Оружейная палата — старинный музей-сокровищница кремля
Содержание:
Соборная площадь: соборы Московского Кремля
Соборная площадь – уникальный культурный памятник Москвы, расположившийся на вершине Кремлевского холма. Величественный ансамбль объединяет шедевры архитектуры разных веков, стилей и авторов. Псковские, московские и владимирские зодчие, итальянские градостроители создали чудесные храмы, которые в настоящее время являются музеями культуры и истории.
Соборная площадь
Соборы здесь начали возводить на стыке XIII и XIV веков с постройкой первых деревянных церквушек. Уже тогда было примерное представление о дальнейшей композиции пространства и предназначении. Здесь проходили многие важные культовые духовно-религиозной жизни города: венчания на царствование, отпевание умерших правителей. Современный облик площадь приобрела только к XV веку.
Успенский собор – один из древнейших храмов Москвы. Раньше на его месте стоял деревянный, а в 1327 по приказу Ивана Калиты Успенский собор перестроили в камне.
Успенский собор является хранителем христианских реликвий – Гвоздь Господень и одно из оружий казни Иисуса Христа.
Изящный золотоглавый Благовещенский собор – произведение псковских мастеров. Он был возведен в конце XV века и являлся домовым храмом русских правителей. Изначально имел только три купола. Собор серьезно пострадал во время пожара, и Иван Грозный приказал перестроить церковь ( с тех пор она девятиглавая).
Внутреннее убранство Благовещенского собора составляют иконы и фрески Андрея Рублева, Феофана Грека и Прохора из Городца – великих иконописцев.
По соседству располагается творение итальянского мастера, Алевиза Нового, Архангельский собор. Еще в первой половине XIII века на святом месте находилась деревянная церковь, где в XIV веке при Иване Калите был возведен изящный белокаменный собор. Позже храм был перестроен, в нем стали прослеживаться элементы итальянского Возрождения.
В Архангельском соборе погребены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Михаил и Алексей Романовы.
Церковь Ризоположения выделяется по своему внешнему виду среди многих московских святынь – ее строили приглашенные псковские мастера (конец XV века), поэтому прослеживаются характерные черты псковской архитектуры.
Через арки Церкви Двенадцати Апостолов обычно входят на территорию Соборной площади. Это самая поздняя постройка: она была возведена по воле патриарха Никона в середине XVII века.
Станция метро: «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная», «Александровский Сад». Адрес: Красная площадь, Московский Кремль. Соборная площадь находится рядом с Царь-Пушкой, Колокольней Ивана Великого, Царь-Колоколом, Кремлевским Дворцом Съездов. Стоимость билетов: взрослый- 500 рублей, детский до 16 лет –бесплатно, студенты дневных факультетов, пенсионеры – 250 рублей. Льготные категории граждан – бесплатно. Время работы: с 10.00. до 17.00. Телефон для справок: +74956954146
Веками хранящая государево добро
Оружейный приказ при Московском Кремле был хранилищем военного снаряжения и вооружения. Он был связан с Казенным двором, куда свозили все ценности государева двора. В 1560 году объединили эти два объекта и изменили название.
С тех давних пор, Оружейная палата – это место особое, где находились под усиленной охраной бесценные артефакты, принадлежащие предшественникам царей, дорогие подарки и трофеи, взятые у неприятеля. А Россия во все времена вступала в различные войны, так что недостатка в них не было.
Другая функция прикремлевской ризницы – собственные мастерские, где изготавливали оружие, занимались поставкой различной утвари для дворца, обучали иконописи и выполняли многие другие работы. Надо ли говорить, что в них работали самые лучшие мастера?
В разное время эта прикладная деятельность менялась, например, в XVII веке там работали ювелиры, но неизменным оставалась главная задача – сохранять царские реликвии. Уникальными экспонатами еще в то время были награды царей и патриархов, золотая и серебряная посуда, княжеский шлем отца Александра Невского и многое другое, относящееся к XII веку.
С каждым новым правителем и новой войной фонды пополнялись и не только из дворцовых палат, но из конюшен, столовых, княжеских усадеб, полей сражений.
Не уберегли часть реликвий лишь однажды: в 1737 году в Москве случился большой пожар, оставивший целыми лишь казну и несколько самых древних экспонатов, хранившихся отдельно от всего. Пострадавшее от огня здание пришлось разобрать, сохранившиеся экземпляры переехали на временное хранение в Теремной дворец. Для страховки пригласили художника, который написал своеобразную художественную летопись. Его рисунки дошли до нашего времени и стали наравне с другими описями – бесценным свидетельством истории.
Война с Наполеоном внесла свои коррективы: казну и все ценности погрузили на корабль и доставили в Нижний Новгород. Два года они там находились под неусыпным контролем.
Вернулись они уже в новое здание, изменился и статус Оружейной палаты: ко всем прочим служащим в руководство государственным хранилищем были введены просвещенные знатоки истории и искусств, и перед посетителями впервые открылись двери.
Здание Оружейной палаты было возведено по приказу Николая I. Он интересовался всем: даже проекты эскизов расположения экспонатов в залах утверждал сам. Он и стал первым посетителем получившего статус музея – дворцового хранилища. Позже двери музея открылись для представителей всех сословий, исключая крепостных. Популярностью у тысячи зевак пользовались не только залы с уникальным оружием, оправленным драгоценными камнями, но и с гардеробом коронационных особ.
Ввел правило все платья непременно после коронации сдавать на хранение в Оружейную палату еще Петр I. Поэтому по ним легко проследить модные тенденции целых эпох. В коллекции 17 нарядов, десять из которых – женские. И это – не самая большая из всех существующих в мире. Например, подобная традиция существовала в Швеции, где хранится самая значительная коллекция королевских одежд. Есть подобные экспонаты в Англии, Австрии и Дании. Но вряд ли где сохранилось подробное описание создания платьев: так называемые кроильные книги составляют отдельную историческую ценность, и все они, наравне с другими описями хранятся в архивном фонде Оружейной палаты.
Большой Кремлевский дворец
Строительство Большого Кремлевского дворца началось в середине 19 века на месте дворца Елизаветы Петровны. Архитекторы старались возвести, с одной стороны, величественное здание, с другой стороны, максимально вписать его в имеющийся ансамбль. Новый дворец отвечал всем требованиям времени – он демонстрировал силу правящей династии и ее несокрушимость.
Большой Кремлевский дворец
Протяженность здания — 125 метров, его высота 37 метров. Масштабность дворца хорошо видно, если смотреть на него с Москвы-реки.
Во дворце пять залов, названных в честь орденов Российской империи: Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский. Здесь проходят торжественные приемы, вручаются государственные награды. Кремлевский дворец — официальная резиденция Президента России
При посещении обратите внимание на отделку помещений: потолки, люстры, даже дверные ручки демонстрируют изысканность и величие
На экскурсию в Большой Кремлевский дворец можно попасть только в составе группы по предварительной записи, поскольку в здании часто проводятся торжественные мероприятия. Будьте готовы к тому, что ваше посещение могут отменить или перенести.
В самом дворце около 700 комнат, среди которых есть принадлежавшие правившим императорам (в некоторые из них можно попасть с экскурсией), и те, в которых в настоящее время работает правительство. Попасть в эти помещения невозможно.
Помимо величественного убранства залов и покоев, посетители смогут попасть в Малахитовое фойе – галерею, в которой размещены портреты русских государей.
К Большому Кремлевскому дворцу примыкает построенная в конце XV века Грановитая палата. Именно по ее лестнице когда-то спускались цари, а сама палата была залом, где принимались почетные гости, послы, проходили торжественные церемонии и заседания Боярской думы. Внутреннее убранство менялось несколько раз, но и сейчас оно отражает дух старой Москвы.
Грановитая палата Московского Кремля
Перед посещением Большого Кремлевского дворца вам придется пройти через металлоискатель и возможный досмотр вещей, поэтому не берите с собой большие сумки и рюкзаки.
Стоимость экскурсий: от 4000 до 6000. Скидки (приблизительно 500 рублей) предоставляются школьникам, пенсионерам, льготным группам. Записаться на экскурсию можно по адресу: Старая площадь, д. 2, подъезд 1 А.
Соборная площадь
Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.
Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.
Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.
Архангельский собор
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Алевиз Новый
Врата Архангельского собора / фото автора
Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.
Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.
В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.
Благовещенский собор
- Даты постройки: 1484–1489
- Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин
Благовещенский собор / фото автора
Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.
Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.
Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.
Грановитая палата
- Даты постройки: 1487–1491
- Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора
У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.
Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.
Церковь Ризоположения
- Даты постройки: 1484–1485
- Архитектор: неизвестен
Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.
В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.
Успенский собор
- Даты постройки: 1475–1479
- Архитектор: Аристотель Фиораванти
Успенский собор Кремля / фото автора
С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.
Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.
В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.
Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов
- Даты постройки: 1635–1656
- Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов
Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора
Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.
Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.
В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.
Колокольня Ивана Великого
- Даты постройки: 1505–1508
- Архитектор: итальянец Бон Фрязин
Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.
Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.
Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.
О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.
Золотой и серебряный залы
Самые древние, со времен Византии, предметы искусства, что некогда хранились в казне государей и патриарших светлицах переехали в палату три столетия назад.
Уникальным считается кувшин, созданный в лучших традициях византийского искусства. Сплавленный из серебра, он украшен изображениями девяти муз античности. Из нескольких дошедших до нас художественных работ, исполненных в подобной технике, есть золотой образок с распятием, относящийся к XI веку и наперсная икона, дипломатический подарок русскому царю – «Сошествие во ад», в изящной золотой оправе, камеи, украшение полудрагоценными камнями в византийской манере.
Русское искусство многое переняло у константинопольских мастеров, но сумело привнести и собственный колорит. В изделиях, сделанных руками мастеров Киева, Суздаля, Чернигова и других ремесленных городов, еще в домонгольский период, преобладает золото, драгоценные камни, но еще и великолепие кружева скани – филигранное, тончайшее плетение из металлических нитей. Эти ювелирные изделия относят к ранним произведениям искусства.
XV век привносит романтику в ювелирку: московские златокузнецы показывают художественную роскошь корон и венцов, православных предметов, окладов для библии и церковных книг. По конец века Москва вышла на столичный уровень, притянув все лучшее из окрестных центров культуры и искусства Новгородчины, Суздаля и других. А уже следующий век по праву считается вершиной московского ювелирного искусства. В этот период преобладают эксперименты с цветом: появляется белый и голубой в золоте изделий, а также чеканка – отличительная особенность мастеровых.
Интересна серебряная церковная чаша конца XVII века покрыта чеканной росписью, а литые головы ангелов служат рельефной гранью. Конечно, все великолепие создано в основном для церкви: образа, оклады, посуда, кадила, кресты и прочие вещи. Но есть и царские принадлежности. Можно увидеть кубки, ковши, чарки, братины – все, что украшало богатые пиры Михаила Федоровича.
Среди этого пиршества изделий можно выделит три ковша, созданных из сплошного куска золота, в орнаменте с вкраплениями из самоцветов и жемчуга.
Замысловатые композиции появляются на металлических изделиях граверов. Например, серебряный стакан XVII века украшен библейскими сюжетами. Фигур много, техника тончайшая и сложная, заимствованная у восточных и западных соседей.
Серебряные ковши и чаши позднее пользовались популярностью в качестве награды. Их вручали как кубки за военную и государственную службу – казакам и купцам. В перечне таких наградных экспонатов есть ковш времен Петра II.
А когда в моду вошла привычка нюхать табак, то стали появляться похожие на шкатулки разные табакерки, а от них рукой подать до эпохи Фаберже. Среди представленных в музее — три просто роскошные. Из чистого золота, с декором из агатовых пластин, прямоугольной формы — одна из них совершенна в своем исполнении. Другую табакерку венчает вазочка с букетом, в котором цветы бриллиантовые и рубиновые, а зелень — изумруды вместо листьев. Третья – гравирована изображением Елизаветы Петровны. Все изделие украшает россыпь бриллиантов, а два из них довольно крупные.
Еще век спустя ювелирное дело расширило географию. Несколько предметов, принадлежащих генерал-губернаторам сибирской столицы — Тобольска, внесли дополнительный шик в уже существующие стили. Этот город ввел моду на изображение пастушек и охотничьих сцен в создание посуды, а Вологда – привнесла пейзажные сюжеты и городские виды.
Ну и наконец, скажем несколько слов о самой известной ювелирной фирме. Основанная в Санкт-Петербурге, вотчина Фабереже уже в начале XX века стала самой модной и престижной, а предприимчивый и талантливый ее основатель стал главным исполнителем элитных заказов. Пасхальные яйца для последних венценосных персон — вершина его творчества. Миниатюрки снабжены механикой: есть заводной поезд – в позолоте и платине, есть музыкальные мотивы, что до сих пор можно услышать. В Оружейной палате представлены десять из полсотни существующих пасхальных изделий.
Башни
Длина стен составляет 2235 метров, их максимальная высота – 19 метров, а толщина достигает 6,5 метров.
Насчитывается 20 схожих в архитектурной стилистике оборонительных башен. Три угловые башни имеют цилиндрическое основание, остальные 17 – четырехугольные.
Башня Троицы является самой высокой, возвышаясь ввысь на 80 метров.
Самая низкая – башня Кутафья (13,5 метров), расположенная за пределами стены.
Четыре башни имеют проездные ворота:
- Боровицкая;
- Троицкая;
- Никольская;
- Спасская.
Вершины этих 4-рех башен, которые считаются особенно красивыми, украшены символическими красными рубиновыми звездами советской эпохи.
Часы на Спасской башне впервые появились в 15 столетии, однако сгорели в 1656 году. 9 декабря 1706 г. столица впервые услышала бой курантов, который возвещал о новом часе. С тех пор произошло много событий: велись войны, переименовывались города, менялись столицы, однако знаменитые куранты Московского Кремля остаются главным хронометром России.
Царственные принадлежности
Коллекция символов власти превосходит все европейские. Глядя на эти свидетельства эпох: короны, скипетры, кресты, троны, державные книги – очень просто создать впечатление о парадном придворном церемониале.
В них венчались, короновались, выходили к дипломатам, выезжали в народ. Некоторые из государственных регалий становились наследными, переход из рода в род. Но все, то представлено в седьмом зале Оружейной палаты, безусловно, бесценно и представляет историческую ценность.
Самые ранние артефакты представлены XIII веком. Наиболее известный экспонат – шапка Мономаха. Ее вес почти килограмм – намного легче прочих, уступающая им и по количеству драгоценных камней. Например, корона Анны Иоановны весит четыре кило, для ее украшении ювелиры использовали почти 2,2 тысячи алмазов и красивые красные драгоценные камни.
Но статус шапки Мономаха на протяжении многих веков был незыблем: ее надевали многие цари и только один раз – в день венчания на царствие. Последним в ней выходил Иван V в 1682 году. Ему было всего 15 лет, а сопровождал его на трон младший брат и соправитель Петр I.
Трон, созданный специально под двойное царствование, хранится также в Оружейной палате. И туристам не устают объяснять превратности королевской жизни, для которой вот понадобился трон с двумя сиденьями. Он и правда необычный, напоминает роскошный золотой мини-дворец, украшенный государственными символами. Чтобы соорудить двухместный трон, понадобилось разобрать три старых трона времен Михаила Романова.
А самым дорогим и нарядным царским креслом считают алмазный. Над ним работали иранские мастера, поэтому восточные мотивы в его отделке можно обнаружить. Трон стал шикарным подарком царю Алексею Михайловичу от армянских купцов, заплативших за работу несколько тысяч рублей. Хотя не безвозмездным: купцы рассчитывали на определенные льготы в торговле с Россией. Более одной тысячи алмазов участвуют в его росписи, и 1224 драгоценных камней, включая изумруды, а количество жемчуга не поддается подсчету. Трон прослужил верой и правдой до последнего царя: Николай II восседал на нем по случаю своей коронации.
После свержения самодержавия, трон лишился части алмазов: их украли и вывезли из страны.
Интересная подробность: тронные кресла создавались по проектам лучших архитекторов, считающим эту работу ничуть не менее важной, чем разработку дворцов и усадеб
Оружейная палата Кремля
Оружейную палату называют музеем-сокровищницей. Она находится в здании Большого Кремлевского дворца, построенного по проекту Константина Тона. В 9 залах представлено более 4000 экспонатов: яйца Фаберже, доспехи, посуда.
5 чудес Оружейной палаты:
- Шапка Мономаха с собольей опушкой — ей венчали на царство
- Кареты XVI-XVIII веков: от открытой колымаги английских мастеров до зимнего возка, на котором везли на коронацию Елизавету Петровну
- Кольчуга Шуйского — по преданию после кончины князя ее отдали Ермаку
- Двойной трон для коронации будущего Петра I и его брата Ивана
- Мантия последней русской императрицы Александры Федоровны — накидку сшили из меха 800 горностаев
В Оружейную палату пускают по времени. Сеансы начинаются в 10:00, 12:00, 14:30 и 16:30.
Башни и стены Московского Кремля
Важнейшая часть кремлевского комплекса – его стены и башни, пережившие множество пожаров и повреждений. Современный, краснокирпичный, Кремль – дело рук великого градостроителя О.И. Бове. Всего в комплексе сохранилось 20 башен.
Каждая башня Кремля по-своему уникальна. Внешний вид построек разительно отличается: некоторые башни выполнены в средневековом, фундаментальном и строгом стиле, другие – современны, легки и романтичны. Кроме того, башни имели разное предназначение и строились в разные исторические эпохи.
Все же основной комплекс башен сооружен в конце XV века. Архитекторы старались сохранить единый стиль.
Стены Кремля образуют фигуру, напоминающую треугольник. Три башни, стоящие в вершинах клина, отличаются округлым фундаментом. У остальных основание прямоугольное.
В юго-восточном углу Кремля расположилась Беклемишевская (или Москворецкая) башня (80-е годы XV-ого столетия). Своё название творение зодчего-итальянца Марка Руффо получило по Москворецкому мосту.
Москворецкая башня (вид с Москворецкого моста)
Восточная стена простирается по всей длине Красной площади. На месте уничтоженных Тимофеевских ворот по проекту итальянского архитектора Солари была возведена Тимофеевская башня.
Альтернативным именем, Константино-Еленинская, постройку нарекли по церкви святых Константина и Елены. Следующая, Набатная башня расположилась на спуске Боровицкого холма. Архитектор её неизвестен, имя получила за установленный в XVII веке сигнальный колокол.
Чуть дальше, прямо на стене, находится Царская башня, с которой Иван Васильевич Грозный часто наблюдал за городом. Спасская (Фроловская) башня – парадный вход в московскую крепость, увенчанный рубиновой звездой. Первоначальный вариант был окончен к концу XV века, а в начале XVII- на ней возвысилась готическая верхушка с курантами. Имя башня получила за образ Спасителя, находившегося на внешней стороне.
При царе Михаиле Федоровиче (XVII век) Спасскую башню украшали скульптуры, которые были серьезно повреждены пожаром 1628 года и были убраны.
Далее следуют маленькая Сенатская башня, получившая свое имя по зданию Сената, и «награжденная» почетной рубиновой звездой Никольская башня, отреставрированная под псевдоготику, зодчего Антонио Солари (XV век).
Северный угол Кремля защищает крепкая Арсенальная башня, возведенная Солари. У западной стены крепости простирается Александровский сад. Здесь расположилась Средняя Арсенальная (или Граненая) башня. Троицкая (автор Алевиз Фрязин), украшенная рубиновой звездой и считавшаяся следующей по значимости после Никольской, башня является высочайшей из всех (80 метров). Кутафья башня (начало XVI века) – последняя оставшаяся предмостная, т.е. внестенная, башня. Она служила для защиты крепостных мостов, а ее имя произошло от слова «кут» («укрытие»). Далее следуют Комендантская и Конюшенная (Оружейная) башни. Предтеченская – украшенная рубиновой звездой башня, через которую сейчас въезжают кортежи правительства.
Водовзводная башня охраняет юго-западный край крепости. Увенчана рубиновой звездой, имела тайный проход до Москвы-реки и колодец. Свое имя постройка получила за механизм подачи воды в крепостные сады. Южная кремлёвская крепостная стена пролегает вдоль Москвы-реки. Здесь находятся старые постройки 1480-х годов: классическая Благовещенская, небольшая Тайницкая, Первая и Вторая Безымянные и Петровская башни.