Римский собор на невском проспекте
Содержание:
- Другие решения Собора
- Чудотворные иконы в Риме
- История строительства церкви
- Как добраться до Реймского собора
- Санта-Мария-ин-Космедин
- Реймсский собор Нотр Дам
- Интересные факты о Латеранской базилике
- Юбилейный год
- Популярные достопримечательности
- Брат-близнец собора Святого Петра
- Церковь дель Джезу (Chiesa del Gesù)
- Использованные материалы
- Церковь Санта Чечилия в Трастевере (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere)
- Собор Святого Петра
Другие решения Собора
Помимо решения главного вопроса, стоявшего перед Собором, — выработать отношение Церкви к учению Ария и его последователей — отцы Первого Вселенского Собора приняли и ряд других второстепенных, но тоже важных решений. Первым в ряду этих решений идет вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена Собора разные Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые Поместные Церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская) пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший Собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Вот, что пишет об этом В.В. Болотов:
Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.
Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. .
По мимо этого Отцы Первого Вселенского Собора постановили уврачевать мелитианский раскол следующим образом.
Болотов В.В.:
По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.
Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.
Чудотворные иконы в Риме
Несмотря на то, что иконописная традиция получила свое развитие преимущественно в восточной, православной церкви, в Вечном городе можно увидеть несколько удивительных древних икон. Некоторые из них, по преданию, были написаны еще святым евангелистом Лукой.
Одной из наиболее известных и почитаемых икон в Риме является икона Богородицы, которую здесь называют «Спасение римского народа». По преданию, образ написан святым евангелистом Лукой. Хранится он в базилике Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore).
Чудотворный образ «Спасение римского народа»
Об удивительной истории этой иконы и связанных с ней чудесах, а также о других реликвиях и сокровищах церкви Санта Мария Маджоре, мы рассказываем в экскурсии “Шедевры и реликвии” с аудиогидом по Риму.
А на прекрасном Авентинском холме, в церкви святых Вонифатия и Алексия (Santi Bonifacio e Alessio), хранится древняя чудотворная икона Божией Матери «Эдесская», которая попала в Рим предположительно в X веке. Римляне называют ее Madonna di San Alessio.
Икона Божией Матери “Эдесская” (Madonna di San Alessio)
На вершине Капитолийского холма, в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Santa Maria in Aracoeli), над главным алтарем находится почитаемая византийская икона Богородицы, датируемая X веком. Об истории и особенностях этого места можно узнать в аудиоэкскурсии “Имперский Рим“.
Чудотворный образ Божией Матери в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Madonna Aracoeli)
Чудотворная икона Божией Матери, датируемая X веком, тихо хранится и в церкви Санта-Мария ин виа Лата (Santa Maria in via Lata) на улице Корсо. Ее мы посещаем в бесплатной аудиоэкскурсии «Прогулка по эпохам».
История строительства церкви
До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на арене Колизея.
Христиане, брошенные на арену Колизея
И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.
И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.
За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.
Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.
Фото: Крупный план главного фасада
Как добраться до Реймского собора
Знаменитый собор находится в центральной части Реймса, на тихой уютной площади с магазинчиками и кафе. До него легко добраться от любого из двух железнодорожных вокзалов Реймса: Gare de Reims, куда приходят региональные поезда , и Champagne-Ardenne, куда приходят скоростные поезда .
Точный адрес: Place du Cardinal Luçon, 51100 Reims, Франция.
От вокзала Gare de Reims:
Вариант 1
Пешком:от ж/д вокзала Reims в центре Реймса можно дойти пешком через Cours Jean-Baptiste Langlet, расстояние — около 1 км.
От вокзала Champagne-Ardenne:
Вариант 1
Поезд:от ж/д вокзала Champagne-Ardenne на окраине Реймса можно доехать поездом TER до вокзала Reims за 12 минут.
Пешком:от вокзала Reims до собора расстояние около 1 км.
Витраж главного фасада собора
Из аэропорта Шарля-де-Голля (Париж):
Санта-Мария-ин-Космедин
Santa Maria in Cosmedin
Небольшая уютная базилика хорошо известна поклонникам творчества Одри Хепберн по классике римского кинематографа «Римские каникулы». Туристы стремятся запустить руку в «уста правды». Согласно поверью, нечестный человек подвергается большому риску: божество способно лишить лгуна пальцев.
Средневековая постройка интересна также оригинальной архитектурной формой, фресками XI века. В капелле храма находятся мощи Святого Валентина, покровителя всех влюблённых.
Церковь открыта для туристов с 9:00 до 17:00 зимой и до 18:00 летом. Вход свободный. Не пугайтесь, если увидите очередь – вероятно, это японские и китайские туристы выстроились, чтобы подойти к «устам истины» и доказать чистоту свои помыслов.
Адрес: Piazza della Bocca della Verità, 18 | 00186. Станция метро Circo Massimo.
Не старайтесь увидеть всё интересное и красивое за одну поездку! Знакомство с архитектурным и художественным наследием прошлого – достойный повод для новых римских вояжей.
Приятного путешествия в Рим!
Реймсский собор Нотр Дам
В галло-римский период на этом месте находились термы, которые в V веке заменили первым собором. Его построил епископ Никазий, а посвятили Деве Марии. В 498 году в Реймсском соборе святой Ремигий, епископ Реймса и апостол франков, крестил Хлодвига I, первого короля из династии Меровингов, вместе с 3000 его воинами и приближенными. Этот момент считается обращением салических франков в христианство, ставшим одним из клюевых в истории европейского христианства вообще. Именно тогда Реймсский собор стал тем местом, где в будущем короновались все короли и императоры Франции.
История реймсского собора
Коронация Карла VII в 1429 году
В 1027 году здесь проходит коронация Генриха I. Благодаря появлению легенды о св. Стекляннице, Реймсские архиепископы получили большое политическое влияние, а Реймсский собор стал постоянным местом коронации и слеюущих правителей Франции.
Здание старого собора было уничтожено разрушительным пожаром в 12010 году. Год спустя, 6 мая, архиепископ Реймса Обри де Умбер заложил здание нового собора, посвященного Богоматери. Строительство собора продолжалось непрерывно в течении 20 лет. В 1241 году был закончен хори, вероятно, трансепт. Главный неф возводили несколько позднее. Около 1250 года завершилось скульптурная декорация главного — западного фасада.
Внутри нефа на плитах пола выложен лабиринт с надписями, по которым восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания. Мастер Жан д’Орбэ возводил хор и трансепт в 1211—1228 годах, Жан де Лу — западный фасад в 1228—1244 годах, Гоше де Ремс работал в 1244—1252 годах, Бернар де Суассон — в 1252—1287 годах. Завершал работы Робер де Куси (до 1311 года).
Во времена столетней войны собор был под осадой англичан в 1359-60 гг. После падения города, англичане владели Реймсом и собором вплоть до 1429 года, когда город был освобожден Жанной д’Арк, что позволило 17 июля 1429 года провести коронацию дофина Карла.
Славянское реймсское евангелие
В 1574 году в собор попало так называемое славянское Реймсское евангелие — пергаментный документ, считавшийся «таинственной восточной рукописью». Ее первая часть написана кириллицей и содержит чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви. Вторая же ее часть написана хорватской угловатой глаголицей для совершения католического богослужения на славянском языке. И что интересно, именно на этой славянской рукописи присягали французские монархи во время коронации.
Вторая мировая война
Во время первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 года в результате бомбардировки собор был превращен в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (частично восстановленная теперь), значительно пострадали статуи собора.
В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью «Pro aris» (пер. с лат. «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили русские художники объединения «Мир искусства».
Реставрация
Реставрация храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII века, собраны сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига.
Интересные факты о Латеранской базилике
Самые интересные факты о Латеранской базилике неразрывно связаны с историей папства и католичества:
- Собор на Латеранском холме хранит сразу несколько реликвий. «Святая лестница» (или «Лестница Пилата») — главная из них. В 326 году ее привезла из дворца Понтия Пилата в Иерусалиме святая царица Елена. Согласно преданию, по этой лестнице несколько раз проходил Иисус, чтобы попасть на суд. В XVI веке реликвию установили около капеллы Святая Святых. Там она стоит и по сей день. Другие реликвии собора: часть Ризы Богородицы и часть испачканной кровью губки, которую использовали для того, чтобы напоить Христа уксусом.
- По приказу Сикста V обветшавшая Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано была снесена с целью постройки на ее месте еще более красивого собора. Вновь выстроенный храм несколько раз подвергался масштабным переделкам, что придало его облику стилистическую эклектичность. К одной из реконструкций был привлечен знаменитый архитектор Доменико Фонтане. Затем по просьбе Иннокентия X над базиликой потрудился не менее известный Франческо Борромини, придав ей барочные черты. В двенадцать ниш, созданных по его архитектурному замыслу, позже были установлены фигуры апостолов. А гигантские скульптуры в неоклассическом стиле, украшающие фасад, созданы Алессандро Галилеем. Фото Латеранской базилики в ее сегодняшнем состоянии можно легко найти на различных интернет-ресурсах.
- Апсида собора украшена мозаиками, относящимися к византийскому стилю. Их выполнили в 1288–1292 годах. На изображениях присутствуют Франциск Ассизский и Антоний Падуанский.
- Среди украшающих собор произведений искусства особенно выделяется работа Джотто ди Бондоне. Она изображает момент, когда Бонифаций VIII отметил 1300 год как Юбилейный. Для иудаизма это особый год, который наступал один раз в 50 лет и подразумевал прощение всех временных наказаний за грехи.
- Собор Святого Иоанна Латеранского (так его тоже иногда называют) имеет пять дверей. Крайняя правая является «юбилейной». Это значит, что открыть ее можно только с наступлением Юбилейного года.
- Во время Второй мировой войны Базилика Святого Иоанна Латеранского в Риме использовалась как убежище для большого количества евреев, прятавшихся от нацистов и их итальянских сторонников.
- В архазилике похоронено шесть пап.
Ольга Канунникова
Юбилейный год
В 1300 гoду папа Бонифаций VIII ycтановил порядок празднования столeтниx юбилeeв церкви. Папа пообeщал отпущeниe всex грexов тeм пилигримам, кoтopыe совeршат покаянноe паломничество в Рим и исполнят епитимью, a имeнно бyдyт eжeднeвно посeщать базилики Св. Пeтра и Св. Павла в тeчeниe пятнадцати днeй. Для житeлeй Рима этот пeриод увeличивался дo тридцати днeй.
Позжe, пo просьбам вeрующиx, пeриод мeжду датами сократили дo 50 лeт, затeм дo возраста Xриста (33 гoда), a в 1470 гoду приняли рeшeниe отмeчать Святой гoд каждыe 25 лeт.
В 2000 гoду, кoтopый был объявлeн Вeликим Юбилeйным, папа римский Иоанн Павeл II вознeс покаянную молитву oт лицa всeй церкви, прося прощeния зa грexи, совeршeнныe церковью нa протяжeнии истории.
В чecть Вeликого Юбилея в Риме былo отpecтаврировано множeство старинныx зданий.
Главная > Италия > Лацио > Рим > Что посмотреть > Достопримечательности Рима > Ватикан
Одежда:
Не допускается посещение в шортах, одежда с открытыми плечами и мини-юбки. Правила одинаково строгие как для мужчин, так и для женщин. Даже, если Вы прошли через представителей охраны на Площадь Святого Петра, смотрители Вас могут не пустить внутрь музеев и в Собор.
Популярные достопримечательности
-
Собор Святого Петра
-
Сикстинская капелла
-
Апостольский дворец
-
Ватиканские дворцы
Все достопримечательности
Экскурсии и достопримечательности в Ватикане
В самом сердце Рима, на Ватиканском холме находится маленький город-государство – Ватикан. Это суверенная территория Святого престола, резиденция высшего духовного руководства Римско-Католической Церкви, а также одно из самых влиятельных государств мира.
Ватикан – это прекрасный архитектурный комплекс величественных памятников разных эпох, интереснейшие музеи, в которых собраны шедевры мирового искусства, и прекрасные сады. Самой главной достопримечательностью Ватикана (а также всего Рима) является собор Святого Петра. Это грандиозное сооружение – главный католический храм мира. Впечатляет своим величием и раскинувшаяся перед собором огромная одноименная площадь с монументальными колонами. Площадь Святого Петра была построена по проекту известного итальянского архитектора Лоренцо Бернини и является главными воротами Ватикана.
За собором Святого Петра находится потрясающий архитектурный ансамбль Ватиканских дворцов (папская резиденция). Он объединяет в себе огромное количество различных сооружений (дворцы, галереи, капеллы, часовни, музеи и т.д.), построенные в разные эпохи и в разных стилях и считается одним из самых красивых архитектурных комплексов мира. Садовые дворцы являют собой образцовый пример садово-паркового искусства. Среди самых интересных мест стоит выделить Апостольский дворец (дворец Сикста V), Бельведерский дворец, Сикстинскую капеллу, Зал Реджа, Королевскую лестницу, апартаменты Борджиа, Станцы Рафаэля, капеллы Никколина и Паолина. В великолепных музеях Ватикана представлено поистине уникальное собрание шедевров мирового искусства с древних времен — живопись, скульптуры, церковные реликвии и многое другое.
Знаменитая Сикстинская капелла является одной из главных достопримечательностей Ватикана, а также величайшим памятником эпохи Возрождения. Капелла знаменита прекрасными фресками работы таких выдающихся мастеров как Микеланджело, Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккьо и др. Именно в Сикстинской капелле (начиная с XV века) проходят конклавы — выборы нового Папы.
Ватиканская библиотека знаменита редчайшим собранием рукописей средневековья и эпохи Возрождения, прекрасной коллекцией инкунабул, огромным количеством книг и манускриптов. В библиотеке также имеется огромное количество интересных гравюр, географических карт, монет и медалей.
Огромную историческую и культурную ценность имеет и Ватиканская пинакотека, основанная еще папой Пием VI во второй половине XVIII века. Здесь выставлена уникальная коллекция живописи 11-19 веков. Главным образом, в пинакотеке представлены творения знаменитых итальянских мастеров, но имеется и коллекция византийского искусства, некоторые работы художников из других стран. Традиционно в собрание входят только произведения религиозной тематики.
Представлен в Ватикане и шедевр современного искусства – так называемый «Земной шар» работы итальянского скульптора Арнальдо Помодора. Он был приобретен при папе Иоанне Павле II в 1990 году и выставлен в центре двора Пинии. Огромная (4 м в диаметре) медная скульптура состоит из двух сфер, при этом маленькая (наша планета) размещается в большой (Вселенная). Изломанные зеркальные поверхности сфер несут глубокий философский смысл – как бы ни малы были люди в отношении Вселенной, их действия часто приводят к разрушению окружающего нас мира.
Прекрасная архитектура, уникальные музейные коллекции и неповторимая атмосфера Ватикана ежегодно привлекает огромное количество посетителей самых различных вероисповеданий.
Чаевые
Чаевые составляют 10%-15% от суммы заказа. Иногда в меню указано, что плата за обслуживание уже включена в цены. При обслуживании у стойки чаевые не приняты.
Часы работы учреждений
Церкви открыты с раннего утра до 12.00 или 12.30, затем они закрываются на 2-3 часа, вновь открываются после «сиесты» и работают до 19.00 или даже позднее. Основные соборы и базилики открыты весь день, но чаще график работы индивидуальный.
Брат-близнец собора Святого Петра
К концу века собор настолько обветшал, что власти приняли решение его снести, а на свободном месте построить новое здание. В 1799 Павел I объявил конкурс на проект нового храма. Сам император мечтал возвести в столице брата-близнеца собора Святого Петра в Риме. За право стать архитектором собора на Невском боролись известные зодчие, но в конце концов ни один проект не пришелся по душе монарху.
Тогда граф Строганов, чей дворец располагался неподалеку от будущего храма, предложил идею молодого архитектора Воронихина, своего бывшего крепостного. Он разработал проект, который учитывал пожелания императора и предполагал определенное сходство между петербургским и римским соборами, но в то же время оставлял место для индивидуальной трактовки.
Но за следование традициям архитектуры классицизма Воронихина не раз ругали. Например, известный русский мемуарист и товарищ Пушкина Филипп Вигель писал: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело». Но в начале XX века работа Воронихина была вновь оценена по достоинству.
Павлу I не удалось увидеть оконченным Казанский собор. Храм достроили лишь к 1811 году. Правда, далеко не все задумки Воронихина удалось воплотить в жизнь: например, от второй колоннады, обращенной на юг, пришлось отказаться. Работы по дополнительной отделке и реставрации проходили в течение всего столетия. К украшению храма приложил руку и Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора.
Многие воспринимали его как символ победы над Наполеоном в войне 1812 года. После окончания войны в соборе выставили трофеи, а вскоре в нем похоронили фельдмаршала Кутузова. В 1837 у собора воздвигли памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Орловского.
Судьба собора была по-настоящему удивительной. Перед его стенами не раз проводились демонстрации — как народников и «Земли и воли», так и протестующих студентов. Возле Казанского баррикадировались люди во время Кровавого воскресенья. Но самый неожиданный поворот был впереди: в 1932 в одной из главных святынь города открыли Музей истории религии и атеизма. Полное освящение собора произошло лишь в 1998 — до этого некоторое время функционировали только два придела храма.
Церковь дель Джезу (Chiesa del Gesù)
By Livioandronico2013 [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)], via Wikimedia Commons
Церковь ордена иезуитов, называемая дель Джезу, являет собой блестящий образец маньеризма и пышного римского барокко. Нарядная церковь с роскошным убранством построена в XVI веке архитекторами Виньола и делла Порта. Любопытно, что проект, предложенный для этого здания Микеланджело, был отклонен кардиналом. Архитектура Иль Джезу стала канонической для иезуитских храмов по всему миру. По её образцу строятся костёлы так называемого «Общества Иисуса» в Польше, Литве, Португалии, Латинской Америке. В храме похоронен основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола.
Адрес: Piazza del Gesù
Режим работы: 7.00-12.30 / 16.00-19.45
Использованные материалы
-
Карташев, А. В., Вселенские Соборы:
- Триодь цветная, изд. Московской Патриархии, 1992, л. 204 (тропарь), л. 110 (кондак)
Ряд православных историков (Феодорит, Епифаний) считали причиной еретического упорства Ария — его раненное честолюбие: Арий и Александр были двумя кандидатами на Александрийскую кафедру.
Св. Афанасий Великий написал специальное письмо, озаглавленное «О Никейских постановлениях», и письмо «К африканцам». Полезные сведения содержатся в письмах Евстафия Антиохийского, в «Жизни Константина» Евсевия Кесарийского. Равным образом — из истории Сократа и Феодорита. Позднее, уже при императоре Зеноне (476-491), Геласий Кизический дает опыт целой «Истории» Никейского Собора. Это собрание легендарных материалов, скопившихся уже к концу IV в. Все эти материалы в русском переводе напечатаны в «Деяниях Вселенских Соборов», изданных Казанской Духовной Академией.
В разных источниках имя также приводится как Вит или Виктор.
Выбор Александрийской Церкви, как ответственной за вычисление пасхалии, не был случаен — в то время в Александрии процветала наука и, в особенности, астрономия.
Церковь Санта Чечилия в Трастевере (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere)
Церковь, посвященная святой Цецилии, покровительнице музыки, существует с V века и по преданию возведена на месте дома, в котором жила святая
Нельзя обойти вниманием и пройти мимо удивительной по своей красоте и нежности скульптуре работы Стефано Мадерно, изображающей святую Цецилию такой, какой, по преданию, ее обнаружили при обретении мощей
Церковь также украшают старинные мозаики IX века, фрески Пьетро Каваллини, готический балдахин XIII века. А в крипте базилики (подземной части) можно увидеть кусочек древности – там сохранились остатки античных сооружений. Кроме того, под алтарем находится саргофаг с мощами святой Цецилии.
Адрес: Piazza di Santa Cecilia, 22Режим работы: 10.00-13.00 и 16.00-19.00.
Посещение базилики бесплатное, вход в подземную крипту – € 2,50. Осмотреть средневековые фрески Пьетро Каваллини можно с 10.00 до 12.30 (€ 2,50).
Собор Святого Петра
Собор Святого Петра
Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri) — католический собор, центральное крупное сооружение Ватикана и крупнейшая историческая христианская церковь в мире.
Над его созданием трудилось несколько поколений великих итальянских зодчих: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
Строительство собора началось в 1506 году. Автором первого проекта стал Браманте, далее в работе участвовали Рафаэль, Перуцце, Сангалло. Микеланджело разработал конструкцию купола. Джакомо Порте и Виньола выстроили купольную конструкцию, Мадерна удлинил здание и оформил фасад. Проект площади перед храмом разработал в XVII веке Джованни Бернини, он же создал потрясающие детали интерьера.
Высота фасада, построенного архитектором Мадерна составляет 48 метров, а ширина — 118,6 метра. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 метра, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов.
Из портика в собор ведут пять порталов. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV века и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII века «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» созданы в 1949 — 1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу.
Внутри собор поражает своей гармонией и строгостью пропорций, огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, а также множество замечательных произведений искусства.
В конце центрального нефа, находится бронзовая статуя Святого Петра XIII века.
Купол собора, имеет внутри высоту 119 метров, диаметр 42 метра и опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя святого Лонгина работы Бернини. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится еще один шедевр Бернини — огромный балдахин, высотой 29 метров, в окружении 95 лампад. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра, которая включает в себя также кресло Святого Петра.
Собор Святого Петра
Справа от кафедры находится надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, а слева — надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта.
В правом нефе находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета», созданная им на рубеже XV и XVI столетий, капелла Распятия, в которой хранится деревянное распятие конца XIII — начала XIV века, надгробие маркграфини Матильды Тосканской работы Бернини, надгробие Григория XIII, а чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой надгробие Климента XIII.
В левом нефе — надгробие Александра VII работы Бернини и надгробие Иннокентия VIII, созданное в 1490-х годах скульптором Антонио Поллайоло.
В сокровищнице собора Святого Петра, пройти в которую можно через левый неф, хранится знаменитое рельефное надгробие папы Сикста IV, работы Антонио дель Поллайоло, а также папские тиары и украшенные реликварии.
Здесь можно увидеть усыпальницы Пап Римских, императоров, кардиналов, представителей королевских семей, а также небольшие часовни.
В Священных Гротах Ватикана похоронены двадцать один Папа Римский. На сегодняшний день, в гротах можно увидеть гробницы Пап Бонифация VIII, Пия XI, Пия XII, Сикста IV, Павла VI и Иоанна Павла I. Здесь же обрели покой император Священной Римской империи Оттон II, правивший в X веке н.э., королева Швеции Кристина, королева Кипра Шарлотта и многие другие знатные персоны.
Доступ в Священные Гроты осуществляется из трансепта базилики.
Время работы Собора Святого Петра
Вход в Собор Святого Петра открыт ежедневно: с апреля по сентябрь — с 07-00 до 19-00, с октября по март — с 07-00 до 18-30. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.
Стоимость посещения Собора Святого Петра
Вход в собор бесплатный. Вход в сокровищницу собора — платный. Священные Гроты Ватикана открыты для свободного посещения, однако попасть в некрополь можно только в сопровождении гида, предварительно заказав экскурсию.
Если вы хотите увидеть Ватикан сверху, то вам необходимо посетить обзорную площадку на куполе собора Святого Петра.
Подняться наверх можно пешком по 551 ступеньке, либо на лифте.
Обзорная площадка купола открыта ежедневно:с апреля по октябрь с 07-30 до 18-00, с октября по март — с 07-30 до 17-00.
Стоимость билета при подъеме пешком составляет 8 евро, на лифте — 10 евро.
Актуальную информацию о времени работы и стоимости билетов на смотровую площадку на куполе Собора Святого Петр можно уточнить здесь.