Екатерининский дворец

Страны и главные представители барокко

Испанское
барокко распространилось в Латинской
Америке. Наиболее популярный памятник
— собор в Сантьяго-де-Компостела. Собор
является одним из наиболее почитаемых
верующими храмов Испании.

Во Франции
стиль барокко выражен скромнее, чем в
других странах. Раньше считалось, что
здесь стиль вообще развития не получил,
и памятники барокко считались памятниками
классицизма. Сейчас к французскому
барокко причисляют Версальский дворец
вместе с регулярным парком, Люксембургский
дворец, здание Французской Академии в
Париже. Характерной чертой стиля барокко
является регулярный стиль в садово-парковом
искусстве.

В Бельгии
выдающимся памятником барокко является
ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты
барокко имеет дом Рубенса в Антверпене,
построенный по собственному проекту
художника.

В Германии
выдающимся памятником барокко является
Новый дворец в Сан-Суси и Летний дворец
там же.

Самые крупные
и знаменитые ансамбли барокко в мире:
Версаль (Франция), Петергоф (Россия),
Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия),
Шёнбрунн (Австрия). Ярким примером
Барокко является Версальский дворец
во Франции.

Chateau de Versailles — резиденция
французских монархов. С момента постройки
она была эталоном, на который ориентировались
монархи Европы, сооружая свои дворцы.
На сегодняшний день Версаль включен в
список исторического и культурного
наследия ЮНЕСКО.

Прообразом послужил охотничий
домик, который был возведен на месте
«Мраморного Двора» по велению
Людовика ХIII.

Полезная информация для посетителей

Вторая Антикамера

Для туристов дворец открыт в любой день, кроме вторника, с 12:00 до 18:00. Билеты продают до 16:45. По понедельникам музей работает с 10:00 до 21:00. Кассы закрывают в 20:00.

Детей до 16 лет пускают сюда бесплатно. Школьники и пенсионеры платят по 350 рублей, а взрослые туристы – по 700 рублей. Можно купить аудиогид — 150 рублей (2019).

Желающих попасть в уникальный музей очень много, поэтому выстраиваются очереди и иногда приходится ждать по 2-3 часа. Быстрее других внутрь попадают участники автобусных экскурсий. Следует иметь в виду, что фотографировать и снимать видео разрешают далеко не везде.

Портретный зал

Дар Петру Великому

Судьба Янтарной комнаты могла бы сложиться иначе, не покидай она пределы Пруссии. Сначала шедевр планировали разместить в замке Литценбург – летней резиденции королевы Софии Шарлотты. Ее супруг Фридрих I после вступления на престол задумал перестроить столицу, пользуясь достижениями лучших архитекторов и скульпторов. Пруссия в те годы являлась центром янтарного промысла, а потому неудивительно, что выбор при создании диковинной комнаты был сделан именно в пользу «балтийского золота».

Авторство проекта Янтарной комнаты нередко приписывают немецкому архитектору Андреасу Шлютеру, однако существует мнение, что в действительности появлению шедевра София Шарлотта (она, кстати, и сама прекрасно разбиралась в изящных искусствах и была весьма образованна) обязана его коллеге – Иоганну Эозандеру. Он к тому же контролировал все работы по расширению Литценбургского замка. Увы, в 1705 году королева скончалась, так и не увидев готовой Янтарной комнаты. Фридрих I повелел приостановить работы: ему хотелось сохранить замок в том виде, каким он был при жизни любимой супруги.

Замок Шарлоттенбург (до 1705 года – Литценбург)

В 1712 году прусскому королю нанес визит Петр I, с интересом осмотревший панели Янтарного кабинета. С тех пор питавший слабость к европейским диковинам царь не расставался с мыслью о создании и размещении подобного творения в петербургской Кунсткамере. Злые языки впоследствии сообщат, что русский монарх якобы выпросил Янтарную комнату у Фридриха, однако это не так. Король по собственному желанию преподнес такой дипломатический дар (тем более, что в Берлине доделать комнату никто не планировал), а взамен, между прочим, получил пятьдесят пять гренадеров, вступивших в ряды Потсдамской гвардии. К 1717 году панно из Янтарной комнаты на восемнадцати телегах прибыли в российскую столицу. От лица Петра Великого подарок принял его сподвижник Александр Данилович Меншиков и сразу попал под подозрение: оказалось, что несколько деталей исчезло, и потому собрать комнату не получится. Впоследствии выяснится, что прусский король их просто-напросто забыл передать.

Оставшиеся части Янтарного кабинета доберутся до Петербурга в правление Елизаветы Петровны. К лету 1755 году все содержимое драгоценной комнаты перевезли из Зимнего в Екатерининский дворец, но работы по созданию интерьеров завершились уже при Екатерине II. На изготовление дополнительных деталей по проекту Бартоломео Растрелли потребовалось четыре года и 450 килограммов янтаря.

Детали убранства современной Янтарной комнаты

Внешнее убранство

Голубой, белый и золотистый цвет здания придают ему торжественный и праздничный вид. Фасад украшен белыми колоннами, лепными элементами и фигурами атлантов.

Атланты Екатерининского дворца

137663

От центральной части дворца отходят флигели, соединенные крытыми галереями. В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченными куполами.

Дворцовая церковь

Южное крыло, где раньше находилось парадное крыльцо, увенчано позолоченным куполом со звездой на шпиле. Всего на позолоту наружных и внутренних элементов здания ушло почти 100 килограммов червонного золота.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарная комната в Большом Екатерининском дворце является единственной, в которой запрещена фото и видео съемка, поэтому чтобы запечатлеть хоть частицу этого уникального произведения искусства, приходилось фотографировать с соседних залов. В интернете очень много информации о загадочном исчезновении и удивительной находке Янтарной комнаты во время войны, но то что сейчас этот шедевр восстановлен и все желающие могут это видеть, дорогого стоит. Словами тяжело передать ощущения и чувства, которые появляются, когда находишься в Янтарной комнате.

Многие называют Янтарную комнату одним из чудес света, хочется с этим согласиться.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Янтарная комната или как ее еще называют Янтарный кабинет

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Дворец сегодня

Дворцовое здание построено в стиле барокко и имеет длину более 300 м. Постройка выглядит очень нарядно. Бело-голубые фасады отделаны богатой позолотой, белоснежными колоннами, статуями кариатид, атлантов и головами львов. Внутри можно увидеть коллекции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптуры, старинную посуду и мебель.

Арабесковый зал

Парадная лестница находится в южной части здания. Она вырезана из белого мрамора и украшена балюстрадами и большими фигурными вазами. Покрытые красными коврами ступени освещаются тремя ярусами окон. Стены оформлены изящной лепниной. На них красуются вазы и блюда японского и китайского фарфора XVIII — XIX веков. На площадках между пролетами можно увидеть мраморные скульптуры середины XIX века.

Тронный или Большой зал занимает площадь 800 кв. м. Внутри него создается ощущение, что помещение не имеет конца. В царские времена здесь проходили маскарады и парадные приемы

Просторный зал привлекает внимание огромным расписным плафоном на потолке, ажурной позолотой, зеркалами и красивым наборным паркетом из светлого и мореного дуба

Белая Парадная столовая

После Большого зала туристов проводят через Кавалерийскую столовую, созданную по проекту Растрелли. В этом зале доминирует позолоченный орнамент из раковин и цветов. Здесь стоят сервированные столы с фарфоровой посудой конца XVIII века.

Все помещения Золотой анфилады дворца украшены многоярусными изразцовыми печами, которые были сделаны по эскизам Растрелли. Старинные отопительные приборы выполнены, как настоящие произведения искусства! Печи покрывают изразцы, колонны и ниши с синей кобальтовой росписью.

Картинный зал

Любителям живописи очень нравится Картинный зал, по периметру которого развешаны полотна западноевропейских художников XVII — XVIII веков. Несмотря на художественную ценность собранной здесь коллекции, картины играли только роль «красочного ковра». Они размещены вплотную друг к другу и разделены тонкими золочеными рамами по принципу «шпалерной» развески. При Елизавете Петровне и Екатерине II в зале проводили музыкальные вечера, трапезы и дипломатические приемы.

Одним из самых эффектных помещений дворца считают личные апартаменты Екатерины II — Арабесковый зал. Покои украшены зеркалами в золоченых рамах, вычурной лепниной, парадными портретами хозяйки и ее приближенных. На потолке изображены сюжеты из любимых императрицей античных мифов.

Кавалерская столовая

Картинный зал

Оформлять помещение данного зала начали еще при Елизавете Петровне. По ее указанию приобреталось множество красивейших полотен мастеров 17-18-го веков. Здесь есть произведения А. ван Остаде, Д. Тенирса, Я. Бота и Я. де Хема, Ж. Куртуа и Ж. Бланшара. Особую ценность представляют две картины, написанные по личному заказу Петра I, — это «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной», изображающие победу в Северной войне русской армии. Однако император их не увидел, привезли полотна уже после смерти монарха.

Украшает свод зала плафон «Олимп», который является копией плафона, находящегося в Зимнем дворце над Иорданской лестницей. Автор произведения — художник Г. Дициани.

Картины не располагаются по видам или авторам произведений, а выложены вдоль всех стен сплошным ковром. При расположении подбирались полотна по размеру. Отделяет картины одну от другой узенький позолоченный багет.

Композиционные части Царского села

Композиционным центром ансамбля является Екатерининский дворец — великолепный образец русского барокко. Убранства Большого зала и Золотой анфилады парадных помещений восхищают своей роскошью.

Среди них — всемирно известная Янтарная комната, которая была возрождена к новой жизни. Переступая порог дворца, можно ощутить дух елизаветинской и екатерининской эпох, а также познакомиться с уникальными произведениями изобразительного и прикладного искусства.

В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец. Комнаты его жилой половины открыты для посещения. Осматривая их, можно получить представление о художественных пристрастиях последних представителей династии Романовых. Есть возможность увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

Свыше 50 памятников рассредоточено по территории Екатерининского и Александровского парков, общая площадь которых составляет 300 га. Все они – восхитительные дворцы и интимные павильоны, мосты и мраморные монументы. Есть экзотические сооружения, выполненные в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры, сообщающие уголкам парков романтическую атмосферу.

Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей

До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.

24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.

Екатерининский парк разделен на две части:

  • регулярный Голландский (Старый) сад,
  • пейзажный Английский парк.

Партер в Голландском саду Екатерининского парка

Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.

Гондола на Большом пруду

При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).

Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском паркеПавильон Грот

В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.

Адмиралтейство в Екатерининском паркеЭрмитажная кухняВерхняя Ванна и Зеркальный прудНижняя Ванна

Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.

Каскадный канал

Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.

Пейзажный парк

В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Башня-руина в Екатерининском паркеЧесменская колонна

Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.

Камеронова галереяКонцертный зал

На границе Екатерининского и Александровского парков появился комплекс сооружений в модном тогда китайском стиле — шинуазри.

Скрипучая беседка

В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.

Турецкая баня

В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.

Собственный садикЗубовский флигель и Собственный садик

В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Исторические сведения

В период строительства города на Неве, в 1710 году, Екатерина I получила в подарок селение, в котором уже в 1717 году активно началось строительство. Руководил работами архитектор И. Ф. Браунштейн. В Царском селе это было первое каменное здание той поры. После окончания строительства здание так и называли — «каменные царские палаты».

Иоганн Фридрих также занимался строительством комплекса архитектурных сооружений Петергофа. В это время царский дом был небольшим, имел два этажа в голландском стиле. Уже в конце лета 1724 года дворец был возведен. В честь окончания работ было организовано торжество, даже салютировали трижды 13 пушек. Присутствовал на празднестве сам император Петр I. На то время в здании насчитывалось всего 16 комнат (светлиц).

История

Своей красотой Екатерининский дворец обязан трём российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе. В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат

В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.

Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.

В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.

Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.

Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.

Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.

Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это всё было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.

В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.

Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».

Как добраться и когда лучше посетить Екатерининский дворец

Каждый турист, прибывающий в Петербург, стремится полюбоваться Екатерининским дворцом и Янтарной комнатой, неудивительно, что дворец – один из самых посещаемых наших музеев-заповедников. Поэтому ваша прогулка должна быть тщательно спланирована, дабы избежать впустую потраченного в огромных очередях времени. Рекомендуется заказать экскурсию в Царское Село заранее, особенно если вы хотите посетить дворец летом. Лучшее время для осмотра красот Екатерининского дворца – зимний сезон, когда толпа туристов поредеет. В город Пушкин можно доехать от Витебского вокзала электричкой, а до дворца доехать на автобусе или пройти 25 минут пешком. Второй вариант —  сесть на маршрутку возле метро «Московская», почти все из них подъезжают близко к дворцу.  

Большой Екатерининский дворец, немного истории

Большой Екатерининский дворец, к большому сожалению, во время Великой Отечественной войны был почти полностью разрушен, но в настоящее время, благодаря отличной работе реставраторов, из 58 залов восстановлено 32. Большая часть еще закрыта для посещения, поэтому в данной статье присутствуют фото только тех помещений Большого Екатерининского дворца, которые нам показали. Не хочется в статье писать голые исторические факты, пройдемся по основным, чтобы у вас было общее впечатление о Большом Екатерининском Дворце.

Большому Екатерининскому дворцу без малого 300 лет, заложен он был в 1717 году. Но первоначальный дворец представлял из себя небольшое двухэтажное здание, и уже чуть позднее, в 1751 году, он был перестроен, и на его месте возвели шикарный дворец с большим количеством служебных корпусов и дворцовой церковью. В оформлении, как снаружи, так и внутри, использовалось очень много золота, и фигуры атлантов на лицевом фасаде дворца, первоначально тоже были покрыты золотом, однако при проведении реставрации на позолоту решили не тратиться.

Екатерининский дворец огромен, его потрясающий внешний вид ничуть не уступает красиво оформленным залам внутри, в которые мы и предлагаем сейчас заглянуть.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе

Когда-то покрытые золотом фигуры атлантов на фасаде дворца

Жители и посетители

В Александровском дворце жили все русские государи. Здесь они провели свое детство: жили во дворце с весны до поздней осени. Играли на Детском острове, бродили по паркам, занимались рыбалкой и верховой ездой.

Император Александр в апартаментах дворца бывал редко. Здесь жили гости и приближённые императорской семьи. Брат Александра I, будущий император Николай I, любил Царское Село и проводил здесь много времени с семьёй: ему нравился простой уклад загородной жизни.

При Николае II летнюю резиденцию перестроили, так что семья императора жила здесь круглый год. В неспокойное для страны время дворец 12 лет был постоянным прибежищем царской семьи, которая жила в Царском Селе неотлучно. Отсюда после длительного домашнего ареста в 1918 году Романовых отправили в ссылку, где расстреляли.

После высылки Романовых в здании устроили выставку, посвящённую жизни последнего русского императора. Демонстрировали парадные залы и личные вещи императорской четы, коллекции произведений искусства. Вскоре во дворце устроили дом отдыха сотрудников НКВД и детский дом, где разместили несколько тысяч ребятишек.

Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце немецкое командование устроило штаб и гестапо. В подвалах здания разместилась тюрьма, а дворцовую площадь немцы превратили в кладбище офицеров СС.

В 1949 году сюда перевели Всесоюзный Пушкинский музей, а в 1951 году дворец передали Министерству Обороны, и территорию закрыли для посещений. В 1996 году началась реставрация, которую планируют закончить в 2022 году. Сегодня посетители осматривают дворец только снаружи и гуляют по Александровскому парку.

Реставрационный проект предполагает превращение Александровского дворца в многофункциональный музыкальный комплекс с выставочными залами, библиотекой и детским центром. В цокольном зале разместятся кафе, экскурсионные бюро, музыкальный магазин и технические помещения.

Янтарная комната

Необычная комната появилась во дворце при Петре I. Она была изготовлена прусским мастером Андреасом Шлютером и подарена русскому государю курфюрстом Пруссии в 1716 году. При жизни Петра янтарные украшения, панели и панно пролежали в людских помещениях Летнего дворца. В 1746 году их смонтировали в Зимнем дворце, а через 9 лет перенесли в Царское Село.

Признанный шедевр декоративного искусства XVIII века был утрачен во время Великой Отечественной войны. Попытки найти Янтарную комнату предпринимались на протяжении многих лет, но они так и не увенчались успехом.

Янтарная комната

В 2000 году Германия передала России несколько найденных фрагментов – янтарный комод и флорентийскую мозаику. Остальные интерьеры пришлось восстанавливать с нуля. Сложные и дорогие работы продлились 23 года и были завершены в 2003 году. Сегодня посетители дворца видят великолепный результат труда российских реставраторов и художников, от души восхищаются их мастерством и красотой янтаря.

Комната имеет высоту 7,8 м. Площадь стен составляет 86 кв. м, а пола – 100 кв. м. Для реставрации было использовано 6 тонн «солнечного камня» из Калининградского месторождения. Самый большой самородок, который применили в отделке, весил 1 кг. Его специально выкупили у одного из московских коллекционеров.

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Большой зал

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учёл масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

Светильники и зеркала в Большом зале

В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I

Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зелёную столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

Зелёная столовая

При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.

Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.

Парадная лестница

Жизнь

Франческа Бартоломео Растрелли
родился в Париже в 1700 году в семье
известного архитектора и скульптора
Бартоломео Карло Растрелли и испанской
дворянки. Отец Франческа, Бартоломео
Карло в конце 1715 года принял предложение
от российского посла поехать в Россию
на три года на службу к Петру I. Уже в
феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл
в Петербург с шестнадцатилетним сыном
— своим ближайшим помощником. Франческа
Бартоломео оказался в пору своей юности
на огромной стройке новой русской
столицы, с поразительной быстротой
выраставшей на островах невской дельты.
Ничего подобного этому грандиозному
строительству не видел Растрелли ни у
себя на родине, ни в других странах
Западной Европы, да и нигде в мире не
было в ту пору строительства, хотя бы
отдаленно схожего по своим масштабам
и смелости замысла с застройкой
Петербурга.

Общие сведения о Царском Селе

Нет смысла ехать в Царское Село во вторник или в последний понедельник месяца, так как в это время закрыты Екатерининский и Александровский дворцы, Царскосельский лицей, а также ещё несколько музеев. Некоторые музеи, кроме того, не работают по понедельникам и средам. Лучше всего отправиться туда в любой день с четверга по воскресенье, если только вы не собираетесь совмещать посещение Царского Села и Павловска, дворцы которого закрыты в пятницу.

Павильон «Эрмитаж»

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

До Царского Села можно добраться на микроавтобусе (№ К-286, К-287, К-299 и К-342) от Московской площади. Маршрутки ходят каждые 10-20 минут, путь занимает 45 минут. Можно доехать на пригородной электричке с Витебского вокзала (поезда ходят каждые 20-30 минут; продолжительность поездки – 30 минут)

В главном здании вокзала обратите внимание на копию старинного паровоза, а также на бывший императорский зал ожидания. Этот зал украшен росписями с изображением сцен из дореволюционной жизни Царского Села

Павильон «Холодная баня»

Маршрутные такси останавливаются возле железнодорожной станции, которая до сих пор носит название «Детское Село» (так некоторое время именовался город). Оттуда местные микроавтобусы ходят к Екатерининскому дворцу. К-370 и К-378 довозят пассажиров до конца Оранжерейной улицы; К-382 останавливается на Леонтьевской улице, немного ближе к дворцу; маршрут К-371 проложен дальше, через Египетские ворота и оканчивается возле церкви Знамения. К-545 идёт в Царское Село, а затем – в Павловск. Иногда на маршрутном такси вместо номера прикреплена табличка «Дворцы и парки».

Ориентиры и билеты

Находясь возле Екатерининского дворца, легко сориентироваться и понять, где находятся все остальные объекты музейного комплекса. На осмотр Екатерининского парка и дворца требуется несколько часов, а если вы хотите посетить ещё и Царскосельский лицей, то должны выделить на экскурсию целый день. Если же вы планируете за один день побывать и в Царском Селе, и в Павловске, то сможете осмотреть только главные дворцы обоих комплексов и незначительную часть парковых территорий. Летом для прохода в Екатерининский парк требуется билет. Кроме того, необходим входной билет в каждый дворец. В Александровский парк можно зайти бесплатно. Билеты для входа в Александровский дворец продаются на месте.

Павильон «Белая башня»

Кафе, рестораны и гостиницы

Еда, которую можно купить в окрестностях дворца, не стоит тех денег, которые за неё просят. В кафе «Царское Село» напротив Царскосельского лицея предлагают пиццу и гамбургеры на вынос. В Екатерининском кафе (находится во дворце) предлагают суп, сладости и напитки. Возле Большого пруда работает кафе «Адмиралтейство». Если вы хотите сэкономить, то можете подкрепиться в кафе «Колобок» (Оранжерейная улица, дом 29). Там подают вкусные недорогие блины, суп, салат и котлеты.

Кроме того, недалеко от этого места находится кафе «Шаурма», которая открыта круглосуточно. Если вы хотите поесть от души и готовы заплатить за трапезу до 25 $ на одного человека, то идите в кафе «Раут» на Парковой улице или в ресторан «Царское Село» возле железнодорожной станции. Однако вы можете отправиться в ресторан «Старая башня», который находится в угловой башне Фёдоровского городка, на краю Александровского парка. Там великолепный повар и хорошее обслуживание, но за всё это вам придётся выложить кругленькую сумму.

Гостиница «Екатерина»

Гостиницы в Петербурге
Отели по доступным ценам
большой выбор жилья

Авиабилеты в Петербург
Дешёвые билеты на самолёт
крайне выгодная цена

Если вы приедете вечером, то на следующее утро сможете посетить экскурсионные объекты до наплыва туристов. Лучше всего остановиться в весьма колоритном отеле «Екатерина». Эта гостиница расположена за дворцом, и из её окон открываются потрясающие виды. На другой стороне парка находится гостиница более низкого класса – «Дача Кочубея» с охраняемой автостоянкой. В обеих гостиницах в стоимость проживания включён завтрак.

Кафе-ресторан «Бакенбарды»

Перестройка дворца

После того как власть в стране в результате дворцового переворота захватила младшая дочь Петра I Елизавета, перемены коснулись и Екатерининского дворца. По ее приказу в 1742 году было принято решение расширить здание. Исполнителем задуманного был выбран М. Г. Земцов, проявивший себя талантливым зодчим при постройке многих церквей и строений Петербурга. Однако в конце сентября 1743 года архитектор умирает. В этот период сменилось много зодчих на перестройке дворца. Это и А. В. Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Так продолжалось до 1748 года, когда выбор главного архитектора пал на Ф. Б. Растрелли.

Проект перестройки был готов уже в мае 1752 года, после подписания указа царицы начались активные строительные работы. Уже к середине лета 1756 года Франческо Бартоломео представил царственным особам и послам иностранных государств свое творение. Елизавета Петровна была восхищена анфиладами, которые впервые имели длину всего здания. Растрелли также перестроил галереи, сделанные из дерева, создав полноэтажные сооружения.

Понравилась царице и необычная на те времена цветовая гамма, выбранная архитектором. Позолоченные лепнины фасада были сняты и заменены на покрашенные элементы. Нежно-голубой оттенок здания прекрасно сочетался с белым цветом колонн и золотом куполов церкви Воскресения Христова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector