Залы большого кремлевского дворца

Литература

  • Болтунова Е. М. Тема войны в декоре Российских императорских дворцов XVIII — первой половины XIX века // Военно-исторический журнал. — 2010. — Вып. 12. — С. 44—49.
  • Бродский Б. И. Сердце Родины — Кремль. — Москва: Изобразительное искусство, 1996. — 152 с. — ISBN 5-85200-036-1.
  • Веденин А. Я. Годы и люди: воспоминания. — Москва: Издательство политической литературы, 1965. — 205 с.
  • Вельтман А. Ф. Достопамятности Московского Кремля. — В типографии Н. Степанова. — 1843. — 79 с.
  • Девятов С. Глядит величаво на город и реку // Родина. — 2011. — Вып. 8. — С. 8—17.
  • Девятов С. В. Московский Кремль из глубины веков. — Москва: РООССА, 2014. — 333 с. — ISBN 978-5-91926-180-3.
  • Девятов С. В., Жиляев В. И., Кайкова О. К. Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны. — Москва: Кучково поле, 2010. — 332 с. — ISBN 978-5-9950-0075-4.
  • Евдокимов Д. В. Кремль и Красная площадь. — Москва: ИТРК, 2003. — 272 с. — ISBN 5-88010-160-6.
  • Климов П. Ю. Русский художественный паркет XVIII — начала XX века: энциклопедия / Белашова Е. Л. — Москва: Паркет-Холл, 2003. — 363 с. — ISBN 5902098017.
  • Либсон В. Я. Возрождённые сокровища Москвы. — Москва: Московский рабочий, 1983. — 256 с.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и другие. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — Москва: Искусство, 1983. — 504 с. — (Памятники архитектуры Москвы).
  • Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. — Москва: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — ISBN 5-239-01340-3.
  • Маркова Г. А. Большой Кремлёвский дворец. — Москва: Московский рабочий, 1975. — 143 с.
  • Родимцева И., Калмыкова С., Загородняя И. и другие. Московский Кремль. Путеводитель. — Москва: Московский рабочий, 1990. — 288 с.
  • Романюк С. К. Кремль и Красная площадь: Путеводитель. — Москва: АНО ИЦ «Москвоведение», 2004. — 384 с.
  • «Русские праздники»: о торжествах, устроенных в 1849 году в Москве по случаю освящения только что построенного Большого Кремлёвского дворца // Московский журнал. История государства Российского / Аксенова Г. В.. — 2008. — Вып. 5 (209). — С. 10—19.
  • Сычёв И. Русская бронза. — Москва: Энциклопедия русского антиквариата, 2003. — 232 с. — ISBN 5-89480-038-2.
  • Фабрициус М. П. История Московского Кремля. — Москва: АСТ, 2007. — 410 с.
  • Москва: Энциклопедия / Шмид С. О.. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — ISBN 5-85270-277-3.
  • Повседневная жизнь Кремля при президентах. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — 336 с. — ISBN 5-235-02845-7.

Парадные Залы Большого Кремлевского дворца

(Парадная лестница Большого Кремлевского дворца, ведущая к залам)

Самый большой зал — ордена Святого Георгия, длина его 61м, ширина 20,5м, высота 17,5м. На стенах и нишах написаны названия отличившихся воинских частей и георгиевских кавалеров.

По фасаду дворца расположены восстановленные Александровский и Андреевский залы, в отделке которых использованы цвета орденов: Святого Александра Невского — красный, и Святого апостола Андрея Первозванного — голубой.

В Андреевском зале восстановлено и тронное место. Екатерининский зал значительное меньше, он открывает так называемую Парадную половину в западной части дворца. Из восьмиугольного высокого зала ордена Святого Владимира можно пройти в Грановитую палату и Теремной дворец.

Георгиевский зал

Этот белоснежный зал — самый большой и известный из всех. Он облицован мраморными досками, на которых — имена Георгиевских кавалеров, на своде и в простенках — знаки ордена, барельефы Георгия Победоносца — на торцах.
На верхах витых белых колонн — аллегорические фигуры, символизирующие царства и земли, вошедшие в состав Российской империи с XV по XIX век.

Андреевский — Тронный — зал

 Тронный зал — Андреевский, в честь ордена Андрея Первозванного — главной воинской награды государства. Зал с золотыми стрельчатыми сводами украшают 10 золочёных пилонов, а двери — цепи и кресты по орденским мотивам. В зале расположен трон с тремя местами, над ним — горностаевый полог и изображение Ока Всевидящего в золоте лучей. К трону ведут 6 ступеней в золотой парче, на плафоне — двуглавый орёл, над входом — вензеля имён Петра первого — основателя Андреевского ордена, Павла Первого и Николая Первого.

В 1932 году Андреевский зал был разрушен и преобразован в Зал заседаний и партийных съездов. В 1994 – 1998 годах зал восстановлен в полной исторической точности.

Екатерининский зал

Екатерининский зал был тронным для императрицы. Его архитектор создавал по образу ордена св. Екатерины — единственного женского ордена в государстве на ту пору. Его изображениями украшен паркет, стены и двери — на двух последних символы ордена усыпаны крупными искусственными алмазами.
Интерьер зала более изящен, утончён относительно прочих. Особенно примечательны пилястры, выложенные узорами из малахита. Своды и стены декорированы жемчужно-серым муаром, золочёными украшениями, созданными вручную.
Сегодня в этом зале принимают глав иностранных государств, устраивают званые обеды, вручают верительные грамоты.

Владимирский зал

Это самый маленький из пяти парадных залов и очень необычный. С помощью ниш ему придана форма восьмигранника, внутренняя форма ещё усложняется за счёт чередования пилястр, колонн, арок. Купол зала выложен из пустых черепичных горшков — так снизили нагрузку на стены и улучшили акустику. В сложную лепнину купола искусно вплетаются орденские знаки св. Владимира.
Паркет зала выложен деревом различных ценных пород. Освещает помещение огромная золочёная люстра из бронзы.

Большой кремлевский дворец

Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.

В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.


Владимирский зал Большого кремлевского дворца

Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.


Андреевский зал Большого кремлевского дворца

Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.


Зал заседаний Верховного совета СССР

Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.


Георгиевский зал Большого кремлевского дворца

Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.

Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов

Большой Кремлёвский дворец.

Вопросы

Ответы

1. Название здания?

Большой Кремлёвский дворец.

2.Где находится?

Москва, Кремль.

3.Каков тип здания?

Псевдорусский стиль.

4.В каком веке и году построен?

XIX век, 1838-1849.

5.При каком правителе?

Николай I (1825-1855).

6.В честь какого события построен храм?

Целью постройки Большого Кремлёвского дворца было создание временной резиденции для членов царской семьи на время их приезда в Москву.

7.Кто строил здание?

Архитектор — К.А. Тон.

8.Внутреннее убранство?

Смешение стилей, использованное во внутренней отделке большого Кремлёвского дворца, выполнено с безупречным вкусом и включает в себя как элементы ренессанса, так и фрагменты русско-византийского стилей. Все залы дворца имеют свой неповторимый стиль.

9.Каковы особенности постройки здания?

Длина – 125 м., высота- 47 м. Общая площадь составляет около 25 000 м².

Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи.

С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Окна дворца, построенные в форме арок и разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи.

10.Судьба здания сегодня.

Используются для государственных и дипломатических приёмов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента РФ,

Интересные факты.

  • Здание дворца символизировало обновление образа Москвы, возрождение её столичных функций, освященных многовековой традицией, его архитектура органично связывалось с древними постройками Кремля.
  • Освящение дворца состоялось 3 апреля 1849 года в присутствии императора Николая I.

Залы дворца.

Андреевский зал.

Зал назван в честь Ордена апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал был тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды (до 1959 г.) и сессии Верховного Совета СССР, впоследствии — РСФСР и Российской Федерации. Восстановление зала в первоначальных формах осуществлено в 1994—1999 годах.

Александровский зал.

Зал получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. В 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994—1999 годах восстановлен.

Владимирский зал.

Зал, назван в честь Ордена святого Владимира, представляет собой некий аналог крытого внутреннего двора, свет в который попадает сквозь круглое окно светового фонаря в вершине купола. Стены и пилястры зала облицованы розовым мрамором.

Георгиевский зал.

 

Это один из самых парадных залов дворца. Был назван в честь Ордена святого Георгия Победоносца, утверждённого Екатериной II в 1769 году и ставшего высшей военной наградой Российской империи. Это белое с золотом большое парадное помещение.

Екатерининский зал.

Екатерининский зал в прошлые века был тронным залом российских императриц. Назван в честь единственного женского ордена в России — Ордена Святой Екатерины, учреждённого в 1714 году.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Музей

В собрании Оружейной палаты представлены уникальные произведения русских златокузнецов и серебряников XII– начала XX в., коллекции западноевропейского художественного серебра XIII– XIX вв., памятники оружейного мастерства XII–XIX вв., военные награды России, роскошные драгоценные ткани, древнерусская светская и церковная одежда, парадный костюм XVIII–XX вв., государственные регалии, парадное конское убранство и редчайшая коллекция старинных экипажей XVI–XVIII столетий.

Скипетр, держава и царский венец царя Михаила Федоровича, изготовлен в 1627-28 годах.

В музее хранятся шапка Мономаха, Шлем — шапка ерихонская, а также множество других раритетов.

Кремлёвское яйцо

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

сокровища московского Кремля-Алмазный фонд

Алмазный фонд распологается в здании Оружейной палаты

Известнейшая во всем мире коллекция состоит: Из государственных императорских регалий. Из произведений ювелирного искусства 18-19 вв. Из исторических камней. Из орденских знаков России. Из изделий ювелиров 20 века. Из алмазов российских месторождений. Также в ее составе представлены редкие самоцветы и драгоценные минералы, самородное золото и платина.

Коллекция начала формироваться ещё в XVIII веке, когда Пётр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», тем самым признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца (Императорская Рентерия).

По Указу царя все коронационные регалии должны были храниться в казне в сундуке с тремя замками и являться собственностью государства(Все ценности находились в Санкт-Петербурге). Открыть его можно было только в случае необходимости. Причем все три хранителя ключей, а у каждого был, только один ключ, должны были собраться вместе. Только тогда можно было достать государственные реликвии.

Позже для хранения ценностей была построена палата, которую назвали Алмазным фондом, потом ее переименовали в Алмазную комнату. Бояре, ее охранявшие, отвечали за сохранность головой.

В 1914 году, с началом Первой Мировой войны, исторические ценности Бриллиантовой комнаты были в срочном порядке эвакуированы из Петрограда в Москву, в Оружейную Палату Кремля. Их разбор и учет был произведен уже после Октябрьской революции. В 1922 году драгоценности были переданы в Государственное хранилище ценностей (Гохран), который в 1924 году был переименован в Алмазный фонд СССР, а с 1991 года, в Алмазный фонд России. Постоянная выстав Алмазного фонда открыта в Московском Кремле с 1967 года.

В настоящее время выставка располагается в двух огромных залах. В первом зале находятся две витрины. Одна из них представляет уникальные ювелирные украшения, ордена, драгоценные и полудрагоценные самоцветы со всей страны. Во второй витрине расположена карта бывшего СССР, изготовленная их драгоценных камней. Здесь же представлены алмазы гиганты, золотые и платиновые самородки. Также в экспозицию включены ювелирные украшения современных мастеров.

Второй зал полностью посвящен исторически ценностям. Следует отметить, то он боле популярен у посетителей. Здесь находятся императорские символы власти. Особенно ценные среди них — корона, скипетр и державаАлмазный фонд считается самым богатым музеем России. В музее несколько экспозиций и посещение его начинается с осмотра витрины с природными алмазами

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.

Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.

Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Внутреннее убранство

Георгиевский зал с частично выключенным освещением, 2009 год

Мраморная доска с именами кавалеров в Георгиевском зале, 2007 год

Интерьер

Прямоугольный Георгиевский зал является первым и самым большим в парадной анфиладе дворца. Его длина составляет 61 метр, ширина 20,5 метра, высота — 17,5 метра. Помещение соединено с аванзалом массивными дверьми с позолоченным вензельным декором. Белую цветовую гамму зала разбавляют небольшие вкрапления позолоты. Бау-адъютант Михаил Фабрициус так описывал помещение:

Полуцилиндрический кессонный свод зала опирается на восемнадцать треугольных пилонов. К ним приставлено идентичное количество цинковых пустотелых колонн, оформленных спиралевидным орнаментом дубовых листьев и увенчанных коринфскими капителями. Верхняя часть пилонов украшена аллегорическими статуями, выполненными Иваном Витали. Они облачены в античную одежду, держат в руках щиты, копья и венки. Монументы олицетворяют военные победы и присоединение разных областей Российской империи. Так, они изображают завоевания Перми 1472 года, присоединение , Грузии, и Армении, воссоединение Украины с Россией.

С южной стороны зал освещают шесть окон, с восточной — тринадцать двухъярусных окон и одна балконная дверь. В зале установлено шесть позолоченных люстр, изготовленных на фабрике Карла Тегельштейна в 1845 году. Паникадила были рассчитаны более чем на три тысячи свечей, вес каждого из них превышает одну тонну. Для дополнительного освещения установлены сорок бра.

Общая площадь паркета составляет 1200 м², он выполнен из двадцати трёх пород деревьев контрастных цветов — берёзы, ясеня, индийского палисандра, платана и других. Рисунок пола выложили мастера Е. А. Миллер и Э. Блехшмидт по эскизам художника Фёдора Солнцева. Несмотря на частичные подновления, пол сохранил свой первоначальный облик.

Георгиевский зал украшен двумя каминами каррарского мрамора, выполненными Сантино Кампиони по эскизам Константина Тона. На них установлены бронзовые позолоченные часы «Георгий Победоносец» и «Минин и Пожарский». Они были изготовлены по рисункам скульптора Александра Логановского и отлиты на фабрике Тегельштейна. В помещении установлены позолоченные банкетки, обтянутые муаром в цвет георгиевской ленты.

Списки кавалеров

Стены комнаты украшают белые мраморные доски, на которых высечены наименования 545 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамёна. Также указаны даты создания частей и их прежние названия. Кроме того, на стенах выгравированы имена всех кавалеров ордена, новые надписи продолжали создавать до 1885 года. Первым в списке указан светлейший князь Михаил Кутузов, последним — генерал-лейтенант Максуд Алиханов-Аварский. Эти же имена изображены на мраморном поясе двусветных окон, выходящих на Соборную площадь. Полные списки кавалеров ордена с 1769 по 1885 год хранятся также в золочёных ларцах, расположенных в торцевых частях зала. Их декорировали Георгиевскими крестами и эмалированными надписями: «За службу и храбрость». Над сундучками находятся изображения святого, поражающего дракона. Они были выполнены русским мастером Петром Клодтом.

Награда была упразднена после Октябрьской революции и восстановлена только в 2000 году. Через восемь лет после этого возобновили традицию нанесения имён кавалеров на стены помещения. Первым среди нового списка стал генерал-полковник Сергей Макаров. Историк Сергей Девятов подчеркнул, что такое оформление Георгиевского зала превратило помещение в памятник военным достижениям страны.

Интерьер Кремлевского дворца

После переименования в 1992 г. с приданием статуса «государственного» Кремлевский Дворец может соперничать по техническому оснащению светозвуковой аппаратурой современного уровня с известными концертно-зрелищными зданиями в Нью-Йорке это Карнеги холл с 2704 посадочных мест в основном зале, залом Олимпия в Париже с 2000 мест.

Стиль советского модерна выбивает здание из общей канвы древних построек и дворцов Московского Кремля.

Дворцовое фойе – это большое открытое пространство, подсвеченное верхним электрическим светом, и залитое с 3 сторон естественным светом через прозрачные стеклянные стены. Внутренняя часть отделана гранитом красного цвета, белейшим мрамором и узорчатым туфом. Наборные паркеты, восстановленные недавно, были сделаны из разных пород дерева: дуба, ясеня, ореха, бука и граба.

В фойе мозаичный пояс, исполненный из смальты разных цветов, изображающий гербы союзных республик, сделан по эскизам известного советского художника Александра Дейнеки.

Сценический занавес-панно с барельефом вождя исполнен металлическими пластинами, которые изготовили искусные чеканщики Художественного фонда Латвии. Автор эскиза А. Мыльников.

Кремлевский дворец (фото зала заседаний которого впечатляет своими размерами) организует в единое целое сцену и партер, амфитеатр и балкон. Стены в зрительном зале, обшитые деревянными вертикальными пластинами по подобию стен здания ООН, находящегося в Нью-Йорке, создавали идеальные акустические условия.

Во время реконструкции 2003 г. зрительные кресла из красного бархата заменены на синие, придавшие яркость и неповторимую благородность общему виду. План зала сверху выглядит как квадрат, соединенный амфитеатром, балконом и сценой.

Современное оборудование Кремлевского дворца соответствует мировым стандартам и готово поддерживать светозвуковое оформление и техническое обеспечение мероприятий на 3-х сценических площадках: Большой, Малый и Дипломатический залы. Над Большим зрительным залом пристроен банкетный, ныне Малый зал.

Два зрительных яруса соединяют фойе, многочисленные подсобные, гримерные, технические и офисные помещения.

При строительстве делегация архитекторов специально выезжали в Германию и Америку, Китай, где изучили нюансы проектирования и строительства колоссального концертно-театрального здания, чтобы применить на деле иностранный опыт. В результате появились подземные гардеробы и помещения различного назначения.

Владимирский зал

Зал посвящён он ордену Св. Владимира – того самого, при котором состоялось крещение Руси в 988 году. Интересный факт: Владимирским орденом был награждён и создатель Кремлёвского дворца Константин Тон. Владимирский зал располагается в древней части дворца и соединяет новый дворец и средневековые палаты. Зал оформлен в древнерусском стиле – свод напоминает шатровые храмы, а тройные арочки под сводом относят нас к аркатурно-колончатым поясам древнерусских храмов. В зале нет окон, и свет в него попадает из стеклянного фонаря диаметром 6 м. Вечером зал освещается огромной люстрой весом 3 тонны, которая каким-то непостижимым образом укреплена на стеклянном фонаре.

Основная задача архитектора состояла в необходимости вписать огромный дворец во внутренний облик Кремля, а также объединить разнообразные по форме постройки 15-19 веков в целостный комплекс. Архитектору это удалось на отлично. Во время экскурсии по дворцу можно побывать в Грановитой палате 15 века, Теремном дворце 17 века и во дворце Константина Тона 19 века, причём все помещения объединены между собой невероятно красивыми коридорами и переходами.

Сенатский дворец

Сенатский дворец был построен в неоклассическом стиле по указу Екатерины II в 1776-1787 годах знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. Трехэтажное желтое здание украшает купол, над которым развевается российский флаг. Когда-то его украшала императорская корона, а позже флаг СССР.

Проект дворца необычен — в форме равнобедренного треугольника со срезанными углами и внутренним двором. Главное украшение дворца — ротонда с круглым Екатерининским залом, увенчанная огромным куполом. Купол Сенатского дворца хорошо виден на Красной площади, он возвышается над кремлевской стеной за мавзолеем Ленина.

В Сенатском дворце императорская семья не жила, использовала для этого Большой кремлевский дворец. В здании размещались различные учреждения: Окружной суд, Судебная палата и другие, здесь была квартира московского окружного прокурора, служебная квартира министра императорского двора. После революции в 1918 году сюда въехало советское правительство. На третьем этаже Сенатского дворца размещалась квартира Ленина, где он жил с женой Надеждой Крупской и сестрой Марией Ульяновой.

В Сенатском дворце жил Сталин с детьми, куда он переселился после самоубийства жены Светланы Алилуевой, здесь были квартиры Хрущева, Брежнева, Горбачева. Тут размещался рабочий кабинет Бориса Ельцина, сейчас во дворце рабочая резиденция Путина, которая разделяется на деловую и представительскую. В Сенатском дворце проходят протокольные мероприятия и международные встречи.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Дворец Съездов является одним из немногих зданий Кремля, которые не внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он имеет размеры 120 на 70 м, состоит из шести этажей и поэтому закрывает от взора входящих в Кремль золотые купола Успенского собора.

Подземная часть дворца углублена на 14 м, что соответствует высоте 5-ти этажного дома. Государственный Кремлевский дворец и Большой Кремлевский дворец, в котором находится кабинет Президента России, соединены между собой системой наземных переходов.

Снаружи здание облицовано привезенным с Урала мрамором, красивым анодированным алюминием и стеклянными панелями. Раньше над его входом располагался позолоченный герб СССР, а теперь на этом месте закреплен герб России.

Фасад дворца

Огромный дворец состоит из 800 помещений и коридоров разных размеров, и в нем работает 23 лифта и один большой подъемник, куда помещается целый автомобиль. На просторной сцене размерами 40 на 23 м одновременно могут находиться до 1000 артистов. В 2013 году провели полную модернизацию сценических помещений, и теперь они отвечает самым современным требованиям.

Внутренняя отделка Дворца Съездов выполнена из красного карбахтинского гранита, узорчатого туфа из Баку и белоснежного мрамора коелга. Кроме того, в декорировании помещений и залов применены панели из ясеня, дуба, граба, тихоокеанского ореха и бука. За счет такой разнообразной отделки внутренние помещения дворца выглядят сдержанно и торжественно.

Занавес для сцены изготовлен из тонких листов металла, отчеканенных мастерами Художественного фонда Латвии. А гербовый фриз в главном фойе сделан из цветной смальты по рисункам известного советского художника Александра Александровича Дейнеки.

Большой Кремлевский дворец на карте

  • Что привезти из Стамбула
  • Туры в Доминикану на 9-11 ночей, отели 4 и 5* все включено + промокод на 1000 руб. – апрель, май
  • Что посмотреть в Вене за 1 день – 16 самых интересных мест
  • Погода в Таиланде в марте
  • Туры в Иорданию на 7 ночей, отели 4 и 5*, все включено от 43 201 руб за ДВОИХ – май, июнь
  • Достопримечательности Стамбула
  • Отели Айя-Напы для отдыха с детьми
  • Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади
  • 17 лучших экскурсий в Валенсии
  • В ближайшее время туристы смогут посетить царскую резиденцию в Болгарии
  • Кносский дворец на Крите
  • Туры в Прагу на 7 ночей, отели 3 и 4*, завтраки от 52 580 руб за ДВОИХ – май

+7

Андреевский тронный

Выйдя из Кавалергардского зала, можно попасть в Андреевский тронный, который играет самую важную роль в резиденции. Интересно, что тронный балдахин ведет свое происхождение из древнего Ирана, где он служил для создания иллюзии небесного свода над местом правителя в центре Вселенной. Позже этот символ власти заимствовали императоры Византии и Священной Римской империи. А с XI века белый мех горностая начали украшать черными кисточками. Горностаевый (королевский) мех со времен Средневековья — символ чистоты миропомазанника Божия.

Тронный зал посвящен первому и самому высокому ордену России — Святого апостола Андрея Первозванного. Петр Великий учредил этот орден в 1698 году в честь небесного покровителя нашей страны с девизом «За Веру и Верность». Носили орден на голубой ленте, и он был единственным имевшим украшенную бриллиантами цепь. Изображение цепи и сегодня украшает двери зала.

Следует добавить, что большая цепь ордена с крестом и звезда в бриллиантах наряду с короной, державой и скипетром входили в состав государственных регалий.

В Андреевском зале совершенно нет мебели, даже гербовых банкеток и стульев, — здесь полагалось только стоять. По заведенному в России обычаю император после торжественной коронации три дня кряду принимал делегации, желавшие его поздравить с восшествием на престол. Пускали всех независимо от вероисповедования и положения в обществе. В продолжение многих часов император встречал каждого стоя, пожимая руку «как равный с равным».

Такого этикета не знала ни одна монархия мира.

Реликвии зала наглядно демонстрируют главную идею государственности, выраженную в чеканной формуле: православие, самодержавие, народность. Это знак Всевидящего Ока над пышным балдахином. Это троны как символ монархии. Это гербы городов и провинций Российской империи, символизирующие народ.

Три символа: вера, самодержавие и народ. И трона тоже три.

В Европе ставили два трона — для монарха и его супруги. У нас не забывали маму императора, вдовствующую императрицу. Эта традиция существовала вплоть до последней коронации.

Коронационная церемония начиналась торжественным полонезом, шествие во главе с императором и императрицей двигалось из Андреевского зала через все парадные залы до Грановитой палаты. Причем до этого дня троны хранились в императорском музее — Оружейной палате. Каждый император выбирал трон для себя и императрицы, их приносили в Успенский собор, а затем возвращали обратно. Сохранилась фотография переноски тронов из музея в собор…

Кто-то из императоров выбирал алмазный трон Алексея Михайловича, а кто-то и трон Ивана Грозного!

Сейчас в Андреевском зале проходят особо важные мероприятия, связанные с протоколом главы нашего государства. Этот зал видел уже пять инаугураций — в 2000, 2004, 2008, 2012 и 2021 годах.

Украшением и гордостью Кремля, величайшим памятником русского зодчества является Большой Кремлевский дворец. Он торжественно возвышается на кремлевском холме, спускающемся к Москве-реке, и как красавец богатырь, смотрится в ее зеркальную гладь… Андрей Веденин, генерал-лейтенант

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector