Усадьба-музей и парк «кусково» в москве

Итальянский домик в Кусково.

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

Дома для «зеленых питомцев»

А это – Большая каменная оранжерея (1763 г.)

Многие поначалу принимают ее за дворец.

Что неудивительно, принимая во внимание масштабы и совершенное архитектурное исполнение этого «агропромышленного здания». Между прочим, архитектор, который спроектировал оранжерею — Федор Аргунов, был крепостным

Между прочим, архитектор, который спроектировал оранжерею — Федор Аргунов, был крепостным.

Обратите внимание, как зеркалят друг друга здания Дворца и Оранжереи, расположенные на противоположных сторонах парадного партера. Издалека вполне можно перепутать

Издалека вполне можно перепутать.

Всевозможные обманки во времена «галантного века» вообще были в моде.

А самое интересное – Большая каменная оранжерея действительно иногда использовалась для приема гостей!

В ее центре был спроектирован «воксал» — круглый зал с хорами для музыкантов. В нем устраивались танцевальные вечера.

Усталые танцоры могли уединиться в остекленных галереях, где выращивались экзотические растения.

Летом кадки с экзотами выносили в парк (как сейчас это делают в исторических садах Европы) и стригли их кроны в форме различных фигур – кораблей, животных.

Получалась своеобразная «зеленая архитектура».

Внутрь Большой оранжереи можно попасть — сегодня в ней расположен Музей керамики.

Пикники и шашлыки

После долгой зимы жители столицы по традиции любят отдохнуть на природе и поесть шашлык на чистом воздухе. По закону разводить костер в лесах и парках запрещено. В Кодексе столицы об административных правонарушениях за использование мангалов и разведение костров в неположенных для этого местах в зоне московских лесопарков предусмотрены штрафные санкции в сумме 5 тысяч рублей. Это нужно делать лишь в отведенных для пикников зонах. Одним из таких специально оборудованных мест отдыха столицы, которое имеет крытые деревянные беседки, лавочки со столиками, мангалы, урны, является Кусково (парк). Шашлыки здесь приготовить можно бесплатно. В кусковском лесопарке оборудованы семнадцать специальных площадок: десять бесплатных и семь платных специализированных «гриль-домиков». Бесплатные беседки для пикника расположены на западной части берега Большого Дворцового пруда, в зоне Рассветной аллеи и в северо-западной зоне лесопарка. В них есть столы, лавочки, мангалы. Единственный недостаток – это отсутствие навесов. Более комфортный семейный пикник можно устроить в платном «гриль-домике». Забронировать его можно на сайте парка. А вот бесплатные пикниковые беседки занимать лучше с утра пораньше, так как на них немало желающих, особенно в праздничные и выходные дни.

Американская оранжерея усадьбы Кусково

Между тем строилась Американская оранжерея продуманно, от расположения на территории до устройства остекления. На высотной фотографии, почти точно ориентированной по сторонам света, видна позиция здания в усадьбе. Одна продольная сторона ориентирована на солнечный юг, вторая защищена парковой растительностью. С точки зрения общей планировки участка оба тепличных здания логично замыкают ландшафтную часть парка. Ничего, кроме подселенного музея, не препятствует возвращения тепличных функций, однако вопрос не обсуждается.

Ничего против музея керамики не имеет ни обозреватель, ни большинство наших читателей, смею предположить. Тем более, что его коллекция фарфора по широте представленных эпох, стран и производителей считается одной из ценнейших в мире. Однако как легко музей приняла Американская оранжерея, столь же просто подобрать новое расположение. Это доказывают примеры использования под экспозиции бывших заводских помещений, из Москвы перемещены многие предприятия. Промышленные здания несложно переоборудовать, это доказано.

Так обрел пристанище институт русского реалистического искусства, фактически – частный музей живописи прошлого века. Он оборудовал выставочные площади в бывшей котельной старинной ситценабивной фабрики. Территория погубленного автозавода имени Ленинского комсомола приютила музей Московский транспорт, в автобусном гараже обосновался Еврейский музей. Примеры есть и вне столицы, Тульский военно-исторический музей занял здание бывшей электростанции. Как говорится, было бы желание, но нет его.

Фото с более близкого расстояния представляет конфигурацию здания, рассчитанного на тропические растения. Американская оранжерея состоит из нескольких корпусов различной освещенности, которую подбирали под определенные виды. Насколько обширные стеклянные панели благоприятствуют осмотру фарфоровой экспозиции, не проверено. Музей запрещает фотографирование, нет даже платного, и строго это контролирует. Ладно бы сами использовали шедевры для выпуска сувениров, нет и этого.

На оранжерее написано – теплицы, а внутри… фарфор

Не сравнивая ценности экспонатов, заметим, что есть заведения, использующие шедевры для копирования на сувенирах. Так делает, например, выставка миниатюр всемирной истории в Измайловском кремле, где и фотографировать можно. Пластилиновые скульптуры исторических деятелей, существующие в единственных образцах, украшают магниты для квартирных холодильников. Здесь получается – ни себе, ни людям, а предполагаемые конкуренты давно исчезнувших фабрик эти фото имеют.

По живописности конструкции Американская оранжерея соседнему зданию уступает, она более конкретно предназначена для тепличного хозяйства. Можно предположить роль наклонных панелей в регулировании внутренней освещенности, а козырьки над кровлей непонятны. Хотя, возможно, какую-то часть светового потока они внутрь направляют. Бесполезно гадать, покуда не возникнет всерьез вопрос о возвращении зданию исконного предназначения. Видимо, общее руководство усадьбы и музея хорошо сдружилось и разлучаться не намерены.

Своими боковыми флигелями Американская оранжерея напоминает школьный спортивный зал, пригодный для волейбола и футзала. Касательно возвращения тепличного профиля деятельности что-либо определенное можно сказать только после изучения отопительной системы. Дровяное сейчас вряд ли приемлемо, нужно рассматривать возможности модернизации. Централизованной котельной при прогулках по территории усадьбы не замечено. Здешний Дворец – летний, хотя печей и каминов в нем достаточно.

В силу древности происхождения и хорошей сохранности Американская оранжерея остается заметной достопримечательностью Кусково. Этого не изменит ни перемена деятельности, ни продолжение существования фарфоровой экспозиции. Вывеска о тепличном назначении права в части прошлого усадьбы, конструктивное устройство здания это подтверждает. Именно историческим прошлым ценна Американская оранжерея, представляя одно из увлечений хозяев самой старой дворянской усадьбы.

Грот: 24 вида раковин тропических морей

Павильон «Грот» стоит особняком в архитектурном комплексе Кусково.

Сегодня это единственный на всю страну павильон, сохранивший свою отделку с 18 века.

Недавно завершилась полномасштабная реставрация здания, в результате которой восстановлены также интерьеры с уникальным «ракушечным» декором.

Когда я делала эти фото, реставрация еще велась.

А теперь, насколько я понимаю, можно туда попасть и увидеть уникальные глиняные скульптуры и сюжетные панно, инкрустированные «доспехами морских жителей» — кораллами, ракушками, перламутром.

В этих экзотических «гротических» интерьерах владельцы усадьбы давали торжественные обеды для императоров. П.Б. Шереметьев в 1775 принимал здесь Екатерину II, а его правнук через 100 лет угощал Александра III.

Были фрукты, шампанское и пение цыганского хора.

Идем далее.

Что хранит Большая каменная оранжерея

Шереметевский графский герб повторен и внутри павильона, в высоком вестибюле центральной части строения. Ниже помещен парадный портрет Бориса Павловича Шереметева, виднейшего представителя семейства, родоначальником которого был некий давний предок, общий с родом Романовых. Под портретом установлены живописные керамические вазы с цветочными букетами.

Парные вазы предоставлены Музеем керамики, составляющими с усадьбой Кусково единый комплекс. Его экспозиция располагается в правом, восточном крыле Большой каменной оранжереи. На левой стене вестибюля помещено необычно объемистое описание картинной галереи, от истории художественных собраний вообще до конкретных экспонатов.

Кусковское собрание портретов знатных особ, которое хранит Большая каменная оранжерея, включает более чем 120 полотен, написанных русскими и иностранными мастерами. Это вовсе не фамильная летопись, в коллекции не так много изображений представителей рода Шереметевых. Историческая ценность картинной галереи в широком охвате персонажей прежде всего российской истории, но и не только.

Российские властители представлены наиболее широко, особенно семейство Романовых, по происхождению родственное Шереметевым. Сохранились также портреты их предшественников, из рода Рюриковичей, в том числе Ивана Грозного. Представлены знатные придворные, государственные деятели и военачальники вплоть до конца XVIII века.

Изначальный владелец здешних земель князь Алексей Михайлович Черкасский, породнившийся через женитьбу дочери с Шереметевыми, изображен на верхнем левом портрете. Ниже – Федор Алексеевич Головин, опекавший Петра Первого в начале царствования по просьбе его отца Алексея Михайловича и спасший от стрелецкого мятежа.

Портрета самого фельдмаршала Борис Шереметев не быть в картинной галерее просто не могло. Его портрет большего размера, чем другие, помещен напротив входной двери. Преданный петровский денщик, затем светлейший князь и генералиссимус Меншиков запечатлен на картине в середине правого вертикального ряда.

Властители России и Европы

На представленных в обзоре фото нет портрета Петра Великого, но в его отсутствие здесь никто не поверит. Есть в галерее и портрет великого реформатора и других правителей Российской империи. Вторая жена Петра I, императрица Екатерина I – в центре первого квадрата из девяти портретов. Ниже, возле бюста – правившая после нее Анна Иоанновна.

Екатерину Великую многие отыщут самостоятельно. Подсказка в том, что на ее голове главная корона Российской империи. Перед императрицей Золотого века страной правила дочь Петра, Елизавета Петровна, а на двоих эти две дамы царили целых 54 года. Портрет Елизаветы отыщите самостоятельно, по иллюстрации обзора или при личной поездке. И кто такие — дети на двух последних портретах?

Осталось упомянуть о европейских монархах, которых представляет Большая каменная оранжерея в графской картинной галерее. Многие известные личности здесь представлены, например, австрийская императрица Мария Терезия, правившая 40 лет. Здесь и ее дочь Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, казненная на гильотине французской революции, в том числе за передачу соотечественникам-австрийцам военных секретов Франции.

Удивляет женская красота супруги Георга Третьего, Софии Шарлотты, которой приписывают внедрение наряженных елок на городских улицах. Известна знанием ботаники, участием в создании Королевского ботанического сада и изобретением яблочного десерта — шарлотки из запеченных в тесте фруктов, который известен и популярн во многих странах. Присутствуют портреты Людовика XV Бурбона, испанского монарха Карла Третьего и других.

После постройки Большая каменная оранжерея использовалась по прямому назначению, в ней растили южные фрукты для угощения и удивления гостей. Здесь также зимовали экзотические растения, на лето их выставляли в парк. Размещение живописной коллекции вынудило закрыть наклоненное внутрь остекление, чтобы развесить портреты, а глухую стену оформили так же для симметрии. Разница только в едва видимых участках остекления вверху и колоннах по одной стороне.

Усадьба в наши дни

Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.

Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:

  • «Здравствуйте, я ваша тётя!»
  • «Виват, гардемарины!»
  • «Ширли-Мырли»
  • «Тайны дворцовых переворотов»

История строительства

@tatium01

Усадьба Кусково, если верить источникам, существовала еще в XVI веке, однако широкую известность она приобрела двумя веками позднее, когда ее начал активно застраивать граф Шереметьев. До него на территории в 30 гектар не было ничего, кроме церкви и барского двора.

В 60-е годы XVIII века Шереметьев начал строить для своей супруги, крепостной актрисы Жемчуговой, Воздушный театр, чтобы она могла выступать в нем. На его сцене показывали постановки Колычева, Монсиньи и других известных авторов тех времен. Здание театра не сохранилось, однако его планируют восстановить.

Главная постройка комплекса – дворец – появилась в 70-е годы XVIII века. Большой дом, как его еще называли, принимал именитых гостей. В нем устраивали крупные праздники и встречи, а также театрализованные представления.

В 1792 году на месте старой церкви, которая стала разрушаться, построили новый храм. До сегодняшнего дня сохранить внутренний декор не удалось, хотя службы в нем по-прежнему проводят.

Примечания

  1. Юрий Стародубов. Царское это дело. Что надо обязательно увидеть туристам на Востоке столицы // Восточный округ. — 2020. — № 22 (111) за 26 июня. — С. 13. Архивировано 24 июля 2020 года.
  2. Елена Лебедева. Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково. // Интернет-журналPravoslavie.ru (13.08.2004). Проверено 3 июля 2020.
  3. Кусково // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Юрий Стародубов. Курсант Молдагулова жила в усадьбе Кусково // Восточный округ. — 2015. — № 7 (96) за 6 марта. — С. 5. Архивировано 15 марта 2015 года.
  5. А.В. Малышева. Шереметевский грот в стиле рококо // Вестник «Зодчий. 21 век» №1 (62) 2017
  6. Памятники Москвы буржуазной // Московское наследие. — 2014. — № 5(35). — С. 14—17.
  7. Фото таблички. (недоступная ссылка)
  8. Перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ) города Москвы по административным округам

Эрмитаж в Кусково.

В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.

История строительства

@tatium01

Усадьба Кусково, если верить источникам, существовала еще в XVI веке, однако широкую известность она приобрела двумя веками позднее, когда ее начал активно застраивать граф Шереметьев. До него на территории в 30 гектар не было ничего, кроме церкви и барского двора.

В 60-е годы XVIII века Шереметьев начал строить для своей супруги, крепостной актрисы Жемчуговой, Воздушный театр, чтобы она могла выступать в нем. На его сцене показывали постановки Колычева, Монсиньи и других известных авторов тех времен. Здание театра не сохранилось, однако его планируют восстановить.

Главная постройка комплекса – дворец – появилась в 70-е годы XVIII века. Большой дом, как его еще называли, принимал именитых гостей. В нем устраивали крупные праздники и встречи, а также театрализованные представления.

В 1792 году на месте старой церкви, которая стала разрушаться, построили новый храм. До сегодняшнего дня сохранить внутренний декор не удалось, хотя службы в нем по-прежнему проводят.

Грот: 24 вида раковин тропических морей

Павильон «Грот» стоит особняком в архитектурном комплексе Кусково.

Сегодня это единственный на всю страну павильон, сохранивший свою отделку с 18 века.

Недавно завершилась полномасштабная реставрация здания, в результате которой восстановлены также интерьеры с уникальным «ракушечным» декором.

Когда я делала эти фото, реставрация еще велась.

А теперь, насколько я понимаю, можно туда попасть и увидеть уникальные глиняные скульптуры и сюжетные панно, инкрустированные «доспехами морских жителей» — кораллами, ракушками, перламутром.

В этих экзотических «гротических» интерьерах владельцы усадьбы давали торжественные обеды для императоров. П.Б. Шереметьев в 1775 принимал здесь Екатерину II, а его правнук через 100 лет угощал Александра III.

Были фрукты, шампанское и пение цыганского хора.

Идем далее.

«Кусково, милый уголок, Эдема сколок сокращенный…»

Вид на усадьбу

О, не только И. М. Долгоруков посвятил кусковской усадьбе лирические строки, приведенные выше. Воспевали Кусково и другие поэты, и без особого преувеличения. Имение Шереметева называли подмосковным Версалем; им восхищались не только именитые вельможи и искушенные царедворцы, но и коронованные особы, в том числе европейские монархи.

Работы над созданием дворцово-паркового ансамбля продолжались сорок лет.  Отведенную под усадебное великолепие местность (около 230 Га) трудно было назвать живописной: она представляла собой болотистое редколесье. Собранные из многочисленных имений крепостные рубили и расчищали просеки под будущие аллеи, копали каналы, наводили мосты, работали на строительстве зданий и сооружений.

«Генеральный проспект усадьбы Кусково». Гравюра П. Лорана по рис. М. Махаева. 1770-е

Вероятно, замысел планировки усадьбы принадлежал Кологривову — его идеи граф целиком одобрял и всем предписывал «…сделать так, как скажет Юрий Иванович».  Проект был грандиозным — недаром Кологривов по поручению Петра столько лет провел в Европе. Выступая на дипломатическом поприще, он скупал для царских коллекций произведения западноевропейского искусства, курировал посланных из России учиться будущих архитекторов, сам овладел знаниями и навыками зодчего, а выучив четыре языка, занимался переводами научных трудов.

Вообще, биография Кологривова — достойный сюжет для авантюрного романа. В 1719 г. он, видимо, остерегаясь подозрений в сочувствии казненному царевичу Алексею, исчезает из поля зрения российских официальных лиц на несколько лет и возвращается на Родину уже при Петре Втором, служит в Монетной комиссии, но, в основном посвящает себя архитектуре. Это не спасает его, однако, от обвинения в причастности к заговору Артемия Волынского и тюремного заключения. Двери темницы распахнет перед ним кончина императрицы Анны. Постаревший Кологривов станет дворцовым архитектором Черкасского, а впоследствии — Шереметева, с кем до последнего дня его будет связывать крепкая дружба. Ранние постройки кусковской усадьбы осуществлены при его непосредственном участии — деревянные павильоны, Голландский и Итальянский домики и другое. Скончался Ю. И. Кологривов в 1754 г. и упокоился на погосте Успенской церкви.

Канал Дворцового пруда выведен на линию Вешняковской перспективы

В центре усадьбы Шереметева — французский регулярный парк с множеством строений, знакомящих посетителя с тенденциями в европейской архитектуре XVIII-XIX веков. Рукотворный ландшафт продолжался английским парком «Гай», один из проездов которого дал название современной улице Старый Гай, проходящей в километре от дворцового комплекса. Графский дом, на месте которого уже после кончины Варвары Шереметевой вырос величественный дворец, стоял на берегу Большого Дворцового пруда, а напротив  начиналась так называемая запрудная часть с павильонами и большим зверинцем.

«Проспект Особливой беседки в Зверинце, находящемся на канале в конце кусковского сада». Гравюра П. Лорана по рис. М. Махаева. 1770-е

Обширный парк прорезали три луча «перспектив», идущих от Большого Дворцового пруда. Так называемая «Вешняковская перспектива» продолжая линию центральной оси усадьбы и канала, завершалась видом на Успенскую церковь, столь знакомую и дорогую Варваре Алексеевне. Западнее прошел нынешний Кусковский просек, выводящий к платформе Плющево, а восточным лучом служила  диагональ, идущая через зверинец. Здесь построили готический Охотничий домик и множество беседок, но от этих деревянных, как правило, павильонов не сохранилось ничего. Главные просеки соединяли многие тропы и дорожки, незаметно деля природный парк на геометрически правильные участки, сходились и вновь разбегались по парку. К усадьбе примыкали охотничьи угодья, и гостям графа было где развлечься в духе того времени.

Памятный камень в начале Вешняковской перспективы

Впрочем, полюбоваться красотами Кусково могли все желающие — при соблюдении правил приличия. На одном из информационных стендов во французском парке сегодня можно прочитать строки из распоряжения графа П. Б. Шереметева: «…Гуляльщиков в сад пускать в положенные от меня дни притом наблюдать, чтоб гуляли смирно и в саду б ничего не ломали и не рвали бесчинств, ссор и драк не заводили ежели такие будут высылать вон» (орфография сохранена). В «положенные дни» в Кусково тянулись вереницы карет любознательных посетителей; чинно прогуливался и люд попроще.

Живописная Вешняковская перспектива

Усадьба Кусково

Оказавшись на территории парка сразу же чувствуешь себя словно шагнул в прошлое с помощью машины времени. Сразу представляется, как по это самой липовой аллее прогуливаются знатные особы, гуляют дамы с собачками, а кавалеры скачут на конях.

Первый вопрос, возникающий в голове при упоминании Кусково связан с названием. Почему именно Кусково? Все весьма прозаично. Первое упоминание о Кусково уходит корнями в 1623 год, до этого момента у графа Бориса Петровича Шереметева был во владении лишь один небольшой надел, сам граф называл его «кусок», прочие же земли принадлежали Алексею Михайловичу Черкасскому, будущему государственному канцлеру. С ним и породнился граф Шереметев сосватав своего сына за дочь канцлера. После этого Шереметевы стали единоличными хозяевами Кусково, а название сохранилось.

Дворец появились здесь гораздо позже, только к 1774 году. Любопытным фактом может послужить и то, что над всем архитектурным ансамблем усадьбы работали крепостные архитекторы Фёдор Аргунов и Алексей Миронов.

Перед дворцом раскинулся Большой дворцовый пруд, а за прудом видна территория запрудного парка Кусково.

Вход во дворец платный, при входе на территорию музея Кусково мы купили комплексный билет в который входит посещение всех павильонов усадьбы и дворца.

Экспозиция дворца это интерьеры. Можно долго любоваться и красотой интерьеров и уникальностью постройки и расположения комнат. Комнаты идут одна за одной, двери в них сделаны на одной оси, таким образом выход из предыдущей комнаты является входом в следующую. Сами же комнаты располагаются напротив от окна, таким образом впуская максимальное количество света в помещение.

«Большой дом», так называли дворец в XVIII веке, был построен в стиле классицизма. Он являлся увеселительной резиденцией графа Петра Борисовича Шереметева.

Дворец Шереметевых одно из немногих архитектурных наследий, в котором все сохранилось в первозданном виде, вплоть до дощатых полов, каминов и печей.

Прогулка по дворцу выводит нас в большую залу, предназначавшуюся для торжественных церемоний и балов, отсюда симметричные входным выходные двери выводят нас из дворца в парк Кусково.

Ландшафтный дизайн галантного века

Аллеи регулярного парка делили его рядами подстриженных кустарников на участки правильной формы — треугольные боскеты, которые, сходясь, образовывали открытое пространство в виде многолучевых звезд. Внутри боскетов высаживались яблони, сливы, вишни. Летом аллеи украшали особым образом: наряду с множеством мраморных статуй здесь появлялись деревья, которым ножницы садовников придавали причудливые формы бахусов, сидящих и лежащих собак, кур и гусей.

Липовая аллея зимой

В подмосковных лесах выкопали и пересадили сюда 700 липовых деревьев. Им также придавали вычурную форму. При благоустройстве кусковского комплекса в 1970-х в парке высадили уже 29 тысяч молодых липок, и тем, что обрамляют дорогу вдоль пруда к дворцу,  как и два века назад, сформировали шаровидные кроны.

Шаровидно подстриженная липа

В современном кусковском лесопарке, занимающем площадь около 300 Га, можно прогуливаться по липовым, дубовым, березовым, лиственничным аллеям — последние особенно красивы поздней осенью, когда покрыты медленно осыпающейся солнечно-оранжевой хвоей. Пространство между дворцом и Большой каменной оранжереей занимают клумбы и лабиринты.

Декоративный лабиринт

Водное хозяйство Кусково — 17 прудов, в которых разводили разных пород рыб и регулярно вылавливали, чтобы подавать к барскому столу. Рыбы хватало: однажды из Большого пруда неводом достали около двух тысяч карасей. В прудике перед Голландским домиком караси были особые, ручные — по звону колокольчика они подплывали к месту кормления. Петр Борисович внимательно приглядывал как за строительством усадебных зданий и разбивкой парка, так и за своим рыбным хозяйством. Не жалея денег на приемы императрицы, он, тем не менее, успевал замечать и такие мелочи, как недостача в привезенной партии дорогой рыбы трех форелей…

Большой дворцовый пруд

Екатерина посещала Кусково не раз, в том числе в сопровождении то польского, то австрийского монархов, и однажды, растроганная пышностью приема, щедро одарила крепостных актрис, а хозяина отблагодарила обелиском из дорогого мрамора, который тот повелел установить в центре регулярного парка. Другой, увенчанный статуей Минервы схожий с ним монумент, из того же мрамора, располагается также на центральной оси усадьбы.

Мраморный обелиск и надежно укрытые скульптуры

И второй мраморный монумент

Кроме не дошедшего до нас деревянного кусковского театра был в усадьбе и театр под открытым небом. Его называли Воздушным театром. Необходимую акустику обеспечивали плотные березовые посадки за насыпной сценой, актеры выходили из-за еловых кулис, а зрители рассаживались в амфитеатре на полукруглых дерновых скамьях, подкладывая под мягкие места еще более мягкие подушечки. Оркестровую яму укрывала цветочная клумба; для актерских уборных зеленые насаждения выстригли в виде двух круглых башен.

Кулисы Воздушного театра

Своим присутствием удостоили кусковскую усадьбу Александр III с супругой и наследником — будущим императором Николаем II. Наверное, это было не первой встречей последнего российского самодержца, еще не вступившего на престол, и последнего владельца шереметевского имения — Сергея Дмитриевича, внука крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. Кстати, свой творческий псевдоним графиня-крестьянка получила благодаря выловленной в Большом дворцовом пруду раковине с маленькой жемчужиной. А высочайшие гости Сергея Дмитриевича посадили в парке три дуба, которые живы и поныне.

Императорские дубы

Помимо содержащихся в зверинце множества зайцев, лис, волков и оленей, изобильного рыбного хозяйства, во французском парке установили высокий ажурный вольер, в котором и этой осенью можно было увидеть павлинов. По краю парка, ныне примыкающем к улице Юности, расположились домики-менажереи для птиц водоплавающих.

Вольер для павлинов

…А вот и павлин!Менажереи

Набережную Большого пруда, занимающего 12 Га, одели в камень и украсили балюстрадой, в середине которой устроили широкую лестницу для спуска к судам потешной флотилии. В центре насыпали остров и устроили на нем небольшую крепость.

Остров

В честь победы в русско-турецкой войне здесь была разыграна настоящая баталия — русские моряки под гром пушек штурмовали неприятельские укрепления. От пруда тянулся 350-метровый канал, завершенный утраченными к нашим дням фонтанами, а в темное время суток в вазах  стоящих по обе стороны канала колонн пылало подожженное масло.

Осветительные приборы Большого дворцового пруда

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Бесплатное посещение

Есть способы и бесплатно посетить музей Кусково:

1. Акция «Ночь в музее» — это день, когда многие музеи открывают свои двери для свободного входа. Чаще всего свободным вход в рамках акции становиться во второй половине дня, ближе к вечеру. Музейный комплекс Кусково начал акцию «Ночь в музее 2019» в 15:00 и проводил её до 18:00.

2. Третья неделя месяца по четвергам. Многие уже наслышаны об акции бесплатного посещения музеев в третье воскресенье месяца. Так вот, теперь это целая музейная неделя, на которой в определённые дни недели музеи проводят бесплатное посещение. Для Кусково – это каждый четверг на третьей неделе месяца.

3. Для льготных категорий населения, а также для работников музеев – вход в парк и музеи Кусково – бесплатный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector