Спасская башня московского кремля

Содержание:

Как выглядит Спасская башня

В основании Спасской башни — четырёхугольник, а её верхушка — это многоярусный шатёр, украшенный курантами и арочным поясом. При ближайшем рассмотрении по углам башни можно увидеть фигурные башенки, а также разнообразные декоративные фигуры — зверей, цветы, ракушки, павлинов. Всю конструкцию венчает звонница, а внизу находится стрельница с высокими проездными воротами.

До 1624 г. верх башни был деревянным с навершием в виде двуглавого орла. Потом по совместному проекту англичанина Христофора Галовея и русского мастера Бажена Огурцова деревянная конструкция была заменена на многоярусный верх с обнажёнными скульптурными фигурами на европейский манер. Просуществовала башня в таком виде недолго — пожар 1628 г. уничтожил её украшения, после чего наверху снова был установлен двуглавый орёл.

После октябрьской революции 1917 г. символы царской России уничтожались повсеместно, не обошла эта участь и Кремль. Замена двуглавому орлу в виде красных звёзд с размахом лучей 3,75 метра украсила башни в 1935 г. Материалом для них послужили красная медь и нержавеющая сталь. Центр украсили изображением серпа и молота из уральских самоцветов. Увы, но такой вариант не выдержал пагубного влияния солнца и дождей и уже в 1937 г. первоначальный сильно потускневший вариант заменили на современный — из рубинового стекла с внутренней электрической подсветкой. Каркас звезды изготовлен из покрытой золотом нержавеющей стали.

Часы на Спасской башне

Первое, что привлекает внимание в облике всего сооружения — это куранты. Мы знаем их с детства, ведь именно их ход отсчитывает последние минуты уходящего года, а мощные удары возвещают приход нового

Первый механизм был установлен в XV веке. Современный вариант появился в 1852 г. До Петра I механизм часов на Спасской башне сильно отличался от современного и циферблат делился на 24 часа. По отзывам современников, бой колокола башни был слышен за 10 верст. В ходе реконструкции 1624 года старые часы сняли и перевезли в Спасский монастырь в Ярославле. Башню надстроили, внутри разместив новый механизм, к которому под руководством Кирилла Самойлова были отлиты 13 колоколов.

И новые часы, и башня полностью сгорели в пожаре 1626 г. Христофор Галовей создал свой механизм, у которого был неподвижный внутренний круг и движущийся внешний. Пожар 1654 г. почти уничтожил и этот вариант. Только 13 лет спустя его отремонтировали, после чего часы просуществовали до 1701 г., окончательно погибнув в очередном пожаре.

В 1704 г. Пётр I заказал куранты классического немецкого типа с циферблатом, разбитым на 12 часов, в Амстердаме. 30 подвод доставляли их из-за границы. Руководил установкой часовщик Яким Гарнель. Звон 33 колоколов впервые возвестил утро 9 декабря 1706 г. После смерти Петра I и переноса столицы в Петербург, часы на Спасской башне пришли в упадок. Пожар 1737 г. нанёс им серьёзный ущерб. Реставрацией руководила Екатерина II.

Свой современный вид часы приобрели в 1851 г. Тогда братья Бетеноп (московские купцы) полностью их отреставрировали, дополнив ещё 3 циферблатами. Медные числа были покрыты червонным золотом, а стрелки медью с позолотой. 35 колоколов исполняли разные мелодии. С того времени останавливались Куранты только однажды — во время революции 1917 г.

В мире больше нет таких полностью механических часов — без колоколов часы весят 25 тонн. В своём современном режиме они работают вот уже более 150 лет. 14 колоколов на звоннице Спасской башни звонят через каждые 3 часа. Внутри часов расположен медный цилиндр, исполняющий роль музыкального механизма. Последняя реставрация курантов прошла в 2014 г.

Спасская башня Московского Кремля, удивительные находки

В мае 1988 г. находят Большой кремлевский клад. Находилось это чудо буквально под ногами, рядом с башней на глубине 5 м. Клад представляет собой сундучок с серебряными украшениями домонгольского периода. Княжескую казну спрятали в 1238 г.

В этот год произошли трагические события в Москве – войска хана Батыя разграбили и сожгли город. По количеству и разнообразию предметов этот клад по праву занимает достойное место в 10 самых интересных и значительных комплексов, найденных в древней Руси.

Возле Спасской башни и ворот нашли мнгочисленные предметы прежнех времен. В 1939 г. находят еще одни клад. На этот раз это были золотоордынские монеты. А в сентябре следующего года, в 100 м от башни, обнаружили глиняный кувшин, наполненный серебряными монетами и слитками.

В январе 1969 г. при ремонте здания у Спасских ворот откопывают другой клад – серебряных копейки в количестве 1237 штук, относящиеся к 1606 г. Еще два клада откапывают в 1607 г.

Самая удивительная находка была сделана в самом проезде Спасских ворот, на глубине 2 м. Сотни лет миллионы людей проходили через ворота, но даже не подозревали о том, по чему они проходят. Это был клад-гигант, состоящий из 34 769 серебряных монет, 23 серебряных изделий и трех жемчужин. Самые поздние монеты относятся ко времени правления царя Федора Алексеевича (1676-1682). В 1917 г. башня пострадала во время артиллерийского обстрела Кремля, но в 1918 г. была восстановлена.

Башня и собор

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Башни Московского Кремля

Длина стен составляет 2235 метров, их максимальная высота – 19 метров, а толщина достигает 6,5 метров.

Насчитывается 20 схожих в архитектурной стилистике оборонительных башен. Три угловые башни имеют цилиндрическое основание, остальные 17 – четырехугольные.

Башня Троицы является самой высокой, возвышаясь ввысь на 80 метров.

Самая низкая – башня Кутафья (13,5 метров), расположенная за пределами стены.

Четыре башни имеют проездные ворота:

  • Боровицкая;
  • Троицкая;
  • Никольская;
  • Спасская.

Вершины этих 4-рех башен, которые считаются особенно красивыми, украшены символическими красными рубиновыми звездами советской эпохи.

Часы на Спасской башне впервые появились в 15 столетии, однако сгорели в 1656 году. 9 декабря 1706 г. столица впервые услышала бой курантов, который возвещал о новом часе. С тех пор произошло много событий: велись войны, переименовывались города, менялись столицы, однако знаменитые куранты Московского Кремля остаются главным хронометром России.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня (высота 81 метр) является самым высоким зданием в кремлевском ансамбле. Она была построена между 1505 и 1508 годами и по-прежнему исполняет свою функцию для трех соборов, которые не имеют собственных колоколен – Архангельского, Успенского и Благовещенского.

Рядом находится небольшая церковь Св. Иоанна, откуда и появилось название колокольни и площади. Она существовала до начала XVI века, потом разрушилась и с тех пор существенно обветшала.

Грановитая палата

Грановитая палата – основной банкетный зал московских царевичей, это старейшее сохранившееся светское здание в городе. В настоящее время это официальный церемониальный зал для Президента России, поэтому он закрыт для экскурсий.

Оружейная палата и алмазный фонд

Палата построена по указу Петра I, чтобы в ней хранилось добытое в войнах оружие. Строительство затянулось, начавшись в 1702 году и закончившись лишь в 1736 году по причине финансовых трудностей. В 1812 палата была взорвана в войне против Наполеона, реконструировалась только в 1828 году. Сейчас Оружейная палата является музеем, посетить который можно в любой день недели с 10:00 до 18:00, за исключением четверга. Цена билета для взрослых – 700 рублей, для детей – бесплатно.

Здесь находятся не только экспонаты оружейного промысла, но и Алмазный фонд. Постоянная выставка Государственного алмазного фонда впервые открылась в Московском Кремле в 1967 году. Здесь особенно ценны уникальные ювелирные изделия и драгоценные камни, большинство из них были конфискованы после Октябрьской революции. Время работы – с 10:00 до 17:20 в любой день, кроме четверга. За билет для взрослых придется отдать 500 рублей, детский стоит 100 руб.

Два выставляемых алмаза заслуживают отдельного внимания, так как принадлежат к самым известным в мире образцам этого драгоценного камня:

  1. Алмаз «Орлов» в скипетре Екатерины II.
  2. Алмаз «Шах», который царь Николай I получил в 1829 году из Персии.

Спасские куранты

На башне установлены знаменитые часы – куранты. Дебют часов состоялся спустя год после возведения. Первые часы с музыкальным механизмом смонтированы в 16 веке. С тех пор они несколько раз видоизменялись. Мелодии тоже были разные.

Главным создателем часов с боем является английский механик Аристарх Галовей. Механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев и даже исполнял музыкальные мелодии. Время отображалось при помощи цифр, стрелок тогда еще не было. Эти часы прослужили недолго, они пострадали во время пожара.

В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с немецким циферблатом. По воле руководящего работами мастера Фатца куранты были настроены играть немецкую песенку.

За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. К 1852 году износ часов достиг критического уровня. В этом же году создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено московским купцам братьям Бутенопам.

С задачей они справились блестяще, Используя часть старого механизма и применяя современные достижения, мастера изготовили новые куранты, которые украшают Спасскую башню по сей день.

Это единственные полностью механические часы в мире и самые древние в Европе. Чугунный литой корпус и механические детали из стойких сплавов помогают переносить колебание температур в течение года.

Игральный вал обеспечивал мелодичный перезвон. До революции 1917 года они исполняли «Марш Преображенского полка» утром и «Коль славен наш Господь…» вечером. Во время штурма Кремля большевиками часы были повреждены. Восстановленные по указанию Ленина, до 1938 года исполняли революционные гимны – «Интернационал» и «Вы жертвою пали». В последующие годы звучал только перезвон по часам и четвертям.

Циферблаты кремлевских курантов выходят на четыре стороны. Диаметр каждого из них 6,12 метра. Устройство весом 25 тонн и длиной стрелки почти 3 метра заняло три этажа. На звоннице Спасской башни 11 колоколов, у каждого из которых своя нота звучания.

Главный колокол озвучивает время каждый час и весит 2160 кг. Вес маятника 32 кг. Каждые 15 минут – перезвон 9 колоколов. Бой часов производит молоток, соединенный с колоколом. Часы заводят с помощью электромоторов.

В 1999 году после крупной реставрации были позолочены стрелки и цифры часов. С января 2001 года Кремлевские куранты на Спасской башне в 00:00, 06:00, 12:00, 18:00 вызванивают строку из Гимна России.

Новый год приходит в полночь 31 декабря с началом перезвона колоколов за 20 секунд до первого удара главного тяжелого колокола.

Десятки лет часы показывают правильное время. Для этого куранты связали подземным кабелем с контрольными часами института имени Штернберга.

Архитектура в истории башни

Строение очень интересно по своей конструкции. Исстари она считалась главной башней Кремля, свидетельство тому – ее устройство. Она имеет пять боевых ярусов. Между ними проложена лестница, спрятанная между двойными стенами.

Наружная отделка из красного обожженного кирпича. Полы, своды и лестницы – из белого известняка. На верхних площадках бойницы. Два каменных бастиона не сохранились до наших дней. Толщина оборонительных стен достигает 5 метров.

Это проездная башня. Ее ворота закрывались крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны были пристроены башенки – стрельницы, проезды в которые защищались специальными спускающимися решетками – герсами.

В 17 веке сделали новые надстройки. Над башней соорудили шатер, который позднее снабдили гербом России – двуглавым орлом. Такой чести была удостоена только Спасская башня. На ней же издревле были башенные часы.

Конструкция украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей, кружевами из белого камня. Вправо и влево уходят кирпичные стены огромной для того времени высоты.

У подножия начинался огромный 50 м длины и около 10 м ширины мост. Он был перекинут через внушительный ров, стены которого выложены белым камнем, а глубина достигала 22 метров. Этот огромный ров служил не только для обороны, но и преграждал путь огню во время губительных московских пожаров.

За рвом в 50 м от стен Кремля начиналась граница Красной площади. Высота башни 71 метр, периметр основания 61,8 метра.

Надвратные иконы

Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. 16 века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея.

Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы – Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.

В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:

  • на западной стене – епископы Петр и Алексий у ног Богородицы
  • на восточной стене – преподобные Сергий и Варлаам у ног Христа

Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:

  • Спаса Смоленского
  • Спаса Нерукотворного

Спас Смоленский

Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).

На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.

Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного

Икона Спаса Нерукотворного, по преданию,  оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.

Живописцы сняли с иконы 2 копии:

  • одну – в Хлынов
  • вторую – на Спасскую башню со стороны Кремля

В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.

У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.

Звезды

Главный символ советской власти 5-лучевая звезда появилась на Спасской башне в середине 30-х гг. 20 в. Она заменила орлов, которые до этого венчали купол.

Двуглавый орёл. Традиция венчать шпиль на вершине башни государственным символом восходит к 16 в. Первой эмблемой стал двухглавый орел, вырезанный из дерева. Чтобы фигуру было хорошо видно и она не так быстро портилась под воздействием природных условий, птицу стали делать из металла, покрытого позолотой. В 1935 г. орел, как признак самодержавия, исчез с вершин куполов. В настоящее время ведется полемика про его возвращение на прежнее место.

Самоцветная звезда. Проект был разработан академиком Ф. Федоровским в 1935 г. Для изготовления фигуры использовался сплав меди с высоколегированной нержавеющей стали. По центру выкладывалось изображение серпа из самоцветных камней и золотой молот. От центра к вершинам углов расходились лучи.

Однако звезда имела недостатки:

  • быстро тускнела от непогоды
  • размеры дисгармонировали с общей конструкцией башни

В 1936 г. звезду сняли со Спасской башни и перенесли на здание Северного речного вокзала столицы. Весной 1937 г. на башне зажглась первая рубиновая звезда. Она выполнена из 2-х слойного стекла:

  • рубиновый – внешний
  • молочный – внутренний

В середине лампа на 5 тыс Вт, работающая автономно. Каркас и устройство звезды позволяет ей свободно вращаться вокруг оси. Расстояние по оси лучей -3,75 м. Для успешной работы механизм снабжен фильтрами и специальной вентиляцией. Вместе со звездой высота Спасской башни составляет 71м.

Самая узнаваемая башня Московского Кремля и его символ

3 оценило

Спасская башня — это самая известная и узнаваемая из 20-ти башен Московского Кремля, его символ.

Спасская башня Московского Кремля

История Спасской башни

Необходимость прикрыть северо- восточную линию Кремля, лишённую защиты естественными преградами, стала причиной возведения в 1491 году проходной башни вместо Фроловской стрельницы. Своё первое название — Фроловская – новая башня получила благодаря расположенной вблизи церкви Фрола и Лавра и до XVII была известна и в Москве под этим именем.

Строительные работы осуществлялись под руководством итальянского зодчего Пьетро Антонио Солари. К мощному четырёхгранному нижнему ярусу башни вплотную примыкает отводная стрельница. Если вражеские воины по перекинутому через ров с водой деревянному подъёмному мосту добирались до входа в Кремль, то последним препятствием становились опущенные железные решётки – герсы. Защитники Кремля отрезали неприятелю путь назад, обстреливая его с верхних рядов галереи стрельницы. Внимательно присмотревшись к фасаду башни, можно разглядеть и отверстия для цепей, поддерживавших конструкцию подъёмного моста, и пазы для опускания решётки.

В 1624 – 1625 над двухступенчатой конструкцией башни, имеющей квадратное основание, поднялся восьмерик, увенчанный шатровым верхом. Авторами первой шатровой надстройки на башне Кремля были Бажен Огурцов, зодчих дел мастер, и англичанин Христофор Галовей, ставший также создателем первых часов. Выполненное из белого камня кружевное арочное обрамление с фантазийным декором по верху нижней ступени придало сооружению неповторимый облик и заслуженный статус самой нарядной и красивой башни Кремля.

Невосполнимой утратой стала потеря белокаменных барельефов, созданных во времена Дмитрия Донского В. Д. Ермолиным для ворот Фроловской башни, с образами Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Лишь фрагмент этого художественного объекта можно увидеть среди экспонатов Третьяковской галереи.

Переименование башни в Спасскую

В честь надвратных икон Спаса Нерукотворного со стороны Кремля и Спаса Вседержителя со стороны Красной площади указом царя Алексея Михайловича в 1658 году главная башня Кремля стала именоваться Спасской. Двуглавый орёл, символ Российской державы, увенчал шатровую надстройку Спасской башни, обозначив её значение среди прочих кремлёвских сооружений. Царские торжественные шествия, въезд зарубежных послов, выступления войсковых частей, патриарший выход к народу — все эти события совершались через Спасские ворота.

Куранты на Спасской башне

Куранты на Спасской башне

По указанию Петра I в 1707 году часы на Спасской башне были заменены курантами с колокольным боем, привезенными из Амстердама. Сейчас на главной кремлёвской башне установлены часы-куранты фирмы братьев Бутенон, созданные в 1851-1852 годах. Каждый из четырех циферблатов имеет диаметр 6,12 м.

Кремлёвские звёзды

Кремлёвская звезда на башне

Впервые знаменитые кремлёвские звезды засверкали именно на Спасской башне, сменив двуглавого царского орла. Уникальные лампы мощностью до 5000 Вт, помещенные внутри рубиновых звезд, создают в тёмное время суток равномерное и яркое освещение, видимое издалека. Размах между концами звезд, венчающих кремлёвские башни, составляет 3,75 м.

Всего Спасская башня имеет 10 этажей высотой до звезды 67.3 м, а с учётом размеров звезды – 71 м.

  • Россия
  • Москва

 Адрес: Россия, Москва, Красная площадь

Описание строения

В наши дни Спасская башня является изюминкой экскурсий по Москве. У основания башни находятся парадные ворота, ведущие в московский кремль. Ворота закрываются массивной решёткой, которая поднимается при помощи огромного механизма. Сама башня имеет высоту 71 метр, где находятся десять этажей. На трех из десяти этажах располагается механизм всеми известных кремлевских курантов, на фоне которых, в новогоднюю ночь, президент России говорит свое послание гражданам России. Эти часы стали одни из самых известных символов России. Не забываем посмотреть увлекательную статью фото Павловский Посад.


внешний вид


спасские куранты


спасские куранты ночью


реконструкция башни

Икона Богоматери Печерской и Спасителя Неруктворного

Также как икона Спасителя Смоленского, икона с другой стороны Спасских ворот аналогично пережила немало перепитий за свою историю.

В свое время обе иконы были сотворены в один и тот же период.

В XVII веке стараниями царя Алексея Романова Москва обогатилась чудесной старинной иконой родом из города Вятка — Спас Неруктворный. Икону разместили в монастыре Новоспасском, а ее репродукцию царь приказал начертать на Спасских воротах.

Обе иконы перенесли немало реконструкций, реставраций и переписываний. Также, над иконой Богоматери со Спасом был сделан защитный навес, и рядом разместилась лампада со свечами.

В 30-ые годы и эта икона была замурована в штукатурку, вмазанв в стену.

Все работы по освобождению и реставрации, обе иконы на Спасских воротах пережили в одно время.

Как добраться

Спасская башня расположена на Красной площади. К ней удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:

  • автобус – № 158 (ост. «Красная площадь»);
  • линии метро – Сокольническая ( ст. “Охотный ряд”,«Библиотека им. Ленина» ), Арбатско-Покровская (ст. “Площадь Революции”), Замоскворецкая (ст. “Театральная”),Филёвская (ст. «Александровский сад»), Серпуховско-Тимирязевская (ст. «Боровицкая»), Арбатско-Покровская (ст. «Арбатская»), Калужско-Рижская (ст. «Китай-город») .

Адрес: Московский Кремль, между Сенатской и Царской башнями

Координаты: 55°45’09.2″N 37°37’17.0″E

Литература

  1. Иван Забелин. История города Москвы. — М.: Столица, 1990. — 688 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-7055-0001-7.
  2. Иван Забелин. Домашний быт русского народа в XVI и XVII. — М.: Товарищество типографии А. И Мамонтова, 1895. — Т. 1. — 782 с.
  3. Алексей Абрамов. У Кремлёвской стены. — М.: Политиздат, 1988. — ISBN 5-250-00071-1.
  4. Москва. Энциклопедия. — М., 1980.
  5. Александра Гончарова. Стены и башни Кремля. — М.: Московский рабочий, 1969. — 64 с. — 60 000 экз.
  6. Сергей Романюк. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 60 000 экз. — ISBN 978-5-227-04778-6.</ref>
  7. Полное Собрание законов Российской империи: с 1649 по 1675. — СПб.: ПСЗРИ, 1830. — Т. 1. — 1047 с.

Куранты в 20 веке

Часы на Спасской башне являются настолько значимым памятником, что трудно говорить об истории башни, попутно не рассказывая об истории курантов. В 1917 году часы впервые серьезно пострадали: в них попал снаряд, был поврежден механизм и перебита стрелка. Год куранты стояли неработающими. Их починкой занялся Ленин — по его распоряжению к восстановлению кремлевских часов были подключены слесарь Беренс и музыкант Черемных. Куранты заработали вновь, причем в 12 часов дня вместо боя играл Интернационал, а в 12 ночи — «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1938 году по решению Сталина часы стали отбивать часы и четверти часа, причем безо всякой музыки.

И лишь только в 1996, во время церемонии инаугурации президента РФ Бориса Ельцина Кремлевские часы опять начали играть музыкальные мелодии. В каждый 3-ий и 9-ый час куранты воспроизводили фрагмент оперы «Жизнь за царя» известного русского композитора Глинки — мелодию «Славься». А каждый 12-й и 6-ой час — «Патриотическую песню». В последний раз куранты были отреставрированы в 1999 году. Теперь «Патриотическая песня» заменена на гимн Российской Федерации.

Спасские ворота — святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом — они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы. Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам — «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади

Башни Кремля

1. Спасская башня

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Башня является аутентичной (кроме пристроенного в 17 веке навершия).

Высота строения – 71 м;

Долгое время её называли Фроловской из-за стоящего рядом одноимённого монастыря. Спасской башня называться стала в 17 столетии, так как у неё появилась икона Спаса Нерукотворного;

2. Сенатская

Архитектор – неизвестен

Является аутентичной

До 18 века была Безымянной башней, а в 18 веке за ней было построено здание сената.

Рядом с постройкой находится мавзолей

Высота – 34 м;

3. Никольская

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Неаутентична, так как в 1812 году была взорвана и заново отстроена архитектором Осипом Бове, который не воссоздавал её, а спроектировал свою.

Высота строения – 70 м;

4. Угловая Арсенальная

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Аутентична

До 18 века – Собакина башня, так как рядом жили бояре Собакины. Была переименована после строительства поблизости от неё здания арсенала (оно видно на фото- жёлтое строение)

Высота – 60 м

Круглая по форме

5. Средняя Арсенальная

Высота – 39 м

Долгое время называлась Гранёной

В 19 столетии был построен грот в дорическом стиле, который является визитной карточкой и яркой отличительной особенностью этого строения. Своим названием башня обязана также близостью к кремлёвскому арсеналу.

6. Троицкая

Архитектор – Алевис Фрязин

Аутентична

Высота – 80 м;

Находится напротив здания Манежа, соединена мостом с Кутафьей башней

7. Кутафья

С 17 века имеет машикули (подобие бойниц, отверстия для вертикального обстрела)

Была отводной башней (т.е. её основной функцией являлась защита)

8. Комендантская

Аутентична

Высота – 41 м

До 19 века – Колымажная (раньше рядом находился двор с колымагами).

*На фото видно, что внутренняя часть как бы встроена в стену здания потешного дворца.

9. Оружейная

Высота – 32 м

До середины 19 века – Конюшенная башня (в ней имелись ворота, через которые можно было проехать к Конюшенному приказу. Оружейной названа после постройки Оружейного приказа на месте бывшего Конюшенного.

10. Боровицкая

Архитектор – Пьетро Антонио Солари

Название дано по месту, так как раньше там был сосновый бор;

В настоящее время через неё осуществляется въезд — выезд автотранспорта.

11. Водовзводная

Круглая по форме 

Высота – 61 м

Неаутентична

Связана с появлением первого московского водопровода

Ранее – Свиблова башня (из-за бояр Свибловых)

В 19 веке заново отстроена Осипом Бове;

Аутентичная

Высота – 30 м;

13. Тайницкая

Архитектор – Алевис Фрязин

Высота – 38 м

В 18 столетии взорвана при Екатерине II, чтобы сделать ходы для постройки Кремлёвского дворца (который так и не был построен)

В ней располагался тайный ход — колодец (отсюда и название: тайный- тайницкая)

Неаутентична;

14. 1-я Безымянная

Высота – 34 м

Неаутентична

Её можно назвать самой «многострадальной». Раньше там был пороховой склад, который потом взорвался. В 18 веке башню взорвали для строительства Кремлёвского дворца. В 19 веке была снова взорвана при отходе Наполеона;

Аутентичная

Высота – 30 м

Когда-то в ней располагалась кузница;

16. Петровская

Высота – 27 м

Ранее – Угрешская (рядом был Угрешский монастырь)

В 17 веке разрушена во время польской интервенции, в 18 веке взорвана при строительстве дворца, а в 18 – при Наполеоне.

Неаутентична

Отстроил О. Бове;

Высота – 46 м

Было много бойниц, которые заложили кирпичом в 19 веке

Имеет машикули;

Высота – 37 м

Аутентична

В ней располагалась пыточная;

19. Набатная

Высота – 38 м

Раньше там была звонница

В 18 столетии во время московского чумного бунта с неё раздавался звон для восстания против чумы. После Екатерина II распорядилась «прилюдно» убрать колокола;

20. Царская

Высота – 16 м (вместе со стеной)

Построена в 17 веке

Использовалась как смотровая площадка для царей.

Некоторые башни Московского Кремля сохранились с самого начала их постройки, некоторые неоднократно разрушались и восстанавливались. Имеющиеся у всех построек навершия (в виде своеобразной надстройки с крышей) были поставлены в 17 веке. До этого момента они выглядели так:

Часы

Первые куранты появились на башне после реконструкции в XVIII веке. Массивный часовой механизм с боем весил 3 тонны имел необычную конструкцию. Стрелки часов стояли неподвижно, а циферблат вращался вокруг своей оси. В 1780-е годы на башне установили более легкие часы с традиционной конструкцией циферблата.

Сегодня на здании красуются современные электронно-механические часы с классическим дизайном. Три часовых механизма весят по 20 кг. Стрелки с серой окантовкой выполнены из легкого алюминия. Часовая стрелка имеет длину 1,68 м, а минутная – 2,2 м. Раньше отладкой курантов занимался часовщик-смотритель, но в век высоких технологий с этой работой легко справляется компьютер.

Куранты Спасской башни Казанского кремля

Когда кремлевские куранты начинают свой бой, включается светомузыкальное шоу «Малиновый звон». Одновременно со звуками медленно вспыхивают и гаснут красные прожекторы, которые окрашивают белые стены башни в яркий малиновый цвет. Оригинальная иллюминация очень красива днем, но еще более впечатляет в темное время суток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector