Архитектура исаакиевского собора

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.

Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.

Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота. По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово. При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.

На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики. Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи

Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом

Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.

Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.

Исаакиевский собор сегодня

Сегодня Исаакиевский собор – одна из основных достопримечательностей не только Санкт-Петербурга, но и России. Собор работает как музей, который посещают миллионы туристов каждый год. Сотрудники проводят экскурсии, организовывают различные культурные мероприятия, конференции и выставки, разрабатывают программы для школьников.

Хотелось бы упомянуть о колоннаде собора. С колоннады, высота которой 43 метра, открывается панорама на центр Петербурга и Неву. Поднимаются на смотровую площадку по винтовой лестнице. Осмотр колоннады не входит в экскурсию по собору и оплачивается отдельно. Популярностью пользуются вечерние и ночные подъемы на колоннаду.

Мозаика в Исаакиевском соборе

Мысль об использовании мозаики для оформления интерьера пришла Монферрану, когда он понял, что в храме невозможно создать температуру и влажность, подходящие для живописи. В 1845 году решили заменить живопись мозаикой.

Мозаика производилась из смальты — сплава стекла с металлическими красителями, от которых зависел цвет. При соединении золота получаются розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета, кобальт используется для создания синих тонов.

Мозаика

Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты 12 тысяч оттенков.

Копирование икон начали с главного иконостаса, и первым мозаичным исполнением стал образ Христа Спасителя в нижнем ряду. За ним выполнили копии других икон нижнего и среднего чинов. В верхнем скопировали в мозаику «Тайную вечерю».

Золоченные бронзовые Царские врата Исаакиевского собора украшены орнаментом, мозаикой «Благовещение» и мозаичным изображением евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе» Петра Клодта, воплощающая канонический образ Иисуса Христа.

Главный иконостас восхищает декоративным убранством. Когда же открываются Златые ворота, на фоне голубого неба предстанет одетый в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный изумрудами и аметистами, Воскресший Христос.

Витраж «Воскресение Христа» в алтаре

Это один из самых больших цветных витражей в Европе, площадь составляет 28,5 кв. метров. Витраж выполнен на мюнхенской витражной фабрике по эскизу немецкого художника Лео фон Кленце.

Витраж «Воскресение Христа» — композиционная доминанта внутреннего оформления Храма. Он занимает почти все пространство алтарного окна, и кажется, что через мгновение Господь войдет в храм.

Малые иконостасы также оформлены живописью, мозаикой и скульптурой.

Иконостас алтаря святой Великомученице Екатерине (расположен справа) венчает скульптурная группа «Воскресение». Иконостас, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому (слева), венчает композиция «Преображение». Обе работы выполнены Н. С. Пименовым.

На отделку интерьера Исаакиевского собора ушло 400 кг золота и 1000 кг бронзы. При ближайшем рассмотрении каждая деталь в храме поражает совершенством формы и исполнением. Но интерьер перегружен декором. Пышность и сложность элементов, сверкающая отделка и прихотливые узоры, многоярусные украшения и золоченые орнаменты — все это с трудом воспринимается как единое целое.

С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Афиша 1957 года о демонстрации маятника Фуко

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По легенде, ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

Памятная доска о ранах собора от немецких обстрелов

Многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты 43 метров, можно увидеть панораму города.

Афиша дома антирелигиозного просвещения, май 1934 г.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — символ Северной столицы. Его золоченый купол виден ещё с Финского залива. Обилие, разнообразие и красочность отделки придают сооружению парадный вид.

История возникновения Исаакиевского собора

Думаю, будет интересно узнать, что то здание, которое открыто для нашего взора сейчас, четвертое по счету. Самый первый храм был деревянным и строился по приказу Петра I в 1707 году. Другие два были каменные. Но, к счастью или к сожалению, сейчас мы знакомы с абсолютно другим зданием, на мой взгляд, уникальным. Собор был построен французским архитектором Огюстом Монферраном, которому предсказывали скорую смерть по окончании строительства, многие шутили, что именно поэтому Исаакий строится десятки лет. Архитектор действительно умер вскоре после освящения храма – 10 июля 1858 – и, вопреки европейской традиции, не был похоронен в построенном им соборе. Его захоронение находится в Париже на кладбище Монмартр. Официально храм был открыт лишь в конце мая 1858 года в присутствии Александра II и царской семьи. В строительстве Исаакия приняли участие более 400 тысяч крестьян, около четверти из них, исходя из документов тех лет, погибли за время строительства, многие в результате несчастного случая. Благодаря всем, кто в той или иной мере был причастен к строительству, наше поколение видит сейчас поистине уникальный памятник архитектуры невообразимой красоты. Собор выполнен в стиле неоклассической архитектуры, а его высота составляет 102 метра.

Архитектурно-художественный декор

Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов. 

Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.

В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.

Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.

Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.

К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.

Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух

Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия

В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.

Этапы возведения сооружения

Церковь строилась для рабочих верфи по указу Петра Первого. В 1707 году ее освятили в честь святого покровителя государя — Исаакия Далматского. Это была небольшая деревянная церквушка, в архитектурном плане — простая и лаконичная, типичная для построек петровского времени. Через 10 лет также при Петре Великом на этом месте заложили каменную церковь. Но воды Невы подмывали фундамент, чем разрушали строение. К тому же, в храм ударила молния, возник пожар, во время которого он сильно пострадал. 

При Екатерине Второй, в 1766 году начали строительство третьего храма. Архитектором проекта был Антонио Ринальди. Сразу возвели мощный фундамент, но воплотить весь грандиозный замысел итальянского зодчего с изящными куполами и мраморной облицовкой не удалось. После смерти императрицы Ринальди уехал на родину. Вставший на престол Павел Первый приказал в спешном порядке достроить церковь. Величественное мраморное основание оканчивалось обычными кирпичными стенами. Храм стал объектом насмешек горожан. Хотя его все же освятили в 1802 году. Однако он никак не вписывался в изысканный облик центра столицы. 

Александр Первый спустя семь лет объявил конкурс на постройку нового храма с сохранением фундамента и алтаря постройки Ринальди. Задача оказалась непростой. Приехавший из Франции молодой архитектор Огюст Монферран взялся за выполнение амбициозного проекта — возведение главной церкви стольного града. Позже инженеры нашли просчеты в проекте Монферрана, и пришлось корректировать чертежи. Окончательный вариант, по которому велось строительство, был утвержден в 1825 году.

Храм возводился на протяжении четырех десятилетий. Ходили слухи, что Монферран умышленно затягивал сроки окончания строительства из-за того, что некий провидец напророчил ему быструю смерть после того, как Исаакий будет построен. Архитектор действительно умер спустя месяц после освящения храма. Но ему тогда уже перевалило за семьдесят.

Северная сторона

Надпись, выгравированная на фризе, гласит: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Фронтон украшает барельеф «Воскресение Христа» работы Лемера. Центральной фигурой является воскресший Христос в окружении ангелов. На заднем плане — испуганные стражи, и потрясенные увиденным женщины.

Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.

Так слева на северном фронтоне скульптура Петра, держащего ключи от райских врат. Справа – изображение Павла. Меч в его руках — олицетворение ревностного служения Спасителю. В центре фигура Иоанна, рядом с ним орел, олицетворяющий полет богословской мысли. Ниши украшены скульптурами «Несение креста» и «Положение во гроб», автор которых скульптор Клодт.

Полезная информация об Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.

Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.

Фрагмент ворот собора

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Исаакиевского собора

Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.

Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.

Красочный интерьер собора

Купол и колоннада собора

Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.

Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.

Купол собора

Страховка за границу
Удобные страховые полисы
гарантия лучшей цены

Трансфер в аэропорту
Подходящие варианты такси
комфорт и надёжность

На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.

Колоннада собора

Режим работы Исаакиевского собора

Вход в музей возможен только в гигиенических масках и регламентирован временным интервалом в 15 минут. Администрация музея имеет право изменить данный интервал в зависимости от заполняемости соборов. При посещении объектов музея необходимо следовать обозначенному однонаправленному маршруту осмотра, придерживаясь рекомендаций специалистов музея и соблюдая нормы социального дистанцирования (1,5–2 метра).

Программы для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также выставка «Чтобы помнили…» временно недоступны.

Музей-памятник «Исаакиевский собор» работает круглый год, с 10:30 до 18:00.

В высокий туристический сезон, то есть с 1 мая по 30 сентября, проходят вечерние программы. В это время возможен вход позже, до 21:00, но без экскурсионного обслуживания. Закрытие комплекса – в 21:30.

Кассы закрываются за 30 минут до окончания работы собора.

Среда – выходной день, в любое время года.

Время работы колоннады и смотровой площадки Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора открыта с 10:00 до 18:00, в высокий сезон (с 1 мая по 30 сентября) – до 21:30. Вход для посетителей и кассы закрываются за полчаса до конца рабочего дня.

С 1 мая по 30 сентября колоннада открыта ежедневно. В другое время, то есть с 1 октября по 30 апреля, каждая третья среда месяца – выходной день.

Фундамент

При возведении Исаакиевского собора было внедрено в жизнь множество новаторских идей, разработаны и применены технологии, передовые для своего времени. Монферрану предстояла сложнейшая задача – объединить старый и новый фундамент. Рабочие рыли траншеи, откачивали воду. Далее в грунт забивались сваи, толщина каждой была около 28 сантиметров, а длина 6,5 метров. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего их было вбито 10672. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, Дальше в траншеи залили воду, после замерзания которой срезали все бревна по уровню ледяной кромки. Сооружение фундамента продолжалось почти пять лет.

Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора

Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься. 

В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.

Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола. 

Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.

Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.

Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.

все фото без обработки, просто снимал в движениивот в такую дверь нужно протиснутьсяРаньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время

Западная сторона

Надпись на фризе: «Царю царствующих». Фронтон украшает барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», созданная скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. Фасад это обращен к зданиям Сената и Синода. Там можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту. Очень интересна фигура полуобнаженного мужчины в левом углу. Это Монферран, изображенный с макетом храма в руках. Он единственный не склоняет головы пред святым старцем.

В углу фронтона фигура апостола Фомы, держащего угольник. На его лице отображено удивление, ведь маловерие принесло ему известность. Апостол Варфоломей в противоположном углу предстает с крестом и скребком. Крест – символ его веры, а скребком с него перед смертью содрали кожу. Евангелист Марк венчает фронтон. Рядом с ним лев – олицетворение смелости и мудрости.

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  1. Началась летопись этого храма с 1710 года, когда была построена небольшая деревянная церковь, названная в честь святого, в день которого родился Петр Первый, Исаакия. Именно здесь царь венчался со своей второй супругой.
  2. Со временем Исаакиевский собор стал каменным, причем история его создания насчитывает целых четыре храма на этом месте. В третий раз его перестраивали в XVIII веке, однако результат был неудовлетворительным – сооружение не вписывалось в общий ансамбль этой части Петербурга. Тогда был объявлен конкурс на лучший проект, в котором победил французский архитектор Монферран. Возведение величественного собора заняло четыре десятилетия, однако впечатляющий результат того стоил. Интересно, что предшественник Исаакиевского храма не был разобран полностью – от него сохранилась алтарная часть, пилоны, поддерживающие купол. Уже в ходе строительных работ проект постепенно менялся – Монферран учитывал замечания, которые высказывали другие зодчие.
  3. Освятили новое строение лишь в 1858 году, при этом присутствовала как императорская семья, так и духовенство. Пришло полюбоваться открытием нового храма и немало жителей Петербурга. Вскоре при соборе утвердили архитектора и инспектора, в чьи обязанности входила поддержка здания в надлежащем состоянии. Позже его передали Министерству внутренних дел. В связи с этим не раз поднимался вопрос о том, что собор имеет двойное подчинение, хотя нужно бы, чтобы он принадлежал Церкви. Этот спор продолжался до революции, после чего святыню национализировали, а позже передали верующим, на которых легли и расходы по содержанию строения.
  4. В довоенный период многие ценности были изъяты, однако архитектура храма не пострадала. В 1928 году строение передали в ведомство Главнауки, решив сделать одним из музеев.
  5. В период Великой Отечественной здесь хранились экспонаты из многих ленинградских музеев. Строение пострадало от бомбежек и взрывов, и на его стенах и колоннах до сих пор хранятся следы тех времен.
  6. В послевоенное время храм отреставрировали, снова вернув ему статус музея, устроили смотровую площадку в купольной части. В этот же период установили и маятник Фуко в центральной части Исаакиевского собора, который на сегодняшний день демонтирован. Богослужения возобновили в 1990.

Скульптурное убранство собора.

Главным скульптором Исаакиевского собора стал по настоянию Монферрана Иван Петрович Витали, который создал уникальные двери храма. По образцу «Золотых дверей» баптистерия в Риме работы великого итальянского мастера Гиберти, Витали отлил в бронзе барельефы для дверей собора. Так же были отлиты барельефы для фронтонов портиков. Фигуры ангелов с крыльями и стилизованными факелами в руках были установлены по четырем внешним углам высокого аттика. По большим праздникам в этих газовых факелах-светильниках зажигался огонь. В такие дни Исаакиевский собор приобретал еще большую монументальность и торжественность.

Фото Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  • Изображение этого храма известно каждому, кто интересуется архитектурой Санкт-Петербурга.
  • Рассматривать строение можно с каждой стороны, отмечая все новые и новые детали.
  • С высоты храм выглядит не менее прекрасно и внушительно.

  • Ночью собор подсвечивается, создавая волшебную атмосферу вокруг.
  • Фото внутри Исаакиевского собора позволяют передать лишь малую часть его великолепного убранства.
  • Голубь, который является символом Святого Духа, парит в вышине, под главным куполом.
  • Многочисленные скульптуры видны издалека.
  • Поднявшись на колоннаду, можно полюбоваться панорамой города.

Что посмотреть рядом

  • Михайловский сад находится на расстоянии 200 м от Исаакиевского собора, по отзывам туристов, после интересной экскурсии очень приятно прогуляться по красивому, ухоженному парку с тенистыми аллеями и водоемами, а путешествие по Петербургу будет более приятным после отдыха на свежем воздухе.

Русский этнографический музей познакомит посетителей с историей, бытом, культурой 157 народов, проживающих или проживавших на территории России. Расстояние от собора – 300 м.

Музей янтаря расположен в 400 м от собора. Музей новый, открылся в 2018 году. Коллекция музея состоит из янтарных изделий. Здесь можно увидеть скрипку из янтаря, причем рабочую, шкатулки, посуду. Вызывают интерес выполненные из янтаря портреты и иконы. И это далеко не полный перечень экспонатов.

Исаакиевский собор – визитная карточка Санкт-Петербурга, его гордость. Сегодня сложно представить панораму города без парящего над Петербургом купола собора. Миллионы туристов ежегодно приезжают в город на Неве, в том числе и для того, чтобы побывать в этом величественном сооружении.

Предсказание

По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.

Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.

Внутри Исаакиевского собора

По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.

Интерьер

Интерьер роскошен: мрамор и порфир, позолота, сложнейшие мозаичные картины. Большинство из которых потребовало скрупулезной работы мастеров в течение нескольких лет!

В отверстии в центральной части купола парит голубь, символ Святого Духа. В атеистическое советское время вместо голубя подвесили маятник Фуко, служивший наглядным доказательством вращения Земли. Сегодня он демонстрируется в одном из боковых приделов

Значительная часть фресок, покрывавших стены, со временем заменили мозаичными панно. Сделали это из-за ужасающей сырости, которую просто не выдерживала живопись на штукатурке.

Алтарную часть Исаакиевского собора украшают красивейшие малахитовые колонны высотой 9.5 метра и диаметром – 1 метр. Они кажутся цельными, хотя на самом деле сделаны из бронзового листа и снаружи оклеены тонкими (толщина 2.5 мм) пластинами малахита.

Купол расписывал знаменитый живописец Карл Брюллов (его эпический “Последний день Помпеи” можно увидеть в Русском музее). Подорвавший на этой кропотливой работе здоровье.

Дело в том, что работать художнику приходилось на большой высоте, в холоде и сырости, на постоянных сквозняках. Так он застудил легкие. И даже санаторный отпуск в Италии не помог –  Карл Брюллов умер в 1851 году, не дожив до освящения собора.

В годы Великой Отечественной войны Исаакиевский собор служил хранилищем для произведений искусства, доставленных из императорских дворцов в пригородах. Здание не отапливалось, в результате чего фрески на стенах буквально разложились – их восстановление затем заняло годы.

Сам собор не получил ни одного прямого попадания, несмотря на свою высоту и видимость далеко за пределами Санкт-Петербурга. Осколки, правда, повредили несколько колонн. Вы можете увидеть военные “шрамы” на восточном фасаде здания.

Интерьеры храма

Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.

Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.

Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.

Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.

Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.

Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:

  • Тайная вечеря;
  • Бичевание;
  • Поцелуй Иуды;
  • Несение креста.

Иконы

Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».

Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:

  • Рождение Богоматери;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов;
  • Вознесенье Господне;
  • Введение Богоматери в храм;
  • Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
  • Иисус посылает свой образ Авгарию;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Стены и окна

Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.

Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.

Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.

Алтарь и иконостас

В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.

Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector