Императорские хоромы: история зимнего дворца

Содержание:

История дворца

На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.

1. Свадебные палаты Петра Великого

В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.

2. Зимний дворец Петра I

Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.

3. Зимний дворец Анны Иоанновны

Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.

Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.

Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.

В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.

5. Пятый (существующий) Зимний дворец

Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.

В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.

Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.

В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.

Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.

Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.

Главный Штаб

Среди основных достопримечательностей Санкт-Петербурга Дворцовая площадь занимает одно из центральных мест. В ее состав входит здание с историей – Главный Штаб.

  • Метро: Адмиралтейская
  • Архитектура: стиль Классицизм
  • Архитектор: К. И. Росси
  • Дата строительства: 1819 – 1828

Украшением Дворцовой площади является полукруглое здание Главного Штаба. Оно было построено по проекту российского архитектора Карло Росси в 1828 году.

Страницы истории

Напротив Зимнего дворца располагались несколько зданий, император Александр Первый принял решение соединить строения. Но для этого нужно было уничтожить часть домов располагающихся недалеко. Для их выкупа из казны выделили деньги, часть из них были снесены, а оставшаяся часть внесена в общий план.

В западном крыле располагался Генеральный Штаб, а Министерство иностранных дел и Министерство финансов находились в восточном крыле. После событий 1917 года в этой части здания был размещен Наркомат иностранных дел, а позднее Управление милиции и штаб местного военного округа.

Современность

В 1993 году Восточный корпус отдали Эрмитажу, в нем разместились произведения искусства времен XIX-XX веков, проводятся выставки современных художников. В западном крыле расположен Российский Западный военный округ.

Архитектурный облик

Здание состоит из двух отдельных корпусов, между собой они объединены аркой, протяженностью в 580 метров. Этот элемент является основным, свод посвящен героям 1812 года. Главным украшением является колесница, запряженная шестью лошадьми. В центральной части установлена скульптура богини Ники, в одной руке она держит штандарт, а в другой – лавровый венок.

Музыка легенд

По мнению Николая Первого арка не была способна выдержать большую нагрузку. Главный архитектор Росси ответил, что в момент, когда все опоры и леса уберут, он вместе со своими рабочими будет стоять на вершине конструкции. Зодчий так и сделал, арка выдержала нагрузку, и император остался доволен.

Зал с часами «Павлин»

Год создания Павильонного зала – 1858. Архитектор Андрей Штакеншнейдер соединил в нем ренессансные, готические и восточные мотивы. Большие окна «в пол» выходят во внутренний двор с висячими садами и имеют вид на Неву.

Весь интерьер наполнен белым мрамором, который придает помещению воздушного шарма, а изысканные хрустальные люстры в большом количестве делают его еще более светлым. На потолке и арочной аркаде нашли отражение орнаменты, выполненные из позолоченных элементов.

Екатерина II в конце XVIII в. приобрела для Павильонного зала золотые часы «Павлин». Основой являются фигуры павлина, совы и петуха. Их создатель Джеймс Кокс снабдил устройство приспособлением, которое приводило птиц в движение. И этот механизм по сей день в рабочем состоянии.

Первый зимний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге

История города на Неве, как известно, начинается с этого русского царя. Петр Первый поездил по Западной Европе и был известен как большой поборник голландского образа жизни. В Санкт-Петербурге у царя было две резиденции. Летний домик сейчас считается старейшим зданием в Санкт-Петербурге.

Для «Петра Алексеева, мастера корабельного», как скромно именовал себя властитель России, его выстроили в очень красивом месте, на берегу Невы. В начале восемнадцатого века вокруг резиденции был разбит сад, получивший название Летнего.

А зимний дворец Петр Первый получил в дар от Александра Меншикова, который построил его в 1711 году, пригласив для этого архитектора Доменико Трезини. Поскольку презент был совершен по случаю бракосочетания царя с Екатериной, здание долгое время именовали Свадебными палатами. Это было небольшое двухэтажное здание в голландском стиле, с высоким крыльцом и черепичной крышей. По бокам центрального портала высились два флигеля. Дом был намеренно скудно украшен. Оконные наличники да пилястры – вот и все архитектурные изыски этого строения.

Почему Зимний дворец называется зимним

Исторически точного объяснения названия на сегодняшний день не существует. При этом существует легенда, которую многие считают вполне правдоподобной. Царица Елизавета Петровна отличалась взрывным характером и никогда не сидела на месте. С приходом тепла она вместе с придворными уезжала в пригород, где иногда предпочитала даже жить в хибарах или палатках.

Однако краткий период суровых русских зим необходимо было где-то «переждать». Именно для этих целей и был построен шикарный дворец, где можно было не только находиться, но и проводить торжества. Верить в такую легенду или нет, остается на усмотрение каждого туриста.

Внутреннее оформление дворца

Зимний дворец Санкт-Петербурга: что посмотреть

Даже если вы не особенно любите искусство, Зимний дворец в Санкт-Петербурге будет интересно посмотреть. Уникальность его состоит в том, что именно это здание использовалось как резиденция царей и место для приема гостей, официальных лиц. Тут сохранились интерьер и быт, какими они были 100-200 лет назад. Посетители могут посмотреть будуары и гостиные, где жили монаршие особы и их приближенные, полюбоваться на их наряды, мебель, коллекцию украшений.

Зимний дворец, который мы знаем, был заложен в Санкт-Петербурге Анной Иоанновной в 1732 году. До этого на его месте были деревянный, а затем каменный дом Петра Первого. Окончательно завершила строительство Екатерина Вторая, именно при ней Зимний обрел нынешнее великолепие. Кроме того, она является основательницей Эрмитажа, так как впервые начала собирать во дворце предметы искусства. А вот открыл резиденцию для посетителей Николай Первый, хотя до революции музей могли посещать только очень состоятельные люди.

Экспозиции и выставки Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

В залах и хранилищах Эрмитажа собрана коллекция из более, чем 3 миллионов экземпляров предметов искусства, в основном – картин. Список актуальных выставок можно посмотреть на официальном сайте Эрмитажа hermitagemuseum.org. Основные экспозиции музея Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге расположены следующим образом:

  • на первом этаже – античность и древности (Средняя Азия, античный мир, древности Европы). Справа от входа – дворцовые интерьеры, затем – Древний Египет;

  • на втором этаже – русская и европейская культуры, в том числе декоративно-прикладное искусство Франции, выставка оружия, экспонаты культуры Средневековья, коллекции картин, зал Рафаэля, коллекция европейской скульптуры 19 века, итальянские художники, искусство Фландрии, голландская живопись, Зал Рубенса, Рембрандта, Леонардо Да Винчи и др. Кроме того, здесь расположены личные апартаменты императрицы Марии Александровны (золотая гостиная и будуар), библиотека Николая Второго, Большой тронный зал и портретная галерея династии Романовых, которые будут интересны поклонникам истории;

  • на третье этаже демонстрируются культура Византии, Дальнего Востока и Центральной Азии, а также Западной Европы 20 века.

Выставка на третьем этаже

Знатоки советуют начинать осмотр со второго этажа.

Жемчужины коллекции искусств

За один день однозначно не обойти коллекцию, которая хранится в Зимнем. Как утверждают знатоки, чтобы уделить каждому экспонату хотя бы минуту, придется потратить 8 лет жизни. Но хотя бы известные предметы искусства, «звезды» музея, посмотреть вы обязаны.

Итак, как их найти:

  • Иорданская лестница – шедевр архитектурного искусства. Ее не надо искать: именно отсюда начинаются все туристические маршруты. Вы ее точно не пропустите;

  • коллекция импрессионистов. Зимний дворец в Санкт-Петербурге известен своими коллекциями картин, и, в частности, импрессионистов. Моне, Ренуар, Дега, Гоген и другие художники ждут туристов на третьем этаже, в залах 316-350. Здесь же хранится знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» – картины Леонардо Да Винчи, две из 14 сохранившихся. К слову, Эрмитаж в этом смысле держит твердое первенство после Лувра, где можно увидеть 5 картин мэтра. Обе картины можно посмотреть в зале 214.

История создания дворца

За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.

В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.

Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.

По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.

После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.

Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания

Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения

По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.

Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.

После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.

В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.

История площади

Страницы Дворцовой площади, история, создание архитектурного облика уходит в далекое прошлое, когда только началось формирование города на Неве.

С чего все началось

Истоки уходят в день 5 ноября 1704 года, когда была заложена Адмиралтейская верфь, служившая в качестве крепости. По законам военного времени, нужно было часть земли оставить незастроенной, чтобы в случае нападения неприятеля, на ней разместить боевую артиллерию. После того как Адмиралтейство перестало функционировать, свободное пространство было отдано под склады, а после основали Морской рынок. Оставшаяся часть заросла травой и получила название Адмиралтейский луг.

Град Петра

История Дворцовой площади в Санкт-Петербурге тесно переплетается с основанием и обустройством города. В 1721 году был составлен генеральный план, согласно которому на месте Адмиралтейского луга будут возведены несколько величественных комплексов. Одним из них стал Зимний дворец, который долгие годы служил в качестве резиденции для императоров Царской России. Автором проекта стал Растрелли, по его замыслу, перед дворцом должна была располагаться просторная площадь, в центре которой установлена скульптура Петра Первого восседавшего на коне, а вокруг установлена колоннада. Однако проект не понравился императрице, так как он не гармонировал с другими постройками.

В 1763 году архитектор Алексей Квасцов выиграл конкурс по составлению генерального плана города. По проекту, северная часть площади должна была иметь полукруглую форму.

Строительство здания Главного штаба было начато под руководством Росси в 1819 году и завершилось в 1829 году. В 1834 году на площади была установлена Александровская колонна, как символ победы русских войск над фашистами.

Место действия – дворцовая площадь

Во время правления Романовых на площади организовывались торжественные парады, массовые гуляния, смотры. В 1905 году 9 января был совершен массовый расстрел людей, которые принимали участие в мирной демонстрации трудящихся. Это событие повлекло за собой волнения и Октябрьскую революцию.

В период советской власти площадь была центром культурной и политической жизни. В октябре 1918 года в память об одном из организаторов штурма Зимнего дворца, плац был переименован и стал называться площадь Урицкого. Историческое название было возвращено после прорыва блокады в 1944 году.

В период Великой Отечественной войны на площади было принято решение о создание аэродрома. Для этого нужно было уничтожить Александровский сад и убрать Александровскую колонну. По этой причине идея так и не была реализована.

Зимний сад

Одним из ярких примеров парковой архитектуры второй половины XIX века является Зимний сад.

  • Метро: Адмиралтейская
  • Режим работы: круглосуточно
  • Как добраться: автобусы: № 10, 24, 191

Зимний сад – одно из центральных украшений Северной столицы. Его еще именую Разводной, в былые времена здесь, между дворцом и Невой разводили караул.

По страницам истории

Перекресток Дворцового проезда и Адмиралтейская набережная создавали слишком много шума для обитателей Зимнего дворца. Чтобы огородиться от шума, было принято решение разбить живописный сад. К тому же император вместе со своей семьей мог здесь проводить время вдали от посторонних глаз.

Садовый комплекс был основан в 1897 году, ландшафтными работами и обустройством сада занимался садовый мастер Р. Ф. Катцер. Вход на территорию сада располагался у главных стен дворца, по всему периметру была установлена чугунная решетка. Ограда получилась настоящим произведением искусства, и в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, выиграла награду Гран-При.

Живописный сквер радовал обитателей Зимнего дворца вплоть до 1904 года, пока император вместе со своей семьей не переселились в Царское Село. Во время Октябрьской Революции парк сильно пострадал, газоны. Цветники были полностью уничтожены. Зимний сад вернул себе исторический облик в 2008 году.

Что можно увидеть

Зимний сад доступен для посетителя в любое время суток. Площадь составляет 1. 09 гектар. Это своего рода островок зелени в центре огромного мегаполиса. Местные жители и туристы приезжают сюда, чтобы отдохнуть в окружении тишины, уединения, спокойствия. Для посетителей предусмотрена зона отдыха, оснащенная скамейками, фонтанчиками. Во время прогулки по аллеям парка вы сможете насладиться красотой деревьев, кустарников, цветов

Отдельное внимание заслуживают кустарники французской розы, виргинской черемухи, сирени, японского барбариса. Некоторые представители растительного мира были посажены еще во времена российских императоров.

Дворцовая площадь – это сердце Северной Пальмиры, и место, где зарождалась история.

Александровская колонна

Александровская колонна была возведена в центре Дворцовой площади в честь победителя Наполеона и французской армии в войне 1812-1814 годов — императора Александра I. Колонна была торжественно открыта в 1834 году по указу Николая I с богослужением и военным парадом. Петербужцы стали называть ее Александрийский столп, после стихотворения Пушкина:

Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, она держится за счет собственного веса в 600 тонн и точного инженерного расчета. Некоторые жители Петербурга боялись, что колонна упадет и опасались ходить или ездить мимо нее. Архитектор Александровской колонны Огюст Монферран (автор Иссакиевского собора) личным примером доказывал, что колона безопасна: каждое утро он гулял со своей собакой вокруг нее.

Высота всей колонны 47,5 метров. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. Венчает столб четырехметровый ангел, держащий в руке шестиметровый крест. На колонне благодарственная надпись: «Александру I Благодарная Россия».

Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы

Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.

Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.

Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».

Зимний дворец и главный музейный комплекс

Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.

Помимо Зимнего дворца в Главный музейный комплекс входят рядом стоящие здания:

  • Большой (Старый) Эрмитаж
  • Малый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр
  • Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус.

Время работы с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Стоимость билета — 500 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом подробнее далее в статье.

Главный штаб

Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).

Главный штаб

График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Билет стоит 500 рублей.

Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.

Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.

Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Цена билета — 600 рулей.

Зимний дворец Петра I

Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.

График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 600 рублей.

Музей Императорского фарфорового завода

Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.

Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 300 рублей.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.

Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.

Билет стоит 600 рублей.

Биржа

Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.

Центры и представительства Государственного Эрмитажа

У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:

  • «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
  • «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
  • «Эрмитаж-Выборг»;
  • «Эрмитаж-Казань».

Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя

По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:

  • Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
  • Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
  • Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
  • Количество археологических памятников — 808 695 штук.
  • Количество образцов оружия — 14 016 штук.
  • Другие исторические экспонаты — 214 771 штук. 

Исторические события

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Шестой зимний дворец (Санкт-Петербург): краткое изложение истории

На месте строительства в 1754 году развернулись грандиозные работы. Растрелли пытался уложиться в заданные императрицей сроки, а потому работы шли круглогодично, а не только в теплый сезон. Архитектор понимал, что, даже наняв тысячи литейщиков, каменщиков, штукатуров и плотников, он не сможет выстроить дворец за два года. Он неустанно вел с императрицей переговоры, но она уступила Растрелли лишь год.

Как мы уже упоминали, Елизавета не увидела здание завершенным. При Петре Третьем завершалась отделка интерьеров. Свергшая его Екатерина Вторая, взошедши на престол, отстранила архитектора от работ «по рассуждению слабого здоровья и старости». Так тот, кто создал Зимний дворец в Санкт-Петербурге, получив небольшую пенсию, вынужден был уехать в Италию.

Здание Главного штаба

Напротив Зимнего дворца площадь дугой обрамляет здание Главного штаба, созданное в 1829 году архитектором Карлом Ивановичем Росси. До его постройки здесь находились жилые дома, которые не вписывались в облик главной площади страны. Росси в 1819-1829 годах на месте домов возводит два протяженных здания для размещения Главного штаба и двух министерств — финансов и иностранных дел, и объединяет их грандиозной триумфальной Аркой.

Один край Главного штаба выходит к Невскому проспекту, а другой к Певческому мосту на набережную реки Мойки. Арка Главного штаба состоит из трех связанных между собой арок, следующих друг за другом. Пройдя через арки со стороны Дворцовой площади попадаешь на Большую Морскую улицу. Интересен замысел архитектора — с этой улицы вид на площадь и Зимний дворец открывается не сразу, а постепенно, при приближении к Арке.

Здание Главного штаба построено в строгом классическом стиле, фасады корпусов украшены портиками. Общая длина фасада 580 метров, окон около 4-х тысяч.

Арка здания Главного штаба — это памятник в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Ее высота 28 метров, вес 16 тонн. Венчает арку колесница крылатой богини победы Ники, запряженная шестеркой лошадей. Их сдерживают два воина в античных доспехах и с копьями. Арка украшена скульптурными группами архитекторов В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова.

Сейчас здание Главного штаба принадлежит военным, восточное крыло передано под экспозиции Эрмитажа.

Карл Росси повторил стилистику Главного штаба в еще одной своей грандиозной постройке — зданиях Сената и Синода на Сенатской плошади, также соединенных парадной аркой. Полюбоваться ими можно пройдя с Дворцовой площади через Александровский сад, вдоль здания Адмиралтейства.

Обилие зимних дворцов

Свадебные палаты Петра I

Первый в Петербурге. На участке между Невой и Миллионной улицей,там где сейчас базируется Эрмитажный театр. Именно здесь в 1708 году построили первый в городе так называемый «Зимний дом» — небольшой по своим размерам,двухэтажный,из дерева и с высоким крыльцом.

Спустя 4 года к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны губернатор Санкт-Петербурга Александр Меншиков построил каменный дворец — Свадебные палаты Петра I.

Первый дворец — Свадебные палаты

Public domain/wikipedia.org

Дворец Петра I

В 1716 году царь Петр I отдал приказ построить новый Зимний дворец. Его возведением занялся архитектор Георг Маттарнови. Сооружение решили возвести на «Зимнедомном канале» — на углу Невы и Зимней канавки. Уже к 1720 году император со всем своим семейством переехал в новый дворец. Там же в 1725 году он умер.

Второй дворец -Зимний дворец Петра I

Public domain/wikipedia.org

Дворец Анны Иоанновны

После своего восхождения на престол в 1730 году,императрица Анна Иоанновна задумалась о расширении дворца. На следующий год после коронации она поручила его перестройку Франческо Растрелли.

По проекту архитектора,дворец занимал бы территорию собственности графа Апраксина,Морской Академии и некоторые другие существующие постройки. Все эти здания выкупили и снесли. Строительство началось в 1732 году и завершилось спустя 3 года. Императрица переехала туда на постоянное жительство.

Третий дворец -Анны Иоанновны

Public domain/wikipedia.org

Фасады здания были направлены на Неву,Адмиралтейство и Дворцовую площадь. На четырех этажах уместились 70 парадных залов,более 100 спален,галерея,театр,большая капелла,служебные и караульные помещения,комнаты дворцовой канцелярии. Почти сразу после своего переезда Анна Иоанновна начала пристраивать к дворцу технические помещения,конюшни и сараи.

Сооружать пристройки продолжили и при следующей императрице,Елизавете Петровне. К 1750 году дворец стал пестрым и грязным. Только 1 января 1752 года императрица приказала создавать пристройки в едином стиле.

Чтобы уместить их все,пришлось вновь выкупать участки по соседству. Архитектор пристраивал новые корпуса,а в конце 1752 года Елизавета Петровна загорелась идеей увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Проект Зимнего дворца нужно было переделать настолько,что архитектор предложил строить его в новом месте с нуля.

Последний Зимний дворец

Императрица подписала новый проект 27 июня 1754 года.

К тому же,9 марта 1755 года Сенат постановил выслать в Петербург дополнительную рабочую силу: каменщиков,плотников,столяров,литейщиков и других. Для повышения спроса на должности потенциальным кандидатам сулили три рубля. Но по приезду людям приходилось соглашаться на любые условия — вернуться обратно самостоятельно не представлялось возможным.

Елизавета Петровна до окончания строительства не дожила. Частично работу принимал Петр III — 6 апреля 1762 года. Однако летом 1762 года правителя свергли с престола,строительство закончилось только при Екатерине II.

Общая площадь дворца составила порядка 60 тысяч кв.м. В самом здании уместилось около 1,5 тысяч комнат. Архитектора Растрелли,который занимался проектированием,с работы сняли. Отделкой интерьеров дворца при новой императрице занимались уже другие иностранные архитекторы под руководством Бецкого. По окончанию строительства дворец имел желтые оттенки в окраске. В середине XIX века появились красные оттенки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector