Удмуртские народные традиции и обычаи

Название народа

Подавляющее большинство этнографов сходятся во мнении, что удмурты как народ появились после распада прапермского этноса, разделившегося на несколько родственных племён. Во внешности современных жителей Удмуртии ярко выражено влияние славянских и тюркских народов.

Точно сказать, когда зародился удмуртский народ, нельзя. Причина тому — отсутствие письменных источников, что могли бы раскрыть нам историю удмуртов до определённого времени. Поэтому жизнь их в древние времена так и остаётся загадкой.

Густав-Федор Христианович Паули «Зыряне и вотяки в традиционной одежде, 1862 г.»

Самые первые упоминания о племенах Удмуртии встречаются у древнегреческого историка Геродота, что называет их “будины” и “аримаспи”. Здесь явно заметно одно и древних названий народа — “ары” (означает “люди”). А вот вотяками удмуртов в XII веке прозвали русские, появившиеся на их землях и использовавшие для определения племён реку Вятку.

История

Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат

Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен. Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать

Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию. Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность. Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.

Это интересно: 4702,Уединенный курорт Египта – Марса Алам

Путь к родному языку

АиФ-Удмуртия, Юлия Ардашева: — Богдан, как появилась идея писать на двух языках сразу?

Богдан Анфиногенов: -Я родился в Малой Пурге, в райцентре, где удмуртских детей родному языку уже не учат. Я живой пример этому: ну, знал пару слов и выражений, но в знании языка не видел никакого смысла. В университете, рядом с соседями по общежитию с факультета удмуртской филологии, я заинтересовался языком, стал удивляться самому себе: почему я не разговариваю на нём? И пошло-поехало: купил словарь, занялся изучением языка. И в стихи, которые писал с детства на русском, начал включать удмуртские слова. Их становилось всё больше, и теперь я пишу на удмуртском. Русско-удмуртские стихи были рассчитаны на таких, как я, обрусевших удмуртских детей — чтобы они почувствовали себя частью удмуртского народа, поняли, что удмуртское может быть современным и модным, как любая культура. Вдруг у них от знакомства с такими стихами загорится, как у меня, огонёк, и они потянутся к своим корням? Однако моя идея споткнулась о национальный менталитет: знающие язык удмурты восприняли её в штыки — полилась критика, что я нарочно разрушаю их культуру. Им не нужна такая её популяризация. Они же не знают мой путь к открытию языка, и каждый раз я стараюсь это объяснять.

Новость по теме

Второй фестиваль финно-угорской кухни пройдет в Удмуртии

— Как много и часто пишете стихи?

— У меня стихотворение зависит от слова — неважно, русского или удмуртского. Если слово меня «зацепило», я придумываю первую рифму и уже знаю, что стихотворение получится

Те стихи, которые не вошли в мой сборник «Айшет будущего», размещены у меня на странице вКонтакте. Там я создал две группы: MTV Udmurtia и Удмурт КЫЛБУРЧИ – для поэтов, пишущих на удмуртском языке. Любой желающий посылает мне свои стихи, и я, подобрав к ним иллюстрацию, уже размещаю на странице. Выкладываю все: если человек считает это стихотворением, которое можно показать народу, то моя оценка не нужна. Плюс Интернета в том, что по «лайкам» и комментариям человек может понять уровень своих стихов. Авторов в группе уже больше 40: молодежь и люди старшего поколения.

Не хватит слов: удмуртскому языку осталось жить всего 100 лет?

Читайте на АиФ

Развитие земель удмуртов

Арабские путешественники IX-XII веков дают более расширенную характеристику удмуртам. В их сочинениях значится, что это был высококультурный народ с развитым экономическим потенциалом. Основными занятиями людей были охота и ремёсла, благодаря которым активно развивалась торговля с соседними народностями.

С конца I тысячелетия нашей эры земли удмуртов находились под властью Волжской Булгарии. Через два века государство становится частью Золотой Орды, что приносит народу новые испытания. Удмурты вынуждены были терпеть притеснения и давление со стороны племён захватчиков. Итогом стало отступление народа в Прикамье.

В 1489 году Вятские земли входят в состав России, что становится новым витком развития истории удмуртского народа. После падения Казани вся территория современной Удмуртии попадает под власть русских.

Верхнечепецкие удмурты. Глазовский уезд. Начало XX века.

От славян удмуртский народ перенял немало особенностей деятельности, например, научился создавать новые орудия труда для обработки земли, разведению особых пород скота. Впервые у людей появилась традиционная русская печь в домах, что очень быстро “прижилась” в Удмуртии.

Русское влияние заметно даже в отдельных элементах традиционного удмуртского костюма, хотя в основе его сохранились старинные особенности (использование монет как украшений, народные орнаменты в вышивке).

С XVIII века начинается стремительное развитие промышленности. Российская империя в Удмуртии занималась производством железа, изготовлением огнестрельного оружия.

Вотяки, 1870 год

Достопримечательности

  • Музей-усадьба Петра Чайковского
    Удмуртия известна во всем мира, так как это родина знаменитого композитора Петра Чайковского. В маленьком заводском поселке (Воткинск), вдали от суеты столичной жизни, прошли первые годы детства композитора. Виртуальный тур
  • Музей под открытым небом «Лудорвай»
    Расположен в живописном месте в 17 км от города Ижевска. Посетители музея могут познакомиться с бытом северных, центральных и южных удмуртов, а также уникальными историческими памятниками культуры. Виртуальный тур
  • Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени Михаила Калашникова
    Оружейная история Ижевска насчитывает более 200 лет. Здесь, в столице Удмуртии, жил и работал создатель знаменитого оружия АК-47 – Михаил Калашников. В его честь в 2004 году был открыт музей стрелкового оружия. Подробнее
  • Усадьба Тол-бабая
    Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз, добрый и справедливый сказочный персонаж. Живет Тол Бабай в живописном уголке, местечке называемом «Удмуртской Швейцарией» — селе Шаркан, расположенном в 90 километрах от столицы Удмуртии. Виртуальный тур
  • Зоопарк
    Зоопарк проектировался с 2004 года и был открыт в городе Ижевске в 2008 году. Он входит в рейтинг лучших зоопарков России (3-е место) и считается одним из лучших зоопарков в Европе. Многие животные в зоопарке – редкие и исчезающие представители российской и мировой фауны.
  • Парки для активного отдыха
    Активная молодежь Ижевска любит проводить время в городских и загородных парках: горнолыжные и туристические курорты «Нечкино» и «Чекерил», парк культуры и отдыха имени Сергея Кирова, парк культуры и отдыха имени Максима Горького.

Сложности и становление Удмуртии

Однако далеко не всегда удмурты положительно воспринимали власть русских. Периодически в регионе вспыхивали бунты, причиной которых являлось повышение налогов и насильственная христианизация.

Население южных земель Удмуртии активно приняло участие в восстании Емельяна Пугачёва. Народное сопротивление было подавлено, однако это не отразилось на постоянном развитии края удмуртов. В 1889 году на юге Удмуртии впервые появляются железные дороги.

В прошлом веке удмурты, как и многие другие народы России и соседних стран, познали горечь потерь в двух разрушительных кровопролитных войнах. Однако Удмуртия стала тем регионом, куда было эвакуировано более 20 предприятий.

В тяжёлые годы Великой Отечественной войны население региона сумело перевыполнить план. Немалый вклад в развитие транспортной системы Удмуртской АССР стал настоящий трудовой подвиг народа, строительство железной дороги Ижевск — Балезино.

Удмуртки д.Покровский-Урустамак, ныне Бавлинского района Татарстана. Снимок начала XX в.

Сегодня край удмуртов называется Удмуртской Республикой и представляет собой государство в составе Российской Федерации. Его население постепенно растёт, и в наше время составляет около 600 тысяч человек.

Удмурты — народ с богатой историей, где есть как яркие и радостные страницы, так и периоды упадка и скорби. С давних времён жители Удмуртии гордятся своими землями, стараются возродить старинные обычаи и хранят культурное наследие предков. Их труды не оказываются напрасными.

Сегодня интерес к малоизученным удмуртским верованиям, национальным особенностям заметно возрос. На мой взгляд, далеко не последнюю роль в этом сыграл вокальный коллектив “Бурановских бабушек”, получивших признание как в России, так и в странах Европы. Возможно, возрождение культуры Удмуртии поможет нам открыть новые тайны этого народа.

Подготовка к свадьбе

Родственники с обеих сторон готовились по отдельности. На свое усмотрение приобретали и заготавливали продукты для праздничного стола, шили и покупали наряды, украшения. Забивали скот, подготавливали оговоренный калым и приданое. Доставалось все самое лучшее — свадьба должна была продемонстрировать достаток семьи, богатство жениха и красоту невесты, а также сплоченность их родственников.

Принято было лично звать на праздник приглашенных родственников, друзей и уважаемых людей — это знак наивысшего почтения. В основном, этим занималась мужская часть семьи, поскольку женщинам хватало хлопот с подготовкой.

Южтолэзь/Март

Тулыс кисьтон/Весенние поминки – семейный праздник поминовения умерших. Весной к мёртвым обращаются с просьбой помочь в весенних и летних работах. В честь умерших ставится чашка и кладётся ложка на краю стола. После трапезы содержимое чашек выносят за пределы избы, чаще всего в огород. Содержимое блюда выливается, или оставляется само блюдо. Подобные действия совершались во время поминок в каждом доме во время обряда гостевания. Навещали своих родных в строгой последовательности по течению реки. 

Кулэм потон уй/Чук мунчо уй/Великий четверг – букв.: ночь возвращения мёртвых. Отмечается перед Пасхой. К этому дню тщательно готовились. Старались вымыть не только полы, но и потолки и стены в избе. В ночь на Великий четверг на стол стелили белую скатерть, клали хлеб, соль, надеясь жить в достатке круглый год. Считалось, что в эту ночь к живым возвращаются мёртвые, гуляют бесы – жобъёс, ишанъёс, ведуны. С целью предохранения от «нечистой силы» совершали различные действия: в окна, над дверями дома, конюшни, хлева, на ворота втыкали можжевёловые ветки; окуривали избы; с вечера мылись в бане, переодевались в чистые белые одежды; выходили в хлев и выкликали скот, чтобы он размножался и был здоровым, и т. д. Стараясь предугадать судьбу, в эту ночь гадали.

Галина Кулакова

Будущая советская лыжница и 4-кратная олимпийская чемпионка Галина Кулакова родилась в Воткинском районе в 1942 году. В 20 лет окончила Ижевское педагогическое училище, а потом поступила в Прокопьевский техникум физической культуры в Кемеровской области.

Галина Кулакова начала серьезно заниматься лыжами только в 22 года. В большой спорт она попала практически случайно: все началось с районных соревнований, на которых она выступила вместо сестры. Обман пришлось раскрыть, но подающую надежды лыжницу заметил тренер Петр Наймушин. С 26 лет Кулакова уже выступала в составе сборной СССР.

На Олимпиаде-72 в Саппоро Кулакова выиграла три золотые медали на всех лыжных дисциплинах, на олимпиаде в Инсбруке в 1976 году стала чемпионкой в эстафете 3х5 км. Также среди главных спортивных наград Галины Кулаковой – две серебряные и две бронзовые олимпийские медали, Кубок мира, пять золотых медалей Чемпионата мира и тридцать девять золотых медалей Чемпионата СССР.

Музей Ижевска

От начальной точки мы проделали большой путь – пора возвращаться обратно в город. Завершить знакомство с культурой и бытом удмуртов предлагам в Музее Ижевска. Настройте навигатор и поезжайте назад – в столицу Удмуртии. Добраться нужно до улицы Милиционной, 4.

Если предыдущие музеи нашего маршрута знакомили с народной культурой удмуртов, то здесь можно узнать об укладе жителей-заводчан – в позапрошлом веке веке Ижевск был настоящим городом-заводом.

Коллекцию Музея Ижевска стали собирать в 2012 году. Учреждение и сегодня продолжает формировать свои фонды, а местные жители передают сюда предметы, связанные с историей Ижевска. Здесь можно увидеть одежду, мебель, игрушки, посуду, журналы и открытки XIX–XX веков.

Располагается музей в старинном здании усадебного типа – Генеральском доме. В XIX веке здесь проживали семьи начальников Ижевского оружейного завода.

Планируется, что позже к объектам «музейного квартала» помимо Генеральского дома будет относиться здание Ижевского индустриального техникума, Пивоваренный завод купца Бодалева и главный корпус Ижевского оружейного завода.

Период выбора невесты и сватовство

Все вопросы, касательно знакомства и женитьбы решались старшими членами семьи. Девушки-невесты, достигшие брачного возраста, права голоса не имели. Зачастую, молодого жениха также никто не спрашивал. Подыскивать сыну невесту начинали, когда ему исполнялось 13-14 лет, а самым подходящим возрастом для женитьбы считали 16-18 лет. Будущая супруга должна была быть здоровой, работящей, спокойной по характеру, не калекой.

Умения и способности девушки тщательно оценивались, также, как благосостояние ее родственников, величина приданого. О девушке не должно было ходить никаких порочащих слухов. Очень часто невеста была на 2-6 лет старше жениха. Причины таких решений сугубо практичные: в хозяйстве нужны были рабочие руки. Девочку-подростка еще обучать требовалось, да неизвестно, какая из нее хозяйка бы вышла. Впрочем, родители девушек отдавать их замуж не торопились — все по тем же причинам.

К поиску подходящей кандидатуры активно привлекались родственники и знакомые. Рекомендации могли давать при необходимости зрелые замужние дамы, которые тщательно изучали потенциальных невест. Таких женщин называли дэмчи — свахи. Признанные дэмчи давали исчерпывающую информацию по кандидаткам, включая их характер, предпочтения, добропорядочность, трудолюбие, полную характеристику всей родни, а также их достаток.

Как только кандидатура была одобрена на семейном совете, готовились к сватовству. Сватом выступал отец жениха, дэмчи и выборные из ближней родни. Разговор заводила сваха, используя красочные иносказания, да порой еще и стихами, расписывая достоинства столь удачной партии для их дочери. Но родители невесты держались стойко. Получить положительный ответ с наскока не удавалось никому.

Неудавшиеся сваты откланивались, забывая что-то из одежды, как правило, рукавицы или пояс. Возвращались за потерей спустя несколько дней и снова заводили ту же песню. Порой, «забывать» приходилось по пять-шесть раз. Когда родня невесты все же смирялась с мыслью о скором прощании со своей кровиночкой, загнанных сватов ожидал разогретый невестой самовар и душистый чай.

Как раз за столом обсуждался размер йырдона, выкупа за невесту, приданого выбранной красавицы и учет совместных трат на проведение торжеств. Долгие и весьма непростые переговоры оканчивались ко взаимному согласию, когда мельчайшие детали, вплоть до облачения невесты и количества полотенец в приданом были учтены.

Сватовство заканчивалось преподнесенным караваем с пиалой, полной масла, на нем. Это право предоставлялось, как правило, матери невесты или старшей женщине в доме. Представитель счастливого жениха бросал в масло серебряные монетки, знаменуя переход девушки в статус официальной невесты.

Куартолэзь/Май – Инвожо/Июнь

Гершыд – букв.: суп плуга/Гырон быдтон – букв.: окончание сева/Трочин – Троица. По-видимому, эти обряды нужно рассматривать как разные проявления единого представления о необходимости проведения обрядов-благодарений в честь окончания сева и обеспечения нового урожая. Все эти праздники проводились в начале Инвожо – дней летнего солнцестояния. Обязательным моментом празднеств были моления: индивидуальные (на своей полосе) и общие (всей деревней) с принесением в жертву богам крупных животных – бычка, жеребёнка и т. д. В большом котле варили жертвенную кашу или суп. Пищу освящали, просили богов умножить урожай и сохранить его от вредителей. Так же как и в Гырыны потон, одним из главных моментов этого праздника было катание на лошадях. К этому дню по деревне собирали яйца в специальное лукошко, чалмы и кисеты у молодушек, чтобы самые красивые подарить потом победителям скачек. Лошадь, пришедшую первой во время скачек, кормили жертвенной кашей. Праздник мог завершиться в один-два дня, мог продолжаться три-четыре дня, целую неделю. 

ГерберДругое название праздника Гербер — куарсур (праздник пива в честь травы) связано с буйным распусканием зелени к этому времени. После него начинался сенокос. Как и в другие календарные праздники, происходило традиционное праздничное гостевание взрослых и молодёжное гуляние.

Фольклор

В жизни удмуртской деревни большую роль играли календарно-обрядовые праздники, связанные с циклами сельскохозяйственных работ. Обрядовое содержание праздников включало жертвоприношения, молитвенные и песенные заклинания, различные магические действия, призванные отвести несчастья, обеспечить плодородие земли и сохранность скота, здоровье членов семьи и т. д. (например, «толсур» – день зимнего солнцестояния, на который назначали свадьбы; «гырыны потон», или «акашка» – начало весенней страды; «зор курон» – обряд вызывания дождя и др.).

С переходом удмуртов в православие традиционные обряды подверглись заметному христианскому влиянию. В конце XIX – начале XX в. их проведение чаще стали приурочивать к дням церковных праздников (Рождество, Пасха, Троица и др.).

Наряду с официальным христианством длительное время сохранялись самобытные религиозные воззрения, которые сформировались на основе семейно-родовых и аграрных культов.

Спецификой удмуртской религии на современном этапе является наличие сложных форм синкретизма, в которых причудливо переплетаются не только элементы религии, но и фрагменты несистематизированных научных знаний.

Свадебный обряд

Торжественные ритуалы по сочетанию брачными узами условно делились на две части. Сначала праздник проходил в доме невесты, затем все дружно направлялись к жениху, где продолжались ритуалы и пир. Однако, если девушку увозили из отчего дома сразу по достижению сговора, праздновать начинали у родителей новобрачного.

Сюан — празднование в доме невесты

Родня жениха снаряжала свадебный поезд, состоящий из множества повозок, запряженных лошадьми. Поезд украшался как можно богаче, в том числе сбруя. Повязывались ленты, цветы, металлические и драгоценные мониста, кольца. Жениха провожали остающиеся в доме родственники, давая шутливые и серьезные наставления. Поезжане – так назывались участники шествия, выбирали из своего числа наиболее уважаемого мужчину, который возглавлял парадный кортеж и распоряжался на свадьбе. Присутствие дэми было обязательным.

Родня избранницы в поездке участия не принимала. Их обязанностью было помочь с организацией пира, встретить и потчевать гостей. Дом к приезду гостей роскошно украшали. Все доступные поверхности застилались парадными скатертями и гобеленами, окна и зеркала обрамлялись вышитыми рушниками. На стол подавались соленья, холодное мясо, хлеб и домашняя выпечка.

Поезжан встречали у ворот, с порога предлагая выпивку – кумышку, национальный крепкий напиток, лепешки или хворост. Кто хотя бы кусочка не откусил – во двор не пускали. Представляли руководителей торжеств, а затем рассаживались к столу. Начинались долгие песни до самого конца застолья. Именно в песнях описывались все достоинства жениха и невесты, знакомя таким образом молодых друг с другом и новыми родственниками. Спев все, что только можно было озвучить в отношении брачующихся, гости и хозяева пели прощальные песни, собирали невесту. Вручались подготовленные подарки.

Ярашон – празднование в доме жениха

Ярашон назначался, как правило, по истечении нескольких дней или недель. Если Сюан праздновали на Рождество, то следующий этап назначали на Масленицу. Праздничный кортеж должен был посетить дома родственников и уважаемых людей, обязательно заезжали к распорядителю свадебных торжеств. В каждом доме их ждало угощение, их учили обрядовым песням, давали наставления для благополучной жизни. При этом, новобрачные сами песен не исполняли.

Где-то в процессе поездки пропадала новобрачная. Безутешный жених должен был ее найти. Пир продолжался в доме жениха. Когда девушка вступала на территорию, ей под ноги бросали подушку – чтобы характер был мягкий и уживчивый.

Заключительный день празднования знаменовался маскарадом. Чем причудливее был представленный образ — тем веселее. Поезжане прощались с новобрачными, стараясь всеми силами довести молодую до слез. Считалось благой приметой, если она выплачется – тем меньше горестей останется на ее долю в будущем.

Первая брачная ночь

Избранницу встречала свекровь и провожала на женскую половину. Там она расплетала девичью косу, делала женскую прическу и надевала чалму, которую отныне замужняя женщина должна была носить постоянно. После этого молодых оставляли на первую брачную ночь, окутывая их ложе вытканным невестой пологом.

Интересные обычаи удмуртской свадьбы

Каждый народ имеет свои оригинальные маленькие обычаи и приметы, касающиеся вступления в брак. Удмурты не являются исключением.

  • Сваты должны были иметь при себе отборный нюхательный табак. Если он понравится отцу невесты — согласие, считай, в кармане.
  • Оба родителя не должны были принимать участие в сватовстве, только отец или старший родственник, а при их отсутствии — мать.
  • Одним из оригинальных обычаев удмуртов является возможность забрать сговоренную невесту в дом жениха сразу по окончании сватовства.
  • Девушка сама должна была вышить полог, которым закрывали постель новобрачных.
  • Чтобы новобрачных выпустили из дома родителей девушки, жених должен был заплатить выкуп.
  • Когда невеста готовила табани — дрожжевые блины в доме жениха, ей всячески мешали дружки жениха, закрывая заслонки в печи, превращая работу в веселую игру. Чтобы прекратить безобразие, парням подносили выпивку.
  • Основными считались обряд одевания невесты в доме мужа, когда ее облачали в женский головной платок, и купание, когда девушку обливали водой из ведер наутро после первой брачной ночи.
  • У хозяев дома могли потребовать бочонок кумышки, причем именно той, что была сделана на рождение новобрачного.

Еда

Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают. Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу. Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей. Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю. На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца. Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.

Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.

Традиции и обычаи Удмуртского народа

Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования.

Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.

Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

Пост свадебные традиции

Новобрачная отправляется в дом юноши с приданным, но чтобы отец девушки выпустил обоз с дарами и дочерью за ворота, сначала юноша должен отдать калым. Обязательно во дворе жениха девушку три раза обводили вокруг лошади. Мать юноши лично расплетала невесте косу и переплетала их в две косы, покрывая голову чалмой. Наутро после свадебной ночи всей родне демонстрировалось приданое молодой жены. Молодуха угощала гостей, пришедших посмотреть ее приданое. Шла на реку или колодец за водой, роняла туда серебряную денежку и набирала воду, которой потом поила всех присутствующих. Через неделю в доме молодых встречали родителей молодой жены, раньше в гости приходить им нельзя. Молодая жена ходит в гости к своим родным только в сопровождении мужа или его матери. Родственники мужа поочередно приглашают молодую семью в гости. Обещанную скотину забирают только на следующую осень после свадебных торжеств.

Вот так долго и весело проходят свадебные торжества у удмуртского народа. Соблюдение всех традиций и обычаев на удмуртской свадьбе превращает это грандиозное событие в жизни молодой семьи поистине в самое яркое воспоминание. Празднование самой женитьбы красочно и нарядно, наполнено национальным колоритом и красивыми обрядами.

Культурные особенности

В культуре удмуртов особенное место всегда занимала музыка. В Удмуртии поют обо всём – о природе, временах года, занятиях человека, профессиях, своём настроении и чувствах. Особый колорит народным традициям удмуртов добавляет театр. Он появился в этом крае на основе древнейших верований – синкретизма.

Учения эти были основаны на сложном абстрактном восприятии мира. В древние времена театральные сценки были частью религиозных культов и обрядов, однако в дальнейшем стали затрагивать светские сюжеты, превратившись в искусство и развлечение для людей.

Съемка ансамбля Ай Кай за исполнением народных песен в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский

Удмурты – обладатели таинственной и богатой истории, которая хранит немало тайн. Быть может, она позволит нам разгадать часть этих загадок уже в ближайшем будущем. Особый колорит родины этих людей, традиции и культурные особенности, преданность старинным обрядам привлекают в Удмуртию всё больше путешественников. Это действительно необыкновенная земля с необыкновенными людьми.

На обложке представлены свадебные наряды северных и южных удмуртов, съемка проходила в музее-заповеднике “Лудорвай” / Павел Шрамковский

Модные продукты для развития культуры

— Идет глобализация, век поп-культуры, и нужно ли напрягаться, сохраняя национальную культуру малых народов? Или пусть она остается как хобби отдельно взятых творческих людей?

Новость по теме

Сельский священник перевел Библию на удмуртский язык

Сделать культуру малого народа привлекательной для всего региона непросто: для этого нужно знать ее язык. Я это понял по себе. Но сейчас многое можно сделать с помощью интернета. Мы имеем возможность создавать культурные продукты и продвигать их в соцсетях и на «Youtube». Удмуртская культура — не что-то застоявшееся, можно и нужно делать и нечто крутое и модное для её развития.

Когда я начинал этим заниматься, только-только появились удмуртские дискотеки, ремиксы на удмуртские песни. За последние 5 лет мы многого добились.

Если ты сделал на родном языке что-то интересное, шикарное, люди в любом случае оценят. Так, Павел Поздеев предложил акцию «Удмурт зэмос веме» для развития удмуртской анимации. Веме — по-удмуртски помощь, обряд, когда дом одному поднимали всей улицей. Это очень эффективный механизм: люди скидываются, и на эти деньги снимается удмуртский мультфильм. Вышло уже две серии, очень интересные. Конечно, в таких проектах нужна поддержка государства. Но люди устали ждать, у них накипело — им проще помочь друг другу.

Судьба поэтессы Ашальчи Оки: у дороги, ведущей в вечность

Читайте в АиФ

— Вы видите пути продвижения удмуртской культуры как информационные и проектные. Но есть и политические методы: заставить всех учить язык, например.

— После школы я купил Конституцию Удмуртской Республики, прочитал ее и был в шоке от своих открытий. Оказывается, есть закон о государственных языках, принятый в 90-х годах. Он никак не исполняется. Это не особенность Удмуртии — в целом в стране у нас такое воспитание, что мы не считаем важным выполнять законы, например, курим на улице, когда это запретили. У нас в крови есть русское «авось»: может, обойдём закон и обойдётся? Нельзя законодательно «включить» у людей потребность в чужой культуре — к ней только можно пробудить интерес, увлечь ею.

— Редактор русского литературного журнала пророчит Вам будущее великого удмуртского поэта?

— Откуда же такое мнение? Я не считаю, что стану великим удмуртским поэтом. Такой цели и нет. Я занимаюсь удмуртской культурой, и мне, как ее деятелю и потребителю, вполне бы хватило круглосуточного национального телеканала, работы для него. Не обязательно он полностью должен идти на удмуртском языке, но там были бы программы по изучению этого языка, и т.д. Такой канал — моя мечта. Он стал бы огромным подспорьем для удмуртской культуры.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector