Версальский дворец

Большой дворец

После смерти Людовика XIII маленький замок долго пустовал. За его сына Людовика XIV, ещё совсем ребёнка, долгое время правили его мать Анна Австрийская и первый министр — кардинал Мазарини

Подросший будущий «король-солнце», чудом переживший гражданскую войну — Фронду, хорошо понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но предпочитал действовать с предельной осторожностью. Дождавшись смерти Мазарини в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без первого «министра

В том же году был арестован министр финансов Николя Фуке, наживший себе на этой должности колоссальное состояние. Как раз к этому времени Фуке завершил строительство личной резиденции Воле-Виконт. Восхитительной красоты дворец был конфискован, а находившийся под впечатлением Воле-Виконта король решил привлечь его создателей к строительству и своего нового дворца. Это были первый королевский архитектор Луи Лево, специалист по планировке и посадке садов и парков Андре Ленотр, а также известный художник по интерьерам и теоретик искусства Шарль Лебрен. Осталось лишь выбрать место для строительства резиденции. После долгих раздумий и сомнений выбор Людовика XIV, казалось, пал на Венсен, но затем неожиданно он сделал выбор в пользу Версаля с его охотничьим домиком. При этом Людовик-сын решил, что маленький замок строители должны сохранить. Лево учёл все пожелания короля и приготовил проект, согласно которому старый охотничий замок с одной стороны оставался неприкосновенным, а с трёх других обрастал современными для той эпохи корпусами, как бы оказываясь заключённым в каменный конверт. Королю идея понравилась, и Лево руководил строительством Версаля до самой своей смерти, последовавшей в 1670 году. Одновременно он работал в парке над сооружением Зверинца и Оранжереи, которые для короля были и прихотью, и радостью. В главном Шато находились приёмные залы Больших королевских покоев, убранство которых было посвящено античным богам. Символический смысл этого заключался в прославлении добродетелей «короля-солнца» и его семейства, а расчёт был сделан на быструю смену впечатлений при движении. Самый продолжительный путь — к королевской спальне — вёл через залы Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и дальше в зал Войны, Зеркальную галерею и зал «Бычьего глаза». По этой анфиладе нарядных помещений можно было пройти и в капеллу. В этих покоях королевская семья и придворные три раза в неделю собирались вечерами для развлечений. В такие вечера правила придворного этикета смягчались, и король, находясь среди гостей, стремился быть радушным хозяином. Наиболее впечатляющим помещением в Большом Версальском дворце является Зеркальная галерея. Это целый проспект длиной 73 метра и шириной 10,5 метра. Здесь отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесь принимали иностранных послов. Зеркальная галерея ошеломляет и размерами, и пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а в ясные солнечные дни ещё и переизбытком света и воздуха. При её украшении расчёт сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезают 17 окон, а 15 ниш напротив них заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы, расширяя пространство зала. Роспись Зеркальной галереи была поручена Шарлю Лебрену, который сумел в монументальном стиле воздать славу королю. В дни праздников здесь в сверкающих серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, которые множились на глазах, отражаясь, как и все остальное, в зеркалах. Когда-то галерею украшали ещё и апельсиновые деревья, посаженные в огромных серебряных вазах. Здесь же стояла массивная серебряная мебель, изготовленная по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала столь тонкая чеканка, что стоимость её во много раз превышала стоимость самого материала.

Знаете ли вы что…

В дворце Большой Трианон помимо Петра I останавливался ещё целый ряд российских лидеров. В 1971 году это был Леонид Ильич Брежнев, в 1986-м — Михаил Сергеевич Горбачёв, в 1992-м — Борис Николаевич Ельцин.

Зал, полный зеркал

Людовик XIV не только сделал Версаль своей постоянной резиденцией, но и решил перевести туда правительство. Чтобы разместить многочисленную свиту и чиновников, потребовалась очередная масштабная перестройка, которая началась в 1678 году. Лево к тому времени уже умер, и его сменил другой королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Он спроектировал впечатляющую Зеркальную галерею (Galerie des Glares), построенную со стороны сада между ризалитами на месте бывшей смотровой площадки. Галерея выходит на сад семнадцатью высокими полукруглыми окнами, напротив которых на внутренней стене размещены зеркала, по форме и размерам соответствующие окнам.

Днем, когда в зеркалах отражался сад, галерея превращалась в арочный павильон, с двух сторон окруженный обширными цветниками, вечерами же зеркала множили огни освещавших галерею свечей, усиливая их яркость. На плафоне были представлены сюжеты, прославлявшие Короля-Солнце и его военные свершения. Это художественное оформление, завершенное в 1686 году, было выполнено по эскизам и под руководством известного живописца Шарля Лебрена.

По обе стороны галереи, на первом этаже ризалитов, спроектированных еще Лево, были устроены два роскошных зала — Зал Войны в апартаментах короля и Зал Мира в крыле, принадлежавшем королеве.

Ардуэн-Мансар спроектировал также два массивных крыла с внутренними дворами, расположенные перпендикулярно центральной оси всего сооружения. Южное крыло было завершено в 1684 году, но строительство северного из-за постоянно растущей стоимости проекта было приостановлено и возобновилось только в XIX веке. Архитектор перестроил два сооруженных Лево отдельно стоящих со стороны города павильона, разместив между ними просторный двор, который получил название двора Министров (Cour des Ministres).

Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль б мая 1682 года, когда строительные работы были в разгаре и даже королевские покои еще оставались незаконченными. Несмотря на неудобства, связанные с жизнью на строительной площадке, король не изменил место постоянного пребывания, и версальский дворец оставался резиденцией французских правителей вплоть до революции 1789 года.

Последней реализованной частью проекта Ардуэн-Мансара стала Королевская часовня, задуманная архитектором как самостоятельное здание, соединяющееся с северным крылом дворца.

Другие сооружения дворцового комплекса

Кроме главного дворца в комплекс входят такие сооружения: Большой Трианон, Малый Трианон, деревня королевы, парк, сады. Рассмотрим их более подробно.

Большой Трианон

Большой Трианон – это дворец, двор, садово-парковая зона с водоемами. Построили дворец при Людовике XIV. Этот дворец королевская семья использовала для отдыха от придворной жизни с ее строгим этикетом.

Дворец построен архитектором Ж. Ардуэном. Фасад здания облицован мрамором. Внутренние интерьеры оформлены в бело-золотых цветах. Здание одноэтажное, архитектурный стиль – классицизм. Во дворце большие двери-окна, которые ведут в сад.

Это интересно. Во время пребывания во Франции, Петр I останавливался в Большом Трианоне.

С 1963 г. до 1992 г. Большой Трианон был государственной резиденцией. Здесь жили руководители государств во время официальных визитов.

Малый Трианон

Этот дворец был построен при Людовике XV. Король решил, что ему необходимо уединенное место для встреч с фаворитками. Архитектор Г. Анжу построил здание в стиле неоклассики. Фасад украшен пилястрами и колоннами. Интерьер оформлен в стиле рококо.

При Людовике XVI хозяйкой дворца стала его жена, Мария-Антуанетта. Первый этаж занимали покои королевы, второй предназначался для короля и гостей. В цокольном этаже были подсобные помещения.

Деревня королевы

По желанию Марии-Антуанетты построили деревню. Она состояла из 11 домов, стоящих на берегу озера. Часть домов предназначались для королевы, в других жили крестьяне, работавшие на ферме.

Королева обустроила деревню так, как представляла себе жизнь крестьян. Озеро, по которому плавают лебеди, беседки, деревья и цветы. Здесь также были действующая молочная ферма, мельница.

Парк и сады

Версальский парк и сады неотъемлемый элемент дворцового комплекса, который привлекает туристов не менее чем дворец. Парк производит впечатление на всех – газоны и клумбы, пруды, узоры из дорожек. Просторные аллеи сменяются укромными уголками, а зеленые насаждения – фонтанами и скульптурами.

Лестница дворца ведет к двум водоемам. В этом месте расходятся три маршрута.

Если посетители парка пойдут направо, то увидят яркие цветники, за ними квадратные участки с деревьями и скульптурами. В этом направлении находятся Малый Трианон и деревня королевы.

Туристы, выбравшие левое направление выйдут к оранжерее. Здесь настоящее царство цитрусовых деревьев.

Если идти от дворца прямо, то вскоре гости парка увидят фонтан «Лето». Далее живописные аллеи ведут к фонтану «Аполлон». За фонтаном Гранд-канал и парк, который больше похож на лес.

Парк и сады занимают 800 га, обустройством этой территории занимался архитектор А. Ленотр. До Людовика XIV местность вокруг Версаля была довольно унылой, в основном болота. Так что мастерство А. Ленотра просто восхищает. По отзывам туристов, в парке можно провести целый день, путешествие в Париж обязательно должно включать посещение дворцово-паркового комплекса.

1. Строительство

Вид на дворец из парка

1.1. Охотничий замок

История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

1.2. Людовик XIV

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.

1.3. Стоимость

Зеркальный зал

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра. Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро.[источник не указан 579 дней] Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.[источник не указан 579 дней] Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери.[источник не указан 579 дней] Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.

Буазери, скульптурная резьба, позолота, стиль Людовик XIV

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью

Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии

Сады и парк Версаля

Парковая часть удивляет идеально ровной поверхностью. Еще когда начиналось строительство, архитекторы настолько тщательно выровняли площадку, что на ней не осталось ни единого бугорка. Площадь садов Версаля занимает около 5 кв. км, изобилует дорожками, зелеными кустами и деревьями, фонтанами и озерами, безупречными линиями зеленых газонов.

Парки Версаля

Сидя на балконе своих покоев, король любил смотреть театрализованные представления, которые проходили на Мраморном дворе, и именно тут Мольер впервые поставил «Мизантропа». А над окнами покоев Людовика отсчитывали время часы, но были остановлены в момент его смерти.

Монарх любил прогуливаться под арками и среди мраморных колонн или устраивать среди них обеденные трапезы. Ему была близка тема античных богов, и сады Версаля щедро украшены их фигурами.

Прямо перед Зеркальной галереей параллельно друг дружке вытянулись два продолговатых бассейна, за которыми вниз уводит Большая лестница, а у ее подножия в окружении четырех каменных ваз разлегся водоем с фонтаном Латоны, украшенный множеством позолоченных фигур.

Аполлон управляет колесницей

Далее аллея с могучими деревьями вдоль нее уводит к просторной зеленой поляне, за которой в большом бассейне Аполлон управляет колесницей, запряженной четверкой водяных лошадей самого Нептуна – гиппокампами. Фонтан Аполлона формировался под руководством скульптора Тюби, взявшего за основу эскизы Ш. Лебрена.

На севере от дворца стоит партер, украшенный фигурами «Присевшей Венеры» и «Точильщика». От них лестница подводит к бассейнам «Сирены» и «Корона», имеющим округлую форму, а также к фонтану «Пирамида», в котором плескаются позолоченные дельфины с тритонами.

Чтобы увидеть, как на 47 м ввысь выбрасывает струю воды фонтан «Дракон», надо пройти по знаменитой «Аллее Воды», созданной Ж. Ардуэн-Мансаром, и имеющей другое название – «Театр Воды». Она примечательна тем, что ее обрамляют 14 небольших круглых водоемов, создающих единый ступенчатый ансамбль с бронзовыми изображениями детей, удерживающими чашу, наполненную цветами и фруктами.

Фонтаны Версаля

Помимо множества озер и бассейнов с фонтанами, сады Версаля изобилуют террасами, и чем дальше от дворца, тем их уровень постепенно снижается. Кроме этого тут приятно прогуляться по аллеям, представляя, как этим же путем некогда ходила Мария-Антуанетта, любуясь скульптурами и игрой водяных струй, выпускаемых мифологическими животными.

Парк, наполненный гротами, павильонами, системой водных каналов, растительностью и смотровыми площадками выглядит настолько продуманным, что получил название «маленькой Венеции».

Музей Ламбине


Музей Ламбине. | Фото: tyalis_2 / Flickr.

Если говорить о недостатках Версаля, то на ум сразу приходят толпы туристов и бесконечные очереди. Тем более приятно вам будет узнать, что в Версале есть места, где бывает относительно спокойно. Музей Ламбине – яркое тому доказательство.

Музей Ламбине находится на бульваре Рейн, в особняке, построенном для Жозефа-Барнабе Поршона – одного из строительных подрядчиков Людовика XV.

В музее собрано более 550 экспонатов, включая керамику, музыкальные инструменты, мебель и картины таких художников, как Альфред Сислей – все они так или иначе посвящены истории Версаля.

В коллекции также представлены оригинальные артефакты, посвященные теме Революции, включая несколько портретов двух ее главных героев, Жана-Поля Марата и Шарлотты Корде.

Адрес: Musée Lambinet, Boulevard de la Reine, Версаль, Франция.

Ловкий суперинтендант

Фуке, словно предсказатель, видел, какой из сторон стоит придерживаться. Он поддерживал королеву-мать — и силы оказались на её стороне. В дальнейшем Фуке не перестаёт одобрять действия Мазарини, хотя тот был изгнан.

В итоге кардинал с триумфом возвратился на родину, а его недоброжелателей ожидало падение. Фуке словно предвидел всё это. Конечно, никакой мистики здесь нет. Он был просто талантливым политиком, а потому умел всегда просчитывать на несколько ходов вперёд.

В 1653 году при молодом короле Людовике XIV Фуке получает место суперинтенданта финансов. Управление казной было возложено на Николя и Абеля Сервьена.

Работа оказалась не и лёгких. Амбиции монарха требовали огромных трат, а вот поступления оказывались значительно меньше предполагаемых. По “пути” к казне средства разворовывались на местах. Помешать этому процессу было невозможно. Чтобы решить проблему, государство брало долг у крупных финансистов.

Юстус ван Эгмонт «Портрет молодого короля Франции Людовика XIV»

5 вещей, которые нужно сделать в Версале

  1. Подняться на поросший лесом холм Сатори и сверху оценить совершенство городской планировки.
  2. Пройтись по старым кварталам Нотр-Дам и Сен-Луи, не спеша разглядывая бывшие особняки знати и зажиточных горожан.
  3. Купить полюбившуюся безделушку на местном блошином рынке.
  4. Подивиться роскоши и помпезности золоченых экипажей, выставленных в Больших конюшнях.
  5. Выпить чашку фирменного шоколада в одном из местных кафе.

Музей Ламбине (Lambinet)

Осмотр городских диковин стоит начать именно отсюда. Во-первых, этот необычный музей можно с полным правом назвать краеведческим — он изначально задумывался как собрание экспонатов, посвященных истории города. Во-вторых, он вполне может считаться и «Музеем Революции», ведь именно Версаль в 1789 г. стал ее колыбелью. Великим и кровавым событиям тех времен посвещено несколько отдельных залов. В-третьих, музей Ламбине — это еще и музей изобразительных искусств. В его фондах хранятся несколько сотен работ выдающихся мастеров, включая полотна Альфреда Сислея.
Информацию о графике работы, временных выставках и актуальных тарифах можно узнать на официальном сайте (на англ.). Адрес: Boulevard de la Reine, 54.

Церковь Нотр-Дам

Некогда церковь Нотр-Дам имела статус собора, и это неудивительно: ее построили для того, чтобы благородные придворные могли посещать мессу, не слишком удаляясь от дворца. Здание возведено в строгих традициях эпохи классицизма, но архитектор Жюль Ардуэн-Мансар сумел отдать дань уважения и готике — церковь в плане имеет традиционную для средневековья форму креста. В революционную эпоху утварь и детали убранства удалось спасти, поэтому современный турист может сполна насладиться аутентичной атмосферой придворной церкви эпохи Людовика XIV. Адрес: rue Baillet-Reviron, 2.

Прекрасный Версаль

Собор Сен-Луи

Этот храм воздвигли при короле Людовике XV, когда церковь Нотр-Дам уже не могла справиться с возросшим количеством прихожан. Строительство доверили архитектору Жаку Ардуэн-Мансару (внуку придворного архитектора Людовика XIV). Здание получилось большим, но не громоздким — благодаря светлым цветам и изящным украшениям фасадов в модном тогда стиле «рококо». В годы Революции священников изгнали, утварь конфисковали, а саму церковь ненадолго переименовали в «Храм изобилия». При Директории храм вновь стал католическим (в 1805 г. папа Пий VII даже короновал здесь Наполеона), а в середине 19 века церковь Сен-Луи получила статус собора.
Адрес: place Saint-Louis, 4. Веб-сайт (на фр.).

Дворец мадам Элизабет (Domaine de Montreuil)

Королевский дворец — не единственный в Версале. В самом сердце города, посреди ухоженного парка площадью в 8 га расположился дворец Монтрей. Людовик XVI купил это изящное здание в 1785 г. и подарил его своей младшей сестре Елизавете. Сейчас дворец находится в собственности государства, в нем часто проводятся тематические выставки. Парк открыт для свободного посещения с марта по ноябрь, и любой турист может без помех полюбоваться экзотическими деревьями, включая гигантские секвойи. Адрес: Avenue de Paris, 73.

Дворцово-парковый ансамбль в Версале, история сооружения

Еще в 1624 г. королем Людовиком XIII здесь, рядом со старинной деревушкой Версаль, был заложен небольшой охотничий замок. В ту пору на месте будущего дворца стояла ветряная мельница, а вокруг расстилались поля и болота. В 1632—1638 гг. полюбившаяся королю загородная резиденция была коренным образом перестроена малоизвестным архитектором Филибером ле Руа (новый, П-образный в плане, дворец из кирпича и камня позже стал ядром огромного дворцового ансамбля). Наряду с постройкой замка началась разбивка большого парка.

После смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал. Лишь в 1661 г. Версаль и его окрестности ожили вновь: по распоряжению короля Людовика XIV здесь началось сооружение новой королевской резиденции, которой предстояло затмить своим великолепием все дворцы Франции. Строительство велось на протяжении почти сорока лет, в несколько этапов; в нем приняли участие ведущие французские архитекторы той поры — Луи Лево, Франсуа Д’Орбе, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар, Робер де Котт. При этом каждый из них стремился к сохранению единого замысла. В результате в ближайших окрестностях Парижа вырос огромный дворцово-парковый ансамбль, на многие десятилетия ставший образцом для подражания. По образцу Версаля строились резиденции монархов и вельможных особ во многих странах Европы, включая Россию.

Вторая половина XVII в. — период развития классицизма во французской архитектуре. Версальский дворец стал наиболее характерным и ярким произведением этого стиля. Вдохновляясь творчеством Палладио и Виньолы, французские мастера создали истинный шедевр, являющий собой замечательный пример синтеза архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства.

Строительство Версаля началось в 1661 г. Перестройкой старого замка занимался Л. Лево (1612-1670), А. Ленотр (1613-1700) сооружал целый город из жилых и вспомогательных построек, где должны были разместиться многочисленный штат дворцовой прислуги и охрана. Население этого города должно было составить тридцать тысяч человек. Три его главных улицы-луча, идущих от Со, Сен-Клу и Парижа, сходились в одной точке: у стен королевского дворца. Эта планировочная идея родилась на сто лет раньше при перепланировке Рима архитектором Доменико Фонтана. Еще более грандиозное использование идеи «трезубца» нашло место в планировке Петербурга в первой половине XVIII в.

 В 1668—1671 гг. неузнаваемо преобразившийся замок окружили новые корпуса. Двор старого замка, получивший название Мраморного (он действительно вымощен плитами мрамора), сохранился до сегодняшнего дня. Весь ансамбль был перестроен таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной степени были уничтожены. В результате этого западный, обращенный к парку фасад дворца увеличился почти втрое (сейчас его протяженность составляет 680 м). Южный и северный фасады тоже удлинились за счет пристройки двух изысканных по формам корпусов. В северной части была устроена парадная лестница Послов, а в южной — лестница Королевы.

Мероприятия Версаля

Стоит раз посетить грандиозное «гнездышко» монархов, и это событие надолго станет главным в вашей жизни. Развлечения, которые тут проводятся, позволят окунуться в пестрое прошлое Франции, побывать на настоящем балу при дворе, где под классическую музыку галантные дамы и кавалеры в пышных костюмах двигаются в танце точно так же, как и несколько веков назад.

Бал в Версале

После этого каждую субботу (май-сентябрь), когда большинство туристов покидает Версальский дворец, для обладателей билетов начинается ночное шоу с подсвеченными фонтанами и музыкой, а финальной сценой в 23:00 становится грандиозный фейерверк, расцветающий над Большим каналом.

Музыкальные фонтаны, это прекрасное зрелище, ласкающее взор и слух, а включаются они в выходные и праздничные дни.

Помимо восхитительных шоу достойны внимания постоянные и временные выставки картин современных живописцев и художников прошлых эпох, работают тематические комнаты, а после реконструкции открылась Королевская Опера, где ставятся пьесы и проходят концертные выступления.

Личные апартаменты монархов

Несмотря на многочисленные перестройки, Версальский дворец смотрится изнутри как гармоничное целое, в едином выдержанном стиле доминируют черты классического барокко. Интерьеры — в частности, так называемые Большие апартаменты (Grands Appartaments) Людовика XIV и его жены, состоящие из множества залов и соединенные Зеркальной галереей, — поражают роскошью оформления, обилием скульптур, лепнины, золота и настенной живописи, представляющей подвиги олимпийских богов.

В дворцово-парковом ансамбле Версаля нашлось место и для других построек. После покупки и сноса в 1668 году небольшой деревушки Трианон Луи Лево построил на ее месте Фарфоровый Трианон — ансамбль павильонов, облицованных бело-черными фаянсовыми плитками.

Десять с лишним лет спустя Жюль Ардуэн-Мансар получил от короля указ возвести новый дворец, который предназначался для личных нужд правителя. В нижней части обширного комплекса, расположенного между двором и садом, можно увидеть воссозданные деревенские постройки, а изящные скульптурные украшения и розовый мрамор, облицовывающий фасад и колоннады, придают всему сооружению камерную изысканность.

Дворец Трианон стал именоваться Большим (Grand), когда неподалеку появилась новая резиденция аналогичной конструкции, названная Малым (Petit) Трианоном. Его приказал построить в 1761-1768 годах Людовик XV, правнук и наследник Короля-Солнце, для своей фаворитки мадам де Помпадур. Автором Малого Трианона стал Жак-Анж Габриэль. В сравнении с другими постройками Версаля дворец действительно выглядит небольшим, а в его интерьерах сочетаются черты рококо и классицизма. Малый Трианон был любимой резиденцией королевы Марии-Антуанетты, получившей его в подарок от Людовика XVI.

После того как в октябре 1789 года разразилась Великая французская революция, королевской семье пришлось покинуть Версаль, и дворец был разграблен. Он вновь обрел блеск во времена Луи-Филиппа, который распорядился устроить здесь музей истории Франции. После окончательного свержения монархии в Версале проводились заседания Конгресса и парламентские выборы президента Республики, а дворец Трианон служил местом проведения дипломатических встреч. В Зеркальной галерее 28 июня 1919 года был подписан Версальский мир, положивший конец Первой мировой войне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector