Версальский дворец во франции

Версальский дворец

В мире пока нет правительственной резиденции, превосходящей по роскоши дворец Версаль. А начиналось все с того, что королю Франции, Людовику 13, понравились охотничьи угодья вокруг деревушки Версаль, куда он приезжал охотиться во владения выходца из Флоренции Гонди. Людовик немедленно приказал отстроить рядом охотничий домик. После смерти Гонди все окрестные земли стали принадлежать короне. Охотничий домик чуть расширили и значительно укрепили, после чего он стал напоминать небольшую крепость. Именно здесь жил Людовик 14 с 5-летнего возраста и до начала своего официального правления.

Людовик опасался жить в столице, предпочитал отлично укрепленную загородную резиденцию. Ее положение было на редкость удачным: до Парижа всего 20 км. Находясь в отдалении, король одновременно держал аристократов под наблюдением. Но Людовику 14 не чужды и вопросы престижа: он понимал, что величественность дворца позволит ему поднять авторитет у собственных подданных и у соседей, поэтому денег из казны на обустройство Версаля не жалели.

Дворец расширяли, а территорию вокруг благоустраивали, создавали садово-парковый ансамбль. После ареста министра финансов Фуке в дело пошло все конфискованное состояние, а достраивать королевскую резиденцию поручили архитекторам Лево, Лебрену, Ленотру, работавшим над дворцом Фуке: монарха поразила роскошь резиденции опального министра. Даже войны, которые вела Франция, не служили препятствием для ведения работ: строительство лишь приостанавливалось, а затем продолжалось.

Потомки Людовика 14 тоже продолжали улучшать дворец, но масштабы уже были совсем другие. Работы, в основном, касались переделок интерьеров и ландшафтного дизайна. Дворец Версаль – центральная часть города, где вынуждены были селиться аристократы Франции, чтобы не отставать от короля. И каждый строил более или менее пышные апартаменты, которые теперь украшают пригород Парижа.

Сады и парк Версаля

Парковая часть удивляет идеально ровной поверхностью. Еще когда начиналось строительство, архитекторы настолько тщательно выровняли площадку, что на ней не осталось ни единого бугорка. Площадь садов Версаля занимает около 5 кв. км, изобилует дорожками, зелеными кустами и деревьями, фонтанами и озерами, безупречными линиями зеленых газонов.

Парки Версаля

Сидя на балконе своих покоев, король любил смотреть театрализованные представления, которые проходили на Мраморном дворе, и именно тут Мольер впервые поставил «Мизантропа». А над окнами покоев Людовика отсчитывали время часы, но были остановлены в момент его смерти.

Монарх любил прогуливаться под арками и среди мраморных колонн или устраивать среди них обеденные трапезы. Ему была близка тема античных богов, и сады Версаля щедро украшены их фигурами.

Прямо перед Зеркальной галереей параллельно друг дружке вытянулись два продолговатых бассейна, за которыми вниз уводит Большая лестница, а у ее подножия в окружении четырех каменных ваз разлегся водоем с фонтаном Латоны, украшенный множеством позолоченных фигур.

Аполлон управляет колесницей

Далее аллея с могучими деревьями вдоль нее уводит к просторной зеленой поляне, за которой в большом бассейне Аполлон управляет колесницей, запряженной четверкой водяных лошадей самого Нептуна – гиппокампами. Фонтан Аполлона формировался под руководством скульптора Тюби, взявшего за основу эскизы Ш. Лебрена.

На севере от дворца стоит партер, украшенный фигурами «Присевшей Венеры» и «Точильщика». От них лестница подводит к бассейнам «Сирены» и «Корона», имеющим округлую форму, а также к фонтану «Пирамида», в котором плескаются позолоченные дельфины с тритонами.

Чтобы увидеть, как на 47 м ввысь выбрасывает струю воды фонтан «Дракон», надо пройти по знаменитой «Аллее Воды», созданной Ж. Ардуэн-Мансаром, и имеющей другое название – «Театр Воды». Она примечательна тем, что ее обрамляют 14 небольших круглых водоемов, создающих единый ступенчатый ансамбль с бронзовыми изображениями детей, удерживающими чашу, наполненную цветами и фруктами.

Фонтаны Версаля

Помимо множества озер и бассейнов с фонтанами, сады Версаля изобилуют террасами, и чем дальше от дворца, тем их уровень постепенно снижается. Кроме этого тут приятно прогуляться по аллеям, представляя, как этим же путем некогда ходила Мария-Антуанетта, любуясь скульптурами и игрой водяных струй, выпускаемых мифологическими животными.

Парк, наполненный гротами, павильонами, системой водных каналов, растительностью и смотровыми площадками выглядит настолько продуманным, что получил название «маленькой Венеции».

Версальский парково-дворцовый комплекс

Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.

Шато

Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.

Внешний вид центрального здания — шато

Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.

Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал ­­- центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.

Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.

Большой Трианон

На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.

Большой Трианон

Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.

Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.

Малый Трианон

А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее,
Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.

Здание Малого Трианона

Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.

Ферма Марии-Антуанетты

Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.

Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.

Часть фермы Марии-Антуанетты

Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.

Предлагаемый сервис

Чтобы быстрее перемещаться по обширной территории комплекса, можно арендовать велосипед за 6 евро, сигвей, электромобиль (при наличии международных прав) или за 7,5 евро проехаться от Шато до Трианонов на туристическом электропоезде.

Посетителям предлагают взять напрокат лодку, и совершить приятную прогулку по Маленькой Венеции и Большому каналу.

Если устали и проголодались, перекусить можно в кафе с открытой верандой. В нескольких точках предлагают взять соки, картошку и прочие закуски на вынос, а желая посидеть с комфортом, загляните в рестораны возле живописных мест сада.

Побывать в самом Версале – это мечта, которая исполняется раз в жизни, и далеко не у всех, а потому в память о поездке хочется сохранить сувенир. В магазине музея можно купить свечи, книги, альбомы, гобелены для подушек с оригинальной вышивкой, сумки, медали и монеты, посуду, статуэтки, даже баночку малинового джема в подарочной коробке и прочие предметы.

Фонтан Аполлона

На месте бассейна, где расположен фонтан, при первом строителе резиденции (Людовике 13) был выкопан пруд. Назывался он лебяжьим. Водились здесь лебеди, или нет, неизвестно. Но для сюжета фонтана прежнее название пришлось кстати: эти крылатые создания входили в свиту матери Аполлона. Бог едет на колеснице по небу, повторяя путь небесного светила: ведь именно Аполлон освещает землю. Но в угоду удачному построению композиции, движение повозки проходит совсем в другую сторону.

Зато рябь на воде, солнечный свет создают полное ощущение движения. Аполлон ведет колесницу вдоль большого канала, поэтому и движение бога бесконечно. Струи фонтана образуют лилию: геральдический символ монархов Франции. Центральный поток вырывается на 20 м, а боковые – всего на 15. Но и это впечатляет. Фонтан Аполлон описывал Лафонтен. Литератора потрясло одновременное сочетание огня и дыма, которые создают обычные струи воды.

Большой Трианон

Рекомендовать место

4

1

Большой Трианон – дворец на территории Версальского дворцово-паркового комплекса, Франция. Он был построен в XII веке архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром по заказу Людовика XIV в стиле классицизма на месте деревушки Трианон, которую император приобрел в 1668 году с целью увеличения территории Версальского комплекса. Большой Трианон находится в 2 километрах от Версальского дворца.

Второе название Большого Трианона – Мраморный Трианон. Это связано с тем, что облицовка его фасада выполнена из белого и розового мрамора. Арочная колоннада соединяет южный и северный корпусы дворца. Перпендикулярная пристройка–галерея примыкает к северному крылу, а крыша дворца скрыта за невысокой балюстрадой. Вокруг Большого Трианона разбит парк, площадь которого составляет 23 гектара. Здесь можно увидеть яркие цветники и композиции в виде замысловатых геометрических узоров из кустарников и гравия. В наши дни здание Большого Трианона служит для приема официальных гостей.

Что посмотреть рядом

Версаль находится в небольшом городке с таким же названием. Основной достопримечательностью города является дворцово-парковый комплекс, но есть и другие объекты, которые можно осмотреть.

  • Музей Ламбине состоит из 35 залов. Здесь есть экспозиция, которая знакомит посетителей с историей города, 500 живописных полотен, скульптуры.
  • Зал для игры в мяч расположен рядом с дворцом. В этом месте в 1789 г. прошло заседание Генеральных штатов, участники которого поклялись, что не разойдутся, пока не примут Конституцию. Помещение площадью 290 кв. м. изначально предназначалось для спортивной игры, похожей на теннис. Построили зал при Людовике XIV.
  • Блошиный рынок очень популярен у туристов, кстати, его возраст – 300 лет. Здесь можно просто погулять и посмотреть на разные продающиеся безделушки, а можно приобрести очень интересные сувениры. Часто попадаются старинные вещи, посуда и многое другое.

Версаль стал свидетелем многих событий. Здесь королевская власть стала абсолютной при Людовике XIV. Сюда ворвались революционеры при Людовике XVI. Эти стены видели императоров и президентов. Сегодня миллионы туристов со всего мира приезжают в Версаль, чтобы увидеть место, где более века находился самый блестящий королевский двор Европы.

Версальский дворец

Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.

Вид на Версальский дворец из парка

Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.

Мраморный двор Версальского дворца

Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.

Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.

Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.

Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.

Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.

В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.

Тронный зал

Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.

Зеркальный зал

Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.

В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.

Бал в Зеркальной галерее

Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.

Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.

Людовик XIV

Детство король провел в Париже. Несколько раз в подростковом возрасте, во время охоты, король останавливался в замке. Только после женитьбы монарх заинтересовался охотничьей резиденцией отца. В 1660 г. увеличили сады и окружили их стеной. Обновили интерьер жилых комнат. Построили лестницы к покоям короля.

Масштабные работы в замке начали в 1664 г. В то время Версаль был довольно унылым местом – окружающий пейзаж не радовал, кругом болота и песок.

Лувр оставался основной королевской резиденцией, но король все больше времени проводил в Версале, а с ним приходилось ездить и придворным. Замок был небольшой, не всем из свиты короля удавалось найти место для ночлега.

Это интересно. Людовик XIV правил Францией 72 года.

Архитектору Лево было поручено увеличить площадь замка. Он разработал два проекта, первый предполагал снести все постройки и возвести новый дворец. Второй вариант предусматривал сохранение старого замка, строительство новых сооружений вокруг него. Король выбрал менее затратный второй проект.

Лево приступил к работе. В результате площадь дворца увеличилась в 3 раза, внутренние помещения были роскошно декорированы. В отделке присутствовала тема солнца, так как Людовика называли Король-Солнце. Сад украсили многочисленными скульптурами, построили искусственную пещеру, оранжерею, зверинец. Но на этом реконструкция дворца не закончилась.

В 1668 г. по случаю заключения мирного соглашения между Испанией и Францией прошел большой королевский праздник. Все присутствующие снова не поместились. Король решил, что дворец необходимо увеличить.

Это интересно. На строительство Версаля тратили огромные средства. Король решил переложить часть затрат на придворных. Аристократы, которым выделили апартаменты во дворце, сами оплачивали их строительство.

После второй реконструкции в Версале появилось новое здание. В нем разместили апартаменты королевской семьи. Комнаты венценосных супругов полностью занимали второй этаж. Семья королевского брата, герцога Орлеанского расположилась на первом этаже. Третий этаж занимали другие королевские родственники и особо приближенные придворные.

Свой сегодняшний облик Версальский дворец принял после третьей реконструкции, которая длилась несколько лет. Появилась Зеркальная галерея, построили южное и северное крыло, продолжилось благоустройство садов. А также начали строить бассейн Нептуна и пруд, новую оранжерею, дворцовую лестницу. Сад украсили новые скульптуры. Вырыли Большой канал, с помощью технического устройства начали качать воду из Сены.

В 1682 г. королевский двор переезжает в Версаль. Все, кто влиял на жизнь в государстве, теперь находились здесь – король, его семья, министры, придворные.

Последнее, что построили при Людовике XIV – это часовня.

Жизнь в Версале при Короле-Солнце

Возможно, именно пышность Версаля стала причиной появления сложного этикета. При предыдущих королях все было намного проще. При Людовике даже незначительные действия сопровождались настоящими ритуалами. Если король хотел выпить вина, то в этом действии участвовали 5 слуг. Король устанавливал правила даже для одежды. Были камзолы, которые могли носить только члены королевской семьи или в виде поощрения отличившиеся придворные. Когда монарх ложился спать, в комнате находилось около десятка слуг, каждый из которых исполнял предписанные ему церемонии.

Это интересно. Людовик XIV славился очень хорошим аппетитом. За один раз король съедал столько еды, что хватило бы на 10 человек. Ночью монарх тоже любил перекусить.

По вечерам Версаль веселился. Придворные развлекались танцами, игрой в карты, для них накрывали столы с изысканными блюдами.

Король очень благосклонно относился к драматургам и актерам. В Версале часто ставили спектакли по произведениям Мольера и Корнеля. По праздникам устраивали маскарады. Летом выезжали на пикники в присоединенную деревеньку Трианон.

Строительство дворца

Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро). И это, притом, что строительные материалы королю продавали по самым низким расценкам, а расходы исполнителей, если те превышали смету, не оплачивались.

Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года. Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар. За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.

Параллельно с этим шли работы в садах. Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнце», Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод, который изначально предназначался для подведения воды к фонтанам и искусственным водопадам.

Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, после многочисленных проб и попыток была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.

Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году, а после его смерти Людовик XV, которому исполнилось тогда лишь пять лет, а с ним и весь двор на какое-то время уехал в город Париж. Правда, пробыл он там недолго, через семь лет возвратился в Версаль и через некоторое время приказал продолжить строительные работы.

Одним из существенных изменений, которые он внес в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои – это он сделал для того, чтобы соорудить комнаты для своих дочерей. Он завершил работы над оперным залом и по настоянию своей фаворитки мадам Помпадур построил Малый Трианон.

В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города. Надо заметить, что этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.

Музей Ламбине

Этот музей имеет в своем распоряжении экспонаты, которые связанны с тремя совершенно разными отраслями истории и культуры. Во-первых, здесь собраны экспонаты, которые имеют краеведческую ценность и напрямую связанны с историей Версаля.  Во-вторых, несколько залов музея посвящены знаменательной дате французской истории — великой Революции.

Не удивительно, что именно в музее Версаля находится так много экспонатов, имеющих отношение к тому кровавому событию, ведь именно с этого города Революция начала свой ход страной. Ну, и в-третьих, в музее выставлены экспонаты изобразительного искусства, среди которых много полотен знаменитых художников.

Местоположение: 54 — Boulevard de la Reine.

Стоимость строительства

Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.

Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.

Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:

  • Самая простая и наименее точная – простой пересчет количества серебра по современным ценам на этот металл, она дает сумму около 2,6 миллиардов евро, что явно далеко от реальности.
  • Другая методика предполагает подсчет данных о покупательской способности тогдашней валюты и расчет сметы Версаля уже на основе этих данных, по ней общая затраченная на дворец сумма – 37 миллиардов. Вероятно, это наиболее точная сумма, так как можно предположить, что в современном мире за 37 миллиардов евро возможно построить похожий дворец.
  • Третья методика более спекулятивна, она предполагает сравнение затрат с государственным бюджетом и дает сумму в почти 260 миллиардов евро, что, несмотря на богатство дворца, все же выглядит завышенным. При всем этом стоит учитывать, что затраты не были одномоментными, а растянулись на 50 лет строительства.

Информация для посетителей

Билеты в Версаль

Существует несколько видов билетов для посетителей.
Входной билет “Passeport ticket” даёт возможность посетить все дворцы Версаля, увидеть все достопримечательности по одному билету. Стоимость билета (2012) 18 евро в обычные дни, и 25 евро в дни “Musical Fountains days” и “Gardens shows”.
Входной билет во дворец Версаль стоит 15 евро.
Билеты в дворцы Trianon и на Ферму Марии-Антуанетты (в Marie-Antoinette’s hamlet) стоят 10 евро.

Единый билет “Passeport ticket” не даёт права доступа на “Fountains Night Show” и другие шоу.

Бесплатный вход в Версаль:

  • Посетители младше 18 лет.
  • Граждане ЕС младше 26 лет.
  • Люди с ограниченными способностями и сопровождающие их люди.
  • Вход на территорию парка Версаль бесплатен для пешеходов.

Приобретение билета на сайте музея позволит вам сократить время ожидания в очереди — билеты онлайн на сайте Версаля.

Время работы

Время работы дворцов зависит от времени года. Во время туристического сезона (с апреля по октябрь) дворцы открыты более продолжительное время (всегда закрыты по понедельникам).

Дворец Версаль 9:00-18:30 (9:00-17:30).
Дворцы Trianon и Ферма Марии-Антуанетты (Marie-Antoinette’s hamlet) 12:00-18:30 (12:00-17:30).
Французские сады 8:00-20:30 (8:00-18:30).
Парк Версаля 7:00-20:30 (8:00-18:00).
Дворец и парк Версаль закрыты 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Где находится, как добраться

Версаль расположен в пригороде Парижа, на расстоянии примерно 20 километров на юго-запад от центра города (от музея Лувр). Вы можете посмотреть расположение дворца и парка на туристической карте Парижа.
Ближайшая станция RER «Château de Versailles» расположена рядом с входом во дворец. Рядом нет станций метро. Ближайшая станция метро «Pont de Sèvres» расположена на расстоянии около 8 километров от Версаля.

Добраться до Версаля удобнее всего на поезде RER линия C (жёлтая линия). Необходимо приобрести билет «Billet Origine-Destination» для зоны 1-4 (билет T+ не подходит для поездки в Версаль, Версаль находится в зоне 4, центр города это зона 1). Линия C железной дороги RER имеет несколько конечных станций. Для поездки в Версаль необходимо выбрать поезд, следующий до станции «Versailles Rive Gauche». Это конечная станция. Следите за информацией имеющейся на станции. Выйдя из поезда, найдите выход с надписью «Chateau Versailles».

Франция | Париж | Эйфелева башня | Лувр | Елисейские Поля | Монмартр | Нотр-Дам| Диснейленд |Карта Парижа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector