Собор парижской богоматери
Содержание:
- Возрождение храма
- Оптимистичный и пессимистичный сценарий
- Симфония в камне
- Информация для верующих католиков
- На краю гибели
- Дальнейшая история собора Парижской Богоматери
- Как добраться
- Трагедия Франции – пожар
- Договор в помощь
- Как добраться?
- Долгое и сложное восстановление
- Колокола Собора Парижской богоматери
- Записи
- Внутреннее пространство
- Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
- 1. Собор стоит на месте древнего города
- 2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
- 3. Башни собора — не близнецы
- 4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
- 5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
- 6. Виктор Гюго фактически спас собор
- 7. Его монстры современные, а не средневековые
- 8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
- 9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
- 10. На крыше собора живут пчелы
- Внутренне убранство
- Витражи собора
Возрождение храма
Спасителями собора Парижской Приснодевы стали два человека: великий писатель Виктор Гюго и не менее гениальный архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк.
Первый написал роман, вышедший в печать в 1831 году. События данного повествования разворачиваются в стенах собора.
Парижане, да и все французы, были так тронуты этой трагической любовной историей, что даже мысль разрушить столь прекрасное место показалась им кощунственной. Развернулась целая кампания в поддержку реставрации собора и возвращения ему былого величия.
Работа предстояла серьезная, ведь здание пострадало от времени и Революции. За дело взялся Эжен Виолле-ле-Дюк.
Он был не просто зодчим, а архитектором, влюбленным в Средневековье. Его реставрационными работами стали такие знаменитые проекты, как Сите Каркассона, замок Пьерфон, Сен-Шапель и собор Амьена.
А потому он с радостью взялся и за Нотр-Дам. С некоторым вызовом он придал старинному зданию некий налет неоготики, проработав крышу с ее украшениями и трансепты.
Многие историки архитектуры утверждают, что Виолле-ле-Дюк слишком уж дал волю своей фантазии. Но уж лучше некоторые несоответствия с готическим стилем, чем полная утрата такого шедевра, как Нотр-Дам.
Оптимистичный и пессимистичный сценарий
Правительство Франции объявило конкурс среди архитекторов всего мира на лучший проект реконструкции. На данный момент ведущие бюро разрабатывают способы не только восстановления, но и улучшения достояния культуры — представлены варианты со стеклянной крышей, из дерева и углеродного волокна, вырабатывающего энергию для освещения или обогрева здания и множество других совершенно фантастических проектов. Что, конечно, интересный вопрос.
Что получается в итоге?
Супер-оптимистичный сценарий президента. В момент написание этой статьи (сентябрь 2019) поверить в него еще можно, но даже сейчас он представляется уж очень смелым.
Оптимистичный сценарий. При условии, что все пойдет предельно хорошо, главные работы (наиболее сильно влияющие на внешний вид собора) завершаться через 6-8 лет.
Реалистичный сценарий. Если делать осторожный, но приближенный к жизненным реалиями прогноз, поддерживаемый многими специалистами — восстановление займет 10-15 лет.
Пессимистичный сценарий. Объективные трудности и «усилия» чиновников могут затянуть вопрос на 20-30 лет. Плохой, но до какой-то степени возможный вариант.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 5 Нотр-Дамов, которые стоит посетить во Франции
Симфония в камне
Виктор Гюго назвал собор «застывшей каменной симфонией», к нему ведут все дороги Франции. Считается преступлением, посетив страну, не побывать в Соборе Парижской Богоматери: здесь по внутренним фрескам можно изучить содержание Библии. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что подвигают на молитву даже закоренелых атеистов.
Внешний облик собора
Собор Парижской Богоматери – величественное здание длиной –130, шириной – 48 и высотой –35 метров. Высота колокольни превышает собор – 69 метров.
Стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы украшают фасад, разделенный на три части и по вертикали, и по горизонтали. В нижней части – три портала (монументальных входа), каждый из которых назван по-своему:
- портал Богоматери;
- портал Страшного суда;
- портал святой Анны.
В соответствие с названием на сводах порталов – скульптурные композиции. Арки центрального портала поднимают по 7 статуй с каждой стороны. Изгибы свода заняты изображением ангелов, патриархов, пророков, мучеников. В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, увлекаемые Дьяволом в Ад, по правую – праведники, идущие в Рай.
Портал святой Анны украшает изображение Пресвятой Девы с Младенцем. Портал Богородицы рассказывает об Успении Девы Марии, ее вознесении в рай и коронации как Царицы Небесной. Огромные двери украшены коваными рельефами. Поражает мастерство затейливых узоров, переплетенных в волшебную композицию. Вход в собор – через арочный портал на главном фасаде.
Крыша со шпилем и статуями
Крыша собора из свинцовых плиток толщиной 5 мм, уложенных внахлестку весом 210 тонн. На верхней части собора – горгулии, торчащие концы балок, украшенные изваяниями фантастических существ. Каменные демонические существа на крыше – это не только украшение, они незаменимы и с практической стороны.
Сложная конструкция не позволяет накопившимся осадкам свободно стекать вниз. Чтобы камень не разрушался от сырости, устроили оригинальные водостоки, которые установили по проекту реставратора Виолле-ле-Дюка.
Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то можно близко рассмотреть химер. Это фантастические изваяния, олицетворяющие людские грехи и пороки и одновременно охраняющие собор. Священная обитель христианства и злые духи на его колокольнях существуют здесь независимо друг от друга в «застывшей музыке».
Легкую воздушность монолитному зданию дарит конструкция шпиля. Дубовый, покрытый свинцом 96-метровый шпиль, у основания украшен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – тетраформ евангелиста: лев –символ Марка, телец – Луки, орел – Иоанна, ангел –Матфея. Все изваяния обращены лицом к столице, Фома рассматривает шпиль.
Над порталами – галерея царей, представленная 28 статуями ветхозаветных правителей, над ними – окно-роза. Со стороны западного фасада – две колокольных башни с едва уловимой асимметрией: левая башня чуть массивнее правой.
Колокола
Все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена: Анжелина-Франсуаза весом 1765 кг. Антуанетта-Шарлотта – 1158 кг. Гиацинт-Жанна – 813 кг. Самый большой колокол Эммануэль весит 13 тонн, язык весом 500 кг. Раскачать его неимоверно трудно, поэтому звенит он редко, только во времена главных праздников. Остальные – регулярно оглашают Париж в 8 часов утром и в 7 – вечером.
Информация для верующих католиков
Собор Нотердам-де-Пари является одновременно светским музеем, объектом, который охраняет государство, и церковью. Для нужд молящихся постоянно выделен придел, который не имеет старинной утвари, а потому не привлекает туристов.
В соборе ежедневно несколько раз проводятся богослужения. Во время них вход в главный неф или боковые капеллы ограничен.
По праздникам и особым дням литургии проводит не ректор собора, а сам архиепископ Парижа. Храм может похвастаться наличием в реликварии гвоздя из креста, на котором был распят Иисус Христос. Впрочем, точно такая же святыня хранится еще в тридцати с лишним церквях.
На краю гибели
Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».
Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.
Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.
Собор в Париже (фото)
Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.
Дальнейшая история собора Парижской Богоматери
Париж на протяжении столетий переживал немало бурных событий. А его главный собор испытывал все превратности судьбы вместе со своим городом.
Строительство приходских церквей и королевской часовни несколько снизило статус этого храма. Тем не менее вплоть до революции 1789 года множество важных церемоний проходило именно в соборе Парижской Богоматери.
Нотр-Дам стал местом бракосочетания Марии Стюарт и Франциска Второго, королевы Марго и Генриха Четвертого. Фатальной стала для храма Великая Французская революция.
Робеспьер обложил католиков Парижа налогом в обмен за то, что он не снесет церковь с лица земли. Но это не помешало революционерам переименовать Нотр-Дам в Храм Разума и верховной Сущности и обезглавить королей Ветхого Завета, которые украшали западный фронтон здания.
Головы скульптур были выкуплены одним благочестивым парижанином, который похоронил их с почестями в подвале своего дома. Эти фрагменты были найдены в 19 веке и водружены на место.
Как добраться
- На метро
- Линия 4, станция «Cite» или «St-Michel»
- Линия 1 и 11, станция Hôtel de Ville
- Линия 10, станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
- Линия 7, 11, 14, станция Châtelet
- На поездах RER скоростного метро — линия В и С, станция Saint-Michel — Notre-Dame
В храме имеется два входа:
- Главный вход — с центрального фасада, около которого висит расписание, указывающее начало мессы. Если прийти к этому времени, можно услышать звуки уникального органа или живое пение
- Вход, расположенный с левого бокового фасада ведет на смотровую площадку башен.
Если смотреть на центральный фасад, то справа под землей находится бесплатный общественный туалет, вход в который напоминает вход в метро.
Трагедия Франции – пожар
Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.
Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.
Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.
На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.
Договор в помощь
Но кто знает, появился бы на свет вообще из самых грандиозных шедевров мировой литературы, если бы не жесткие условия соглашения между писателем и издателем. В ноябре 1828 года Виктор Гюго заключил договор — он должен был принести готовое произведение в апреле 1820 года. Однако желанная до той поры работа никак у Гюго не шла – сначала его отвлекало написание других книг, потом началась революция. Автору несколько раз удавалось уговорить издателя сдвинуть сроки.
Сашетта стоит перед солдатами Тристана Л’Эрмита, чтобы защитить свою дочь, Эсмеральду. Акварель на пергаментной бумаге Луи Кандид Буланже, около 1831 года.
В конце концов тот потребовал исполнить договорные обязательства не позднее февраля 1831 года, в противном случае писателю пришлось бы нести тяжёлое бремя финансовой компенсации в пользу издательства за невыполнение условий договора. Гюго, чтобы не разориться, пришлось засесть за перо. Однако, преодолев первые несколько глав, он так втянулся в работу, что уже не смог оторваться от своего детища, пока не дописал его до конца. В итоге Гюго дописал последнюю главу в январе 1831 года. Через три месяца книга увидела свет, и писатель был очень доволен. Во-первых, на этот раз он не перенёс окончание на более поздний срок. Во-вторых, роман молниеносно расходился, и менее чем за год он был переиздан семь раз!
Как добраться?
Метро
–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet
RER
–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame
Автобус
–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain
Долгое и сложное восстановление
Разрушения собора вызвали глубокий шок у современников по всему миру. Осип Мендельштам написал стихотворение, посвященное трагедии, где колокола Кельнского собора с осуждением восклицали: «Что сотворили вы над реймсским братом?».
Восстановление храма началось еще до окончания войны, в 1915 году. Помимо французского правительства, значительный вклад внесли частные пожертвования, в том числе от крупного бизнесмена из США Джона Рокфеллера-Младшего. Свыше двух десятилетий, до 1938 года, длился первый этап восстановления. В ходе него были заменены все деревянные элементы конструкциями из армированного бетона, установлены перекрытия и крыша, восстановлены стеклянные витражи. Несмотря на огромный объем проведенных работ, собор не был полностью восстановлен. В 60-ые и 90-ые этапы восстановления продолжались, преодолевая мучительные сложности.
Лишь в 2016 году, спустя 100 с лишним лет после разрушения, Нотр-Дам де Реймс предстал в том же виде, в котором находился в 1914. С 2017 года проводится ремонт сводов центрального портала, замена части материалов внутренней отделки, реконструкция украшающих фасады скульптур.
Уже тогда обрисовались основные проблемы реконструкции. В той или иной мере они встанут и спустя век, в 2019 году:
Необходимость чрезвычайно осторожного и продуманного сохранения структурной целостности здания — готические соборы, получив повреждения, очень хрупки и могут сложиться как карточный домик.
Потребность в привлечение очень редких специалистов, способных воссоздать средневековые (ныне практически утерянные) строительные решения. Особенно остро этот вопрос стоит со сгоревшими деревянными перекрытиями, элементами декора.
Эффективная организация кропотливого ручного труда мастеров-рестораторов в течение долгих лет, подобный собор нельзя отреставрировать «по кальке».
Разработка новых инженерных решений и технологий
Каждая реставрация подобного масштаба очень индивидуальна и рождает новые вызовы.
Обеспечение стабильного финансирования. Реставрация подобного масштаба и сложности — это всегда очень дорого.
Колокола Собора Парижской богоматери
Колокола Нотр Дама, это гордость Парижа, это его душа. Они поражают своей духовной силой, выражая торжество христианской веры. У каждого свой неповторимый благозвучный голос.
Самый главный колокол весит 13 тонн, его называют Эммануэль. Это гордость и достояние французского народа. Существует легенда, согласно которой девушки, влюбленные в Нотр Дам кидали в раскаленный металл свои украшения. Поэтому у колокола такое чистое звучание.
Собор Парижской Богоматери и по ныне действующая церковь. Здесь ежедневно проходят богослужения, со звоном всех колоколов. Эммануэль используют в особенных случаях, из-за его огромного веса. Только одна его колотушка весит около 500 килограмм.
Если верить преданьям, горбун Квазимодо, герой романа Виктора Гюго, мог раскачать исполинский колокол в одиночку.
Записи
Альбомы в ролях
1997: концептуальный альбом
1998: оригинальный Парижский состав , концерт во Дворце конгрессов
2000: Лондонский студийный альбом
2001: Французский студийный альбом
2001: Парижский актерский состав (Концерт в The Théâtre Mogador )
2001: оригинальный испанский состав
2001: оригинальный итальянский актерский состав
2002 : итальянская Cast, Живая в Арене ди Верона
2002: Оригинальный русский Cast
2002: французский студийный альбом с Les Choeurs де Франс
2005: корейский тур Cast
2008: Оригинальный корейский Cast
2009: Оригинальный Парад Россией Cast
2010: Оригинал фламандского отлитые
2017: Париж Cast (жить)
Инструментальные альбомы
1999: Оркестровая версия I Fiamminghi
2000: Фортепианная версия Алана Лапойнта
2003: Инструментальная версия итальянского актерского состава
2008: Инструментальная версия русского актерского состава
Видеозаписи
1999: Концерт во Дворце Конгрессов
2001: Концерт на Арена ди Верона
2002: Концерт на Первом канале Россия
2008: Концерт в Центре Седжон
Внутреннее пространство
Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.
Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.
Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.
Узнать много интересного об истории острова Сите, где и зародился Париж, можно в нашей аудиоэкскурсии “Колыбель Парижа“, доступной в приложении Travelry.
На что обратить внимание в соборе Нотр Дам
С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган, созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы, которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.
Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами. Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.
Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры, украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем
В нашей аудиоэкскурсии по острову Сите мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания
Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
1. Собор стоит на месте древнего города
Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.
2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».
3. Башни собора — не близнецы
Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны
На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.
4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.
5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)
Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.
6. Виктор Гюго фактически спас собор
Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.
7. Его монстры современные, а не средневековые
Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)
Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.
8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.
9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)
На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.
10. На крыше собора живут пчелы
На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.
Внутренне убранство
Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.
Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган – оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.
Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.
Витражи собора
Неповторимый и характерный облик собору придают витражи, выполненные из разноцветных стекол. Они несут частицу «божественного света». Наполняют интерьер необычайной красотой, создают душевный трепет и заставляют восхищаться искусством величайших мастеров.
В храме 110 витражей, каждый заменяет настенную роспись. Самая знаменитая витражная мозаика находится с южной стороны. Огромное окно, изображающее розу, практически в первозданном виде сохранилось до наших дней. На витраже изображен Иисус Христос, в окружении святых.
Красота кафедрального собора поражает многие умы, он признан величайшим шедевром и занесен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.