История знаменитого лувра в париже и советы по его посещению

Побывайте на концерте

У вас нет времени, чтобы отметиться на  представлении в одном из великих концертных залов Парижа? Вы можете посетить  концерт в Лувре. В музее есть подземный зал, в котором регулярно проводятся концерты классической музыки, связанные с его текущими выставками. Вечера в среду (8 часов) обычно представляют собой камерные концерты музыкантов из-за рубежа. В обед в четверга (12:30) выступают начинающие артисты, а в пятницу вечером (8 часов) проходят концерты  «великой классики».

Купите билет  заранее  и не забудьте прибыть за час до начала концерта, чтобы занять хорошее место. Билеты стоят 15 евро по четвергам, 22 евро по пятницам и 34 евро по средам.

От резиденции королей до музея

Прежде в Лувре проживали французские короли. Каждый из них внес свою лепту в возведение этого великолепного дворца, которое длилось в общей сложности тысячу лет, а также определял его дальнейшую роль, наделяя определенными функциями. Вот основные вехи становления будущего музея.

1190 год. Была построена так называемая Большая башня Лувра. Понятно, что это еще не был дворец в современном понимании, а всего лишь замок-крепость. Возвел же его тогдашний монарх Филипп II Август, известный по прозвищу Кривой, и приходившийся сыном Людовику VII Молодому. В ту пору здание имело военно-стратегическое значение. Его и построили в таком месте, чтобы можно было обозревать низовья Сены, использовавшиеся викингами для набегов.

1317 год. Лувр впервые обретает статус королевской резиденции. И всё благодаря королю Карлу V Мудрому. Происходит это после знаменательного исторического события – передачи Мальтийскому ордену имущества духовно-рыцарского ордена Тамплиеров. Тогда же в Лувр была перенесена казна королевства.

1528 год. Большая башня Лувра теряет свое первоначальное стратегическое значение. Король Франциск I Валуа отдает приказ разрушить ее как устаревший объект.

1546 год. После разрушения башни Его величество задумался о дальнейшей судьбе Лувра. И решил превратить бывшую крепость в роскошную королевскую резиденцию. Жаль, что сам Франциск I не увидел дальнейшего хода строительства: через год он умер. Работы, начатые архитектором Пьером Леско, были продолжены уже при Генрихе II и Карле IX. В это время к основному зданию были пристроены два новых крыла.

1594 год. Королю Генриху IV Наварсскому (Бурбону) приходит в голову замечательная идея объединить в единый дворцово-парковый комплекс Лувр и Тюильри – дворец, построенный в 1564 году по инициативе вдовствующей королевы Екатерины Медичи. Создание квадратного двора Лувра заслуга архитекторов Лемерсье.

1610-1715 годы. В эпоху Людовика XIII и потом его сына Людовика XIV масштабы дворца были увеличены в четыре раза. В бытность последнего Лувр и Тюильри соединил переход. Такие художники как Романелли, Пуссен и Лебрен занимались оформлением и украшением дворцового комплекса.

1667-1670 годы. Время появления Колоннады Лувра – восточного и одновременно главного фасада, выходящего на одноименную площадь. Соорудил ее архитектор Клод Перро, родной брат Шарля Перро, автора знаменитой сказки о Коте в сапогах. За основу был взят первоначальный проект Луи Лево. Колоннада протянулась на 170 метров. Вызывает неподдельное восхищение как шедевр французского классицизма.

1682 год. Работы по расширению и обустройству Лувра внезапно замораживаются. И всё потому, что Людовик XIV решает… переехать из него вместе со всем двором. В качестве новой королевской резиденции он выбирает Версальский дворец.

1700-е годы. Всё слышнее голоса тех, кто предлагает сделать из Лувра большой музей. При Людовике XV Возлюбленном появляется даже целый проект такого переустройства. Однако тому проекту не суждено было воплотиться в жизнь, так как грянула Великая Французская революция. Но музей всё же открыли для посещения, и случилось это 10 августа 1793 года, когда революция еще продолжалась.

1800-е годы. Когда после революции к власти пришел Наполеон I Бонапарт, он решил продолжить работы в Луврском дворце. Приглашенные им архитекторы Фонтен и Персье занялись сооружением северной части здания, что пролегает в направлении улицы Риволи. Но достроена она была уже в бытность Наполеона III. Тогда и было окончательно завершено сооружение Лувра. В период Первой французской империи Лувр назывался музеем Наполеона. Свой нынешний облик, хорошо знакомый миллионам туристов, будущий музей обрел после событий мая 1871 года, когда была осаждена Парижская коммуна. Тогда сгорел и дворец Тюильри.

1985-1989 годы. Президент Франсуа Миттеран, желавший видеть бывший королевский дворец самым большим музеем мира, в ознаменование 200-летия Французской революции выступил с инициативой «Большого Лувра». Идея заключалась в продлении так называемой исторической оси Парижа или Триумфального пути. Она как раз начинается от построенной в эти годы Пирамиды Лувра во дворе Наполеона и являющейся ныне главным входом в дворец-музей (автор – Йо Минг Пей). Подле расположились еще три пирамиды, но поменьше габаритами – они исполняют функции иллюминаторов. Там же, во дворе, находится каменная статуя Людовика XIV.

Лувр для инвалидов

Приоритетный доступ без очереди для инвалидов (при предъявлении карты инвалидности) тел: 0140 205990; handicap@louvre.fr

мероприятия и посещения: — экскурсии по осмотру произведений искусства -1 час 30 мин, пользующихся повышенным вниманием произведения живописи и архитектуры — 2 часа. Для людей с ограниченными физическими возможностями: видео-руководство с адаптированными турами

Адаптированные карты и и возможность взять инвалидную колясок напрокат

Для людей с ограниченными физическими возможностями: видео-руководство с адаптированными турами. Адаптированные карты и и возможность взять инвалидную колясок напрокат.

— Для слабо слышащих: видео-руководство на французском языке жестов.

Контакты для посетителей-инвалидов: тел: 0140 205990.

Адаптированная парковка и 2 автостоянки поблизости. Бесплатный вход для инвалидов — при предъявлении документов-доказательств инвалидности.

Скульптуры и архитектоника

Шедевры Лувра, это не только картины, и среди его многочисленных сокровищ одно из видных мест занимают изваяния.

Ника Самофракийская

Ника Самофракийская

Непревзойденный образец греческой скульптуры эры эллинизма. Кто изваял крылатая богиню, неизвестно, но относится она ко II ст. до н. э.

Древние греки верили, что победителю морских сражений является эта величественная дева. Ее образ воплотился в мраморе, и когда-то украшал храм Великих Богов Самофракии.

До наших дней Ника добралась без рук, головы и правого крыла. Если крыло реставраторам удалось заменить копией, то с руками не все так просто. Любые попытки воспроизвести их оказались неудачными, поскольку терялось ощущение легкости, полета, устремления вперед.

Мраморная богиня достигает 3,28 м в высоту и красуется на 2-м этаже у лестниц Дару и Победы Самофракиа в галерее Денон.

«Рабы» Микеланджело

Рабы Микеланджело

Эти две скульптуры великого мастера – гордость галереи Лувра. Они задумывались как цикл из 6-и фигур, но остальные остались незавершенными и выставляются во Флоренции.

«Восставший раб» и «Умирающий раб» – так называются прекрасные пленники, один из которых пытается сбросить путы, второй смирился и повис на них.

Они должны были стать частью надгробного памятника папе Юлию II. Работа длилась 1513 – 1519 г.г., однако в готовую композицию эти невольники так и не попали. Находятся в галерее Дедон в комнате 4.

Саркофаг муз

Саркофаг муз

Прекрасный образец того, как во 2-м веке до н.э. украшали надгробья сценами из греческой мифологии, порой переплетая их изображениями эпизодов жизни умершего. В данном случае это банкет в обществе муз, которые должны помочь душе переправиться в лучший мир.

Ищите панно в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 26.

Венера Милосская

Венера Милосская

У этой мраморной древнегреческой богини любви Афродиты есть голова на плечах, в отличие от Ники, а вот с руками та же проблема – их просто нет. Правда, лишилась конечностей она уже после того, как ее нашли на острове Милос в Эгейском море в 1820 г., когда поспорили французы, желавшие вывезти ее с острова, и турки, которым принадлежал остров, и которые не желали расставаться с найденным сокровищем.

Дата рождения Венеры примерно 130 — 100 г. до н.э. В момент находки с ней была табличка, где значилось, что сделал ее Агесандр (или Александр), отпрыск Менида из Антиохии на Меандре, однако сейчас никто не знает, куда эта табличка подевалась.

Ростом богиня 2,02 м, но если пересчитать пропорции на человеческий рост, получится 164 см.

Посмотреть ее можно на 1-м этаже в крыле Салли в отдельном зале №16.

Крылатые ассирийские быки

Крылатые ассирийские быки

Полулюди и полубыки – приветливые существа «ламассами» охраняли вход во дворец Дур-Шаррукин (Форт Саргона). Датируются они 721-705 периодом до н.э., а найдены были в 1843 г. Паулем-Эмилем Боттой.

Скульптор во время их создания прибег к хитрости, чтобы сотворить иллюзию движения. Если смотреть на существа спереди, видны их голова, торс и передние 2 ноги. При взгляде сбоку, кажется, будто они сделали шаг вперед. А все из-за лишней пятой ноги, которую не так просто заметить.

Стражи имеют высоту 4,40 м и выполнены из гипса.

Находятся на 1-м этаже в комнате 4 в части Ришелье.

Лошадь Марли

Лошадь Марли

Родилась скульптурная композиция благодаря Людовику XV, когда ему надоели чопорно-официальные статуи, и он решил заменить их дикими лошадьми, которых укрощают храбрые мужи.

Заказ выполнял Гильом ле Кусто в 1739 – 1745 г.г. В результате скульптура заиграла мышцами дикого мустанга и голого укротителя, олицетворяя жестокую борьбу неистовой природы и человека.

В 1795 г. статуя из каррарского мрамора высотой 3,55 м заняла почетное место у входа на Елисейские поля, а в Лувр перебралась только в 1984 г., где ее установили на пьедестал в мезонине в зоне Ришелье.

Можно ли посетить Лувр бесплатно

С января 2019 года Лувр открыт для всех посетителей бесплатно в первую субботу каждого месяца с 18:00 до закрытия в 21:45.

Есть и приятная новость планы для молодежи: дети, молодые люди в возрасте до 18 лет и молодые люди в возрасте до 26 лет, проживающие в Европейском экономическом пространстве, пользуются бесплатным входом в Лувр круглый год, но с одним условием: представление подтверждающих документов — для лиц моложе 18 лет, ищущих работу и посетителей-инвалидов с опекуном. Также (за исключением выставок в зале Наполеона) — вход бесплатный для учителей, которые получают образование — в первую субботу каждого месяца.

Бесплатно для детей: до 18 лет

Групповые экскурсии: необходимо бронирование ( мах 25 человек в группе). Чтобы забронировать, руководству туристической группы необходимо обратиться в музей: — по почте: Лувр, Activités АВЭК conférenciers — 75058 Paris Cedex 01. — По телефону: 01 40 20 51 77. — По факсу: 01 40 20 84 58. Самоуправляемые — групповой тур с лидером или с гидом со стороны: . По почте: Лувр, Groupes autonomes — 75058 Paris Cedex 01 . По телефону: 01 40 20 57 60 . По факсу: 01 40 20 58 24

Интересные факты о Лувре

  1. Слово «Лувр» или «Louvre» не имеет точного толкования, его в разных версиях рассматривают как производное от крепости, сторожевой башни или места обитания волков.

Photo by Irina Ledyaeva on UnsplashБольшинство парижан считают, что Лувр их главная достопримечательность. А стеклянная пирамида работы американского архитектора китайского происхождения Пэя Юй Мина не сочетается с дворцом в стиле ренессанс. Это сооружение имеет такие же параметры, как египетская пирамида Хеопса, создает ощущение пространства и света, а также играет роль главного входа в музей.
Это дом для призрака Бельфегора и непостижимой Джоконды. Это место где сплетаются пласты времени. Почти тысячелетняя история здания оставила на нем следы. Только здесь, пройдя сквозь современную стеклянную пирамиду, можно оказаться во дворце эпохи классицизма.

Photo by William Krause on UnsplashСогласно роману Дэна Брауна “Код да Винчи” пирамида построена из 666 стеклянных пластин толщиной 2 см. На самом деле их 673.
Главное произведение, которые хотят увидеть туристы это “Мона Лиза” Леонардо Да Винчи. Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением мастера. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде и она соединяет в себе два начала Инь и Янь. Если посмотреть Джоконде в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, который и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает. В этом и заключается ее таинственность. Несмотря на свое величие оригинал меньше своих репродукций в сувенирных лавках музея.

Photo by Juan Di Nella on UnsplashОсобую популярность картина “Мона Лиза” обрела после ее похищения работником музея в 1911 году. Итальянец Винченцо Перуджа хотел вернуть шедевр на историческую родину. Спустя два года картину обнаружили в Италии и немедленно доставили в Лувр.
Венера Милосская является шедевром греческой скульптуры. До сих пор остается загадкой, что было у нее в руках. А может их не было?
Ника Самофракийская — богиня победы. Она возвышается и парит над людьми. Кажется, еще мгновение, и Ника вновь полетит.

Photo by Daniele D’Andreti on UnsplashВ галерее Аполлона хранится бриллиант “Санси”, весом более 55 карат. Он был найден в Индии в VI веке. Камень неоднократно похищали и перепродавали.
Чтобы обойти музей полностью Вам понадобится не меньше недели.
В городе Ланс и в Абу-Даби находятся филиалы музея. В Лансе проходят временные экспозиции из главного музея. В Лувре Абу-Даби выставляются шедевры мирового искусства, направленные на эклектику между востоком и западом.
Не все здание дворца является музеем

Здесь же располагается министерство финансов Франции и другие административные отделения.
Обратите внимание на оформление входа в метро Пале Рояль на улице Сент Оноре. “Беседка лунатиков”, выполненная Жан-Мишелем Отоньелем состоит из множества разноцветных шаров из муранского стекла, нанизанных на металлические шесты.
На площади Колетт находится кафе La Nemours из фильма “Турист”, где героиня Анджелины Джоли пила кофе и сожгла письмо от любимого.

Где находится и как добраться

Дворец-музей находится на улице Риволи на правом берегу Сены по адресу Palais Royal, Musee du Louvre, 75001 Paris, France.

До Лувра легко добраться на парижском метро. Это можно сделать несколькими способами:

  • по ветке 1 нужно доехать до станции Louvre Rivoli;
  • на пересечении веток 1 и 7 выйти на станции Palais Royal/Musee du Louvre.

Главный вход в Лувр расположен в стеклянной пирамиде, но есть и другие входы:

  1. Попасть в музей можно через торговый центр Карузель (Carrousel du Louvre) по подземному переходу. Там находится Перевернутая пирамида, а рядом с ней — вход в Лувр. Здесь почти нет очередей.
  2. В торговый центр Карузель можно перейти из сада Тюильри, там рядом с аркой расположены подземные входы к Перевернутой пирамиде.
  3. В правое крыло здания можно войти через Львиные врата.
  4. Вход в левое крыло открыт со стороны улицы Риволи.

В России при Екатерине II был создан музей, подобный Лувру, — Эрмитаж. Там собраны картины художников, чьи произведения выставлены в Париже.

Фотографии великих картин и скульптур и их описание легко найти в книгах, альбомах или в интернете. Но их оригиналы можно увидеть только в Лувре.

Мне нравится1Не нравится

После обеда меньше очереди

Большинство путеводителей рекомендует приходить у музею пораньше, чтобы занять очередь (двери Лувра открыты с 9 утра). Но проблема в том, что эти же путеводители читают и другие желающие лицезреть Венеру Милоскую. Самые неленивые приходят к 7-8  утра. Короче, утреннее столпотворение вам гарантировано.

Подходите к Лувру после 3 часов пополудни, и вы избежите длинной утренней очереди. Еще лучше заглянуть сюда после 6 вечера в среду или пятницу, когда музей работает до 9.45 вечера.  Этого времени  вполне достаточно, чтобы получить общее представление о Лувре и купить сувениры.

Имейте в виду, что во вторник Лувр закрыт. И еще – каждое первое воскресенье месяца (октябрь-март) музей работает бесплатно. Вроде бы приятный лайфхак, но если не хотите попасть в атмосферу хаоса ради экономии 15 евро, пропустите его.

Кстати,  первое воскресенье месяца с апреля по сентябрь сделали платным. Однако туристы по прежнему толпами приходят в эти дни в Лувр, надеясь, что старое правило работает.

Права субъектов персональных данных

10.1  Субъект персональных данных имеет право:

10.1.1. на получение персональных данных, относящихся к данному субъекту, и информации, касающейся их обработки;

10.1.2. на уточнение, блокирование или уничтожение его персональных данных в случае, если они являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки;

10.1.3. на отзыв данного им согласия на обработку персональных данных;

10.1.4. на обжалование действий или бездействия Оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

10.1.5. Для реализации своих прав и законных интересов субъекты персональных данных имеют право обратиться к Оператору направив лично или с помощью представителя запрос, содержащий сведения, указанные в ч. 3 ст. 14 ФЗ «О персональных данных по адресу, указанному в пункте 1.5 настоящей Политики.

История создания

Предпосылки к созданию музея в Лувре появились еще в середине 18 века, когда среди прогрессивных слоев парижской знати стали звучать предложения об открытии к публичному показу ценных экспонатов королевских коллекций. После заключения Людовика XVI в тюрьму во время Великой французской революции в 1792 году королевские коллекции в Лувре были объявлены национальной собственностью. Чтобы избежать мародерства и порчи предметов искусства из-за небрежного хранения, Национальное собрание издало указ о срочной подготовке музея. В августе 1793 года в Луврском дворце впервые распахнулись двери общественного музея, доступ в который был бесплатным три дня в неделю. Тогда фонды музея насчитывали всего 537 картин и около 200 различных предметов искусства. Спустя два года музей по ряду причин пришлось закрыть, но в годы правления Наполеона Бонапарта музей в Лувре получил новый шанс.

Неуклонный рост коллекций этого периода обусловлен успешными военными кампаниями Наполеона. Многие ценные произведения искусства являлись трофеями, захваченными французской армией в испанских, австрийских, голландских, итальянских владениях. После кампании в Египте в Лувр было направлено огромное количество древнеегипетских артефактов, которые впоследствии стали ядром самостоятельного отдела египетских древностей. В период восстановления власти династии Бурбонов и в годы Второй французской республики в фонды музея было добавлено около 20 тысяч экспонатов. После периода процветания, как это часто бывает, случился период упадка, который начался для Луврского музея в мае 1871 года, когда при подавлении Парижской коммуны пожар из дворца Тюильри перекинулся на Лувр. Огонь, бушевавший около двух дней, уничтожил много ценных предметов искусства и исторических интерьеров.

После Первой мировой войны из-за мирового экономического кризиса фонды музея пополнялись не слишком часто, если не считать щедрого пожертвования барона Ротшильда, который в 1930-х годах завещал Лувру несколько тысяч гравюр, рисунков и иллюстрированных книг. Во время Второй мировой войны самые ценные экспонаты музея были эвакуированы в замки Шамбор и Валансэ. После войны музей вернулся к выставочной деятельности, укрепляя за собой славу выдающегося художественного музея и одной из главных достопримечательностей Парижа. Современному музею из-за обилия экспонатов и наплыва туристов пришлось расширить свое выставочное пространство и обзавестись дополнительными галереями и музеями-спутниками в городах Ланс и Абу-Даби.

Побывайте на концерте

У вас нет времени, чтобы отметиться на  представлении в одном из великих концертных залов Парижа? Вы можете посетить  концерт в Лувре. В музее есть подземный зал, в котором регулярно проводятся концерты классической музыки, связанные с его текущими выставками. Вечера в среду (8 часов) обычно представляют собой камерные концерты музыкантов из-за рубежа. В обед в четверга (12:30) выступают начинающие артисты, а в пятницу вечером (8 часов) проходят концерты  «великой классики».

Купите билет  заранее  и не забудьте прибыть за час до начала концерта, чтобы занять хорошее место. Билеты стоят 15 евро по четвергам, 22 евро по пятницам и 34 евро по средам.

Что посмотреть

Сегодня музей представляет собой крупный архив различных произведений искусств. Собрание насчитывает около 300 000 предметов, 35 000 из которых выставляются. Многие из них размещают в залах лишь на время.

Галерея Аполлона (зал 705) — первый пример королевской галереи, созданной для Людовика XIV

Весь архив состоит из 9 частей:

Древности Египта;

Коллекции египетских древностей расположены к востоку от крыла Сюлли, на цокольном и 1-м этажах

Древности Востока;

Отделения восточных древностей Лувра насчитывают более 100 000 экспонатов

Исламское творчество;

Исламское творчество представлено около 3 000 произведений с более чем 1 000-летней историей

Древнегреческие и древнеримские предметы;

Секция древнегреческого и древнеримского искусства была открыта в 1793 году и основана на старых королевских коллекциях

Скульптуры;

Отдел скульптур среднего, ренессансного и современного искусства представляет крупнейшую в мире коллекцию французских скульптур в крыле Ришелье и шедевры итальянской и германской скульптуры в крыле Денона

Изобразительное искусство;

Отдел живописи музея представлен работами представителей всех европейских школ живописи с 13-го века до 1848 года

Графика;

Департамент графики представляет собой коллекцию рисунков, пастелей, миниатюр, гравюр, книг, рукописей, автографов, а также деревянных, медных и литографических камней

Предметы искусства;

Отдел предметов искусства Лувра — уникальная коллекция предметов, материалов и эпох, варьирующихся от средневековья до 19 века: ювелирные изделия, эмали, слоновая кость, бронза и твердые камни, керамика , стекло, витражи, мебель, гобелены

История развития музея.

Павильон истории музея демонстрирует посетителям историю Лувра, богатство и разнообразие его коллекций

Внутри коллекции также делятся на подгруппы. Одним из самых востребованных залов является тот, где находится собрание итальянской живописи. Также привлекают посетителей живописные творения старых мастеров Европы.

Зал № 14 итальянских картин, посвященный живописи в Венеции, Риме и Неаполе в 18-м веке

Шедевры Лувра

В числе экспонатов музея есть те, которые стали настоящими достопримечательностями. К ним относятся живописные шедевры и самые известные статуи.

Посозерцать в уединении самую известную статую Лувра — задача невыполнимая

Лувр славится женскими портретами, наиболее популярным из которых остается легендарная Мона Лиза, написанная да Винчи. Для «Джоконды» даже был построен отдельный зал, чтобы посетители могли рассматривать уникальное полотно в особой обстановке.

Чтобы посмотреть легендарную «Мона Лизу» Лувр посещает 15 000 человек ежедневно

Привлекает внимание и коллекция Древнего Египта, расположившаяся в 20 залах: саркофаги и мумии египетских правителей, письмена и произведения искусства, часть из которых была найдена во время похода Наполеона в Египет. Как, например, статуэтка из бронзы, изображающая царицу Каромаму

Найденная в Карнаке бронзовая статуэтка жрицы Каромамы датируется около 870 годом до нашей эры

Не уступает в известности и стеклянная пирамида, возведенная во дворе перед музеем в 1989-м году. Ее местонахождение было выбрано неслучайно: пирамида стала точкой отсчета для исторической оси Парижа, проходящей по Елисейским полям.

Пирамида Лувра на фоне Триумфальной арки на площади Каррузель

Примыкают к Лувру и собрания музеев Орсе и центра Жоржа Помпиду, известные своими шедеврами. К примеру, именно в Орсе хранится картина Ренуара «Качели», в свое время получившая много положительных отзывов.

Чего нет в Лувре?

Много ли золота в Лувре от Людовика, короля-солнца?

Немного, конечно, но есть. Галерея Аполлона была названа так как раз в честь короля-солнца (Аполлон – бог солнца). В этом зале поначалу Людовик делал приемы, но в 1661 году там произошел пожар. Работы по реконструкции проводили те же архитекторы и художники, которые позже работали над Версалем, поэтому галерея Аполлона так похожа на Зеркальную галерею в загородной резиденции.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Версаль в Париже: как спланировать поездку. Билеты, проезд, фонтаны, важные советы

А короли тут похоронены?

Лувр все-таки служил домом для королей Франции, поэтому никого в нем не хоронили. Главная королевская усыпальница находится в северном пригороде Парижа Сен-Дени. В одноименном аббатстве покоятся останки большинства представителей королевской фамилии. Кстати, это очень интересное место, потому что саркофаги для столь важных особ изготавливали изумительной красоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector