В михайловском замке представили новые залы

История создания замка

Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.

Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.

На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.

Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.

В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.

Надпись

С юго-восточной стороны есть уникальная надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». С этой фразой связана интересная легенда, которая вполне может быть правдой. Эта надпись — предсказание для императора: количество букв равно годам его жизни. Что это — выдумка или правда, спорный вопрос, ведь совпадение точное.

Чтобы еще больше ускорить строительство и его завершение, была отменена пошлина. Но только на те материалы, которые привозили из-за заморских земель для строительства замка.

Был создан отдельный проезд для членов императорской семьи. Он был средним из трех предусмотренных ворот. За ними была красивая аллея.

История замка

Прежде, чем рассказывать о строительстве замка, нужно сказать несколько слов о его названии. В замке находилась часовня, освященная в честь Архистратига Михаила, ей-то здание и обязано своим названием. Некоторые мемуаристы императора утверждают, что на том месте, где позже был построен замок, одному из солдат явился сам Архистратиг. Нужно отметить, что название светского сооружения в честь святого — это беспрецедентный случай во всей истории российского зодчества.

Но почему именно «замок»? Почему не «дворец» (как обычно назывались аналогичные строения того времени)? Причина проста: это было прихотью императора, который состоял в одном из старинных рыцарских орденов.

Как уже было упомянуто выше, у замка есть еще одно название — Инженерный. Оно появилось позже, когда в здании разместилось училище, готовящее инженерные кадры.

История замка началась в середине 80-х годов XVIII столетия. Именно тогда была начата работа над проектом здания. Проектирование длилось около двенадцати лет. В качестве архитектора выступал сам будущий император Павел Петрович (в то время еще великий князь). Им было подготовлено тринадцать вариантов проекта.

Взойдя на трон, Павел I отдал приказ о начале строительных работ. Разработку окончательного варианта проекта и руководство строительными работами он поручил профессиональным архитекторам. Для того, чтобы строительство продвигалось быстрее, использовались строительные материалы, переброшенные с других строек. Было разобрано несколько царскосельских павильонов и один дворец недалеко от северной столицы, все полученные строительные материалы пошли на постройку замка. Работы велись круглосуточно. В темное время суток стройку освещали многочисленные фонари и факелы. Над возведением здания трудились шесть тысяч рабочих.

В начале XIX века замок был достроен. Император прожил в нем всего сорок дней. В этом замке он был убит. Вскоре после этого здание пришло в запустение. Позже его мрамор использовался при возведении Нового Эрмитажа.

Спустя восемнадцать лет после убийства хозяина замка начался новый этап в истории здания: оно было превращено в училище, готовившее инженеров. Та комната, где был убит император, была превращена в церковь.

Нужно отметить, что первоначально здание было окружено водной преградой (каналами). В 20-е годы XIX века каналы исчезли: их засыпали. Территория вокруг замка лишилась и подъемных мостов. Было перестроено и само здание. Его первоначальный облик был утрачен.

В разное время в замке располагались различные научные и учебные учреждения. Лишь в 90-е годы XX века началась реставрация здания. В начале XXI столетия реставрационные работы были закончены. Восстановлена часть первоначальных интерьеров. Также теперь на территории, окружающей замок, можно увидеть фрагменты одного из каналов и подъемного моста.

В настоящее время замок является филиалом Русского музея. В нем можно увидеть несколько интересных экспозиций, одна из которых посвящена истории здания.

Легенды Михайловского замка

Трагическая судьба императора наложила темный след на историю замка, который долгие годы не использовался по назначению. Однако каждый, кто находился в нем хотя бы некоторое время, утверждал, что здесь творится нечто странное. До сих пор смотрители музея рассказывают о хлопающих дверях при закрытых окнах, голосах, шарканье ног и даже отражении Павла I, периодически возникающем в настенных зеркалах.

Именно эта история легла в основу произведения «Привидение в Инженерном замке» Лескова. Конечно, это всего лишь фантазия автора, но за десятилетия накопилось слишком много свидетельств людей, которые сами видели дух Павла I, печально бродящий по тому, что некогда было его любимым замком.

Историческая справка

Михайловский замок находится в самом сердце Петербурга. Своим Величественным и несколько причудливым видом дворец рождает в памяти внешний облик строений из средневековой Европы. Являясь символом периода правления Павла I, дворец был сооружен в 1797-1801 годах под руководством В. Баженова, а также В. Бренна на том месте, где ранее располагался Летний дворец , который был разобран в следствии приказа Павла I сразу после того, как умерла Екатерина II — его мать. Что особенно поражает в истории этого дворца, так это то, что построен он был всего лишь за четыре года! Благодаря этому его можно причислить к единственному в нашей стране зданию, которое было построено в романтическом стиле классицизма.

Павел I в первую очередь очень хотел, чтобы его собственный дворец построили именно так, чтобы он чувствовал себя там в полной безопасности от всевозможных недоброжелателей и врагов. В результате получился великолепный дворец, который со всех его сторон окружала вода. Но, как известно, даже эти меры не дали императору полного покоя, ведь 1 февраля 1801 года государь Павел со своей семьей переехал в новый дворец, чтобы уберечь свою жизнь от преднамеренных угроз в его адрес. Но уже в ночь с 11 на 12 марта он все же был убит в своем замке, несмотря на все предостережения и меры безопасности.

После смерти императора никто из царской семьи не желал жить в Михайловском замке. Помещение использовалось различными учреждениями, а через двадцать лет было отдано во владение Главного Инженерного училища.

В начале 1823 года замок переименовали, он стал называться Инженерным. А чтобы можно было приспособить замок под нужды учебного заведения, необходимо было осуществить новую планировку всех помещений. Так, началось все с того, что в самых больших залах Инженерного замка начали расставлять всевозможные перегородки, а также определенные дополнительные проходы. Лепку с позолотой забелили, а в некоторых местах даже и вовсе уничтожили и покрывали большим слоем штукатурки.

Саму же Территорию вокруг дворца изменили до неузнаваемости, а каналы засыпали.

С 1917 года Михайловский, или как его еще тогда называли Инженерный, замок был занят различными советскими учреждениями. В период войны в Михайловский замок, а именно в восточную его часть, попала огромная авиабомба, в результате чего подверглась полной разрухе Парадная столовая, а также сильно пострадала крыша.

Когда в 1991 году состоялась передача Михайловского замка непосредственно Русскому музею, дворец был детально и тщательно отреставрирован, в следствии чего ансамбль Михайловского замка обрел свой первоначальный вид.

В ходе реконструкционной работы открылись части инженерно-фортификационных сооружений, находящихся вокруг самого дворца, а также фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста.

В 2003 году двор замка, который тоже уже стал музеем, украсил памятник Павлу I.

Михайловский замок в Советское время

После революционных событий 1917 года здание было национализировано и с 1918 года в его залах разместились аудитории Ленинградского военно-инженерного училища.

С начала войны и до 1945 года в замке располагался госпиталь, и после войны военное училище продолжило образовательный процесс. В тоже время в здании размещалось множество различных советских учреждений с немыслимыми для воспроизведения названиями.

Начиная с 1988 года, арендаторы стали постепенно освобождать занимаемые площади и к 1994 году Михайловский замок перешел в распоряжение Государственного Русского музея. Был восстановлен первоначальный облик здания и частично сделана реставрация интерьеров по эскизам современников.

Архитектура дворца

Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о надлежащей императорской резиденции.

Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русского зодчества дворец, где ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка производит ощущение целостности, что является несомненной заслугой архитектора.

Это гигантское квадратное здание с закругленными углами создает впечатление неприступного крепостного бастиона. Особенностью архитектурной конструкции является огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших внутренних дворика.

Задуманное, как неприступная твердыня, оно располагается на слиянии рек Мойки и Фонтанки. С двух других сторон были прорыты Воскресенский и Церковный каналы. Таким образом, замок оказался расположенным на рукотворном острове, и заехать на его территорию можно было только по трем разводным мостам.

Перед, выходящим на юг, главным фасадом, была сооружена просторная площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. По фронту площади главный разводной мост защищали два полубастиона с пушками. Всего по периметру дворца в крепостной стене перед замком было расположено около 20 пушек.

В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, изготовленную еще во время великого государя гениальным Растрелли. Есть одна малоизвестная особенность этой скульптуры, которая кажется совершенно невероятной.

Главный фасад дворца с выступающим ризалитом из серого камня выходит на площадь. По краям ризалита сдвоенные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История заносит на свои скрижали славу России».

Центральным входом в замок являются Воскресенские ворота, к которым ведет трехпролетный мост через водный канал, опоясывающий центральную площадь Коннетабля.

По обеим сторонам центральные ворота фланкированы величественными обелисками во всю высоту здания с рыцарской атрибутикой и вензелями императора.

Выступающая часть ризалита на уровне верхних двух этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой строкой, снятой с Исаакиевского собора. Цокольный этаж, выполненный из тесаных каменных глыб, служит непоколебимой основой всего сооружения.

Северный фасад здания выходит в сторону Летнего сада. Центральная часть фасада выступает вперед и отличается широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геракла и Флоры — копии античных шедевров.

Сдвоенные колонны, стоящие на верхней площадке лестницы, поддерживают центральную террасу на уровне второго этажа. Высокий аттик с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.

Восточный фасад выходит на Фонтанку и выделен в центральной части овальным выступом. Венчает выступ купол с флагштоком. В момент, когда император находился в замке — на флагштоке поднимали царский штандарт. Стена овального выступа служит контуром для знаменитого овального кабинета на втором этаже замка.

Западный фасад является церковным и выглядит наиболее нарядно. В его выступающем далеко вперед полукруглом ризалите находится дворцовая церковь Архангела Михаила, в честь которого был назван замок.

Центральный ризалит завершается радиусом купола с остроконечным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Стены украшены лепным карнизом. К северу от ризалита находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой дворик, из которого можно пройти в императорские апартаменты.

Разные архитектурные решения фасадов объединяет в целостный облик единая окраска стен здания. С необычным и неожиданным цветом стен связана, разумеется, и необычная легенда.

Фаворитка осталась без перчатки, ибо она оказалась у архитектора В. Бренна. Царь изумился нежному персиковому цвету этого дамского аксессуара и принес его архитектору в качестве образца цвета для дворцовых стен.

Архитектурный облик здания уникален и не характерен для внешнего вида дворцов и особняков Санкт-Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.

Его образ стал символом периода правления императора Павла I — чудного правителя, такого же неоднозначного, как и его своеобразное детище.

Архитектура и интерьеры

Если посмотреть на замок сверху, становится понятно, что назначение здания, в первую очередь, оборонительное. Это скорее крепость, чем резиденция венценосной семьи. Здание замка квадратное, со скругленными углами, внутренний двор представляет собой вписанный в квадрат восьмиугольник. Расположен дворец на слиянии рек Мойки и Фонтанки, во время строительства две оставшиеся стороны были отделены от суши специально прорытыми Церковным и Вознесенским каналами, создав тем самым искусственный остров. Соединяет замок с сушей похожий на трезубец гранитный Трехчастный мост.

Примечательны и фасады дворца – ни один из них не похож на другой, при этом каждый служит своей цели и гармонично вписывается в окружающее пространство. Северный фасад выходит на Летний сад и Марсово поле, то есть является парковым. Это отражено в богатстве украшения аттика, широкой лестнице, декорированной скульптурами, а также мраморной колоннадой. Противоположный ему Южный фасад является главным входом, чем обусловлена репрезентативность этой стороны здания. Центральная часть выложена серым мрамором, приподнятый портик украшают парные колонны из мрамора и обелиски в виде рыцарских доспехов. Одноименную площадь перед замком украшает памятник конному Петру I с надписью «Прадеду правнук». На фасаде можно прочесть «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».

Этот немного переиначенный библейский текст породил легенду, о которой будет рассказано дальше. Восточный и Западный фасады являются второстепенными по отношению к двум главным фасадам Михайловского замка. Западная сторона является церковной, в центре ее вздымается купол и золотой шпиль церкви Архистратига Михаила. Наконец, самый скромный, Восточный фасад выходит на набережную Фонтанки и имеет симметричную апсиду с куполом и флагштоком, на котором поднимался штандарт во время нахождения в замке его владельца. В округлом выступе располагался Овальный зал.

Архитектурным стилем дворца принято считать романтический классицизм. Внутреннее убранство дворца было роскошным, как и подобает статусу его владельцев. В отделке использовано много мрамора, стены украшали картины и скульптуры известных мастеров. В комплекс Михайловского замка входит целый ряд строений, помимо самого дворца. Если повернуться спиной к его главному фасаду, перед нами окажется площадь, ранее служившая военным плацем и называвшаяся площадью Коннетабля, с памятником Петру I по центру. От суши ее также отделяли рвы, соединенные с сушей подвесными мостами, тщательно охранявшимися.

По периметру площадь была укреплена пушками и бастионами и представляла собой вторую линию фортификационных укреплений замка. Сразу у конца площади с двух сторон можно увидеть трехэтажные западный и восточный павильоны Кордегардий, в которых размещался охранный караул. Затем начинается Кленовая аллея, в длинных сооружениях с двух сторон которой ранее располагались конюшни и здание манежа, также авторства В. Бренна. Наконец, выход из комплекса и вход в него осуществлялся через трехпроходные ворота, центральная часть которых предназначалась для венценосной семьи, остальные для других посетителей. Они, к сожалению, не сохранились до нашего времени.

Представив полную картину замкового комплекса, становится понятно, насколько это здание необычно для Санкт-Петербурга и какую сложную задачу удалось выполнить его создателям, органично вписав замок в городской ландшафт.

История создания Михайловского замка в Санкт-Петербурге

Работа над проектом началась в 1784 году, а заложен дворец был 26 февраля 1797 года. В строительстве здания приняли участие знаменитые архитекторы Василий Баженов и Виченцо Бренна. Но, и сам император Павел I тоже создал несколько эскизов дворца. Для ускорения работ по возведению дворца сюда привозили материалы с других строек: декоративный камень и колонны, фризы и скульптуры и прочие материалы. Дворец был построен всего за три года.

Домовая церковь

147785

Домовая церковь была освящена в день святого Михаила. Поэтому дворец получил имя этого архангела.

Павел I, сын Екатерины Великой, хотел, чтобы дворец был построен так, чтобы можно было чувствовать себя в безопасности от врагов императора. Со всех сторон дворец был окружен водой. С севера и востока протекали реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада проходили Церковный и Воскресенский каналы.

Трёхчастный мост через Воскресенский канал

Фортификационные сооружения состояли из каналов и полубастионов, пушек и подъемных мостов. В центре площади перед дворцом был установлен памятник Петру I, выполненный ещё при жизни Петра Великого. Во дворец можно было добраться только по трём подъемным мостам, которые усиленно охранялись.

Памятник Петру I

117048

Но все это не спасло хозяина дворца. 1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец, а уже в ночь с 11 на 12 марта император был убит. Во дворце он прожил всего 40 дней.

Вензель Павла I

116924

На месте, где расположен замок, ранее находился Летний дворец Елизаветы Петровны. В нём в 1754 году родился будущий император. На этом же месте через 47 лет в результате дворцового переворота он был убит.

Надпись на фасаде «Дому твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», по странному стечению обстоятельств число букв (47) совпадает с количеством лет, которое прожил Павел I

147794

После этого события никто из членов царской семьи не хотел жить во дворце. Вскоре из него были вывезены художественные ценности, а помещения отдавали под различные учреждения и квартиры. Через двадцать лет Михайловский замок передается Главному Инженерному училищу и с февраля 1823 года он носит официальное название Инженерный. Территория вокруг дворца была перепланирована, каналы засыпаны.

2-й Инженерный (Ложный) мост через засыпанный Воскресенский канал

162305

В 1991 году Михайловский замок вошёл в состав музейного комплекса Государственный Русский Музей. С этого времени проводится реставрация интерьеров здания.

Тронная императрицы Марии Федоровны

Здесь развернута постоянная экспозиция картинной галереи. Часто проводятся выставки и различные мероприятия. Особое место среди выставочных материалов музея занимает экспозиция, посвященная истории Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

Центр светской и культурной жизни Петербурга

По окончании строительства дворца в нём поселились великий князь Михаил Павлович и его супруга, урождённая принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, принявшая в православии имя — Елена Павловна (1807—1873). Дворец буквально сразу стал центром светской и культурной жизни Петербурга.

Хотя брак Михаила и Елены, узаконенный 8 февраля 1824 года, никак нельзя было назвать счастливым, супруги устраивали блестящие балы. Иностранцы приходили в восторг от великолепного убранства и головокружительных танцев, изысканного угощения и неподражаемого музыкального сопровождения, высокого общения и численности гостей.

Всё было на высочайшем уровне. Лишь в вопросах организации грандиозных балов супруги сходились во мнениях. А в жизни они были очень разными людьми, и по характеру, и по интересам. С годами теплее их отношения не становились. Елена Павловна была высокообразованной женщиной с широким кругом знаний, великий князь же всего себя посвятил делам армии.

Прусская принцесса, получившая образование в Париже, с юности была окружена учёными и философами, музыкантами и писателями. Михаил Павлович любил военные парады и холостяцкое офицерское общество. Во дворце проводились светские приёмы и аудиенции по случаю вступления в должность, а также полковые праздники.

Однако супруги нередко устраивали литературные и театральные вечера. Резиденцию посещали творческие и знаменитые люди, такие как Александр Пушкин, Фёдор Тютчев, Василий Жуковский, Николай Миклухо-Маклай, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и многие другие. Порядок во дворце обеспечивали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Елена Павловна, владевшая салоном в Петербурге, где по обычаю того времени говорили по-французски, получила прозвище — «мадам Мишель». На знаменитые «четверги мадам Мишель» собирались учёные, писатели, юристы и художники. Она славилась размахом и красотой устраиваемых в Михайловском дворце праздников. Сюда императорская чета приглашала гостей, которые не были официально представлены ко двору, а значит, не могли посещать светские рауты в Зимнем дворце.

Судьба замка после смерти императора

Павел I не долго был хозяином своего замка. В его стенах он прожил всего лишь сорок дней и был зверски убит в ночь с одиннадцатого на двенадцатое марта. Императора не спасли глубокие рвы, толстые стены, охрана и даже тайный ход, имевшийся в его покоях. Почему-то в ночь убийства дверь к потайному ходу была заперта.

Многие считают, что Павел I знал о своей смерти. Перед этим к нему явился дух Петра I, его прадеда, и повелел уезжать из замка. А в день убийства император увидел свое отражение в зеркале со сломанной шеей. Однако все это не заставило его покинуть Михайловский замок, и он смело шел навстречу своей судьбе.

Сразу же после кончины Павла I замок опустел. Его жители в спешке выезжали из своих покоев. За последующие годы никто из императоров так и не смог вернуть жизнь в это место. Все обходили его стороной, веря в роковое предназначение замка.

За несколько лет из него были вывезены все ценности, а постепенно он лишился и части обшивки стен. Как когда-то делал для строительства своего замка Павел I, его потомки без стеснения разбирали величественное сооружение, чтобы украсить свои дворцы.

Через восемнадцать лет после смерти императора замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда пошло его второе название, которое сегодня используется довольно часто. Для нужд студентов строение было почти полностью перепланировано: рвы засыпали землей, многие залы перекрасили, в комнатах установили перегородки. Замок уже мало напоминал то величественное сооружение, которое создал Павел I.

История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.

Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)

К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.

В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь

Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector