Материалы в строительстве и отделке исаакиевского собора

Часы работы

Надо оговориться, что под словом «колоннада» подразумевается смотровая площадка, все более желанная для посетителей. А учитывая нововведения (лифт для колясочников и оптику), еще больше туристов захотят посетить Исаакиевский собор. Колоннада, режим работы которой изменяется в связи с сезонностью, может принимать посетителей следующим образом: в теплое время года (с 1 мая по 31 октября) площадка работает с 10.30 до 18.00 часов ежедневно. В этот же период существуют экскурсии с 18.00 до 22.30 с соответствующей оплатой. В холодный период экскурсии только в дневное время и предусмотрен выходной – каждая предпоследняя среда месяца. Кассы перестают работать на полчаса раньше закрытия самой колоннады. Стоимость посещения только смотровой площадки для всех граждан равна 150 рублям, в ночное время – 300.

Северная сторона

Надпись, выгравированная на фризе, гласит: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Фронтон украшает барельеф «Воскресение Христа» работы Лемера. Центральной фигурой является воскресший Христос в окружении ангелов. На заднем плане — испуганные стражи, и потрясенные увиденным женщины.

Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.

Так слева на северном фронтоне скульптура Петра, держащего ключи от райских врат. Справа – изображение Павла. Меч в его руках — олицетворение ревностного служения Спасителю. В центре фигура Иоанна, рядом с ним орел, олицетворяющий полет богословской мысли. Ниши украшены скульптурами «Несение креста» и «Положение во гроб», автор которых скульптор Клодт.

Архитектурная задумка

В 1809-ом году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.

В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат

В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение

Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.

Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.

Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.

Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.

Стены храма облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.

Выходит, что:

  1. Официальная версия истории Исаакиевского собора полностью не соответствует реальной истории.
  2. Строительство и изготовление строительных конструкций велось с применением высокого уровня технологий, недоступного в наше время в таких масштабах.
  3. Размер культурного слоя в полтора метра оставляет открытым вопрос возраста Исаакиевского собора и самого Питера.
  4. Письменные свидетельства на эту тему сфальсифицированы. А под фальшивую версию написаны научные труды, выпущены книги за границей, нарисованы картины, созданы мифы. Особенно сильно фальсифицирован конец 18 – начало 19 веков.

Колокольня

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам главного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. Их отливали на заводе Ивана Стуколкина на Малой Охте в 1845-1846 годах. Для отливки с Монетного Двора было отпущено 4 тысячи пудов старинных сибирских пятаков.

Звонница

  • В 1848 году на северо-западной колокольне установлен главный колокол весом 30 тонн, украшенный изображениями государей России. Масса языка этого колокола составляла одну тонну.
  • На северо-восточной звоннице установили второй по величине колокол — Воскресный, массой 15 тонн
  • На юго-западной стороне — Полиелейный колокол для благовеста в средние полиелейные праздники
  • На юго-восточной звоннице — восемь колоколов различных размеров.

Большое число жителей Санкт-Петербурга собиралось в Исаакиевском соборе и рядом с ним в дни празднования Светлого Христова Воскресенья, когда после трех выстрелов пушки Петропавловской крепости начинал звенеть главный колокол храма. После звона раздавался звук колоколов звонниц города.

Огромной утратой стало снятие и переплавка колоколов в 30-е годы. В 2012 году принято решение о воссоздании. Первым в декабре этого же года установлен Полиелейный колокол. Затем в декабре 2013 года на юго-восточную звонницу подняли 14 колоколов.

Колокол Благовест весом в 16 тонн подняли на северо-западную звонницу 30 ноября 2015 года. Это самый большой колокол на звоннице храма. Главный колокол первоначально весил 30,5 тонн. Его восстанавливать пока не планируется — на его месте находится лифт.

В день звон колоколов Исаакия горожане могут услышать три раза. В 9:00, во время утренней службы, в 16:00 — во время вечерней, а в полдень одновременно с пушкой Петропавловского собора звонит колокол Благовест, отбивая 12 раз.

Полезная информация об Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.

Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.

Фрагмент ворот собора

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Исаакиевского собора

Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.

Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.

Красочный интерьер собора

Купол и колоннада собора

Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.

Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.

Купол собора

Страховка за границу
Удобные страховые полисы
гарантия лучшей цены

Трансфер в аэропорту
Подходящие варианты такси
комфорт и надёжность

На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.

Колоннада собора

Интерьер Исаакиевского собора

Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.

Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).

В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.

Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.

Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.

Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.

Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.

Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.

Всего в соборе 62 мозаики.

Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.

Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.

Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.

— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;

— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;

— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;

— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.

В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.

Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.

Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).

Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.

Диаметр купола собора составляет 22 метра.

Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн

Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.

В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.

В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.

Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.

«Кому память, кому слава, кому тёмная вода»

Вся слава досталась Огюсту Монферрану. О непосредственных исполнителях творческого замысла архитектора Исаакия говорят мало. В годы строительства собора в северной столице было широко известно имя искусного каменотёса, ваятеля и подрядчика Самсона Ксенофонтовича Суханова (1769-1840-е).

Он участвовал в строительстве мостов, облицовке диким камнем берегов Крюкова канала и Малой Невки, сооружал знаменитые монолитные ванны-бассейны из гранита для Петергофского, Зимнего, Александровского дворцов, Баболовского дворца в Царском селе. Ему посвящали статьи в журналах «Отечественные записки» и «Сын Отечества». Знаменитый художник В.А. Тропинин написал его портрет.

В журнале «Сын Отечества» за 1820 год Н. Бестужев (1791- 1855гг.) очевидец и будущий декабрист, писал: «. Суханов одним опытом дошел до того, что может выламывать такой кусок камня, какой ему угодно, . он выдумал способ раскалывать клиньями целые горы. » ( И.С. Зильберштейн. Художник-декабрист Николай Бестужев)

Что было самым сложным в работе с колоннами Иссакия?

Судя по тому, что первоначально никто не хотел брать подряд на доставку и установку колонн, каждый этап представлял из себя исключительно трудную задачу. Выломать колоссальные монолиты гранита, погрузить на особые суда, перевезти, выгрузить, обработать заготовки и, наконец, поднять и установить — выдающееся достижение обычных русских зодчих, в реальность которого не верят многие.

Первую из 48 колоссальных колонн подняли в присутствии царской семьи и гостей 20 марта 1828 г. за 45 минут с помощью лесов и специально сконструированных инженером А.А. Бетанкуром лебёдок.

Все участники работ по возведению колонн были награждены Николаем I — кто-то деньгами, кто-то чинами, кто-то орденами. Монферрану был пожалован алмазный знак ордена Св. Анны II степени и прибавка к жалованью.

А что же Суханов?

Исследователь русского искусства, профессор Н.Комужецкий обнаружил прошение мастера Великому князю от 5 октября 1840 года, т.е. поданное через 10 лет после установки колонн. В нём 70-летний Суханов пишет о бедственном положении, в котором оказалась его семья и просить выдать «. для насущего питания семейства всемилостивейшее вспоможение».

Комужецкий приходит к выводу, что просьба, осталась без ответа. Но этот документ помог установить примерную дату кончины знаменитого каменотеса: умер народный умелец в полной нищете в сороковых годах позапрошлого века.

Письменное свидетельство современника

Николай Александрович Бестужев был возмущён тем, что в печати не было сказано ни слова о том, как высекались из скал, перевозились и устанавливались колонны Исаакия. В «Письме к издателю» он писал: «Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностию читаем древние истории, повествующие нам об исполинских подвигах тогдашней архитектуры, за каждой строкой восклицаем: чудно! неимоверно. И проходим мимо сих чудных неимоверных колонн с самым обыкновенным любопытством… Огромность колонн, простые способы, которые по секрету открыла сама природа нашим простым людям, наполняет мою душу каким-то приятным чувством, от которого мне кажется, будто я, россиянин, вырос целым вершком выше иностранцев, так что мне нет никакой надобности смотреть на них с подобострастием исподлобья”. ( Источник )

Колонны Исаакия — памятник высокой одарённости простых русских людей, которые «без всех утончений механики, следуя здравому смыслу и верному опыту» сделали то, что никто не может повторить в 21 веке. Кому интересны детали, ищите в Описании Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленном по официальным документам. В. Серафимов и М.Фомин. С-П. 1865 г

http://perevalnext.ru/kolonnyi-isaakievskogo-sobora/http://verybigfish.livejournal.com/1951115.html

Специальный подъемник

Колоннада, режим работы которой тоже предусмотрительно удобен для всех слоев населения, стала доступной для большего числа посетителей. Уже три года действует специальная программа для людей в инвалидной коляске, для которых кроме лифта, установленного в одной из башен, предусмотрена еще и специальная платформа. Необходимо добавить, что для таких посетителей экскурсия проводится бесплатно. Этот лифт создан на основе старого грузоподъемного, которому в 2016 году исполнится 100 лет. Новый цилиндрической формы бесшумный лифт способен поднять одновременно 13 человек. За три летних сезона более 350 колясочников со всего мира могли увидеть Санкт-Петербург с высоты 43 метров.

Верхняя колоннада

Об этом необычайной красоты здании написано очень много. Собор является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Его высота равна 101,5 метра, это второе по высоте сооружение столицы после Петропавловской крепости. Исаакиевский собор, колоннада вокруг купола которого стала использоваться как смотровая площадка, приобрел еще большую популярность у туристов. Находящаяся на высоте 43 метров, она дает возможность увидеть весь город, а благодаря установленной новой оптике очень скоро можно будет отсюда полюбоваться и пригородами.

Необходимо сказать, что колоннада состоит из расположенных по кругу 24 колонн, а вес каждой равен 64 тоннам. Верхняя колоннада Исаакиевского собора строилась 2 месяца. О. Монферран для подъема разработал новые инженерные решения, так как никогда ранее грузы такого веса не поднимались выше 40 метров.

Облицовка стен в храме

Для стен мастера использовали итальянский мрамор благородного светло-серого оттенка, почти без прожилок. Для обустройства алтаря был выбран белый мрамор, по которому была выполнена искусная резьба. Большие арочные проемы ярославские мастера украсили мраморными ангелами. Скульптурные композиции выглядят легкими и воздушными.

Также стены украшены мрамором: розовым тивдийским, жёлтым сиенским, зеленым генуэзским. Красный французский мрамор “гриотто”, имеющий темные прожилки на красном фоне, использовали во фризах над большими дверьми и под надписи в пилонах. Цокольная часть стен сделана из аспидного сланца. Такой материал создает красивый переход от светлых стен к серому мраморному полу.

Архитектурно-художественный декор

Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов. 

Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.

В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.

Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.

Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.

К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.

Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух

Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия

В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

Отделка купола и сводов

Над карнизом своды храма, аттик и внутренняя сторона купола покрыты искусственным мрамором, внешне ничем не отличающимся от натурального. Зато данное решение позволило облегчить вес купола и сэкономить ценный материал.

За основу штукатурки был взят гипс, с добавлением мела, алебастра, извести, цемента, мраморной крошки и пигментов, придающих смеси нужный цвет. Полученную густую массу наносили на потолок и ждали ее высыхания. Затем на затвердевшем покрытии вручную процарапывались бороздки, повторяющие рисунок на натуральном мраморе. Царапины прокрашивали специальными более темными пигментами, имитируя прожилки и пятна природного камня. Процесс был сложным и трудоемким, но мастера под куполом и на потолке создали точную копию натурального мрамора.

Сегодня Исаакиевский собор является жемчужиной культурного наследия, поражая своим величием и красотой. Несмотря на разнообразие цветовой палитры материалов, используемых при отделке храма, все они гармонично сочетаются и дополняют друг друга.

Цветовые акценты расставлены с особым вкусом, поэтому у посетителей нет ощущения пестроты. Пилястры из розового мрамора нежно украшают белую гладь стен

Темный порфир цвета вишни притягивает внимание к нарядному иконостасу

Архитектура здания умело подчеркивается красотой природных материалов. Внутреннее убранство храма впечатляет всех посетителей своей неповторимой торжественной красотой. Нигде в мире вы не увидите такого изысканного убранства из натурального камня, как в Исаакиевском соборе.

Иконостас Исаакиевского собора

Иконостас собора впечатляет пышностью и богатством его декоративного оформления: яркими иконами, позолотой скульптуры, красотой малахита и лазурита колонн.

Все святые первого и второго ярусов иконостаса — это святые соименные Петра I и других членов царской семьи. Третий ярус — пророки.

По бокам от царских врат в первом ряду иконостаса находятся иконы «Иисус Христос» и «Богоматерь».

От Иисуса Христа вправо первая икона — главная храмовая — всегда святой в чью честь строится церковь. В Исаакиевском соборе это Исаакий Далматский.

Далее вправо — святой Николай Чудотворец. Данная мозаичная икона по исполнению считается лучшей в соборе. Её возили в Лондон, где она заняла золотую премию.

Далее — святой апостол Петр.

Влево от Божией Матери — святой Александр Невский, святая Екатерина с пальмовой ветвью и святой апостол Павел.

За царскими вратами находится запрестольный витраж (роспись по стеклу) — образ Воскресшего Христа. Витраж имеет 28 квадратных метров. Отливали в Мюнхене (Германия).

Два предела церкви: святой Екатерины и Александра Невского.

В малом левом пределе находятся, в том числе, башмачок святителя Спиридона, мощи святых и деревянное распятие.

Факты и цифры

Подбор материалов и основные технические решения отличались новаторством. Автор проекта и строительства Исаакиевского собора — Огюст Монферран спроектировал фундамент на свайном сосновом основании — сплошном под всем храмом, что было редкостью для Санкт-Петербурга с его зыбучей почвой. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, затем выложили гранитные плиты в 2 ряда, выше — кладку из камня. Строились стены и пилоны из кирпича с гранитной прокладкой, что стало совершенной опорной конструкцией. 

Впервые в эпоху позднего классицизма Монферран прибегнул к применению металла, по достоинству оценив его непререкаемые качества: легкость, негорючесть, прочность и долговечность. В ход пошли металлические конструкции, литая бронза, кованое железо, листовая медь и чугун.

Для колонн храма применили розовый финский гранит. Он же использовался для массивных стилобат портиков и ступеней. Наружные стены облицованы серым рускеальским мрамором. Однако во время реставрации, которую проводили в 19 веке, некоторые плиты, ввиду их недостаточной прочности, заменили на итальянский мрамор “бардиллио”.

Отделка храма полностью отвечает монументальности и его впечатляющим размерам. Для этих целей было потрачено:

  • золота около 400 килограммов;
  • бронзы почти 1000 тонн;
  • малахита 16 тонн;
  • лазурита 500 килограммов.

В отделке фасадов и интерьера Исаакия использовали местные и мировые граниты и мраморы различных сортов и цветов. Необыкновенно торжественный вид собору придают украшения из ценнейших цветных камней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector