Теремной дворец в московском кремле

Интерьеры резиденции Президента

Резиденция Президента Российской Федерации в Сенатском дворце разделена на представительскую часть и деловую.

Деловая часть:

  • рабочие кабинеты
  • зал заседаний Президентского совета
  • библиотека
  • помещения Совета Безопасности

Представительская часть – парадная анфилада залов, расположенных вдоль наружных фасадов и соединенных сквозными коридорами.

Рабочий кабинет Президента

Рабочий кабинет Президента выполнен в стиле классицизма, по размерам небольшой, но удобный. Стены обиты шлифованными панелями из мореного дуба. Удобная рациональная мебель – из того же материала.

Все продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Оживление в строгость обстановки вносят расписанные под старину потолки и хрустальные люстры, украшенные бронзовыми медальонами с гербами России.

В центре кабинета – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор из уральского малахита, изготовленный современными умельцами. Над письменным столом – герб Российской Федерации.

Справа и слева от стола – флаг Российской Федерации и штандарт Президента. Ближе к окну – стол для переговоров, удобное место для деловых встреч и совещаний с помощниками.

В книжных шкафах – собрание сочинений русских историков, философов, юристов и многочисленные словари: толковые, мифологические, «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», Большая Советская Энциклопедия.

Библиотека президента

Библиотека президента – в живописной круглой ротонде на третьем этаже. В застекленных шкафах темного дерева – книги, необходимые для работы: энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания.

Шкафы заполнены сборниками законодательных актов дореволюционной и современной России. Также здесь книги по истории Российского государства, красочные альбомы и подробные монографии по истории Московского Кремля.

Отдельную значительную часть коллекции составляют книги с дарственными авторскими посвящениями Президенту России. Здесь хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации, на котором президенты приносят присягу при вступлении в должность.

Зал заседаний Совета безопасности

Рядом с рабочим кабинетом президента – зал заседаний Совета Безопасности, который изысканно оформлен. Строгие полуколонны из темно-серого мрамора по периметру поражают величественной красотой: верхняя часть, выступающая за пределы колонны, декорирована позолотой.

Стены украшает гобелен ручной работы, в рисунке отражена символика Российского государства и переданы главные эпизоды из русской истории. Посреди зала – длинный стол для переговоров и совещаний. Зал оборудован новейшими средствами связи и современной техникой.

Представительский кабинет президента

За стеной рабочего кабинета президента расположен парадный кабинет, оформленный наряднее и торжественней, чем рабочие помещения. Представительский кабинет разместился в Малом, или Овальном зале Сенатского дворца, во втором по значению парадном зале (после Екатерининского).

Здесь проводятся встречи и переговоры с главами иностранных государств и правительств, проходят многосторонние международные форумы, вручаются государственные награды.

Архитектурное оформление торжественно и строго: бледно-зеленый с белым цвет стен, овальный купол, хрустальные люстры, выполненные по рисункам архитектора Казакова. Посередине – большой овальный стол для переговоров. Паркет, подобный ковру, выложен из десятков видов твердых пород дерева. На стенах – портреты видных военачальников, прославивших Россию. В четырех нишах – высокие скульптуры российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II.

Украшает представительский кабинет большой малахитовый камин, облицованный тонкими пластинками малахита. Пластины подобраны так, будто покрытие вырезано из цельного куска, переливающегося разноцветными оттенками камня.

Камин декорирован зеркалом с бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке. Подставки для свеч под «старину» вносят уют и изысканность в интерьер. У камина – удобные кресла для ведения переговоров один на один. Здесь же оборудовано место для фото- и киносъемки. На ручках кресел – львиные головы, символ государственной власти.

Список литературы[править | править код]

  1. Вся Москва от А до Я: энциклопедия / Вострышев М. И., Шокарев С. Ю.. — М.: Алгоритм, 2011.
  2. Девятов С. В. Московский Кремль из глубины веков. — М., 2014. — ISBN 978-5-91926-1803.
  3. Дутов А. А. Преемственность традиций в декоре русских печных облицовок XVII – начала XX вв. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. — Санкт-Петербург, 2002. — № 6. — С. 59.
  4. Забелин И. Е. История города Москвы. — М.: Астрель, 2007.
  5. Облик старой Москвы. XVII — начало XX века / Любимцев Р., Михайлов В., Музалевская Н., Пацева И., Черный А.. — М., 1997. — ISBN 5-85200-349-2.
  6. Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013.
  7. Смирнова Е. И. Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999.
  8. Тульев В. История России в архитектуре. 70 самых известных памятников.. — М.: ЭКСМО, 2012. — ISBN 978-5-699-53013-7.
  9. Фабрициус М. П. История московского Кремля. — М., 2014.
  10. Фабрициус М. П. Кремль в Москве. Очерки и картины прошлого и настоящего. — М., 1883.
  11. Юдаков И. Ю. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель. — М., 2013. — ISBN 978-5-904813-03-1.

История дворца

В январе 1648 года молодой царь Алексей Михайлович обвенчался с Марией Милославской. Почти сразу же в Кремле началось строительство дворца для его тестя. Под палаты выбрали место рядом с Царским дворцом, где до этого стояли различные хозяйственные постройки. Земельный участок был неудобным, вытянутым, и это определило архитектуру здания. Строительные работы завершились в 1651 году, и Милославский смог въехать в новый дворец.

Примечательно, что Алексей Михайлович неуважительно относился к своему новому родственнику и называл его «Ильей — не тестем». Царская немилость определялась поведением Милославских. Представители возвысившегося рода имели репутацию жадных чиновников, которые охотно брали взятки. Тесть царя и его ближайшие родственники без стеснения пользовались открывшимися возможностями при дворе и быстро обогатились. В конце жизни в Москве даже стали появляться «воровские листы». Так называли объявления на улицах города, в которых упоминался сам Милославский и его приближенные.

Боярин прожил в своих хоромах 16 лет и скончался в 1668 году в возрасте 72 лет. Через год при родах умерла его дочь и жена царя — Мария Милославская. После этих событий дворец перешел в дворцовый приказ, и бывшие боярские палаты соединили каменным переходом с Царским дворцом.

Вид на Потешный дворец и церковь Похвалы Богородицы

В 1671 году Алексей Михайлович вступил во второй брак с Натальей Николаевной Нарышкиной. Вскоре во дворце, который начали называть «Потешным», стали устраивать различные представления для царя, членов его семьи и приближенных. Царские потехи были первыми в России театральными постановками.

Основателем придворного театра считают возвысившегося при Алексее Михайловиче Артамона Сергеевича Матвеева. В истории России он остался, как один из первых «западников». Матвеев попал во дворец в возрасте 12 лет и был безгранично предан царю. Он очень ценил западные новинки и общение с иностранцами. Матвееву удалось собрать первую труппу актеров, которые развлекали государя, царицу, царевичей и царевен. Известно, что в бывших боярских палатах был впервые поставлен балетный спектакль, рассказывающий трогательную историю об Орфее и Эвридике.

Увеселения при дворе продлились недолго и закончились в 1676 году, когда от сердечного приступа в возрасте 47 лет умер царь Алексей Михайлович. Артамон Матвеев попал в опалу. Вдова царя Наталья Нарышкина вступила в противостояние с жаждущими власти Милославскими и вместе с сыном вынуждена была много времени проводить в Коломенском и Преображенском.

В 1679 году царица с детьми переехала в Потешный дворец. Перед этим небольшое здание расширили. Петр I недолюбливал Москву, и старался жить в других местах. Во времена его правления во дворце размещался Полицейский приказ.

Западный фасад дворца

В начале XIX века постройку реконструировали по проекту известного российского архитектора Ивана Еготова. Смотрящий на Дворцовую улицу фасад превратили в главный и украсили его модными псевдоготическими деталями. Кроме того, к зданию для симметрии с севера пристроили крыло. После переделок, с 1806 года во дворце поселился комендант Москвы, и разместили его канцелярию.

В 70-е годы XIX века архитектор и реставратор Николай Александрович Шохин предпринял немало усилий, чтобы сделать дворец таким, каким он был в середине XVII века. Однако, в результате получилась лишь стилизация под постройку того времени.

В 1918 году в гараже, расположенном во дворе здания, расстреляли Фанни Каплан, которая совершила покушение на Ленина. Потом во дворце жили семьи партийных и государственных лидеров. В 1932 году в квартире Сталина застрелилась его жена Надежда Аллилуева. Трагедия произошла в одной из комнат, окна которой обращены в сторону Александровского сада.

Сенатский дворец и время

За 200 лет Сенатский дворец – свидетель разнообразных государственных событий.

На вершине купола красовалась позолоченная скульптурная группа Георгия Победоносца, покровителя Москвы. В 1812 году по приказу Наполеона, во власти которого оказался дворец, статую отправили в Париж в качестве трофея. Вскоре на купол установили столб с императорской короной и надписью «Закон». В отремонтированном Сенатском дворце разместили судебные органы.

До 1865 года здание занимало архитектурное училище. С приходом к власти Советов на место столба установили флагшток с флагом СССР, а дворец переименовали в первый корпус рабоче-крестьянского правительства.

В 1918 году в корпусе устроили апартаменты вождя мировой революции Владимира Ильича Ленина. В 1920-е годы в здании заседало правительство страны Советов.

Сегодня в Сенатском дворце находится резиденция Президента страны и рабочие кабинеты помощников. С 25 декабря 1991 года здесь установлен флаг Российской Федерации, который позднее заменили президентским штандартом.

В том же году началась реставрация строения. В залах восстановили старинные горильефы, лепной декор, карнизы, фризы и капители. До наших дней в неизменном виде дошли лишь фасады и два уникальных зала – Екатерининский и Овальный.

Утерянное за предыдущие века мастерски восстановлено в 1994-1996 годах. Возрожденные залы Сената, созданные практически заново в духе казаковского времени, вызывают восхищение.

Теремок

И еще мимо одной комнаты, на пятом этаже Теремного дворца, никак нельзя пройти. В старину ее называли Каменным чердаком или Теремком. И устроили по повелению царя Михаила Федоровича для детей — царевичей Алексея и Ивана. По сводам комнаты порхают разноцветные птицы в натуральную величину, создается полная иллюзия, что вы в райском саду. А многократно усиливается это ощущение на открытой галерее пятого этажа, откуда открывается просто фантастический вид на столицу. Вдумайтесь: вы стоите выше почти всех зданий современной Москвы. И это постройка XVII века!

Многое изменилось в России при Петре Великом: на европейский манер поменялся уклад жизни двора, столицу перенесли в Санкт-Петербург. Но своим указом Петр приказал сохранить Теремной дворец как «дом своих предков». И ничего не менять на западный манер.

Поэтому сегодня мы смогли побывать в XVII веке нашей истории. А потомки Петра сделали все, чтобы связь времен не разорвалась. И построили удивительный Владимирский зал, который объединяет четыре эпохи — XV, XVI, XVII и XIX века.

Большой Кремлевский дворец на карте

  • Что привезти из Стамбула
  • Туры в Доминикану на 9-11 ночей, отели 4 и 5* все включено + промокод на 1000 руб. – апрель, май
  • Что посмотреть в Вене за 1 день – 16 самых интересных мест
  • Погода в Таиланде в марте
  • Туры в Иорданию на 7 ночей, отели 4 и 5*, все включено от 43 201 руб за ДВОИХ – май, июнь
  • Достопримечательности Стамбула
  • Отели Айя-Напы для отдыха с детьми
  • Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади
  • 17 лучших экскурсий в Валенсии
  • В ближайшее время туристы смогут посетить царскую резиденцию в Болгарии
  • Кносский дворец на Крите
  • Туры в Прагу на 7 ночей, отели 3 и 4*, завтраки от 52 580 руб за ДВОИХ – май

+7

Краткая история

Россия — огромная страна, и в каждом её уголке всегда найдутся вещи, интересные взгляду любознательного путешественника. Но особое место для приверженцев исторических экскурсов занимает столица Российской Федерации — Москва.

К одной из красивейших достопримечательностей российской столицы по праву относится Теремной дворец входящий в комплекс строений, известных как Московский Кремль. Теремной дворец был возведен в первой половине XVII столетия (закончен в 1636 году) 4-мя авторитетными в то время мастерами-архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым.

Однако при постройке Теремного Дворца использовались и сохранившиеся части старых строений — в частности, царские палаты, созданные ещё для Ивана 3-го, и Мастерские палаты ХVI века. Открытая площадка, окружающая терема по периметру, образовалась по причине отступа в их надстройке на основание стен предыдущего строения.

Большой кремлевский дворец

Большой кремлевский дворец (БКД) был построен по указу Николая I в 1838 — 1849 годах группой русских архитекторов под руководством Константина Тона в русско-византийском стиле. Его фасад украшен резным белокаменным декором и обращен в сторону Москва-реки, дворец протянулся с запада на восток на 120 метров, его высота 47 метров. Снаружи дворец выглядит трехэтажным, но по факту состоит из двух этажей. Это связано с тем, что парадные залы получили сразу два ряда оконных проемов.

В дворцовый ансамбль Большого кремлевского дворца включены Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви и Оружейная палата. Владимирский зал является временным мостом между историческими эпохами и соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца с Грановитой палатой и Теремным дворцом.


Владимирский зал Большого кремлевского дворца

Во дворце, поражающим роскошью интерьеров, около 700 комнат, 5 парадных орденских залов: Екатерининский, Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский. В Андреевском зале проводятся инаугурации российского президента. Екатерининский зал используется для встреч с иностранными делегациями и проведением переговоров.


Андреевский зал Большого кремлевского дворца

Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время ее пребывания в Москве, императорские жилые покои назывались Собственная половина. В 1913 году во дворце проходили торжества в честь 300-летия дома Романовых. После революции здесь поселились члены советского правительства. Великолепные Андреевский и Александровский залы были перестроены в 1933-1934 годах в зал заседаний Верховного совета СССР с партером и балконами. В 1939 году на месте императорских тронов были установлена огромная скульптура Ленина из белого мрамора и трибуна для выступлений. Зал заседаний вмещал в себя около 5,5 тысячи человек.


Зал заседаний Верховного совета СССР

Первый съезд КПСС прошел здесь в 1934 году — это был знаменитый XVII съезд, вошедший в историю, как Съезд расстрелянных, так как большая часть делегатов была репрессирована в годы Большого террора. В 1956 году здесь прошел XX съезд КПСС, на котором Хрущев прочитал свой доклад «О культе личности и его последствиях». В 1990 году в зале заседаний прошел Первый съезд народных депутатов РСФСР. По указу Бориса Ельцина в 1994—1999 годах исторический облик Андреевского и Александровского залов был восстановлен по сохранившимся чертежам, в том числе царское место с императорскими тронами.


Георгиевский зал Большого кремлевского дворца

Георгиевский зал дворца является самым большим (длина — 61 метр, ширина — 20,5 метров) и первым залом в парадной анфиладе дворца. Здесь проходило торжество по случаю Победы в 1945 году, здесь отмечали полет Гагарина в космос в 1961 г., в зале проходят приемы, банкеты, встречи президента РФ с иностранными делегациями. Георгиевский зал является залом военной славы, на его стенах выгравированы имена кавалеров Георгиевского ордена и наименования более 500 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамена.

Сейчас дворцовый комплекс, кроме Оружейной палаты, действующая резиденция президента России, где проводятся официальные мероприятия. Посетить Большой кремлевский дворец можно только в составе экскурсии по предварительной записи, постоянных сеансов для его просмотра нет.

Реконструкция дворца[править | править код]

Первоначальное внутреннее убранство и стенопись Теремного дворца практически не сохранились и были восстановлены в XIX веке по образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Реконструкция зданий производилась в 1836—1849 годах одновременно со строительством Большого Кремлевского дворца.

В 1836—1837 годах под руководством Фёдора Солнцева и Петра Герасимова и при участии Фёдора Рихтера были выполнены росписи, установлены резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель стиля XVII века и поставлены изразцовые печи. В 1870-х годах художник Тимофей Киселев выполнил росписи по золотому фону. В 1992 году была проведена реставрация фасадов Теремного дворца Московского Кремля.

В настоящее время Теремной дворец входит в ансамбль Большого Кремлёвского дворца и является резиденцией Президента Российской Федерации. Дворец закрыт для свободного посещения. Посетить его можно в составе экскурсии в Большой Кремлевский дворец, на что требуется специальное разрешение комендатуры Кремля.

Стиль Теремного дворца

Стиль, в котором возведен Теремной дворец в Кремле (в каком веке был построен, сказано выше) также отличается роскошью. То есть это зарождение русского барокко. И хотя направление существовало во многих других странах, да и Русь не была основоположником его, все же свою лепту в историю архитектуры внесла. Отсюда появление стиля, который принято называть «чисто русским».

Такой стиль характеризуется пышным убранством и оформлением каменных построений под деревянные богатые избы.


Настоящим примером для наследования стал Теремной дворец. Время постройки хоть и датируется 17 веком, но дома в русском стиле чрезвычайно популярны и сегодня.

Четыре палаты царских покоев

Второй этаж Теремного дворца занимают царские покои. Всего их четыре. Это относительно небольшие палаты, примечательными архитектурными элементами которых являются сомкнутые своды с рапалубками.

Каждая палата имеет свое название:

  • Проходные сени
  • Гостиная (Думная) комната
  • Престольная
  • Опочивальня

Древнее искусство изготовления интерьеров из дерева здесь ещё даёт о себе знать — например, так были созданы деревянные хоры.

Проходные сени

При постройке хоров использовался прием, часто применяемый в русской деревянной архитектуре — по способу соединения раздельных клетей. Причудливый растительный орнамент украшает своды и стены палат. Когда-то над созданием орнамента трудился архитектор Ушаков, нынешние изображения созданы относительно недавно, в XIX столетии по рисункам, предложенным Т.А. Киселевым и Ф.Г. Солнцевым.

Дворец сегодня

Последняя масштабная реставрация старинного здания была проведена в 2000-2004 годах. Во время работ по очистке старой штукатурки специалисты обнаружили на наличниках третьего этажа уникальную белокаменную резьбу XVII века.

Работавшие при постройке дворца искусные мастера изобразили рыцарские турниры, цветы, реальных и фантастических зверей и птиц. Примечательно, что найденные сюжеты не имеют аналогов в декоре зданий XVII века.

Реставраторы постарались восстановить изначальный цвет Потешного дворца. Во времена Милославского нависающий объем домовой церкви красили дорогим суриком, имеющим насыщенный красно-оранжевый цвет. Остальные части дворца окрашивали другими, более дешевыми красками. Сегодня основной объем храма, как и в старину, покрашен суриком, а детали затейливой каменной резьбы выделены белым цветом, отчего здание смотрится очень нарядно.

Сегодня во дворце размещаются службы Комендатуры Московского Кремля, поэтому внутрь него не пускают.

Посещающие Кремль туристы вынуждены любоваться историческим зданием только на расстоянии. Восточный фасад можно рассмотреть со стороны Государственного Кремлевского дворца. А всем, кто прогуливается по Александровскому саду между Троицкой и Комендантской башнями, хорошо видна западная часть дворца.

История дворца

В январе 1648 года молодой царь Алексей Михайлович обвенчался с Марией Милославской. Почти сразу же в Кремле началось строительство дворца для его тестя. Под палаты выбрали место рядом с Царским дворцом, где до этого стояли различные хозяйственные постройки. Земельный участок был неудобным, вытянутым, и это определило архитектуру здания. Строительные работы завершились в 1651 году, и Милославский смог въехать в новый дворец.

Примечательно, что Алексей Михайлович неуважительно относился к своему новому родственнику и называл его «Ильей — не тестем». Царская немилость определялась поведением Милославских. Представители возвысившегося рода имели репутацию жадных чиновников, которые охотно брали взятки. Тесть царя и его ближайшие родственники без стеснения пользовались открывшимися возможностями при дворе и быстро обогатились. В конце жизни в Москве даже стали появляться «воровские листы». Так называли объявления на улицах города, в которых упоминался сам Милославский и его приближенные.

Боярин прожил в своих хоромах 16 лет и скончался в 1668 году в возрасте 72 лет. Через год при родах умерла его дочь и жена царя — Мария Милославская. После этих событий дворец перешел в дворцовый приказ, и бывшие боярские палаты соединили каменным переходом с Царским дворцом.

Вид на Потешный дворец и церковь Похвалы Богородицы

В 1671 году Алексей Михайлович вступил во второй брак с Натальей Николаевной Нарышкиной. Вскоре во дворце, который начали называть «Потешным», стали устраивать различные представления для царя, членов его семьи и приближенных. Царские потехи были первыми в России театральными постановками.

Основателем придворного театра считают возвысившегося при Алексее Михайловиче Артамона Сергеевича Матвеева. В истории России он остался, как один из первых «западников». Матвеев попал во дворец в возрасте 12 лет и был безгранично предан царю. Он очень ценил западные новинки и общение с иностранцами. Матвееву удалось собрать первую труппу актеров, которые развлекали государя, царицу, царевичей и царевен. Известно, что в бывших боярских палатах был впервые поставлен балетный спектакль, рассказывающий трогательную историю об Орфее и Эвридике.

Увеселения при дворе продлились недолго и закончились в 1676 году, когда от сердечного приступа в возрасте 47 лет умер царь Алексей Михайлович. Артамон Матвеев попал в опалу. Вдова царя Наталья Нарышкина вступила в противостояние с жаждущими власти Милославскими и вместе с сыном вынуждена была много времени проводить в Коломенском и Преображенском.

В 1679 году царица с детьми переехала в Потешный дворец. Перед этим небольшое здание расширили. Петр I недолюбливал Москву, и старался жить в других местах. Во времена его правления во дворце размещался Полицейский приказ.

Западный фасад дворца

В начале XIX века постройку реконструировали по проекту известного российского архитектора Ивана Еготова. Смотрящий на Дворцовую улицу фасад превратили в главный и украсили его модными псевдоготическими деталями. Кроме того, к зданию для симметрии с севера пристроили крыло. После переделок, с 1806 года во дворце поселился комендант Москвы, и разместили его канцелярию.

В 70-е годы XIX века архитектор и реставратор Николай Александрович Шохин предпринял немало усилий, чтобы сделать дворец таким, каким он был в середине XVII века. Однако, в результате получилась лишь стилизация под постройку того времени.

В 1918 году в гараже, расположенном во дворе здания, расстреляли Фанни Каплан, которая совершила покушение на Ленина.

Потом во дворце жили семьи партийных и государственных лидеров. В 1932 году в квартире Сталина застрелилась его жена Надежда Аллилуева. Трагедия произошла в одной из комнат, окна которой обращены в сторону Александровского сада.

Как добраться

Потешный дворец стоит между западной частью Кремлевской стены и Государственным Кремлевским дворцом. Фасад здания смотрит на Дворцовую улицу.

Вид на фасад дворца с Дворцовой улицы

До Кремля нетрудно дойти пешком от станций московского метро «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Чтобы увидеть Потешный дворец с максимально близкого расстояния, нужно пройти Александровский сад и войти на территорию Кремля через Троицкую башню. Сразу же за Троицкими воротами справа стоит пост, который ограничивает проход туристов в эту часть Кремля. От него хорошо виден яркий красно-белый фасад дворца, расположенный в 150 м от Троицких ворот.

Царь Феодор Иоаннович

Надпись: Благоверный и христолюбивый, Богом венчанный, Великий государь Царь и Великий князь Феодор Иоаннович, всея России самодержец

В третьем простенке между окон стены к церкви Благовещения — царь Федор Иванович «сидит в златом царском месте на престоле, на главе его венец царский с крестом без опушки, весь камением и жемчугом украшен; исподняя риза его порфира царская златая, поверх порфиры наложена по плечам холодная одежда с рукавы, застегнута об одну пуговицу; по той одежде по плечам лежит диадима с дробницами; около шеи ожерелье жемчужное с каменьи; через диадиму по плечам лежит чепь, а на чепи, напереди крест; обе руки распростерты прямо, в правой руке держит скипетр, а в левой державное, яблоко».

«С правую сторону подле места его царского стоит правитель. Борис Годунов в шапке мурманке; на нем одежда верхняя с рукавы, златая, на опашку, а исподняя златая ж долгая; а подле него стоят бояре в шапках и в колпаках, верхние на них одежды на опашку. Над ними полата, а за полатою видеть соборная церковь. И по другую сторону царского места также стоят бояре и над ними полата». Забелин Е.И.

Слово становилось делом

Красный цвет подчеркивает главенство Престольной палаты. Пурпур — привилегия государей. Когда-то при царе Алексее Михайловиче кабинет был затянут ярко-красной сафьяновой кожей, тисненной золотом. Именно здесь слово становилось делом — государь подписывал указы, которые «выкрикивали» со всех площадей Москвы. Но перво-наперво кричали с кремлевской Ивановской площади.

Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».

Кому, кроме государя, была доступна Престольная палата? Очень достойным, по его мнению, людям. Орденов в ту эпоху не было, за заслуги награждали по-разному: могли одарить и ценным оружием, и платьем с царского плеча, и землей, и деньгами. Но была еще одна очень почетная награда — обед с государем, как равный с равным. В Престольную приглашались два-три особо отличившихся вельможи, для них выносили драгоценную посуду, хранившуюся в особой царской буфетной…

Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.

А еще государь иногда выбирал в Первопрестольной палате невесту. Со всех земель в Кремль свозили до 1000 девушек. Самых красивых приводили «пред светлые государевы очи». Наши государи имели возможность, которой были лишены западноевропейские монархи, — жениться по любви…

Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью… Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)

Четыре палаты царских покоев

Второй этаж Теремного дворца занимают царские покои. Всего их четыре

. Это относительно небольшие палаты, примечательными архитектурными элементами которых являются сомкнутые своды с рапалубками.

Каждая палата имеет свое название:

  • Проходные сени
  • Гостиная (Думная) комната
  • Престольная
  • Опочивальня

Древнее искусство изготовления интерьеров из дерева здесь ещё даёт о себе знать — например, так были созданы деревянные хоры.

Проходные сени

При постройке хоров использовался прием, часто применяемый в русской деревянной архитектуре — по способу соединения раздельных клетей. Причудливый растительный орнамент украшает своды и стены палат. Когда-то над созданием орнамента трудился архитектор Ушаков, нынешние изображения созданы относительно недавно, в XIX столетии по рисункам, предложенным Т.А. Киселевым и Ф.Г. Солнцевым.

Архитектура

Здание имеет квадратную форму в разрезе, однако, посредине разделено проходом. Его постройки объединены между собой специальной проездной аркой. Оно интересно тем, что стало одним из этапов каменного строительства в столице, которое в рассматриваемое время только начиналось. Фасад был разделен поэтажно, что также свидетельствует о высоком уровне зодчества. Потешный дворец примечателен тем, что его украшает белокаменный декор – искусство, известное еще со времен Древней Руси и получившее достаточно широкое распространение впоследствии. Жилые комнаты расположены по принципу анфилад, что роднит данную постройку со знаменитым Теремным царским теремом. Но Потешный дворец Московского Кремля особенно известен тем, что в нем расположена домовая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Этот храм гармонично вписан в объем основного здания. Церковь находится в восточном фасаде. На западной стороне находится плоская платформа с висячими садами, которые служили папертью.

Экстерьер Теремного дворца

Внешне Теремной дворец в Кремле напоминает необыкновенную по красоте пирамиду. Можно его даже сравнить с праздничным тортом. Настолько он яркий.

Каждый верхний ярус немного меньше предыдущего, что дало возможность использовать остающиеся площадки для различных целей. Например, площадка над вторым этажом – это территория, на которой проводились гуляния.

Наличники окон окрашены в белый цвет и утопают в стилизованных изображениях цветов. О деревянных избах напоминает и характер кровли – это двускатная конструкция, разукрашенная узорами разных цветов.


Пристроенная сторожевая башня декорирована удивительными кокошниками, а крыша состоит из восьми граней. Из ее окон открывается великолепный вид на город.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector