Метро стамбула : карта, фото, описание
Содержание:
- Новый аэропорт Стамбула как добраться до центра
- Операционные станции
- Билеты и проездные в Стамбуле
- График работы
- По району
- Аэропорт Ататюрка — аэропорт Сабиха Гекчен
- Линии стамбульского метро
- Метро
- Обзор сети
- Климат и растительность Стамбула
- Что еще надо знать про стамбульский метрополитен
- Станции
- Метро Стамбула
Новый аэропорт Стамбула как добраться до центра
1. Линия метро M11
Линия M11, которая официально называется линия метро Гайреттепе — Стамбул М11, или линией нового аэропорта в Стамбуле M11 (тур. Gayrettepe — İstanbul Yeni Havaalanı Metro Hattı) — это скоростная транзитная линия метро Стамбула, которая еще строится. Главная ее задача — обеспечить прямой и быстрый доступ от нового аэропорта Стамбула, который построен в районе Арнавуткёй до главного коммерческого и делового района города — Левента (Levent).
На территории Стамбула линия метро пройдет через районы Шишлы ( Şişli), Эйюп (Eyup) и Арнавуткёй (Arnavutköy). Станции на линии метро будут расположены довольно далеко друг от друга. В юго-восточном конце ветки метро у M11 будет только две станции на территории городской зоны: Гайреттепе ( Gayrettepe) — действующая и Кясхане (Kağıthane) — строится.
Общая длина М11 — 37,2 км, всего будет построено девять станций. Время в пути, которое будут тратить пассажиры, чтобы добраться к новому аэропорту Стамбула — 30 минут.
Участок линии метро М11 начнется от существующей уже станции метро Гайреттепе (Gayrettepe) на линии М2. Линия M11 будет соединена с другими линиями скоростного транспорта на станции Gayrettepe до M2 Yenikapı – Hacıosman и в аэропорту — до линии высокоскоростных поездов. Первая очередь линии метро Gayrettepe — YHL — Halkalı обеспечит перевозку из центра Стамбула в 3-й аэропорт Стамбула.
Станции: Gayrettepe — Eyup — Кемеrburgaz — Gokturk — Ihsaniye — Новый аэропорт (cм. карту)
Когда линия будет завершена, ее свяжут с линией метро M2 Yenikapı — Hacıosman и станцией метробуса на станции Gayrettepe.
В настоящее время в новый аэропорт Стамбула на метро можно доехать по следующим маршрутам:
до станции Еникапы (Yenikapı), здесь возможна пересадка на зеленую линию метро M2, красную линию — M1 и линию Мармарай (Marmaray), один из двух подводных тоннелей Стамбула), далее на автобусе Ist-1
до станции метро площадь Таксим( зеленая линия метро M2), далее автобусом Ist-19
до станции метро Mecidiyeköy(зеленая линия метро M2), далее автобусом H-2
Воспользовавшись картой метро Стамбула, каждый путешественник с легкостью определит станцию, где надо будет сделать пересадку, чтобы попасть в свой отель. Карту мы опубликовали ниже.
Стамбульский метрополитен доступен для проезда по карточке метро и жетону, их продают в специальных автоматах. Стоимость одной поездки в метро — 5 турецких лир (61 руб.) в одну сторону, стоимость жетона на 2 поездки — 8 тур. лир. Жетоны продаются в автоматах Jetonmatik, в газетных киосках, на автобусных остановках.
На станции метро Gayrettepe (линия M2) останавливаются:
Метробус: 34, 34BZ, 34G, 34AS, 34A, 34Z
İETT автобус: 25G, 27E, 27SE, 29, 29A, 29C;29D, 29İ, 29P, 36L, 40B, 41E, 42, 42M, 42Z, 43R, 49Z, 58A, 58N, 58S, 58UL, 62, 62G, 63, 121BS, 125, 559C, D2, U
2. Скоростной поезд
Линия высокоскоростных поездов в Новый аэропорт Стамбула начнется от ж. д. станции Халкалы( тур. Halkalı garı) — западной станции на линии железной дороги Мармарай(Marmaray) — железнодорожного участка, проходящего под проливом Босфор и соединяющего европейскую и азиатскую части Стамбула.
На этой линии будет всего шесть станций, включая непосредственно аэропорт и ж. д. вокзал Халкалы.
Станция Халкалы (тур. Halkalı garı) — самая западная станция на железнодорожной линии Стамбул — Халкалы и в Стамбуле. Со станции Халкалы отправляются региональные поезда в Эдирне, Узункёпрю, Черкезкёй, поезда международного сообщения, следующие в Бухарест (Румыния), Белград (Сербия) и Софию (Болгария).
На станции Халкалы останавливаются İETT автобусы 8A, 34AS, DT2, 27SE, 89 А, 98S, 252.
Новый аэропорт в Стамбуле на карте, отели
3. Автобус — третий вариант, как добраться в новый аэропорт Стамбула из центра и площади Таксим
Линия метро M11 все еще продолжает строиться и будет сдана в 2019 — 2020 году, не закончена и новая скоростная ж. д. магистраль. Поэтому сегодняшний реальный вариант, как добраться в уже действующий аэропорт / из аэропорта — городские автобусы.
Всего в настоящее время к аэропорту курсируют 8 автобусных линий:
- Ist-1 — до остановки Еникапы (Yenikapı), откуда возможна пересадка зеленую линию метро M2, красную линию — M1 и линию Мармарай (Marmaray), один из двух подводных тоннелей Стамбула
- Ist-2 — до района Tüyap
- Ist-3 — до автовокзала Otogar, оттуда доступна красная линия метро M1
- Ist-7 — до станции метро Kozyatağı( азиатская часть Стамбула) — дальше возможна пересадка на розовую линию метро M4
- Ist-19 — до станции метро площадь Таксим, откуда можно воспользоваться зеленой линией метро M2
- H-2 — до станции метро Mecidiyeköy, откуда можно воспользоваться зеленой линией метро M2
- H-3 — до Halkalı
- H — 4 — прямой маршрут автобуса от Нового аэропорта Стамбула до аэропорта имени Ататюрка
Операционные станции
Станция işli стамбульского метро напротив Istanbul Cevahir , крупнейшего торгового центра Европы в период с 2005 по 2011 год.
Станция Левент стамбульского метро
Станция метро Gayrettepe
Станция метро Левент
Станция Халич на мосту метро Золотой Рог
Станция метро Таксим
Станция метро Османбей
Станция метро Махмутбей
Станция метро Kadıköy
Станция метро Bostancı , единственная станция с 3 путями на M4.
Станция | Линия (и) | Округ | Открыт | Подключения |
---|---|---|---|---|
Acıbadem | Кадыкёй | 17 августа 2012 г. | ||
Аксарай | Фатих | 3 сентября 1989 г. | ||
Алибейкёй | Эйюп | 28 октября 2020 г. | ||
Алтыншехир | Умрание | 21 октября 2018 г. | ||
Алтунизаде | Ускюдар | 15 декабря 2017 г. | ||
Атакёй-Шириневлер | Бакыркёй | 25 августа 1995 г. | ||
Ататюрк Хавалимани | Бакыркёй | 20 декабря 2002 г. | ||
Ататюрк Ото Санайи | Сарыер | 30 января 2009 г. | ||
Айрылык Чешмеси | Кадыкёй | 29 октября 2013 г. | ||
Багджылар Мейдан | Багджылар | 14 июня 2013 г. | ||
Багларбаши | Ускюдар | 15 декабря 2017 г. | ||
Бахарие | Кючюкчекмедже | 29 мая 2021 г. | ||
Бахчелиэвлер | Бакыркёй | 15 января 1999 г. | ||
Бакыркёй — Инджирли | Бакыркёй | 7 марта 1994 г. | ||
Башак Конутлары | Башакшехир | 14 июня 2013 г. | ||
Байрампаша-Малтепе | Байрампаша | 3 сентября 1989 г. | ||
Boaziçi Üniversitesi | Бешикташ | 19 апреля 2015 г. | ||
Bostancı | Кадыкёй | 17 августа 2012 г. | ||
Булгурлу — Либадие | Ускюдар | 15 декабря 2017 г. | ||
Чаглаян | Кагытхане | 28 октября 2020 г. | ||
Чакмак | Умрание | 21 октября 2018 г. | ||
Чарши | Умрание | 15 декабря 2017 г. | ||
Ekmeköy | Санджактепе | 21 октября 2018 г. | ||
Irçır | Эйюп | 28 октября 2020 г. | ||
Дарюшшафака | Сарыер | 2 сентября 2010 г. | ||
Давутпаша — YTÜ | Güngören | 31 января 1994 г. | ||
DTM — Стамбул Фуар Меркези | Бакыркёй | 20 декабря 2002 г. | ||
Дудуллу | Умрание | 21 октября 2018 г. | ||
Эмнийет-Фатих | Фатих | 3 сентября 1989 г. | ||
Esenkent | Мальтепе | 17 августа 2012 г. | ||
Эсенлер | Эсенлер | 18 декабря 1989 г. | ||
Этилер | Бешикташ | 19 апреля 2015 г. | ||
Fıstıkağacı | Ускюдар | 15 декабря 2017 г. | ||
Гайреттепе | Шишли | 16 сентября 2000 г. | ||
Гёзтепе | Кадыкёй | 17 августа 2012 г. | ||
Гёзтепе Махаллези | Багджылар | 28 октября 2020 г. | ||
Гюлсую | Мальтепе | 17 августа 2012 г. | ||
Hacıosman | Сарыер | 23 мая 2011 г. | ||
Халич | Фатих / Бейоглу | 15 февраля 2014 г. | ||
Хастане-Адлие | Картал | 17 августа 2012 г. | ||
Хузуреви | Мальтепе | 17 августа 2012 г. | ||
Ихламуркую | Умрание | 21 октября 2018 г. | ||
Икителли Санаи | Башакшехир | 14 июня 2013 г. | ||
Имам Хатип Лисеси | Умрание | 21 октября 2018 г. | ||
İSTO | Башакшехир | 14 июня 2013 г. | ||
İTÜ — Ayazağa | Сарыер | 30 января 2009 г. | ||
Кабаташ | Бейоглу | 29 июня 2006 г. | ||
Кадыкёй | Кадыкёй | 17 августа 2012 г. | ||
Кагытхане | Кагытхане | 28 октября 2020 г. | ||
Карадениз Махаллези | Газиосманпаша | 28 октября 2020 г. | ||
Картал | Картал | 17 августа 2012 г. | ||
Казым Карабекир | Газиосманпаша | 28 октября 2020 г. | ||
Киразлы | Багджылар | 14 июня 2013 г. | ||
Кысыклы | Ускюдар | 15 декабря 2017 г. | ||
Коджатепе | Байрампаша | 3 сентября 1989 г. | ||
Козаятаги | Кадыкёй | 17 августа 2012 г. | ||
Küçükyalı | Мальтепе | 17 августа 2012 г. | ||
Левент | Шишли | 16 сентября 2000 г. | ||
4. Левент | Шишли | 16 сентября 2000 г. | ||
Махмутбей | Багджылар | 14 июня 2013 г. | ||
Мальтепе | Мальтепе | 17 августа 2012 г. | ||
Мендерес | Эсенлер | 14 июня 2013 г. | ||
МАСКО | Башакшехир | 29 мая 2021 г. | ||
Мертер | Güngören | 31 января 1994 г. | ||
MetroKent | Башакшехир | 14 июня 2013 г. | ||
Неджип Фазыл | Умрание | 21 октября 2018 г. | ||
Ниспетие | Бешикташ | 19 апреля 2015 г. | ||
Нуртепе | Кагытхане | 28 октября 2020 г. | ||
Олимпият | Башакшехир | 22 ноября 2013 г. | ||
Оруч Рейс | Багджылар | 28 октября 2020 г. | ||
Османбей | Шишли | 16 сентября 2000 г. | ||
Отогар | Байрампаша | 31 января 1994 г. | ||
Пендик | Пендик | 10 октября 2016 г. | ||
Sağmalcılar | Байрампаша | 3 сентября 1989 г. | ||
Санайи Махаллези | Сарыер | 30 января 2009 г. | ||
Сейрантепе | Сарыер | 11 ноября 2010 г. | ||
Siteler | Башакшехир | 13 июня 2013 г. | ||
Соганлык | Картал | 17 августа 2012 г. | ||
Шишхане | Бейоглу | 30 января 2009 г. | ||
Шишли-Меджидиекёй | Шишли | 16 сентября 2000 г. | ||
Таксим | Бейоглу | 16 сентября 2000 г. | ||
Тавшантепе | Пендик | 10 октября 2016 г. | ||
Текстилькент — Гиимкент | Эсенлер | 28 октября 2020 г. | ||
Теразидере | Güngören | 31 января 1994 г. | ||
Топкапы — Улубатлы | Фатих | 3 сентября 1989 г. | ||
Тургут Озал | Башакшехир | 14 июня 2013 г. | ||
Üçyüzlü | Багджылар | 14 июня 2013 г. | ||
Умрание | Умрание | 15 декабря 2017 г. | ||
Юналан | Кадыкёй | 17 августа 2012 г. | ||
Ускюдар | Ускюдар | 15 декабря 2017 г. | ||
Вадистанбул | Сарыер | 29 октября 2017 г. | ||
Вейсел Карани — Акшемсеттин | Эйюп | 28 октября 2020 г. | ||
Везнеджилер | Фатих | 16 марта 2014 г. | ||
Якаджык — Аднан Кахведжи | Картал | 10 октября 2016 г. | ||
Яманевлер | Умрание | 15 декабря 2017 г. | ||
Енибосна | Бакыркёй | 25 августа 1995 г. | ||
Еникапы | Фатих | 15 февраля 2014 г. (M2) 9 ноября 2014 г. (M1) | ||
Енимахалле | Багджылар | 14 июня 2013 г. | ||
Енимахалле | Газиосманпаша | 28 октября 2020 г. | ||
Енисахра | Кадыкёй | 17 августа 2012 г. | ||
Ешилпынар | Эйюп | 28 октября 2020 г. | ||
Зейтинбурну | Бакыркёй | 31 января 1994 г. | ||
Зия Гёкалп Махаллези | Башакшехир | 14 июня 2013 г. |
Билеты и проездные в Стамбуле
Самым современным и основным способом оплаты проезда в Стамбуле является Istanbulkart. Жетоны не принимаются, к примеру, в автобусах, ровно как и стоимость проезда по ним гораздо выше, чем по Istanbulkart. Выгода карты очевидна: проезд по жетону стоит 5 TL, а по карте — 3.50 TL. Если сделать следующую пересадку в течение 2 часов, то цена за проезд снижается: первая пересадка — 2.50 TL, вторая пересадка — 1.90 TL, все последующие — 1.20 TL. Дети до 6 лет имеют право бесплатного проезда при наличии документа, подтверждающего возраст.
— неперсональная пополняемая карта, которую можно передавать третьим лицам. Карта действительна в метро, Мармарай, автобусах, метробусах, фуникулерах, канатных дорогах, паромах, но НЕ действительна в долмушах, минибусах и туристическом транспорте.
istanbulkart.istanbul
Стоимость карты составляет 10 TL. Далее карту необходимо пополнить. Купить и пополнить карту можно в одном из билетных автоматов, киосках и магазинах с надписью Istanbulkart или в представительствах. Пополнить карту самостоятельно можно в специальных автоматах Dolum Noktasi, зарегистрировавшись на или через мобильное приложение, которое доступно для iOS и Android (на английском языке).
Пользоваться картой довольно просто: для оплаты проезда необходимо приложить ее к считывателю. По одной карте имеют право ездить несколько человек, что очень удобно, когда вы путешествуете с семьей. Другие виды Istanbulkart доступны на официальном сайте.
Также можно приобрести — электронную карту на определенное число поездок. Стоимость карты в 2021 году:
- BİRgeç (на 1 поездку) — 7 TL;
- İKİgeç (на 2 поездки) — 11 TL;
- ÜÇgeç (на 3 поездки) — 15 TL;
- BEŞgeç (на 5 поездок) — 23 TL.
Билет на метро, автобус и трамвай обойдется в одну цену. Стоимость проезда на Metrobus немного отличается и зависит от количества остановок:
- от 1 до 3 — 2.50-3.50 TL;
- от 4 до 9 — 4 TL;
- от 10 до 15 — 4.40 TL;
- от 16 до 21 — 4.60 TL;
- от 22 до 27 — 4.75 TL;
- от 28 до 33 — 4.85 TL;
- свыше 34 — 5.20 TL.
Со всеми тарифами на проезд в общественном транспорте можно ознакомиться на официальном сайте муниципальной транспортной компании IETT.
Стоимость проезда по ветке Мармарай в 2021 году также будет зависеть от количества остановок:
- от 1 до 7 — 3.50 TL;
- от 8 до 14 — 4.50 TL;
- от 15 до 21 — 5.20 TL;
- от 22 до 28 — 6 TL;
- от 29 до 35 — 7 TL;
- от 36 до 43 — 7.75 TL.
Суммируя вышесказанное, вы приобретаете Istanbulkart за 6 лир, пополняете ее на сумму в зависимости от количества планируемых поездок, при поездках с карты списываются деньги в зависимости от вида используемого транспорта. Если к моменту вылета на балансе карты остались деньги, то вернуть их нельзя. Возврату подлежит только стоимость самой карты — 6 лир, поэтому не стоит пополнять Istanbulkart на крупную сумму.
Некоторые туристы предпочитают покупать Istanbul Welcome Card, которая действительна 7 дней и включает в себя 5 поездок на общественном транспорте Стамбула (метро, трамвай, паром, фуникулер, автобус, метробус), карту города, круиз по Босфору и посещение ряда достопримечательностей со скидкой. После окончания 5 поездок, карту можно пополнять. Насколько данная карта будет выгодна стоит решать индивидуально, так как это напрямую зависит от количества желаемых к посещению достопримечательностей. Стоимость карты напрямую зависит от пакета услуг (от 223 до 758.42 TL).
График работы
Туристу важно понимать, до скольких часов работает метро в Стамбуле, чтобы не опоздать в аэропорт, в гостиницу или сэкономить на проезде. Все линии, за исключением второй, открываются в 6 утра, закрываются в полночь
Линия М2 начинает работать на четверть часа позже. Часы ее работы: 06.15 ─ 24.00.
На официальном портале в разделе Timetables можно определить время отправления от каждой станции или по определенному маршруту. Расписание метро в Стамбуле в привычном для нас понимании (в печатном виде) не используется.
Чтобы узнать, когда необходимо быть на перроне, следует открыть сайт, выбрать линию, станцию (либо маршрут), время (now – сейчас или later – позже) и активировать поиск. Здесь же можно узнать время отправления первого и последнего поезда с конкретной станции.
Во время официальных государственных праздников и в выходные дни график работы изменяется, о чем пассажиров информируют на сайте предприятия.
По району
Округ | Количество станций | Станции | Линия (и) | Первая станция (и) | Самые последние станции |
---|---|---|---|---|---|
Умрание | 9 | Altınşehir , Çakmak , Çarşı , Dudullu , Ihlamurkuyu , Имама Хатипа LİSESİ , Necip Фазыл , Ümraniye , Yamanevler | 15 декабря 2017 г. | 21 октября 2018 г. | |
Башакшехир | 9 | Башак Конутлары , Икителли Санаи , İSTOÇ , MASKO , MetroKent , Olimpiyat , Siteler , Turgut Özal , Ziya Gökalp Mahallesi , | 14 июня 2013 г. | 29 мая 2021 г. | |
Багджылар | 7 | Bağcılar Meydan , Göztepe Mahallesi , Kirazlı , Махмутбей , Арудж Барбаросс , Üçyüzlü , Енимахалл | 14 июня 2013 г. | 28 октября 2020 г. | |
Бакыркёй | 7 | Ататюрк Хавалимани , Атакей-Sirinevler , Бешикташ , Bakırköy , DTM-İstanbul Fuar Меркези , Yenibosna , Zeytinburnu | 31 января 1994 г. | 12 декабря 2002 г. | |
Кадыкёй | 7 | Acıbadem , Ayrılık Çeşmesi , Bostancı , Göztepe , Кадыкёй , Kozyatağı , Unalan | 17 августа 2012 г. | 29 октября 2013 г. | |
Сарыер | 7 | Ататюрк Oto Sanayi , Darüşşafaka , Hacıosman , ИТ-Ayazağa , Sanayi , Seyrantepe , Vadistanbul | 31 января 2009 г. | 29 апреля 2011 г. | |
Фатих | 6 | Аксарай , Emniyet-Фатих , Haliç , Topkapı-Ulubatlı , Vezneciler , Йеникапы | 3 сентября 1989 г. | 15 февраля 2014 г. | |
Ускюдар | 6 | Altunizade , Bağlarbaşı , Bulgurlu-Libadiye , Fıstıkağacı , Kısıklı , Üsküdar | 15 декабря 2017 г. | 15 декабря 2017 г. | |
Бешикташ | 5 | Левент , 4. Левент , Nispetiye , Этилер , Boğaziçi Üniversitesi | 16 сентября 2000 г. | 19 апреля 2015 г. | |
Мальтепе | 5 | Esenkent , Gülsuyu , Huzurevi , Küçükyalı , Малтепа | 17 августа 2012 г. | 17 августа 2012 г. | |
Байрампаша | 4 | Bayrampaşa-Малтепе , Kocatepe , Otogar , Sağmalcılar | 3 сентября 1989 г. | 31 января 1994 г. | |
Бейоглу | 4 | Халич , Кабаташ , Шишхане , Таксим | 16 сентября 2000 г. | 15 февраля 2014 г. | |
Эйюпсултан | 4 | Алибейкёй , Ширчир , Вейсел Карани — Акшемсеттин , Ешилпынар | 28 октября 2020 г. | 28 октября 2020 г. | |
Картал | 4 | Хастане — Адлие , Картал , Соганлык , Якаджик — Аднан Кахведжи | 17 августа 2012 г. | 10 октября 2016 г. | |
Эсенлер | 3 | Эсенлер , Мендерес , Текстилькент — Гиимкент | 18 декабря 1989 г. | 28 октября 2020 г. | |
Газиосманпаша | 3 | Карадениз Махаллеси , Казым Карабекир , Енимахалле | 28 октября 2020 г. | 28 октября 2020 г. | |
Güngören | 3 | Давутпаша — ЮТЮ , Мертер , Теразидере | 31 января 1994 г. | 31 января 1994 г. | |
Кагытхане | 3 | Çağlayan , Kağıthane , Nurtepe | 28 октября 2020 г. | 28 октября 2020 г. | |
Шишли | 3 | Гайреттепе , Османбей , Шишли-Меджидиекёй | 16 сентября 2000 г. | 28 октября 2020 г. | |
Пендик | 2 | Пендик , Тавшантепе | 10 октября 2016 г. | 10 октября 2016 г. | |
Санджактепе | 1 | Ekmeköy | 21 октября 2018 г. | 21 октября 2018 г. | |
Кючюкчекмедже | 1 | Бахарие | 29 мая 2021 г. | 29 мая 2021 г. |
Аэропорт Ататюрка — аэропорт Сабиха Гекчен
Иногда для пересадки на другой рейс нужно попасть в другой конец города. Расстояние не позволяет преодолеть этот путь пешком (более 30 км). Рассмотрим детальнее, как из аэропорта Ататюрк добраться до аэропорта Сабиха Гёкчен, используя различные варианты проезда. Прямых маршрутов городского транспорта, кроме автобуса, нет. Остается добираться с пересадками или вызывать трансфер, такси.
Маршрут Аэропорт Ататюрка — аэропорт Сабихи Гёкчен
Метро
Самый популярный способ передвижения по городу среди туристов. Метрополитен не зависит от пробок в часы пик и позволяет точно рассчитывать время до пункта назначения. Станция метро Havalimani-Atatürk Airport находится сразу у выхода из терминала Ататюрк (указатели Metro). Это красная ветка на схеме, линия М1. Движение метро начинается с 6ч утра и до полуночи, интервал движения от 6 до 8 минут. Жетон на одну поездку стоит 4 лиры, аппарат по их продаже находится на каждой станции. Если в городе предстоит продолжительный отдых с посещением экскурсий и достопримечательностей, можно купить карту Istanbulkart, стоимость проезда по которой дешевле в 1,5-2 раза.
На метро нет маршрута от одного терминала в другой, поскольку линии метро до Сабихи Гёкчен не построено. Максимально близкая станция – Картал, после которой нужно пересесть на автобус, идущий к этому международному аэропорту. Как вариант, стоит проехать до остановки Yenikapi (17-ая по счету от Ататюрка), перейти на зеленую ветку, выбрать направление Haciosman и выйти на 4-ой остановке, площади Таксим.
Автобусом
Удобнее сесть на автобус Havas, остановка которого расположена возле выхода из терминала Ататюрк. Визуально отличить этот маршрут довольно легко – вместительные автобусы окрашены в белый цвет с синими буквами Havas по бокам. Отправление от аэропорта — один раз в 50 минут. Поездка на комфортабельном автобусе до пл. Таксим обойдется в 10 лир, что на момент лета-2018 составит около 140 рублей. Время в дороге составит около получаса, но из-за пробок может увеличиваться до полутора часов. Среднее время в час пик составляет около часа.
Прибывает автобус на площадь Таксим, где находится остановка множества видов городского транспорта – трамваи, такси и другие автобусы. Многие их них идут в аэровокзал Сабиха Гёксен, причем остановка одна и та же для всех видов транспорта. Поездка от площади Таксим до терминала Сабиха Гёксен обойдется в 13 лир за одно места (около 200 рублей). Дорога занимает 30-40 минут, если не возникнет пробок. Оптимально будет заложить на этот путь около полутора часов. Автобус к терминалу Сабиха Гёксен прибывает непосредственно к входу.
Автобусы Хаваташ
Трансфер
Если у туриста нет желания или возможности добираться с пересадками, оптимальным способом будет прямой трансфер между терминалами. Средняя стоимость такой поездки, учитывая расстояние, составит около 4,5 тыс. рублей в машине экономкласса, рассчитанной на 4х пассажиров. С учетом возможных проблем с выходом в интернет оптимальным будет предварительный заказ трансфера, в таком случае водитель с автомобилем подается к выходу из терминала Ататюрк сразу после прилета рейса.
Линии стамбульского метро
Обычная посадка в метро
Протяженность линий различна, как и их востребованность у пассажиров. А потому время ожидания транспорта не везде одинаково.
Часто задаваемые вопросы
Какой график работы стамбульского метро? Вагоны выходят на первый рейс в 6.00, кроме линии М2, которая начинает работать в 6.15. Метро Стамбула работает до 00.00, интервал движения поездов в среднем составляет 5 минут.
Yenikapı – Atatürk Havalimanı. Это линия М1А, по ней можно добраться – правда, с пересадкой – от аэропорта до центра Стамбула (исторического района Султанахмет). Функционирует данная ветка с 1989 года, но вплоть до 2014-го велись работы по ее расширению. Сейчас это 21 км пути 18 станций. Ежедневно по линии проезжают около 400000 жителей и гостей города. Время ожидания поезда – не более 6 минут в часы пик.
От линии М1А отходит М1В, направление – 14 км на запад. Движение – Yenikapı –Kirazlı. Пассажиропоток такой же, интервал в движении поездов – 4 минуты
Обе линии на карте обозначаются красным цветом, а потому пассажиры нередко не обращают внимание на то, что линии М1А и М1В расходятся.
Yenikapı – Hacıosman. Линия М2
Растянулась на 23,5 км. Проходит через 16 станций и ведет к площади Таксим. Работать начинает чуть позже остальных веток – в 06.15. На карте зеленого цвета.
Kirazlı – Olimpiyat – Başakşehir. Ветка М3. Строительство шло с 2006 по 2013 год, линия растянулась на 15,9 км. Вагоны проходят через 11 станций с интервалом в 3 минуты. Обозначена синим цветом.
Kadıköy – Tavşantepe. Линия М4. Достаточно молодая (полностью запущена в 2016 году) и самым большим количеством станций (их всего 19, протяженность – 26 км). На карте ветка розовая.
Üsküdar – Yamanevler. Линия М5. В процессе строительства: пока запущены 10,5 км, на пути 9 станций, после полного запуска их количество увеличится до 17,8 км и 16. Цвет на карте – фиолетовый.
Levent – Boğaziçi Ü./Hisarüstü. Ветка М6. Самая короткая в стамбульском метрополитене, ее протяженность – 3,3 км. Проходит всего через 4 станции. Обозначена коричневой линией.
На всех ветках, кроме М2, движение начинается в 06.00 и заканчивается в полночь. Поезд в среднем приходится ждать около 5 минут.
Метро
Метро Стамбула
Стамбульское метро (İstanbul Metrosu) — старейший вид общественного транспорта в городе. Первый поезд в Стамбуле был запущен еще в 19 веке — в 1875 году.
В настоящее время метро имеет общую протяженность 115 километров, и состоит из шести линий и 89 станций. Четыре линии расположены в европейской части города, две — в азиатской части.
М1 (красная линия) насчитывает 23 станции и соединяет центр города с аэропортом имени Ататюрка. Она состоит из двух маршрутов: М1А (Yenikapi — Atatürk Airport) и М1В (Yenikapi — Kirazli) с пересадкой на станции Otogar.
Линия М2 (зеленая линия) имеет 16 станций и проходит из центра Стамбула Yenikapı на северо-восток города до станции Haciosman.
Линия М3 (голубая линия) пролегает по западным окраинам Стамбула — от Kirazli до Olimpiyat и Basaksehir — и насчитывает 11 станций.
Линия М4 (розовая линия) расположена в азиатской части Стамбула и имеет 19 станций. Она связывает пристань Kadikoy со станцией Tavsantepe. В ближайшее время линию планируют продлить до аэропорта имени Сабихи Гёкчен.
Линия М5 (фиолетовая линия) также расположена в азиатской части города. Она насчитывает 16 станций и проходит по маршруту Üsküdar – Çekmeköy.
Линия 6 (коричневая линия) или мини-метро — самая короткая в Стамбуле, насчитывающая всего 4 станции. Он проходит недалеко от европейского берега Босфора от станции Levent до Босфорского университета Boğaziçi Üniversitesi.
В настоящее время в Стамбуле строится еще семь линий метро (М7-М13), включая линию М11, которая в скором времени соединит центр города с Новым аэропортом Стамбула.
Метро Стамбула работает ежедневно с 6-00 до 00-00. Поезда курсируют каждые 5-10 минут.
Уточнить интересующую информацию можно на официальном сайте метрополитена Стамбула.
Обзор сети
Метро, пригородная линия (Мармарай), легкорельсовый транспорт, канатная дорога, канатная дорога и метробус (по состоянию на май 2021 года):
- В эксплуатации: 311,7 км / 284 станции
- В стадии строительства: 113,9 км / 70 станций
- Планируется: 100,3 км / 53 станции
- Сумма: 523,7 км / 407 станций
В действии | В разработке
(новые строки или расширения) |
В разделе «Планирование» отложите проект или
на доработке |
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Линия | Длина | Открытие
Дата |
Длина
км |
Стат. | под-
земля |
Примечания | Длина
км |
Стат. | Примечания | Длина
км |
Стат. | Примечания | |
МЕТРО | Йеникапы Ататюрк Хавалимани | 3 сен 1989 г. | 20,3 | 18 | 14 | ||||||||
Еникапы Киразлы | 31 марта 2013 г. | 5,8 | 5 | 14 км / 13 станций
в Еникапы всего |
9,7 | 9 | Киразлы Халкалы | ||||||
Йеникапы Хаджиосман-Сейрантепе | 16 сентября 2000 г. | 23,5 | 16 | 15 | 14 | 10 | Yenikapı Sefaköy Beylikdüzü | ||||||
Kirazlı Metrokent bzw. Олимпият | 31 марта 2013 г. | 11 | 9 | 9 | 9 | 7 | Bakırköy-İDO Kirazlı | ||||||
6.2 | 4 | Башакшехир Каяшехир | |||||||||||
Кадыкёй Тавшантепе | 17 августа 2012 г. | 26,5 | 19 | 19 | 7,4 | 4 | Тавшантепе Аэропорт Сабиха-Гекчен | ||||||
7.9 | 6 | Тавшантепе Тузла | |||||||||||
Üsküdar ekmeköy-Sancaktepe | 21 октября 2018 г. | 20,0 | 16 | 16 | 10.9 | 8 | Чекмекёй – Санджактепе Султанбейли | ||||||
Левент Hisarüstü | 19 апреля 2015 г. | 3.3 | 4 | 4 | |||||||||
Mecidiyeköy Mahmutbey | 28 октября 2020 г. | 18.0 | 15 | 13 | 6.5 | 4 | Кабаташ Меджидиекёй | 18,5 | 9 | Махмутбей Эсеньюрт | |||
Dudullu Bostancı IDO | — | 14,3 | 13 | ||||||||||
Олимпият Бахарие | 29 мая 2021 г. | 6 | 5 | 10,8 | 9 | Атакёй Бахарие | |||||||
Пендик Аэропорт Сабиха-Гекчен | — | 5.1 | 2 | Всего 9,01 км / 6 станций до Sabiha-Gökçen | |||||||||
Гайреттепе Стамбул аэропорт | — | 37,2 | 9 | ||||||||||
Стамбул аэропорт Халкалы | 32 | 7 | |||||||||||
Гёзтепе Умрание | — | 13,0 | 11 | ||||||||||
Хастане Енидоган | — | 6.9 | 6 | ||||||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 133,3 | 104 | 92 | 111,7 | 68 | 100,3 | 53 | ||||||
Пригород | Халкалы Гебзе | 29 октября 2013 г. | 76,6 | 43 год | 3 | эксплуатируется TCDD | |||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 76,6 | 43 год | 3 | ||||||||||
Тележка | Kabataş Bağcilar | 13 июня 1992 г. | 18,2 | 31 год | |||||||||
Таксим Тюнель | 29 декабря 1990 г. | 1.6 | 5 | эксплуатируется IETT | |||||||||
Кольцевая линия Кадыкёй-Мода | 1 нояб.2003 г. | 2,6 | 10 | ||||||||||
Topkapı Mescid-i Selam | 12 сен.2007 | 15.3 | 22 | 7 | |||||||||
Чибали Алибейкёй | 01 янв.2021 г. | 8,8 | 12 | 1.3 | 2 | Eminönü Cibali | |||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 46,5 | 80 | 7 | 1.3 | 2 | ||||||||
КАБЕЛЬ
АВТОМОБИЛЬ |
Таксим Кабаташ | 30 июня 2006 г. | 0,6 | 2 | 2 | ||||||||
Tünel Karaköy | 17 янв.1875 г. | 0,6 | 2 | эксплуатируется IETT | |||||||||
Вадистанбул Сейрантепе | 29 октября 2017 г. | 0,8 | 2 | ||||||||||
Boğaziçi Üni. Hisarüstü – Aşiyan | — | 0,85 | 2 | ||||||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 1.9 | 6 | 2 | 0,9 | 2 | ||||||||
ДОРОГА | Maçka Taşkışla | 11 апреля 1993 г. | 0,3 | 2 | |||||||||
Эйюп Пиерлоти | 30 нояб.2005 г. | 0,4 | 2 | ||||||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 0,7 | 4 | |||||||||||
МЕТРОБУС | Beylikdüzü Söğütlüçeşme | 17 сен.2017 | 50,5 | 45 | эксплуатируется IETT | ||||||||
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ: | 50,5 | 45 | |||||||||||
ОБЩИЙ | 309,5 | 282 | 104 | 113,9 | 72 | 100,3 | 53 |
Будущие линии в сети: M5 (строится), M6 (строится), M7 (строится) и M8 (планируется)
Климат и растительность Стамбула
Располагаясь в области субтропического климата, Стамбул подвергается влиянию приходящих с северных широт холодных ветров. Зимние месяцы здесь влажные и прохладные, средняя температура воздуха – от +3С до +9С. Почти ежегодно выпадает снег.
Лето теплое, воздух прогревается в среднем до +19 – +28С. Жара благодаря ветрам, дующим с Черного моря, наблюдается редко. В течение календарного года на город выпадает около 850 мм осадков, преимущественно дождей.
Климат весной и осенью мягкий. Но в эти периоды нередко фиксируются резкие колебания температуры. Максимальная температура, зафиксированная в Стамбуле — +40,5С, минимальная –16,1С.
Характерная для данной местности растительность – вязы, кипарисы, лавр, пихты, платаны, каштаны. Холмы покрывают грабы и дубы. Самый высокий холм занимает сосновый лес. Наряду с этими растениями в Стамбуле можно увидеть и пальмы. Привезенные некогда с Калифорнийского побережья, растения хорошо прижились на берегах Босфора и служат достойным обрамлением местных архитектурных достопримечательностей.
Что еще надо знать про стамбульский метрополитен
1) Станции метро в Стамбуле обустроены так, чтобы ими могли пользоваться люди с ограниченными возможностями:
️ Наклонные пандусы с нескользящей поверхностью для инвалидных и детских колясок.
️ Звуковые и визуальные сигналы для людей с проблемами слуха и зрения.
️ Специальная информация с использованием шрифта Брайля для незрячих пассажиров.
️ Лифты для подъема на платформу.
2) Запрещается вести видеосъемку и фотографировать без разрешения на станциях метро и трамваев. Нарушения быстро фиксируются и появляются представители службы безопасности с просьбой предоставить разрешение или убрать аппаратуру.
3) Крупных, ядовитых и экзотических животных перевозить в стамбульском метро нельзя. Разрешены к транспортировке только мелкие и безобидные питомцы в специальных переносках. Исключение составляют собаки поводыри.
4) Перевозить самокаты или складные велосипеды без дополнительной платы можно в последнем вагоне поезда в любое время кроме часов пик (07:00–09:00 и17:00–20:00).
5) Запрещается провозить грузы более 30 кг или более 120x50x60 см.
6) На некоторых станциях установлены тепловизоры, чтобы выявлять пассажиров с температурой. Меры была принята с началом эпидемии коронавируса.
7) Потерянные на станциях и в вагонах метро вещи отправляют в специальные центы:
️ Бюро находок Zeytinburnu для вещей, забытых на линиях M1, M3, T1 и T4.
️ Бюро находок на станции Gayrettepe для вещей, забытых на линиях M2, M6 и F1.
️ Бюро находок на станции Bostancı для вещей, забытых на линии M4.
️ Бюро находок на станции Çarşı для вещей, забытых на линии M5.
Все вещи, принесенные в бюро находок, описываются по особым приметам и попадают в компьютерный каталог. Чтобы получить предмет обратно, необходимо доказать, что вы действительно являетесь его хозяином.
Если за находкой никто не приходит в течение 15 дней, ее отправляют в главное управление утерянного имущества. Позвонить в колл-центр Ало можно по номеру 153.
Станции
M2 (метро Стамбула) (слева) и станция моста метро Golden Horn (справа)
В системе метро Стамбула в общей сложности 107 действующих станций, еще 104 находятся в стадии строительства. Поскольку большая часть системы находится под землей, доступ к станциям обычно осуществляется с уровня улицы. У каждого входа в метро есть столб с логотипом стамбульского метро «M» и названием станции под ним. Входы обычно встроены в тротуары вдоль улицы, хотя многие станции новых линий имеют входы с уровня улицы на небольших площадях.
Из 107 действующих станций Стамбульского метрополитена:
- 91 полностью под землей
- 7 надземных станций
- 7 находятся на набережной или в грунте
- 2 частично под землей
Антресоли
Мезонинное подвальный на Йеникапы станции (M1 и M2)
На большинстве станций есть антресоли прямо под уровнем улицы, что позволяет пассажирам заходить на станции из разных мест и переходить на нужную платформу, не переходя улицу. Внутри антресолей расположены билетные автоматы и турникеты, где пассажиры должны платить, чтобы войти в зоны контроля за проездом и проследовать к поездам.
На некоторых станциях антресоли напрямую соединяются с близлежащими зданиями и сооружениями, такими как торговые центры или бизнес-центры. Каждый вестибюль станции или антресоль патрулирует охрану стамбульского метрополитена, чтобы предотвратить уклонение от платы за проезд и преступления.
На станциях с большими проходами, ведущими к разным выходам, например, к Таксиму, также есть траволаторы, чтобы преодолевать большие пешеходные расстояния.
При входе на станцию пассажир может воспользоваться автоматами по продаже билетов или билетными кассами с персоналом для покупки своего тарифа, который может быть сохранен на бесконтактной смарт-карте Istanbulkart . Пройдя через турникеты в зону контролируемого проезда, пассажиры могут продолжить движение вниз до уровня платформы.
Платформы
Йеникапы (слева) на линиях M1 и M2 и Бостанджи (справа) на линии M4 относятся к станциям с двумя островными платформами и тремя путями.
Поскольку разные линии стамбульского метро имеют разные характеристики, в первую очередь длину вагона , единой длины платформ нет. Самые старые платформы сети, построенные между 1989 и 2002 годами на линии M1, имеют высоту 100 м (328 футов 1 дюйм) и могут принимать поезда длиной до 4 автомобилей. Платформы на линиях M2, M3 и M4 простираются примерно на 150 м (492 футов 2 дюйма) и могут принимать поезда длиной до 8 вагонов. Платформы линии M5 могут принимать поезда с 6 вагонами, а платформы линии M6 — поезда с 4 вагонами.
Секции платформ могут быть закрыты в непиковые часы, особенно на линии M2. В то время как платформы на линии M2 полностью открыты в часы пик, пропускная способность снижена до 4-х вагонных поездов в непиковые часы. Платформы линейки M5 защищены дверцами по краям платформы. За исключением линий фуникулера, большинство платформ стамбульского метро состоят из двух боковых платформ или одной островной платформы . Пять станций состоят из двух островных платформ, обслуживающих три пути. Это станции Otogar на линии M1, и Sanayi на линии M2, Olimpiyat на линии M9 и Bostancı на линии M4.
Метро Стамбула
Стамбульское метро на данный момент состоит из семи линий, пять из них расположены в европейской части и две — в азиатской. Всего метро состоит из 89 станций, а общая протяженность составляет 223 км. Еще почти столько же — 222 км — находятся в процессе строительства. Метро очень активно строится!
Интересно, что при проектировании учитывают, что район этот сейсмически активный, поэтому метрополитен способен выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера. Метро относительно молодое, вагоны с кондиционерами, часть линий проложены над землей, часть — под землей, а ориентироваться внутри довольно просто.
Итак, коротко пройдёмся по веткам и основным станциям.
Линия M1 (красная)
Ветка M1 начинается со станции Yenikapi, а после станции Otogar (автовокзал) разделяется на две — M1A и M1B. Первая идёт на юго-запад в недействующий для пассажирских перевозок сейчас аэропорт Ататюрка, вторая — на запад до станции Kirazli Bagcilar.
Важные станции:
Yenikapi — является также начальной станцией для ветки M2, плюс здесь можно пересесть на городскую электричку Мармарай.
Aksaray — пересадка на линию трамвая T1, на котором вы можете уехать в район Султанахмет (Айя-София, Голубая мечеть и многие другие достопримечательности), к причалу Eminonu, и до станции Kabatas.
Otogar — главный автовокзал Стамбула. Именно отсюда отправляется большинство дальних автобусов в другие города Турции.
Линия M2 (зеленая)
Идёт от станции Yenikapi на север до станции Haciosman и соединяет популярные туристические районы с жилыми и деловыми кварталами на севере города.
Важные станции:
Taksim — одноименная площадь и пешеходная улица Истикляль, исторический трамвай T2, отсюда же можно спуститься на фуникулере до станции Kabatas к проливу Босфор.
Sisli — пересадка на линию M7, отсюда также можно уехать на городских автобусах в аэропорты.
Линия M3 (голубая)
Эта линия открылась совсем недавно, в 2013 году на западе Стамбула и находится вдалеке от туристических достопримечательностей. Вряд ли вы будете на ней ездить, если приехали в отпуск на несколько дней.
Линия M4 (розовая)
Находится в азиатской части города и соединяет причал Кадыкёй с районами на востоке Стамбула. В будущем ее планируют продлить до аэропорта Сабиха Гёкчен.
Линия M5 (фиолетовая)
Еще одна ветка в азиатской части, начинается от причала Юскюдар.
Линия M6 (коричневая)
Коротенькая ветка, состоящая из четырех станций, расположена на севере Стамбула.
Линия M7 (светло-розовая)
Совсем новая ветка, открылась в конце октября 2020 года и на данный момент соединяет станции Mahmutbey и Mecidiyeköy. В будущем ее планируется продлить до станции Kabatas, что расположена на берегу Босфора и где находится конечная трамвая T1. Пока же для туристов эта линия не представляет особого интереса.
Как вы поняли, вы скорее всего будете передвигаться по веткам M1 и M2 — именно вдоль них сосредоточены достопримечательности, и полезные транспортные узлы.
Внутри вагона