Усадьба кусково в москве: история создания и достопримечательности
Содержание:
- Итальянский домик в Кусково.
- Можно ли провести всю свадьбу в усадьбе Кусково?
- Грот в Кусково.
- Дворец в Кусково
- Предания усадьбы Кусково
- Усадьба Кусково как зимняя загадка
- Голландский домик в Кусково.
- Голландский домик
- Эрмитаж в Кусково.
- Плафон «Слава рода Шереметевых»
- Оранжерея в Кусково
- Режим работы и стоимость услуг
- Каскад в Сен-Клу
- История усадьбы
- Американская оранжерея в Кусково.
- Усадьба Кусково
- Выставки в музее Кусково
- Режим работы музея Кусково
- Портрет фельдмаршала Шереметева
- «Особливая» Круглая беседка
- Павильон Эрмитаж
Итальянский домик в Кусково.
Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.
Можно ли провести всю свадьбу в усадьбе Кусково?
Да, при желании, Вы можете организовать все торжество на территории, ведь здесь есть все необходимое для полного свадебного дня:
-
Выездная регистрация в усадьбе
С недавних пор в Кусково проводят официальные церемонии регистрации брака. Заключить брак можно в Итальянском домике, Большой каменной оранжерее или садике Итальянского домика.
Стоимость варьируется в пределах от 15 до 31 тысячи рублей, в зависимости от выбранного Вами пакета услуг, места проведения и количества гостей.
Выездная регистрация в Итальянском домике
-
Стоит ли говорить, что на территории усадьбы есть множество прекрасных локаций для фото, об этом я напишу подробнее ниже.
Пример свадебной серии с прогулкой по усадьбе Кусково
-
Банкет в Кусково
С недавних пор можно провести и банкетную часть в усадьбе, в теплое время года на территории к Вашим услугам шатры, в которых можно комфортно провести торжество.
Грот в Кусково.
«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.
Дворец в Кусково
Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.
Дворец в Кусково
Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.
Прихожая-гостинная
Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.
Портрет Петра Борисовича Шереметева
Малиновая гостинная
Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.
Часы-орган
Далее мы попадаем в парадную спальню, которая не использовалась по прямому назначению, а скорее была данью моде тех времен.
Парадная спальня
Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.
Кабинет-конторка
Диванная
Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.
Вседневная опочевальня
Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.
Портрет калмыцкой девочки Аннушки
Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.
В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.
За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.
Картинная
А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома — Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.
Зеркальный зал
Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.
В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.
Предания усадьбы Кусково
В каждой старинной усадьбе существуют легенды и предания, связанные обычно с какой-нибудь реальной романтической историей. Была такая история и в Кусково: глубокой и преданной любви графа к юной крестьянской девушке.
Музой и любовью всей жизни была для Николая Петровича знаменитая крепостная артистка его театра Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова. Ее голосом и игрой на сцене восхищались сама императрица Екатерина II. Параша, как любовно называли актрису, была обладательницей не только выдающегося таланта, но и высоких душевных качеств.
Николай Петрович Шереметев был тайно женат на Прасковье Ивановне. Сын Дмитрий, родившийся от этого брака, унаследовал имение в XIX веке.
Последним представителем рода Шереметевых, владевшим этими землями, стал сын Дмитрия Николаевича — Сергей Дмитриевич.
В XIX веке Кусково утрачивает значение летней усадьбы для пышных приемов и становится любимым местом загородного отдыха москвичей.
После революции 1917 г. усадьба Кусково была национализирована и превращена в музей. В 1937 г. произошло объединение с московским музеем фарфора под общим названием «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В нем собрана крупнейшая в России коллекция изделий керамики, фарфора и стекла из европейских и восточных стран. Общий фонд насчитывает более 50 тысяч экспонатов от древности до наших дней.
Усадьба Кусково как зимняя загадка
Имея фотографии строений бывшей графской резиденции летом и зимой, мы не стали их чередовать. Летнее предназначение не влечет зимнего закрытия, просто с середины октября по середину апреля объекты закрываются на два часа раньше. Но не в этом дело, в снежный сезон недоступны главные прелести, которыми славится усадьба Кусково. Элементы ландшафта, описанные в первом разделе обзора, летом гораздо привлекательнее. Поэтому предлагаем некую викторину, распознать заснеженные строения на фото слайдера в произвольном порядке.
Можно оценить природные изменения предварительно, если планируете зимний визит из-за графика отпусков на работе. Кроме того, убедитесь, что даже в сильный снегопад непроходимыми сугробами усадьба Кусково не завалена. Викторина затеяна беспроигрышная, ничего не теряя, сравниваете зимние виды с летними и находите ответ. Приз один на всех – несколько больший объем информации для оценки привлекательности туристического объекта. Дополнительная опция для постоянных читателей – бесплатное участие в мероприятии.
Голландский домик в Кусково.
Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени.
Голландский домик
Самым первым в 1749 г. был построен голландский домик в память об эпохе Петра Великого. Этот павильон также предназначался для отдыха гостей.
Голландский домик
На первом этаже размещалась кухня, а на втором этаже комната для гостей. Стены этой залы выложены роттердамской плиткой от пола до потолка и украшены предметами с самых разных уголков мира. Хозяин имения подбирал их так, чтобы они проиллюстрировали быт голландцев, каким его себе представлял Петр Борисович Шереметев.
В голландском домике
В голландском домике
Стены голландского домика украшало около 120 картин фламандских художников. С другой стороны парка симметрично голландскому домику был выстроен Грот.
Эрмитаж в Кусково.
В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.
Плафон «Слава рода Шереметевых»
Это самая большая картина в коллекции музея-усадьбы «Кусково». Ее площадь – 110 квадратных метров. Созданная французским живописцем Луи Жан-Франсуа Лагрене в 1761–1762 годах роспись занимает практически всю поверхность потолка танцевального зала дворца. Подобный способ декора интерьеров был очень модным в России XVIII века. Вместе с формальной задачей иллюзорного расширения пространства плафоны нередко выполняли и панегирические функции – прославляли хозяев дома.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
В верхней части плафона танцевального зала изображена Кибела – мать богов в древнегреческой мифологии. Она едет по облакам в колеснице, запряженной львами. На облаках в окружении путти (ангелочков) восседают покровитель искусств Аполлон и муза истории Клио с раскрытой книгой. В центре нижней части композиции представлен обелиск как символ незыблемости, на который опирается герб рода Шереметевых, поддерживаемый богиней мудрости Афиной. Крылатая богиня славы Ника готовится возложить графскую корону на герб, а рядом с юной богиней молвы Фамой, изображенной на картине с двумя трубами, расположилась Фемида – богиня правосудия, которая попирает фигуры божеств зависти и раздора.
Смысл аллегории, который должны были уяснить гости усадьбы, таков: род Шереметевых, покровительствующий искусствам, навсегда останется в истории, и о нем, не уставая, будет трубить молва. А мудрость и добродетель рода, попирая пороки, сохранится в веках.
Оранжерея в Кусково
Далее по парку мы идем к оранжерее. По пути видим обелиск, посвященный Екатерине Великой, в честь ее очередного визита в Кусково.
В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.
Оранжерея
К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.
Режим работы и стоимость услуг
Режим работы: с 15 апр. по 14 окт. 10.00-18.00, с 15 окт. по 14 апр. 10.00-16.00, касса закрывается на час раньше; пн, вт, последняя среда месяца — закрыт
Вход в парк: взрослый билет/учащиеся/пенсионеры 50 RUB. Дворец: 250/100 RUB, Большая каменная оранжерея с выставками: 150/100 RUB, Голландский домик: 100/50 RUB, Итальянский домик: 100/50 RUB. Комплексный билет для индивидуальных посетителей: 500 RUB.
Фото/видеосъемка 100/200 RUB и 1000 RUB для молодоженов. Для иностранцев цены выше.
Экскурсии: от 4000 RUB за группу в зависимости от маршрута; запись на экскурсии: (495) 375-31-31
Каскад в Сен-Клу
«Вид Каскада в Сен-Клу» – одна из шести гравюр в коллекции музея с видами королевских резиденций Франции, созданных аугсбургским мастером XVIII века Мартином Энгельбрехтом в 1730–1750 годах. Произведение, отличающееся высоким уровнем исполнения, является примером мастерской фальсификации.
Фото: mos.ru
С 1730-х годов французский график-пейзажист первой половины XVIII века Жак Риго работал над серией «Королевские дворцы, замки и дома Парижа и его окрестностей», насчитывавшей более 130 листов. Эти произведения были очень популярны среди просвещенной европейской публики. По всей видимости, в мастерской Энгельбрехта копирование листов этой серии воспринималось как коммерчески успешный проект, при этом вопрос этики – указание на листе автора оригинала – уже не стоял.
Французский мастер, который нес убытки от такой неофициальной деятельности коллег, мог только сетовать и предупреждать своих покупателей со страниц популярного журнала Mercure de France:
«Господин Риго только что добавил к своему “Альбому видов и перспектив Королевских резиденций” два новых вида Замка Сен-Маур, принадлежащего его высочеству монсеньору принцу Конди. Все эти виды, а их около ста двадцати, прекрасно подходят как для внимательного и подробного изучения, так и для украшения кабинетов. Продавцы эстампов, торгующие подделками этих видов, выдают их за оригиналы. Чтобы не быть обманутым, обращайтесь к самому господину Риго. В настоящее время он проживает на улице Сен-Жак напротив Колледжа Плезис».
История усадьбы
Первые сведения об усадьбе встречаются в летописях XVI века. Старинное имение, занимающее более 30 га земли, располагалось на востоке Москвы и принадлежало одному из самых богатых дворянских родов России — Шереметевым. В начале XVII века, кроме боярского двора и деревянной церкви, в имении больше ничего не было.
Общий вид на усадьбу
Период его расцвета приходится на XVIII век, когда владельцем усадьбы был граф Петр Борисович Шереметев. Он превратил обычное подворье в роскошный архитектурный ансамбль, состоящий из дворца, парковой зоны и прудов. Хозяин устраивал в усадьбе пышные приёмы, на которые порой съезжались десятки тысяч гостей.
Для увеселительных мероприятий, проводимых во дворе, появились павильоны и изящные беседки. Кроме того, были выстроены здания оранжереи, зверинца, охотничьего домика и кунсткамеры. После революционных событий 1917 года усадьбу национализировали, а через два года она стала Государственным музеем, который впоследствии объединили с коллекцией Музея керамики.
Дворец усадьбы
Усадебную территорию разделяют на три части: запрудную зону со Зверинцем, английский парк «Гай» и строгий французский парк. Лучше всего сохранилась та часть усадьбы, которая расположена в ее центре.
Главное место здесь отведено дворцу или Большому дому, который был возведен по заказу хозяина усадьбы в традициях раннего классицизма. Строительными работами руководил архитектор Карл Бланк, а велись они с 1769 по 1775 годы. Дворцовое здание было выстроено из дерева, которое в дальнейшем оштукатурили и выкрасили нежно-розовой краской.
Церковь Спаса Всемилостивого с колокольней
Украшением фасада служили портики с колоннадой. На том из них, что находился в центре, красовался вензель семейства Шереметевых — под короной графа располагались буквы «PS». Портики с боков украшала резьба. Дворец был двухэтажным. Нижний этаж занимали винные погреба и хозяйственные помещения, а на верхнем этаже хозяин проводил приемы. Попасть во дворцовое здание можно было по парадной лестнице.
Павильон «Грот»
Для встречи гостей или небольших приемов существовал Итальянский домик. Его построили в середине XVIII века под руководством Юрия Ивановича Кологривова.
На берегу пруда до наших дней сохранился изящный Голландский домик. Он появился раньше других усадебных строений. Необычное название было выбрано хозяином Кусково – Шереметевым, как память о любви царя Петра I к Голландии. Домик окружал сад с тюльпанами, и выглядел он очень празднично и привлекательно.
Павильон «Оранжерея»
Еще одно необычное сооружение – барочный павильон «Грот», олицетворяющий стихии воды и камня. Строили его по проекту Ивана Петровича Аргунова целых 6 лет, начиная с 1755 года. Стены павильона декорированы известковым туфом и разноцветным стеклом.
Для тех, кто хотел уединиться, существовал павильон «Эрмитаж», выполненный в традициях раннего классицизма. Здесь гости могли провести приватную беседу и даже пообедать, так как в зал «Эрмитажа», расположенный на верхнем этаже, специальные механизмы поднимали обеденный стол.
Итальянский домик
На востоке парковой зоны находится «Вольер» – большая округлая деревянная клетка, предназначенная для необычных птиц. В центральной части павильона «Оранжерея» устраивали танцы и концерты. Застекленными переходами она соединялась с другими, меньшими по размеру павильонами. Для удовлетворения духовных потребностей в имении Шереметевых стоял храм Спаса Всемилостивого.
Голландский домик
Американская оранжерея в Кусково.
Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.
Усадьба Кусково
Безусловно, центральный элемент всего ансамбля — Шереметевский дворец, созданный в полном соответствии со вкусами и правилами русского дворянского быта и искусства XVIII века. Сохранившееся оригинальное убранство интерьеров позволяет посетителям любоваться произведениями русской и западноевропейской живописи, портретами русских императоров, а также хозяев дворца в нескольких поколениях — графов Шереметевых. Строительство дворца велось с 1769 по 1775 гг. Одноэтажное здание поставлено на высокий каменный цоколь, фасад здания вытянут вдоль Большого пруда. Анфиладное расположение комнат (парадные залы, камерные комнаты, танцевальная зала, карточная, бильярдная и другие) отвечает тогдашней моде. В отделке интерьеров принимали участие талантливые художники и мастера из России и других стран. Убранство залов не повторяется, но все вместе они образуют гармоничное целое с единой художественной идеей.
Выставки в музее Кусково
- В Большой каменной оранжерее: «Ода стеклу». Посвящена истории стекольного дела с античности до XX века.
- В павильоне «Эрмитаж»: «Невозвратный мираж пасторального рая…» Галантный век в фарфоре. Представлены произведения крупнейших европейских мануфактур ХVIII – начала XIX вв.
- В Американской оранжерее: «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII – начала XX вв.».
- «Храм добродетели душа ее была». Посвящена Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). Расположена в восточной части Дворца в покоях Графа Николая Петровича.
Возвращаясь из оранжерей к центральной аллее, не забудьте заглянуть в большую резную беседку в виде клетки — Вольер для птиц. Там живут павлины и золотые охотничьи фазаны.
Режим работы музея Кусково
Музей открыт ежедневно:
- Дворец, Грот, Итальянский домик, Голландский домик — с 10.00 до 16.00
- Американская оранжерея, Большая каменная оранжерея, Эрмитаж и Регулярный французский парк — с 10.00 до 18.00
- Кассы работают с 10.00 до 17.30
Музей закрыт:
- понедельник и вторник, последняя среда месяца — санитарный день.
- Каждое 3-е воскресенье месяца музей работает бесплатно.
Стоимость входа в музей Кусково (руб.)
Ниже представлена стоимость входа в усадьбу и музеи
Объект посещения/Взрослый билет/ учащиеся, пенсионеры др.
- Архитектурно-парковый ансамбль XVIII века — 40 /30
- Дворец — 150/50
- Эрмитаж с выставкой — 100/50
- Большая каменная оранжерея с выставкой — 150/50
- Голландский домик — 50/40
- Итальянский домик — 50/40
- Грот — 100/50
- Американская оранжерея с выставкой —150/50
- Фото / видеосъёмка / свадебная съемка —100/200/1000
Приобретенный билет в один из парковых павильонов дает право входа на территорию музея.
В музее проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю, экспозициям и выставкам. Посетители имеют возможность заказать экскурсионное обслуживание предварительно или непосредственно в день посещения музея.
Для детей
Для младших и старших школьников предлагаются разнообразные детские программы, игры-путешествия и игры-занятия.
Портрет фельдмаршала Шереметева
Самая курьезная из картин кусковского собрания – «Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева» – создана П.Г. Красовским в 1748 году. Красовский, известный из документов XVIII века как «живописец блафонов и тупых мест» (то есть художник, создающий потолочные картины-плафоны и картины-обманки для тупиковых аллей регулярного парка), был своеобразным художником-декоратором. Написанный им портрет графа немного неуклюж – у Красовского явно были проблемы с изображением анатомически правильного тела, особенно в сложном ракурсе. Как нередко происходило в то время, в процессе создания портрета художник просто скопировал композицию с имевшейся у него гравюры и вписал туда голову Шереметева. Сложно сказать, кто был представлен на гравюре, но она воспроизводила одну из работ французского мастера парадного портрета Гиацинта Риго.
Фото: mos.ru
В Национальном музее Стокгольма хранится портрет шведского короля Карла XII работы Риго. На нем король представлен в той же позе, на сходном фоне, с теми же атрибутами и даже в точно таких же латах с маскароном в виде льва, что и Шереметев на портрете Красовского. Вероятно, заказчик, сын фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев, не знал о существовании портрета шведского короля, иначе вряд ли одобрил бы изображение отца в доспехах его главного противника периода Северной войны.
«Особливая» Круглая беседка
Исторический облик Кускова составляют деревянный дворец, парковые павильоны и регулярный парк. Наряду с сохранившимися постройками в XVIII веке на территории усадьбы находились разнообразные архитектурные «затеи», о которых мы можем судить только по картинам, гравюрам и чертежам того времени. Гравюра «Проспект Особливой Круглой Беседки на канале в конце Кусковского сада», созданная французским мастером П.Ф. Лораном в 1771–1774 годах, хранит образ утраченного бельведера (от итальянского bello vedere – «прекрасный вид»).
Фото: mos.ru
Легкий нарядный павильон предназначался для обозрения кусковских видов. Фасады его были разделены сдвоенными пилястрами, арочный фронтон над входом украшал картуш с вензелем графа Петра Борисовича Шереметева – PS. Сквозь два ряда окон свет беспрепятственно попадал в павильон. Перекрытие бельведера было выполнено в виде купола, покоящегося на сложном восьмигранном барабане с круглыми окнами. Павильон украшала балюстрада с вазонами и скульптурой, установленная по краю карниза.
Павильон Эрмитаж
Сохранился в парке и павильон Эрмитаж, в котором отдыхали самые приближенные к графу Шереметеву гости. Подобный домик с таким же названием существует в Петергофе.
Павильон Эрмитаж
Также как в Петродворце, в Эрмитаже в Кусково два этажа. Внизу размещалась прислуга, которая готовила угощения и сервировала стол. Гости размещались на втором этаже, на который их поднимал специальных лифтовой механизм. Когда приходило время обеда, стол опускался вниз, также с помощью специального устройства, и поднимался уже с самыми разнообразными блюдами. Это позволяло знатным посетителям совсем не сталкиваться с обслуживающим персоналом. В XIX веке подъемный механизм Эрмитажа сломался и в настоящее время мы уже не сможем увидеть его в действии. К сожалению, были утрачены многие предметы интерьера этого павильона. Сейчас его в основном используют как выставочный зал.