декором, главный купол покрыт барабаном с небольшой главкой. Архитектурный стиль относят к нарышкинскому барокко, нехарактерному для Суздаля. Храм открыт для посещения, можно поклониться мощам Святителя Арсения Элассонского. Находится на Кремлевской улице.
Архиерейские палаты
Одна из главных частей кремля, состоит из нескольких построек: трапезная, домовая церковь, жилые палаты, постройки хозяйственного назначения. С одной стороны палаты огорожены белой стеной с воротами, с другой – земляными валами. Первые здания строились в XV веке, окончательный вид они приобрели в XVII – XVIII веках. Все строения соединяются лестницами и переходами, богато украшенными галереями и даже потайными ходами.
Христорождественская и Никольская церкви
Зимняя Христорождественская и летняя Никольская церкви находятся у кремлевского вала, на юго-востоке. Обе постройки относятся к XVIII веку. Церковь Рождества построена из кирпича, основной объем вполнен по типу жилого дома. В храме располагается иконописная мастерская, можно посетить экскурсию, попробовать написать фрагмент фрески. Летняя Никольская церковь деревянная, нарядно украшена резьбой. Оба храма стали фоном к сценам в фильме «Женитьба Бальзаминова».
Пожарная каланча
Одно из самых заметных украшений старинного города – пожарная каланча, которая находится при пожарной части и до сих пор выполняет свое прямое назначение. Построили ее в 1890 году, тогда пожарная дружина располагалась в старых конюшнях. В 2004 году пожарная охрана получила здание, построенное в точности по проектам вековой давности. Весь архитектурный ансамбль удачно вписывается в панораму Суздаля.
Земляные валы Суздальского кремля
Одни из первых укреплений кремля, были созданы еще в XI веке, при Владимире Мономахе. Сохранились практически все валы, кроме северной стороны, которую размыло водами реки Каменки. Как показали исследования, в основе положены конструкции из дерева, а сам вал из глины. Общая протяженность укреплений 1,5 км. Если подняться наверх, открывается хороший обзор на реку и кремль. Сегодня это хороший маршрут для обзорной прогулки.
Ризоположенский женский монастырь (Суздаль)
Ризополо́женский монасты́рь — один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. При обители имеется гостиница.
Первые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке, более старые сооружения до наших дней не дошли. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, замученного в орде.
Адрес:
ул. Ленина, д. 79, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601293
Телефон:
+7 492 312-35-30
При обители работает открытая еще в советское время гостиница Ризоположенская.
При гостинице действует туристский отдел, который поможет Вам провести досуг по своему желанию. В гостинице «Ризоположенская» — по-домашнему уютно и спокойно, а архитектурный ансамбль вокруг места отдыха поражает своим величием и красотой.
Телефон:
(49231) 2-07-06
Церкви, которые стоят в суздальских слободах
Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря
, на центральной улице города. ЛетняяСмоленская церковь и зимнийхрам святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.
Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)
Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.
Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.
Вид на храм Ильи Пророка
На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка
. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.
В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи
иБогоявленской церкви . Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.
Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)
Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.
На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь
. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.
Вид на Тихвинскую церковь
Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения
иЗнаменский храм . Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».
Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)
Возле Музея деревянного зодчества
, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичныйхрам Бориса и Глеба . Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.
Одноглавая Космодемьянская церковь
и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.
Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне
В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви
иНикольского храма . Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.
Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе
За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.
Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)
Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.
← СУЗДАЛЬ | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |